ruenfrde

Героизм

Близкие понятия: напряжение духа, сила духовной воли, почитание Высшего, самоотверженность, дерзание, бесстрашие, действенность, неотступность, непоколебимость, стремительность, решительность.

 

 

Взаимодополняющие качества, которые помогают основному качеству не ослабеть, не перейти в крайности, но, наоборот, быть мощно синтетичным, выявляться всё полнее, лучше и ярче:

Н.К. Рерих. Жанна д'Арк. Триптих. 1931 г.                      - Самоконтроль

                      - Ответственность

                      - Осмотрительность

Героизм  и   - Бережность

                      - Терпимость

                      - Миролюбие

                      - Бесстрастие 

 

Герой духа. Героизм в жизни

Космогоническая сказка

Н.К. Рерих. В грозе и молнии

Н.К. Рерих. Подвиг

 

 

Герой духа. Героизм в жизни

 

Община. 147. Героем называют человека, который действует самоотверженно, но это определение не полно. Герой тот, кто действует самоотверженно, неуклонно, сознательно и, действуя во имя Общего Блага, тем приближает течение космической эволюции.

Можно встречать героев в текущей жизни. Не следует считать это понятие неприложимым. Страшась произносить такое понятие, мы сами отрываем путь в страну правды. Нужно познать геройство в жизни, нужно бесстрашно признать наличность врагов, нужно помнить, что меч есть жезл героя. Умение обратить меч в жезл должно найти место среди трудового дня.

Как поникнут все магические формулы перед неудержимым скачком через бездну к живоносному Солнцу! Только познавшие реальность могут говорить о Солнце без поверхностной слезливости.

Хотим видеть вас стойко побеждающими. Каждая победа учит сдержанности, но эта сдержанность трепещет полетами. Не бойтесь больших определений и, отправляясь на подвиг, скажите, чтоб приготовили пищу на завтра. Идущий на подвиг должен идти, как на колокол труда. Устремленному достаточна самая тонкая поверхность. Устремитесь!

 

Н.К. Рерих. Сосуд нерасплесканный. 1927 г.Агни Йога. 261. Героем не будет, кто дорожит жизнью. Героем не будет, кто бесплодно бросает жизнь. Герой несёт бережно сосуд, готовый отдать его на созидание мира. Опять те же противоположения. Поймёт их йог. Он поймёт ценность воздержания и сочетает её с ненасытностью. Герой, истинно, ненасытен в подвиге. Он голоден действиями и готов воздержаться каждый час. Он не отрывается от земли, действуя для духа. Неудержим и неотступен, не покинет начатое и не начнёт себе принадлежащее.

Явим сознание, чтоб отличить своё довольство от прилежания Общему Благу. Тонка граница между угождением себе и трудом на развитие мира. Лишь большое сознание может различить внутреннее побуждение. Лишь большое сознание может не обращать внимания на толкающие суждения.

Логика отравила многие слова; решение истекает из обмена слов, но не из смысла. Учение может открыть глаза, когда его принимают в полноте смысла. (…) Не глаз, но сознание подскажет осмотрительность. Можем ли чем-либо затруднить работу Учителя? Как сияющая радуга, стала радость отказа для Учителя.

«Владыка, возьми достояние мое, если оно пригодно Тебе!»

 

Гр.А.Й. 1954 г. 310. Подвиг есть утверждение Света в жизни.

 

Гр.А.Й. 1967 г. 289. Героизм и есть победа духа над личным, и над немощью тела, и над страхом смерти.

 

Иерархия. 283. Если караван равняется по слабейшему, то история зиждется на сильнейших. Так будем помнить о той замечательной Сущности, которая выбирает самое ценное для эволюции.

 

МО-3. 24. …Только самоотречение и самоотверженность дают понятие смирения. Воистину, Мы видим великанов духа и героев, отдающих себя на смиренные труды на благо человечества. Мы знаем великие опыты, производимые в лабораториях смиренно на благо человечества. Мы знаем великие огненные опыты, отдавшихся смиренно на благо человечества. Мы знаем явление на пути к Миру Огненному, которое вдохновляло все окружающее. Истинно, многообразно смирение, явленное самоотверженностью и самоотречением. Героизм есть проявление разных видов смирения. Так рекорды пространства заполняются великими действиями смирения. Неоценимы эти огненные полеты духа. Так, истинно, герои смирения испивают полную чашу яда на благо человечества.

 

МО-3. 41. Царственность духа заключается в огненном сознании именно как дисциплина духа, как утвержденный синтез и как явление широты понимания. Так только рабы духа боятся всего огненного, ибо каждое проявление Огня опаляет рабов духа. Можно проследить, как царственно идет явленный общинник, озаренный Огнем сознания. Не только достижения явного героизма нужно отмечать, но великий путь царственности духа среди каждодневной жизни. Невозможно ошибиться в потенциале царственного носителя Огня. Мы знаем этих великих подвижников, которые насыщают пространство и окружающее своим Огнем и вдохновляют на подвиг; так нужно в жизни присматриваться к тонким действиям царственного духа. Ведь нужно тонко разбираться в героизме, ибо не всегда видим огненный героизм духа и основание геройства не всегда открыто глазу обывателя. Как прекрасен путь царственного духа!

 

МО-3. 42. Как различно понимается явление героизма. Между тем, нужно запомнить, что не всегда трубный глас оповещает героя. Не во всемирном услышании идет герой духа, но в истинном испитии чаши яда. Тем, кто больше требуют, тем часто больше дается по требованию; но дары земные не есть утверждение даров высших. Истинно, герой духа идет иным путем. Его ноша будет Ношей Мира. И как чудесен облик героя духа, идущего стремительно в безмолвии и одиночестве! И огненное творчество героя духа сравнимо лишь с Огнем самого высшего напряжения, ибо незримо высшее Пламя. Пространство так напрягает лучи творцов духа. Не есть ли образ Дающего – образ чудотворного Сердца? Так запомним на пути к Миру Огненному.

 

Н.К. Рерих. Христос в пустыне. 1933 г.Гр.А.Й. 1960 г. 312. Один в поле воин – ведь это уже подвиг.

