ruenfrdeit
Скрыть оглавление

Краткая биография

Святослав Николаевич Рерих

 

 (10/23.10.1904 – 30.01.1993)

 

 

Святослав Николаевич Рерих, младший сын Н.К. Рериха. 1970-1980-е гг.«Понесем весть о красоте в каждое сердце, в каждый дом. Пусть стремление к прекрасному будет нашей повседневной молитвой... Поиски красоты – это то, что сблизит людей и спасет мир. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте»1, -

утверждал Святослав Николаевич Рерих.

 

Святослав Николаевич – великий художник, автор более 4000 полотен, искусствовед, мыслитель, общественный деятель, педагог, учёный-естествоиспытатель, путешественник.

 

Младший сын Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, Святослав родился 23 (ст.ст. 10) октября 1904 года в Петербурге, с которым были связаны первые двенадцать лет его жизни. Первыми художественными впечатлениями детства были полотна отца, уже известного в те годы художника, и картины фламандских и нидерландских мастеров из коллекции родителей.

В 1913 году Святослав поступил в одно из лучших учебных заведений Петербурга – частную гимназию К.И. Мая, где учился до мая 1917 года. Одновременно он посещал специальные классы Школы Общества Поощрения Художеств, готовил декорации к домашним постановкам и даже помогал отцу в работах над театральными эскизами.

С раннего детства мальчик проявлял интерес к естественным наукам (орнитологии, зоологии, ботанике, минералогии), который гармонично переплетался с природными художественными способностями. С увлечением изучал историю Древней Руси, русский фольклор, культуру народов России. Участвовал в экспедициях Н.К. Рериха по древнерусским городам Севера.

Святослав Рерих. 1906-1908 гг.«Я с самых ранних лет занимался искусством, – вспоминал о ранних годах своей жизни Святослав Николаевич, – то есть рисовал, лепил, и для меня это было, быть может самое существенное. Имея перед собой живой пример Николая Константиновича, видя, как он работал над картинами, постановками в театре, мозаиками и другими большими работами, мы воодушевлялись, это вызывало в нас какие-то внутренние запросы и интересы... Мы всегда присутствовали при разговорах Николая Константиновича и Елены Ивановны. Это имело большое влияние на нас. Елену Ивановну интересовала философия, у неё был широкий и глубокий взгляд на жизнь». «Моя Матушка… очень мудро с самого начала руководила нашей жизнью и следила за нашими интересами, порывами и чувствами. Она никогда не настаивала ни на чем, никогда не старалась как-то нас убедить в чем-то, но она всегда ставила на нашем пути именно то, что нам было нужно»2.

В 1918 году художник создал первый портрет отца. За свою жизнь Святослав Рерих написал около 30 портретов Н.К. Рериха.

В связи с болезнью главы семьи, Рерихи в мае 1917 года переехали в Финляндию в Сердоболь (Сортавалу). Двенадцатилетний Святослав не мог и предположить, что навсегда расстаётся с родными местами. Однако, прикоснувшись к «неотпитой чаше – Руси», он через всю жизнь пронес любовь к Родине, к русской культуре. В 1917–1918 гг. Святослав продолжил гимназический курс, занимаясь у преподавателей местных гимназий, много писал с натуры (ходил на пленэр с отцом и братом).

В 1919–1920 гг. в Лондоне Святослав начал серьёзно заниматься архитектурой: учился в подготовительной к университету школе, брал частные уроки, поступил на специальный курс архитектуры в Королевскую академию искусств. Одновременно он постоянно занимался живописью и скульптурой. Помогал отцу в создании декораций и эскизов костюмов к постановкам опер Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Сказка о Царе Салтане» и А.П.Бородина «Князь Игорь» в «Covent Garden». В Лондоне же Святослав близко познакомился с известным индийским мыслителем и писателем Рабиндранатом Тагором.

В 1920 г. семья Рерихов переехала в США, куда Н.К. Рерих был приглашен для проведения выставочного турне. В 1921 г., сдав экстерном экзамены за два курса, Святослав поступил на архитектурное отделение Колумбийского университета в Нью-Йорке, и через год в 1922 г. перешёл в Гарвардский университет (Кембридж, Бостон). Одновременно он посещал скульптурное отделение Массачусетского университета в Бостоне. Как большой знаток скульптуры Святослав Николаевич в дальнейшем часто участвовал в различных экспертизах и консультациях.

В Америке художник принимал самое активное участие в работе всех культурно-просветительских организаций, созданныхНиколаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами: Мастер-Институт объединенных искусств (Нью-Йорк), Объединение  художников «Cor Ardens» («Пылающее сердце») (Чикаго) и другие. В 19 лет он возглавил Международный центр искусств «Corona Mundi» («Венец мира»). В 1920-е годы Святослав Николаевич много путешествовал по Америке, писал картины, создавал вместе с отцом костюмы и декорации для Чикагской оперы. В 1923 г. получил I-ю премию на выставке русских художников в США.

