ruenfrde
Скрыть оглавление

Рерих Е.И. о Ю.Н. Рерихе

Ю.Н. Рерих. 1918 г.Воспроизводится по изданию:

Рерих Е.И. Письма. В 9 т. М.: МЦР, 1999–2009.

 

Письмо Е.И. Рерих – Ю.Н. Рериху. 3.11.1920.

Милый – родной мой мальчик!

Радуемся каждому твоему письму. Работай и ни о чем другом не беспокойся. Всё знание, которое ты можешь получить, заложено в тебе самом. И я уверена, что успех будет тебе сопутствовать всегда. (…) Пиши, какая обстановка у тебя в комнате? Дают ли тебе одеяло, подушку, простыни? Как кормят? Кто хозяева? Есть ли ванна? Когда думаешь приехать? (…) Береги себя, мой мальчик, не ложись слишком поздно. Обнимаю и целую тебя, моего родного.

Христос с тобой! Твоя мама.

 

Письмо Е.И. Рерих – Ю.Н. Рериху. 8.11.1920.

Милый, родной мой Юсик!

Приезжай нас навестить… (…) Мне очень хочется увидеть опять моего мальчика! Проект твоей работы мне очень нравится. Работай и не сомневайся в успехе. (…) Целую и обнимаю тебя, моего милого родного мальчика. Приезжай!!!

 

Письмо Е.И. Рерих – Ю.Н. Рериху. 11.12.1920.

Милый, родной мой мальчик!

Не имею времени написать тебе длинное письмо. (…) Видела мадам Небольсину, она говорила, что твои профессора считают тебя исключительно одарённым. Сама она тебя расхваливала до последней возможности. Ты можешь себе представить, с какой гордостью я её слушала! Работай, мой мальчик, и всё будет у тебя хорошо! Надеюсь скоро тебя увидеть. (…) Ну, целую тебя, моего родного. Храни тебя Бог. Твоя мама.

 

Письмо Е.И. Рерих – Ю.Н. Рериху. 12.01.1921.

Родной мой мальчик.

Получили твое письмо с описанием лекции Тагора и радуемся, что ты приятно и полезно провел время. Отчего ты не пишешь о верховой езде? Как сошел первый урок? (…) Нет времени, чтобы писать, целую моего родного мальчика… Работай и не падай духом. Мама.

 

Письмо Е.И. Рерих – Ю.Н. Рериху. 15.01.1921.

Родной мой мальчик.

Отчего ты не пишешь о твоей верховой езде? (…) Целую тебя, моего родного. Береги себя, не переутомляйся. (…) Да хранит тебя Бог. Твоя мама.

 

Письмо Е.И. Рерих – Ю.Н. Рериху. 22.01.1921.

Милый, родной мой мальчик.

Если для тебя очень важно получить эту командировку, то, конечно, ни папа, ни я не будем против. Меня одно огорчает: неужели уже летом тебе придется уехать? Я так мечтала провести это лето всей семьёй вместе. (…)

Милый, родной мой мальчик, целую тебя, моего славного милого, и да хранит тебя Христос! Мама.

 

 

Е.И. Рерих. 1940-е гг.Письмо Е.И. Рерих – Ю.Н. Рериху. 26.01.1921.

Милый, родной мой мальчик.

Отчего ты отказался от scholarship'a [англ. – стипендия]? He подумай, что я сожалею об этом, мне просто хотелось узнать причины. Получил ли ты мое письмо в ответ на предложение scholarship'a? (…) Где можно достать перечисленные тобою книги? (…)

…Целую тебя, моего родного! Не переутомляй себя. Мама.

 

Письмо Е.И. Рерих – Ю.Н. Рериху. 27.01.1921.

Милый, родной мальчик.

Ты, видимо, не получил моего письма, где я пишу, что ни папа, ни я никогда не встанем на твоём пути. Не огорчайся, мой родной, своим отказом от командировки!

Я твёрдо верю, что всё делается к лучшему. Затем сильно сомневаюсь, чтобы во Франции или в Германии, где такое переполнение русскими студентами, ты бы встретил то же отношение, что и здесь. Подумай, после 4-месячного пребывания тебе уже предлагают командировку! Дальше отношение еще улучшится и будут большие возможности. Затем, ты сам говорил, что на будущий сезон в Harvard приезжает французский профессор. И мне думается, познакомившись с ним здесь и зарекомендовав себя, всё будет значительно облегчено. А затем, что говорит Ланман?

Опять повторяю: всё, что происходит с нами, не зря, и я уверена, что придёт время и мы скажем, как хорошо, что ты не взял командировки. Если бы это было так необходимо, твой Харочай [имя одного из Духовных Наставников], наверно, дал бы знать. Когда мы спрашивали, выходило, что ты не поедешь, и ни разу не было сказано, что тебе нужно ехать. Ты ведь знаешь, как они иногда определенно говорят. Почему твой Rumaeys не сидит в Европе, а приехал сюда?

Не расстраивай себя, мой Юханчик, перед тобой ещё столько возможностей, и твои большие достижения уже намечены. Ты к ним придёшь, когда это будет нужно. Твоя забота о преимуществах аттестатов Европы мне не очень нравится. Оставь это! Верь себе, а не аттестатам! (…)

Ну, не горюй, работай, и всё придёт вовремя. (   )

Целую тебя крепко. Получил ли ты мои письма с вырезками из русских газет об Индии?

Мама.

 

Письмо Е.И. Рерих – Ю.Н. Рериху. 16.03.1921.

Работай, набирай знаний, ибо в этом самое большое счастье. Имея знание, ты никогда не будешь одинок. Я счастлива, что ты любишь восток, ибо при крушении цивилизации белой расы это единственное прибежище и спасение! Да хранит тебя Бог!! (…)

Ну, целую тебя, моего славного мальчика, работай, не унывай и помни, что мы очень счастливые, имея такие духовные ресурсы, ибо только в них истинное счастье. Чем больше знаний, тем больше счастья!!! И, изучая что-либо, не упускай из виду общего мирового плана.

 

Письмо Е.И. Рерих – Ю.Н. Рериху. 3.06.1921.

Милый, родной мой Юсик, ты тоже ученик Аллал Минга [имя Духовного Учителя семьи Рерихов], но ученикам многое что дается тяжело и приходится преодолевать трудности. Это необходимо для роста сил и духа – радуйся каждой победе!

 

Письмо Е.И. Рерих – Ю.Н. Рериху. 26.07.1921.

Милый мой Юханчик, я уверена, что у тебя всё пройдет благополучно. Бороться всем приходится, в этом жизнь и совершенствование, и нет человека, у которого всё шло бы гладко. Я думаю, что со временем ты даже полюбишь преодолевать препятствия. Ведь все большие люди, преодолевая препятствия и даже терпя поражения, приобретали новые силы, новые способности. На днях Аллал Минг сказал: «Поручаю Юрию считать Рериха поэтом явлений духа».

 

Письмо Е.И. Рерих. 12.12.1929.

Очень горжусь своим Юханчиком, ведь было сказано об успехе и также, что к тридцати годам у него будут явления без вреда для организма. Время это близится.

 

Ю.Н. Рерих в Кулу. 1930-е гг.Письмо Е.И. Рерих. 17.12.1929.

Спасибо моему Юханчику за его аккуратные бодрые весточки – радостно получать. Чую рост духа его.

 

Письмо Е.И. Рерих. 15.01.1930.

“Время грозное, но прекрасное. Вижу в зеркале победу. Да, да, да! (…) Удрае* явим мощь”.

* Удрая – духовное имя Ю.Н. Рериха.

 

Письмо Е.И. Рерих. 29.01.1930.

Юханчик, отчего не пишешь о своих лекциях? Горюю, получая такие лаконические письма. Напиши о себе.

 

Письмо Е.И. Рерих – Ю.Н. Рериху. 7.07.1930.

Юханчик, держи связь с Учителем, чти великие заветы Россазии – это имя державы, данное России от Сергия. Можешь готовиться к славному походу.

 

Письмо Е.И. Рерих. 20.07.1931.

Я добиваюсь получить мое сокровище Светуню и Юрия в тех карточках, которые я оставила ей [З.Г. Фосдик], уезжая из Америки. Светик с длинными волосами, сидящий и стоящий, также снятый вместе с Юрием с короткими волосами.

 

Письмо Е.И. Рерих. 21.08.1931.

Любимыми книгами Юрия, когда ему было года два-полтора, были каталоги музеев и выставок. Конечно, каталоги современных выставок заставляют, увы, много желать, но остаются каталоги музеев.

