ruenfrdeit
Дворжак А. Славянский танец No10

Признательность

Н.К. Рерих. Майтрейя Победитель. 1927 г.

Близкие понятия: благодарность, справедливость, взаимоуважение, сердечность, искренность, доверие, доброжелательность, культурность, благородство.

 

Противоположные понятия: эгоизм, гордость, высокомерие, зависть, предубежденность, бессердечие, душевная чёрствость, безответственность, равнодушие.

 

 

Признательность. Составитель Н.Д. Спирина

Признательность Духовному Учителю и Иерархии Света

Неблагодарность как унижение достоинства человека

     

 

Признательность.

Составитель Н.Д. Спирина

 

...Пламя преданности и признательности превышает огни других приношений.

Е.И. Рерих

 

ЛСМ-Зов, 1.02.1923. Целый помнит сбывшееся с признательностью.

 

Община, 211. Признательность есть оправа справедливости. Община должна знать сущность признательности. Каждое целесообразное действие не уничтожается, но несёт за собою признательность. Сущность признательности будет в приобщении к теснейшему созвучию сознания. (...) 

Только действием и решимостью можно приблизиться к сердцу Общины. Учите не упускать возможностей. Если решимость и действие ведут к признательности, то неосмотрительность и упущение создают трудноизгладимую преграду.

 

ЗнАЙ, 31. Качество признательности является также лучшим очищением организма. Нашедший зерно и понявший заботу Пославшего может устремить признательность в пространство. Велика целебная сила эманации благодарности.

Нужно всё отвлечённое провести в действительность.

 

ЗнАЙ, 76. Признательность и преданность в Общине Нашей цветут радостно.

 

ЗнАЙ, 83. «Мне не нужно благодарности, но признательность будет пищей твоей, ибо огонь признательности превышает пламя других возношений».

 

ЗнАЙ, 98. Умейте почувствовать признательность как связь радости с красотою.

 

Иерархия, 177. Подумайте о сокровищах, данных Нам и принадлежащих Тому, Кто дал Нам слезу и каплю пота для Нашего освобождения. Будем также каждодневно благодарить Высшего.

 

Иерархия, 182. Благодарность есть одно из главных качеств справедливости. Без справедливости нельзя достичь пути Великого Служения. Потому, указывая на необходимость познания благодарности, Мы лишь способствуем Великому Служению. Как прекрасна благодарность, ведь она легко зажигает огонь сердца и, как пред Образом Владыки, наполняет благородством дух. Неблагодарный, прежде всего, неблагороден. (...) Нужно особенно развивать благодарность, она сестра преданности. Надо осознать, как трудно бывает Учителю сочетать лучшие возможности. Надо знать, как помогать огнём своего сердца.

 

Иерархия, 273. Только признательность к Учителю может открыть доступ к Вратам.

 

Иерархия, 388. Когда Мы говорим о признательности, Мы, конечно, не нуждаемся в ней, но и этим путём Мы пытаемся ещё раз укрепить сближение. Губительно каждое разъединение!

 

Иерархия, 394. Нагнетение энергии между учеником и Учителем подобно паровой машине – постоянная посылка и отдача. Потому Мы так настойчиво указываем на необходимость согласованности для доброжелательности, устремлённости, признательности, только такими средствами можно развить динамику согласованности. 

 

Сердце, 41. Может быть молчание признательности или молчание мощи готовности.

 

Сердце, 95. Признательность есть одно из самых реальных по последствиям понятий. Можно приучаться к нему даже на мелочах. После в школах нужно говорить о признательности как о залоге благосостояния.

 

Сердце, 278. Не правда ли, как величественно чувство взаимной любви? Не ниже стоит мощь взаимной признательности.

 

Сердце, 524. Люди не желают представить себе, сколько опасностей проявляется около них. Сколько раз Высшие Силы и участники Тонкого Мира спасали их. Но человечество полагает, что если день миновал, то, значит, ничто не угрожало. Такое мышление притупляет зародыши чувства признательности, но без этого чувства человечество не может преуспевать. Вместо признательности появляется требовательность и затем угроза. Но на угрозе, как на крапиве, не проедешь. Жалки угрозы Высшим Силам!

