ruenfrdeit

Идея бессмертия в философии русского космизма

Башкова Н.В., к.ф.н.


Идея бессмертия в философии русского космизма

 

Одной из главных целей преображения человека, его «истинным, высоким назначени­ем»1 и неотъемлемым признаком качественно нового состояния сверхчеловека многими мыслителями признавалось бессмертие. Исторически сложились три принципиально раз­личных подхода к разрешению проблемы бессмертия: религиозно-мистический, естествен­нонаучный и философско-антропологический. Первый и третий подходы предусматривают выход в бессмертие как инобытие, второй – как пролонгацию здесь-бытия.

Русские философы-космисты (К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, Е.И. и Н.К.Рерихи) создают новую концепцию бессмертия, для которой характерна рациональная вера (вне цер­ковно-христианской доктрины) в возможность достижения бессмертия. Они убеждены, что жизнь космоса во всем многообразии ее форм не может не быть вечной и беспредельной. Вместе с тем, пути решения проблемы бессмертия ими предлагаются разные в зависимости от того, чтό мыслители считали вечным, абсолютно бессмертным в человеке. В свою оче­редь, бессмертное (вечное) и смертное (преходящее) определяется системой взглядов на че­ловеческую субъективность, а точнее, на ее дифференциацию на личное и безличное. 

Желание (даже жажда) бессмертия предстает естественным, извечным стремлением человека. Однако космисты понимали всю сложность этой проблемы. Нецелесообразность бессмертия несовершенного, с остатками животных инстинктов, человека не вызывала у них никакого сомнения. Именно процесс целостного, интегрального преображения должен при­вести к бессмертию нового сверхсущества. Циолковский считал, что бессмертие должно было бы стать следствием естественной эволюции, но последняя исчерпала себя, и совер­шенствование природы человека теперь – это дело его собственной мысли и действия.

Во избежание страданий и мучений после смерти философ отрицает бессмертие чело­веческой личности. Так, по мнению Циолковского, на современном этапе для человека «об­щее бессмертие пока выгоднее.., чем бессмертие личное»2, искусственный отбор позволяет быстро усовершенствовать человеческий род. Ведь уничтожение страдания и ши­ре – всякого несовершенства в космосе – главное положение его «этики земли и неба». Но, освобождая человека от драматизма раскаяния и искупления, философ, как следствие, упро­щает проблему личной ответственности и сводит состояние человеческого сознания на уро­вень физиологической обусловленности. 

Философские искания побудили Циолковского выдвинуть три оригинальных вариан­та бессмертия, непременно связанные с его счастливым состоянием.

Первый из них – и наиболее разработанный в его философской концепции – связан с бессмертием атомов-духов, составляющих человеческое существо. Именно атом Циолков­ский называет «бессмертным гражданином космоса»3. Преобразовательная дея­тельность человечества должна привести к счастливой жизни атома в мозгу совершенного существа, либо состоянию небытия во всех других формах, лишенных каких-либо мучитель­ных ощущений. Поскольку состояние небытия для атома «не отмечается памятью и време­нем»3, то множество его существований в высших разумных формах «сливаются в одну субъективно непрерывную»2 вечную и блаженную жизнь. Безусловно, фило­соф преувеличивал субъективную непрерывность жизни атома, так как личности, в которых он пребывает, не имеют абсолютно никакой связи между собой.

К этой идее Циолковского весьма близок вариант бессмертия, к которому пришел В.И.Вернадский в процессе разработки им учения о живом веществе и биосфере, идей кос­мичности и вечности жизни. Вернадский подошел к «вопросу о личном бессмертии как во­просу научного опыта»4. Прежде всего, ученый отказывается отрывать явление жизни от материального субстрата, в отличие позиции ряда религиозных и философских учений, где «душа» сугубо идеальна. Он акцентирует внимание на особом изотопическом строении живого вещества в отличие от косного. Метемпсихоз (переселение, вечный круго­ворот) этих изотопов он и признает. В 40-е, последние годы своей жизни, Вернадский отме­чает в дневнике: «Сознание» – «Мысль» – в атомистическом аспекте связано с определен­ными изотопами. Метемпсихоз в этом отношении – дальше идти нельзя пока – допустим, но едва ли можно думать, что личность [после смерти] сохраняется. Гилозоистический панте­изм, может быть, одна из форм будущих религиозно-философских исканий»4.

