ruenfrde

Гималаи (Канченджанга)

Другое название: Пейзаж Гималайского хребта.

1933 г.

Холст, темпера.

Музей Ватикана. Из собрания Папы Пия XI.

Рим. Италия

 

О.Е. Цветкова. Судьба картины Н.К. Рериха «Гималаи» (1933), подаренной Папе Римскому.

Список произведений Николая Константиновича Рериха (1874–1947) за 1933 г. содержит любопытную запись: «№ 40. Гималаи (Канченджанга). Ватикан» [1]. В столбце о цене – прочерк, что у Н.К. Рериха чаще всего означало – дар. О том, что картина была подарена в 1933 г., есть сообщение в бюллетене Музея Рериха в Нью-Йорке за июль 1933 г. [2]. Но как именно эта картина выглядела, долгое время для исследователей наследия Н.К. Рериха оставалось неизвестным.

Пролить свет на судьбу этого произведения удалось лишь после получения 9 марта 2021 г. ответа директора Музеев Ватикана Барбары Йатты на обращение Президента Национального рериховского комитета А.П. Лосюкова. Ответ был получен при активном содействии Посла РФ в Ватикане А.А. Авдеева.

Выяснилось, что в инвентаре Музеев Ватикана картина Н.К. Рериха размером 75 х 117 см была записана с названием «Пейзаж Гималайского хребта». Её публикацию можно найти в книге Н.К. Рериха «Гималаи – Обитель Света» [3], изданной в 1947 г. Там ей дано название «Канченджанга».

Предыстория этого дара такова. В начале 1930-х гг. идея Н.К. Рериха об охране культурных сокровищ человечества (Пакт Рериха и Знамя Мира) получила широкую общественную поддержку. Художник много контактировал с научными, художественными, религиозными учреждениями и организациями в разных странах. В связи с этим в начале 1933 г. сотрудники Французской Ассоциации друзей Музея Рериха и Европейского центра Музея Рериха в Париже [4] высказали мысль о желательности подарка Папе Пию XI в виде оригинальной картины Н.К. Рериха. На что художник отозвался так: «Мысль о преподнесении Его Святейшеству картины моей мне не только была приятна, но оказалось, что, как бы предвосхищая эту мысль, я начал писать “Мадонну Покровительницу” [5], защищавшую покровом своим храмы, возглавляемые Собором Петра» [6]. «Я думаю, – советовался он с Мари де Во Фалипо (ок. 1870 – не ранее 1936), председателем Французской Ассоциации друзей Музея Рериха, – у католической церкви не возникнет вопросов в отношении нашего Знака. Как Вы знаете, этот же знак изображён на груди Господа нашего Иисуса Христа на картине религиозного содержания у Мёмлинга [7]. До передачи в Музей Антверпена полотно находилось в католической церкви, где оно было должным образом освещено. <…> Полотно, над которым я сейчас работаю, называется “Madonna Protectress”, и я поместил этот знак в том же самом месте, что и на картине у Мёмлинга» [8].

Однако М. де Во Фалипо в своей переписке с Н.К. Рерихом сообщала ему, что символ Знамени Мира, идея которого взята художником с иконы Андрея Рублёва «Святая Живоначальная Троица» [9] из Свято-Троицкой Сергиевой лавры, часть зрителей неверно истолковывает и соотносит с тайными обществами. В связи с этим Н.К. Рерих восклицал: «Выступать против древнего символа Троицы из-за некоей позднее созданной организации <…> то же, что и отрицать Святой Крест, потому что его могли обнаружить среди древностей Китая или Африки!» [10]

Для Н.К. Рериха было очень важным, чтобы знак Знамени Мира, украшающий плащ Мадонны на его картине, был принят Ватиканом. «Очень символично, что год с апреля 1933-го по апрель 1934-го был провозглашён Его Святейшеством “святым” [11]. <…> И “Madonna Protectress” будет наилучшим образом соответствовать этому святому указу» [12], – писал он.

В то же время, желая, чтобы у М. де Во Фалипо был выбор, какую из картин преподнести Папе Римскому, Н.К. Рерих 6–10 марта 1933 г. отправил в Париж не только полотно «Sancta Protectrix» («Святая Покровительница») [13], но и большую картину «Гималаи (Канченджанга)» с изображением «доселе непокорённых вершин Канченджанги» [14]. «…Так Вам будет проще судить, какая картина произведёт на Его Святейшество большее впечатление и придётся ему по сердцу» [15], – комментировал художник.

15 мая 1933 г. помещение Европейского центра Музея Рериха посетил Его Превосходительство кардинал Луиджи Мальоне (1877–1944), апостольский нунций в Париже, и сделал выбор подарка для Папы Римского в пользу пейзажа «Гималаи (Канченджанга)», поскольку Папа Пий XI в своё время увлекался альпинизмом и неоднократно совершал восхождения на Монблан и другие вершины Альп.