 

Письмо Е.И. Рерих. 27.04.1932. …Нужно очень подчеркивать также монументальный труд Юрия – это будет огромный вклад в науку. Ценны необычайно вставляемые им эквиваленты философских понятий на санскрите, урду и монгольском языках. Уже один этот труд увековечит его имя! Так же как незаменима его работа по тибетской медицине. Кто может дать эквиваленты этих названий, часто фантастических, на наш научный современный язык? Помнишь, как Владыка сказал: «Кто же другой может это сделать?» И вот, когда действительно только мы можем многое что сделать, находятся люди, которые хотят это остановить.

 

Письмо Е.И. Рерих. 12.10.1932.

Живем очень, очень дружно. Юрий работает за троих, только при его замечательной систематичности, унаследованной от отца, можно столько успевать!

 

Письмо Е.И. Рерих – Н.К. и Ю.Н. Рерихам. 12.03.1934.

Постоянно повторяется о том, что Фуяма чудесно пройдет путь великий. Чудо у дверей. И об Удрае говорится, что мощь его несёт спасение... Только последнее усилие должно быть сделано. Твердость нужна и большая уверенность, и разве можем мы сомневаться, мы, хранители Великой Чаши!

 

Письмо Е.И. Рерих. 24.03.1933.

Мальчики мои также радуют меня. Юрий очень возмужал умственно. Большая радость слушать его зрелые и широкие суждения. Работает и поразительно много успевает сделать, это, конечно, благодаря замечательной систематичности в работе, которую он унаследовал от отца. Сейчас он, помимо организационной работы по «Урусвати» и издания журнала, статей, серии «Тибетика» и своей основной работы «История Востока», работает над составлением тибетско-английского словаря. Труд этот колоссален, ибо он включает в него множество санскритских эквивалентов для пояснения тибетских терминов. Его книга «Trails to Inmost Asia» [«По тропам Срединной Азии»] имеет два английских издания, одно немецкое и французское…

Вообще, у нас собрана большая коллекция тибетских и лекарственных растений благодаря Юрию и Светику. Всё это ждет разработки и исследования. Но приходится вооружиться терпением, ибо задержка в постройке электрической станции, которая должна обслуживать биохимическую лабораторию.

 

Письмо Е.И. Рерих – Н.К. и Ю.Н. Рерихам. 3.04.1934.

Родные сокровища мои, Пасик и Юханчик, сегодня получили Ваши милые письма и карточки с парохода; очень нравится мне та, где вы вдвоем. Такие значительные, положительные и сильные лица! Также пришли первые заметочки от наших о Вашем приезде. Пишут с большей радостью и любовью. (…)

Указано, что “…Фуяма и Удрая чудесно явят мощь...”

Хочу сказать Моему Юханчику, как ценю его бодрый дух. Владыка постоянно говорит о его потенциале и как чудесно он проявит себя. Чудо у дверей. Обнимаю Вас, родные мои, все думы около Вас, приложите все усилия, но что бы ни было, Суждённое совершится. Сергий не выдаст.

 

Письмо Е.И. Рерих. 26.04.1934.

…Такой пример бескорыстного служения, какой являл Феликс Денисович и наши ближайшие сотрудники, – редчайшее явление, потому приходится говорить о вознаграждении за явленные дары, хотя именно принесшие явились получателями. В глазах обывателей это парадокс, но мы знаем, какая великая истина заключается в этом. Юрий очень метко отметил преобладающую в некоторых кругах “парлор девошэн” [салонная преданность]. Конечно, на этом далеко не уедешь.

 

Письмо Е.И. Рерих. 4.04.1934.

Радуется сердце моё о моём мощном Юханчике. Истинный сподвижник своего отца, доверяйте его знанию и силе. Он – прирождённый вождь и явит спасение и мощь там, где указано. Пришло время осознать силы, явленные Владыкой, ценить их и всячески охранять этих представителей [С.Н. и Ю.Н. Рерихов].

 

Письмо Е.И. Рерих – Н.К. и Ю.Н. Рерихам. 10.05.1934.

Получили целую пачку французских отзывов о книге моего Юханчика, очень гордилась и радовалась. (…)

Моему Юханчику посылаю мужество в его великой задаче. Знаем, что чудо у двери. Обнимаю Вас, родные.

 

Письмо Е.И. Рерих – Н.К. и Ю.Н. Рерихам. 22.06.1934.

Юханчик мой, так верю в твой героизм, в твою дружную работу с нашим Пасиком. Берегите себя. Великое чудо у дверей. Все мысли с вами, родные. Сердцем с Вами.

 

Письмо Е.И. Рерих – Н.К. и Ю.Н. Рерихам. 27.06.1934.

Родной мой Юханчик, много, очень много думаю о тебе, великая работа впереди.

 

Письмо Е.И. Рерих – Н.К. и Ю.Н. Рерихам. 17.08.1934.

Много говорится о спасении страны, о чуде, о мудром водительстве Фуямы и мощи Удраи. Когда все усилия приложены, тогда приходит и Помощь. (…)

Радуюсь, что мой Юханчик твёрд и сильно мыслит, сейчас подходит время именно сильных и твёрдых мыслей и действий.

 

Письмо Е.И. Рерих – Н.К. и Ю.Н. Рерихам. 6.10.1934.

Родной мой Юханчик, мы продолжаем получать рецензии, и все прекрасные, о твоей книге, накопилась уже целая тетрадь их!

 

Письмо Е.И. Рерих – Н.К. и Ю.Н. Рерихам. 17.11.1934.

Родной мой Юханчик, так сочувствую твоим устремлениям вновь заняться работой по твоей научной специальности, по историческим исследованиям. Всё придёт, нужно явить терпение. И время нашего свидания не за горами. Берегите, родные мои, здоровье и охраняйте друг друга. Все мысли около Вас.

 

Письмо Е.И. Рерих – Н.К. и Ю.Н. Рерихам. 25.01.1935.

Юханчик мой родной, всей душой сочувствую тебе и в твоём стремлении к любимой тобою научной работе. Все книги, приходящие на твоё имя, ставим в твою библиотеку.

 

Письмо Е.И. Рерих – Н.К. и Ю.Н. Рерихам. 21.02.1935.

25-го уезжает Мингиюр [Мингиюр Дордже Лобсанг, лама – филолог, проф. Дарджилингского университета, принимал участие в работе института «Урусвати»]. Он дал письменное утверждение, что Юрий является лучшим знатоком тибетского языка. Также написал подробно все видения знаменитого воплощенца Миларепы, с которым они путешествовали по Непалу, – Юрию пригодится для его научной работы. Конечно, жаль, что словарь так задержался. Ну ничего, зато выйдет ещё более полным. Первый присланный словарь много лучше второго, но без Юханчика он ничего не может, так что мы его отпускаем.

 

Письмо Е.И. Рерих – Н.К. и Ю.Н. Рерихам. 1.03.1935.

Когда наши сородичи узнают, что Юрий изучает восточную философию, и в частности Буддизм, пожалуй, начнут рядить Вас в буддистов. Но они должны понять, что большое сознание вмещает все Учения мира, ибо нет предела Божественному Выражению и Мысли.

 

Письмо Е.И. Рерих – Н.К. и Ю.Н. Рерихам. 8.03.1935.

Так счастлива, что путь Фуямы и Удраи скоро облегчится, так остро чувствую всё напряжение их.

 

Письмо Е.И. Рерих – Н.К. и Ю.Н. Рерихам. 3.05.1935.

…Перечитываю письмо от 1 декабря того же года [1934], привожу его выдержки. “Урусвати слышала суждение Наше об Удрае. Потенциал должен уже с будущего года расцветать. Нужно всем со всею внимательностью удалять из мышления всё, что может привязать к обычному обиходу. Средства и возможности не следует искать в обиходе. Замечали, насколько Мы строили необычно. Но сейчас нужно еще больше поражать необычностью. Смотрите на неё как на средство к преуспеянию”. (…)

Могу сказать, что я горжусь и счастлива моими сыновьями. Юханчик мой, посылаю тебе всю мою ласку и нежность.

 

Письмо Е.И. Рерих – Н.К. и Ю.Н. Рерихам. 6.06.1935.

Юханчик мой любимый, знаю, как трудно, но жизнь так сложна! И где же подвиг без трудностей? «Но чудо готовится…». (…) Сказано, что Урусвати приготовит доброго коня для Удраи. Так и пройдём.

 

Письмо Е.И. Рерих. 27.06.1935.

Вы спрашиваете меня о методах воспитания, давших такие прекрасные результаты на примере моих сыновей. Они были очень просты. И главным образом заключались в том, что с самого раннего детства, почти младенчества, им внушалась любовь к Природе, к книге, к искусству. Правильный выбор книг и наставников дал им прекрасную основу и помог очень рано определить их наклонности и дарования. Так, уважение к знанию и труду, художественная, культурная обстановка, дисциплина, заложение первых основ нравственного характера в понимании исполнения долга и личной ответственности и, главное, пример великого отца дали им возможности сравнительно рано начать проявлять свой большой врождённый потенциал. Кроме яркой талантливости и даже мастерства в нескольких областях они несут в духе великий синтез, который именно и даёт основу нравственности и мудрой любви к Родине. Так, без ложной скромности я могу сказать, что я справедливо горжусь своими сыновьями.

