Башкова Н.В., к.ф.н.
Идея бессмертия в философии русского космизма
Одной из главных целей преображения человека, его «истинным, высоким назначением»1 и неотъемлемым признаком качественно нового состояния сверхчеловека многими мыслителями признавалось бессмертие. Исторически сложились три принципиально различных подхода к разрешению проблемы бессмертия: религиозно-мистический, естественнонаучный и философско-антропологический. Первый и третий подходы предусматривают выход в бессмертие как инобытие, второй – как пролонгацию здесь-бытия.
Русские философы-космисты (К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, Е.И. и Н.К.Рерихи) создают новую концепцию бессмертия, для которой характерна рациональная вера (вне церковно-христианской доктрины) в возможность достижения бессмертия. Они убеждены, что жизнь космоса во всем многообразии ее форм не может не быть вечной и беспредельной. Вместе с тем, пути решения проблемы бессмертия ими предлагаются разные в зависимости от того, чтό мыслители считали вечным, абсолютно бессмертным в человеке. В свою очередь, бессмертное (вечное) и смертное (преходящее) определяется системой взглядов на человеческую субъективность, а точнее, на ее дифференциацию на личное и безличное.
Желание (даже жажда) бессмертия предстает естественным, извечным стремлением человека. Однако космисты понимали всю сложность этой проблемы. Нецелесообразность бессмертия несовершенного, с остатками животных инстинктов, человека не вызывала у них никакого сомнения. Именно процесс целостного, интегрального преображения должен привести к бессмертию нового сверхсущества. Циолковский считал, что бессмертие должно было бы стать следствием естественной эволюции, но последняя исчерпала себя, и совершенствование природы человека теперь – это дело его собственной мысли и действия.
Во избежание страданий и мучений после смерти философ отрицает бессмертие человеческой личности. Так, по мнению Циолковского, на современном этапе для человека «общее бессмертие пока выгоднее.., чем бессмертие личное»2, искусственный отбор позволяет быстро усовершенствовать человеческий род. Ведь уничтожение страдания и шире – всякого несовершенства в космосе – главное положение его «этики земли и неба». Но, освобождая человека от драматизма раскаяния и искупления, философ, как следствие, упрощает проблему личной ответственности и сводит состояние человеческого сознания на уровень физиологической обусловленности.
Философские искания побудили Циолковского выдвинуть три оригинальных варианта бессмертия, непременно связанные с его счастливым состоянием.
Первый из них – и наиболее разработанный в его философской концепции – связан с бессмертием атомов-духов, составляющих человеческое существо. Именно атом Циолковский называет «бессмертным гражданином космоса»3. Преобразовательная деятельность человечества должна привести к счастливой жизни атома в мозгу совершенного существа, либо состоянию небытия во всех других формах, лишенных каких-либо мучительных ощущений. Поскольку состояние небытия для атома «не отмечается памятью и временем»3, то множество его существований в высших разумных формах «сливаются в одну субъективно непрерывную»2 вечную и блаженную жизнь. Безусловно, философ преувеличивал субъективную непрерывность жизни атома, так как личности, в которых он пребывает, не имеют абсолютно никакой связи между собой.
К этой идее Циолковского весьма близок вариант бессмертия, к которому пришел В.И.Вернадский в процессе разработки им учения о живом веществе и биосфере, идей космичности и вечности жизни. Вернадский подошел к «вопросу о личном бессмертии как вопросу научного опыта»4. Прежде всего, ученый отказывается отрывать явление жизни от материального субстрата, в отличие позиции ряда религиозных и философских учений, где «душа» сугубо идеальна. Он акцентирует внимание на особом изотопическом строении живого вещества в отличие от косного. Метемпсихоз (переселение, вечный круговорот) этих изотопов он и признает. В 40-е, последние годы своей жизни, Вернадский отмечает в дневнике: «Сознание» – «Мысль» – в атомистическом аспекте связано с определенными изотопами. Метемпсихоз в этом отношении – дальше идти нельзя пока – допустим, но едва ли можно думать, что личность [после смерти] сохраняется. Гилозоистический пантеизм, может быть, одна из форм будущих религиозно-философских исканий»4.
Этот вариант бессмертия можно определить как атомарный. Такое бессмертие, в действительности, подменяется идеей бесконечного круговорота материи. Философы решают проблему бессмертия «не с точки зрения человека, но с точки зрения всего живого вещества»5. Хотя существование подобного круговорота не вызывает сомнений, он, к сожалению или к счастью (!), вряд ли может удовлетворить глубинные духовные искания человека.