Этот вариант бессмертия можно определить как атомарный. Такое бессмертие, в действительности, подменяется идеей бесконечного круговорота материи. Философы реша­ют проблему бессмертия «не с точки зрения человека, но с точки зрения всего живого веще­ства»5. Хотя существование подобного круговорота не вызывает сомнений, он, к сожале­нию или к счастью (!), вряд ли может удовлетворить глубинные духовные искания человека.

Дальнейшее развитие идей Вернадского и Циолковского также являет сходное на­правление в виде концепции автотрофного человечества. Вернадский, развивая идею бес­смертия с биогеохимических позиций, резюмировал: «Вполне возможна такая структура жи­вого вещества без нарушения его химического равновесия, когда автотрофное человечест­во бессмертно…»6 Изменение источника питания человека способно привести его к новой эволюционной ступени. Проект «эфирного существа» Циолковского как раз и воплощает в себе идею бессмертия и бесконечного существования в космическом пространстве. Философ вживляет пластины хлорофилла под кожу человека, который теперь содержит в себе все зве­нья пищевой цепочки. Если окружить такое существо прозрачной гибкой кожей, пропус­кающей только солнечную энергию, то образуется самодостаточная система с «внутренним обменом материи». Философ был уверен в реальном существовании подобных существ в космосе. Если бессмертна Вселенная, то ее части тоже бессмертны. В идее автотрофности воплощен второй вариант бессмертия, предложенный философами.

В данном варианте мы имеем пример бессмертия не элементарной материи, а именно человека, включая его личностное самосознание. Не случайно, существ следующей эволю­ционной ступени Циолковский и Вернадский обозначают как «высшее животное» и «авто­трофное животное». Ибо преображение человека идет, прежде всего, по линии его физиче­ской природы. Этот вариант бессмертия можно определить как «физический». В этом же русле разрабатывал идею воскрешения всех ушедших поколений русский космист Н.Ф.Федоров. Он также ставил бессмертие и дальнейшее развитие самосознающей личности в зависимость от бессмертия ее физического тела.

Следует отметить, что явление смерти не устрашало космистов. Позитивное отноше­ние к смерти – отличительная черта их философии. Они были убеждены, что «и жизнь, и смерть есть только преобразование»3. Поэтому важно понимать те цели и ценно­сти, ради которых мыслители обращались к разработке идеи бессмертия. Они рассматривали ее под углом огромной ценности и незаменимости плодотворного и гениального разума че­ловека, «его вековых духовных стремлений». Так, главной ценностью выступает целостный ментально-психический мир человека; физическое тело же осмысливается только как его но­ситель.

Категория бессмертия априори имеет смысловой вектор, противоположный понятию энтропии, причем с беспредельным потенциалом. Вслед за Вернадским и другими мыслите­лями в отношении человека мы должны констатировать, что именно благодаря самосозна­нию и разуму он стал небывалой геологической силой, перестраивающей структуру биосфе­ры. Именно развитое человеческое сознание выявляется мощной силой, уменьшающей эн­тропию мира.

В этом смысле интересен третий вариант бессмертия Циолковского – энерго-телепатический. Качественное преобразование физической материи с помощью мысли сде­лает человечество «лучистым», единым «телепатическим полем мира», «бессмертным во времени и бесконечным в пространстве»8. Будущий космос предстает здесь имперсонали­стическим. Логика моделей бессмертия Циолковского направлена на доказательство его универсальной природы, правда, обратной стороной этого стало отсутствие необходимости личного бессмертия.