 

Гр.А.Й. 1962 г. 255. Один в поле воин – таково условие Служения Свету.

 

МО-3. 43. Сердце героя знает самоотверженность во имя Общего Блага. Оно знает самоотречение и Великое Служение. Ведь путь героя усеян не всегда венцами человеческой благодарности. Ведь путь героя идёт тернистыми тропами. Потому нужно всегда почитать тропу самоотверженности, ибо каждое продвижение по лицу Земли, утверждающее героизм духа, есть явленный залог нового начала. Сколько героев духа могли быть на пути человеческом, как факелы ведущие! Но незаметны эти огни духа глазу невежества. Так на пути к Миру Огненному нужно почитать героев каждодневной жизни, которые насыщают жизнь достижением каждого часа. Община труда должна воспитывать этих героев, ибо столпы народа утверждаются только качествами героизма духа и сердца. Тот, кто знает героизм самоотречения, не будет случайным героем времени – рекорды пространства отметят навсегда труды героя духа.

 

Надземное, 272. Урусвати знает, что герои и мученики слагают народы. Что же в этом нового, когда Пифагор и гораздо раньше него уже знали такую истину? Но все истины должны быть пересмотрены перед ликом науки – так говорят ученые, и они правы.

Что же представляют собою герои и мученики? В смысле энергетическом они составляют как бы живые вулканы, извергающие напряженные энергии. Действительно, такие напряжения необходимы для эволюции. Таким образом, мы снова приходим к сочетанию этики с биологией. Учение новой жизни показывает, что энтузиазм и есть благословенное напряжение. Люди не могут быть без этих ведущих вспышек. Если в Космосе взрывы будут созидательными импульсами, то и взрывы человеческие также нужны для эволюции.

Многие называют героев и мучеников фанатиками, но [Мы] не любим это определение, оно лишь затемняет лучшую сторону героизма. Наоборот, истинный герой знает Учение Самоотвержения. Он идет не для поражения чего-то, но для лучшего приложения своих сил.

Невозможно спорить против мнения, что мученики сейчас не существуют. Иные думают, что такие понятия принадлежат ветхой древности. Неправда, постоянно усиливаются как героизм, так и мученичество, но все идет в массы народа и потому трудно различимо. Нужно не раз повторить, что народы создают совершенно новый ритм жизни.

Мыслитель знал, что толпы обратятся в народы, и тогда будет оценен труд самоотверженный и героизм.

 

Н.К. Рерих. «Светлой памяти Короля Александра».  Жизнь героя ведёт человечество. Как исток вдохновений, как мера прекрасного, как побудитель мужества, – так звучит голос истинного героизма.

 

Н.К. Рерих. «Чюрлёнис».  Там, где ценят своих героев, творцов и тружеников, там возможно и светлое будущее.

 

С.Н. Рерих. Профессор Николай Рерих. 1937 г.Н.К. Рерих. «Король Альберт».  Человечество должно беречь своих героев. Также должно оно беречь и память о них, ибо в ней уже будет здоровое, созидательное вдохновение. Жизнь уныла без героя. Тем ценнее, если такие герои не только имеются на страницах преданий, переходя в божественные мифы, но они оказываются посланными и в наше время. Они трудятся, создают и борются за благо в эти дни. Люди могли их видеть. Множество соратников могли ощущать прикосновение ободряющей руки и слышать зовущее слово. Не оставлены и наши времена. Имя короля Альберта останется в ряду этих несомненных героев, так нужных не только своей стране, но для чести и достоинства всего человечества.

Героизм – не самость. Героизм есть истинный альтруизм. В героизме живет и сияет самоотречение и самопожертвование. Слава сопутствует герою, но она является не умышленным надписанием, но естественным гербом его славного щита..

 

Письма Е.И. Рерих. 22.06.1934. Лишь герои насыщают жизнь, лишь героизмом можно продвигаться. Сказано, что страна, мечтающая о герое, будет процветать.

 

Письма Е.И. Рерих. 6.07.1934. …Все героическое, все, что подымает сознание народа на подвиг духа, должно быть сейчас особенно отмечено. Вы знаете, что я против узкого национализма, но уважение и любовь ко всем прекрасным героическим выявлениям каждой страны меня всегда глубоко трогают.

 

Письма Е.И. Рерих. 19.04.1938. …Ознакомление с самоотверженными жизнями всех веков и народов помогает детям осознать величие человеческого достоинства и назначения и научает их любить самоотверженный подвиг. По истории знаем, что каждая великая эпоха была отмечена приливом мощной волны почитания героизма во всех его проявлениях. Завет Великого Братства – творите героев!

 

Письма Е.И. Рерих. 26.02.1945. Героизм возможен только там, где сердце не окаменело. Потухшие сердца не ведают героизма. По этому признаку различайте народы будущего от уходящих.

 

Надземное. 735. Урусвати знает, что героизм есть выражение самопожертвования и пламенного энтузиазма. Во время совершения героического подвига, человек повышает вибрации, он даже освобождается от физических ощущений и наполняется огненным прозрением.

Невежда может сказать – к чему говорить о героизме при беседах о Надземном? Невежда не понимает, что устремление к Надземному уже есть героизм. Он не знает, что каждая мысль о Надземном уже повышает вибрации и наполняет сознание пламенным подвигом.

Если мысль слаба, то и следствие ее будет ничтожно, но четкая, ярая мысль создает и мощное следствие. Много нужно твердить о том, что мысль о Надземном дает целительные вибрации. Много нужно повторять о значении возвышенного мышления. Но скоро врачи будут советовать при психических неравновесиях приобщиться к мысли о Надземном. Пусть первые попытки будут примитивны; пусть люди не вполне восчувствуют важность таких общений, но даже малейшая частица панацеи уже даст полезные следствия. Помыслы о Надземном есть панацея.

Не преувеличение, что люди носят в себе талисман, но нужно прежде всего почуять восхищение, сопряженное с мыслью о Надземном. Человек без посоха бредет, спотыкаясь, но Сверху может быть подан прочный посох, только принять и бодро продолжить восхождение.