Дальнейшее развитие идей Вернадского и Циолковского также являет сходное направление в виде концепции автотрофного человечества. Вернадский, развивая идею бессмертия с биогеохимических позиций, резюмировал: «Вполне возможна такая структура живого вещества без нарушения его химического равновесия, когда автотрофное человечество бессмертно…»6 Изменение источника питания человека способно привести его к новой эволюционной ступени. Проект «эфирного существа» Циолковского как раз и воплощает в себе идею бессмертия и бесконечного существования в космическом пространстве. Философ вживляет пластины хлорофилла под кожу человека, который теперь содержит в себе все звенья пищевой цепочки. Если окружить такое существо прозрачной гибкой кожей, пропускающей только солнечную энергию, то образуется самодостаточная система с «внутренним обменом материи». Философ был уверен в реальном существовании подобных существ в космосе. Если бессмертна Вселенная, то ее части тоже бессмертны. В идее автотрофности воплощен второй вариант бессмертия, предложенный философами.
В данном варианте мы имеем пример бессмертия не элементарной материи, а именно человека, включая его личностное самосознание. Не случайно, существ следующей эволюционной ступени Циолковский и Вернадский обозначают как «высшее животное» и «автотрофное животное». Ибо преображение человека идет, прежде всего, по линии его физической природы. Этот вариант бессмертия можно определить как «физический». В этом же русле разрабатывал идею воскрешения всех ушедших поколений русский космист Н.Ф.Федоров. Он также ставил бессмертие и дальнейшее развитие самосознающей личности в зависимость от бессмертия ее физического тела.
Следует отметить, что явление смерти не устрашало космистов. Позитивное отношение к смерти – отличительная черта их философии. Они были убеждены, что «и жизнь, и смерть есть только преобразование»3. Поэтому важно понимать те цели и ценности, ради которых мыслители обращались к разработке идеи бессмертия. Они рассматривали ее под углом огромной ценности и незаменимости плодотворного и гениального разума человека, «его вековых духовных стремлений». Так, главной ценностью выступает целостный ментально-психический мир человека; физическое тело же осмысливается только как его носитель.
Категория бессмертия априори имеет смысловой вектор, противоположный понятию энтропии, причем с беспредельным потенциалом. Вслед за Вернадским и другими мыслителями в отношении человека мы должны констатировать, что именно благодаря самосознанию и разуму он стал небывалой геологической силой, перестраивающей структуру биосферы. Именно развитое человеческое сознание выявляется мощной силой, уменьшающей энтропию мира.
В этом смысле интересен третий вариант бессмертия Циолковского – энерго-телепатический. Качественное преобразование физической материи с помощью мысли сделает человечество «лучистым», единым «телепатическим полем мира», «бессмертным во времени и бесконечным в пространстве»8. Будущий космос предстает здесь имперсоналистическим. Логика моделей бессмертия Циолковского направлена на доказательство его универсальной природы, правда, обратной стороной этого стало отсутствие необходимости личного бессмертия.
Мы не случайно акцентировали внимание на том направлении поисков бессмертной части человека Циолковского и Вернадского, которое характеризуется углублением в мир материи вплоть до ее тонко-энергетического состояния. Ход мысли философов Учения Живой Этики созвучен с ним и являет его продолжение.
В отличие от эгалитарных стремлений Циолковского и Вернадского Е.И.Рерих и Н.К.Рерих связывают бессмертие не с физическим телом человека, а с формированием и преображением его личного сознания как полноценной автономной структуры микрокосма. Этот вариант бессмертия отвечает главной видовой характеристике человека – разуму (самосознанию). Философы Живой Этики создали интегративную картину движения человека к бессмертию, опираясь на два основных антропологических принципа – структурной энергетической «телесности» и активной роли сознания.
Основой формирования сознательного индивидуального бессмертия в Учении предстает содержащаяся в высшей индивидуальности человека изначальная духо-монада. Она является лучом той абсолютной реальности, которая есть «Вечное ЕСТЬ». Монада лишь отчасти принадлежит проявленному космосу, бытийственному существованию. Ее жизненный импульс выражает вечное противодействие возрастанию энтропии мира.
Иными словами, монада есть сверхличностное начало – субстанциальная, онтологическая основа бессмертия. Так, в духе человека концентрирован потенциал бессмертия. Здесь мы имеем дело с диалектикой личного и безличного (сверхличного), задающего план трансформации человека.
Духо-монада способна ассимилировать только высшие утонченно-энергетические эманации микрокосма, соответствующие ей по напряжению, светоносности, непрерывности. Следовательно, здесь отнюдь не утверждается бессмертие всего личного сознания человека, но только его духовных аспектов, отвечающих – говоря языком не физики, а сердца – принципам Красоты, Истины, Общего Блага и т.п. Это лучшие благородные побуждения, духовно-нравственные качества, высшие эстетические и познавательные способности, творческие стремления и достижения. Накопления такой психической энергии, в свою очередь, обусловливают полноту проявления духо-монады и, как следствие, активность и непрерывность индивидуального сознания в земной и надземной жизни. «Полное или истинное бессмертие, означающее безгранично осознающее бытие, – отмечается философами, – не может иметь ни перерывов, ни задержек, ни остановок в Самосознании»9. Оно определяется как «сохранение полного сознания во всех оболочках и во всех сферах»10 бытия.