 

МО-1, 393. Учитель иногда в час опасности защищает, принимая опасность на себя. Он как руками закрывает собравшуюся тьму. (...) Лучше всего в такое время чувствовать особую признательность к Учителю. Это чувство наряду с торжественностью лучше всего сохранит гармонию и правильную вибрацию с Учителем.

 

МО-1, 396. Когда Указываю на благотворность признательности, не Хочу сказать, что в ней кто-то нуждается, но она сама по себе содержит химизм благодати. Нужно исследовать химизм разных чувств; такие наблюдения помогут для нахождения психической энергии.

 

МО-1, 405. Полезно помыслить о лучшем во всём происходящем. Даже малые признаки лучшего среди жизни дают просвет. Они же породят приливы признательности и дружелюбия. Такие Огни равняются приёму мускуса.

 

Аум, 168. Признательность растёт без насилия...

 

Аум, 238. ...Мир Высший желает любовь и признательность.

 

Аум, 313. Много неблагодарности. Советую и вам на будущее запасаться терпением против неблагодарности и невежества. Чужие часто заботливее, потому Мы, прежде всего, отмечаем людей по признаку признательности.

 

Аум, 325. Такая мысль [добра] будет посланцем добра, и человек спасённый не будет знать своего спасителя, и признательность его обратится к Высшему Миру. Когда он хочет выразить свою восторженную признательность, он посмотрит вверх, в вечное Горнило Творящей Мысли.

 

Аум, 326. Безымянные мысли получают и сокровенную признательность. Каждая мысль добра получит и лучшую благодарность. Не нам судить, где раздастся песнь признательности. Не надо опережать слова признательности; самая прекрасная песнь благодарности звучит в минуту радости. Но о такой радости кем-то была послана мысль. 

Скажем благодарно – Аум!

 

Аум, 327. Если человек прочтёт все книги добра и не научится терпению, вмещению и соизмеримости, то он не человек. От таких жестокосердных не зазвучит признательность. О качестве признательности часто Повторяю в разных символах. Необходимо понять качество признательности – как адамант Бытия.

 

Аум, 440. Не забудем принести признательность тем, кто жизнью своею запечатлели знание.

 

Братство, 54. Сравните начертание доброжелательства и явления признательности с глифом зла и зависти. В первом получите прекрасный круг, а второй даст ужасные каракули [на излучениях].

 

Братство, 572. Неужели кто-то не представляет себе, как многообразно оказывается помощь? (...) Лучшая помощь оказывается нежданно, но нужно принять её. Много явленных встреч. Много неведомых писем. Много неожиданных, как бы случайных книг посылается. Через много лет пытливый ум сопоставит эти странные случайности, и если он не лишён чувства благодарности, то пошлёт свою признательность неведомым Хранителям. Но очерствелое сердце не только забудет о принятой помощи, но и надсмеётся над непрошеными Пособниками. Братство, прежде всего, научит прекрасному чувству признательности.

 

Бесп-1, 15. Слои вашей планеты чем напитаны, обнаружить не радость. На весы положим уявление всех пороков: гнева, малодушия, предательства, предрассудков, лицемерия, удовлетворения. На перевес положим: устремлённость психической энергии, чувствознание, утверждение Заветов Мудрых, нерушение Начал, признательность Щиту, подвиг знания и неуклонность в пути, явленном Беспредельностью.

 

МО-1, 191. Мы говорили о торжественности, о дружелюбии, о великодушии; заключим этот квадрат благодарностью. От малого по всей Иерархии сверкают искры благодарности. Ценны эти огни!

 

МО-2, 37. ...Правильно заметили о последствиях улучшения токов, но и такие наблюдения доступны лишь тонкому сознанию. Мало ли пояснений выдумать можно, чтобы не заметить течение высшее, но развитое сознание и в таком случае пошлёт свою благодарность в пространство. Истинно, велико последствие каждой благодарности! Люди должны принять этот закон как живую связь с Высшими Мирами.

 

МО-2, 465. Правильно думаете о благодарности. Лучшее выражение благодарности будет в осознании великого Поручения. (...) Сама внутренняя торжественность должна отвечать явлению великому. В этой торжественности также выражается благодарность.

