Близкие понятия: напряжение духа, вмещение, равновесие, самообладание, терпимость, постоянство, твёрдость, стойкость, непоколебимость, сострадание, доброжелательность, великодушие, снисходительность, человечность, сердечность, любовь, мудрость, ответственность, бережность, умение прощать, умение помогать, благородство, чувство долга.
Взаимодополняющие качества, которые помогают основному качеству не ослабеть, не перейти в крайности, но, наоборот, быть мощно синтетичным, выявляться всё полнее, лучше и ярче:
- Активность
- Дерзание
- Решительность
Терпение и - Противодействие злу духом
- Суровость. Строгость
- Действенность
- Свобода духа
Терпение как напряжение внутренних сил. Ценность терпения
Терпение. Составитель Н.Д. Спирина
Терпение как напряжение внутренних сил. Ценность терпения
Письмо Е.И. Рерих. 17.08.1934. Величайший человек тот, кто велик в терпении.
Письмо Е.И. Рерих. 28.01.1937 г. Пусть [люди] сумеют вместить радость духа с суровостью подвига. Родная страна потребует много духовных сил, много терпимости и терпения. Но чем труднее подвиг, тем радостнее на сердце истинного служителя Общего Блага. Учите молодых великому терпению всегда и во всем. Самый великий человек тот, кто велик в терпении.
Письмо Е.И. Рерих. 02.09.1937. Помните, что терпение есть высшее достижение.
Письмо Е.И. Рерих. 27.09.1946. Испытание на терпение – самое трудное, но лишь из терпения складывается и постоянство, необходимое для продвижения. Ступени эти неизбежны. Сказано: “Величайший человек тот, кто велик терпением”, и наша мудрая народная пословица гласит: “Терпение и труд всё перетрут”. Запасайтесь терпением.
Записи Е.И. Рерих. 12.02.1932. Терпеливый неисчерпаем.
Аум. 344. Терпение есть сознательное, планомерное понимание происходящего. Терпение нужно воспитывать как пособника продвижения. Нелепо представить терпение как внутреннюю атрофию, наоборот, процесс терпения есть напряжённость. Так энергия принимает участие в событиях, способствуя им и не предпосылая заблуждений.
Так следует приучать учащихся к терпению в его истинном значении.
Аум. 345. Пытаются понимать путь терпения как претерпевание невзгод. Но такое понимание будет недостаточным, ибо унижает смысл энергии. Человек, знающий, что ему разумнее применить силу свою не сегодня, но завтра, лишь будет распознающим путь полезный. Не претерпевающий он, но понимающий пользу. Потому так важно очистить значение многих наименований.
Н.К. Рерих. «Терпение». В терпении человек не омертвляется, но постоянно напряжён в нахождении лучших путей, чтобы победить чьё-то неразумие или неистовство.
Община. 162. Сияющее, творческое терпение не походит на мутный плащ непротивления злу. Как неудачные рыбаки, сидят согбенные непротивленцы. Их ставка на длину нити пряжи не может обуздать танец стихий. Творческое терпение знает ключи Нового Мира, потому терпение творит мощь и с каждым часом действительности напрягается. Непротивление подобно долго открытому флакону благовоний, но творческое терпение, как старое вино затворённое.
Сердце. 478. …Терпение покрывает любое раздражение. При напряжении терпения вырабатывается особая субстанция, которая, как сильное противоядие, обезвреживает даже империл. Но, конечно, терпение не есть бесчувственность. При преступном безразличии не проявляются благодетельные реакции. Терпение есть сознательное напряжение и противостояние тьме.
_________
Империл – в Учении Живой Этике ядовитое вещество, образующееся в организме человека в состоянии раздражения и отлагающееся на стенках нервных каналов; является главным разрушителем психической энергии.
Сердце. 479. Но терпение есть источник Благодати. Ни что иное не испытывает так сердце, как сознательное терпение. Знаете сущность происходящего теперь*. Можете ли превозмочь напряжение сфер без опыта терпения, приобретенного в течение многих веков?
__________
Книга «Сердце» составлялась в 1932 г., в преддверии Второй мировой войны.
МО-3. 500. Истинное служение – в труде терпения и совершенствования.
Братство. 119. Можно замечать, что у некоторых людей чрезвычайно развита терпеливость, тогда как другие совершенно лишены этого качества. В чем же причина? Не может быть случайности в таком основном качестве. Агни Йогате – обладатель терпения укрепил его во многих жизнях. Человек терпеливый есть многоопытный труженик. Лишь в великих трудах человек познаёт неценность раздражения. Он перед Ликом Великим понимает всю незначительность преходящих явлений. Невозможно без многих испытаний оценить и отличить свойства проявлений в жизни. Не следует полагать, что терпение есть беспричинное отличие, напротив, оно принадлежит к качествам, особенно трудно заработанным как в земном, так и в тонком пребывании. Таким образом, терпеливый человек есть многоопытный, но нетерпеливый есть новичок в жизни. Так запомним для пути.
Сердце 212. “Терпение есть дар неба” – так говорили древние. Почему терпение должно быть от неба, когда, казалось бы, оно должно принадлежать исключительно сердцу? Но как же напряжём терпение, если не будем знать Высшего Мира? Лишь когда от сердца утвердится к Высшему Миру нить серебряная, лишь тогда сойдёт понимание терпения. У Нас чтут это качество, около него и терпимость, и вмещение, иначе говоря, открытие Врат. Если нам нечто неблизко, но если оно открывает сердце соседа, то неужели мы не претерпим, лишь бы зажечь чьё-то сердце? Неужели предпочтём насладиться – но ожесточить сердце близкого? При этом разве не будет прекрасным испытанием зорко наблюсти, что именно открывает сердца ко Благу? В разнородности достижений нельзя не признать общую гармонию сфер. Путь она выражается хотя бы в одном звуке, но каждая подлинная нота звучит консонансом космическим и должна быть принята бережно. Потому люди так возмущаются в сердце, если эта нота отринута. Испытание терпением есть одно из высоких испытаний.
