Елена Ивановна Рерих
(31.01 / 12.02.1879 – 05.09.1955)
"Пусть неустанный труд будет для тебя радостью и огонь творчества неугасимо освещает твой путь… Отыскивай в своей душе алмазы, которые ты мог бы положить в сокровищницу общего блага"1, –
призывала выдающийся философ, исследовательница Востока, писательница, путешественница, Почетный президент-основатель Гималайского Института научных исследований «Урусвати», общественный деятель Елена Ивановна Рерих.
Е.И. Рерих родилась 12 февраля (ст.ст. 31 января) 1879 года в Санкт-Петербурге в семье архитектора, академика Ивана Ивановича Шапошникова и Екатерины Васильевны Голенищевой-Кутузовой. По линии матери она была родственницей великого полководца М.И. Голенищева-Кутузова и выдающегося композитора М.П. Мусоргского.
«Девочка росла редко чуткой к красоте во всех ее проявлениях, особенно запоминала красоты природы», – вспоминала о себе Е.И. Рерих. Она проявляла «большую чувствительность и чуткость к малейшим оттенкам речи и проявлениям резкости и несправедливости… Интерес к книгам проявлялся с самых ранних лет. Книги стали лучшими наставниками и друзьями. Первой и самой большой радостью были два тома Библии с иллюстрациями Г. Дорэ»2. Елена самоучкою выучилась читать. С ранних лет она проявляла незаурядные способности, и к шести годам свободно читала и писала на трех языках. Очень рано ее заинтересовали философские сочинения из книжных шкафов отца. Целеустремлённая и любознательная девушка много занималась самостоятельно. Она хорошо знала русскую и европейскую литературу, изучала историю религии и философии, тонко разбиралась в живописи, с увлечением рисовала.
Окончив в 16 лет Мариинскую женскую гимназию с золотой медалью (1888-1895), Елена Шапошникова поступила в Санкт-Петербургскую музыкальную школу. С одаренной девушкой занимался лично директор школы, профессор И.А. Боровка. Ей прочили блестящее музыкальное будущее. Школа имела насыщенную учебную программу, включавшую в себя, помимо музыкальных предметов, классы эстетики, танца, лирическую декламацию, итальянский и английский языки. Учащиеся школы давали симфонические концерты, проводили в залах школы оперные спектакли, литературно-музыкальные вечера.
Елену Шапошникову отличали деликатность, твердость в решениях, ясный ум, проницательность в отношении людей. Девушка не погружалась в светский образ жизни, а всегда искала чего-то другого, более вдохновенного и глубокого содержания. В юные годы она мечтала о создании женской общины сестер-подвижниц, которые могли бы бескорыстно служить людям. Николай Константинович впоследствии ёмко обозначил суть этого процесса: "среди шумного, казалось бы, развлекающего обихода самосоздается глубокое, словно бы давно уже законченное миросозерцание"3. У неё было много поклонников, но она всех отвергала и говорила, что хочет выйти замуж за устремлённого человека – служителя искусства.
В 1901 году она выходит замуж за известного художника, ученого и путешественника Н.К. Рериха (1874-1947) и становится его верной спутницей, вдохновительницей и духовной единомышленницей на всю последующую жизнь. Елена Ивановна поддерживала все начинания мужа и вникала во все дела. «Сотрудничество Н[иколая] К[онстантиновича] и Е[лены] И[вановны] было редчайшей комбинацией полнозвучного звучания на всех планах, – вспоминал младший сын С.Н. Рерих, - Дополняя друг друга, они как бы сливались в богатейшей гармонии интеллектуального и духовного выражения»4.
По признанию художника, многие его картины – результат их совместного творчества, в котором Елена Ивановна была вдохновляющим началом, и должны быть подписаны двумя именами. Именно ей посвящены многие символические полотна мастера ("Ведущая", "Оттуда", "Агни Йога", «Держательница Мира» и др.).