 

МО-3, 52. ...Лишь смирение духа и явление благодарности соответствуют удаче.

 

МО-3, 395. Особое качество в тонком духе есть признание качеств и достоинств в человеке. Чем шире и тоньше сознание, тем больше оно вмещает благодарности, ибо лишь ограниченное сознание лишает всех достоинств. Сердце не может быть истинно великим без этого огненного качества. Именно огненное сердце знает, как утвердить дань сердца, дающего и щедрого. Насыщение сердца этими огненными качествами являет свои борения. Велик ущерб духа, когда физическое утверждение берёт верх над огненной сущностью. Огненное сердце знает, как явить признание огненному строительству, ибо на этой основе могут строиться прочные устои. И вожди, и короли утверждались лишь этим огненным качеством. В мировом построении было много разрушений, когда это огненное качество отсутствовало. На пути к Миру Огненному нужно запомнить это огненное качество.

 

МО-3, 428. Великие огненные сподвижники – краса и радость планеты. Должно человечество оказать благодарность этим помощникам.

 

Аум, 454. Благодарность есть великий двигатель. Никто не напрашивается на благодарность, но велико качество этой мощи. Благодарность действует как очиститель, но всё очищенное уже легче движимо. Таким образом, благодарность есть средство ускорения пути.

Кому-то кажется, что в порыве благодарности он унижается. Какое невежество! Благодарность лишь возвышает; очищая, она привлекает новые энергии. Даже машина без пыли лучше работает.

      

 

Признательность Духовному Учителю и Иерархии Света

 

ПЕИР 13.10.1948. Вы так прекрасно усвоили одно из главных качеств на пути духовного продвижения – именно благодарность или признательность. Это редчайшее и благороднейшее качество слагает лучшие ступени восхождения. Оно укрепляет и преданность и украшает Любовь – венец нашего Бытия.

Любите всем своим сердцем Того, Кто оберегал Вас; Кто привел Вас к Источнику; Кто послал Вам великий дар Вдохновения.

 

ПЕИР 9.01.1950. Свет есть магнит, и потому неизбежно он притягивает созвучные магниты. Несите лампаду неугасимую. Радость и признательность Силам Света за Помощь посылаемую – лучшее питание, лучшее масло для такой лампады. Пусть лампада Ваша не оскудеет.

 

ПЕИР 16.05.1941. Тот, кто любит, тот и доверяет, тот знает, что пламя преданности и признательности подымается выше других приношений, потому пусть пламя и радость этих приношений освещает и согревает нас в пути к цели, нами избранной, к прекрасной любви в служении Общему Благу. На этом пути служения каждое очищенное и утонченное сердце находит ответную себе вибрацию и сливается с нею в гармонии высокой, когда час его пробьет. Любите Учителя!

 

Иерархия, 273. …Как великому уложиться в малое и космическому в личное? Как может великий Служитель Разума и всего человечества уложиться в сознание, признающее лишь очаг! …Только когда искра преданности Иерархии горит в сердце, можно найти открытые Врата. Только признательность Учителю может открыть доступ к Вратам. …Только Светом мы приближаемся к Свету.

 

Надземное, 19. Урусвати признательна Индии и Тибету за охрану Братства. Действительно можно быть признательным, когда понятие Братства так бережно хранится. Обычно даже разговоры о Братстве не поддерживаются. Имена не произносят, и даже скорее будут отрицать Братство, нежели предательствовать. Сами предания о Братстве хранятся наряду со священными книгами. Явление западного любопытства не будет понято Востоком.

 

Надземное, 33. Можно утверждать, что каждое доброе приближение к Нам в течение разных веков не остается бесследным. Мы умеем быть признательными, – это качество в Нашей Обители считается необходимым. Каждое утверждение Братства принесет свою добрую жатву. Каждая помощь Нашему труду будет оценена. Каждое упоминание Братства с добрым желанием не будет забыто. В Наших Ашрамах хранятся записи такого добротворчества. Мы любим отмечать каждую улыбку добра. И Наши ученики также умеют порадоваться милому слову о Братстве. Никто не может насильно преподать эту светлую радость. Никто не может приказать признательность. Только расширенное сознание укажет, когда можно сделать еще одно добро.

