ruenfrde
Скрыть оглавление

Упоминание о бунчуке в «Ригведе» <1960>

История публикации:

Рерих Ю.Н. Упоминание о бунчуке в «Ригведе» // Древний мир: сб. ст. М., 1962. С. 440–441.

То же: // Индия – Тибет: текст и вокруг текста: Рерихов. чтения 2002 (юбилейные) в Институте востоковедения РАН. 2004. С. 8–10.

То же: // Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия. Т. 2. Статьи, дневники, отчеты. М., 2012. С. 61–63.

 

 

Бунчук, или значок командующего (уйгурский или монгольский tuγ), состоящий из конского хвоста, подвешенного под перекрестие копья или навершия, хорошо известен из военной истории османов и среднеазиатских тюрок и монголов. От них его заимствовала русская армия. Этот бунчук обычно возил за начальником особый значковый, или tuγči. Воздвигнуть или поставить tuγ означало начало войны или набега. Белое знамя (čaγantuγ или sülde) Чингисхана, который сделался, согласно преданию, гением-хранителем народа, до недавнего прошлого чествовалось в одном из хошунов на северо-западе Монголии и в Ордосе [1]. То же поверие бытует у кочевых племён Северо-Восточного Тибета, где среди голоков, сохранивших многое из кочевой древности, за командиром отряда, идущего в набег, возят копьё, значительно длиннее обычного копья кочевников, которым вооружены отдельные всадники. Под навершием копья прикрепляется пучок конских волос или освящённый кусок материи (в этом сказывается влияние буддизма). Такое копьё почитается обиталищем гения-хранителя войны, или , причём в этом выражении слово  не означает «враг», а сохраняет своё древнее значение «боевой» (ср.   – «боевая секира»).

Такие бунчуки, или конские хвосты, на копьях известны у древнеиранских кочевых племён Средней Азии. Изображения лопастных знамён и стилизованных бунчуков встречаются на фресках Кызыла и Муртука в Синьцзяне (VI–VIII вв. н. э.) [2].

Г. М. Бонгард-Левин обратил моё внимание на изображение бунчука на раннесасанидском блюде из собрания Государственного Эрмитажа в Ленинграде, воспроизведённое в книге Ф. Сарре [3]. На блюде изображены как бунчук (конский хвост под навершием копья), так и четырёхлопастные знамёна.

Бунчуки на длинных пиках имелись и у хорезмийских войск [4].

Согласно Геродоту (VII, 70), «эфиопские» воины из Гедрозии (Белуджистан) носили конские гривы на шлемах. Эти «восточные эфиопы» входили в состав индийских отрядов персидской армии, и Геродот подчёркивает, что их вооружение было сходно с вооружением индийцев.

Металлические навершия бунчуков с изображением тотемных животных хорошо известны по обнаруженным при раскопках материалам скифского и гуннского времени (Кубань и Ордос) [5].

Из всего сказанного можно заключить, что бунчук был хорошо известен иранским племенам Средней Азии и Причерноморских степей. Сведения наши о вооружении древнеарийских воинов чрезвычайно скудны из-за почти полного отсутствия археологического материала [6]. Из текста «Ригведы» известно, что древние арийцы знали копьё и знамёна (draps, ср. авестийское drapša) [7]. Слово dhνaja «знамя» дважды упоминается в «Ригведе» (VII, 85; X, 103). На многочисленных песнопениях в «Ригведе» об Индре, древнеарийском боге войны и набегов, разрушителе укреплённых городов (puraṁdara), отразился не дошедший до нас, но, несомненно, существовавший богатырский эпос древних арийцев, своеобразная дружинная поэзия, которой свойственны метафоры и символизм. В песнопении первой книги «Ригведы» (1, 32, 12) о единоборстве Индры с драконом, Индра, пронзённый копьём этого чудовища (Vṛtra), уподобляется конскому хвосту на копье:

 

«Конским хвостом тогда [ты] стал, о Индра,

Когда копьём пронзил тебя [дракон] бог единый;

Ты добыл скот, добыл сому, о герой,

Освободил течение семи потоков» [8].

 

Это место «Ригведы» принято понимать как какое-то магическое превращение Индры [9], о котором Рену сказал: «Dont on ignore d’ail-leurs la portée réale» [10].

Представляется более вероятным, что пронзённого в бою Индру ведийский поэт уподобил конскому хвосту на древке копья – предмету, хорошо известному ему из воинского уклада древних арийцев, и нет надобности пояснять текст как какое-то непонятное магическое превращение, которое помогает Индре избежать опасности. Если наша догадка правильна, то это место «Ригведы» можно считать древнейшим упоминанием бунчука, военного значка, заимствованного, как и некоторое вооружение, тюрко-монголами у ирано-арийских племён.

 

Древний мир. Сборник статей. Академику В. В. Струве.

М., 1962

 

_________________

 

[1] Б. Я. Владимирцов. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Л., 1934. С. 145. Прим. 3; Pavel Poucha. Die Gecheim Geschichte der Mongolen. Praha, 1956. S. 137 ff; Доржи Баизаров. Собр. соч. М., 1956. С. 274 сл. (прим. Г. H. Румянцева).

[2] A. von Le Coq. Bilderatlas zur Kunst und Kulturgeschichte Mittel-Asiens. Berlin, 1925. S. 18.

[3] F. Sarre. Die Kunst des Alien Persien. Berlin, 1922. S. 105.

[4] С. П. Толстов. Древний Хорезм. M., 1948. Табл. 86. С. 216.

[5] M. Rostovzeff. Iranians and Greeks in South Russia. Oxford, 1922. Tabl. X; The Animal Style in South Russia and China. Princeton, 1928. Tabl. XXI; Ellis H. Minns. Scythians and Greeks. Cambridge, 1913. P.77.

[6] B. K. Majumdar. The Military System in Ancient India. Calcutta, 1955. P. 25.

[7] Ch. Bartholomae.Altiranisches Wörterbuch. Strassburg, 1904. S. 771.

[8] R. Pischel. Vedische Studien. II: 1. Stuttgart, 1892. S. 91; M. Bloomfield. Rig-Veda Repetitions. Part I («Harvard Oriental Series», XX. Cambridge, 1916). P. 65.

[9] K. Geldner. Vedische Studien. II: 1. S. 183.

[10] E. Benveniste et L. Renou. Vṛtra et Ṿrtragna. Étude de mythologie indo-iranienne («Cahiers de la Société Asiatique», IV. Paris, 1934). P. 141.

 

 

 

 

Начало страницы