 

Письмо Е.И. Рерих. 17.10.1935.

Юрий – историк и лингвист, бегло говорит на тибетском, монгольском, персидском языках и продолжает изучение санскрита. Написал несколько книг на английском языке, составил огромный словарь тибетско-английский и сейчас заканчивает отчёт по экспедиции в Гоби и уже начал большой труд «История Средней Азии». Они [Ю.Н. и С.Н.] – моя большая радость.

 

Письмо Е.И. Рерих. 24.09.1935.

Теперь же оказывается, что 24 августа Н.К. и Юрий получили новое предписание от Департамента телеграммою немедленно направить экспедицию в Кукунор – местность ужасную, которая кишит сейчас разбойниками. Экспедицию в такую местность нужно подготовлять заранее, ибо там нет почти никакого жилья, кроме редких юрт. Потому были бы необходимы новые затраты на покупку специального грузовика для запаса газолина и провизии. Мы проходили этой местностью как раз в конце сентября. Кроме того, если бы они немедленно передвинулись туда, они не закончили бы сборов семян в прекрасной местности и всё равно опоздали бы с приготовлениями к сбору семян в той местности. Ибо там всё поспевает значительно раньше, и уже в сентябре начинаются ночные заморозки. Только полное невежество или же тайный злобный умысел мог направить туда экспедицию. Я так счастлива, что Н.К. немедленно телеграфировал о всей бессмыслице подобной затеи. Результатом чего явилось прекращение экспедиции даже не к ноябрю, но, как Вы сообщаете, к 21 сентября. А пока что мы несём затраты на экспедицию, отправленную в Спити!! Чуете ли Вы эту вражескую руку?

 

Письмо Е.И. Рерих. 15.06.1937.

В «Тайной Доктрине» в некоторых случаях приведена неправильная транскрипция тибетских слов. И это не удивительно, ибо в то время тибетский язык был очень мало известен ученым Запада. Большинство тибетских слов мне удалось проверить с лучшим и, можно даже сказать, единственным учителем тибетского языка ламою Лобзангом Мингиюром Дордже. Кроме того, мой сын сейчас считается знатоком тибетского языка среди западных ученых и заканчивает свой тибето-санскрито-английский словарь*, который будет иметь свыше пяти тысяч страниц.

*Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Вып. 1-11. М: Наука, 1983-1993.

 

Письмо Е.И. Рерих. 24.06.1937.

…Юрий и Святослав стремятся приложить свои силы в действии.  (…) Сейчас у Юрия развивается замечательное проникновение в дела Новой Страны, за несколько дней он знает, что там произойдёт. Нужно благословлять этот дар, в жизни он ему так пригодится, и что особенно отрадно, что он принимает все эти указания в полном доверии.

 

Письмо Е.И. Рерих. 19.08.1937.

Это вид заболевания сейчас очень широко распространён, и даже наш сильный Юрий, у которого были те же жалобы, только сегодня пришёл в себя.Он сильно похудел, чему я очень рада. Возможно, полковник Махон также вернёт свою юношескую стройность – пусть это послужит ему утешением.

 

Письмо Е.И. Рерих. 30.08.1937.

Мы не удивляемся, что его недомогание длится так долго, по-видимому, это обычно для такого рода эпидемии. Юрий всё ещё очень худой и до сих пор не пришёл в себя.

 

Письмо Е.И. Рерих. 24.05.1938.

Юрий… сейчас поглощён своей «Историей Средней Азии» и другими научными работами.

 

Письмо Е.И. Рерих. 14.09.1938.

Юрий уже выпустил несколько научных трудов и сейчас заканчивает первую часть огромной работы по истории народов Средней Азии. Оба моих сына, особенно Юрий, полны устремления к родине. Родина живёт у них как самая прекрасная мечта, и они верят всеми силами души в её ближайший расцвет.

 

Письмо Е.И. Рерих. 16.11.1938.

Юрий закончил несколько фундаментальных работ по своей специальности. Одним словом, все трудимся и радуемся каждому новому нагружению.

 

Письмо Е.И. Рерих. 1938.

Святослав совершенствуется в своём искусстве. За эту зиму сделал два превосходных портрета Н.К. Один отослан в Ригу, другой на фоне Гималайских гор ждёт отправки в Прагу, в Русский Музей. Юрий пишет «Историю Средней Азии» и заканчивает тибето-санскритско-английский словарь; помимо других работ, он полон интереса ко всему. Так, находим спокойствие в неустанном труде и мужественно ждём положенного судьбою срока. Тяжко иногда это ожидание, но терпение – необходимое качество на жизненном пути, пути подвига.

 

Письмо Е.И. Рерих. 28.12.1940.

У Юрия накопились серьёзные научные и исторические труды, но также ждут окончания Армагеддона, чтобы быть напечатанными. Ведь из-за войны культурная деятельность везде очень сократилась.

 

Письмо Е.И. Рерих. 8.06.1944.

Вы спрашиваете моего совета о воспитании и образовании. Конечно, важнее всего воспитание сердца, и притом с самого раннего возраста. Необходимо заронить семена любви к природе и сострадания и чуткости ко всему живому. Видимо, Вы имеете весьма чуткого человечка в Вашем голубом принце, потому приближение к природе явит ему самую чудесную Книгу Знания. Наблюдая за выказанным им интересом, можно легко установить, какая область ему ближе. В России до революции мы имели множество прекраснейших книжечек по естественной истории в популярном изложении крупных ученых, они оказали мне большую услугу в развитии любознательности в моих мальчиках.

 

Юрий Николаевич Рерих (1902–1960)Письмо Е.И. Рерих. 27.04.1945.

…Как [мы] проводим день? Ответ – в труде. Встаём около семи, слушаем радио, немного гуляем, Юрийуезжает на верховую проездку, в девять часов все садимся за работу, каждый за свою, и так до половины первого; там завтрак, вегетарианский, немного беседуем, ибо мало видимся днём, и в два часа принимаемся снова за работу до семи или до обеда. После обеда слушаем музыку по радио и граммофон. Иногда гуляем по площадке перед домом и любуемся нашей прекрасной долиной и горами и постоянно сменяющейся величественной панорамой снежных гор и небес. Ложимся сравнительно рано, позднее всех ложусь я, много времени уделяю высокой Беседе, можно было бы назвать её молитвой сердца. Летом нас часто посещают разные туристы, если бы мы не ограждались немного, то, пожалуй, наша работа остановилась бы.

Светик уже больше трёх месяцев как уехал в долины. Работает над устройством выставок. Пишет редко, не любит отягощаться письмами, наследственная черта. Юрик изучает восточные языки и философию, пишет новые книги и статьи. Много больших трудов выполнил за эти годы. За годы тихого существования и при наличии огромной библиотеки оба сына стали ходячей энциклопедией. Но уровень местной жизни настолько в общем ограничен и низок, что нет применения этим знаниям.

 

Письмо Е.И. Рерих. 12.09.1945.

Юрий продолжает работу и исследования – исторические и философские. Он известный эрудит и лингвист.

 

Письмо Е.И. Рерих. 5.03.1946.

Вчера мы имели радость немалую. Калидас-наг прислал описание торжественного открытия их юбилейного Празднества с енвейлинг [торжественное открытие] картины Пасика в присутствии губернатора и всего съезда, общего восхищения ею и т.д. Статья Юрика произвела большое впечатление, и она будет напечатана в особом юбилейном сборнике, но главная радость – это что большой труд Юрия «История Буддизма, или Синяя Тибетская Книга» предположена ими к изданию. Самые главные официальные члены высказались за напечатание её, и в ближайшем заседании будут обсуждаться все условия издания. Так хотелось, чтобы именно в Индии был бы напечатан этот прекрасный труд!

 

Письмо Е.И. Рерих. 31.10.1946.

У нас усиливаются коммунальные беспорядки между мусульманами и индусами. (…) Культурная деятельность здесь совершенно замерла. Калькуттское Азиатское Общество решило в начале года печатать большой труд Юрия, Историю Буддизма по тибетским данным из знаменитой «Синей Книги», но сейчас, когда Калькутта стала очагом ужасов и безобразий и когда все просветительные учреждения закрыты и все пути сообщения прекращены, не можем добиться ответа, в каком положении находится печатание труда. Опасаемся, как бы он там не сгорел.

 

Письмо Е.И. Рерих. 29.12.1946.