Мы не случайно акцентировали внимание на том направлении поисков бессмертной части человека Циолковского и Вернадского, которое характеризуется углублением в мир материи вплоть до ее тонко-энергетического состояния. Ход мысли философов Учения Жи­вой Этики созвучен с ним и являет его продолжение.

В отличие от эгалитарных стремлений Циолковского и Вернадского Е.И.Рерих и Н.К.Рерих связывают бессмертие не с физическим телом человека, а с формированием и преображением его личного сознания как полноценной автономной структуры микрокосма. Этот вариант бессмертия отвечает главной видовой характеристике человека – разуму (само­сознанию). Философы Живой Этики создали интегративную картину движения человека к бессмертию, опираясь на два основных антропологических принципа – структурной энерге­тической «телесности» и активной роли сознания.

Основой формирования сознательного индивидуального бессмертия в Учении пред­стает содержащаяся в высшей индивидуальности человека изначальная духо-монада. Она является лучом той абсолютной реальности, которая есть «Вечное ЕСТЬ». Монада лишь от­части принадлежит проявленному космосу, бытийственному существованию. Ее жизненный импульс выражает вечное противодействие возрастанию энтропии мира. 

Иными словами, монада есть сверхличностное начало – субстанциальная, онтологи­ческая основа бессмертия. Так, в духе человека концентрирован потенциал бессмертия. Здесь мы имеем дело с диалектикой личного и безличного (сверхличного), задающего план транс­формации человека. 

Духо-монада способна ассимилировать только высшие утонченно-энергетические эманации микрокосма, соответствующие ей по напряжению, светоносности, непрерывности. Следовательно, здесь отнюдь не утверждается бессмертие всего личного сознания человека, но только его духовных аспектов, отвечающих – говоря языком не физики, а сердца – прин­ципам Красоты, Истины, Общего Блага и т.п. Это лучшие благородные побуждения, духов­но-нравственные качества, высшие эстетические и познавательные способности, творческие стремления и достижения. Накопления такой психической энергии, в свою очередь, обуслов­ливают полноту проявления духо-монады и, как следствие, активность и непрерывность ин­дивидуального сознания в земной и надземной жизни. «Полное или истинное бессмертие, означающее безгранично осознающее бытие, – отмечается философами, – не может иметь ни перерывов, ни задержек, ни остановок в Самосознании»9. Оно определяется как «сохранение полного сознания во всех оболочках и во всех сферах»10 бытия. 

Концепция космического бессмертия Рерихов содержит совмещение двух его аспек­тов – безличностного (сверхличного, духовного) и личностного (самосознающего, индивиду­ального). Следует отметить, что состояние бессмертия (на ближайших к человеческому эта­пах эволюции) не является абсолютным, но может иметь различный период длительности в зависимости от энергетического потенциала микрокосма. Различая сам феномен бессмертия и метод его достижения (воплощение духо-монады в земные личности, объединенные ду­ховной причинно-следственной связью), мы должны констатировать, что состояние бессмер­тия связано с раскрытием (и накоплением) сверхличностного (духовного) начала11 Отме­тим, что процесс развития сознания предстает стратегической целью восходящей спирали эволюции человека, бессмертие же, являясь его результатом, – тактической, способствую­щей первой. Максимум совершенства человеческого микрокосма образует его новую эволю­ционную ступень Богочеловека, Архата. 

Согласно Учению, циклы глубинного обновления энергетического потенциала антро­поструктуры имеют объективный характер. Человек неизбежно переживает последователь­ные смены (смерти) не только физической, но и тонко-энергетических оболочек. В этом смысле продление земной жизни человека вплоть до физического бессмертия (см. II вариант) оценивается Рерихами как противоречащее космическому закону обмена энергий. 

