ruenfrde
Моцарт В.А. Увертюра к оп. Свадьба Фигаро

Находчивость

Н.К. Рерих. Шамбале Дайк (Весть Шамбалы). 1933 г.(?)Близкие понятия: подвижность, гибкость, сообразительность, свежесть восприятия, чуткость, чувствознание, внимательность, наблюдательность, самодеятельность, свобода духа, устремленность, дерзание, действенность, активность, инициативность, решительность, стремительность, сознательность, настойчивость, стремление к совершенствованию, устремление к высшему качеству, неотступность, устремленность в будущее.

 

                                - Отрешенность (непривязанность)

                                - Почитание Высшего

Находчивость  и  - Служение Общему Благу

                                - Бескорыстие

                                - Простота

 

 

Находчивость как устремленное продвижение

Находчивость в уловлении знаков Высшего Мира

 

 

Находчивость как устремленное продвижение

Мир Огненный, ч. 2. 315. На ступени восхождения первое условие будет самодеятельность и находчивость. Следует рассчитывать на помощь Иерархии [т.е. Духовного Учителя], когда всё самодеятельное умение напряжено. Каждый знает, что по мере приобретения познания приближения Учителя становятся всё реже, ибо человек поднимается на ступень сотрудника. Нужно понять, что Завет самодеятельности есть уже знак доверия.

 

Листы сада М. Зов. 23.05.1922. Можете учить на деле, как надо быть находчивым, ибо в каждом обстоятельстве заключены разные возможности. Но ум надо устремить к свету.

 

Листы сада М. Зов. 13.06.1922.

…Прошедший школу гармонии знает управление сердцем.

Ученик Наш решает каждый удар меча духом, устремленным к Нам.

Не медлит, но разит измышления врагов.

Не покой, но явление находчивости владеет Нашими воями [воинами духа].

Не закрыты глаза их, зовем на работу – скажите тем, кто мыслит, что Мы отрываем от работы.

 

С.Н. Рерих. Тибетские ламы. 1920-1930-е (1924 г.)Листы сада М. Зов. 9.12.1922.

Если вы будете знать:

Есть опыт действия,

Есть опыт молчания.

Когда Я говорю – действуйте,

Найдите всю находчивость действия.

Когда Я говорю – молчите,

Найдите всю находчивость молчания!

И если долог опыт действия, то краток опыт молчания.

И потому действуйте молчанием.

Но если захотите все же проявить силу действия – призовите детей!

И, действуя с детьми,

Не вовлечетесь в поставленные тенета.

 

Листы сада М. Зов. 5.02.1923. …Найдите всю находчивость, щадите трату энергии.

 

Листы сада М. Озарение. Ч. 1, гл. VIII, 12. Имейте постоянство.., и когда предоставлены собственным действиям, ибо только тогда закаляется находчивость духа.

 

Листы сада М. Озарение. Ч. 2, II, 1. Майтрейя посылает смелость. …Майтрейя благословляет на радостный труд. … Находчивость – качество Моих учеников.

 

Листы сада М. Озарение. Ч. 2, I, 3. Как садовник допускает сад покрыться бутонами, мрак бурьяна изгоняя, так и Мы следим за движением рук избранных. Радостна каждая находчивость, ибо щит куется с двух сторон.

 

Листы сада М. Озарение. Ч. 2, VI, 9. Жить может всякий, но мир будущий нуждается в просветлении сознания, но не в бормотании высоких изречений.

Больше Ценим денежный деловой отчет, нежели набор пушистых изречений. О мире надо мыслить, явить практические мысли.

Накануне Нового Храма нужно явить находчивость и народ удивить смекалкою. Ходить в пеленках неудобно.

 

С.Н. Рерих. Вестник. 1947 г.Листы сада М. Озарение. Ч. 3, I, 9. Помогите строить Мою Страну. Дрожание старого мира не хотят видеть. Не суровость, но забота о Плане прекрасном заставляет Меня твердить. И зачем из Амриты делать чечевичную похлебку?

Каждый час себе твердите: «Ничто не задержит моего бега к Учителю. У меня тысяча глаз, и сила моя растет лишь в подвижности».

Явления подвижности и находчивости неразрывны.

 

Листы сада М. Озарение. Ч. 3, II. 11. Вы уже знаете о двух полководцах Акбара, прибавим о третьем.