 

Надземное, 72. Каждый человек может признаться, что события его жизни складывались не так, как он предполагал. Часто можно найти следы Высшего воздействия. Сочетать такие воздействия с самодеятельностью будет достижением гармонии.

Человек спросит – всегда ли Вы с нами? Можем быть всегда, только пожелайте. …Через все препятствия Мы сами прошли и, отходя ко сну, не знали, встанем ли заутро. Каждый из Нас учился идти твердо стезею Учителя.

В самые трудные дни Учитель говорит – считайте, что вы счастливее многих. Будем признательны.

 

Надземное, 99. Урусвати с Нами скажет: "Текущее столетие есть век мысли". Действительно, лишь в текущем столетии начали понимать, что мысль есть энергия. (…)

Конечно, должно быть признательными тем ученым, которые превозмогают предрассудки и заставляют людей думать об их достоянии. Мы шлем постоянно мысли, чтобы они, подобно стрелам, будили сознание человечества. Пусть почуют люди, сколько вестников стучатся к ним.

Надземное, 162. Учитель [Христос] стремился помочь, когда видел совершающуюся несправедливость. Учитель понимал, как обратить гонимых в героев. Учитель понимал, что каждое Его благодеяние будет осуждено, и Сам не заботился о признательности, но в советах своих Он не забывал указать на великую силу признательности. Так вспомним чудесную жизнь, которая напитала множество сердец.

 

Надземное, 184. Он [Мыслитель Платон] действует во имя блага человечества и знает, что оно не будет признательно, ибо лучшие заботы оно встречает поношением.

 

Надземное, 659. Урусвати знает, что мера труда на Общее Благо есть мерило деятеля. К этой истине вспомним бесхитростную повесть древней Индии. "На окраине деревни поселился неизвестный человек. Пришелец заметил, что поселяне пользуются вредной водой из мутного протока. Он начал рыть колодец. Место было избрано удачно, и подземный родник наполнил водоем. Но злые соседи вместо признательности шептали: "Не для нас пришелец так потрудился. Он для себя открыл этот родник".

Пришелец сказал: "В таком случае буду для себя носить воду издалека". Тогда соседи выдумали новую клевету, что вода колодца отравлена или очарована, чтобы погубить все селение. Тогда пришелец навсегда покинул это злое место.

Люди избегали водоем, но скот пил вытекавшую воду и начал тучнеть. Через долгое время одна больная девочка, мучимая жаждою, напилась из водоема и скоро выздоровела. Так подрастающее поколение забыло об измышлении и открыло целебность источника. Пришелец оклеветанный стал святым, и о нем слагались предания. Но чтобы превратиться из отравителя в святого, потребовалось целое поколение. Можно видеть, как народная совесть судит о трудах на Общее Благо.

Мыслитель знал подобную повесть из жизни Эллады, но там вместо колодца речь шла о посадке дерева. Каждый народ знает несправедливых судей и верное народное признание".

 

Гр.А.Й. 1954 г. 370. Много несправедливости в мире. Но если бы Владыки Основывались на ней, то Великое Служение было бы невозможно. Потому действия ученика от действий людских не должны твориться в зависимости. Ни благодарности, ни признательности за дела свои ждать не надо. Пространственная справедливость воздает по делам. Космическое воздаяние, иначе реакция пространственная, неизбежно и есть действие закона. Но лишь малоопытное сознание надеется на людскую признательность и ждет ее. Посланники Света все были замучены, растерзаны или яро преследуемы «благодарным» человечеством. И тот, кто следует Моим путем, должен это знать неотменно.

 

Надземное, 883. И явление земного мира, так же как и Мир Надземный, нуждаются в утончении и возвышении центров. Будем признательны тем героям, которые передают приказ к самоотверженному подвигу.

 

Надземное, 420. Мы служим человечеству, Мы любим человечество. Многие деятели не покидают земные сферы, чтобы трудиться среди бедствий.

Мыслитель говорил: "Незримые Друзья, как выразить Вам нашу признательность?"