Так как все земные воплощения личности связаны единым панэтическим принципом взаимозависимости и ответственности, то процессуальные характеристики бессмертия явля­ют собой не что иное, как практическую этику жизни. Другими словами, достижение бес­смертия зависит от развития в человеке духовных сил. Бессмертие само по себе и его дос­тижение не освобождают человека от страдания и драматизма искупления проявлений своей низшей природы (как, например, о том мечтал Циолковский), напротив, – они делают неиз­бежным процесс их преображения. Рост нравственного разума открывает возможность бес­конечного полноценного существования. Организованность, духовная цельность, полно­звучность энергетического комплекса человеческого сознания (его чувств, мышления, воли и т.п.) только и может, по мысли Рерихов, явить мощную вибрацию, обладающую качеством непрерывности и бесконечности.

Важным положением философии космизма является понимание глубинной взаимо­связи человека с космическим бытием, причем, такие философы, как Рерихи и Циолковский, видят это бытие многомерным. Идея многомерности распространяется ими как на разнооб­разие форм космической материи, миров, из нее состоящих, так и иных форм жизни разум­ных существ, населяющих эти миры. Мы знаем, что процесс обмена веществ дает жизнь и саму возможность существования человеческому организму. Идея многомерности расширяет этот постулат, углубляя его в психическую, ментальную, духовную природу человека. Чело­век находится в многомерном процессе обмена веществ. Чем качественнее выше будут эле­менты, которые он сможет воспринимать в свой микрокосм и далее вновь отдавать в про­странство, – тем естественно будет повышаться уровень его собственной природы. В этом растущем обмене, по мысли Рерихов, совершается приток более высокой космической энер­гии – более утонченной, мощной, напряженной, дающей возможность насыщенной творче­ской жизни конкретному индивидуальному сознанию не только в земном мире, но и в иных, тонко-энергетических мирах. Основой взаимообмена человека с космическим пространством является психо-ментальная деятельность человека. Особой мощью обладает сознательно устремленная, нравственно прочувствованная мысль.

Именно непрерывный энергообмен, постоянно возрождающий и обновляющий созна­ние, лежит в основе бессмертия человеческого сознания, ибо он создает для него субстанци­альную основу. Такой энергообмен позволяет без перерывов сознания (неизбежных до опре­деленной ступени его развития) совершать разумному существу свое великое ”путешествие” в мирах, то опускаясь в более плотные миры, то поднимаясь в более высокие.

Высокое мышление будет неэгоистическим, направленным на Общее благо, ответст­венным, вмещающим разнообразие жизни и т.п. Не только для себя – но для других, для многих, для всех, не только сейчас, но и завтра, и через сто лет, и через тысячу и всегда… Каждое сверхличное действие поднимает сознание на более высокий энергетический уро­вень. Такой признак, как длительность мысли ярко отличает преходящее от непреходящего. «Элементы бессмертия определяются длительностью мысли, – рассуждают философы. – Есть книги, срок жизни которых весьма краток, а есть и такие, что переживают века и даже тыся­челетия. Срок жизни книги зависит от длительности срока жизни мыслей, в ней заключен­ных... Выбор мыслей конечных или мыслей от Беспредельности зависит от человека, так и бессмертие тоже зависит от него, ибо человек таков, каковы его мысли». «Если… цель (жиз­ни – Н.Б.) лежит за пределами одной или даже нескольких жизней, то можно сказать, что путь в Беспредельность найден»12.

Согласно Учению Живой Этики, восхождение к первичному лону, к которому имма­нентно принадлежит человеческий дух, к Первоистоку (Абсолюту) высших энергетических эманаций являет собой осуществление идеала единства как планетарного человечества, так и иных космических существ. «…Человечество, – отмечают философы, – есть лишь частица интегрального Целого, которым оно однажды станет»9. Иерархия разумных существ определяется в Учении как единое Космическое Сознание (Разум). 

«Космический Разум» Рерихов и «телепатическое поле мира» Циолковского имеют глубокое созвучие. В обоих концепциях именно сознание, человеческая мысль способна при­дать материи особые характеристики и возвысить антропологическую структуру до состоя­ния бессмертия. Духовное высокоразвитое сознание выступает единственным вечным цен­тром и силой человека.