С.Н. Рерих на фоне своей картины <br> «Карма Дордже» (1934). 1934 г. Наггар, Индия.Вместе с семьёй Святослав Николаевич впервые посетил Индию в декабре 1923 г.  и совершил путешествие по стране. Здесь он познакомился с наиболее знаменитыми архитектурными шедеврами, с древним и современным искусством Индии. Было положено начало его уникальной коллекции произведений тибетского, непальского и индийского искусства.

Через год художник возвратился в США и принял участие в работе по руководству культурно-просветительскими учреждениями, связанными с именем Н.К. Рериха. Именно благодаря Святославу Николаевичу родители и старший брат, находившиеся на маршруте сложнейшей Центрально-Азиатской экспедиции, поддерживали контакты с «внешним миром». Это открывало возможности для их плодотворной научной и исследовательской деятельности. Одновременно художник продолжал совершенствоваться в живописи.

В 1925 году талант Святослава Николаевича раскрылся подобно взрыву. Он создал большие декоративные полотна на восточные сюжеты. В крупных университетских городах США прошли первые персональные выставки, на которых экспонировалось около ста его произведений. На Международной выставке в Филадельфии художнику присудили высшую награду Гран-при. Последующие достижения молодого живописца становятся уверенными шагами на пути к мастерству и совершенству.

В 1928 г. С.Н. Рерих стал вице-президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Активно участвовал в организации и продвижении Пакта Рериха по защите культурных ценностей. Впоследствии художник так вспоминал об этом: «Николай Константинович никогда не думал, что договорами можно остановить человечество от разрушений. Но он верил, что если мы будем воспитывать человечество, прививать мысль, что есть ценности, общие для всех стран мира, то постепенно люди привыкнут к этому так же, как привыкли к Красному Кресту. Пакт Николая Константиновича – пробный камень единения человечества и должен послужить расцвету Культуры»3.

За бескорыстную деятельность во Французских государственных обществах помощи приютским детям и ослепшим детям в первой мировой войне он был представлен к высшей правительственной награде Франции – ордену Почетного Легиона. Однако принять орден отказался, так как считал заслуги отца в общественной и культурной жизни Франции более достойными этой награды.

В 1929 г. С.Н. Рериха избрали пожизненным членом Археологического института США. На Международной художественной выставке в Венеции (1930) он получил Гран-при за представленный портрет отца. В 1931 г. основал в США Общество по изучению философии и религии.

С.Н. Рерих. Автопортрет. 1940-е гг.В сентябре 1931 года С.Н. Рерих возвратился в Индию и поселился с родителями в долине Кулу. Он много путешествовал и занимался живописью. В Институте Гималайских исследований «Урусвати» Святослав Николаевич, возглавив работу естественно-научного отдела, проводил уникальные изыскания в области биологии, орнитологии, кристаллографии, индийской, китайской и тибетской медицины. В экспедициях по Тибету и Гималаям он собирал высокогорные травы и семена. Также занимался выращиванием лекарственных трав и масличных культур, руководил работой биохимической лаборатории, где исследовал свойства эфироносных растений. Святослав Николаевич вел переписку с академиком Н.И. Вавиловым и посылал ему семена злаковых растений, также направлял рижскому врачу-гомеопату Г.Ф. Лукину коллекции лекарственных препаратов, корней, семян и масел. В основе научных интересов С.Н. Рериха лежало глубокое философское понимание природы как единого целого, неразрывно связанного глубинными космическими законами. Художник также исследовал фольклор и памятники искусства, занимался сравнительным религиоведением, философией и культурологией.

В июле 1941 года, после нападения Германии на Советский Союз, Святослав Николаевич со старшим братом обратились к послу СССР в Лондоне И.М. Майскому с просьбой о зачислении добровольцем в ряды Красной Армии, но получили отказ. В годы Второй мировой войны мастер организовывал выставки с продажей своих картин и отца, выступал на радио, собирал пожертвования, издавал книги и передавал вырученные средства в пользу Красного Креста СССР. «Выставка будет продолжена, - писал художник отцу в Кулу. - Народу на эту выставку идёт масса. Прямо тысячи валят каждый час. Никто ничего подобного не видал. Всё кругом запружено толпами. Я говорю четыре раза в день и иногда перестаю даже двигаться от усталости. С раннего утра и до С.Н. Рерих. Пандит Джавахарлал Неру. 1946 г.вечера я с толпами и среди людей»4.

