Прозорливость

С.Н. Рерих. Отшельник. 1943 г.Прозорливость – духовно-познавательное качество человека, означающее способность проникновения в глубину человеческого сознания, в сущность и будущее развитие явлений и событий. Эта качество духовного предвидения связано с признанием человеком существования Надземных Миров и, самое важное, с умением частичного постижения Высшей Реальности, где и запечатлено всё прошлое и формирующееся будущее человечества и планеты. Способность прозорливости ещё правомерно называют духовно-психическим зрением.

В Учении Живой Этики неоднократно утверждается, что непосредственное общение человека с Высшими Духовными Мирами – его ближайшая эволюционная задача. Не пифии и священники, но каждый человек, имея сердце – средоточие его духовного начала и высший орган общения с Миром Духа, обязан стремиться через очищение своего внутреннего мира (своих мыслей, чувств, побуждений и т.п.) к постепенному, естественному возвышению и одухотворению сознания и приобщению его к Высшей Реальности. Духовная прозорливость открывается у нравственно чистых, утончённых, гармоничных и чутких людей.

 

 

Близкие понятия: дальнозоркость духапроницательность, чуткость, чувствознание, духоразумение, вмещение, распознавание, утончённость, восприимчивость, открытость, устремленность в будущее, непредубежденность, бесстрастие, бесстрашие.

 

Противоположные понятия: невежество, самомнение, неподвижность, ограниченность мышления, грубость, предубежденность, нетерпимость, равнодушие.

 

Взаимодополнительные качества, которые помогают основному качеству не ослабеть, не перейти в крайности, но, наоборот, быть мощно синтетичным, выявляться всё полнее, лучше и ярче:

                                    - Служение Общему Благу

                                    - Бескорыстие

Прозорливость   и   - Ответственность

                                    - Сострадание

                                    - Чистота

 

 

Прозорливость как способность человека

Пророк и пророчества

Притча о прозорливом Учителе

Духовное предвидение и мощь знания Иерархии Света

 

 

Прозорливость как способность человека

Письма Е.И. Рерих. 8.12.1931. Помня, что расширенное сознание живет в сердце, будем со всею бережностью хранить каждую искру любви, признательности и терпимости, избегая сентиментальности, но развивая мужество, стойкость, терпение и прозорливость.

 

Н.К. Рерих. Экстаз. 1933 г.ЛСМ-Озар, ч. 2, гл. 3, гл. 3. Не трактат, не разум, но канал духа приносит ощущение Космоса. Уклад жизни современной отрешил человечество от всякого понимания мировой мощи. Явление прозорливости в сферы надземные проявляется лишь в момент границы сна.

Кто может оценить этот священный миг, тот уже приоткрыл завесу. Не видение, но сознание важно. Не насилуемое тренировкою, но вольным откровением ценно.

Приближающееся время должно предоставить треножник пифии каждому чуткому духу. Своего рода демократизация признаков аристократизма. Но у каждого неизбежны весы за пазухой, и обман их невозможен. Каждый отвесит заслуженный кусок немедленно. Это соответствует новой эре и легко достигает народной психологии. Понимая течение людской мысли, легко судить последствия.

 

Мир Огненный, ч. 1. 267. Если припомним разные проявления детской прозорливости, то вряд ли можно утверждать о механической клетке. Лишь впоследствии люди теряют представление как о прошлом, так и о назначении. Сколько раз дети спасали взрослых, сколько раз дети не решались сказать о чувствованиях своих! Но ведь ложную застенчивость создает окружающее безобразие. Дух утонченный и возвышенный немеет перед гнойными наростами предрассудков. Как часто взрослые запрещают всякую импровизацию, забывая, чтоэто песнь духа. Если техника и не совершенна, то все же, сколько зерен прекрасных запечатлеются в этих зовах сердца.

 

Мир Огненный, ч. 1. 503. Предвидение событий представляет очень значительную схему наших огненных познаваний. Иногда можно предвидеть самые ближайшие и даже обиходные действия, но часто мы, как по дальнему проводу, познаем события очень отдаленные. Многие причины обуславливают такие неравномерности. Нет беды, если огненная прозорливость предупредит нас о завтрашнем дне, но не будет пролетом, если перед третьим глазом встанет далекое будущее. Сила огненная не знает расстояния; она, как наблюдатель на вершине, предвидит, где сходятся пути земные. Если Мировое Правительство предвидит на дальнее будущее, то наши слабые глаза могут видеть проблески этих огненных решений. Как торжественно и вдумчиво нужно принимать такие озарения. Нельзя немедленно, по-земному обсудить их, но нужно сберечь как святыню доверенную!

 

Надземное, 953. Урусвати может назвать йога дальнозорким. Сквозь серую завесу быта йог различает очертания грядущего. Спросят – почему Мы называем Йога дальнозорким, а не ясновидящим? Но Мы хотим видеть Йога человечным.

Нам не нужны факиры, стоящие на голове. Нам не нужны колдуны с ореолом ясновидения, продавшие крохи ясновидения за деньги. Мы желаем, чтобы истинный йог был добрым сеятелем, служителем Общего Блага. Такое настояние нужно запомнить, ибо люди забывают самые простые, насущные советы.

Откуда же черпает йог такую прозорливость? Опять из того Высшего Источника и из Мира Надземного. Там, как с вершины горы, можно видеть неизбежные движения человечества; там йог обостряет свое психическое зрение. Не будем считать такое качество сверхъестественным, наоборот, оно могло бы принадлежать каждому человеку, но люди слишком далеки от высших сфер.

Мыслитель утверждал: «Найдите простейший путь к Высшему Миру и полюбите его».

 

ЛСМ-Озар, ч. 2, гл. V, 6. Касание Луча Братства усиливает прозорливость ощущений, потому надо принимать в соображение каждое ощущение.

Как малые, так и важные события ударяют по ауре, как по струнам. Растущая аура имеет свои преимущества, многообразно звучат эти эоловы крылья. Тягота мира разыгрывает по ним свои симфонии. Нельзя сказать, чтоб человек, озаренный аурой, был недвижим. Внешняя оболочка ауры, как море, волнуется. Какое задание для ученого – проследить питание ауры изнутри и отражение извне. Поистине, мирская битва!