Сердце. 239. Если мать не будет терпеливо внимать первым желаниям своего ребенка, она не будет матерью. Если Учитель не проявит терпения к первым шагам ученика, он не будет Учителем. Если Учитель не поймет путь ученика, он не будет Учителем. …Так обережем путь сердца. Чуждо сердцу Учителя каждое притеснение. Он наблюдает опыт ученика и лишь тихонько отведет руку, если она коснется огня. Терпение есть камень Венца. Оно свидетельствует о приближении к Беспредельности.
МО-1. 364. …Огненное сознание преображает жизнь. …Таким же образом мы можем отличать и другие качества духа, растущие под Огненным дождем. Умеренность без Огня обращается в убожество, но Золотой Путь, напряженный Огнем, будет лучшим объяснением умеренности. Точно так же мужество без Огня представляет безумие. Но мужество, сверкающее Огнями сердца, станет стеною нерушимою. Конечно, и терпение, и сострадание, и дружба станут другого цвета в Свете Огненном. Но Учитель может лишь на деле, на испытании, утверждать степень огненности. Меньше всего пригодны слова для такого уверения. … Также сколько слов о терпении! И первая неудача делает самых нетерпимых людоедов. Конечно, не стоит пояснять, как словесное мужество обращается в великую трусость. Но желающий приблизиться к Огню должен следить за всеми своими побуждениями.
МО-2. 326. На самом простом рукоделии, на музыке можно иметь поучительные опыты. Иногда лишь один палец не вполне приложится к месту, и тем теряется весь явленный тон, при этом такое неудачное приложение вовсе не будет знаком непоправимым. Одни центры сочетаются быстро, но другие по многим причинам требуют более длительного сотрудничества. Терпение, это великое качество преуспеяния, будет испытано на таких приспособлениях центров. Часто именно более длительные приспособления служат ко благу, они не только сочетают центры, но как бы соединяют энергию на будущее. Так терпение есть украшение сердца. Каждый неопытный в терпении, не будет знать, как приспособиться к Огненному Миру.
Аум. 244. Много указывалось о необходимости развития терпения. Но на чем будет такой пробный камень? Полезно начать разговор с самым узким отрицателем. Пусть он излагает неправдоподобные измышления, но терпеливый мыслитель покроет каждое невежество, не прибегая к отрицанию. Мыслитель в творчестве мышления убережется от раздражения – во время урока терпения не раздражаются. Пусть невежды выходят из себя, ведь у них не имеется другого довода, но испытатель терпения не унизится приемами, свойственными невеждам. Пусть даже в школах задают задания терпения.
Невозможно без познания терпения помыслить о Беспредельности. Размеры задания Высшего Мира требуют испытания терпением.
Сердце. 581. Дух человеческий развивается медленно – так будем помнить. Потому не только терпение, но применим радость терпения.
Община. 163. Творческое терпение и бодрость являются двумя крыльями работника. ... Нельзя утешаться вдохновением, можно успеть удержать сознание на степени творческого терпения и петь подобно птицам, для которых песнь есть выражение существа. …Степень песни есть степень качества труда. Нужно пройти бодро, как древнее сравнение – лет стрелы!
Не покажется ли странным, что так часто Говорю о терпении, о препятствиях, о бодрости, о нескончаемости борьбы? Именно, в разное время и с разных сторон Кую доспех бесстрашия. Помните, эта закалка не может быть совершена в одночасье. В разных температурах закаляется меч. Даже Будда не отрицал, что в самый счастливый час надо помнить о несчастье, не уменьшая радости.
МО-3. 597. Нужно очень утвердить смысл земного бытия. Нужно упростить его. Нужно поверх всех забот помнить, что путь долог и следует запастись терпением и мыслью о всём полезном в пути. Но следует такую необходимость уметь сделать для себя радостной. Без этого качества сердце будет все-таки смущается и тем обессиливать. ... Раб может работать в унынии, но огненный дух преображает все пресветлую радостью. И тепло источается от радости. Но напомните, как радость, тепло и огонь живут в сердце.
Сердце. 75. Какая же любовь без самоотвержения, подвиг без мужества, труд без терпения, творчество без самосовершенствования! И над всем этим воинством благих ценностей водительствует сердце. Без него самые терпеливые, самые мужественные, самые устремленные будут холодными гробами! Отягощенными знанием, но не окрыленными будут бессердечные!
Сердце. 498. Так с людьми и бывает, когда самые, казалось бы, уже явленные устремления вдруг преломляются. Так происходит от недостатка сердечного воспитания. Этот предмет нужно проходить и в семье, и в школе. Нужно придать ему не вид опыта, но твердо вести развитие памяти, внимания, терпения, доброжелательства и после обратить наблюдательность за ощущениями сердца. Так будут заложены торжественность и любовь к Прекрасному. Так определится граница Света и тьмы. Дети любят Свет.