Мыслитель просил учеников полюбить восхождение на горы; оно помогает взглянуть на небо.

 

С.Н. Рерих. Подвиг. 1938 г.Агни Йога. 290. Разве герои древности похожи на героев современности? Разве герои древности нуждались в запасе неистощимого энтузиазма? Их подвиги были кратки, и один взрыв огня мог напитать их энергию. Теперь же длительность подвига и совершенная истощенность сил земной атмосферы требуют непомерного напряжения энергии. Самый тяжкий удар, самый грозный призыв вспыхивают от одного взрыва, но длительность и повторность нуждаются в целом ряде токов.

Значение современного героя поддерживается сознанием, что ему неоткуда ждать сотрудничества. Когда он говорит: «Не могу покинуть поле битвы», он впитывает новые силы. Мы готовы дать поток, возобновляющий силы, соответственно твердости решения не покидать битву, но знаем, как трудно нести свет во тьме, ибо этот свет видим другим, но не несущему. Кроме того, спящие не выносят света.

Вообще, наблюдайте, кто не нуждается во тьме для сна, – огонь их духа уничтожает тьму. По отдельным привычкам узнаем пригодных бойцов. Когда же их зрение блуждает по тьме, содрогаясь от беспросветности, Мы говорим: «Вас слушает пространство». Сеятель не считает брошенных зерен, ибо он сеятель, но не жнец. Кто же идет более радостно на работу? Сеятель, но не согбенный жнец. Правою рукою широко раскидывает зерна сеятель, ветер уносит многие зерна, но поет сеятель, ибо для него не пусто поле, он уйдет, насытив пашню. Ему безразлично, какой жнец опустошит его посев и кто сумеет собрать новые зерна.

Посев поручается более доверенному работнику. Длинно поле, но опытная рука не устанет. Нам сказано: «Творите героев».

 

Письма Е.И. Рерих. 8.05.1935. Прекрасны Ваше стремление к Духовной Общине, Ваша любовь к действию, потому и питайте в себе именно это устремление. Возведите его в подвиг Вашей жизни и, выписав из Учения все места, где говорится о подвиге, следуйте им. Именно сейчас пришло время всем говорить о подвиге в жизни каждого дня. Все знания наши без понимания подвига в жизни – ничто! Высшее знание открывается лишь устремленному к жизненному подвигу. Никакие отказы от жизни, никакие погружения в изучение оккультных наук не дадут высшего озарения, нисходящего лишь к тому, кто сердце и душу свою отдал на служение Миру. Потому пусть Ваш мантрам будет: «Подвиг в действенном Служении Миру».

 Также и своим ученикам твердите о подвиге. В наше грозное время нужны подвижники, нужны энтузиасты, нужны герои!

 

Надземное. 174. У Нас очень признают за особое достижение, когда и в удаче, и в неудаче человек неуклонно стремится к избранной цели. Но для этого нужно избрать цель и понять, что вне ее нет продвижения. Из такого убеждения складывается подвиг. Требуется некоторый подвиг от каждого человека. Само понятие подвига должно быть зовущим, но не устрашающим.

Еще Он [Великий Путник] учил о качестве подвига: "Каждый улучшающий качество труда своего уже совершает подвиг. Даже если он действует ради себя, он не преминет принести и другим пользу".

Труд имеет качество в себе такое, что любой получит от него пользу. Не только в земном мире радуются качеству труда, но и в Тонком Мире наблюдается особое внимание к прекрасному труду".

 

Надземное. 571. Урусвати знает различие между подвигом и благоразумием. Подвиг может быть прекрасен, величественен, торжественен, мудр и поражающ, но никто не определит подвиг как благоразумие.

Если бы Жанна д’Арк обратилась к старейшинам своего села, говоря о подвиге, они нашли бы её неблагоразумной и даже безрассудной. Поистине, подвиг безрассуден, ибо творится он не по рассуждению, но по чувствознанию.

Существуют толпы людей, для которых подвиг вообще не существует. Высшая мораль их кончается на благоразумии. Всё миросозерцание для них ограничено благоразумием. Ради него они способны не помочь ближнему, способны вредить родине, способны предать человечество и при всех преступлениях готовы твердить мёртвое слово – “благоразумие”.

Не истолкуйте ложно Наше отношение к благоразумию. Слово это состоит из хороших понятий, благо всегда хорошо и мудрое разумение полезно. Но житейские толкователи ухитряются из доброго понятия сделать почти позорное применение. Они, если бы могли, уничтожили бы слово “подвиг”, настолько оно противно их психологии.

Вот еще страница Нашей Внутренней Жизни. Мы можем утверждать, что каждый был причастен подвигу, некоторые из них сохранила история, но большинство не было отмечено. И сам деятель не должен утруждать свою память о тех исканиях, которые были добром. Но слово “благоразумие” Мы не употребляем. Можем предупредить об осторожности и осмотрительности, но чем глубже будет деяние по своему значению, тем больше Мы порадуемся. Мы отмечаем каждый подвиг. Он создает звено эволюции.

Учитель должен преподать различие между многими понятиями, иначе школьники будут твердить их бессмысленно, как некие птицы. Засорение человеческой речи есть общественное преступление.

Мыслитель говорил: “Предоставьте благоразумие торговцам, вы же полюбите деяния героев”.

 

Н.К. Рерих. Искушение Христа. 1933 г.Иерархия. 185. Мы очень расположены к словам, где входит понятие блага. Но одно из них совершенно противоречит Нашим обычаям – это благополучие. Действительно, исследуйте историю человечества и убедитесь, что никогда ничто великое не созидалось среди благополучия. Давно твержу о благословенных препятствиях, но мало кто любит борьбу в подвиге. Между тем, неминуемо приучиться к борьбе, ибо иначе нельзя закалить клинок духа. И для земного продвижения, и для дальних миров необходимы препятствия и умение побеждать их. Успокоение непригодно для Иерарха.