 

Н.К. Рерих. О, Грядущий! (Фрагмент). 1933 г.Мир Огненный, ч. 3. 148. Духовное прозрение дается только тогда, когда открыто сердце. Духовная прозорливость может открыть тайны духа и материи. Прозрение может внимать космическим силам, которые утверждают жизнь. Именно, прозрение может открыть то, что скрыто глазу. Не нужно удивляться, что ключ знаний находится в руках посвященных, ибо духовное прозрение насыщается огненными силами. И энергии, которые неуловимы человеческим разумом, открывают прозрение духа, ибо только высшее объединенное сознание может побудить прозрение духовное. И это знали мудрецы старины, ибо тонкое восприятие считалось в древности знамением Высших Сил. Духовно прозревшему дано чувство объединения двух миров.

 

Мир Огненный, ч. 3. 149. Прозрение духа также выражается в трансмутации тонких энергий. Когда дух утверждается как ведущее начало, то его мощь насыщает каждое проявление. Потому можно часто назвать чувствознание духовным прозрением. Запомним это мощное качество.

 

Надземное, 191. …Говорил Мыслитель о смене жизней: «Она не только существует, но бывает разновидна. Кроме полного воплощения бывают и частичные. Сильный дух может давать часть своей энергии. Можно это назвать посылкой луча или посылкой энергии. Такое усиление мощи дает расширение сознания. Она не подавляет, но углубляет чувствознание. Можно угадывать в некоторых деятелях как бы природную прозорливость. Они сами могли накопить ее в прошлых жизнях, но она может быть и благодатью посланной.

Если мы беседуем о дальних мирах, то должны принять и дальние воздействия. Сильный дух, пребывая на дальних мирах, может пожелать увеличить творимую пользу и пошлет частицу силы для утверждения дерзания. Прежде матери молились о ниспослании души двойной силы. Предания указывали на существование народов, знавших о силе духа и Тонком Мире».

 

Надземное, 507. Урусвати знает, что понятие интуиции подвергается злотолкованию. Даже те, кто признает ее, не относятся к ней бережно. Предполагается, что нечто вдохновляет некоторых людей, и никакого с их стороны не требуется участия. Нечто валится с неба и делает людей прозорливыми. Никто не подумает, какие накопления должны быть у этих людей и какие напряжения они должны испытывать.

Не нужно повторять для вас, какие тончайшие связи междупространственные существуют, но вам придется часто предупреждать людей о бережности к интуиции. Никто не представляет себе, как мало число людей, у которых уже развито это качество. При этом, оно может быть направлено лишь частично к некоторым областям. Если кто-то может предчувствовать лишь о своих родных, или предсказывать физические явления, или знать что-либо о себе, то это еще не значит, что такой человек может вибрировать и на прочие события. Потому нужно брать от людей то, что они могут дать в данное время.

Большая ошибка – насиловать людей к тому, что они в данное время не могут почуять. Море тончайших вибраций неисчерпаемо, оно не может быть охвачено одним человеком. Нужно знать, что интуиция требует также понимания состояния ближних. Только при обоюдной бережности очищается внутренний голос.

Можно усилить внутренний голос до неумолчности, но при беспорядочных земных вибрациях Мы не советуем настолько преоборевать плотные условия. Представьте себе в земной деятельности человека, который беспрерывно слышит свой внутренний голос, он уподобится слушателю радио, который оставил весь труд, лишь бы слушать извне; он погибнет без сна и питания.

Так пусть внутренний голос звучит, когда его коснется созвучная вибрация. Таким образом, человек не покинет земную стезю, но все же будет в приобщении с Высшим Миром, и равновесие не будет нарушено.

Учителя всех времен наставляли, чтобы земной путь проходил в земных условиях. Можно лишь временно отходить от земных заданий, чтобы тем полезнее спешить на помощь человечеству.

Пусть люди научатся беречь все сокровища, им доверенные, среди них прежде всего психическую энергию. Нельзя думать, что если она всеначальна, то и не требует обережения. Каждое космическое вещество нуждается в гармонии, которая и есть экономия Вселенной.

Мыслитель утверждал: "Берегите гармонию, ибо ее можно разбить, как тончайший сосуд".

 

Надземное, 568. Урусвати знает, что неразвитое воображение весьма вредит усовершенствованию. Люди понимают под воображением нечто ложное, но, на самом деле, правильно развитое воображение служит расширению сознания. Оно способствует вместимости и подвижности мышления.

Обычно люди, слыша какое-то сообщение, подставляют свое эгоистическое понимание. Они не столько разбираются в смысле, сколько занимаются иллюзорными своими толкованиями. Но при несовершенстве воображения и толкования будут ограничены.

Люди думают, что воображение есть некое состояние, уводящее от действительности; между тем, развитое воображение позволяет шире рассмотреть действительность. Не забудем, что воображение есть накопление опытов из прошлых жизней. Не может быть миража при опытном изучении.

Широко образованный человек должен обладать и обширным воображением. Для него уменьшается невозможное и появляется широкий обзор всего возможного. Напрасно называют мечтателями людей, одаренных воображением. Мечта ума просвещенного будет реальным провидением.

Нужно ясно договориться о значении воображения. Особенно это необходимо в век переустройства мира и переоценки ценностей. Нужно пересмотреть условное значение многих понятий, иначе люди будут блуждать среди призраков. Туда, в Надземное, пусть увлекает истинное знание. Нужно быть смелым при пересмотре быта.

Мыслитель поучал: "Может быть, наши глаза засорились пылью; очистим от нее дом наш".

 

Надземное, 735. Урусвати знает, что героизм есть выражение самопожертвования и пламенного энтузиазма. Во время совершения героического подвига, человек повышает вибрации, он даже освобождается от физических ощущений и наполняется огненным прозрением.

…Устремление к Надземному уже есть героизм. …Каждая мысль о Надземном уже повышает вибрации и наполняет сознание пламенным подвигом.

Если мысль слаба, то и следствие ее будет ничтожно, но четкая, ярая мысль создает и мощное следствие. Много нужно твердить о том, что мысль о Надземном дает целительные вибрации. …Помыслы о Надземном есть панацея.

 

Н.К. Рерих. Ойрот - вестник Белого Бурхана. 1925-1926 гг.Надземное, 736. Урусвати знает, что человек приближается к Надземному Миру не столько рассудочно, сколько любовно. Велика магнитная сила чувства любви, но, к сожалению, наука не оценивает значения такого магнита. Любящий человек отвечает космическому закону притяжения, так он получает в той или иной мере особенности, присущие этому закону.