Свой путь художника С.Н. Рерих начал как портретист и достиг в этом жанре высокого мастерства. Вышедшие из-под его кисти полотна – изысканны, красивы, глубоки, в них удивительно точно передан духовно-психологический образ личности. Именно поэтому запечатленные на них облики людей выглядят такими живыми и притягательными. Галерея созданных Святославом Николаевичем портретов огромна, среди них особенно выделяются проникновенные облики его родителей.

Характеризуя свое творчество, живописец отмечал: «Моя личная творческая деятельность была связана с творчеством и работой Николая Константиновича. Но в моем подходе к художеству и искусству была с ним некоторая разница… Я выдвинул человека на первый план. В картинах же Николая Константиновича человек уходил в глубину композиции... Но, конечно, в моем творчестве много другого, кроме портрета: картины на темы народного эпоса, картины на библейские и иные темы, пейзажи... В своем подходе к живописи я разделяю вполне точку зрения Николая Константиновича. В картине прежде всего нужно передать общий синтез – не только синтез того, что вы видите, но и того, что вы ощущаете, – то, что вы восприняли с самого начала. И вот это первое впечатление является самым важным для художника. Так считал Николай Константинович. Когда я пишу портрет, меня главным образом интересует характер человека. И я стараюсь писать портреты с тех людей, которых я знаю. Иногда прочесть характер человека довольно просто, но все же лучше его узнать, изучить»5.

С.Н. Рерих и Девика Рани Рерих в день свадьбы. 1945 г.В 1945 г. С.Н. Рерих женился на Девике Рани – внучатой племяннице Р. Тагора, первой леди индийского экрана, руководителе киноконцерна «Bombey Talkies». Вскоре они переехали на юг Индии, в имение Татагуни под Бангалором. Здесь С.Н. Рерих смог осуществить свою давнюю мечту: создать обширную плантацию эфироносных трав и деревьев. Плантация занимала около 200 га и давала до трёх тонн эфирного масла в год. Ароматическое масло закупали парфюмерные производства Франции и Швейцарии, его широко использовали и в медицинских целях. Поставки эфирных масел давали средства к существованию, так как картины художник хранил в своем собрании и продавал только музеям.

В 1946–1947 гг. С.Н. Рерих успешно организовал работу по продвижению Знамени Мира и Пакта Рериха в Индии. Благодаря его усилиям в августе 1948 года Индия присоединилась к этому документу. В течение последующих лет художник активно участвовал в работе по сохранению и защите от разрушения памятников древнеиндийской культуры, организовывал комитеты и добивался у правительств индийских штатов конкретных шагов в этом направлении. Святослав Николаевич имел огромный авторитет в Индии. «Он, хотя и иностранец, – писала Е.И. Рерих, – был единогласно избран вице-президентом Олл Индиа Файн Арт Сосайити [Всеиндийского общества изобразительных искусств и ремесел], которая заведует всеми Академиями, Библиотеками и Музеями в стране. Вся организационная работа лежит на нем»6.

В 1961 г. С.Н. Рерих открыл галерею картин отца в долине Кулу. Тогда же был назначен представителем правительства в Индийской национальной академии искусств. В 1983 г. стал президентом учёного совета по изящным искусствам Бангалорского университета и президентом координационного совета Союза художников штата Карнак. Местное население считало С.Н. Рериха святым, приносящим им благоденствие.

По просьбе правительства штата Майсур художник принимает участие в 1955 г. в приеме главы Советского государства Н.С. Хрущева и получает от него приглашение для переговоров о возвращении Ю.Н. Рериха на Родину.

С.Н. Рерих активно содействовал культурным связям и дружбе Индии и СССР. В 1960 г. он был приглашён Н.С. Хрущёвым в СССР с персональной выставкой (129 картин) в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва) и Эрмитаже (Ленинград). В 1970-х и 1980-х гг. во многих городах Советского Союза и Болгарии прошли выставки сотен картин Н.К. и С.Н. Рерихов, пользовавшихся огромным интересом. Святослав Николаевич неоднократно приезжал в СССР, выступал на выставках с лекциями и докладами, проводил экскурсии.

По поручению С.Н. Рериха в 1974 году К. Кэмпбелл-Стиббе, президент Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, подарила Советскому Союзу 42 картины русской архитектурной серии Н.К. Рериха из ее собрания. Позже она передала в дар Государственному музею Востока около ста картин Н.К. и С.Н. Рерихов, большую коллекцию произведений искусства Востока из собрания семьи Рерихов, архив, библиотеку, личные вещи, которые составили постоянную экспозицию и мемориальный кабинет Н.К. Рериха.