Он спросил: «Почему поздно или слишком рано порицается одинаково?» Акбар сказал: «Друг мой, нет одинаковых величин. Потому если преждевременность заключает в себе находчивость, то ее цена лучше, ибо запоздалость соединена лишь со смертью. Преждевременность судима, запоздалость уже осуждена».

 

Листы сада М. Озарение. Ч. 3, III, 14. Рука Моя не устанет вести, так же и вы идите – каждый силою всею. Правильно приложить силу к трудному, ибо всё легкое несоизмеримо с грядущим.

Что говорит мать сыну перед походом? – «Не дай себя в обиду». Так и Мои воины поймут, как биться в одиночку.

Пусть цепь круга [друзей-единомышленников] лишь облегчает, но находчивость испытывается одиночеством.

 

Листы сада М. Озарение. Ч. 3, V, 6. Избегайте однообразия как в месте, так и в труде. Именно однообразие соответствует величайшему заблуждению – понятию собственности. …

Если каждая поездка заставляет вас писать духовное завещание и перемена труда делает вас несчастным, значит, надо принять лекарство. Следует тогда предписать самые опасные поездки и назначить смену самого разнообразного труда. Разовьются мужество и находчивость, ибо первопричина – страх. Сколько нового здоровья в разнообразии места и труда!

 

Община. 132. Не захлебнитесь многословием. В многословии теряются гибкость и находчивость. Многословие создает нарезку винта, и ничто новое не может пройти этим жерлом. Все пули отливаются на фабрике, но фабричное изделие не дает нового знамени. Община без гибкости и находчивости превращается в очень скучное времяпрепровождение. Как же для каждого найдете особую пулю по одному винту? Вот пришел ребенок, вот девушка, вот воин, вот старик – нельзя дать всем один совет, иначе разбегутся ваши гости.

Конечно, вы скажете: «Мы отлично знаем, как действовать». Мне же придется ответить – тем хуже, если знаете и не делаете. Много мужества надо, чтобы дослушать ваши нарезные речи. Необходимо научиться говорить короче и содержательнее, иначе община будет отменена по скуке. Скука – опасный зверь! Но гибкость и находчивость одни сохранят свежесть дерева свободы.

 

Община. 222. Давно говорилось о необходимости понятного языка для каждого слушателя, но в жизни это применяется очень редко.

Нужно при убеждении посредством применения психической энергии употреблять язык убеждаемого. Могли не раз заметить, как язык Учителя соответствовал выражениям учеников. На этом слагались нелепые подозрения о подделках, ибо кому-то казалось странным, что характерные выражения ученика передавались речью Учителя. Но никто не подумал, что таким образом облегчалась усвояемость. …

Прежде всего вы должны испытать свою находчивость и применяемость в самых различных условиях. Лёгкость приёмов мышления создаст крылья мысли вашей. Можно начать с самого характерного выражения слушателя – это привычное слово легко закрепится в сознании, но для этого нужно сострадательно подметить всё характерное. Придётся иметь тысячу глаз.

 

С.Н. Рерих. Возвращение домой. 1954 г.Община. 229. Твердость, спокойствие, находчивость, быстрота – так спрашивайте каждого, уверяющего в преданности общине. Но может оказаться спокойствие во время сна, твердость в бездействии, находчивость за едою и быстрота в получении денег.

Испытание постоянно применяется в общине. Самые новые формы жизни не исключают испытания. Вы знаете, что Мы против заранее объявленных школьных испытаний. Также Мы против заранее оповещенных испытательных периодов. Эти поверхностные знания и лицемерные поведения не ускоряют, но замедляют развитие. Не припомню, чтоб образовался выдающийся деятель, подчиняясь этим лицемерным условиям.

Начинайте строить общину как дом знания и красоты. Никаких условных мерил не будет в этом доме. Все будут стремиться знать и выражать свое знание. …

Нужно понять, как напряженно надо очищать свои понятия не только в мышлении, но в действии.

 

Община. 234. …Берегите тех немногих, которые могут давать. Уничтожение их не может быть оправдано.

Кто-то скажет: «Опять ничего нового», – но сам даже не знает, как проявлять указанную бережность. Нужно проявление находчивости не только в своей шапке, но и в мозгу.

Новый Мир имеет почитаемых Учителей и будет иметь Их как меру сознания.

 

Агни Йога. 68. Закажите ребенку описать, как ему представляется Новая Страна. Именно, так можно проследить за проявлением невиданного. Создать толчок к реализации мечты есть лучшее задание для детей. После задайте описать обычный кусок гранита. Это будет для находчивости. Может быть, камень даст ему представление о твердынях дальних миров. Из обычного можно извлечь искры красоты.