Надземное. 704. Урусвати знает, что вдохновение, восторг, как и людьми называемый энтузиазм, должно поддерживать сознательно; но также терпение, и вмещение, и вся великая терпимость создаются сознательно. Ошибочно предполагать, что дары совершенствования придут извне; очаг пламенный живет в глубине сознания. Человек должен усмотреть его, должен любовно оберечь его и может призвать эти силы, тогда и внешняя помощь может быть приложена.
Надземное. 796. Человек должен сказать себе: "Хочу расширить сознание". Лишь свободная воля может создать действенный магнит. "Хочу и могу", – так откроет человек первые врата к преображению Мира. Ярое желание должно сочетаться с терпением, ибо многие процессы требуют времени. Такую задачу может решать лишь деятель, посветивший себя на служению человечеству.
Письма Махатм. Письмо 127. Терпение, терпение. Великие цели никогда не осуществлялись одним рывком.
«Жемчужины Востока». Сост. Е.П. Блаватская. Сорняки вредят полям, страсти – человечеству. Благословенны терпеливые и освободившиеся от страстей.
«Жемчужины Востока». Сост. Е.П. Блаватская. Гневливый глупец, пытающийся одержать верх оскорблениями, неизменно побеждаем тем, чьи слова преисполнены терпения.
Н.К. Рерих. «Школы». Там, где любовь к делу, там и безграничны возможности. Там, где терпение, там не может быть поражения в светлых задачах.
Братство. 56. Терпение, терпение, терпение – пусть оно будет не пустым звуком, пусть оно защитит на всех путях. Когда кажется, что силы уже иссякли, – такая иллюзия самая опасная. Силы неистощимы, но сами люди пытаются прервать поток их.
Надземное. 553. Нас спрашивают о Нашей Внутренней Жизни, – она человечна и основана на великом терпении. Не заподозрите Нас в гордыне, когда говорю о великом терпении. Оно должно быть большим, испытанным и основанным на человеколюбии.
Нельзя, чтобы в обиходе люди могли легко преуспевать в терпении. Наполненность пространства не способствует приобретению терпения. Немало токов препятствует людям, которые о них даже понятия не имеют. Мы знаем, насколько трудна земная жизнь. Заблуждается, кто по неведению считает жизнь легкой. ... Незыблемо зерно духа, но оно одето в одежды, сотканные самим человеком. …
Мыслитель понимал, как много препятствий на пути человека. При столкновении он шептал: "Обойди этот камень".
Сердце. 509. Где же то чувство, где же та субстанция, которой наполним Чашу Великого Служения? Соберем это чувство от лучших сокровищ. Найдем части его в религиозном экстазе, когда сердце трепещет о Высшем Свете. Найдем части в ощущении сердечной любви, когда слеза самоотвержения сияет. Найдем среди подвига героя, когда мощь умножается во имя человечества. Найдем в терпении садовода, когда он размышляет о тайне зерна. Найдем в мужестве, пронзающем тьму. Найдем в улыбке ребенка, когда он тянется к лучу Солнца. Найдем среди всех уносящих полетов в Беспредельность. Чувство Великого Служения беспредельно, оно должно наполнить сердце, навсегда неисчерпаемое. Священный трепет не станет похлебкою обихода. Самые лучшие Учения превращались в бездушную шелуху, когда трепет покидал их. Так среди Битвы мыслите о Чаше Служения и принесите клятву, что трепет священный не оставит вас.
Сердце. 568. Так из глубины Тонкого Мира являются картины прошлого. Значительна подробность, когда слуга услаждения мешал на пути подвига, но ничто не остановило стремления. Также еще раз была показана терпимость ко многим обывателям, с которыми не раз приходилось встречаться. Терпимость и терпение – тоже путь Бодхисаттвы. Не на облаках этот путь, но на Земле…
Надземное. 63. Пусть представят себе, какое количество сведений стекается в Нашу Обитель! Каждое требует решения немедленного. При этом Мы должны не испугать земных участников и везде найти приложимую искру энергии. Не забудем, что многие полезные пособники нуждаются в многократном напоминании и не примут наказ по первому совету. Это очень развивает терпение. Ведь раздражительность есть не что иное, как слабоволие. Туман мышления любит повторение, но события не терпят.
МО-3. 464. Кто же может вас победить? Против Нас никто не силен. Но Мы любим борьбу, иначе она превращается в терзания. Пусть найдут терпение больше Нашего! Ведь тьма нетерпелива. Она тем конечна. Труд во всем; и борьба уже есть утверждение труда.
Надземное. 27. …Правдивы исторические данные о всяких предательствах, сопровождавших созидание. Сказано, что предательство есть тень строения. Каждая тень определяет высоту постройки. Мы испытаны во всех предательствах. Нас искушали всякими лукавствами. Сказано, чтобы возвысить любовь к человечеству, нужно обойти его пропасти. Но кто же найдет в себе достаточно терпения, чтобы заглянуть во все бездны и не потерять веру в продвижение человечества? Наша Обитель является оплотом такого терпения. И кто был у Нас, кто слышал о Нас, кто нес в сердце Наше касание, тот уже имеет доспех терпения. Мы ценим это качество как принадлежность Беспредельности.
Письмо Е.И. Рерих. 23.06.1934. …Слова великого Будды: …«Аскетизм не имеет никакой цены для освобождения от уз земли. Гораздо труднее найти терпеливого человека, нежели питающегося воздухом, кореньями и одевающегося в кору и листья...» Отказ, как мы знаем, должен быть проявлен в сознании, в духе – и все остальное приложится.
