ruenfrde
Скрыть оглавление

Аланские дружины в Монгольскую эпоху. 1933

Публикации:

Рерих Ю.Н. Аланские дружины в Монгольскую эпоху // Осетия. Paris, 1933. Апр.–июнь, № 4–6. С. 3–5.

То же: Владикавказ, 1992. – Репр. изд. ж-ла «Осетия» (Париж, 1933).

То же с др. назв.: Аланские войска в монгольскую эпоху / пер. с фр. Г. Джусоева // Дарьял. Владикавказ, 1991. № 4. С. 244–248.

То же: // Дельфис. 2005. № 1. С. 89–90.

То же: // Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия. Т. 2. Статьи, дневники, отчеты. М., 2012. С. 40–43.

То же: Les Troupes alanes a l’epoque Mongole / G. Roerich // Oss-Alanes. Paris, 1953. 2 Trimestre. P. 30–34. – Фр. яз.

То же: // Рерих Ю.Н. Избранные труды. М, 1967. С. 242–246. – Фр. яз.

 

Публикуется по изданию:

Рерих Ю.Н. Аланские дружины в Монгольскую эпоху / Ю.Н. Рерих. Тибет и Центральная Азия. T. II: Статьи. Дневники. Отчёты. – М.: Рассанта, 2012. С. 40–43.

 

 

Из Предисловия.

Научные статьи, подготовленные Ю.Н. Рерихом в 1930-е годы, написаны в основном на французском и английском языках. И только одна из них, «Аланские дружины в Монгольскую эпоху», вышла на родном русском языке. Эта работа описывает столкновение аланов с монгольскими войсками, заполонившими Европу в XIII веке. Она была специально подготовлена для журнала «Осетия» и опубликована на его страницах в 1933 году. Журнал издавался Комитетом осетиноведения, образованным из числа эмигрантов-осетин при Европейском центре музея Н.К. Рериха в Париже. Возглавлял Комитет известный культурный деятель и учёный Дзамбулат Дзанти. Юрий Николаевич был избран почётным членом Осетинского общества и Комитета и стал своего рода покровителем многих начинаний и акций, организуемых в рамках сообщества. В одном из писем осетинскому Комитету Ю.Н. Рерих писал: «Научные цели вашего объединения совпадают с моими изысканиями в области среднеазиатского прошлого, в котором племена древних сарматов-алан играли столь выдающуюся роль. Своим прошлым Осетия связана с великим южнорусским и среднеазиатским кочевым миром, этим мостом между культурами Средиземноморского бассейна и Дальнего Востока» [Рерих Ю.Н. Письмо Комитету осетиноведения. 19.05.1932 // Осетия (Париж). 1 января 1933. № 1. С. 4.].

 

 

«Они являются в наши дни величайшим и благороднейшим народом мира, прекраснейшими и храбрейшими людьми» – так писал об аланах францисканец Мариньоли, посланный Папою Бенедиктом XII ко двору Великого Хана в 1342 году. В этих словах отразилась слава аланских князей и дружинников, способствовавших созданию величия Монгольской династии Юань.

Предполагаемая территория Алании в Х векеВ XIII веке, ко времени монгольских походов, вся область к северу от Дербента до устья Волги была населена аланскими племенами. Со времени монгольской эпохи аланские племена называются ас (откуда китайское а-су и монгольское множественное число асол), идентичное с древнерусским ясы (впервые засвидетельствовано в 936 г. по Р.Х.) и с грузинской формой ос, откуда современное название народа – осетины. Под именем ас аланы известны писателям эпохи: Плано Карпини (1246), Рубруку (1253), Рашид-ад-дину, Ибн-Батуте и венецианцу Иосафату Барбаро (XV в.).