 

Письма Е.И. Рерих. 8.06.1936. …Следует запомнить, что трудная карма не значит – карма низкая. Именно наоборот. Легкая карма есть карма ничтожества. Часто легкая карма является тяжким испытанием, ибо чрезвычайно редко, когда человек поднимается среди благополучия. Потому среди мудрых принято считать легкую жизнь за проклятие. Если бы Жанна Д'Арк была пожалована королем поместьями и кончила жизнь в роскоши и благополучии, то она не была бы Жанной Д'Арк. Но не ее личная карма требовала костра. Не забудем о Миссиях, принимаемых на себя высокими духами. Отношение к ним со стороны тех, к кому они направлены, утверждает карму тех народов на многие века. Так, они являются пробным камнем сознания народов.

 

Письма Е.И. Рерих. 12.01.1932. Беседуя с подошедшими и молодыми, укажите им прежде всего на великое понятие и значение подвига. Укажите им всю красоту служения Великому Общему Благу. Умейте не засорять сердце при упоминании подвига, ибо подвиг – антипод самости – жаждет самопожертвования, и идти, загоревшись подвигом. Для подвига не нужно никаких чрезвычайных обстоятельств, подвиг может быть среди самых каждодневных занятий, ибо он, прежде всего, творится в духе, в сердце; трансмутируя великим трудом свои качества-энергии, мы тем самым трансмутируем и энергии, окружающие нас. Помните о великом творчестве воспитания и создания истинных людей. Неустанно указывайте на необходимость расширения сознания, ибо лишь этим путем возможно получить всю меру помощи от Благого Источника.

 

Н.К. Рерих. «Взлёты».  Экое славное русское слово “подвиг”. В нём и движение, и творчество, и преуспеяние.

 

Н.К. Рерих. «Уберегите».  Именно этому [русскому] великому народу дано и великое слово ПОДВИГ. Ни в одном ином языке нет такого понятия, во всей его возвышенности и поступательности.

Подвиг дан тому, кто может устремляться во имя общего блага. Русский народ уже много раз доказывал своё бескорыстие, и потому он удостоен и подвига.

 

Н.К. Рерих. «Америка».  …Борьба за Культуру есть геройство. И герои всегда претерпевали и преодолевали.

 

Н.К. Рерих. «Герои».  Высокое качество мышления слагается не в роскоши, не во власти, не в лукавом словопрении. В каждом доме может и должна расти дума о добре, о преуспеянии добром, о совершенствовании жизни. В таком устремлении мозг не допустит ругательства, а тем более поношения всего близкого к интеллигенции, к Культуре.

Повернется ли язык назвать Культурных тружеников жалкими? А как же тогда все академии, все университеты, все школы? Не только нужно поминать имена Суворова, Кутузова и всех отечественных героев, но и осознать, что они были интеллигентны и Культурны в своих великих подвигах.

 

Н.К. Рерих. «Единение».  Подвиг по существу своему не может быть безобразным. Подвиг – всегда прекрасен. Идите путем прекрасным.

 

Письма Е.И. Рерих. 29.11.1942. Родные наши, обеими руками подписываюсь под всем написанным Н.К. о борьбе за Культуру, ибо явно борьба за Культуру была и есть истинное геройство. И, скажу, наибольшее геройство, ибо неизменно герои эти не знают ни кликов победных, ни ношений лавровых венков, но лишь клевету, страдания и конечное увенчание терновым венцом, – так было, так оно и есть. Потому так чисто, так самоотверженно, так прекрасно это геройство, истинно, оно преображает наше существо, и преображение это есть наивысшее воздаяние, ибо миры Надземные становятся доступными во всей их мощи и красоте.

 

Н.К. Рерих. Спешащий. 1924 г.Агни Йога. 424. Мерой успеха будет степень необходимости. Поверьте, не пройдут они над пропастью без необходимости. Чем явление необходимости неизбежнее, тем ступень преодоления ближе. Пусть восстанет самая грозная необходимость.

 

Листы сада М. Озарение. Часть 2, VII. 16.  Всякое желание вредно, но стремление к подвигу нужно. Желание не есть подвиг. Подвиг есть осознание необходимости. Желание может расти; от желания можно отказаться или изменить его. Поток стремится не по желанию, но по неизбежности необходимости.

Дух знает, где толчки желания и где скала необходимости. Вижу, как истины поток несется, – ничто не может преградить ему путь.

Как часто Имя Владык, произнесенное с верою, помогает создать мост помощи!...

Только сознанием полной необходимости переплывете.

 

Листы сада М. Озарение. Часть 3, II. 5.  Скажу, отчего началось различие между Буддою и Девадаттою.

Девадатта спросил: «С чего начинать каждое действие?»

Благословенный отвечал: «С самого необходимого, ибо каждое мгновение имеет свою необходимость, и это называется справедливостью действия».

Девадатта настаивал: «Как возникает очевидность необходимости?»

Благословенный отвечал: «Нить необходимости проходит через все миры, но непонявший ее останется в опасном ущелье и незащищенным от камней».

Так не мог Девадатта отличить черту необходимости, и эта тьма заслонила путь ему.

Потому лихой конь даже концом копыта чует, на какой камень ступить раньше. Так чуется порядок подвижности, соизмеримости и необходимости.

 

Н.К. Рерих. Будда-победитель. 1925 г.Сердце. 278. Каждое чувство порождает энергию. Взаимное чувство удесятеряет энергию. Коллективное чувство создает мощь энергии, но единичное чувство должно быть напряжено и взаимное собирательное чувство должно быть согласовано. В этом вся причина несильного воздействия современных чувств; ни одно условие напряженного чувства почти не соблюдается теперь. Между тем, какая великая реальность отразилась бы в подъеме множества согласованных чувств! Древние называли чувство кузницей мощи. Не правда ли, как величественно чувство взаимной любви! Не ниже стоит мощь взаимной признательности. Несокрушимо чувство героизма самоотверженного; так можно создать прекрасные башни и твердыни. Но откуда придет согласованность? Не от рассудка, не от извилин мозга, но из сердца, от Света.