 

Агни Йога. 72. Наконец, научились ли вы радоваться препятствиям? Можем ли Мы быть уверены, что кажущееся препятствие удесятерит находчивость вашу? Можем ли Мы утвердить вас воинами побеждающими? Можем ли явить вам стрелу помощи, зная, что вы уловите ее на полете? Можем ли Мы произнести вместе с вами слово Нового Мира? Можем ли Мы понять, что ради красоты созидания сожжена одежда ветхости? Может ли Матерь Мира доверить дозору вашему ткань Света? Может ли Лев устремиться на помощь вам? Может ли Свет осветить вашу тропу? Победа стучится.

Наконец, умеете ли вы обращать даваемое Учение на себя? Можем ли Мы доверить вам знаки для ношения на себе? Можем ли Мы устремить луч совершенствования? Можем ли Мы поручиться о зоркости вашей? Можем ли Мы создать оплот самопонимания вашего? Можем ли Мы радоваться непреложности вашего пути?

Может ли Матерь Мира назвать вас справедливыми? Может ли Лев стать стражем дома вашего? Может ли Свет пролиться на ступени новые? Отомкните двери ваши!!

 

Агни Йога. 85. Могут ли Наши люди иметь около себя близких? Конечно, могут. Эти близкие углубят чувство ответственности, заботливости и находчивости.

 

Н.К. Рерих. Защитник (Облако-стрелок). 1937 г.Агни Йога. 254. Устремление людей мало соответствует свойствам психической энергии. Некоторые качества этой энергии утеряли признаки сознательности. Труднее всего человечество осознает беспредельность энергии и ее возможность самоотдельного действия. …

Над не терпящими отложения обстоятельствами работает отделившаяся энергия. Новое созидание, конечно, привлекает ближайшие сознания. Как помощь, несутся посылки, принося отвагу, бодрость, находчивость. И часто ни получивший, ни пославший не подозревают о происходящем. Делимость духа есть посылка энергии. Энергия действует в посылке, в то же время пославший как бы в отдыхе от утомления.

Сколько посылок несется в пространстве! Некоторые из них не составят ли основания новых планет?

 

Агни Йога. 295. Тучи сомнений не подавляют ищущего выход: только бы выйти из лабиринта! Приказ необходимости наполняет находчивостью…

 

Агни Йога. 458. Изворотливость и находчивость совершенно разные свойства. Изворотливость – защита, лукавство, окаменение. Находчивость – будущее, движение, преданность.

Никто не порицает за находчивость. Когда корабль стремится к назначению, не всё ли равно, идёт ли он правым или левым бортом? Когда он лавирует против ветра, никто не изумляется зигзагам сложного пути, ведь всё-таки он преодолевает препятствия. Явление изворотливости, наоборот, вызывает отвращение. Можно видеть, что изворотливость не имеет назначения, она лишь отстаивает настоящее, она – символ несуществующего.

Нужно оценить огонь находчивости. Если мы посмотрим, когда зажигается огонь, то много лучшего пламени будет сопровождать мужество и находчивость.

 

Иерархия. 232. Даже лучшие друзья испытуют друг друга – или искусным шахматным ходом, или опасною охотою. Даже в осажденной крепости войско занимается показными сражениями, чтобы не одеревенели руки; и не обижаются побежденные и не хвастаются победившие, ибо это лишь упражнение в находчивости.

Помню, как раз прибежал жаловаться Свет Очей Джахангир на товарища игр Джелалдина, что он больно толкнул его. Спросили: «Как было дело?» Джахангир был охотником и Джелалдин тигром. Сказал Я: «Было бы дивно, если бы тигр превратился в голубя. Отблагодари товарища, который дал подобие ярости зверя. Завтра поедем на настоящих тигров, будь находчив с ними. Но помни, что Правитель не жалуется». Так было при Акбаре, который был Собирателем Индии.

Можно видеть, насколько полезны испытания, иначе поникнет свет, зажигаемый лишь в бою. Свет боя и отваги самый ценный.

 

Иерархия. 325. Малоразвитой ум всегда спотыкается о кажущееся противоречие. Он не может совместить Иерархию с находчивой самодеятельностью. Без синтеза, конечно, самые однородные понятия будут рассыпаться, как кладка без цемента. Осознание синтеза ляжет как ступень к преображению расы. Правильно замечание о бессмертии одноклеточных. Но чем же можно обратить к единству наши разнородные элементы? Можно упразднить множество искусственных средств, приводя в жизнь заснувшие кристаллы психической энергии. Можно думать о ней как о Нашем начале. Только единство понимания устремления к утверждению восхождения рождает мощь преображения. Не думайте: «Это отвлеченность»! Но Советую принять как необходимость восхождения расы.