Представленные концепции весьма близки величественной идее Софии в аспекте вечной идеи человечества и учению о Богочеловечестве В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева и др. Отметим, что в концепциях Богочеловечества В.С.Соловьева, как и «те­лепатического состояния Космоса» К.Э.Циолковского, не признаётся бессмертие индивиду­ально-личностного начала человека. В то время как бессмертие духовных аспектов человече­ского сознания в Учении Живой Этики весьма плодотворно актуализирует ценность земной эволюции бесчисленных поколений человечества, их ответственность перед эволюцией пла­неты и космическим бытием в целом. Бессмертие самосознания в Учении выражает не само­стную отделенность, но принципы осознанности и добровольности саморазвития микрокос­ма. В итоге, такая концепция гармонично соединяет вечность космоса с преходящей приро­дой каждого земного человека.

Итак, мы видим, что научные открытия XIX – нач. XX вв., связанные с разрушением представлений о вечности и неизменности видимой, физической материи, пробудили фило­софскую мысль к поискам бессмертного начала в человеке. Наибольший интерес представ­ляют те концепции, которые имеют целью найти вечную основу разума (самосознания) как главного видового свойства человека, мощной антиэнтропийной силы природы. Научно-философские искания К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского и философов Живой Этики ока­зались созвучны в их углублении в структуру материи. Если В.И.Вернадский обнаружил особый изотопический характер живого вещества, с которым связывал явление сознания, то мысль К.Э.Циолковского проникает в структуру материи до последнего неделимого атома-духа и порождает проект преображения ее в бессмертное «лучистое состояние» разума. Е.И.Рерих и Н.К.Рерих значительно глубже и масштабнее решают данную проблему. Они убеждены в бессмертии духовных аспектов человеческого сознания на основе единого абсо­лютного начала духо-материи, проникающей многомерный космос. При этом, каждая земная личность может путем развития утонченно-энергетических структур сознания приобщиться к беспредельности и могуществу Космического Разума. Таким образом, в концепции бес­смертия Рерихов и близкого ему третьего варианта бессмертия Циолковского именно расши­ренное сознание, высокоразвитая человеческая мысль способны придать материи особые ха­рактеристики и возвысить свой микрокосм до состояния бессмертия.

Анализ проблемы бессмертия в трудах космистов показывает, что новая концепция, во-первых, интегрирует естественнонаучные, религиозные и философско-антропологические представления о преодолении смерти. Во-вторых, она базируется на методологической идее бессмертия безличного (надличностного) начала в отличие от личного бессмертия, представ­ленного работами Н.Ф.Федорова. В-третьих, бессмертию человека придается в зависимости от контекста онтологическое, энергетическое, ноокосмическое, духовно-этическое содержа­ние. В целом, идея бессмертия человека выступает в своем гуманистическом качестве, пред­полагающем всеобщую, неэлитарную характеристику основ жизни человечества.

 

                               Примечания

1. Соловьев В.С. Идея сверхчеловека / Сочинения в 2 т. М., 1990. Т. 2. С.634. 

2. Циолковский К.Э. Космическая философия. М., 2001.

3. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. Калуга, 2001. 

4. Вернадский В.И.: Pro et contra. СПб., 2000.

5. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 2003. С.267.

6. Олейников Ю.В., Оносов А.А. Ноосферный проект социоприродной эволюции. М., 1999. С.99.

7. Учение Живой Этики: Беспредельность. М., 1995. П.143.

8. Чижевский А.Л. Аэроионы и жизнь. Беседы с Циолковским. М., 1999. С.670, 677.

9. Письма Махатм. Самара, 1993.

10. Письма Елены Рерих, 1929-1938. В 2 т. Мн., 1992. Т.1. С.328.

11. Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М., 2000. С.263.

12. Грани Агни Йоги. 1961 г. Новосибирск, 1993. Пп. 209, 100.

 

Опубликовано:

Русский космизм: философско-антропологический проект: сб. науч. статей / отв. ред.: Т.Б. Любимова, Е.А. Трофимова. СПб: СПбГИЭУ, 2012. С.278-286 (под другим названием).

  

Начало страницы