Письмо Е.И. Рерих. 11.09.1937. Самое трудное, самое тонкое действо есть расширение сознания и, приступая к нему, необходимо вооружиться величайшею бережностью, терпимостью и терпением. Дать больше того, что сознание данного человека может вместить, равносильно тому, что навсегда закрыть перед ним свет истины. Канон «Господом твоим» остается во всей своей силе.
Письмо Е.И. Рерих. 26.01.1939. Ведь нравственный уровень человека уподобляется барометру, он то повышается, то понижается, как говорит Пирогов, и особенно опасны те колебания, которые вносятся не идеями, а инстинктами и низшим психизмом. И в роковые и неизбежные периоды, когда нравственность особо понижается, необходимо все силы духа направить на самоусовершенствование. Потому Вы правильно спрашиваете, как обрести терпение, ибо без этого качества невозможно начать самоусовершенствование. Терпение лежит в основе всех достижений, потому оно и есть величайшее качество. Легче всего обрести терпение через любовь к служению и Великому Учителю. Конечно, оно утверждается в нас и при ясноосознании, вернее, при духовном озарении великим значением этого понятия – терпения, но это достижение труднее. Как и во всем, путь любви – наикратчайший и наипрекраснейший, и для того, кто знает, что есть любовь, и наилегчайший. Каждое проявление терпимости, каждое воздержание от раздражения будет как цветок приношения Учителю. Потому и мой совет Вам, испытавшему горение сердца к Учению, будет – через любовь укрепляйтесь в терпении.
Также можно очень помочь себе путем развития постоянного памятования об этом качестве при всех случаях жизни. Именно, нужно достичь такого памятования, чтобы независимо от всего прочего оно постоянно пребывало в сознании Вашем на дозоре, готовое каждую минуту напомнить о себе. Древний мантрам тоже имел в виду укрепление такого памятования. Именно памятование поможет самодисциплине, которая очень трудна. Многие годы проходят, прежде чем удается наложить узду на наши чувства, всегда готовые рефлектировать на малейшее и неожиданное возбуждение их. Именно терпение есть одно из наиболее трудных качеств, недаром сказано – величайший человек тот, кто велик терпением. Но ценно именно то, что трудно, потому правильно приложить все силы к овладению этим сокровищем.
Письмо Е.И. Рерих. 12.01.1940. Итак, пусть все устремляются в светлое будущее, устремление это соткет и крылья, чтобы перенести через все препятствия. Но, устремляясь в будущее, приложим все усилия, чтобы из опыта настоящего накопить как можно больше нам полезного. Нет такого положения, которое не научило бы нас многому. Часто нам необходимо научиться терпению, этому великому качеству, недостаток которого губил многие светлые начинания. Нетерпеливому человеку не может быть доверено строительство. В духовном же делании, в ученичестве, терпение полагается как основа преуспеяния. Родные наши, переживем тяжкое время, конец Армагеддона, в мужественном терпении.
Письмо Е.И. Рерих. 24.09.1941. Родные, больше углубляйтесь в изучение книг Учения Жизни, в великое понятие объединения сознания с Учителем… Главное, чего нужно больше всего опасаться, это равнодушия или даже только теплого отношения к Мудрости, к Сердцу, давшему неоценимые сокровища истинного знания... Равнодушие есть притупление чувств, оно может привести к замиранию и даже полной атрофии восприятия, что есть смерть явная духа нашего. Лишь в растущем напряжении сердца и всех энергий достигается следующая ступень на лестнице духовного преуспеяния, но люди не только боятся, но стараются избежать напряжения, забывая это основное условие или закон каждого продвижения на всех планах бытия. Принято считать, что духовное приходит внезапно, как какое-то внезапное озарение, но если озарение и приходит мгновенно, то на самом деле оно потребовало не только многие годы, но целые жизни неустанного напряжения и растущего устремления к намеченной цели.
Письмо Е.И. Рерих. 11.04.1954. Терпение и терпимость – два этих величайших качества всем нам необходимо приобрести, если мы желаем служить Великим Учителям и продвигаться. Так, терпение, терпимость и отсутствие насилия – эти качества приведут нас кратчайшим путем.
Письмо Е.И. Рерих. 28.12.1954. …Родные, запасёмся ещё некоторым терпением. Ведь терпение – одно из самых необходимых достижений. И подвиг возможен лишь при наличии несломимого терпения. Но нам с Вами терпение близко, ибо оно уявлено на пламенной любви к нашему Великому Источнику Света, Возлюбленному Наставнику и Другу Лучшему. (…)
Великий Владыка есть воплощенная Любовь, Сострадание в великом Терпении!
Гр.А.Й. 1953 г. 343. Претерпевший же до конца спасен будет. Терпение до конца указывалось всегда. Если терпение короче вещей и условий претерпеваемых, к чему оно и что оно даст? Именно выстоять до конца и пройти через все, не колеблясь и не отступая в духе будет победным путем. Ветхое сознание постоянно стремится путь духа поставить в зависимость от внешних условий. Но тогда никакого терпения не хватит, ибо горьки и тяжки условия внешние, ибо плачь и скрежет зубовный – удел их, и делать ставку на длину пряжи нецелесообразно. Ставить путь сознания в зависимость от того, что есть, или будет, или может быть, значит делать себя жертвой внешних комбинаций материи и стихийных сочетаний. Путь жизни есть путь духа, идущего своею тропою независимо оттого, что происходит вовне и как течет внешняя жизнь. Царский ли трон, келья ли монастыря, шатер ли кочевника, или мастерская искусника – не имеет значения, ибо дух знает свой путь и пробивает тысячелетиями утвердившимся устремлением гору материальных условий, становится над ними и идёт к своей цели вопреки всему, что течет мимо него в мире земном.