 

Сердце. 401. Призовем находчивость для утверждения сопротивляемости. Нужно эту мысль положить на сердце, иначе она не приложится к исполнению. Главное, чтобы Указания не оставались без приложения: благословенны опасности, они научают единению и сопротивляемости. Когда же усилить эти состояния утверждением сердца, то и доспех готов. Доспех для Марса готовили и ковали Вулкан и Венера – так символ мифа мудрого сочетает понятие жизни.

 

Мир Огненный, ч. 1. 200. Не нужно забывать, сколько камней бросается на восходящий путь. Только опытное сознание не упустит из виду наличность обходной тропы. Неудержимое стремление должно познать и всю находчивость. Иногда безумные подают пример находчивости в своем устремлении. Казалось бы, разум не должен задерживать путника!

 

Н.К. Рерих. Жар-Цвет. 1924 г.Мир Огненный, ч. 1. 411. Язык духа является насущным для Тонкого Мира. Сущность его будет лежать в тонкой природе, но все-таки можно приучать к нему и в земном состоянии. Такое приучение будет полезным огненным испытанием. Школа должна узнавать находчивость учеников по заданию одного слова и затем по одному взгляду. Последний опыт будет ближе всего к Миру Тонкому. Кроме того, можно также развивать относительность обращений по качеству собеседника, и так каждый в земной беседе употребляет лучший язык для собеседника, считаясь с его сознанием. Каждый школьный учитель знает, как многообразен должен быть его язык, чтобы сделать друзей из школьников. Но кроме школы в каждом доме умеют различать взгляды хозяйки, так среди обыденной жизни проявляются особенности тонкого порядка. Стоит лишь их отмечать, углублять и распространять. … У нас радость, когда среди земного пребывания устанавливаются меры Тонкого Мира.

 

Мир Огненный, ч. 1. 472. Плох мастер, который не пользуется всем богатством природы. Для опытного резчика искривлённое дерево – ценное сокровище. Хороший ткач применяет каждое пятно для разукрашивания ковра. Златоковач радуется каждому необычному сплаву металла. Только умеренный мастер будет сокрушаться обо всём необычном. Только скудное воображение удовлетворяется чужими рамками. Большую зоркость и находчивость вырабатывает в себе истинный мастер. 

 

Мир Огненный, ч. 1. 558. Каждый может защищаться, прежде всего, силою духа. Некоторые усиливают заградительную сеть, представляя ее щитом. Но огненное сердце не ограничится щитом, но пошлет спираль Агни, которая притупляет самые злые стрелы. Конечно, нужно мужество и находчивость для такого действия.

 

Мир Огненный, ч. 2. 323. Водолаз являет приготовление к самому низшему слою воды. Его не заботит верхний слой, но ему нужно предусмотреть все давление в низшем слое. Так и отправляясь к народам, нужно иметь представление о самом низшем сознании. Каждый мыслящий о Мире Огненном должен уметь постигать мышление полуживотного сознания. Не следует пренебрегать пониманием самого низшего сознания. Наоборот, нужно запастись всею находчивостью, чтобы даже в зверином рыке уловить звук человеческий.

Самое опасное – неумение примениться к сознанию. Сколько несчастий произошло от явления не к месту сказанного слова! Явите находчивость.

 

Н.К. Рерих. Спешащий. 1924 г.Братство. 202 Находчивость и быстрота мысли могут быть развиваемы постоянным упражнением. Первое условие будет думать об этих качествах, потом полезно держать мысль внутри, чтобы жила во время всех других занятий.

 

Надземное. 50. Представим себе, сколько противодействий встречает каждого, кто посылает полезные мысли. Урусвати сегодня испытала многие Наши токи большего напряжения. Такая смена токов показывает, какая находчивость должна быть явлена. Ведь каждый ток борется с противодействием. Так самые неотложные решения требуют и обороны от весьма ловких разрушителей.

 

Надземное. 471. Урусвати знает степени сотрудничества. Люди предпочитают низшие степени, ибо в них меньше ответственности; усердие может проявиться лишь относительно, и не нужно утруждаться напряженною находчивостью.