В семье Рерихов родились и выросли два сына: Юрий (1902-1960), выдающийся ученый-востоковед с мировым именем, филолог, исследователь Центральной Азии, и Святослав (1904-1993), великий художник, мыслитель, общественный деятель. Дети росли в атмосфере художественной жизни родителей, общения с людьми искусства. В доме Рерихов часто бывали Врубель, Куинджи, Стасов, Дягилев, Стравинский, Блок, Бехтерев. Елена Ивановна уделяла большое внимание воспитанию детей — занималась с ними музыкой, иностранными языками, помогала им собирать минералогическую, энтомологическую и другие коллекции. Вместе они посещали концерты, выставки и театры. Она помогала каждому из сыновей выявить собственные интересы и склонности и создавала наиболее благоприятные условия для их развития. Елена Ивановна с самого раннего возраста воспитывала в сыновьях высокие нравственные принципы.
В 1900-е годы супруги совершили путешествие по более чем сорока древним городам России и Прибалтики. Профессионально освоив искусство фотографии, Елена Ивановна во время поездок запечатлевала церкви, памятники архитектуры, их роспись и орнамент. Часть снимков, сделанных ею, была впоследствии использована И.Э. Грабарем в его "Иллюстрированной истории искусства".
Елена Ивановна овладела также мастерством реставратора. Н.К. Рерих упоминал ряд случаев, когда ей удалось открыть на некоторых холстах "под слоем позднейшей мазни" шедевры великих мастеров. Так, супругами были обнаружены работы Ван Орлея, Брейгеля, Рубенса, Ван Дейка. Большое художественное чутье проявила Елена Ивановна в роли коллекционера произведений искусства и предметов старины. Постепенно сложилась превосходная семейная коллекция – свыше 300 произведений, переданная после революции супругами в Эрмитаж. Е. И. Рерих была хорошо осведомлена и в археологии. Она часто выезжала с мужем на раскопки в Новгородскую и Тверскую губернии и наравне с ним участвовала в мужских работах.
Будучи духовно утончённым человеком, имевшим вещие сны, Елена Ивановна углублялась в изучение произведений христианских подвижников, особенно ценила труды ранних отцов церкви, собранные в «Добротолюбии». Большой интерес вызывало богатое духовное наследие народов Востока, особенно индийской культуры. С увлечением и радостью читались духовно-философские книги – «Бхагавад-Гита», «Провозвестие» Шри Рамакришны, труды Свами Вивекананды, лирическая поэзия Рабиндраната Тагора. Именно Елена Ивановна усилила в муже интерес к восточной культуре и философии.
Е.И. Рерих активно участвовала в культурно-просветительской деятельности Николая Константиновича в Америке (1921-1923). Она была одним из учредителей Института Объединенных Искусств, Международного объединения художников «Cor Ardens» («Пылающее сердце»), Международного художественного центра «Corona Mundi» («Венец Мира»), Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке. Эти учреждения стали крупными культурными центрами, влияние которых распространилось за пределы страны, став международным. Действующие во всем мире под эгидой этих организаций общества, образовательные учреждения и творческие клубы объединяли людей во имя созидательной культурной деятельности.
В 1923 году мечта Рерихов осуществилась – они отправились в Индию. В 1925-1928 гг. Елена Ивановна участвовала в организованной Н.К. Рерихом Центрально-Азиатской экспедиции (через Гималаи, Тибет, Китай и Монголию). Она была единственной женщиной, которая прошла весь её сложнейший маршрут и разделила с остальными членами экспедиции все тяготы пути и смертельные опасности горных перевалов. И хотя до этого никогда не занималась верховой ездой, прошла в седле по территории азиатского континента 25 тысяч километров.
«На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, – отмечал Николай Константинович, – но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана и в улаживании всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому бывало немало поводов самого различного характера»5.
Долгие годы Е.И. Рерих сотрудничала с группой индийских философов (Махатм), ставших ее духовными Учителями. С 1920 года и до конца жизни она разрабатывала многотомное Учение Живой Этики (Агни Йоги), исследующее духовно-космическую эволюцию человечества на основе синтеза Сокровенного знания, древней философии Востока и передовых научных достижений Запада.