Гр.А.Й. 1954 г. 449 (207). Как в большом, так и в малом. Иногда надо явить малое терпение, чтобы дождаться желаемых условий. Но терпение часто бывает короче желания, и следствий ожидаемых не получается.
Гр.А.Й. 1956 г. 82. …Если явлено терпение достаточное, что ждёт впереди? Осуществление того, к чему устремлено сердце. Это и будет наградой долготерпения. Значит, устремление в сочетании с терпением приводит к желаемой цели. Бесцельное и не устремлённое терпение бессмысленно и бесплодно. Оно вызывает отупение и безнадёжность. Так даже терпение надо явить умеючи и мудро.
Гр.А.Й. 1956 г. 113. Имейте терпение. Имейте терпение до конца. Имейте его независимо от того, когда придет этот желанный конец, который будет началом нового периода в жизни вашей. Как дойдете, терпения не сохранив? Ожидайте будущего, но не в личных мерах: тогда и терпения хватит.
Гр.А.Й. 1968 г. 168. (Гуру). Что делать? Вооружаться терпением, мужеством и решимостью претерпеть все до конца.
Терпение.
Составитель Н.Д. Спирина
Листы сада М. Зов, 29.10.1921. Явите терпение для ступеней будущего.
Листы сада М. Зов, 22.11.1922. Крик земли поражает рост духа.
Но вы через терпения Врата идите.
Листы сада М. Зов, 4.04.1923. Явление терпения перенесёт вас через...
Листы сада М. Озарение, 1–XI–3. Угадывайте, что нужно повторять: мужество и терпение. Пусть посмотрят работу полирования камня, как твёрдо и осмотрительно ходит рука работника и всего за подённую плату, – несравненно работа Создателя стоит.
Община, 162. Среди взлётов научаемся великому дару терпения. Сияющее, творческое терпение не походит на мутный плащ непротивления злу. Как неудачные рыбаки, сидят согбенные непротивленцы. Их ставка на длину нити пряжи не может обуздать танец стихий. Творческое терпение знает ключи Нового Мира, потому терпение творит мощь и с каждым часом действительности напрягается.
Непротивление подобно долго открытому флакону благовоний, но творческое терпение как старое вино затворённое.
Община, 163. Конечно, творческое терпение и бодрость являются двумя крыльями работника. (...)
Нельзя утешаться вдохновением, можно успеть удержать сознание на степени творческого терпения и петь подобно птицам, для которых песнь есть выражение существа. (...)
Не покажется ли странным, что так часто Говорю о терпении, о препятствиях, о бодрости, о нескончаемости борьбы? Именно, в разное время и с разных сторон Кую доспех бесстрашия.
Община, 167. Можно перечислить множество упражнений воли, о которых можно сказать – пчёлы создают улей терпением.
Агни Йога, 117. Уявленные воины, какое течение неудержимо борется вокруг вашего стана! Неповторяемо и смутно для очей мира. Что же понудило вас держать мечи заострёнными и щиты терпением поднятые? Скажете: «Мы знаем сроки земли, и ничто не смежит глаза наши. Держатель сроков доверил нам сочетание сил и решений. И терпение преобразилось в непреложность. (...) Ведь Ты Сам испытал путь и поручился терпением. Скажи, Держатель, откуда течёт источник терпения?» «Из руды доверия».
Агни Йога, 351. ...Конечно, сознание, засорённое веками, не может сразу опознать действительность. Потому, когда Говорю о терпении, нужно это понимать как жизнь.
Агни Йога, 523. Для опытов с психической энергией необходимо терпение и неуклонность наслоений.
Сердце, 30. Так и в упражнении терпения полезно усвоить понятие начала. Для кого решительно всё конец, но для Наших учеников всё начало.
Сердце, 168. Нельзя не заметить, какое противодействие встречает каждое сознательное движение к Свету. Кроме обычных действий от тёмных, можно бы заметить труд Хаоса, и в этом законе противодействия Непроявленного заключается наше самоутешение и опыт в терпении.
Сердце, 212. Терпение есть дар неба – так говорили древние. Почему терпение должно быть от неба, когда, казалось бы, оно должно принадлежать исключительно сердцу? Но как же напряжём терпение, если не будем знать Высшего Мира? Лишь когда от сердца утвердится к Высшему Миру нить серебряная, лишь тогда сойдёт понимание терпения. У Нас чтут это качество, около него и терпимость, и вмещение, иначе говоря, открытие Врат. Если нам нечто неблизко, но если оно открывает сердце соседа, то неужели мы не претерпим, лишь бы зажечь чьё-то сердце? (...) Испытание терпением есть одно из высоких испытаний.
Сердце, 239. Если мать не будет терпеливо внимать первым желаниям своего ребёнка, она не будет матерью. Если Учитель не проявит терпения к первым шагам ученика, он не будет Учителем. (...) Терпение есть камень Венца. Оно свидетельствует о приближении к Беспредельности.
Сердце, 389. ...Где поместится терпение, если обитель его [сердце] закрыта?
Сердце, 478. Нрав людей Нам известен, потому уверены Мы в силе терпения. Утвердив мужество, Мы не забудем о терпении. Утешительно, что терпение покрывает любое раздражение. При напряжении терпения вырабатывается особая субстанция, которая, как сильное противоядие, обезвреживает даже империл. Но, конечно, терпение не есть бесчувственность. При преступном безразличии не проявляются благодетельные реакции. Терпение есть сознательное напряжение и противустояние тьме.
