Нежность – духовное качество человека, способного к особо утончённому, бережному, проникновенному и трогательно-благоговейному проявлению чувств любви, сострадания, заботливости к людям и миру.
Источник столь возвышенного качества в нас – сердце, средоточие высшего, духовного начала. Нежность сердца – прекрасный цветок, вырастающий из большого жизненного опыта, который накапливается нами в трудах и тяготах, страданиях и состраданиях, но также и в радости всему Высшему и Прекрасному. Елена Ивановна Рерих особо подчеркивала: «Нежность сердца нелегко накопить. Оно должно было много потрудиться, чтобы стать отзывчивым на чужую боль и познать радость высшую»1.
Сердце – самый необычный орган в нас, не знающий перерывов и не перестающий давать пульс жизни и движения к обновлению. Удивительно это соединение в нем мощного напряжения, силы и одновременно мягкости, нежности, требующей к себе самого бережного отношения. Такой сложный и красивый синтез мы должны понимать и соответствующим образом применять в своей жизни. В Учении Живой Этики обращается внимание на естественное и необходимое воспитание и проявление разных, почти внешне противоположных духовно-нравственных качеств: с одной стороны, нежности, чуткости, отзывчивости, а с другой – мужества, суровости, силы и напряжения духа. Именно, нежность – отнюдь не выражение слабости, изменчивой сентиментальности, изнеженности и прекраснодушия, но особо утончённое проявление всё той же силы духа, его великодушия и сострадания, искренней и глубокой заинтересованности в другом человеке и ответственности за него. «Сильная рука может очень нежно касаться, не теряя при этом своей силы»2. «Даже самое нежное, самое сострадательное сердце должно быть не лишено мужественности. Сердце есть камень, на котором созидаются твердыни»3.
В облике Елены Ивановны Рерих мы имеем счастливую возможность увидеть прекрасный пример воплощённой нежности и чуткости сердца. Прикасаясь к таким проявлениям, мы можем ближе воспринять и прочувствовать глубину и тонкость этого качества. Вместе с тем, её старший сын Ю.Н. Рерих выделял в характере своей матери качество воинственности. Действительно, она была очень сильным и мужественным человеком. И при этом удивляет её бесконечная ласковость и нежность сердца. Во многих письмах к близким и сотрудникам звучат рефреном её слова: «Шлю Вам мою сердечную нежность и любовь».
В повседневной жизни мы нарабатываем качество нежности по отношению к нашим близким. Его проявление не так просто, потому что требует некоторой отрешенности от себя, своих забот и хлопот. Однако мы знаем, как оно дорого и ценно именно в обычном потоке жизни, где так мало тепла и доброты. «Людям надо учиться являть нежность, заботу и ласку. Люди любят заботу о них. Слово от сердца, немного внимания, немного забвения самого себя, и сделано важное дело»4. Такие качества, как нежность, обаяние, искренность, заботливость, относятся к весьма редким, но именно они придают особую красоту и радость нашей жизни.
Духовно взрослея, наше сознание будет естественным образом совершенствовать и возвышать отношение и к самому главному – к вечным духовным ценностям и Идеалам, которые питают сердце и дух. Самого нежного, проникновенно-любовного и бережного отношения заслуживают такие высокие образы и понятия, как Духовный Учитель, облик Вечной Женственности, Огненный Мир, Община, творческий труд на Общее Благо, Красота, Знание, взаимопомощь и многие другие.
Близкие понятия: любовь, сердечность, сострадание, утонченность, бережность, заботливость, ласковость, деликатность, тактичность внимательность, соучастливость, чуткость, щедрость, человечность, великодушие, доброжелательность, мудрость, соизмеримость, благородство.
Противоположные понятия: сентиментальность, изнеженность, прекраснодушие, грубость, жестокость, бессердечие, недовольство, раздражительность, равнодушие, лицемерие, угодничество, лесть, эгоцентричность.
Нежность и сила духа
Община, 112. Самое полезное – уметь сочетать нежность любви с суровостью долга. Новая жизнь не устрашится противоположениями. Она не будет насиловать одним ярмом, но даст широту восприятия. Не подобает людям сидеть в скворечнике. Пора знать планету и помочь ей.
Сердце, 476. Даже самое нежное, самое сострадательное сердце должно быть не лишено мужественности. Сердце есть камень, на котором созидаются твердыни. Может ли стоять твердыня без мужественности и торжественности? При самых тесных обстоятельствах мужественность дает размах кругозору и торжественность устремляет ввысь.