 

Сердце. 509. Где же то чувство, где же та субстанция, которой наполним Чашу Великого Служения? Соберем это чувство от лучших сокровищ. Найдем части его в религиозном экстазе, когда сердце трепещет о Высшем Свете. Найдем части в ощущении сердечной любви, когда слеза самоотвержения сияет. Найдем среди подвига героя, когда мощь умножается во имя человечества. Найдем в терпении садовода, когда он размышляет о тайне зерна. Найдем в мужестве, пронзающем тьму. Найдем в улыбке ребенка, когда он тянется к лучу Солнца. Найдем среди всех уносящих полетов в Беспредельность. Чувство Великого Служения беспредельно, оно должно наполнить сердце, навсегда неисчерпаемое. Священный трепет не станет похлебкою обихода. Самые лучшие Учения превращались в бездушную шелуху, когда трепет покидал их. Так среди Битвы мыслите о Чаше Служения и принесите клятву, что трепет священный не оставит вас.

 

Надземное. 606. Урусвати знает, что Мы часто говорим о борьбе. Действительно, борьба как преодоление хаоса всегда прекрасна. Нет иного пути для продвижения, но и это простое понятие подвержено различным перетолкованиям. Ханжи восстают против, ибо превозносят какой-то свой мир, основанный на бездействии и безмыслии. Лицемеры скажут, что их свара и драка есть тоже борьба. Наконец, лукавцы подготовят самые нелепые сопоставления, чтобы оправдать свои злые попытки.

Действительно, для понимания великой борьбы нужно уметь соизмерять. Пусть человек возьмет все свои измерительные снаряды, чтобы вычислить, где великое и где малое. Нужно уметь приурочить малое к большому. Пусть попробует одинокая пчела просуществовать без роя. Разве не поучительно наблюдать, как малые шарики ртути притягиваются друг к другу и образуют одно целое? Так же и распыленный песок под воздействием ритма ложится в определенные узоры. Природа дает образцы притяжения, и в этих накоплениях сказывается борьба против хаоса. Так же нужно смотреть и на мировые события, иначе можно не заметить великие периоды истории.

Много ценных понятий искажается. Люди не понимают великого значения любви, этого вселенского магнита. Они судят от себя и подставляют свое эгоистическое толкование. Они понимают любовь как насилие, но этим лишь подсекают крылья прекрасной любви.

Мыслитель указывал на крылатую Победу и говорил: «Держите глаза открытыми и в чистоте, иначе не распознаете, где Свет».

 

Записи Б.Н. Абрамова из кн. «Устремленное сердце».

20

Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь. Не знаете, которое слово Учения кому поможет. Знайте, больше знайте. Люди погибают от незнания. Люди бедствуют от непонимания. Люди захотят знать. Чем больше принесёте, тем спелее пожнёте. Учитесь непрестанно. Каждое слово Учения капле воды живой подобно. Спрысните им омертвелые души. В сказках скрыто больше, чем думают. Трудно достать воду живую, но доставший воскрешает. Почему подвиг лишь в сражениях? Добывание знания – тонкий и мужественный труд. Платим за каждую крупицу цену страданий и напряжений. Но страдания пройдут, а знание останется вечно. Кто лишит вас его? Знанием поможете, знанием продвинете, знанием Мир Новый создадите. Не сомневайтесь в этом. Лучи пробудят голод духа, но кто насытит голод? Знающим уготовано поле посева.

Не ждать Нового Мира, но создавать его надо. Пир приготовите сами.

 

Вступивший на Путь вступает в область труда бесконечного. Он трудится, чтобы выполнить порученное; трудится, чтобы быть в состоянии выполнить порученное; трудится, чтобы идти и дойти самому и чтобы вести и довести других. Трудится для продвижения эволюции, для очищения и насыщения пространства; трудится на общение с дальними мирами, на помощь всем и всему.

21 января 1951 г.

 

22

Каждый раз, когда нам удаётся сохранить равновесие, проявить терпение, спокойствие духа, дружелюбие или непоколебимость устремления в самых неблагоприятных обстоятельствах, — каждое такое проявление есть наша стрела, поразившая врага.

Каждый раз, когда мы раздражаемся, огорчаемся, беспокоимся и теряем равновесие, — это вражеская стрела, попавшая в нас.

Н.К. Рерих. Конфуций справедливый. 1925 г.«Победа духа на великом поле жизни» (Н.К. Рерих. Сердце Азии).

Вот она — ежеминутная, непрекращающаяся битва. Чьё количество стрел перевесит, туда и будет клониться победа.

Всё неотвлечённо. Каждое воздержание от лишнего слова, от лишнего жеста будет уже приношением. Каждое малейшее сохранение энергии будет уже приношением. Зачем ждать особого случая для совершения великих подвигов? Нет более великого подвига, чем каждодневность, и немногие осиливают его. Для этого подвига из подвигов требуется та Любовь, которая превращает серые будни в сверкающий праздник и унылое слово «каждодневность» — в великолепное и радостное понятие «Беспредельность». Можно ли её делить на дни и ночи, дробить монолит единой Жизни?! От дробления и получаются те осколки, по которым так неудобно и неприятно идти. Пришло время объединения, время собирания частей в одно целое. Также пришло время слить все условные частицы времени в одно мощное понятие Беспредельности.

19 февраля 1951 г.

 

90

Листы Сада Мории. Озарение. 2–VIII–10. Ясноподвиг — подвиг, укреплённый до непреложности. Нужно, чтобы подвиг был не чем-то отделённым от сущности, совершаемым по указу воли и сознания, а ассимилировался с существом человека и стал его естественным выявлением. Только тогда это не будет вспышкой, которую можно остановить, но тем естественным своим пламенем, которое снять с головы нельзя. Огонь ясноподвига звучит в гармонии с музыкой сфер, ибо питается правильным пониманием эволюции Космоса.

1 мая 1952 г.