Но трудны людям степени высшие. На них нужно выступать самостоятельно. Нужно уметь распознать единое слово Руководителя. Нужно найти мужество принять в щит многие стрелы – так, чем выше, тем труднее.

 

Надземное. 474. Не может быть усердного устремления, если оно разбавлено страхом. Можно химически проследить, насколько страх убивает жизнь. Конечно, и злоба, и зависть, и все прочие темные обычаи разлагают энергию... Люди будут уверять, что они ничего не боятся, но сами будут дрожать при первом поводе.

Пусть в школах испытывают мужество. Можно представить себе целый школьный предмет, когда ученики должны ответить, как они поступят при различных опасностях. Нельзя требовать, чтобы дети немедленно проявили находчивость, но можно довести их постоянным обучением познания жизни до мужественных решений. Такое соревнование в находчивости будет хорошим мозговым упражнением. После ученики поймут, как лучшие деятели доходили до высшей устремленности.

Мыслитель требовал, чтобы ученики хотя бы один день из недели посвящали марафону находчивости. Он знал, что этот доспех понадобится часто в жизни.

 

Н.К. Рерих. Похитители огня. 1938 г.Надземное. 494. Урусвати знает, что во время опасности люди забывают даже самые спасительные советы. Даже воображаемая опасность уже лишает людей мышления целесообразного. Самые поучительные рассказы существуют у разных народов, как домохозяин учил своих близких, как поступать на случай пожара. Но когда пожар произошел, то все поступили наоборот.

В спартанских школах приучали детей к всевозможным опасностям, чтобы развить находчивость. Так же нужно поступать и теперь, когда опасности приумножились. Особенно странно наблюдать людей, изобретающих несуществующие опасности. При этом они менее всего озабочены мировыми опасностями и более всего трепещут о своем бытии. Никто не может внушить им, что мировые бедствия сметут их очаг. Они никогда не согласятся, что опасностей для планеты больше нежели для их дома.

Даже не принято обсуждать мировые опасности. Для таких обсуждений должны быть какие-то служебные жрецы. Но когда наступит эпоха, явленная для понимания всеобщей целесообразности, люди могут тогда собрать советы, как им встретить самые сложные невзгоды. Пусть и в школах будут готовиться к возможным опасностям, но это знание не должно лишать род людской жизнерадостности. Каждый прошедший жизнь может сказать, что и в самой опасности есть зарождение радости.

Мыслитель знал, что радость зарождается во всех опасностях.

 

Надземное. 645. Урусвати знает, как негодуют многие, когда говорим о постоянных испытаниях. Старое речение, что весь мир на испытании, принимается как метафора, не имеющая применения. Явление испытания представляется как бы скучным наказанием. Пусть люди заменят слово "испытание" пробным камнем. Каждый знает, как необходим такой камень при многих опытах.

Казалось бы, люди легко могут приводить сравнения из научной жизни, прилагая к своим психическим переживаниям. Но при первом необычном явлении люди впадают в ссоры и не думают, что происходит полезное упражнение сил накопленных. Так, говорится, что некоторые Учителя допускали трудные положения, чтобы человек мог проверять свою находчивость и умел найти лучший выход. У Нас уявляют все внимание на людские переживания, только на этом можно уяснить, насколько разумно прилагается познание.

Считаю, что эволюция совершается малым меньшинством. Не удивляйтесь, что такое же отношение существует между проявленным и хаосом. Тем не менее космическая эволюция неустанно совершается. Так и среди человечества нужно видеть, что лишь меньшинство готово принять переустройство жизни, но переустройство все же совершается. Так можно сказать, что лишь немногие готовы следовать путем эволюции, но их ясное сознание дает достаточную энергию.

Мыслитель говорил: "Пусть останутся лишь немногие, ибо не в количестве суть".

 

Надземное. 650. В оказании помощи имеет значение и своевременное ободрение. Оно ценнее многих видов помощи. Ободряющий передает часть своей энергии, и такая раздача лучшего достояния ценна. Пусть все, кто хочет мыслить о Надземном, прежде всего познают радость помощи. Прекрасна такая радость, и она принадлежит вовсе не одним богачам. Совет может поднять бедствующего, и каждый может поделиться своим знанием. В таком благом напряжении помогающий приобретает новую силу и находчивость. Будет благословенна сердечная помощь. Мыслитель поучал: “Учитесь помогать, эта наука благословенна”.