Гр.А.Й. 1958 г. 388 (309). (Гуру). Нет извинения, если дух в чем-либо слабость являет. Сильный человек, как и сильный линейный корабль, силен всегда: в затишье и бурю, в большом и малом, здесь или там. Сильная рука может очень нежно касаться, не теряя при этом своей силы. Лишь слабость духа непростительна ни при каких условиях. Сила есть, но проявляется она в действиях, требующих или приложения всех сил, или их малой частицы. Но малость приложенной силы не есть показатель того, что сама эта сила мала. Мощь и могущество Владыки если и проявляются неявно и в степени малой, то это совсем еще не значит, что мала Его сила. Велика сила Владыки, и это надо тоже понять.
Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. т.3, ч.1, отд.8. Где же мы найдем в истории, чтобы «Вестник», великий или малый, Посвященный или Неофит, который после того, как он стал носителем какой-либо до сих пор сокрытой истины или истин, не был бы распят и разорван на куски «собаками» зависти, злобы и невежества? Таков ужасный оккультный закон; и тот, кто не ощущает, что у него львиное сердце, чтобы презреть дикий лай, и душа голубя, чтобы простить бедных невежественных глупцов, – пусть тот откажется от Священной Науки.
Нежность сердца
Сердце, 340. Кто-то будет расчленять, но Мы будем соединять, ибо в соединении находится теория фокуса. Прежде Мы указывали на Фокус Иерархии, но теперь должны сосредоточиться на сердце, как на проводе к Иерархии. Так никто не скажет, что Иерархия не реальность, ибо к ней нет подхода. Именно есть самый реальный подход, когда предстателем будет сердце, – то самое сердце, которое бессменно стучит и бьется, чтобы не забыли о нем люди, – самое нежное, самое напряженное, самое звучащее на близкое и на самое дальнее.
Сердце, 559. Основа сотрудничества прежде всего во взаимной ответственности.
Сердце, 560. Эта взаимность особенно проявляется в час напряжений. Нужно утончать каждое касание. Нужно показать самую нежную заботливость. Нужно принять сердечно каждую тягость близкого – так образуется твердыня непобедимая. Так идите!
Братство, 577. О Братстве не следует говорить и даже мыслить, если ощущается раздор, смута и неверие. Как нежные цветы поникают в дымной атмосфере, так отлетают образы Братства среди раздражения и лжи. То, что еще вчера было убедительно, то самое может исказиться под смущением сердца.
Надземное, 561. Урусвати знает, что Руководитель не может насиловать свободную волю ученика, но в то же время руководство должно продолжаться. Эта задача трудна даже для опытного Руководителя. Можно видеть, что такие же трудности находятся в каждом быту.
Не надуманный метод, но звучание сердца может найти консонанс, который найдет путь к совершенствованию свободной воли. Она может быть воспитана, но какие нежные касания требуются, чтобы не раздражить ее. Учитель должен знать, что воля есть самая драгоценная проявленная победа. Лишь воля кует приближение к пути эволюции. Нельзя растоптать этот цветок, процветающий в течение многих существований. Пусть самая утонченная забота проявится около просвещения воли, именно воли.
Сердце, 321. Ваятель, высекая изображения, касается одних мест лишь однажды, но на других сосредоточивает целый ряд ударов, и суровых, и нежных. Также и в Учении часто замечается, насколько многообразно нужно касаться некоторых положений без повторения, ибо и резец ваятеля не повторяет движения, но лишь отмечает требуемую форму.
Надземное, 864. …Конечно, следует понимать психические заразы в широком значении. Люди вступают на путь смятения, и в таком состоянии они делаются беспомощными. Требуется много доброй силы, чтобы поддержать, не обидеть и выразить надежду в самых простых понятных словах. Больной бывает эгоистом, и не следует ему дать понять, что его порок замечен. Поистине, сострадание – самое нежное, отзывчивое чувство. Не забудем, как тонкое чувство помогает в Надземном Мире. Оно являет магнит сердца, и в такой мощи человек непобедим.
Сердце, 355. Спасение сердца вовсе не в вивисекции. Можно воздействовать тонким лучом, который будет создавать вибрацию явленную, как бы замораживание. Так, нужно обращаться с человеческим сердцем гораздо нежнее, нежели разрезанием. Конечно, могут быть случаи и поранения, но это исключительные меры.
Гр.А.Й. 1956 г. 139. (М.А.Й.). …В духе все возможно. В духе я близко, в духе и будем утверждать нашу связь с новою силой и с новым пониманием безграничных возможностей духа. Всю нежность, и ласку, и заботу, которую сын мой хотел мне на Земле оказать, я радостно и всем сердцем принимаю в сферах моих для вящего укрепления связующих нас нитей. Шлю всю ласку моего сердца, любовь и заботу и трижды утверждаю тебя в желании твоем стать ко мне еще ближе.