Человек обостряет прозрение и может преисполнится отваги, способствующей совершению подвига. Также можно видеть, что и здоровье человека укрепляется, когда чувство его напрягается к возвышенному мышлению. (…)

Невозможно без любви посвятить себя и тонкому познанию. Невозможно только чтением достичь приближения, нужно напряжение воли, но такая воля может проявляться только вследствие любви. (…)

Мыслитель советовал ученикам полюбить мечту о Высшем Мире, в такой час обновляется сознание.

 

Письма Е.И. Рерих. 1.12.1932. Ведь люди так редко могут дать себе отчет в истинном положении и значении как многих событий, так и дел и людей. Прозорливость и дальнозоркость – удел избранных.

 

Письма Е.И. Рерих. 13.04.1953. Талантливые и прозорливые люди являют величайшее сокровище государства. Ведь не миллионами двуногих должно гордиться, но именно числом умных, талантливых тружеников. Но это просветление еще недостаточно проникло в сознание масс, из которых набираются сейчас и члены Правительства. Грустно наблюдать, как быстро развивается страшное честолюбие и властолюбие в ущерб всему остальному. И это властолюбие гораздо страшнее, когда оно овладевает менее культурными представителями.

 

Письма Е.И. Рерих. 28.12.1931. ...Беда в том, что мы много раз принимаем благие решения бороться против какого-либо определенного отрицательного качества в нас, но, когда качество это приходит в действие, мы тут же забываем все наши благие решения. Конечно, это происходит от того, что вред этого отрицательного качества для дел и прежде всего для нас самих еще не утвердился в сознании нашем, иначе мы в ужасе немедленно занялись бы самым беспощадным пресечением его. Сколько зла и несчастья происходит от недостатка воображения и прозрения в будущее! Потому так необходимо людям утверждаться в вере, в доверии к Руководящей Руке!

 

Иерархия, 78. Ничто в мире не упущено. Иногда мы измеряем мерами великими, но часто следует производить опыты с величинами малейшими, также следует наблюдать и мышление. Гиганты мысли так же поучительны, как и малые пиявки. Можно видеть, как взявший огромную преграду спотыкается на ничтожной луже. Злопамятство, обида, думанье о себе уничтожают преимущества так же, как предательство и страх. Нужно уметь распознавать обстоятельства – где он, новый камень пробный? Так в прозорливости мы доходим до сознания радости каждому испытанию. (…)

Так проследим себя и в великом, и в малом.

 

Надземное, 836. Обычно считают прозорливость как нечто устремленное в будущее, но проницательность работает во всей жизни. Она есть помощь настоящему, – так будем ценить накопления, собранные во многих жизнях и среди труда в Надземном Мире. Не забудем, что и там нужно трудиться; мысленное творчество вовсе не так легко, как полагают невежды.

 

Братство, 409. Терпимость есть одно из условий наблюдательности. Истинная наблюдательность есть основа познания. Человек нетерпимый не может составить справедливого представления о вещах. Он лишает себя наблюдательности и теряет прозорливость.Какое же познавание может родиться из самости, отвергающей действительность? Много примеров, когда великие истины подвергались искажению вследствие нетерпимости. Можно сказать, что нетерпимость есть невежество, но такое определение будет слишком мягко. Нетерпимость есть зло. 

 

Гр.А.Й.1952 г. 494. ...Дни памятные можно рассматривать как усиленные знаки пути все туда же, к Вершинам. В дни памятные можно получить далекую весть, если сознание позволяет. Ибо при осознании прозорливость ощущений возрастает. Но особое значение памятных дней кроется в их коллективном объединяющем значении. Эти дни есть дни единения близких, связанных одной идеей или даже сознаний целых народов.

 

Гр.А.Й. 1953 г. 179. Напряжение микрокосма усиливает напряжение лучей и прозорливость восприятий. Напряжение само по себе есть уже известное состояние огненности, когда сущность начинает светиться. Надо приветствовать напряжение как путь светоносный. Надо утвердить напряжение как форму выражения жизни сознания. Напряжение – это путь к овладению огнями. Не избегать его, но усиливать надо, но не нарушая спокойствия. Именно требуется спокойствие напряжения, или напряжение спокойствия, то есть крайняя напряженность при условии полного спокойствия и равновесия.

 

Н.К. Рерих. Магомет на горе Хира. 1925 г.Гр.А.Й. 1954 г. 109. Верой, или сердцем, можно почуять близость и реальность Мира Огненного, далекого и недоступного чувствам земным. И как бы далек он ни был, он близок, и на время становится ярко ощутимой реальностью, ибо время приближает его возможности и невозможное делает доступным. Далеки берега огненные, но вера на мгновение пересекает далекое расстояние, и огненная действительность становится достоянием горящего сердца. Итак, вера далекое делает близким. И, вдвигая будущее в настоящее, преображает его в огнях грядущего Света. Темно настоящее, но светло будущее. Свет его сердцем может быть познаваем. Все преобразители жизни шли Светом будущего. Никто из них, великих, не оборачивался в прошлое и не довольствовался настоящим. Прошлое и настоящее признавались лишь как ступени в будущее и лишь по своей ценности и значимости для этого будущего. Они были движимы тем, чего не было в настоящем, но что видело в будущем их огненное око.

 

Гр.А.Й. 1956 г. 76. Чудо ли, что знаете будущее? Не чудо, но близость к Учителю. Идущие после будут читать эти строки, поражаться предвидением. Не предвидение, не пророчество, а чувствознание. Раскрывающиеся центры улавливают клише событий, уже запечатленных в Невидимом Мире и готовых опуститься на Землю в плотные формы. Точно так же и мысли Мои, попадая в раскрытый для них и готовый приемник, оформляются в нем и кристаллизуются в законченные формы, которые, благодаря их оформленности, уже можно запечатлеть в сознании, и затем уже на бумаге. Процесс тонок, но реален и относится к области психотехники. Вместо радио приемником и передатчиком является сознание и огненный аппарат духа с его сложной системой проводов огненной энергии – нервов и нервных центров. Каждый имеет приемник сознания более чувствительный и тонкий, чем обычный радиоприемник. Возможности его утончения и дальности действия неизмеримы. Можно сказать, они беспредельны и многообразны, ибо включают в себя и телефон, и телеграф, и телевидение, и способность передачи энергии на расстояние с точно определенным заданием или поручением. Это уже нечто гораздо большее, чем просто восприятие или передача слов или целых посланий.