Туччи приглашал Юрия coeditor'ом [второй редактор] при Восточном институте в Риме – очень радуюсь, это даёт ему новое положение в Европе.

 

Письмо Е.И. Рерих. 17.01.1947.

По-прежнему нет ответа из Калькутты на все запросы о книге Юрия – творится нечто невероятное. Приучаемся ничему не удивляться и верить в правдоподобие всех неправдоподобностей, как говорили древние.

 

Письмо Е.И. Рерих. 16.02.1947.

Третьего дня пришла телеграмма из Калькутты с подтверждением о принятии работы Юрия. В самом Азиатском Обществе произошли, по-видимому, большие перемены, сейчас во главе стоит новый президент – индус, фамилия напоминает китайскую, большой учёный, написавший несколько выдающихся трудов по буддизму. Он может оценить капитальный труд Юрия. С печатанием этого огромного труда затруднение тоже [в] том, что только в Калькутте имеется набор тибетского алфавита в Баптистской Миссии. Будем надеяться, что без особого замедления будет приступлено к печатанию.

 

Письмо Е.И. Рерих. 12.05.1947.

Отсюда мы ничего послать им не можем. Даже научные статьи Юрия посылаются в Академию Наук через одного учёного, живущего в Англии. Этот учёный недавно переслал Юрию полученное им письмо оттуда с благодарностью за присланные им великолепные научные труды Юрия Рериха. Но установить правильный почтовый обмен до сих пор невозможно.

 

Письмо Е.И. Рерих. 24.02.1948.

Мы уже месяц как сидим в Дели. Мои сыновья в вихре сошиал лайф [общественная жизнь]. С утра до поздней ночи разъезжают по заседаниям, завтракам, обедам и раутам среди здешней верхушки. Встречи и знакомства, конечно, интересные и полезные.

 

Письмо Е.И. Рерих. 19.04.1948.

Сейчас Юрий со мною в Дели и обогащается новыми впечатлениями и полезными знаниями. Жаждет приложить свои познания на родной земле.

 

Письмо Е.И. Рерих. 25.07.1948.

Вот и мы с Юрием часто по вечерам беседуем о нашем Сокровище [Н.К. Рерихе], завещавшем нам свой путь. Стараемся припомнить все Его нами столь любимые слова и выражения в обиходе, в действиях каждого дня, и глубокая, щемящая нежность к Нему и изумление перед Его кристальной Чистотой наполняют нас.

 

Письмо Е.И. Рерих. 6.08.1948.

Мне всё ещё трудно писать из-за болей в спине. Я немного ослабела, но сейчас медленно поправляюсь. Юрий со мною и следит за каждым моим шагом/сверху от руки написано: самочувствием/.

 

Письмо Е.И. Рерих. 10.10.1948.

Мы твёрдо знаем, что будем в нашей стране, но детали Плана сложны, и сыновья уже поговаривают, не лучше ли переждать это время в горах, в Калимпонге, вблизи буддийских центров. Для Юрия это будет полезно, ибо он сможет закончить и проверить свою работу по подлинникам.

 

Письмо Е.И. Рерих. Октябрь 1948.

Юрий остаётся со мной и очень обеспокоен тем, что вынужден прервать свою научную работу. Его большой труд о Буддизме сейчас печатается Азиатским Обществом в Калькутте.

 

Письмо Е.И. Рерих. 8.11.1948.

Мне очень трудно сейчас из-за неизвестности точного срока отъезда, но и это уладится. Понимаю, как трудно бездействие для такого даровитого духа, как Юрий, но тяжело. Ноябрь месяц должен оявиться решающим.

 

Письмо Е.И. Рерих С.Н. Рериху. 4.12.1948.

Итак, родной мой Светуля, не нервничай. Жизнь под Лучом слагается прекрасно, но необходимо иметь доверие, признательность и терпение. Всё моё существо полно такой веры-знания в лучшее будущее для тебя и Юрия.

 

Письмо Е.И. Рерих. 22.12.1948.

Спасибо за пластырь и другие лекарства. Я чувствую себя намного лучше. Юрий – отличная сиделка. Истинно, он трогателен. Ночью он приходит по три-четыре раза, чтобы посмотреть, как я сплю, не нужно ли мне что-нибудь, проверяет мой пульс, закрывает окно и т.д.

 

Письмо Е.И. Рерих. 12.01.1949.

Кобры очень любят притаиться за папоротником. Эти милые гости иногда заходят к нам даже в дом. Юрий убил две и одну маленькую, но крайне ядовитую змейку у моей постели. Вообще, злобной живности здесь немало в виде скорпионов, всяких змей, комаров, пантер и тигров.

 

Письмо Е.И. Рерих. 16.01.1949.

Сейчас в напряжённой до крайности атмосфере нужно отдать себе полный отчёт, как велика бывает ответственность за сказанные слова, какое чудовище можно породить и сколько жизней может висеть на конце слова. Так понимаю мудрое утверждение, данное в Учении Живой Этики о сознательном отношении во всей жизни к поступкам, произносимым словам и мыслям. Между прочим, мне очень понравился ответ моего Юрия, когда один видный дипломат спросил его: “Какое, по Вашему мнению, качество следует прежде всего приобрести дипломату нашего времени?” – Юрий, не задумываясь, ответил: “Научиться молчать”. Да, умение молчать, не сказать лишнего есть настоящее искусство.

 

Письмо Е.И. Рерих. 28-29.01.1949.

Не могла Вам писать из-за страшного изнеможения. Заболел Юрий, температура доходила до 40,5 градусов и держалась семь дней. Сильная желудочная инфлуэнца, осложнённая отравлением местным хлопковым маслом. Все отели и большинство обывателей принуждены отравлять себя таким недоброкачественным продуктом. Масла сливочного и молока здесь почти невозможно достать. Температура Юрия сейчас упала ниже нормы, и он очень ослабел. Придётся всячески подкрепить его. Наступает тёплое время, и в феврале мы двинемся в Бомбей, вероятно, числа 12-го, остановимся в «Тадж-Махале» три-четыре дня и двинемся в Гималаи, но не к себе, а в Калимпонг, недалеко от Дарджилинга. От наших опять нет никаких сведений, но, так как позднее февраля передвигаться по Индии трудно из-за жары, мы решили, согласно Указанию, ехать в Калимпонг. Значит, месяцев 10 мы еще проведём в Индии. Я рада этому отложению за Юрия, он очень ослабел, кроме того, сможет последить за печатанием своего большого труда в Калькутте и получить доступ к необходимым ему материалам для новой работы. Итак, едем в Калимпонг.

 

Письмо Е.И. Рерих. 8.02.1949.

Юрий полон энтузиазма от возможности усовершенствовать свое знание языка и получить книги, которые он не мог достать в Кулу. Наши друзья оттуда и из Калькутты уже радуются перспективе заполучить его. Юрий имеет хорошую репутацию среди ученых лам и местных знаменитостей.

 

Письмо Е.И. Рерих. 1.03.1949.

Впечатление от местных людей благоприятное, и Юрий настоящий магнит для тибетцев. Удивительно, как наше пребывание в Дарджилинге запечатлелось в памяти местных людей. Юрий имел уже интересные встречи и даже значительные беседы.

 

Письмо Е.И. Рерих. 10.08.1949.

Юрий рвётся приложить свои силы и уменье, он полон знаний ценнейших. Сейчас здесь печатают его большой исторический труд, к сожалению, на английском языке. Как надоел этот язык, и представить себе трудно!

Радуемся, что Вы, Родная, можете «работать с наслаждением», и главное – на Родине, это такое счастье!

 

Письмо Е.И. Рерих. 5.09.1949.

Сейчас я ещё не оправилась после потрясения болезнью Юрия, которая ещё не оставила его. (…)

У Юрия – рецидив. Новый приступ лихорадки с высокой температурой. Новая мука. Он так исхудал! Нужно покинуть здешний климат. Нужен сухой климат.

 

Письмо Е.И. Рерих. 15.09.1949.

Пишу коротенькую записку, ибо мои силы исчерпаны длительной болезнью Юрия. Сейчас кризис миновал, и он выздоравливает.

 

Письмо Е.И. Рерих. 30.09.1949.

Сегодня пятый день как я могу свободно дышать – мой Юрий, после почти двухмесячного напряжения злейшей лихорадки, начал действительно поправляться. Теперь я смогу немного собраться с силами и вернуться к жизни, ибо, истинно, я не жила все эти томительные недели.

 

Письмо Е.И. Рерих. Сентябрь 1949.