 

100

Мужество, решимость, динамика наступления — черты героического духа. Проникновение в глубины тайн. Она дала только часть того, что знала. Многое унесла с собой. Нельзя представить, как неимоверно трудно было давать, встречая натиск отпора, тупого и злобного сопротивления. Явление столь необычное, что у многих подходило только под рубрику шарлатанства. Не было других мер у трёхмерных людей. Она жила в четвёртом и утверждала его законы и тайны. Не могли понять, что не новое приносила, но очищала и давала основы знания, не старого и не нового, но вечно даваемого и вечно искажаемого. Младенчество науки и дряхлая затхлость церкви, медиумизм и магия, невежество и суеверия встречали её на пути приношения. Как лев шла, разбивая грудью удары сопротивления. Дух был несломим, но тело не выдерживало. Не раз была на грани ухода и возвращалась силами Братства. Каждый приносящий страдает от непринятия приносимого, и чем больше приношение, тем больше страдания. В этом чаша подвига всех светоносцев. Частичные признания и искажения были не лучше отрицания. Лишь немногие, действительно вместившие, поддерживали её своей согласованностью.

«Тайная Доктрина» ляжет вехами для нового знания. Объединение духовного знания с наукой даст последней неограниченность.

7 мая 1952 г.

 

121

О  ПРЕПОДОБНОМ  СЕРГИИ.

СВЯЩЕННЫЙ  ГЕРОИЗМ

Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский.<br>1932 г.Ушедший приходит, отказавшийся вмещает, отдавший принимает. Титан духа, принявший на себя судьбу великой страны. Дух её поднявший, не только внешнее устроение и одоление врагов. Заложивший камень будущего основания. Единосущный огню и с огнём нераздельный, огнём побеждал всё.

16 июля 1952 г.

 

122

Героизм духа есть наивысший. Не тело жертвовал, но дух закладывал в основание Новой страны. Цементировал собою построение новой жизни. Потому слит с Высшим нераздельно, и неотделимо там всё лучшее от Него. И, пропитав Собою, поднимает за Собою. Тяжка ноша и долог труд, но на Служении не считают дней и не взвешивают нош. Только вложив душу свою, потеряв её в деле порученном, можно совершить предназначенное. Не велика помощь от стоящих в стороне. Немногие умеют так вкладывать себя, но на этих немногих Вкладах держится мир.

18 июля 1952 г.

 

128

Каждая эпоха имеет своих героев. В эпоху воскресения духа Он будет первым среди героев духа. Во всей реальности встанет Его подвиг и труд. Чем тише подвиг, тем громче он в мегафоне пространства. Внешние громкие дела часто пространственно ничтожны.

Тихий подвиг растёт в веках. Тайное становится явным. Растут дела заложенные. Как часто люди пользуются плодами, не зная корня! Новая Эпоха восстановит справедливость и научит ценить реальные ценности.

10 октября 1952 г.

 

264

[Запись посвящена Е.П. Блаватской]

Одиноко шла, несмотря на многолюдное окружение. Последователи понимали частично или извращали, доставляя этим страдания, значительно превосходящие физические. Ноша поручения была так велика, что никакие человеческие силы не смогли бы нести её. Кругом плотными стенами стояли враги. Невежество и лжезнание, суеверие и спиритизм, тормозивший законное постижение тонкого мира; косность и страх перед всем, что казалось новым и необычным; клевета и непонимание даже ближайшими – на что могла опереться она? Где было взять силы для преодоления и труда?

Но силы приходили, и, больная и фактически одинокая в тёмном людском лесу, она шла напролом, отважная, прямая, бросающая в лицо невежеству и лицемерию лжерелигий и лженаук неслыханные откровения правды.

Путь, характерный для героя духа. Если бы путь был лёгок, не было бы героев. Люди мечтают и молят о лёгком пути. Но куда ведёт он? Ведь только спускаться легко; подниматься всегда трудно. Но люди не думают о конечной цели – лишь бы было легко идти. Герой духа о пути вообще не думает, трудный или лёгкий – но его путь непреложен. Именно отсутствие колебаний определяет героя. Не герой, кто оглядывается в поисках выбора. Герой знает, куда идёт, и, имея перед собой конечную цель, не смущается особенностями дороги. Он может страдать и изнемогать, но он всё равно идёт. Он живёт этим – своим трудом и продвижением. Трудиться для эволюции для него так же естественно, как дышать. Это – выражение его жизни. Потому герои не задерживаются долго в промежуточных состояниях и отдых для них только накопление новых сил. И труд, и отдых, бдение и сон – всё служит для единой цели.

7 мая 1954 г.

 

Гр.А.Й. 1951 г. 35. Любовь – победительница жизни, ею восхищаются пути подвига.

 

Гр.А.Й. 1952 г. 74. Пламя подвига, принесённое с верою, превысит пламя других возношений.

 

Гр.А.Й. 1952 г. 361. Не базарная очевидность есть выражение Жизни, но подвиг.

 

Гр.А.Й. 1952 г. 495. Принесение личного в жертву Общему Благу есть путь Архата. Многие ли могут идти им? Но кто-то может, и кто-то идёт, и путь этот называется путём подвига. Устремление, вырастая, достигает состояния, когда путь подвига становится неизбежным и выросшее сознание с радостью и добровольно избирает его. И бремя тяжкое, бремя невыносимое становится крыльями полёта.

 

Н.К. Рерих. Нагарджуна, победитель змия. 1925 г.Гр.А.Й. 1953 г. 409. Вера необходима до конца, надежда – до конца, устремление – до конца. Это последняя ставка, и на кону ставится все. Ибо только претерпевший до конца, или выдержавший все, достигает. Всё окружающее восстает, будучи вызвано к противодействию огнем, загорающимся в сердце ученика. Прометей похитил небесный огонь, но сам оказался прикованным к скалам Земли. Тяжко нести огонь по Земле. Окружающее не сочетается с огнем. Даже собственное физическое тело противодействует, пока достаточно не разредилось. Словом – чистилище на Земле. Можно склониться под тяжестью ноши, поникнуть и пасть, но формула огненного духа – «Поборемся». Потому несение огня в жизни земной есть подвиг. Если его угашает каждое противное дуновение, слаб огонь. В святилищах древних храмов ценою жизни поддерживали священный пламень. В святилище сердца ценою жизни поддерживается тот же неугасимый священный огонь духа, ибо без него нет жизни, без него смерть. Смерть духа и смерть в духе – самое страшное, что может постичь человека. Раньше говорили: «Веры не угашайте». Разве дело в самой вере? Дело не в вере, но в огне духа, который поддерживался и питался верою или надеждою на будущее. Настоящее пищу огню дать не может, но будущее горит всеми огнями. Надо учиться преодолевать вибрации настоящего огнем устремления в будущее. Огонь побеждает. Говоря о приближении Огненной Эпохи, мы прежде всего огонь в себе утверждаем и, утвердив, поддерживаем его всеми силами духа и сердца. Носителю в сердце огня не может быть легко среди противоположных стихий. Стихии приводятся в движение огнем, и их противодействие неизбежно. Подвиг заключается в том, чтобы огонь разгорался, освещая и согревая все, что стремится его погасить.