Гр.А.Й. 1956 г. 157. (М.А.Й.). Людям надо учиться являть нежность, заботу и ласку.Люди любят заботу о них. Слово от сердца, немного внимания, немного забвения самого себя, и сделано важное дело. Человек получил частицу драгоценной энергии и в какой-то мере насытился ею. Ибо очень мало дающих и могущих дать. И сердце будет расти в этом непрерывном и сознательном даянии.
ПЕИР 13.09.1931. Радуюсь всему, что пишет Порумочка о Флавии. Радуюсь, что хороший и преданный человек примет на себя физическую заботу о детях. Так неоценимо важно иметь хорошую ауру в доме. Теперь считаю дни, когда увижу мое сокровище. Знаю его нежное сердце и чую всю боль его.
ПЕИР 30.06.1931. Моя нежность Катрин, радуюсь ее приближению к Учению.
ПЕИР 7.07.1932. Шлю Вам, родные, всю мою нежность и любовь.
ПЕИР к Н.К. и Ю.Н. Рерихам. 6.02.1934. Любимые мои, сокровища мои, шлю Вам всю любовь, всю нежность и устремление мое.
ПЕИР к Н.К. и Ю.Н. Рерихам. 29.03.1934. Шлю Вам всю любовь и нежность мою, берегите себя. (…) Психическая энергия летит к Вам.
ПЕИР. 8.11.1934. …Мы все еще сожалеем, что во время Вашего последнего пребывания в Индии Вам не удалось посетить нас. Надеюсь, что в ближайшем будущем нам представится приятная возможность снова Вас увидеть. Нежно храню память о Вашей дружбе и держу Вас и Вашу семью в своем сердце как наших добрых друзей.
ПЕИР. 5.06.1935. …Я всегда готова согреть нежностью мою временами трудную дочь, ибо слышу любящие звуки струн ее сердца!
ПЕИР. 23.09.1937. …Родные, обнимаю Вас сердцем и посылаю Вам весь огонь и всю нежность мою. Любите друг друга.
ПЕИР. 17.05.1938. …Конечно, Вы чувствуете, как часто я думаю о Вас и Катрин и как в моем сердце я пишу Вам длинные, длинные письма. Вы обладаете той искренностью, нежностью и заботливым отношением, которые так редко встречаются, но именно эти качества придают красоту и радость жизни. Должна признаться, что я слишком чувствительна к грубости и так называемой невоспитанности и чувствую себя несчастной, если окружена разъединением и раздражением. Поэтому я так сожалею, что нашей дорогой Катрин приходится иметь дело с угнетающей атмосферой, которая существует вокруг учреждений в Нью-Йорке.
ПЕИР. 12.12.1939. …Каждая благая мысль, каждое разумное слово, сказанное на объединение, – радость Силам Света. Передайте ему нашу глубокую благодарность за его широкое понимание происходящего и за всю благую деятельность. Как незаменимы, как ценны такие сотрудники, как он! Шлю ему любовь сердца и нежность матери.
ПЕИР. 23.08.1943. Пусть не посещает Вас разочарование, но пусть умножится радость сердца, в котором, как Вы пишете, живет такое прекрасное чувство нежности и благоговения, доходящее до боли. Именно, напрягайте в себе это чувство до боли, ибо боль есть основание для грядущей радости. Сердце должно познать и боль, и радость при восхождении духа. Конечно, боль эта происходит от невозможности выявить чувства любви и благоговения здесь, на земле, так полно, как они выявляются в Мире Надземном.
ПЕИР. 23.08.1943. Шлю Вам мою сердечную нежность и радость приближению новой родной души. Всего Светлого.
ПЕИР. 12.11.1946. Сердце мое обнимает Вас, родные, и так хотело бы излить на Вас всю мою нежность и облегчить все Ваши трудности.
ПЕИР. 13.01.1948. Мне трудно писать о его (Н.К. – сост.) болезни и последних днях, напишу позднее. Но ясно, что сердце его не выдержало количества яда, порожденного обезумевшим человечеством. Высокая духовная красота запечатлелась на его лике. Мы не могли оторваться от созерцания благости, чистоты и трогательной нежности чудесного облика. Он весь светился как бы от внутреннего света, и белые цветы, окружавшие его, казались грубыми рядом с его просветленным обликом.
ПЕИР. 13.01.1949. Мое сердце шлет Вам всю любовь и нежность, накопленную для Вас.