…Болезнь Юрия принесла мне новую муку и страшную усталость. Он схватил зловредную лихорадку, температура доходила до 41° и сопровождалась мучительным распиранием в области желудка. Справились с этой напастью, конечно, благодаря Помощи Великого Владыки. Сейчас он уже на пути восстановления сил. И мои напряжения тоже приходят в более привычное мне состояние, и я смогу чаще беседовать с Вами.

 

Письмо Е.И. Рерих. 12.10.1949.

…Я была и ещё слаба из-за пространственных трудных токов, а также из-за болезни Юрия. Болезнь эта продолжалась два месяца, и я не имела ни дня ни ночи спокойных. Нужно было буквально отстаивать его жизнь. Только Лучи Владыки и моя вера во все Указания поддерживали меня и спасли сына от смертельной опасности.

 

Письмо Е.И. Рерих. 28.11.1949.

Мой Юрий снова полон сил и пользуется каждой возможностью пополнить свои познания и усовершенствовать свое знание восточных языков. Практика у него здесь прекрасная из-за разнообразия встречаемых типов по национальностям, положению и знаниям. Но все поражаются его познаниями и особенно знанием тибетского языка и сокровенной мудрости буддистов.

 

Письмо Е.И. Рерих. 29.11.1949.

…Я тоже не писала, ибо была напряжена до крайности не только моими очередными недомоганиями, но и страшным, серьезным заболеванием Юрия, которое затянулось на два месяца. Всё это вместе взятое унесло столько сил, что порой я чувствовала полную исчерпанность их и сидела в кресле в полуобморочном состоянии.

 

Письмо Е.И. Рерих. 16.03.1950.

У нас в Калимпонге некоторое шевеление, наезды всяких типов из Тибета. Все как перепуганные воробьи. Сегодня посетил Юрия уже один из английских журналистов, устремившихся в Тибет, и только что вернувшийся оттуда. Интервьюировал Юрия по многим вопросам, конечно, Юрий умеет их принимать. Приезжают новые послы и представители из Тибета. Любопытное время. У Юрия последние дни – настоящие фолль журнэ [безумные дни]. Греческие Рояльтис [члены королевской семьи] навещают нас почти ежедневно, я показываюсь редко, но Юрий возится с ними вовсю.

 

Письмо Е.И. Рерих – Б.Н. и Н.И. Абрамовым. 18.04.1950.

Родные наши Борис Николаевич и Нина Ивановна, радовалась яро Вашим письмам от 15 и 25 февраля. Часто с Юрием думаем о Вас. Да, нет ничего прекраснее путей сердца, только они доведут до радости, до цели.

 

Письмо Е.И. Рерих. 19.04.1950.

Мы сейчас находимся в Калимпонге, в малом местечке недалеко от Тибетской границы. Юрий усиленно продолжает изучать восточные языки и преуспел замечательно. Готовит новые научные труды. Один его труд в тысячу страниц, так называемая «Синяя Книга», или «Историческая Хроника Тибета», был переведен им с тибетского и сейчас печатается в Азиатском Обществе в Калькутте. Первый том уже вышел, но, к сожалению, всё это на английском языке.

 

Письмо Е.И. Рерих. 15.05.1950.

Репутация Юрия как величайшего авторитета по Тибету растет. У нас постоянный поток посетителей различных национальностей, иногда они приходят группами.

 

Письмо Е.И. Рерих. 11.06.1950. Юрий только что уехал читать лекцию по тибетскому буддизму. В наше время он «trisrecherche» [фр. – «трижды популярный» (фр.)]. Много новых людей приезжает повидаться с ним.

 

Письмо Е.И. Рерих – С.Н. Рериху. 22.06.1950.

Юрик читал лекцию с большим успехом. Она будет перепечатана во многих изданиях. Его труд «Летопись Буддийская» очень оценена заграницей. Получает письма от западных коллег. Сегодня Юсик получил от профессора Радера из Йельского Университета прекрасное письмо с оценкой его «стюпендус уорк» [огромной важности труд]. Между прочим, Юрий сам не посылал ему. Он сам получил первый том из Калькутты. Второй том, вероятно, тоже выйдет к осени. Они продолжают усердно посылать пруфсы [подтверждения], и книга быстро подвигается к концу. Очень радуюсь за него. Его знания всё больше и больше получают оценку, и много разговоров о необходимости использовать такие знания. (…) И приезд министра из Дели может сыграть роль.

 

Письмо Е.И. Рерих. 8.07.1950.

Дом наш, как ты знаешь, перешёл к Рани, и она предложила платить ей по третям или по шести месяцев сразу. Я предпочитаю платить по третям, и такую сумму скоро предстоит выплатить. Тяжело одолжаться ей и задерживать плату, особенно сейчас, когда Буддийский Центр начинает налаживаться. Рани идёт навстречу. На днях сказала Юрию, чтобы он помнил, что она интересуется таким центром именно здесь, в Калимпонге, но не в Гангтоке, была весьма приветлива. Она только что вернулась с Цейлона, видимо, осталась довольна своей поездкой. Встретила там несколько западных ученых и монахов, которые знали Юрия и высоко говорили о нём. Всё это произвело впечатление на неё. Также Таши намекала Сенам, что её мать, может быть, предложит Хилл Топ под Буддийский Центр. Это было бы наилучшим решением. Юрий не теряет времени и куёт железо, пока горячо.

Приехавший сюда на отдых министр Неоги – милейшая личность и сейчас полон рвения к основанию Центра, так же как и наш милый Прадан. Юрий имел с ними уже несколько совещаний по этому поводу и сегодня снова совещался с ними и с Денсапа, министром Сиккимским, последний обещал всячески содействовать и для начала предложил в дар свою библиотеку. Может быть, что-нибудь и сделает в пику наследнику, который всё обещал и от всего увильнул. Неоги собирается на днях пойти к Рани сначала один, потом с Юрием, чтобы закрепить помещение за Центром! Будем надеяться, что она сделает этот красивый жест.

 

Письмо Е.И. Рерих. 1.08.1950.

 Сегодня Юрий с Праданом и министром Нэоги едет к Рани Дордже беседовать о Буддийском Центре. Надеемся, что она окажется на высоте и предложит свой Хилл Топ под Просветительное Учреждение. Это всё, что мы ждём от неё.

 

Письмо Е.И. Рерих. 1.08.1950.

 У Юрия состоялся хороший разговор с нашей Рани Дордже. Она будет полезной в организации Центра. Она пообещала кое-что для Центра, но не слишком настаивала, но посмотрим! Юрий по-прежнему очень .../слово неразборчиво [деятелен ? – ред.]/, но я держусь в стороне, моё состояние не позволяет мне встречаться с большим количеством людей.

 

Письмо Е.И. Рерих. 22.09.1950.

Юрий по-прежнему работает над Буддийским Центром, существует вероятность получить хорошее помещение для Центра. Прадан и Неоги очень помогают в этом вопросе, они не утратили своего интереса. Мы прекратили переговоры с Рани Дордже. От неё нечего ожидать…

 

Письмо Е.И. Рерих. 13.09.1950.

Юрий получил новое предложение для Буддийского Центра. Предлагается бесплатно хороший дом на один год и небольшая стартовая сумма, чтобы начать Центр. Сегодня в нашем доме совещание с местными чиновниками. Возможно, что-то будет решено. Все большие люди, похоже, понимают необходимость создания такого Центра именно в этом месте, даже больше, чем в Гангтоке, но как тяжело его продвигать, заставлять людей думать и работать.

 

Письмо Е.И. Рерих. 8.10.1950.

Теперь скажу Вам, что этой же болезнью [желудочно-кишечным вирусом] страдал мой Юрий, и в опасной форме с приступами сильнейшей лихорадки, которая страшно изнуряла его. (…) Ужасно мучился …тошнотой; также были и боли в затылке, и зрение очень ослабевало. Температура доходила за 41°. Картина была трудная, но с Помощью Великого Владыки мы изгнали вирус, он вышел в гнездах слизи из желудка и печени. Слизь в желудке и печени много тяжелее. Сейчас он вполне здоров. Год уже прошел со времени последнего приступа. Болезнь тянулась несколько лет. Никакие врачи не знают, как лечить эту болезнь. Но существует определенный вирус этого заболевания желудочно-кишечного по всей Азии.

 

Письмо Е.И. Рерих. Не позднее ноября 1950 г.

Если не удастся основать Буддийский Просветительный Центр, то, действительно, нужность для нас Калимпонга иссякнет. Несколько интеллигентных официальных лиц сотрудничают с Юрием по основанию такого Центра, но Вы знаете темп индусской работы. Вероятно, первый камень основанию будет положен, когда подойдёт время отъезда на новую ступень.

 

Письмо Е.И. Рерих. 26.02.1951.

Мой Юрий сейчас страстно занят, для него открылось новое поле занятий, крайне поучительное и интересное. У нас тут столпотворение вавилонское. Очень красочное и забавное.