Сердце, 479. Но терпение есть источник Благодати. Ничто иное не испытывает так сердце, как сознательное терпение. Знаете сущность происходящего теперь. Можете ли превозмочь напряжение сфер без опыта терпения, приобретённого в течение многих веков?
Сердце, 480. ...Главная трудность в том, что обычно опыт делается спорадически, без железного неуклонного терпения.
Сердце, 581. Дух человеческий развивается медленно, так будем помнить. Потому не только терпение, но применим радость терпения.
Сердце, 585. Мужество и терпение – тоже качество Архата.
МО-1, 227. Как всегда, опыт нуждается в терпении и усидчивости.
МО-1, 543. Так можно наблюдать поединок низшего с высшим, но только полное сознание может ободрить для противостояния злу. Полезно помнить это и собрать не только силы, но и терпение, чтобы побороть уже суждённое к разрушению. Утверждаю, что истина «Свет побеждает тьму» имеет даже физиологическое основание.
МО-1, 621. Руководитель считает запас терпения необходимым для защиты пошатнувшихся...
МО-1, 634. Самообладание есть очень сложное качество. Оно состоит из мужества, терпения и сострадания. ...Терпение не должно быть ипокритством.
МО-1, Заключение. Не забудьте, что Агни питается радостью, и мужеством, и терпением.
МО-2, 12. ...Наши враги и надеются на пределы физических возможностей, тем более нужно противостать им во всём терпении.
МО-2, 167. Подумайте о состоянии сознания, если приходится снова напоминать об устоях столь близких. И всё-таки будем напоминать, всё-таки преисполнимся терпением.
МО-2, 326. Одни центры сочетаются быстро, но другие, по многим причинам, требуют более длительного сотрудничества. Терпение, это великое качество преуспеяния, будет испытано на таких приспособлениях центров. (...) Так терпение есть украшение сердца. Каждый, неопытный в терпении, не будет знать, как приспособиться к Огненному Миру.
МО-2, 437. Мы ожидаем, когда люди начнут терпеливо фотографировать ауры. (...) Нужно применить большое терпение и исключить всякое раздражение и колебание. (...) Главное же терпение.
МО-2, 466. ...Многое требует подготовки сознания, которое совершается длительно. Потому Мы так приучаем к терпению и бережности.
МО-3, 464. Пусть найдут терпение больше Нашего! Ведь тьма нетерпелива. Она тем конечна.
МО-3, 500. ...Истинное Служение – в труде терпения и совершенствования.
МО-3, 597. Нужно поверх всех забот помнить, что путь долог и следует запастись терпением и мыслью о всём полезном в пути.
Аум, 244. Много указывалось о необходимости развития терпения. Но на чём будет такой пробный камень? Полезно начать разговор с самым узким отрицателем. Пусть он излагает неправдоподобные измышления, но терпеливый мыслитель покроет каждое невежество, не прибегая к отрицанию. Мыслитель в творчестве мышления убережётся от раздражения – во время урока терпения не раздражаются. Пусть невежды выходят из себя, ведь у них не имеется другого довода, но испытатель терпения не унизится приёмами, свойственными невеждам. Пусть даже в школах задают задания терпения.
Невозможно без познания терпения помыслить о Беспредельности. Размеры задания Высшего Мира требуют испытания терпением.
Аум, 313. Советую и вам на будущее запасаться терпением против неблагодарности и невежества.
Аум, 314. ...Путь внимания выработает и терпение – качество, необходимое для исследователя.
Аум, 327. Если человек прочтёт все книги добра и не научится терпению, вмещению и соизмеримости, то он не человек.
Аум, 341. Нужно запастись и мужеством, и терпением, ибо борьба с невежеством есть борьба с хаосом.
Аум, 344. Терпение есть сознательное, планомерное понимание происходящего. Терпение нужно воспитывать, как пособника продвижения. Нелепо представить терпение как внутреннюю атрофию, наоборот, процесс терпения есть напряжённость. (...)
Так следует приучать учащихся к терпению в его истинном значении.
Аум, 345. Пытаются понимать путь терпения как претерпевание невзгод. Но такое понимание будет недостаточным, ибо унижает смысл энергии. Человек, знающий, что ему разумнее применить силу свою не сегодня, но завтра, лишь будет распознающим путь полезный. Не претерпевающий он, но понимающий пользу.
Аум, 361. Нужно понять терпение, чтобы вернуться к тому же предмету в ином выражении.
Аум, 382. Умейте терпеливо наблюдать, какие условия наиболее благоприятствуют опыту.
Аум, 577. Он [испытатель психической энергии] должен обладать терпением и доброжелательством.
Аум, 586. Пусть вооружатся терпением и преданностью к наблюдениям.
Аум, 598. Кому удалось лучше, тот знает и великодушие. Он уже опытен и в терпении, без чего не удаётся никакое изыскание.
Братство, 32. Нельзя почерпать терпение и терпимость без психической энергии.
Братство, 35. Если замечаете, что собеседник лишь частично усваивает нужные начала, помогите ему. В такой терпеливой помощи выразится очень важное качество для Братства.
Братство, 41. Что есть путь естественный? Самое неограниченное познавание в терпимости и терпении, без всякого сектантства.
Братство, 49. ...Ритм труда. Это величайшее качество должно быть приобретено с борьбою и с терпением.
Братство, 55. Магнит мысли принесёт самые ценные части психической энергии. Нужно полюбить её. Нужно признать её постоянное присутствие. Такое мышление вовсе не легко. Нужно найти много терпения, чтобы сохранить его под натиском всех необузданных течений пространственных.