 

Гр.А.Й. 1956 г. 752. Друг Мой, тьма настоящего пусть будет ручательством Света будущего, который приближается неуклонно. Живите в нем и живите им. Каждый живет чем-то. Вы делайте ставку на будущее и переносите в него сознание. Но личные мерки оставьте. С ними в будущее не пройти. Пройти можно лишь со Мною. Сущность будущего – расцвет Общего Блага для всех, но не лично для вас. Но в Общем и ваша доля будет немалой. Личные очки мешают видеть Общее и искажают взаимоотношение частей. Получается искаженное изображение и потому неверное. Видим и Мы все, что плохо и несовершенно в новом строительстве, но несовершенство не мешает Нам усматривать главное, положительное, которое и созидает непреложность будущего. Его усмотрите и вы, иначе уподобитесь слепцам, которые имеют о действительности совершенно искаженное представление. Надо понять, что заповеданное будущее уже существует в свитках грядущего и сердцем горящим можно его усмотреть. Увидеть или учуять это будущее – значит утверждать действительность, или реальность невидимого, в видимости плотной. Так шли все великие борцы за будущее счастье человечества. Все Великие Духи шли, вдохновляемые невидимым будущим. Шли, утверждая его в настоящем. Только подумайте, сколь беспросветно было то настоящее, то окружение, в котором находились эти Носители Света. Но они шли, противопоставляя ему несломимую силу духа и знания того, что это будущее суждено миру. Им уподобьтесь в стремлении вашем Свет будущего в мир принести.

 

Гр.А.Й. 1957 г. 494. Друзья, не видеть явление нужно, ибо оно ничего не говорит глазу, но чуять его внутреннюю сущность, скрытую под покровами видимости. Потому слушайте сердце, оно чует верно. Это мозг назначает сроки и истолковывает все в угоду своему желанию, но сердце – душу явлений и событий определяет безошибочно, если утончено. Сознание может шагать по вершинам, а сердце – по чувствознанию и прозрениям в мир будущего, еще не опустившегося в плотные формы. Провидцы и пророки жили в этом огненном будущем, зная непреложную действительность его, и сознанием этого будущего двигали эволюцию человечества. Не самообман, не иллюзия, но непреложное знание того, чему суждено быть. И знать может лишь сердце, коснувшееся огня и ставшее огненным. И знает оно тогда, когда кругом не знает никто и собственный мозг протестует и не соглашается с неизбежностью огненной. Потому зовется это знание сокровенным. Дается немногим, могущим вместить. Все Великие Учения и Религии есть не что иное, как эти огненные прообразы Будущего, запечатленные сердцем и указующие путь к нему. Все они зовут человека в Будущее. В это особое время, в которое вступает планета, надо все силы духа напрячь, чтобы усмотреть и не упустить наинужнейшее. Полная открытость сердца навстречу Лучам, посылаемым Учителем Света, будет непременнейшим условием понимания того, что происходит в действительности: не людские толки, не слухи, не отголоски событий, доходящие обычным путем, но непреложное знание духа. Аппаратом его будет сердце. Ухо к тому приложите, что сердце беззвучно шепнет. Лицезрение очевидности понимания происходящему не дает. Истоки явлений скрыты глубоко, и кто знает ходы подземных вод. И только родник выбивается на свет дня – виден он всем явно. Утверждаю насыщенность момента, Утверждаю неисповедимость путей. Утверждаю мощь Руки, ведущей незримо. И Указую: «Бодрствуйте, дети! Ибо небывалое время идет». И те, кто встретит его в понимании, светочем будет для тех, кто растерянность духа уявит и яро будет искать их, немногих, могущих ему объяснить. На знающих ляжет великая ответственность передать свое знание людям. И кто же сможет выполнить это, если не они! Потому Говорю о готовности духа и подготовленности сознания. Вестником можно послать лишь знающего Учения. Говорю о вестнике Света. К ждущим, изголодавшимся и готовым поверить будете Посланы вы. Потому Говорю: «Знайте, знайте возможно больше, прежде чем сможете дать. Знанию сердце откройте и ухо к нему приложите». Через открытое ухо притечет знание. Знание обычное общедоступно, но Наше знание – духа. Его взыскуют проснувшиеся сердца. Их уже много. На зов сердца ответите светом. И многие придут к вам. ... Будьте Солнцу подобны, людям дающего свет и тепло, ибо не знаете, где и когда, и кому помощь окажете в духе магнитно-пространственно, в тишине ли ночи или в суете дня, ведомо или неведомо для самих себя. Будьте как Солнце.

 

Гр.А.Й. 1961 г. 431. Огненную природу свою можно усиливать разными способами. Назовем несколько: любовь, устремление, преданность, вера, бесстрашие. Усиливая каждое из этих свойств, огненность свою можно усилить в соответствии с силой желания их утвердить. …Человек существо огненное, и повышение огненного потенциала не будет противоречить законам эволюции духа, ибо оформление огненного тела будет той ступенью эволюции, которую надо еще достигать. Огненный аппарат человека еще не оформлен, и потому в действие приведен быть не может. Но отдельные части его в некоторых организмах уже начинают действовать. Даже частичное пробуждение дает свои результаты. Человек начинает вдруг видеть то, чего обычными глазами видеть нельзя, или слышать беззвучные звуки. Не надо смешивать эти огненные прозрения в Мир Высший с уявлением астрального зрения или слуха, которые, как, например, в случае обычного медиумизма, не требуют никакой огненности и являются не достижением, а скорее, проклятием для человека, ибо очень опасны тем, что, открывая окно в мир астральный, защиты ему не дают от темных воздействий. Огненность же является лучшей защитой, так как против светлого Агни тьма выступать не дерзает. Огонь больно жжет и тьму сожигает. Мысль об огне служит топливом Агни. Мыслями об огненной природе своей может ее поддержать человек и вызвать к проявлению. Даже и в этой области преддверие, явленное мыслью, имеет большое значение.

 

 

Пророк и пророчества

ЛСМ-Озар, ч. 2, II. 5. Закон наполнения пространства подобен цементу. Явление легенд, пророчеств, всяких знамен имеет значение не для отдельных лиц, но для цементирования пространства.