 

Письмо Е.И. Рерих. 22.05.1951.

Юрий много работает и говорит по-тибетски лучше многих самих тибетцев, подвинулся и в знании монгольского и не забывает свой санскрит. Практика ему здесь неплохая. Он пользуется большим уважением среди населения за свою учёность и замечательную мудрость.

 

Письмо Е.И. Рерих – С.Н. Рериху. 11.08.1951.

За последнее время проявились знаки внимания по отношению к Юрию со стороны приезжавших официальных лиц Индийского Правительства. Видимо, начинают понимать, какая незаменимая ценность для них и во многих отношениях заключается в знаниях Юрия. Посмотрим, во что оформятся все их заманчивые предположения и предложения. Как бы не оправдалось давно Указанное: «Когда будете уезжать, кто-то спохватится – упустили сокола, улетел за горы, не достать». Да, так подбираются знаки. (…)

Юрий очень огорчался, не имея писем от тебя. Он ведь самый родственный из нас и считается очень с малыми знаками внимания. Должна признаться, что меня очень трогает эта привязанность в нём. Очень, очень ждал твоего письма. Наша Ирина Александровна приютила у себя семью русских беженцев – отца, мать и девочку 13 лет. Может быть, приживутся. Остальных 20 человек беженцев, прибывших в Калимпонг через Тибет из Алтая и Китайского Туркестана, отправили в Калькутту, откуда их разместят по странам, нуждающимся в рабочих. Парни неплохие. Петр Георгиевич и Юрий приняли в них участие и собрали на них до тысячи рупий и вообще устроили им путь. Пора кончать. Всё будет хорошо, главное, так, как нужно!

 

Письмо Е.И. Рерих. 1.09.1951.

Юрию намного лучше, но он продолжает очень внимательно следить за своей диетой. Он сильно похудел.

 

Письмо Е.И. Рерих С.Н. Рериху. 13.11.1951.

Юханчик за последнее время получил много приглашений и знаков почёта; но почёт в наши дни кроме расходов мало что даёт, так он не смог проехать в Катманду. Но и это удачно, ибо там большие беспорядки.

 

Письмо Е.И. Рерих. 2.12.1951.

Мои сыны преуспевают. Юрий на своем поприще Востоковедения приобрёл заслуженное им мировое признание как большой учёный. Труды его высоко оценены лучшими представителями Востоковедения. И здесь он заслужил большое уважение не только своему знанию, но и мудрости.

 

Письмо Е.И. Рерих. 7.12.1951.

Прочла Ваше письмо к Юрию. Спасибо, родная. Шевеление вод необходимо. Истинно, люди, обладающие широким мировым кругозором и умеющие понять и примениться к психологии многих народностей и знающие столько языков и, главное, при необыкновенной способности к прогнозам мирового значения, более чем редкое явление. С нашей стороны всё было сделано, ответ за ними. Конечно, шептунов везде много, особенно среди сторонников бывших здешних хозяев. Мы уже привыкли везде находить один и тот же след. Но следовало бы шире смотреть и не считаться со случайными заявлениями малознакомых личностей, часто далеко не заслуживающих доверия. Лучших друзей своей страны, нежели Святослав и Юрий, они не встретят нигде.

 

Письмо Е.И. Рерих. 9.12.1951.

Наше передвижение тоже задержалось. Я радуюсь, ибо для меня каждый лишний месяц в стране любимой – невыразимое счастье. Да и сын Юрий успеет закончить свою научную работу по исследованию, развитию движения и влияния Буддизма на древние народы, населявшие Азию и особенно плоскогорье Тибета с прилегающей пустыней.

 

Письмо Е.И. Рерих. 7.02.1952.

Юрий уже занял место лучшего знатока и ученого по восточным делам и в Европе. У него переписка со всеми выдающимися учёными, которые обращаются к нему именно как к лучшему ученому.

 

Письмо Е.И. Рерих. 5.06.1952. Юрий работает над несколькими книгами по своей специальности, и в этом году выйдут из печати ещё две. Большие люди приезжают советоваться с ним. Большие знания у него, немало приезжают советоваться с ним. Сколько пользы мог бы он принести в своей стране.

 

Письмо Е.И. Рерих. 11.07.1952.

Да, разносторонность в знаниях сына при большой даровитости – совершенно исключительное явление, и здесь его очень оценили, начинает получать приглашения в Университеты, и большие люди спрашивают его мнения. Но никто ещё не мог оценить всего размаха его знания, хотя и приходится слышать, что Юрий Николаевич не знает ещё сам, какую мощь даёт ему знание! Скажите другу, посетившему Вас, и о прекрасной, честной и открытой природе такого незаменимого сотрудника.

 

Письмо Е.И. Рерих – С.Н. Рериху и Д. Рани Рерих. 7.09.1952.

Юханчик был в восторге от подарков – сапоги сидят превосходно и две материи очень удачны. Две куртки уже сшиты дома под нашим наблюдением и вышли, конечно, очень неплохо. Юрий даже размечтался о третьей из более плотной материи ввиду нашего искусства. Посмотрим, найдем ли что здесь. (…)

Наша принцесса остановится в Париже у своих друзей в доме издателя и редактора двух самых больших газет в Париже – «Ле Суар», другую не помню. Сам издатель – известный журналист русский еврей Лазарев, принявший французское подданство. Он приезжал к нашим Грекам и был два раза у нас. Пришел в восторг от знаний Юрия.

 

Письмо Е.И. Рерих. 27-29.09.1952.

Несмотря на непогоду, люди всё же наезжают в наши края. Калимпонг становится магнитом. Юханчик имеет постоянно посетителей. Приезжают новые профессора индусы и иностранцы. Приезжают знакомиться с профессором санскрита и тибетского языка и знатоком Йоги! Юрий интересуется ими, ибо каждый может принести что-либо новое. Но пока что слышали мало утешительного о положении в нашей любимой стране. Прискорбно, что молодежь совершенно не интересуется никакими гуманитарными науками, и культурная прослойка общества настолько утончилась, что скоро совершенно исчезнет. Жутко становится, слушая эти сетования. Отсутствие интереса к науке, к ценностям духовным, художественным и историческим своей страны указывает на разложение сознания, на разрушение страны. Как нужны новые дерзания, зажигатели и строители новых мостов во всех областях жизни!

 

Письмо Е.И. Рерих – С.Н. Рериху. 3.11.1952.

Вероятно, Юханчик написал или пишет тебе новости, связанные с основанием Буддийского центра под осписами [гостиница, студенческое общежитие] Шантиникетан.

 

Письмо Е.И. Рерих. 6.11.1952.

Мои оба сына слишком заняты уделёнными им Великим Владыкой «особыми» и труднейшими заданиями...

 

Письмо Е.И. Рерих. 24.11.1952.

Конечно, дружба нашей любимой Индии с новой страной совершенно необходима, это ключ ко многому, хорошо, что Ваш друг это понимает. Н.К., да и сыновья много потрудились для ознакомления выдающихся людей, в том числе и Главы, с новой страной. Имя нашего Светлого Носителя Высшей Культуры чтится здесь высоко. Мои сыновья могли бы содействовать многому, ибо находятся в самых лучших дружественных отношениях.

 

Письмо Е.И. Рерих. 5.03.1953.

Юрий налаживает основание Культурного Буддийского центра для изучения Буддизма. Говорят, что к лету что-то уже наладится. Всё уже имеет санкцию Правительства, но выполнение здесь берёт невероятное количество времени. Несмотря на общее ускорение во всём мире, включая ускорение вращения нашей Земли на её оси, многие вещи требуют сейчас гораздо больше усилий и времени для налаживания их. Мы принадлежим к Эпохе Гуманитаризма, но мир погрузился в тиски Технократии. Разнобой велик!

 

Письмо Е.И. Рерих. 26.03.1953.

Вы спрашиваете – каковы мои Сыновья? Могу сказать – с самого раннего детства они были моей радостью и гордостью. Оба необыкновенно даровиты, талантливы, но каждый идет своим путём. Никогда не навязываю им моего пути. Они идут к той же цели в своём понимании, и мы сходимся на конечном предуказанном Пути. Оба в силу даровитости – трудные. Оба большие труженики. Старший – историк, восточник и знает много языков, лучший знаток по Буддизму и вообще по Востоку. Среди европейских ученых пользуется большим авторитетом. Совершенно свободно говорит на труднейшем тибетском языке, также и санскрит и монгольский язык вполне усвоены им. Имеет уже большие печатные труды, которые и принесли ему мировое признание. Он живёт и работает со мною. Мы большие друзья, но совершенно разного характера. (…) Кроме их основных талантов, они полны и другими самыми разнообразными дарованиями. (…)

Старший проявлял любовь к истории и к оловянным солдатикам, он имел их тысячами! Страсть его к военному искусству осталась и посейчас. Стратегия – его конёк. Кровь прадедов сказывается в нём.