Братство, 56. Терпение, терпение, терпение – пусть оно будет не пустым звуком, пусть оно защитит на всех путях. Когда кажется, что силы уже иссякли, – такая иллюзия самая опасная. Силы неистощимы, но сами люди пытаются прервать поток их.
И путь к Братству требует много терпения. Ту же мощь мысли нужно приложить, чтобы приобщиться к сознанию Трёх Миров.
Братство, 119. Можно замечать, что у некоторых людей чрезвычайно развита терпеливость, тогда как другие совершенно лишены этого качества. В чём же причина? Не может быть случайности в таком основном качестве. Агни Йогате – обладатель терпения укрепил его во многих жизнях. Человек терпеливый есть многоопытный труженик. Лишь в великих трудах человек познаёт неценность раздражения. Он перед Ликом Великим понимает всю незначительность преходящих явлений. Невозможно без многих испытаний оценить и отличить свойства проявлений в жизни. Не следует полагать, что терпение есть беспричинное отличие, напротив, оно принадлежит к качествам особенно трудно заработанным, как в земном, так и в тонком пребывании. Таким образом, терпеливый человек есть многоопытный, но нетерпеливый есть новичок в жизни. Так запомним для пути.
Братство, 140. Нужно огромное терпение и наблюдательность, чтобы разобраться в зарослях противоречий хаоса.
Братство, 231. Умение терпеливо разбирать стёртые знаки пусть будет отличием истинного учёного.
Братство, 366. Замечайте, насколько быстро проносятся некоторые слова. Не нужно думать, что это зависит лишь от посылающего, ищите причину в химических вихрях, которые вы уже наблюдали. Только можно с великим терпением преодолевать такие пространственные условия.
Братство, 416. Если даже сотрудничество редко уживается в малых кругах, то насколько труднее воспринимается синтез тончайших энергий! Говорим не для огорчения, но для привития терпения и устремления.
Братство, 565. Серебряная слеза – так называем высокую степень готовности к испытаниям. Первое слово напоминает о нити серебряной, второе – о чаше терпения. (...) Также не забудем, что чаша терпения легко переполняется даже в обиходе. (...) Символ слезы для чаши терпения будет не случайным. Трудно удержать своё негодование, когда видишь разрушение бессмысленное. (...) Учитель нередко пошлёт луч света, чтобы можно было заглянуть вдаль. Только телескоп духа может покрыть суждение.
Рерих Н.К. Терпение
В "Добротолюбии" приводится такой пример терпения:
"Такого терпения я хочу представить вам два, по крайней мере, примера, из коих один показала одна благочестивая женщина, которая, желая усовершенствоваться в добродетели терпения, не только не бегала искушения, но еще искала, чтобы ее огорчали, и сколь ни часто была оскорбляема, не падала от искушения.
Женщина эта была в Александрии, происходила от знатного рода и в доме, оставленном ей родителями, благочестно работала Богу. Однажды, пришедши к блаженной памяти архиепископу Афанасию, просила дать ей на содержание и упокояние какую-либо вдову из презираемых на церковном иждивении. Дай мне, говорила она, одну из сестер, которую бы я успокоила.
Первосвятитель, похвалив такое доброе намерение женщины и ее усердие к делу милосердия, приказал выбрать из всех такую вдовицу, которая бы превосходила бы всех честностью нравов, степенностью и обходительностью, чтобы желание являть такую щедрость не было подавлено худостию имевшей пользоваться ею и чтобы имевшая являть ее, быв оскорблена злонравием сей последней, не потерпела вреда в вере.
Итак, приняв такую избранницу, она привела ее в дом и стала ей услуживать во всем, но, видя ее скромность и тихость и получая от нее каждую минуту почет в благодарность за дело своего человеколюбия, она через несколько дней опять пришла к помянутому Первосвятителю и сказала: "Я просила, чтобы ты приказал дать мне такую, которую бы я упокоивала и которой служила бы с полным послушанием".
Он сначала не понял, чего ради такая речь и чего желает эта женщина, и, подумав, что ее прошение по беспечности смотрителя за вдовицами было пренебрежено, не без душевного смущения спросил о причинах такого промедления. Ему сказали, что к ней отправлена честнейшая паче всех вдовица. Тогда он, догадавшись, чего искала та мудрая жена, велел дать ей вдовицу, непотребнейшую из всех, которая всех превосходила бы гневливостью, сварливостью, буйством, болтливостью и суетностью.
Когда нашли и дали ей такую, она, взявши ее в свой дом, с таким же или еще с большим усердием стала служить и этой, как служила первой. В благодарность же за такие услуги получала от нее только то, что та оскорбляла ее недостойною бранью, злословием, поношением и, укоряя ее с язвительным ругательством, роптала, что она выпросила ее у архиепископа не на успокоение, а на мучение и перевела более от жизни покойной к тяжелой, чем <от> тяжелой к покойной. Такие оскорбления предерзкая эта женщина простирала иногда до того, что не удерживала даже и рук, а та — госпожа — усугубляла за это смиренные ей услужения, научаясь побеждать ее разъярения не сопротивлением, но более смиренным себя ей подчинением и укрощать ее неистовство человеколюбивою кротостью.