С.Н. Рерих. 1980-е гг.Всю жизнь интересовавшийся проблемами воспитания более совершенного человека, Святослав Николаевич принимал деятельное участие в становлении и работе детской школы в Бангалоре (Индия), созданной в 1967 году на основе идей индийского философа Ауробиндо Гхоша. Здесь обучались более двух тысяч детей от трех до пятнадцати лет. Педагогическая концепция этой школы строилась на нравственно-эстетическом воспитании детей по специально разработанной методике. Малышей уже с ранних лет знакомили с идеями крупных философов, в том числе Е.И. Рерих и Н.К. Рериха, большое внимание уделялось художественному воспитанию. Этому же способствовали ежегодные конкурсы детского рисунка. С.Н. Рерих оказывал школе существенную финансовую поддержку.

Святослав Николаевич широко известен как основатель и почетный президент культурно-просветительского Центра искусств «Карнатака Читракала Паришад», задуманного им в Бангалоре в конце 1970-х гг. До конца жизни художник руководил этим большим культурно-просветительским Центром искусств: от строительства выставочных и учебных помещений до организации работы художественной студии, ставшей отделением местного университета, с большим количеством детских классов и обширной библиотекой по искусству разных стран. К середине 1980-х гг. Центр уже включал обширный комплекс отделений: Школу изобразительных искусств, Музей древнеиндийского искусства Юга, выставочные залы и Художественную галерею имени Н.К. Рериха.

Святослав Николаевич отмечал: «В своей педагогической работе в Бангалоре мы именно и стараемся с самого начала вести новое поколение по тропам восхождения, даем мысли, идеи больших философов с самых ранних лет. <...> Наше воспитание должно быть таким, чтобы, выйдя за пределы школы, человек был сильным, умел противостоять злу, несовершенству»7.

За выдающиеся достижения в области культуры, а также за вклад в дело мира С.Н. Рерих был удостоен правительственных наград различных стран, среди которых высшие – гражданский орден Индии «Падма-Бхушан» (1961), советский орден «Дружба народов» (1984), орден «Мадарский конник», учрежденный Государственным Советом Болгарии. Святослав Николаевич Рерих являлся доктором искусствоведения, лауреатом Международной премии Дж. Неру (1976), почетным членом Болгарской Академии Художеств (1978), кавалером болгарского ордена Кирилла и Мефодия (1978), почетным доктором Великотырнского университета в Болгарии, почетным членом Академии художеств СССР (1978), академиком Академии изящных искусств Индии (1987), почетным президентом ассоциации «Мир через Культуру» (1989). Однако самой выдающейся наградой в своей жизни Святослав Николаевич считал награду, учрежденную Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке, потому что диплом к ней был подписан Николаем Константиновичем Рерихом.

В 1989 году в Москве по инициативе С.Н. Рериха был создан Советский Фонд Рерихов (с 1991 года – Международный Центр Рерихов), при котором организован общественный Музей имени Н.К. Рериха. В 1990 году художник передал Советскому Фонду бесценное наследие свой семьи – архивы, библиотеку, реликвии, личные вещи Рерихов, предметы изобразительного и прикладного искусства, сотни картин. 

 

С.Н. Рерих и М.С. Горбачев. 14 мая 1987 г. <br>Москва. Кремль.     С.Н. Рерих ведёт экскурсию. <br>1970-1980-е гг. СССР

 

Все художественное и литературное творчество С.Н. Рериха, его научная, педагогическая и общественная деятельность неразрывно связаны с идеями Живой Этики. Он был глубоким мыслителем, который развивал и воплощал в жизнь важнейшие ее положения и идеи.

30 января 1993 года С.Н. Рерих ушел из земной жизни. Похоронен в своем имении в Бангалоре.

 


 

1 Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993. С. 21.

2 Рерих С.Н. Как я стал художником. Встреча в Ленинградском Доме ученых 20 января 1975 г. / Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993. С. 54-55.

3 Рерих С.Н. Пути в новый мир. Выступление в Центральном лектории общества "Знание" 30 октября 1984 г., Москва / Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993. С. 107.

4 Рерих Н.К. Выставки (1941 г.) / Из литературного наследия. М.: Изобразительное искусство, 1974.

5 Рерих С.Н. Когда я пишу портрет. Из беседы с научными работниками и сотрудниками Эрмитажа 14 июня 1960 г., Ленинград / Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993. С. 46.

6 Рерих Е.И. Письмо от 16.09.1948 г. / Елена Ивановна Рерих. Письма. Том VIII (1948-1950 гг.). М.: МЦР, 2008 .

7 Рерих С.Н. По тропам восхождения / Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993. С. 89-90.

 

 

 

Начало страницы