Ну вот, бегло познакомила Вас с моими сыновьями. Конечно, Вы лучше узнаете их, когда придёт этому время. Духи они очень старые и много потрудились в своих жизнях на разных поприщах, и каждый имеет определённо выработанное мышление без предрассудков и ограничений закоснелого упрямства ветхих сознаний наших некоторых сородичей, не могущих отрешиться от изжитого уклада быта. Мои сыновья блещут сознанием новым, вмещающим всю полноту Бытия при разумном применении новых методов и путей. Разумное распознавание и Кооперация дружественная – лозунг дня. Давно было сказано – «Господом твоим», но кто обратил внимание на этот существенный и спасительный Завет, который открывает все сердца.

 

Письмо Е.И. Рерих. 13.04.1953.

Юрий… на прекрасном счету, и есть подвижки и в его работе. Во всяком случае, мы не забыты, и все приезжающие члены Правительства, все без исключения, посещают нас и очень ценят беседы с Юрием. Лишь свои проходят мимо прекрасных возможностей. Талантливые и прозорливые люди являют величайшее сокровище государства.

 

Письмо Е.И. Рерих. 11.06.1953.

Относительно основания Буддийского центра в Калимпонге в связи с Шантиникетаном я не строила никаких иллюзий. И то, что мы слышим сейчас от приезжающих профессоров из Калькутты и посещавших Шантиникетан, довольно мрачно. Везде происходят сокращения деятельности, и особенно в Отделах Восточных языков. Всё урезывается, кроме того, везде страшные интриги. Это знак недобрый. Юрий, вероятно, пишет тебе подробно. Он очень огорчен, ибо мечтал внести свою лепту.Ну, потерпим ещё! Будет праздник и на нашей Улице! Да ещё какой!

 

Письмо Е.И. Рерих. 8.07.1953.

Ярая любовь к Родине глубоко живет в наших сердцах. Юрий, старший сын, мог бы уявиться исключительно полезным своим знанием и многосторонним пониманием положения на Востоке. Но, конечно, оба сына готовы всегда применить свои способности и умение там, где нужно.

 

Письмо Е.И. Рерих – С.Н. Рериху. 17.10.1953.

Уважение к Юханчику продолжает расти. Он окружён учениками. На днях приезжают два буддиста из Японии специально повидать его. Студент из Калькутты в восторге от своих занятий и достигнутых успехов с Юханчиком. Годы Университета не дали ему того, что он приобрёл за несколько уроков и бесед с Юрием. Репутация Юрия как необыкновенного учёного и талантливого знатока Востока твёрдо установилась и в Европе, среди тамошних учёных. Постоянно получает запросы и приглашения от европейских учёных. (…)

Наш Юханчик полон сил и желания скорее приложить свои способности на общую пользу.

 

Письмо Е.И. Рерих – Ю.Н. Рериху. 1.11.1953.

Родной мой Юханчик. Спасибо за телеграммы и письма, имеем два письма. Радость была получить первую телеграмму уже к вечеру!! Как твоё самочувствие? Пиши подробно. Будь осторожен! (…)

Обнимаю, целую крепко. Мама

 

Письмо Е.И. Рерих. 25.11.1953.

Юханчик становится центром внимания и главным Авторитетом по Тибетологии за пределами Индии. Всё чаще приходят письма от разных профессоров из Европы с просьбою дать им разъяснения непонятных им текстов, и благодарность их трогательна. Присылают в дар прекрасные издания. Все выражают желание познакомиться с ним и направляют свои стопы в наш Калимпонг.Так, сюда едет профессор Штейн из Парижа, и уже приехал англичанин Снелльгров, и собирается приехать профессор из Мюнхена Хоффман. Так действует магнит знания. Юханчик доволен своими последними учениками: одной очень серьёзной, дельной японкой из Калькутты и одним индусом, тоже из Калькуттского Университета. Все говорят, что два-три месяца занятий их с Юрием дали им несравненно больше, нежели два года в Университете.

 

Письмо Е.И. Рерих. 6.12.1953.

Уже целую неделю я одна. Юрий уехал в Дели в связи с основанием Буддийского центра в Калимпонге. В прошлом году проект был одобрен правительством. Центр должен был стать филиалом университета Тагора. Программа, предложенная Юрием, была одобрена, и даже был выделен грант, но Юрию об этом даже не сообщили.

Целый год – ни слова, ни действий со стороны Университета Тагора! Но начали просачиваться странные новости – жена одного из штатных профессоров тайно сбежала с вице-канцлером Ратиндрой Тагором!! Конечно, такие скандальные новости смутили всех! Ратиндре Тагору пришлось уйти в отставку! Местные люди, сторонники Буддийского центра, были крайне огорчены.

Юрию был Дан Совет немедленно ехать в Дели и выяснить, как обстоят дела!

Я была счастлива предоставить ему эту возможность (ибо имею мой тайный фонд в коричневом саквояже). Так, моя любимая дочь помогла великому и благородному делу – основанию института для изучения и распространения величайшего и благороднейшего Учения и философии, крайне необходимых в наши смутные времена. Уже пришли новости, что всё хорошо. Буддийский центр сможет открыться в Калимпонге независимо от какого-либо Университета. Конечно, намного лучше ни от кого не зависеть! Так, Юрий примет новую ответственность и дополнительную нагрузку. Полагаю, грант не сможет успешно покрыть даже самые необходимые расходы, и Юрию придётся искать ещё вкладчиков, чтобы не держать дело в растительном состоянии. (Но Великий Учитель поможет.) Конечно, если Юрий останется здесь на длительный срок, место превратится в своего рода Мекку для востоковедов со всего света! Уже несколько студентов из Европы и Дальнего Востока решили приехать в Калимпонг, потому что здесь находится Юрий. Ожидаем профессора Штейна из Парижа, профессора Хоффмана из Германии и профессора из Уэльса, забыла его имя. Многие студенты пишут ему, спрашивая разъяснений многих неясных фраз на тибетском и санскрите в древних трудах, и удивляются его превосходному знанию предмета, не говоря уже о ясном уме и очевидной изумительной разносторонности!

 

Письмо Е.И. Рерих. 14.12.1953.

Он [Юрий] только что вернулся из Дели, куда ездил в связи с основанием здесь Буддийского Центра. Видел многих друзей, очень остался доволен своей поездкой. Видел Неру и Индиру, обедал с ними и имел прекрасную беседу, отношение к нам самое милое и сердечное. Юрий сейчас очень занят, его рвут на части. Удивительно, как люди тянутся к нему и доверяют ему.

 

Письмо Е.И. Рерих. 16.12.1953.

Юрий вернулся из Дели и очень доволен своей поездкой. Мы можем сказать, она была удачной. Он повидал всех наших друзей и повсюду встречал самый радушный прием. Д-р Бхатнагар был необычайно дружелюбен и очень ему помог. Юрий сам напишет о своём визите и беседах с ним. Бхатнагар был так любезен, что заказал для меня дюжину тетрадей в правительственном учреждении, занимающемся печатью; у них хорошая бумага и мягкая обложка.

Мне также нужен флакончик русских духов, они стойкие, поверьте. Юрий обедал тет-а-тет с Пандитом. Он был очень дружелюбен. Все, похоже, заинтересованы в основании Буддийского Центра здесь, но, конечно, пройдёт ещё немало времени, чтобы эта идея материализовалась. Было обещано вынести определённое решение. Посмотрим! Юрий остался с Шибаевым.

 

Письмо Е.И. Рерих. 30.12.1953.

Юрий побывал в Дели в связи с Буддийским центром, с основанием его в наших местах. Встретил всюду самый радушный приём и обещания помочь осуществлению необходимого культурного начинания именно в наших краях, как прилегающих к Источнику. Но, конечно, пройдёт некоторое время до настоящего тут основания и начала деятельности. Пожалуй, и мы успеем собраться в дальнейший путь. Здесь время не считают. Ценность времени здесь не имеет того значения, которое оно имеет на Западе.

 

Письмо Е.И. Рерих. 3.02.1954.

Юханчик прилагает свою записку о цыганах, всё, что мог найти о них. Он по-прежнему работает над своими историческими трудами и попутно интересуется основанием Буддийского Института для научного исследования замечательного Учения. Но все берёт необычайно долгое время, чтобы нечто организовать. Много обещаний, много бесед, но подвижек настоящих нет. Конечно, и людей, которые согласны были бы работать самоотверженно и пренебрегая удобствами, тоже встретить нелегко! Время сейчас очень бездарное! Развивать что-либо трудно, но даже трудно охранить старые накопления

 

Письмо Е.И. Рерих. 8.02.1954.