ПЕИР. 1.10.1949. Родная моя, последнее послание Ваше от 8 сентября принесло волну Вашего сердечного тепла и вызвало во мне прилив глубокой нежности к Вам, моей любимой Носительнице Прекрасного. Почувствовалась и Ваша острая тревога о Вашем мальчике. Как мне это знакомо и близко! Сколько сил приходится полагать на этих маленьких мучителей наших, но сколько радости и глубокой проникновенной нежности и чуткости будят они в любящем сердце!
ПЕИР к Б.Н. и Н.И. Абрамовым. 18.04.1950. Шлю Нине Ивановне всю нежность моего сердца с посылками ей силы и лучших мыслей о близком свидании.
ПЕИР. 9.10.1951. …Любите спокойнее, веселее. Не тревожьтесь слишком. И, во всяком случае, не показывайте ему[ребенку – сост.] своей тревоги и чрезмерной нежности. Нашу нежность они [дети – сост.] принимают за слабость и перестают уважать нас.
ПЕИР к К.Кэмпбелл. 21.01.1952. Моя нежнейшая любовь и вся нежность стремится к Вам.
ПЕИР к Б.Н. и Н.И. Абрамовым. 6.11.1952. Мой сын Борис, я люблю тебя! Моя Ниночка тоже имеет всю нежность моего сердца.
ПЕИР к Б.Н. и Н.И. Абрамовым. 21.12.1952. Обнимаю со всею нежностью мою маленькую Ниночку. Спасибо за любовные мысли и слова. Они приносят мне радость светлую. Ценю каждое проявление сердца. Нежность сердца нелегко накопить. Оно должно было много потрудиться, чтобы стать отзывчивым на чужую боль и познать радость высшую. А Вы уже знаете, какая нежность и забота окружают Вас, родные. (…)
Со всею нежностью и любовью
.
ПЕИР к Н.И. и Б.Н. Абрамовым. 26.06.1953. Должна сказать Вам, родные, что по возвращении своем Н.К. редко о ком говорил с такой теплотою, как о моей Ниночке и Борисе. Особенно Ниночка была ему мила, и он назвал ее «Птичкой», и я еще спросила шутя – «Ласточка или малиновка?» Но он улыбнулся и нежно так сказал: «Она – канареечка, и волосы у нее светлые».
ПЕИР к Б.Н. и Н.И. Абрамовым. 29.10.1954. Ниночка так мне близка своей любовью чистой и нежной и такой проникновенной. Храните, родная, этот Божественный Дар. Люблю и Бориса за его любовь к людям и желание им помочь. Без этой любви продвинуться нельзя.
ПЕИР. 7.12.1953.Держу Вас, родная, у сердца и окружаю Вас всей нежностью Моей любви.
ПЕИР. 11.07.1954.Великий Владыка говорит: «Катрин нуждается в Моей нежности, и Я посылаю ей ее». Да, родная, Вы имеете Его нежность, Ваше сердце заслужило ее. Я также нежно люблю Вас и ощущаю Вашу близость.
ПЕИР. 8.08.1954. Великий Владыка говорит, что Вы и Катрин как дети и многое Вам нужно повторять, и Он так нежно говорит со своими детьми, наблюдает за ними и нянчится! Так и я не утрачу моего терпения и буду повторять снова и снова – соблюдайте предосторожности, не переутомляйтесь, не перетруждайте себя ни в чем. От нас требуются дисциплина, сдержанность, осторожность, самоконтроль, так <...>(Окончание фразы отсутствует).
ПЕИР. 24.08.1954.Бесконечно рада буду повидать милых сердцу сотрудниц и сотрудников, которые, не зная меня, все же шлют мне лучи сердца своего и страстно согревают меня, оторванную от родной русской души.
Нет на свете другой души, столь нежно, проникновенно чувствующей красоту Высшего Мира, жаждущей высшей Правды и так незлобиво относящейся и к недругам. Я счастлива была прочесть подтверждение этого редчайшего качества нашего русского народа в книге «Soviet Russia since the war»(«Советская Россия после войны»). Книга написана настоятелем, или Диином Кентерберийским*. Автор посетил страну и провел там продолжительное время, путешествуя по ней. Описал Глазом Добрым и набрался смелости сделать немало самых дерзновенных сопоставлений и сравнений разных положений и в иных странах, приведя изречения выдающихся индивидуальностей.
* Dean (англ.) – следующее по старшинству после епископа духовное лицо в Англиканской церкви.
1 ПЕИР к Б.Н. и Н.И. Абрамовым от 21.12.1952.
2 Гр.А.Й. 1958 г. 388. (309). (Гуру).
3 Сердце, 476.
4 Гр.А.Й. 1956 г. 157. (М.А.Й.).