В 1927 году во время экспедиции, в Монголии Елена Ивановна опубликовала книгу «Основы буддизма» (под псевдонимом Н. Рокотова), трактующую фундаментальные философские понятия и основы буддийского учения. Впоследствии эта книга была признана крупнейшим буддийским объединением «Маха-Бодхи» лучшим кратким изложением основ учения Гаутамы Будды.
В 1928 году, по возвращении из Центрально-Азиатской экспедиции, Рерихи поселились в древней живописной долине Кулу в Западных Гималаях. Здесь они основали Институт Гималайских исследований «Урусвати». Елена Ивановна стала его почетным Президентом-основателем и принимала самое деятельное участие в организации его работы.
Под псевдонимом Ж. Сент-Илер в 1929 году в Париже вышла работа Е. И. Рерих «Криптограммы Востока». Эта книга передает легендарные и исторические события из жизни духовных подвижников – Будды, Христа, Аполлония Тианского, правителя Индии Акбара, Сергия Радонежского. Позже образу Святого Сергия, Хранителя и Заступника земли русской, она посвятила отдельную работу («Знамя Преподобного Сергия Радонежского», под псевдонимом Н. Яровская; Рига, 1934 г.), в которой прекрасное знание истории соединилось с глубокой и трепетной любовью к подвижнику. "Бог и Родина" – вот то, что двигало жизнью и судьбою Преподобного Сергия"6, - писала Елена Ивановна, видевшая главную сокровенную миссию Сергия Радонежского в строительстве им русской духовной культуры, национального характера и государственности.
Долгие годы Е.И. Рерих вела обширную переписку с корреспондентами в Европе и Америке по вопросам Учения Живой Этики и актуальным проблемам современности. В письмах она стремилась простым и доступным языком пояснить сложнейшие мировоззренческие вопросы, ободрить каждого сотрудника, помогала жизненными советами.
В 1930-х годах Елена Ивановна деятельно участвовала в движении Знамени Мира, связанном с Пактом Рериха. Во время Маньчжурской экспедиции Н.К. Рериха (1934–1935 гг.) именно она вела всю деловую переписку с международными культурно-просветительскими организациями и координировала их деятельность.
В 1934–1936 гг. Е. И. Рерих вела переписку с президентом США Ф.Д. Рузвельтом, в ходе которой передавала ценные советы и помощь Махатм по многообразным вопросам внутренней и международной политики США.
По инициативе друзей и сотрудников в 1940 году в Риге вышел двухтомник избранных мест переписки – «Письма Елены Рерих». «Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил — восхищался Николай Константинович, – на все это готова Елена Ивановна. Часто остается лишь изумляться, откуда берутся силы, особенно же зная ее слабое сердце и все те необычные явления, которым врачи лишь изумляются… И живет Елена Ивановна в постоянной неустанной работе, так — с утра и до вечера. Поболеет немного, но быстро духом преодолевает тело, и опять уже можно слышать, как бодро и быстро стучит ее пишущая машина»7. «Вышли два тома писем. Только подумать, что эта тысяча убористых страниц представляет лишь малую, вернее сказать, малейшую часть всего Ел. Ив. написанного… Основною мыслью этих писем является сотрудничество и единение… В сердечном желании добра писались все эти письма. Всегда было нужным это пожелание, а сейчас оно совершенно необходимо… В "письмах" отмечены многие вопросы, заданные искренними искателями. Это дает особую жизненность и разнообразие затронутых проблем»8. В настоящее время Международным Центром Рерихов (Москва) издано собрание писем Елены Ивановны Рерих в девяти объемных томах.
В годы Великой Отечественной войны Елена Ивановна глубоко сопереживала армагеддоным событиям на Родине и убежденно писала своим корреспондентам: «…Ждем новых побед нашей великой страны. Час трудный – мерило истинной ценности [народа]. Геройство и жертвенность русского народа еще раз показали миру, что наша страна всегда является спасительницей и победительницей в мировых столкновениях. Наполеонам не ходить на Россию. Верим в великое будущее нашей страны»9.