Снова полное затишье с Буддийским Центром. Из Дели нет новостей. Книга Юрия, второй том, был напечатан в последней неделе января и послан ему, но все ещё не получен!!!

Итак, терпение, терпение, терпение во всём!!!

 

Письмо Е.И. Рерих. 16.04.1954.

Юрий тоже очень преуспевает в своей научной работе. Вышли новые печатные труды его, и сейчас он занял место среди самых выдающихся ориенталистов и считается в Европе и здесь наибольшим авторитетом по тибетскому, монгольскому, санскритскому языкам. Буддийский Центр всё ещё в проекции. Слишком мало интереса к какой-либо религии сейчас в массах. Народ любит свою тамашу[индийские песенно-танцевальные представления о героях-воинах] и пуджу Ганешу, Хануману и богам. Лишить его этой ярмарки невозможно, ибо нечем заменить её красочность. Трудное время, страна на переломе. Но страна уявится на возрождении и расцветёт. Народ очень способный, и древняя Культура ещё не совсем оставила народ. Кроме того, мы имеем Прекрасного Вождя, который не боится поднять голос против творимого варварства.

 

Письмо Е.И. Рерих. 3.06.1954.

Недавно у нас была радость – вышел из печати внушительный второй том так называемой «Синей Книги» (Тибетская Хроника), переведённой моим сыном с тибетского на английский язык. Этот капитальный труд уже получил достойную оценку среди выдающихся учёных Европы и Азии.

Больно сознавать, что такие обширные познания по вопросам Средней Азии и Востока, такой обширный горизонт остаются без действенного приложения на пользу своей страны и только косвенно и ограниченно служат своему народу, отстаивая правильное понимание всех достижений, совершённых страною, несмотря на, казалось бы, непреодолимые трудности. Истинно, сколь ценно знание истории и психологии Востока в новом сотрудничестве и строительстве с Востоком.

Сын мой, помимо своих недюжинных способностей и в других областях знания, большой труженик и открыт сознанием ко всему эволюционному. Он такой же патриот, каким был и его Отец.

 

Письмо Е.И. Рерих. 8.06.1954.

Пересылаю Вам и письмо Юрия. Он много работает, и известность его растёт. Много приезжают профессоров посоветоваться с ним и учеников из разных частей света.

 

Письмо Е.И. Рерих. 18.07.1954.

Только что получили Ваше письмо от 26 июня. Спасибо Вам за все хлопоты. Вы пишете, что нет следов наших заявлений, но их было несколько, и до войны, и в самые страшные годы минувшей войны. Заявление 1947 г., о котором Вы пишете, видимо, относится к письму моего покойного мужа. После ухода Николая Константиновича в конце 1947 г. я, мой сын Юрий и две воспитанницы подали заявление в феврале 1948 г. через Посольство в Дели. О судьбе этого заявления мы ничего по сей день не знаем, и Посольство не известило нас о результатах. В декабре 1949 г. мы через Посольство послали оплаченную телеграмму на имя Министра Иностранных Дел, но также ответа не получили. В минувшем декабре мой сын был по делам в Дели и имел две беседы с советником Г.М. Баласановым, который обещал расследовать всё дело и дать нам знать в конце января 1954 г. В феврале советник был отозван, и обещанного ответа мы так и не получили. Затем, как Вам известно, Татьяна Григорьевна передала наше новое заявление в августе 1953 г. Не понимаем, почему она решила передать его через академика Герасимова, что не имело уже смысла после ухода моего мужа, ибо сама я не художница, а сын мой – востоковед-историк. Действительно, нам не пришлось видеть Герасимова, когда он был здесь. Его фамилия почему-то не фигурировала в списке имен членов культурной делегации, который был помещен в местных газетах. Если он не передал нашего заявления, быть может, его можно было бы получить обратно и передать по назначению.

Теперь мы находимся в недоумении, что предпринять дальше, ибо не теряем надежды поработать на Родине. Нам всё время давали понять о желательности этого, и моей заветной целью остается вернуть культурное наследие моего покойного мужа Родине, о которой он постоянно мечтал. Во время минувшей войны Комитет по Делам Искусств писал нам о желании приобрести картины моего мужа. Дело это, видимо, осталось без окончательного решения. Быть может, Вы найдете возможным навести справки в Министерстве Иностранных Дел и повидать Баласанова, если он в Москве.

Очень будем ждать Ваших дальнейших вестей. Мой сын послал свой последний труд в Институт Востоковедения Академии Наук, и надеемся, что он там получен. Печатаются ещё две книги, а в рукописи лежит тибетско-санскритский словарь*.

*Рерих Ю.Н. Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Вып. 1-11. М: Наука, 1983-1993.

 

Письмо Е.И. Рерих – С.Н. Рериху. 12.08.1954.

Юханчик продолжает получать прекрасную оценку своему труду и дары от многих учёных и Университета Шведского – прекрасные издания. Юханчик занял прочное место главного Авторитета по Тибету и Средней Азии. Такое положение поможет ему расширить его возможности. Ведь и перемены в нашей стране идут гигантскими шагами.

 

Письмо Е.И. Рерих. 20.08.1954.

Юрий очень много работает над своими научными трудами. Радуюсь его широкому кругозору. Живём с ним в большой дружбе. Ждём назначенного нам срока и видим всю мудрость пройденного пути и нового ознакомления с психологией разных национальностей.

 

Письмо Е.И. Рерих – С.Н. Рериху. 23.09.1954.

Юханчик имеет интересные собеседования с приезжающими европейскими учёными. Вчера приехал европейский профессор из Хонг-Конга, кажется, немец, проживавший там на стипендии. В октябре ожидаем приезда профессора Штейна из Франции. Слухи о нём как об очень положительном, порядочном человеке и серьёзном учёном. Приезжает работать с Юрием на несколько месяцев. Японец ещё здесь.

 

Письмо Е.И. Рерих – С.Н. Рериху. 18.10.1954.

Приехал профессор Штейн – симпатичный, сейчас бедствует с помещением. В гостинице ему с женою жить дорого, ведь они приехали на пять месяцев работать с Юрием. (…)

Приезжает скоро ещё одна японка, так, около Юрия скоро образуется круг учеников из иностранных профессоров и студентов, но местные не звучат, удивительно, насколько нет желания узнать что-либо полезное для них. Если нет этого inner urge [внутреннее желание] к знанию, ничего построить нельзя! (…)

Живём мы тихо, только Юханчик очень занят приходящими и приезжающими, но, конечно, это лучшая реклама, и пока что пренебрегать ею не приходится.

 

Письмо Е.И. Рерих. 28.12.1954.

Юрий шлет самый сердечный привет. Он погружён в новую работу по истории Востока. Его «Голубые Анналы» признаны новым этапом в Истории Востока, по отзывам французских учёных. Он занял место большого учёного.

 

Письмо Е.И. Рерих. 31.12.1954.

Во время праздников у нас было много посетителей, и мне пришлось встречаться с ними – они милые люди, в основном профессора-востоковеды, приезжающие, чтобы проконсультироваться с Юрием. Они приезжают из многих стран, привлечённые его знанием и эрудицией. Профессор Штейн из Парижа постоянно изумляется его достижениями на поприще востоковедения! Многие учёные из Европы и Дальнего Востока считают Юрия крупнейшим специалистом по восточным языкам. На следующей неделе ожидаем японского филолога, приезжающего из Токио, чтобы проконсультироваться с Юрием по своей работе. Два немецких профессора жили здесь и были крайне изумлены достижениями Юрия!

Так, я горжусь своим сыном, хотя вполне могу сказать – сыновьями. Святослав также молодец, и его сознание расширяется. Но он слишком скромный, чтобы афишировать свои достижения.

 

Письмо Е.И. Рерих – С.Н. Рериху. 6.06.1955.  

Ты, вероятно, слышал от Юсика о решении Индийского Правительства всё же основать Research Institute [исследовательский институт] по Буддизму и изучению Тибетского языка в Калимпонге. Увидим, как это сложится! Думаю, что исполнится давно Сказанное: «Упустили сокола, улетел, не догнать!» Получили прекрасные отзывы о трудах Юрия из Англии, так накопления идут. Ждём подвижек в связи с приездом нового посла, не раньше, конечно, осени. Ряды недоброжелателей редеют! Уход Молотова решён.

 

Письмо Е.И. Рерих. 25.07.1955.

Единение – единственный рычаг ко всему, и это народ начал усваивать. Это должно быть усвоено всеми и начиная с домашнего обихода. Юханчик тоже оценил это созидательное качество и где может сеет дружелюбие и наполняется терпимостью. Очень его здесь все уважают.

 

 

Начало страницы