 

Надземное, 197. Урусвати знает, как много истинных благодеяний остаются непроизнесенными. Человек бросается в море, чтобы спасти своего ближнего, это большое самопожертвование. Но не меньшее самопожертвование будет в том, чтобы предотвратить несчастье. Много труда полагается на отвращение явлений несчастья. Много пожаров потушено, но не меньше предотвращено. Никто не узнает, как пришло спасение, ибо он даже не подозревал грозную опасность. Он никогда не подумает, кому он обязан спасением.

Мыслитель говорил: "Поблагодарим наших невидимых спасителей. Почему мы знаем, что сейчас нас не нужно от чего-то спасти? Разве мы знаем, что грозит нам? Мы считаем день спокойным, но не оглядываемся назад и не видим ядовитую ехидну. Но она поползла назад, кто-то ее отогнал. Скажем благодарность невидимым спасителям.

Никто не может утверждать, что пространство вокруг нас пусто, наоборот, мы чуем нашим сердцем незримые присутствия. Кто зовет нас, кто обнимает нас дуновением, кто наполняет нас радостью или печалью, кто посылает нам решение? Неразумный скажет – во всем я сам. Неразумие делает человека самомнительным. Мудрее сказать – сам я приложу все мои силы, но приму признательно каждую незримую помощь.

Будет время, когда человек произнесет в Афинах слово и немедленно получит ответ из Коринфа. Люди овладеют пространством и признают наполненность его".

 

Надземное, 227. Урусвати знает, что среди первейших основ Братства находятся целесообразность и признательность. Неразумно предположить, что Братство может кого-то использовать, а затем выбросить, как негодный предмет. Если сотрудник был признан целесообразным и не совершил предательства, то он не может быть отвергнут. По чувству признательности сотрудник будет всегда отличен. Конечно, не нужно забывать, что отличие понимается различно. Ребенок вместо ценного предмета предпочитает пеструю погремушку.

Заглянем в сознание требующих воздаяния и удивимся, какие ложные драгоценности предполагаются. Многие желают проникнуть в Братство, чтобы вынести оттуда пригоршни золота. Но такие люди не различают между Братством и базаром. (…)

Также Мыслитель очень выяснял значение признательности. Он сопоставлял ее с орошением сада.

Также Он говорил: "Каждое дерево может быть веселым и грустным. Мы полагаем, что в этом заключается наше собственное настроение, но знаем ли мы, насколько чувствует Природа?"

 

Надземное, 609. И вы можете замечать, что иногда вспоминаются самые краткие встречи, в них могло произойти замыкание тока. Такие искры могут быть значительны и вспомнятся с признательностью. Кто может утверждать, что такие встречи были случайны? Может быть, подошел старый друг?

Мыслитель говорил: "Вот вы зовете: Платон, Платон, но, может быть, его имя совсем иное".

 

Надземное, 281. Урусвати знает, насколько существенна радость бытия. Она не только лучшее целебное средство, но и прекрасный пособник общения с Нами. (…)

Какие сильные мысли придут к человеку, который восчувствовал радость бытия! Около него очистится атмосфера и даже окружающие почувствуют облегчение, и Мы издалека улыбнемся и одобрим улучшенный провод. Мы даже будем признательны, ибо каждая бережливость энергии уже есть благо.

 

Надземное, 597. Наша Внутренняя Жизнь полна психологическими моментами, когда каждое чуткое отношение к Нам вызывает Нашу признательность. Урусвати не однажды слышала эти слова признательности. Когда Мы зовем к еще большему спокойствию, значит, Мы предвидим напряжение, и нужно пережить дни бережно. Каждому не трудно выйти из равновесия, но какая же это будет находка? Не только нужно напрячь ум, но и прислушаться к голосу сознания.

 

Надземное, 619. Чтобы понять срок, нужно проявить высокую степень доверия. За такую степень доверия Мы бываем признательны. Обоюдная признательность есть ключ к гармонии. Это простое утверждение для многих покажется нелепым. В таких сердцах не живут признательность и верность. Урусвати знает силу этих качеств. Даже в больших трудах они освещают путь жизни. Дико должно быть сердце, не знающее доверия и признательности.