Первые столкновения монгольских войск с аланами относятся ко времени 1221–1223 гг. В 1221 году монгольская конная армия (три тьмы, или корпуса) под начальством Субедей-багатура, Джебе-нояна и Тогучар-багатура была двинута в преследование отступающих частей Хорезмшаха Мохаммеда. В задание, данное монгольским военачальникам, входило неустанно преследовать войска Хорезмшаха, по возможности не трогая городов и мирных жителей. Переправившись через Амударью, монгольская конница вторглась в северо-восточный Иран. Один за другим пали Туш, Рей, Казвин, Хамадан, Тебриз. Хорезмшаху не удалось организовать серьёзного сопротивления, сам он бежал на остров Абаскун на Каспийском море, где вскоре и умер. Пройдя с боем северную Персию, монголы повернули на север, к Кавказу. При Хунаине они разбивают грузин (февраль 1221 г.) и через Дербентский проход вторгаются в северный Кавказ. Здесь произошло первое столкновение между монгольскими войсками и аланами, действовавшими в союзе с кипчаками, лезгинами и черкесами. Первые столкновения не привели к решающим результатам, и монголам удалось одержать верх только склонив на свою сторону кипчаков, союзников алан. Пройдя Кубань, монголы наголову разбивают половцев, а 31 мая 1223 года наносят поражение соединённым силам русских князей и половцев при Калке. Обратный поход на соединение с главными силами монголов в Туркестане совершился через кипчакские степи, к северу от Каспийского моря. Так закончился этот поистине замечательный конный рейд, подготовивший монгольский поход на Россию1 и Европу. Нововведения монгольской тактики оказались не под силу их противникам, не знавшим твёрдой военной организации. Тактика монгольских конных лучников, поражение и сковывание противника «огнём» стрел, явилась предвестником современного огневого боя. Сочетание огневой тактики и маневра, глубокие охваты неприятельских флангов, использование местности, гениальная организация походного движения и продуманная подготовка операций сделали из монгольской конницы поистине непобедимую силу в руках её начальников.

Монгольский поход через Туркестан и Персию не ознаменовался серьёзным сопротивлением продвижению монгольских конных масс. На фоне общей дезорганизации и почти повсеместного бегства наши источники особо отмечают упорное сопротивление, оказанное аланскими дружинами. Многовековая военная культура алан столкнулась в кровавом бою с пришельцами с Востока. Монгольские полководцы, всегда гениально оценивавшие качества и особенности своих противников, особо отметили доблесть аланских дружин. Этот поединок сделал из монголов и алан соратников, и это тесное боевое сотрудничество продолжалось до конца монгольской эпохи. Рубрук указывает на упорное сопротивление, оказанное аланами в столкновениях с монголами. Плано Карпини упоминает об аланской крепости, которую монголы осаждали 12 лет. О защите этой крепости говорит также арабский писатель Абу-л-фида. Крепость эта, по всей вероятности, находилась у знаменитого Баб-Ал-Лан – «Аланских Ворот».

Аланское войскоВо время монгольского похода на Запад при хане Угедее в 1236–1241 гг., монгольские войска под начальством Батыя снова вошли в соприкосновение с аланскими племенами. С этого времени аланские конные отряды постоянно участвуют в монгольских походах. Из 1000 аланских всадников создаётся личная гвардия Великого хана – особое отличие, принимая во внимание организацию монгольской гвардии. При хане Мунке аланская гвардия развёртывается в несколько конных полков, причём в состав гвардии входит дружина аланского князя Арслана, младший сын которого Николай принял участие в походе в южно-китайскую область Юнь-нань. При Хубилай хане (1260–1294) аланская гвардия насчитывала до 30000 всадников. С этого времени аланские военачальники и отряды многократно отличались в рядах войск Великого хана, и аланская гвардия продолжала существовать до конца династии в составе двух корпусов. Китайские исторические анналы и труд Марко Поло (1272–1295), этот исключительный по значению источник по истории XIII века, говорят об участии аланских отрядов во время похода Хубилай хана на Китай (1268–1279). Отправляя войска под начальством Баяна против Китая, Великий хан назначил в армию наиболее выдающихся офицеров, в том числе многих алан. При взятии города Чжэнь-чао, к северу от Янцзыцзяна, в 1275 году несколько аланских военачальников погибли, павши жертвою коварства китайского генерала Хун-фу, сдавшего город, а затем ночью устроившего избиение. Гарнизон крепости был уничтожен, город был лишён прав, а доходы, получаемые с города, были переданы повелением Великого хана семьям погибших аланских воинов. Китайская летопись сохранила нам имена погибших алан. Под 1311 годом читаем в летописи Монгольской династии Юань, что в одном из гвардейских полков а-су (алан) служил аланский князь Кэ-ли-чжи-сы (Георгий) и его сын Ди-ми-ди-эр (Дмитрий). Большинство этих алан были христианами, и в начале XIV века среди них много потрудился Иоанн де Монте Корвино, первый христианский архиепископ Ханбалыка (Пекина), скончавшийся в 1328 году.