Концепция космического бессмертия Рерихов содержит совмещение двух его аспектов – безличностного (сверхличного, духовного) и личностного (самосознающего, индивидуального). Следует отметить, что состояние бессмертия (на ближайших к человеческому этапах эволюции) не является абсолютным, но может иметь различный период длительности в зависимости от энергетического потенциала микрокосма. Различая сам феномен бессмертия и метод его достижения (воплощение духо-монады в земные личности, объединенные духовной причинно-следственной связью), мы должны констатировать, что состояние бессмертия связано с раскрытием (и накоплением) сверхличностного (духовного) начала11 Отметим, что процесс развития сознания предстает стратегической целью восходящей спирали эволюции человека, бессмертие же, являясь его результатом, – тактической, способствующей первой. Максимум совершенства человеческого микрокосма образует его новую эволюционную ступень Богочеловека, Архата.
Согласно Учению, циклы глубинного обновления энергетического потенциала антропоструктуры имеют объективный характер. Человек неизбежно переживает последовательные смены (смерти) не только физической, но и тонко-энергетических оболочек. В этом смысле продление земной жизни человека вплоть до физического бессмертия (см. II вариант) оценивается Рерихами как противоречащее космическому закону обмена энергий.
Так как все земные воплощения личности связаны единым панэтическим принципом взаимозависимости и ответственности, то процессуальные характеристики бессмертия являют собой не что иное, как практическую этику жизни. Другими словами, достижение бессмертия зависит от развития в человеке духовных сил. Бессмертие само по себе и его достижение не освобождают человека от страдания и драматизма искупления проявлений своей низшей природы (как, например, о том мечтал Циолковский), напротив, – они делают неизбежным процесс их преображения. Рост нравственного разума открывает возможность бесконечного полноценного существования. Организованность, духовная цельность, полнозвучность энергетического комплекса человеческого сознания (его чувств, мышления, воли и т.п.) только и может, по мысли Рерихов, явить мощную вибрацию, обладающую качеством непрерывности и бесконечности.
Важным положением философии космизма является понимание глубинной взаимосвязи человека с космическим бытием, причем, такие философы, как Рерихи и Циолковский, видят это бытие многомерным. Идея многомерности распространяется ими как на разнообразие форм космической материи, миров, из нее состоящих, так и иных форм жизни разумных существ, населяющих эти миры. Мы знаем, что процесс обмена веществ дает жизнь и саму возможность существования человеческому организму. Идея многомерности расширяет этот постулат, углубляя его в психическую, ментальную, духовную природу человека. Человек находится в многомерном процессе обмена веществ. Чем качественнее выше будут элементы, которые он сможет воспринимать в свой микрокосм и далее вновь отдавать в пространство, – тем естественно будет повышаться уровень его собственной природы. В этом растущем обмене, по мысли Рерихов, совершается приток более высокой космической энергии – более утонченной, мощной, напряженной, дающей возможность насыщенной творческой жизни конкретному индивидуальному сознанию не только в земном мире, но и в иных, тонко-энергетических мирах. Основой взаимообмена человека с космическим пространством является психо-ментальная деятельность человека. Особой мощью обладает сознательно устремленная, нравственно прочувствованная мысль.
Именно непрерывный энергообмен, постоянно возрождающий и обновляющий сознание, лежит в основе бессмертия человеческого сознания, ибо он создает для него субстанциальную основу. Такой энергообмен позволяет без перерывов сознания (неизбежных до определенной ступени его развития) совершать разумному существу свое великое ”путешествие” в мирах, то опускаясь в более плотные миры, то поднимаясь в более высокие.
Высокое мышление будет неэгоистическим, направленным на Общее благо, ответственным, вмещающим разнообразие жизни и т.п. Не только для себя – но для других, для многих, для всех, не только сейчас, но и завтра, и через сто лет, и через тысячу и всегда… Каждое сверхличное действие поднимает сознание на более высокий энергетический уровень. Такой признак, как длительность мысли ярко отличает преходящее от непреходящего. «Элементы бессмертия определяются длительностью мысли, – рассуждают философы. – Есть книги, срок жизни которых весьма краток, а есть и такие, что переживают века и даже тысячелетия. Срок жизни книги зависит от длительности срока жизни мыслей, в ней заключенных... Выбор мыслей конечных или мыслей от Беспредельности зависит от человека, так и бессмертие тоже зависит от него, ибо человек таков, каковы его мысли». «Если… цель (жизни – Н.Б.) лежит за пределами одной или даже нескольких жизней, то можно сказать, что путь в Беспредельность найден»12.