 

Надземное. 686. Урусвати знает, что произойдут скептические замечания по поводу указанных Нами космических наблюдений. Скажут: "Какое значение могут иметь ничтожные человеческие попытки пред Беспредельностью – не больше, нежели полет мотыльков к Луне". Не нужно приводить таких сравнений, ибо психическая энергия человека могущественна.

Не все алмазы найдены великими учеными. Вспомним, какие великолепные нахождения были сделаны совершенно простыми людьми. Не будем заглядывать в причины, ибо без причин ничто не бывает, но лишь напомним, что даже дети оказывались отличными наблюдателями и находчиками. И когда приходят космические сроки, тогда и многие мышления самобытно вырастают.

 

Н.К. Рерих. Шамбале Дайк (Весть Шамбалы). Не позднее середины 1940 г. Надземное. 803. Урусвати знает, что мыслители древности называли земную жизнь единоборством с хаосом. Одиноко отважный воин облекался в тяжкий доспех и устремлялся на поиски дракона хаоса. Воин мог знать, что дракон подстерегает его на всех путях, но изменчив облик дракона; и находчиво должен был воин распознать его. Конечно, нередко воин впадал в леность и блуждал, не совершая сужденного подвига. …Дело в том, что воин должен найти самых сокровенных чудищ. Они сокрыты в дальних ущельях. Чем труднее, тем светлее подвиг, тем победоноснее возвратится воин в Твердыню свою.

Пусть человек запомнит крепко, что Твердыня его на Земле. Нужно также запомнить, что все земные труды совершаются для возвращения в Надземную Твердыню. ...

Мыслитель говорит: "Научитесь мыслить о высоком качестве бытия".

 

Надземное. 843. …Во всем творчестве жизни не забывайте целебность радости. Найдите находчивость призвать радость даже в трудные дни. Найдите силы сотворить радость, ибо в пространстве много возможностей зажечь костер радости.

 

Надземное. 854. Не нужно забывать, что люди нуждаются в постоянном напоминании и они могут воспринимать наставления в различных состояниях и разных выражениях. Поистине, Учитель должен быть зорок и находчив.

 

Письмо Е.И. Рерих. 5.11.1931. Нельзя доверять ценный груз не ведающему ценности его. Только осознание всего значения доверенного заставит принять все меры осторожности, осмотрительности, находчивости, которые при неуклонной настойчивости приведут к блестящей победе.

 

Письмо Е.И. Рерих. 28.09.1932. Не исказим доверенное нам выполнение великой культурной задачи. Найдем все силы противостать злобному невежеству и преступной зависти. Смелость при осмотрительности и умении находчивости пользоваться обстоятельствами упрочит победу.

 

Письмо Е.И. Рерих. 13.12.1932. Где та любящая рука, которая снимет часть тягости с Пламенного Сердца?! Где то сердце, которое почует признательность за все данное?! Не будем все трудности относить за счет служения. Будем справедливы и вспомним, как исполнялись указы! Сколько было сомнений, указаний на незнание обстоятельств, отложений в сроках и неточных или наполовину выполненных указаний!! Необходимо отставить все эти непонимания, надо расти сознанием и накоплять опыт и находчивость, ведь в этом вся цель существования на земле – выйти из темницы ребяческого мышления и из примитивного состояния мудсов*. Мы должны следовать не мудсам, но четкому мышлению, направляемому опытным Руководством.

* Moods (англ.) – настроения.

 

Н.К. Рерих. Дева снегов (Снежная дева). 1947 г.Письмо Е.И. Рерих. 17.04.1934. Между прочим, руководители часто научаются больше от людей, обладающих меньшим сознанием, нежели от приблизительно равных по уровню. Ибо малые, задавая нам вопросы, заставляют нас напрягать всю находчивость, чтобы пояснить им в доступной для них форме. Получается прекрасное упражнение в чёткости мышления. Истинно, уча, мы учимся.

 

Письмо Е.И. Рерих. 17.08.1934. …Конечно, всегда рекомендуется наибольшая самостоятельность и находчивость в одолении встающих препятствий. Как Вы знаете, в нужную минуту Совет всегда готов, но приложение его предоставляется ученикам. …

Жизнь очень сложна, и только то сознание, которое слито с Высшей Волей, может усмотреть верное направление и провести свой корабль через все бури, но бури неизбежны и полезны как для корабля, так и для кормчего и всего экипажа, ибо лишь так испытываются и закаляются бесстрашие, твердость, находчивость и выносливость.