В 1336 году Великий хан отправил посольство к Папе Бенедикту XII. Во главе посольства стоял некто Андрей, родом франк, и при нём состоял алан Тогай и 13 спутников. Посольство было принято Папою в Авиньоне в 1338 году. Кроме ханских грамот Посольство передало послание аланских военачальников на службе Великого хана. Этот любопытный документ, дошедший до нас в нескольких списках, подписан рядом аланских князей (послание датировано годом Мыши, 6-го месяца, 3-го дня, т. е.  июль 1336 г.): Fodim Iovens, именуемый царём алан, Chyansam Tongi, Chemboga Vensii, Ioannes Yochoy и Rubens Pinzanus. Долгое время считали эти имена вымышленными, но учёным удалось найти некоторые из вышеуказанных имён в Юань-ши, китайских анналах Монгольской династии Юань, хотя в некоторых случаях трудно по китайской транскрипции восстановить настоящие имена. Выяснено, что в 1236 году действительно глава всех алан на монгольской службе назывался в китайской транскрипции Фу-дин, что соответствует Fodim, и что среди аланских князей были двое, носившие имена Сян-шань (Chyansam) и Чжо-янь-бу-хуа (Chemboga, вероятно, Джаян-буха). В китайских анналах Монгольской династии Юань сохранились биографии этих аланских военачальников на службе Великого хана. Чжо-янь-бу-хуа (Джаян-буха), сын Цзяо-хуа (этот Цзяо-хуа был внуком аланского князя Николая, поступившего на службу к Великому хану Мунке), был, согласно Китайским Анналам, выдающимся офицером и в 1329 году командовал отрядом в 400 аланских всадников. В 1336 году он уже занимал высокий пост Начальника Военного Ведомства (Цюй-ми-юань) и командовал левофланговым корпусом аланской гвардии.

Фу-дин наследовал своему отцу Во-ло-сы (Василий). Он состоял даргой, или начальником штаба правофлангового корпуса аланской гвардии. В 1311 году занимал должность в Военном ведомстве (Цюй-ми-юань). Несколько позже он был послан во главе отряда в 1000 человек охранять Цянь-минь-чжэнь (около Дун-коу в Да-нин-лу в Маньчжурии). Около 1335 года был назначен главою Военного ведомства.

Другим выдающимся сподвижником монголов был Е-ле ба-ду-эр (Илья батур), поступивший на монгольскую службу в правление хана Угедея. Он был известен тем, что поймал за язык тигра, напавшего на него, и убил его кинжалом. Во время правления Мунке и Хубилая он принял деятельное участие в усмирении долины Янцзыцзяна. Погиб при взятии города Чжэнь-чао в 1275 году. Оба его сына служили в монгольских войсках, старший, Е-су-тай-эр, погиб при взятии Ян-чжэу, младший, Ю-ва-ши, был назначен командиром аланского корпуса во время похода против Китая в 1275 году и позже участвовал в походах против Наяна и Кайду.

Вышеприведённые сведения об аланских военачальниках на службе Великого хана не исчерпывают всех данных об аланах, приводимых в китайских анналах Монгольской династии Юань и в других источниках монгольской эпохи. Эти воители, пришедшие с Кавказа, оставили глубокий след в жизни Китая монгольской эпохи. Их потомки, видимо, продолжали играть известную роль и при следующей китайской династии Мин. Но затем все упоминания об аланской гвардии исчезают, так же как бесследно исчезла военно-земледельческая колония русских воинов около Пекина, упоминаемая в Юань-ши под 1330 годом. Возможно, что одиноким воспоминанием об аланах является род яс среди хотонов Западной Монголии, хотя сами хотоны не имеют ничего общего с аланами, представляя собой тюрков, выселенных из областей Восточного Туркестана.

Такова картина аланского участия в великом монгольском движении XIII‒XIV вв. За свою многовековую историю этот народ-воитель принял участие во многих великих народных передвижениях, которые связали аланские имена с историческими городами и местностями Европы и Азии. Под знаменами монгольских ханов аланский меч снова начертал славную страницу своей истории.

 

Осетия. Журнал Комитета осетиноведения (Париж).

1933. № 4–5–6

 

_________________

 

1 Название «Россия» возникло только в конце XV в. и до начала XVIII в. употреблялось наряду с названием «Русь». — Ред.

 

 

 

Начало страницы