ruenfrdeit
Скрыть оглавление

Виктор Викторович Голубев (1878–1945). 1959

Публикуется по изданию:

Рерих Ю.Н., Вампилов Б.Н. Виктор Викторович Голубев (1878–1945). Пер. с англ. О.В. Альбедиля / Ю.Н. Рерих. Тибет и Центральная Азия. T. I: Статьи, лекции, переводы. Самара: ИД «Агни», 1999. С. 227–229.

То же:

Рерих Ю.Н., Вампилов Б.Н. Виктор Викторович Голубев (1878–1945) // Проблемы востоковедения. 1959, № 3.

Юрий Рерих: статьи, воспоминания / сост., вступ. ст. Е.Г. Петренко; Одес. Дом-музей им. Н.К. Рериха. Одесса: Астропринт, 2012.

 

 

Виктор Викторович Голубев (1878–1945)Имя Виктора Викторовича Голубева, археолога-востоковеда и искусствоведа, человека высокой культуры и широкого творческого размаха, следует поставить в ряд с именами славной плеяды русских ученых-востоковедов конца XIX и начала XX вв., поднявших русское востоковедение на исключительную высоту. В.В. Голубев родился в Петербурге 18 февраля 1878 г. По окончании Петербургского университета (1896–1900) он направляется в Германию, где продолжает работу в стенах Гейдельбергского университета, специализируясь в области археологии и искусствоведения. В 1904 г. он получает степень доктора философии.

С 1905 г. В.В. Голубев поселяется в Париже. К этому времени он начал коллекционировать восточную миниатюру (персидскую и могольскую), собрание которой в настоящее время украшает витрины Бостонского музея искусств в США и Музея Чернусского в Париже. В этот же период В.В. Голубев устанавливает связь с Музеем Гимэ в Париже, одним из востоковедных центров Франции. Он много путешествует по Востоку, посещает Турцию, Египет и другие страны.

В 1910–1911 гг. В.В. Голубев принимает участие в археологической экспедиции в Индии, откуда он привез более 1500 фотоснимков археологических памятников, в том числе свыше 300 снимков фресок буддийских пещерных храмов Аджанты. Съемка В.В. Голубева явилась первым достойным воспроизведением этого памятника, имеющего мировое значение. Результаты экспедиции были экспонированы на выставке в Музее Чернусского, о которой Н.К. Рерих писал: «...На выставке было и другое, для нас, русских, уже особо значительное. За эту радость я очень благодарен моему другу В.В. Голубеву... Мы поняли значение византийских эмалей. Мы поняли, наконец, ценность наших прекрасных икон...

Через Византию грезилась нам Индия; вот к ней мы и направляемся. Не надо пророчествовать, чтобы так же, как об иконах, сказать, что изучение Индии, её искусства, науки, быта будет ближайшим устремлением. Нет сомнения, что эти поиски дадут отличные последствия. Но, повторяю, надо спешить. Надо не упустить многие последние возможности. Вот почему считаю, что дело, начатое В.В. Голубевым, должно нас радовать чрезвычайно»1. В настоящее время эта исключительная коллекция снимков составляет гордость архива Музея Гимэ. О научных результатах своих работ В.В. Голубев сообщил в докладе «Peintures bouddhiques aux Indes», напечатанном в «Annales du Musée Guimet» (t. XL, 1913).

В августе 1914 г. В.В. Голубев в чине полковника становится представителем Российского Красного Креста во Франции, организует автосанитарные отряды на фронте и за проявленное мужество награждается орденом французского Военного Креста.

После войны В.В. Голубев возобновляет свою научную деятельность. Он организует издание большой искусствоведческой серии «Ars Asiatica», в которой ему принадлежит том, посвященный фрескам Аджанты, – «Ajanta. Les peintures de la première grotte» (Париж, 1927). В.В. Голубев принимает участие вместе с О. Родэном, А. Кумарасвами и Э. Хавэлом в издании большой монографии, посвященной шиваистской скульптуре Индии – «Sculptures śivaïtes de l’Inde» («Ars Asiatica», III). 20-е гг. – особенно плодотворный период в творческой жизни ученого. В.В. Голубев читает лекции в Парижском университете, состоит редактором многотомной серии «Les classiques de l’Orient», в которой он участвует не только как руководитель издания, но и как художник. Ему принадлежат рисунки, иллюстрирующие том, который посвящен народному театру Тибета, – «Trois mystères tibétains» (Париж, 1921, пер. Ж. Бако).

В 1920 г. В.В. Голубев вступает во французскую Дальневосточную школу в Ханое, а с 1927 г. становится её действительным членом. В течение двадцати пяти лет он ведет исключительно плодотворную исследовательскую работу в Индокитае. Без преувеличения можно сказать, что В.В. Голубев явился одним из главных деятелей археологической науки в Индокитае в 30–40-х гг. Он проводит археологическую аэросъемку Индокитая. Особенно следует отметить его раскопки в провинции Тхань-хоа и его работу по бронзам Тонкина (см. L’âge du bronze au Tonkin et dans le Nord-Annam // BEFEO, 1930).

Его работа о происхождении бронзовых барабанов и исследования по стратиграфии развалин знаменитого Анкора навсегда останутся в истории археологического познания края. В 1935 г. французская Академия надписей удостоила В.В. Голубева премии Жиль за археологические работы в Индокитае.

Умер В.В. Голубев в 1945 г. Во время своего многолетнего пребывания во Вьетнаме В.В. Голубев сроднился с народом Вьетнама, среди которого по сей день сохранилась память о русском друге. Все, знавшие В.В. Голубева, встречавшие его в Музее Гимэ и на собраниях французского общества «Друзей Востока», навсегда запомнили образ Виктора Викторовича – человека высокой культуры. Всю свою жизнь В.В. Голубев оставался патриотом своей Родины. Сослуживцы В.В. Голубева передавали пишущим эти строки, что он особенно проникновенно говорил о победах советского оружия на полях минувшей Великой Отечественной войны и гордился участием членов своей семьи в рядах защитников Родины.

 

Проблемы востоковедения

1959. №3

 

 

_________________________

 

1 Н.К. Рерих. Собр. соч. T. I. М., 1914. С. 258, 260.

 

Начало страницы