Помимо оригинального литературного творчества Е.И. Рерих известна как талантливый переводчик. С английского на русский язык ею была переведена наиболее значимая часть вышедших за рубежом в конце XIX века "Писем Махатм к Синнету", посвященная изложению восточных доктрин антропологенеза и многомерной эволюции человека. Этот труд вышел под названием "Чаша Востока" (Нью-Йорк, 1925, под псевдонимом Искандер Ханум).
Главный переводческий труд Елены Ивановны – два тома "Тайной Доктрины" Е.П. Блаватской (Рига, 1937) – содержит в общей сложности более 2000 страниц и был блестяще завершен за рекордно короткий срок – менее двух лет. Целые абзацы объемного трактата были даны Блаватской на разных, чаще всего древних языках. Этот переводческий труд свидетельствует о большой философской эрудиции, глубоком понимании истории мировой мифологии, религии и науки. Необычайную глубину знаний Елены Ивановны всегда подчеркивали остальные члены семьи. Известно, что Юрий Николаевич, мировой авторитет в востоковедении, в случаях затруднений истолкования тех или иных символов и легенд обращался за помощью к матери.
До последних дней своей жизни Елена Ивановна неустанно работала. В 2000 году в сборнике «У порога Нового Мира» опубликованы её неизданные ранее работы – «Огненный опыт», «Космологические записи», «Изучение свойств человека» и другие. Они посвящены сложным проблемам взаимодействия человека и космических энергий, места человека в мироздании, его дальнейшей эволюции и бессмертной духовной природы. Всего же число неопубликованных работ Елены Ивановны, по словам Святослава Николаевича, приближается к двумстам.
Союз двух больших духовных личностей – Николая Константиновича и Елены Ивановны, объединенный общностью взглядов, душевной близостью, глубокими взаимными чувствами, оказался красивым и крепким. «Сорок лет — немалый срок, – писал художник о своей супруге уже на склоне лет. – В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно проходили мы всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: "Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице". Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром давно сказано, что произведения должны бы носить два имени — женское и мужское»10.
Рерихи всегда стремились вернуться в Россию. Их обращения о возвращении на Родину, поданные в советское посольство, оставались без ответа. Такая же судьба постигла письма и прошения в адрес правительства СССР. Но, несмотря на все отказы, Елена Ивановна надеялась вернуться, довезти все собранные ею сокровища и хотя бы несколько лет поработать для Страны Лучшей – так она называла Россию. Надежда увидеть Россию не покидала ее до самых последних дней: «Не может быть, чтобы я не приехала. Я должна приехать!»11 Но, к сожалению, это возвращение не состоялось. Советское государство отказало своей великой дочери во въезде.
После смерти любимого мужа Елена Ивановна переехала в Калимпонг (Индия) и напряженно работала там вместе с сыном Юрием вплоть до своего ухода из земной жизни 5 октября 1955 года. Вскоре на месте кремации её тела была сооружена буддийская ступа. На угловых камнях памятника вырезаны священные знаки: горящее сердце и чаша с пламенем. Вокруг ступы впоследствии вырос монастырь.
2 Рерих Е.И. Сны и видения / У порога Нового Мира. М.: МЦР, 1993. С. 23, 24.
3 Рерих Н.К. Великий Облик (1935 г.) / Нерушимое. Рига: Виеда, 1991.
4 Рерих С.Н. Письмо П.Ф. Беликову от 26.05.1965 г. / Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993. С. 49.
6 Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск: СибРО, «Сибирь. XXI век», «Гелиос», 1991. С. 32.
8 Рерих Н.К. Письма Елены Ивановны (1940 г.) / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.
9 Рерих Е.И. Письмо от 3.01.1943 г. / Письма. Том VII (1940-1947 гг.). М.: МЦР, 2007.
10 Рерих Н.К. Сорок лет (1941 г.) / Из литературного наследия. М., 1974.
11 Цит. по: Шапошникова Л.В. Героическое творчество Елены Ивановны Рерих / Беседы с Учителем. Избранные письма Е.И. Рерих. Рига: «Мир Огненный», 2001. С. 284.