 

Гр.А.Й. 1953 г. 425. Победа достигается в каждодневности, и в этом – подвиг.

 

Гр.А.Й. 1953 г. 563. Подвиг можно назвать жизнеутверждением духовного знания.

 

Гр.А.Й. 1954 г. 151. Подвиг ежедневный, и постоянный, и неустанный на чаше заслуги перевешивает огни временных возношений. Огни неугасимые в каждодневности зажигаются.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 20. Так и ходят люди среди людей, излучая вокруг себя энергии света или тьмы. Потому утверждение качеств в себе не есть дело личное, но пространственное. Потому ответственен человек перед людьми за качество излучений ауры своей, за свет или тьму, носимую им в себе. Спасение не в словах, но в приложении Учения к жизни, ибо слово, приложенное и примененное, порождает в микрокосме человеческом энергии утвержденные, рождающиеся в излучениях явных. И так как много серых кругом, то не их воздействиям следует подчиняться, но порождать свои, то есть свет свой нести непоколебимым тусклыми и дисгармоничными излучениями окружающих. Окружающее и люди свет носителя Света алчно и вампирически пожирают. Потому мудро следует оберечь светильник от рук, тянущихся к нему, чтобы сознательно или бессознательно его потушить. Борьба за свет не прекращается ни на мгновение. Героями духа можно назвать их, свет в ауре своей миру несущих. Невидим и неприметен этот подвиг, но тяжек для сердца и труден. Больно сердцу от яда, вбираемого им в себя для трансмутации его в энергии света. Тяжек и труден подвиг внесения в жизнь Света. Но это и есть Великое Служение. Надо дать себе ясный отчет, в чем заключается его сущность. Уже не костры, не растерзание зверями, но постоянное, каждодневное распятие сердца на кресте жизни. И кто может сказать, где требуется больше мужества, стойкости и терпения. Трудность подвига современного носителя Света заключается в его длительности и в том, что совершается он среди жизни, причем совершает его герой духа не удаляясь из жизни. Но тем славнее победа, тем ближе Владыка, который все Видит, все Знает и Любит воителей своих. Послал вас в мир, дабы миру Свет Мой явили. Миссия ваша – Свет Мой в ауре своей миру незатемненно нести. Учитель за вами Стоит и Смотрит, как Свет Его в ауре вашей в излучениях, уже самоисходящих, преломляется. Несите, несите, родные Мои, Мой Свет, свет ваш миру на преображение.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 72. На испытания будем смотреть как на быстрейший способ и метод восхождения духа, но не как на причину для огорчений, уныния и сетований. … Путь радостного подвига есть путь скорейший.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 491. Из сильного духа трудности жизни высекают искры света. Чем больше трудностей, тем больше искр, сливающихся в громады огней. Смотрите, как под тяжкими ударами молота летят огненные искры от кующегося меча. Так закаляется и пламенный меч духа. На каждый удар судьбы надо дать искры и вспышки огней, укрепляющие основной металл. Шлаки и нагар отлетят сами, лишь бы удары не прекращались. Мудрые печалуются, когда их одолевает благополучие и богатство. Кому же хочется тупеть, осознавая процесс отупения. Посмотрите на жизнь сильных духов: сколько борьбы, сколько трудностей, сколько преодолений и сколько достижений нетленных, с собой уносимых в Невидимый Мир. Друзья, если хотите преуспевать и двигаться быстро, забудьте о жизни привольной и легкой, забудьте о сладких мечтах. Примите суровость подвига как единое решение жизни и, твердо и крепко ступая, идите быстрее ко Мне.

 