Такими опытами, утвердившись вполне в терпении и достигши совершенства всей желаемой добродетели, она отправилась к помянутому Святителю поблагодарить его и за мудрый его выбор, и за собственное благодетельное обучение, за то, что он, наконец, совершенно согласно ее желанию назначил ей такую достойнейшую учительницу, непрестанными оскорблениями которой укрепляясь каждодневно в терпении, она достигла самого верха сей добродетели. "Наконец, ты дал мне, Владыко, для успокоений такую, какую именно я желала иметь. А та, первая, своим почтительным ко мне отношением скорее меня успокаивала и утешала, чем я ее".
Этого достаточно сказать о женском поле, чтобы воспоминанием о таком деле не только назидать, но и пристыжать себя; так как мы, если не запрячемся в келии, то терпения сохранить не можем".
Итак, во все века прилагаем этот пример практического познавания терпения. В последних строках заключается и другая постоянная истина. Часто можно замечать, что истинное терпение обнаруживается в скромном обиходе, а не в среде людей, принявших на себе руководительство в разных сферах. Действительно, в программу так называемых государственных экзаменов следовало бы ввести испытания терпения.
Справедливо мы восхищаемся каждым актом самообладания, проявленным вождями и руководителями. Иногда люди пытаются отнести это несломимое самообладание лишь за счет мужества того лица. Но для такого рода выявлений прежде всего потребуется и терпение, воспитанное в себе в разнообразных к тому упражнениях. Безразлично, будут ли эти испытания сознательно себе назначенными или же они будут восприняты бессознательно из глубин жизни, важно то, что какие бы они ни были, они дадут крепость духу. Они же воспитают и то победное мужество, которое не остановится ни перед одним препятствием.
Говорилось, что в стратегии одинаково изучалась наука как стремительного наступления, так и осадного дела. Это последнее, конечно, требовало особого напряжения терпения. Постоянно указывается, что при длительных осадах войско, как бы от бездействия, легко разлагается, впадает в излишества и делается небоеспособным.
То же самое можно замечать и на всяких прочих действиях, требующих долгого времени. Конечно, для вождя осада не будет бездействием, наоборот, каждая фаза ее будет мудрым достижением. Но для воинов, не посвященных во все предпринятые задачи, может казаться такое стояние лишь тратою времени. В основе будет лежать опять-таки знание или незнание.
Каждое испытание терпения есть действительно один из самых важных опытов. Неиспытанному в терпении разве может быть поручено достижение, которое бы требовало размышления и решения основательного?
Кроме того, каждая нетерпеливость часто будет соприкасаться и с несправедливостью. Вспышка нетерпеливости будет связана с некоторою мерою раздражения, а всякое раздражение уже есть основа несправедливости. В конце концов, каждый раздраженный человек — он уже пришел в это стыдное состояние из-за где-то проявленной нетерпеливости. Из-за нетерпеливости произносится столько стыдных осуждений там, где, может быть, нужно лишь благодарить за бережливость.
Терпеливость не нужно смешивать с медлительностью. Ведь медлительность не считается со следствиями, ею порожденными. Она может погубить целое предприятие своею неподвижностью. Но терпение не есть неподвижность, наоборот, терпеливость будет означать ряд самых разнообразных и разумных действий.
В терпении человек не омертвляется, но постоянно напряжен в нахождении лучших путей, чтобы победить чье-то неразумие или неистовство. Нетерпеливый человек будет и неистовым. А ведь неистов тот, кто не понимает смысла равновесия. В скачках неистовых человек не только впадает в безобразие, но он может стать вредителем, ибо одна степень неистовства непременно породит и следующую конвульсию. Человек может довести себя до пены на губах, до судорог и конвульсий, до позорнейших проклятий. И все это оттого, что когда-то он промедлил опытом терпения. Можно вспомнить, что опытные водители считали знание осадного дела не менее важным, нежели прямое наступление. Они говорили: "Не тот воин, кто умеет лишь рубиться, но тот, кто во всех положениях сохранит ясность и твердость духа и находчиво, терпеливо достигнет следствия через все препятствующие твердыни".
Известны случаи, когда при принятии новых работников над ними незаметно для них производили испытания терпеливости. При этом замеченные в нетерпеливости или отвергались, или в лучшем случае получали назначения менее ответственные и низшие. На терпении ведь испытывается и любовь к труду. Потому во всяком напоминании о примерах терпения, доходящих до нас из разных удаленных эпох, можно всегда почерпнуть еще одну веху устойчивости, несломимости.
Воспитатели диких животных проявляют иногда необычайные примеры долготерпения. Избранная ими профессия заставляет их не испортить ценное для них животное хотя бы одним нетерпеливым жестом. Их собственная выгода является стимулом для обуздания своих же низших яростей. На опыте они знают, что если животное заметит хотя бы один непоследовательный, неистовый знак или движение, оно уже перестанет уважать своего хозяина. Каждый воспитатель животных понимает, что запугиванием он ничего не достигнет. Он должен проявить осмысленное терпение, и тогда его питомцы будут именно уважать его. Сама его строгость при случае должна быть знаком явной справедливости, и тогда она будет принята как должное.
Итак, от малых примеров с животными до великих человеческих стратегий и трагедий остаются те же основы великого качества терпения.
Уже часто говорилось, что сейчас утериваются многие качества труда, мысли и задач. Пусть среди небреженных качеств не окажется утерянным и терпение. Утеря его означала бы торжество сил темных. Но кто же будет хотя бы косвенно способствовать темным силам, если и в любом обиходе имеется прекрасное против них оружие Света!
19 Апреля 1935 г.
Цаган Куре
Публикуется по изданию: Рерих Н.К. Листы дневника. Том 1. М.: МЦР, 1995.