 

Письмо Е.И. Рерих. 9.02.1935. …Нужна величайшая зоркость и предусмотрительность. Нужно научиться предвидеть каждое вражеское действие. Зная всю ограниченность людской природы и особенно же всех стародумов, это уже не так трудно. Мы должны отличаться от старых именно предвидением, подвижностью мысли и неожиданностью действий. Все великие победы были одержаны находчивостью или неожиданными действиями.

 

Письмо Е.И. Рерих. 26.04.1937. Явим терпение, явим внимательность к каждому Указанию, ибо если очевидность их значения не ясна сейчас, то это не значит, что в какой-то срок значение их не встанет во всей мощи. Но, конечно, Указания должны выполняться в срок. Явим бдительность, осмотрительность и находчивость. Находчивость нужна во всем, ибо лишь МЫСЛЬ побеждает! На всё у нас есть целый арсенал оружия, но нужно помнить об этом и знать, где и какое лучше применить.

 

Письмо Е.И. Рерих. 14.06.1939. Храните спокойствие, все придёт. Будем трудиться, проявляя самую большую осмотрительность и находчивость.

 

Грани Агни Йоги. 1952 г. 128. Пойми, как полезны темные нападения. Они наши лучшие учителя. Можно даже поблагодарить за выученный урок. Лишь враг изощрит и зоркость, и находчивость, и умение, и смекалку. Враги и нападения, трудности и препятствия – оселок для духа. Так все служит для восхождения тому, кто идет, решившись бесповоротно, и кому нет возврата назад.

 

Грани Агни Йоги. 1952 г. 626.Как только тяжкое противное явление получает смысл и целесообразность своего уявления для нас, с ним не только можно примириться, но даже приветствовать. «Привет трудностям», – может сказать лишь истинный ученик. И стоять непоколебимо уже не вопреки им, но именно благодаря им. Ибо сталь его духа закаляют они. И важно не жаловаться в духе. Не жалуется победитель, но с улыбкой встречает натиск неистовой тьмы. И как она заботлива, нанося удары отовсюду, чтобы укрепить броню стойкости и твердости со всех сторон. Порадуемся ударам неожиданным и с непредполагаемой стороны. Именно они укрепляют находчивость и состояние вечной настороженности. Быть всегда начеку, быть всегда настороже, или в состоянии напряженного дозора – лучший способ встретить достойно волну неожиданности. Растерявшийся путник не сможет красиво встречать волны. Но воин, всегда готовый к бою, не растеряется при любом нападении. Нельзя позволить себе быть застигнутым врасплох.

 

Грани Агни Йоги. 1953 г. 438. Силою Моею побеждается любое препятствие. Можно идти через жизнь силою Учителя. Можно ничего и никого не бояться. В Нем можно обрести спокойствие. Темные попытки не прекратятся, но будут разбиваемы силою защитного Луча. Сколько их было и сколько их будет. Они тоже служат продвижению, укрепляя зоркость и находчивость. Для того чтобы воин был всегда в готовности, он должен знать, что враг не дремлет. Инструмент в работе не ржавеет и блестит плуг. Бездеятельность мускула вызывает его омертвление. Лучшее рабочее состояние микрокосма – это его постоянное напряжение. Надо всегда быть на страже и настороже. Именно неожиданностью часто пользуются темные, чтобы нанести вред или нарушить равновесие. От ожидаемого удара можно защититься, но только постоянная настороженность позволяет отразить удар неожиданности. Ослабить напряженность заградительной сети – значит отдать себя в жертву случайностей и произвола людского.

 

С.Н. Рерих. Деревня. 1953 г.Грани Агни Йоги. 1953 г. 627. Высшей формой деятельности есть самодеятельность, то есть действия, из сущности данного сознания самоисходящие. Это указывает на зрелость духа и на то, что готов он к выполнению Поручения. Поручение даётся, но методы и способы выполнения дух избирает сам, предоставленный собственному опыту, находчивости и смекалке. …Действие, совершённое под влиянием извне, ценности не имеет, ибо источник энергии имеет вовне. Но действие самоисходящее, утверждённое свободной волей духа, является уже творческим актом, порождающим следствия.

 

Грани Агни Йоги. 1965 г. 79. Щит духа крепнет от получаемых вражеских ударов. Враги учат лучше, чем друзья. Будем радоваться врагам, ибо они обострят у нас зоркость, находчивость и сообразительность. И там, где неопытный мимо пройдёт, ничего не заметив, сознание, обострённое опытом вражеских нападений, много увидит и защитит дела, и друзей, и себя.