Явление Наших бесед раскрывает книгу роста духа понимания. Не чудом, но укладом каждого дня Работаем. У икряных зачатков, Ручаюсь, можно учиться. Икра несет в шаре организм готовый. Так разноцветная оболочка мысли напитывает пространство.

 

ЛСМ-Озар, ч. 3, II. 18. Когда люди уезжают, они чуют двояко: или что они долго жили на этом месте – значит, их аура как бы приросла к предметам; или люди чуют, как кончилось все около них, – значит, аура волнуется в устремлении.

Очень важно различать эти два типа людей. Часто по внешнему признаку можно судить о самом главном делении.

Кто же Мои люди? Те, кто не чует место дома своего. Те, кто не помнит драгоценности вещей. Кто любит идти в гору. Кто любит пение птиц. Кто ценит воздух часа утреннего. Кто действие почитает более, нежели время. Кто цветы понимает. Кто являет бесстрашие, не замечая его. Кто толков не любит. Кто ценит явление радости красоты. Кто понимает жизнь за пределами видимости. Кто чует, когда можно брать часть Амриты. Кто спешит исполнить пророчество. Те Мои люди могут ту Мощь Мою расходовать.

Как Царь в Стране Вихрей Могу послать им каплю росы с дерева Элгарио, которое открывает жизнь будущего.

 

Н.К.Рерих. Пророк Магомет. 1932 г.ЛСМ-Озар, ч. 3, V. 3. Пророк есть человек, обладающий духовной дальнозоркостью. Так же как на физическом плане есть близорукость и дальнозоркость, так же просто надо отнестись к качеству дальнозоркости духа.

Было бы совершенно невежественно отрицать пророчества.

Было бы совершенно глупо порицать пророков.

Если научно и беспристрастно исследуем случайно сохранившиеся пророчества, что же увидим? Найдем людей, вопреки личной выгоде заглянувших в следующую страницу истории, ужаснувшихся и бесстрашно предупредивших народ.

Среди так называемых пророчеств не найдете личных помыслов, не найдете преступного своекорыстия, не найдете клеветы. Символы изображений объясняются окраской далеких стекол.

Когда же ученые найдут время научно исследовать пророчества и сопоставить их исторически?

Прекрасная книга для молодого ученого!

Да, друзья, пора научиться культурно подходить к очевидным явлениям. Иначе будущие достижения окажутся электронами в люльке младенцев.

Ваши мундиры и тоги не закрывают вашего боязливого младенчества.

Спросите, кто сложил ваши чины и названия. Поистине, ужаснулись бы увидеть этих первоначальников вашей удовлетворенности. Карлики своекорыстия пытались заслонить гигантов Общего Блага.

Из орденов ваших не подвязки, но привязи домашних животных можно сплести – и сидите на привязи! И сияние Нового Мира не проникает в нору вашу! Но пусть вихрь разметет корни, скрывающие Зарю!

Ничего нет прекраснее Восхода – и Восход бывает с Востока!

 

Община. 24. Что есть пророчество? Предуказание определенного сочетания частиц материи. Потому пророчества могут быть [не только] выполнены, но и испорчены непригодным отношением, совершенно как при химической реакции. Именно это не могут понять люди, хотя вместили значение барометра.

Можно пророчества разделить на срочные и бессрочные. Когда мы имеем дело со срочным пророчеством, значит, надо понимать все условия междусрочные. Большой срок состоит из малых сроков, потому правильно соблюсти малый срок.

Нужно помнить, что темные работают над малыми сроками, пытаясь осложнить большой.

 

Н.К. Рерих. Зороастр. 1931 г.Община. 25. Могут ли пророчества остаться невыполненными? Конечно, могут. У Нас целое хранилище упущенных пророчеств. Истинное пророчество предусматривает лучшую комбинацию возможностей, но их можно упустить.

Тема об исполнении пророчеств очень глубокая, в ней соединены кооперация и высшее знание духа. Немудрый скажет: «Какая кухня!» Но кухня легко обращается в лабораторию.

Пророчества издавна идут из Нашей Общины как благие знаки человечеству. Пути пророчеств разнообразны: или внушаемые отдельным лицам, или неизвестно кем оставленные надписи. Пророчества лучше всего оповещают человечество. Конечно, символы часто затемнены, но внутренний смысл создает вибрацию. Конечно, пророчество требует настороженности и устремления.

 

Община. 75. Истинно, можно ждать, как исполнятся все пророчества. Не вижу, когда изменятся сроки. Думайте над оболочкой событий и понимайте, как не важна внешность, – только внутреннее значение отвечает. Посев поколений начинает всходить, начинает подниматься зерно.

 

Агни Йога. 24. Возможен случай, что кто-то не согласится принять пророчество и скажет: «Все могу принять, за исключением пророчеств». Отвечайте: «Забудем это слово». Для вас будут значительны Указы Невидимого Правительства. Ваше современное сердце предпочитает современное наименование. Мы не цепляемся за названия, для Нас существеннее, чтоб вы испытали на себе последствия Указа, чтоб мозг ваш запомнил, что существует Невидимое Международное Правительство. Слишком ненаучно звучит слово пророчество в ваших словарях, но рабья привычка поможет вам классифицировать определенное понятие указа, а лазейка конспиратора воспримет факт Невидимого Правительства. К тому же сопоставление факта с последствием поставит на место ваше уважение.

За буквой Мы не гонимся, но полезное действие доводим до конца. Пора заменить библейские термины четкими понятиями. Для Правительства немного стоит ладанка в кармане – нужна преданность, испытанная сознательным действием. Вы думали опрокинуть Нас на терминологии, но вызвали к жизни Указ, последствия которого просим вас обдумать. Явите осмотрительность в словах и мыслях. Яркость дерзаний Мы ценим, но уловка ничтожности не имеет места у Правительства.

 

Агни Йога. 611. Учение будет пророчеством в научном мире. Даже скептики решат, что судьба человечества не может зависеть от резания лягушек. Явление Наших советов не умножит явления носителей невежества. Примите просветление – помощника человечества. Не усмотрели закон Общего Блага имеющие аттестаты. Устремленные в майю, явите понимание!