Согласно Учению Живой Этики, восхождение к первичному лону, к которому имманентно принадлежит человеческий дух, к Первоистоку (Абсолюту) высших энергетических эманаций являет собой осуществление идеала единства как планетарного человечества, так и иных космических существ. «…Человечество, – отмечают философы, – есть лишь частица интегрального Целого, которым оно однажды станет»9. Иерархия разумных существ определяется в Учении как единое Космическое Сознание (Разум).
«Космический Разум» Рерихов и «телепатическое поле мира» Циолковского имеют глубокое созвучие. В обоих концепциях именно сознание, человеческая мысль способна придать материи особые характеристики и возвысить антропологическую структуру до состояния бессмертия. Духовное высокоразвитое сознание выступает единственным вечным центром и силой человека.
Представленные концепции весьма близки величественной идее Софии в аспекте вечной идеи человечества и учению о Богочеловечестве В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева и др. Отметим, что в концепциях Богочеловечества В.С.Соловьева, как и «телепатического состояния Космоса» К.Э.Циолковского, не признаётся бессмертие индивидуально-личностного начала человека. В то время как бессмертие духовных аспектов человеческого сознания в Учении Живой Этики весьма плодотворно актуализирует ценность земной эволюции бесчисленных поколений человечества, их ответственность перед эволюцией планеты и космическим бытием в целом. Бессмертие самосознания в Учении выражает не самостную отделенность, но принципы осознанности и добровольности саморазвития микрокосма. В итоге, такая концепция гармонично соединяет вечность космоса с преходящей природой каждого земного человека.
Итак, мы видим, что научные открытия XIX – нач. XX вв., связанные с разрушением представлений о вечности и неизменности видимой, физической материи, пробудили философскую мысль к поискам бессмертного начала в человеке. Наибольший интерес представляют те концепции, которые имеют целью найти вечную основу разума (самосознания) как главного видового свойства человека, мощной антиэнтропийной силы природы. Научно-философские искания К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского и философов Живой Этики оказались созвучны в их углублении в структуру материи. Если В.И.Вернадский обнаружил особый изотопический характер живого вещества, с которым связывал явление сознания, то мысль К.Э.Циолковского проникает в структуру материи до последнего неделимого атома-духа и порождает проект преображения ее в бессмертное «лучистое состояние» разума. Е.И.Рерих и Н.К.Рерих значительно глубже и масштабнее решают данную проблему. Они убеждены в бессмертии духовных аспектов человеческого сознания на основе единого абсолютного начала духо-материи, проникающей многомерный космос. При этом, каждая земная личность может путем развития утонченно-энергетических структур сознания приобщиться к беспредельности и могуществу Космического Разума. Таким образом, в концепции бессмертия Рерихов и близкого ему третьего варианта бессмертия Циолковского именно расширенное сознание, высокоразвитая человеческая мысль способны придать материи особые характеристики и возвысить свой микрокосм до состояния бессмертия.
Анализ проблемы бессмертия в трудах космистов показывает, что новая концепция, во-первых, интегрирует естественнонаучные, религиозные и философско-антропологические представления о преодолении смерти. Во-вторых, она базируется на методологической идее бессмертия безличного (надличностного) начала в отличие от личного бессмертия, представленного работами Н.Ф.Федорова. В-третьих, бессмертию человека придается в зависимости от контекста онтологическое, энергетическое, ноокосмическое, духовно-этическое содержание. В целом, идея бессмертия человека выступает в своем гуманистическом качестве, предполагающем всеобщую, неэлитарную характеристику основ жизни человечества.
Примечания
1. Соловьев В.С. Идея сверхчеловека / Сочинения в 2 т. М., 1990. Т. 2. С.634.
2. Циолковский К.Э. Космическая философия. М., 2001.
3. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. Калуга, 2001.
4. Вернадский В.И.: Pro et contra. СПб., 2000.
5. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 2003. С.267.
6. Олейников Ю.В., Оносов А.А. Ноосферный проект социоприродной эволюции. М., 1999. С.99.
7. Учение Живой Этики: Беспредельность. М., 1995. П.143.
8. Чижевский А.Л. Аэроионы и жизнь. Беседы с Циолковским. М., 1999. С.670, 677.
9. Письма Махатм. Самара, 1993.
10. Письма Елены Рерих, 1929-1938. В 2 т. Мн., 1992. Т.1. С.328.
11. Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М., 2000. С.263.
12. Грани Агни Йоги. 1961 г. Новосибирск, 1993. Пп. 209, 100.
Опубликовано:
Русский космизм: философско-антропологический проект: сб. науч. статей / отв. ред.: Т.Б. Любимова, Е.А. Трофимова. СПб: СПбГИЭУ, 2012. С.278-286 (под другим названием).