 

Грани Агни Йоги. 1972 г. 308. Враги более полезны для восхождения духа, нежели гнилые друзья, ибо учат настороженности, зоркости, смекалке и умению противостоять всевозможным противодействиям. Враги научают бороться. Враги, нанося удары, укрепляют и закаляют броню духа. Они изощряют находчивость. Воины Света силу свою утверждают в непрестанном борении с тьмою и темными злоделателями. Мне воины нужны сильные, смелые, закаленные в суровой борьбе. Закончим признательностью врагам.

 

 

 

Находчивость в уловлении знаков Высшего Мира

Мир Огненный, ч. 2. 8. Агни Йога требует особой находчивости, она не может проявляться через физическую механику, которая является в разных степенях при других Йогах. Такая стихия, как Огонь, казалось бы, должна учитываться физическими законами не менее других стихий. Но сущность Агни подчинена таким тончайшим законам, что физически она несказуема. Так нужно прилагать всю утонченную находчивость, чтобы следовать за огненными знаками. Потому можно усмотреть, как часто посылаемы Иерархией Огни, но люди не пытаются уловить и применить их. Уложение огненное лежит в основании жизни человеческой – зачатие, рождение и все акты, подлежащие Агни, не вызывают удивления, как проявление Несказуемого. Можно много бродить около механических построений, но двигаться в будущее можно лишь познаванием Агни. ... Так находчиво помыслим об Агни.

 

С.Н. Рерих. Весть (1953)Мир Огненный, ч. 2. 178. Иногда вызывает удивление, почему знаки из Тонкого Мира так странны и нуждаются в размышлении и толковании. Причина того – закон кармы. Именно, размышление и толкование уже возбуждают самодеятельность и таким образом облегчают и даже не зарождают карму. Значит, чем сильнее зоркость и находчивость, тем легче толковать знаки подаваемые. Высокие Существа и хотят намекнуть о многом, но рассеянность людей мешает дойти таким ценным советам. …История сообщает много случаев непринятия самых спешных советов. Недаром так развивалась внимательность в древности и даже как бы составляла целый предмет. Но теперь не многие понимают значение бдительности, для остальных руководство требуется в самых резких и повторных наставлениях, которые не могут не затронуть карму. Но только огненное сердце поймет скрытое значение тонких знаков.

Пусть сотрудники поймут, что каждый знак имеет назначение. Сколько Высоких Существ посылают моления и надеются, что будут поняты.

 

Грани Агни Йоги. 1951 г. 119. Каждое явление, будучи насыщено мощными волнами огня, пойдет, ускоряясь, к своему логическому завершению, и путь жизни земной станет путем бесконечных возможностей Света. Это жизнь на пути Света. А тьмы?

Сею знаки – находчиво подберите.

 

Грани Агни Йоги. 1951 г. 185. Все обернется на пользу и во благо, и достоинство твое Охраню. Но находчивость упражнять полезно и самообладание – тоже. Ты что же думаешь? Преуспеть на печке? Может быть – с тараканами? Лишь в вихре битвы, на поле боя преуспеешь со Мной, и в самом центре его. Потому не бойся нагнетений. Это путь ко Мне, и ближайший. Чем нагнетеннее, чем напряженнее, тем ближе. Так приучишь сознание свое к бушующему огню Моих напряжений рвущегося динамита.

 

Грани Агни Йоги. 1951 г. 350. …Живи сердцем. Без сердца – ноль. По линии устремления получаешь ответ. А зерна устремления Даю Я. Находчиво подбери. О них Наша забота. Собираешь сокровища, и несть им числа. Беспредельна и неисчерпаема сокровищница Космоса.

 

Грани Агни Йоги. 1970 г. 20. Каждый знак даваемый находчиво подберите и отметьте. Условия не позволяют сеять их поверх необходимости. Повторяться не будут. Приложить надо всю зоркость и силу собрать. Пусть вихри проносятся мимо, вы знайте свое и от главного не отклоняйтесь. Ураган явленный пусть только укрепит мощь вашего духа. Устоять можно лишь в башнях духа.

 

Грани Агни Йоги. 1971 г. 52. Находчиво будем собирать все знаки. Это очень обострит зоркость и готовность. Мало послать знак, его надо еще усмотреть. Люди обычно так заняты своим и собою, что времени на наинужнейшее уже не остается. Уловить знаки требует всего внимания и всего сознания, и надо отойти от себя. Много раз придется повторять, что формула «отвергнись от себя» остается тем условием, без которого восприятие пространственных посылок невозможно.

 

 

Начало страницы