 

Беспредельность.  43. Торжество пророчества Провозвестника. Торжество оповещено огнями и психической энергией. Каждый век являет свои возглавления. Провозгласивший торжество Беспредельности является носителем Истины. Как камни на пути, слагаются насмешки, и преследования вырастают в непроходимые заросли. Ту заросль не истребим, но дух осмысленный покроет крылами все явления невежества. Кому-то Беспредельность покажется манифестацией невозможности. Кому-то покажется мысль о смерти прекрасной. Кому-то явление труда покажется ужасным. Кому-то труд покажется страшилищем. Кому-то ритм нескончаемого космического труда покажется старым нагромождением. Но Рука мудрости указывает туда, где нет конца. Туда, где все несгораемо и где все рушимо и нерушимо. Туда, где все видимо бесформенно, где все великие и прекрасные формы живут.

Да, Мы зовем вас в утверждении Беспредельности! Незнание токов и нежелание принять их так осложняет эволюцию!

 

Беспредельность. 723. Наслоения планеты – основы утвержденных кармою последствий. При устремлении к тончайшим энергиям человечество окружится явлением соответственным. Потому когда духовное восхождение так медленно утверждается человечеством, то утвержденная ступень наслоения давит на земную кору. Чад земной очень напряжен и токи земные так тяжки! Потому в земной сфере так много пертурбаций. Так утверждаются пророчества.

 

Сердце. 148. Опять приступят с вопросом – отчего так мало сказано во всех Заветах о Тонком Мире? Поверьте, сказано везде много, но люди не желают замечать этого. На древних иконах можно видеть сферы зеленые, иначе земные, и сферы красные – огненные, иначе Мира Тонкого. На одном изображении можно видеть целые сцены в зеленых тонах и рядом красный мир Ангелов. Что же может быть нагляднее? Все пророчества наполнены вестями о Тонком Мире. Даже в Коране Мир Тонкий не забыт. Невозможно назвать ни одно Учение, где бы не было отведено места жизни Тонкого Мира. По ужасу перед всем невидимым люди затыкают уши и закрывают глаза, предпочитая оставаться в невежестве. Но можно ли мыслить о сердце, о психической энергии, не памятуя о Мире Тонком, громадном и столь неразрывном с миром плотным?!

 

Сердце. 588. Особенно осторожно отнеситесь к пророкам-богачам – по существу, их не существует. Конечно, Мы не можем уморить вестника голодом, но земное богатство со всеми тягостями пусть не будет Драконом Порога. Вспомним, что Аполлоний был богат, но лишь для отдачи богатства; так и Наши караваны несут груз не золота, но все же идут – так и будем вместе.

 

Мир Огненный, ч. 1. 275. Нужно прислушиваться к народным пророчествам, исчисляющим явления космические. Очень часто в них можно видеть верные вычисления. Но, конечно, могут иметь место прочие многие условия.

 

Н.К. Рерих. Ангел Последний. 1942 г.Мир Огненный, ч. 1. 303. Сны будущего рассеяны широко. Пророчества распространяются тысячами, и люди в разных странах привыкают к определенным срокам, так утверждается течение эволюции. Также напоминаются и грозные сроки. Может быть, никогда человечество не вынимало свой жребий, как эти годы. Невозможно насиловать свободу воли больше, нежели делается сейчас. Вы сами видите, как даже в самых странных формах напоминаются сроки, но слепы не желающие видеть. Также сами видите, как трудно утвердить торжественное единение, хотя бы как лекарство спасительное. Но также сами видите, насколько удается смягчить многое разрушительное. Там, где должен быть удар, происходит лишь легкий толчок. Но не вздумайте об обеспеченном существовании. Все колеблется. Незыблема лишь лестница Иерархии.

 

Мир Огненный, ч. 1. 502. Сны наяву представляют касание огненной энергии на "Чашу". Они не представляют заболевания, но являются как бы вестниками приближения огненной энергии. Так же точно начнутся и проявления подробностей Тонкого Мира. Они могут протекать благотворно, но при сгущении огненной атмосферы могут перейти в безумие. Самое лучшее лечение заключается в пояснении причины явления, иначе говоря, в познавании Агни Йоги. Яркая необходимость заставляет давать Наши Советы в широкое пользование. Еще недавно эпидемии снов наяву были бы приняты как нелепые бредни. Но сейчас уже рядовые госпитальные врачи поставлены в необходимость внимательно отнестись к массовому проявлению таких необычных симптомов. Также точно начнут вливаться в жизнь и другие непонятные признаки новых состояний. Неужели люди не желают подготовиться к новым условиям? Такая невежественность похожа, как один ребенок имел способность видеть во тьме, но мать его просила врача лишить ее сына этой особенности. У людей участились проявления работы огненных центров. Не мудро изгонять эти дары, которые принесут разрешение ближайшего будущего.

 

Мир Огненный, ч. 2. 7. Теперь вы уже не удивляетесь, что Битва продолжается долго, ибо расширение сознания расширяет пределы сущего. Именно было бы легкомыслием думать, что Восставший против Света был бы слабосильным. Нужно уметь представить, что Силы Света не по слабости не кончают врага, но из желания не нарушить преждевременно равновесие планеты. Не многие могут представить, что мощь Создателя планеты считается с физическими условиями. Но уже можно видеть, как нарушены гармонические вибрации, и планета содрогается в толчках жара и холода. Потому Советую равновесие духа. Там, где нарушается основание, там нужно особое присутствие духа.

Даже в распространенных книгах читаете о переменах климата, об изменении материков и течений. Пусть будет там много неточностей, но наука светил точна. Пусть не думают, что пророчества ошибаются, ибо они – от Мира Огненного.

 

Мир Огненный, ч. 2. 87. Не случайно люди вспоминают о старых пророчествах, об изменении небосклона. Нарушение равновесия планеты, действительно, вызовет многие троякие манифестации. Не только могут быть зримы новые небесные тела, но сам химизм светил может измениться и, конечно, поражающе подействует на обитателей Земли. Итак, в то время когда люди утешаются базарами и ярмарками, уже готовятся грозные события. Потому так неотложно нужно твердить о живой Этике. Ведь священная Этика превратилась в дурацкий этикет и сделалась печатной этикеткой.

 

Мир Огненный, ч. 2. 329. Даже в обычных письмах встречаются условные выражения, которые понятны только посвященному в переписку. Также и в пророчествах можно удивляться некоторым не ясным для нас выражениям. Но когда вспомним время и все обстоятельства пророчеств, можем ясно увидеть, что условность выражений существует для нашего времени, ибо века изменили многие понятия и выражения. Нужно запастись такой осмотрительностью, чтобы не впасть в невежество.