Папа Римский выразил Н.К. Рериху сердечную благодарность за подаренную ценную художественную картину и за то редкое мастерство, с которым картина исполнена, а также передал художнику и его семье свое Апостольское благословение [16].

Письмо директора Музеев Ватикана Барбары Йатты проясняет дальнейшую судьбу этого произведения. Картина хранилась в апартаментах Папы Пия XI, а после его кончины, во исполнение его последней воли, в 1940 г. была перевезена в Музеи Ватикана. В 1990-е гг. она была передана на временное экспонирование в Пресс-службу Святого Престола. «К сожалению, должна Вас информировать, – пишет Барбара Йатта, – что картина так и не была возвращена Музеям, и, скорее всего, около 1999 г. она была похищена. Дирекцию Музеев Ватикана проинформировали о случившемся спустя большое количество времени, о чем я Вам с горечью сообщаю» [17].

 

Источник: https://heritage-roerich.ru/

 

 

Примечания:

[1] Центр-музей имени Н.К. Рериха: Живопись и рисунок: Н.К. Рерих, С.Н. Рерих, Ю.Н. Рерих, Е.И. Рерих. Каталог. В 2 т. Т. 1. – М., 2009. – С. 716.

[2] Roerich Museum Bulletin. – 1933, Vol. III. – July, № 7. – P. 4.

[3] Roerich N. Himalayas: Adobe of Light. – Bombay, 1947. – P. 19.

[4] Французское общество друзей Музея Рериха, основанное 5 июня 1929 г. и переименованное в конце 1931 г. во Французское общество Николая Рериха, находилось в Париже (ул. Пуатье, 12) в одном здании с Европейским центром Музея Рериха, открытом в октябре 1930 г.

[5] Речь идет о картине «Sancta Protectrix» («Святая Покровительница») (1933). Местонахождение неизвестно. Известна также под названием: «Madonna Protectress» («Мадонна Защитница»).

[6] Письмо Н.К. Рериха М.А. Таубе от 1 февраля 1933 г. // Рерих Н.К. Письма. Т. 2. – М., 2020. – С. 16.

[7] Речь идет о центральной части триптиха «Христос в окружении музыкантов» (1487) Ганса Мёмлинга. Королевский музей изобразительных искусств, Антверпен.

[8] Письмо Н.К. Рериха М. де Во Фалипо от 31 января 1933 г. // Рерих Н.К. Письма. Т. 2. С. 14.

[9] А. Рублев. Троица. 1411 или 1425–1427. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

[10] Письмо Н.К. Рериха М. де Во Фалипо от 9 мая 1933 г. // Рерих Н.К. Письма. Т. 2. С. 56.

[11] Период с апреля 1933 г. по апрель 1934 г. был объявлен святым в связи с 1900-летие Распятия Христа.

[12] Письмо Н.К. Рериха М. де Во Фалипо от 31 января 1933 г. // Рерих Н.К. Письма. Т. 2. С. 15.

[13] Судьба картины «Sancta Protectrix» («Святая Покровительница») до настоящего времени не выявлена. Её следы обрываются в Париже примерно около 1934 г. По информации из машинописного каталога Европейского центра Музея Рериха, она была направлена в Университет Коимбры (Португалия), однако попытки исследователей наследия Н.К. Рериха найти там её следы не увенчались успехом. См.: Крылов П.И. К истории бытования картины Николая Рериха «Святая Покровительница» («Sancta Protectrix») // Рериховское наследие. Т. Х: Результаты и перспективы Международного выставочного проекта «Рериховский век». – СПб., 2013. – С. 379–383. Будникова Ю.Ю. К вопросу о поиске картины Николая Рериха «Святая Покровительница» («Sancta Protectrix») // Рериховское наследие. Т. Х: Результаты и перспективы Международного выставочного проекта «Рериховский век». – СПб., 2013. – С. 383–386.

[14] Письмо Н.К. Рериха М. де Во Фалипо от 14 февраля 1933 г. // Рерих Н.К. Письма. Т. 2. С. 18.

[15] Там же.

[16] Письмо кардинала Э. Пачелли Н.К. Рериху от 22 июля 1933 г. // Архив Рерихов. Н.К. Рерих. Эпистолярный архив. PNKR-432, p. 2. – Электронный ресурс: https://roerichsmuseum.website.yandexcloud.net/PNKR/PNKR-432.pdf.

[17] Письмо директора Музеев Ватикана от 9 марта 2021 г. // Архив НРК.

 

 

 

 

Начало страницы