 

Надземное, 787. Урусвати знает, что нужно различать человеческие качества природные, иначе говоря, уже зарожденные в прежних жизнях, и качества, воспитанные в нынешней жизни. Рассмотрим некоторые из них. Прежде всего, обратим внимание на природное качество благодарности. Оно складывается нелегко и требует многих испытаний, как земных, так и надземных. Но, если встретим человека, овладевшего качеством благодарности, будем уверены, что в нем найдем многие другие положительные качества. Такой деятель признателен за все добро, сделанное как ему, так и для Общего Блага.

Нужно, чтобы это доброе качество воскресло в сознании без каких-то посторонних воздействий. Одно дело, когда малыш благодарит по требованию старших, но лучше, если в его сознании засияет яркая звезда благодарности, такая благодарность принесет пользу не только получившему, но и пославшему.

Так будем зорко отличать все качества, которые слагают мосты в Надземном Мире. Яркая благодарность за все добро, и за малое, и за большое, не гаснет, и она участвует в тканье духовных крыльев.

Мыслитель говорил: "Будем радоваться, когда замечаем качество благодарности".

 

Сердце, 243. Примем любовь как двигатель расширения сознания. Сердце не будет пламенеть без любви, не будет нерушимо и не будет самоотверженно. Так принесем признательность каждому вместилищу любви, она лежит на границе Нового Мира, там, где упразднены ненависть и нетерпимость. Путь любви есть напряжение энергии космической. Так люди найдут свое место в Космосе. Не сухие листья, но «Лотосы» пламенные, они будут уподоблены Высшему Миру.

 

Надземное, 844. Каждый труд, несомненно, дает кому-то радость. Такая радость может быть не велика, но может быть огромная. Явление вселенской радости будет тоже следствием труда.

Не забудем, что в Надземном Мире такая радость нетленна. Она создает признательность. Такое соединение вибраций поможет путнику в надземном странствовании. При этом особенно нужно обращать внимание, что такая признательность будет безличной, и самое чистое чувство сопровождает труженика как на Земле, так и в Надземном Мире. Он не будет знать тех, кто ему благодарен, тем ценнее будет безличное, явленное самоисцеленное представление на лестнице восхождения.

     

 

Неблагодарность как унижение достоинства человека

 

Надземное, 905. Урусвати знает сущность самоунижения. Среди многих отрицательных свойств, унижающих достоинство человека, нужно отметить неблагодарность. Глупец, обуянный самостью кричит: "Чего я не вижу, то не существует; чего я не знаю, того и нет". Такие двуногие не могут осознать Мир Надземный. Они не понимают, откуда может идти насущная помощь и куда можно воздать самую ярую благодарность.

Ярое противление мышлению о Высших Мирах приводит человека к отупению, и он даже в земном бытии становится непризнательным к окружающему благу.

Он не признает, что часто малый дар приносит большое следствие. Воспитатель, когда приучает учеников благодарить за самый малый дар, действует во благо. Так опять мы должны обратиться к Миру Надземному.

Мыслитель говорил: "Йог не будет неблагодарным".

 

МО-3, 395. Особое качество в тонком духе есть признание качеств и достоинств в человеке. Чем шире и тоньше сознание, тем больше оно вмещает благодарности, ибо лишь ограниченное сознание лишает всех достоинств. Сердце не может быть истинно великим без этого огненного качества. 

 

МО-3, 396. Утверждаю, как нужно явить огненное качество признания достоинств, ибо без него не утвердить нового построения. Это нужно очень твердо помнить, по всей линии Иерархии оно должно быть проведено. Явление кармы тяжко платит за каждое явление неблагодарности, и даже Силы Света оставляют дух самому себе, когда эти основы попраны. И до высших ступеней закон един, ибо это качество должно достигаться огнем внутренним, и сам дух должен развить это качество. Мы не вторгаемся в сознание, когда Мы видим отсутствие этого огненного основания.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 472. Искусство извлекать нужные энергии из противных и враждебных обстоятельств принадлежит многоопытному путнику. Признательность врагам – свойство высокого духа. И обман, и обида, и ущемление, и преследование, и все, исходящее от врагов, явно полезно, ибо учит и обогащает опыт жизни. Итак, запомним: нет обстоятельств противных, если воля достаточно сильна.

 

Начало страницы