 

С.Н. Рерих. Надежда. 1943 г.Надземное.366. Будет время, когда люди будут заставлены обратиться к тонкому миросозерцанию. Уже невозможно отклонить эволюцию, сложенную самим человечеством. В данном случае, и такая эволюция, в конце концов, послужит на пользу, получится своеобразная тактика Адверза. В своей технократии человек загонит себя в такой тупик, что ему останется лишь прислушаться к радости Тонкого Мира.

Можно записать пророчество, что если люди минуют катастрофу, то они обратятся к утончению жизни. Тогда наступит время сближения двух миров. Уже теперь уплотнение тонких существ не является чем-то феноменальным. Уже плотные люди выделяют тонкое тело. С обеих сторон протягиваются части моста. Молния может скрепить эти части. На великом дозоре Мы ждем, когда мост соединится, тогда и работа Наша изменится, и Мы пойдем к дальним мирам.

Значит, первая задача человечества – построение моста храма, затем сложится и вторая, именно общение с дальними мирами. То, что некоторые люди уже предчувствовали, станет обычным условием планетной жизни. Не правда ли, что для таких заданий стоит оберечь Землю? Но пока лишь малое меньшинство мыслит по этому направлению.

Мыслитель предчувствовал, как мало будет число людей, стремящихся к спасению планеты.

 

Надземное. 633. Урусвати знает, что каждое задание, приходящее из Надземного Мира, претерпевает некоторый ущерб в земных условиях. Не следует огорчаться этим, ибо различие тонких и земных условий поразительно, но нужно помнить Наше наставление – "шире широкого". Так Мы напоминаем о первичных заданиях, которые назначены в Тонком Мире.

Каждый житель Тонкого Мира получает по способности поручение. Не только великие поручения даются, но и в пределах обихода, где можно принести некоторую пользу. Но мало кто доносит воспоминание о таких заданиях, которые должны бы облегчить и Карму.

Часто люди жалуются, что не могут чего-то выполнить, и сами не знают, о чем болит их сердце. Они пытаются нечто припомнить, но в плотном состоянии тонкая мысль как напуганная птица. Не могут люди продолжить путь правильный, пока не обратятся к Надземному Миру.

Нужно также обратить внимание на народные прозрения. Они могут иметь самые глубокие истоки. Правильно поступаете, отмечая народные предсказания. Можно убедиться, что в известные сроки такие указания выходят на широкую народную молву. Можно удивляться, почему самые различные голоса начинают утверждать то же самое. При этом называют убедительные сроки. Можно добавить, что сказанное так же верно, как под скалою Гума лежит пророчество. Нужно очень наблюдать связи земные с Надземными.

Мыслитель говорил: "Умейте понять голос народа, в нем звучит надземный Указ".

 

 

Притча о прозорливом Учителе

Н.К. Рерих. Благословенный (Панацея). Не позднее сер. 1939 г.Надземное, 489. Урусвати знает, какая независимая и глубокая работа происходит в сознании человека. Поясню одною старинною притчею. Жил уважаемый Учитель, он не только преподавал полезные науки, но и всячески помогал ученикам. В числе достоинств Учителя была и крайняя прозорливость. Ученики были уверены, что Учитель всегда придет к ним на помощь, даже без их просьб.

Однажды Учитель сказал ближайшему ученику: «Послушаем, что говорит твоя сущность?» И затем, улыбаясь, добавил: «Она говорит – помоги». Ученик смутился и начал уверять, что он никогда не хотел досаждать Учителю просьбами. Учитель успокоительно пояснил: «Друг мой, уверен я, что ни сердце, ни мозг твой не просили о помощи. Они знают, что моя помощь придет вовремя, но глубина сознания направляет голос к Учителю в едином зове – помоги!

Не смущайся этим криком сущности, в нем заключается своеобразная связь с Иерархией. Ведь ты не просил богатства или почестей. Сущность твоя словом «помоги» сказала – наставь! Ты не ставил условий, но хотел сказать – сделай как лучше. Ты уже уверен, что все будет сделано ко благу. Если ты сразу не распознаешь, каков путь ко благу, то все-таки будешь уверен, что приложена лучшая мера.

Ты слышал о тройственном мышлении, ему отвечают мозг, сердце и сознание. Мозг – разумен, сердце – чувствительно и сознание – мудро. Сознание говорит – помоги, наставь, и мое сознание говорит то же самое, и мой Руководитель скажет теми же словами, в них нет отягощения. Рука тянется кверху и знает, что на опасном всходе будет протянута Рука Помощи. Не нам судить, где самый опасный всход».

Такова притча, и Мыслитель знал ее. Он добавлял: «Особая красота в том, что сознание наше есть храмина мудрости».

*     *     *

 

 

 

Духовное предвидение и мощь знания Иерархии Света

Письмо Е.И. Рерих. 11.07.1934 г. О сомнениях могу сказать, что обычно люди, обладающие малым горизонтом, судят лишь по очевидности, но мы знаем, что очевидность есть куриная действительность. Такие люди в Учении сравниваются со слепыми, именно о них сказано, что «слепой судит о молнии по грому, тогда как зрячий уже не боится его». Люди заняты следствиями, тогда как Вождь находит и знает причину. Предвидение есть признак Вождя. Потому, если земной вождь хочет действительно быть успешным, пусть следует за высшим Вождем. Пусть следует знанию и предвидению Тех, Кто стоит во главе Кармы Мира на протяжении нескончаемых веков и Кто знает будущее каждой страны и каждого народа. В Тонком Мире карта переустройства нашего Мира уже сложена, и есть уже вполне определившиеся судьбы, но над некоторыми странами Космические Весы еще ждут последнего, решающего веса в ту или другую сторону, и горе той руке, которая положит перевес в чашу осуждения! Истинно, ей лучше было не родиться!

Н.К. Рерих. Свет Небесный. 1931 г.Какое количество конкретных фактов, событий в доказательство нерушимости и непреложности Указаний, идущих из Высшего Источника, можно проследить не только в истории прошлых веков, но и в переживаемое нами время и указать их всем сомневающимся слепцам! Если те, кто подошли к подножию Лестницы Иакова, Лестницы Света, не сумеют проникнуться сознанием всей непреложности Знания и Предвидения этой Иерархии, то они не продвинутся ни на йоту и путь их будет усеян непреоборимыми трудностями. Понять нужно, что сомнения, малодушие и половинчатость в выполнении Указаний губительны. На самых простых житейских примерах мы убеждаемся в этом. Каждый врач знает, что нужна определенная доза лекарства для спасения больного, но если он применит половину ее, то результат получится обратный. Нельзя сшить целого одеяния из половины нужного для этого материала. Мне стыдно приводить эти примеры, губительность половинчатых мер так самоочевидна.

Много раз слышали Вы о несказуемой важности, о небывалой грозности переживаемого нами времени, истинно, само существование планеты нашей взвешивается на Космических Весах. Потому все, кто имели высшее счастье приблизиться так или иначе к Иерархии Света, пусть осознают эту небывалость и выберут – хотят ли они иметь над собою Руку Водящую и Охраняющую их или же предпочитают идти к своей гибели, может быть вначале испытывая даже относительное благополучие. Пусть эти малодушные знают, что все Сужденное сложится и без них, но горе затруднившему путь! Все нити мировых переустройств сплетаются Великой Иерархией Света тысячелетиями, и потому Сужденное совершается, и оно может совершиться блестяще и счастливо для многих при правильной кооперации с Ведущим Началом, с той непобедимой и непреложной Силой Космического Магнита, облеченной которой идет Иерархия Света. Но печальна судьба тех множеств, препятствующих этому притяжению в силу своего невежества, и для тех, кто убоялись и по малодушию и в силу сомнений и самости уклонились, избрав путь половинчатый; бездна разверзается перед ними. Истинно, глубока эта бездна, и в своем падении уклонившиеся увлекают всех связанных с ними, иногда целые страны. Потому задумаемся над непреложными законами, правящими Космосом, и которым следует Великая Иерархия Света в своем мудром Предвидении и заботах о Мире. Так изберем путь духа великого, путь Царя Духа, путь бесстрашия и самоотверженного и радостного Служения Великому Благу человечества. Но на этом пути нужно проникнуться также пониманием срочности в исполнении Указов. Ибо, давая Указ, Иерархия Света предвидит все лучшие сочетания сил космических, сил земных, также и состояние готовности объекта для принятия Указания. Нужно понимать, что все пространственные сроки гораздо точнее механизма наших часов, и блестящие возможности, не использованные в срок, рассыпаются, как песок, и исчезают неповторенные. Потому в Учении сказано, что «если преждевременность судима, то запоздалость уже осуждена. Сколько прекрасных возможностей погибло от незаботливости к срокам, и сами же вы будете потрясать пространство жалобами, когда уже будет непоправимо. Между тем был час, когда один жест мог сохранить вам нужное и просимое. Учить нужно каждого ребенка понимать значение сроков. Иначе еще одно поколение мягкотелых беспозвоночных будет пожирать друг друга. Точность сроков должна быть установлена как основа».

 

Община. 215. Чуждое учение настаивает на явлении подчинения, но община настолько насыщена возможностями, что единственной Иерархией будет ступень знания. Никто не назначает Иерарха, но слушающий и познающий признают тем эту ступень. Учитель будет естественным вождем.

Учитель в Азии является понятием законным. По завету Будды каждый будущий Учитель почитается особенно. В этом открытии возможности весь залог будущего.

 

Аум. 492. Учитель и ученик неразрывны. Каждый Учитель остается и учеником, ибо среди Иерархии он будет звеном в Цепи Вечности. Также по нисходящей линии и каждый ученик будет Учителем.

Ошибочно думать, что какие-то посвящения возводят на ступени безусловного Учительства – только постоянная дисциплина познавания будет живым источником совершенствования.

 

Гр.А.Й. 1952 г. 74. Где предел нахождениям? Завещал беспредельность. Осознаешь ли? Надо отбросить обычные пути мысли. В Мой Мир входим, и на всем печать необычности и космопространственного размаха. Только в самом тебе пределы и ограничения. Безграничен Мир Мой. Нужно сбросить все цепи, все ограничения материи, чувств и мысли. Широтой, глубиной, высотой, смелостью, дерзанием своей мысли полагаешь границы. Но ведь мысль безгранична и нет ей предела. Так и ты безграничен в возможностях твоих. Так Дни Мои в день твой вошли утверждением законов Моего Мира. Приложи к ним сердце твое. Мне радость явить необъятность знания преданному ученику. И если сейчас это, то что же потом?! Не вместить сознанию величия необъятности знания, но ощутить можно. Отметь: Иерархия Знания! Чуешь ли огненное величие могущества бесконечного знания? Иерархия Знания!!! Знание Иерарха будет тебе порукой тому. Где и кого найдешь равных Мне? Кому уподобишь? Так высшая ценность на Земле и в мирах для тебя – это Я. Сокровища у Меня, сокровища Мои, но собраны и приготовлены для идущих ко Мне и для идущих с тобою и за тобой. Закончу: Велик Дух Владыки, но Владыка лишь звено в цепи Иерархии. Какова же Вершина?

 

Н.К. Рерих. Fiat Rex. Триптих. 1931 г.Листы сада М. Зов. 24.03.1920.

Я – твое благо.

Я – твоя улыбка.

Я – твоя радость.

Я – твой покой.

Я – твоя крепость.

Я – твоя смелость.

Я – твое знание.

 

Гр.А.Й. 1952 г. 11.

Я – звезд Бесконечность.

Я – залог и ручательство восхождения.

Я – Камень Основания.

Я – Луч далекой звезды.

Я – Огонь твоего духа.

Я – мир твой поверх всего.

Я Царствую вечным Огнем. (…)

Я, Я, Я – все во всем,

Душа твоей души.

Я – счастье Дальних Миров.

Я – Венец достижения духа.

Я – навершие знамени свободы.

Я – круг спасательный в бурю. (…)

Я – тайного знанья Причина.

Я – времени стержень недвижный.

Я – молния духа.

Я – рог, трубящий призывно.

Я – число тайны.

Я – орел в высоте над Землею.

Я – сияние жизни надземной.

Я – миров провозвестник незримых.

Я – Конец и Начало всего.

Я – всё во всём.

Я Был, Я Есть, Я Буду.

 

 

 

 

Начало страницы