Н.К. Рерих. Путь. 1936 г.Гр.А.Й. 1955 г. 508. …Восхождение духа, совершающееся при всяких условиях, будет иметь непрерывность, если связь с Нами не нарушается. Особенно трудно претерпеть до конца. Пример Иова поучителен. Ставка не на людей, но на Владыку, Который всегда рядом. Подвиг возможен в любых условиях, даже самых невозможных: на людях и в уединении, в городе и в глуши лесов или гор – везде возможно Великое Служение, и даже в темнице. Ведь подвиг совершается в духе, внешнее будет лишь аккомпанементом, если силен дух. Следовательно, невозможность его совершить, ссылаясь на какие-то внешние обстоятельства, указывает на слабость духа и на то, что он не готов. Отказ от Служения или Поручения тяжко влияет на карму. Никакие отговорки и самооправдания не могут скрыть слабости неготового духа. Потому, когда придет время принять Поручение, явите полную готовность его выполнить. Не думайте получить его в приятности, и для собственного удовольствия, и в розовых переживаниях. Поручение сурово, опасно и трудно необычайно. Человек предоставляется как бы собственным силам и выполняет его единою силою духа. Потом придет все: и успех, и друзья, и условия нужные. Но надо победить сперва чудищ мрака, которые окружают героя, имевшего мужество принять Поручение. Чудовища страха, сомнения, прельщения и прочие встанут перед ним во весь рост своей неизжитости и заградят путь. Надо или победить, или умереть, но отступления нет, ибо они растерзают отступника. Но зачем умирать, когда дух нерушим и бессмертен, и герои духа, даже умученные и убиенные, победу торжества духа над плотию имели, бессмертие свое утвердив. Так сладость мечтаний заменяется осознанием суровости жизненного подвига, постоянного, незаметного, внутри человека смиренно творимого. Говорю о смирении, ибо смиряется ярость самости. Но что нам до того, что творится вне нас, когда преображение сознания происходит внутри. Так снова Утверждаю главенство внутреннего состояния над всеми явлениями внешнего мира. Подвиг творится внутри. Это и будет победой, если начало духа утверждается перед лицом всех внешних препятствий.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 519. Надо отличать воображаемые и временные качества от действительных и постоянных. Розовый туман самообмана рассеивается от первого столкновения с действительностью. Героями и подвижниками не рождаются, но становятся. Будьте героями духа. Будьте ими в жизни, а не только в воображении.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 555. Нужны преданные работники на ниве господней, а их так мало. И не подготовить их в одночасье: нужны тысячелетия совместной работы. Отсюда особая ценность каждого, могущего давать. Самая трудная раздача – даров духа. Их надо иметь, прежде чем раздать, и надо накопить, прежде чем иметь. Собирайте для раздачи: другой цели нет. Все для других во имя эволюции духа. Отдача не всегда должна быть видимой или словесной: излучения ауры постоянно насыщают ауры людей и пространство невидимо, неслышно и яро. Все насыщают, но чем и как? Серые люди удушья творят, порождающие ночные кошмары. Среди смрадных излучений темных и серых аур мало излучающих свет. Сущность светлого Служения заключается в энергиях, исходящих из микрокосма человеческого в окружающие его сферы и поляризующих их соответственно. Место, насыщенное постоянством духовных излучений, кристаллизовавшихся в нем, Называем Ашрамом. Очагами спасения можно назвать их. Они имеют большое пространственное значение. Действуют по принципу магнетизма, постоянно преображая все, что вокруг. Святые места имеют тоже свето-психо-химическое значение. Когда растущая Индивидуальность порождает луч, явление трансмутации окружающего усиливается. Луч может действовать на далекие расстояния. Потому утверждение самоисходящих лучей имеет особо важное пространственное значение. Три луча Утверждаю для Служения, которое с утверждением их становится великим. Не следует понимать Служение как хождение и проповедь: самое великое и значительное всегда совершается в молчании. Молчаливым Служением Зовем Служение достигших ступени Архата, утвердившего три, когда известный отрезок пути надо пройти молча. Время всему, и всему урочный час. Но Служение не прерывается ничем и возможно во всяких условиях: в одиночестве и на людях, среди уединенных гор и в городе, в молчании или словом. Служение творимое не всем видимо явно, но Видит Учитель. Лишь незнающие и непонявшие могут отговариваться трудностью или невозможностью плотных условий, знающий улыбнется отговоркам невежества и пойдет своим одиноким путем подвига. Нет препятствий, могущих преградить путь Света, ибо он незрим и проникает всюду. Тьма Свету не препятствие, ибо исчезает под его лучами. Она сильна лишь тогда, когда колеблется и тухнет пламя духа. ... Потому прежде всего – утверждение Света в себе.

 

Гр.А.Й. 1955 г. 576. Очистить, утончить и усилить свои излучения и ими благодетельствовать человечество является задачей восходящего духа. Это и будет подвигом, самым трудным, самым самоотверженным и самым нужным для мира.

 

Н.К. Рерих. Магомет на горе Хира. 1925 г.Гр.А.Й. 1955 г. 614. Высокие Духи и яро примкнувшие к эволюции несут наибольшую тяжесть земную – как бы плата во имя будущего, которое они утверждают, и если это утверждение космично, то и плата носит планетный размах. Кто хочет жизни личной и жизни спокойной, тому лучше будущего не касаться. Борцы за утверждение духа не имели покоя. Спокойствие не спокой, но напряжение огненное, в равновесии явленное. Покоя, благополучия никому не Обещал. Отвергнувшиеся от себя, душу свою потерявшие, о себе позабывшие – истинно Мои. Но те, блюдущие интересы свои, покой свой и листающие страницы Учения, чуют ли они, что не Меня любят, и не Учение, и не подвиг самоотвержения, но самость свою, и тело, и удобство его. Так на весах жизни взвешиваются устремления духа, и сущность их получает должную и справедливую оценку. И не слова, но сущность устремлений являет природу свою. Потому Говорю вам: «Явите понимание подвигу, ибо только он будет свидетельством огненности устремлений ваших и ручательством преуспеяния». Нет подвига среди страха, беспокойств и боязни, нет подвига среди сытого и беспечального благополучия, нет подвига там, где огонь духа погас. А Я Говорю: дух на Земле утверждается подвигом жизни, среди трудностей и утеснений, чтобы засиять в Надземном великолепием накопленных в жизни огней. Огни надземные в жизни земной зарождаются и утверждаются рукою и ногою человеческой. Так шли все, отмеченные печатью духа, сгибаясь под тяжестью Ноши земной. Но тот, кто не хочет взять крест, как может он за Мною последовать? Я Иду, согнувшись под тяжестью Креста, а они хотят ехать за Мною в великолепном и удобном экипаже со всеми удобствами и комфортом, не отягощая и не утруждая себя. Это ли соизмеримость?

 

Гр.А.Й.1960 г. 317. Каждодневность – ковер достижений. Хотят мировых подвигов, но подвиг восхождения духа, совершаемый в жизни каждого дня, много труднее, потому приветствуем победителя жизни обычной, утвердившего в ней необычность.

 

Гр.А.Й. 1961 г. 217. И еще: думают, что подвиг надо являть на великих делах. Но не хотят поразмыслить над тем, что труднее: раз ли в жизни подвиг явить, или в сумерках жизни обычной, лучшие качества духа в себе утверждая, подвиг являть постоянный. Конечно, второе труднее. Потому Называем таких людей подвижниками. Потому Призываем к подвигу жизни. Раз, один только раз, можно вдернуть себя на ступень подвига, но быть каждодневно на этой ступени лишь сильному духу под силу, лишь только Служителю Света, лишь только Тому, Кто встал на Великое Служение. В этом и будет состоять Великое Делание. Не для себя совершается оно, но для мира, ибо Свет, порождаемый им, мир озаряет и помогает подняться планете на следующую ступень эволюции. Нет ничего тайного, что не стало бы явным. Свет светит во тьме, и тьма его не объяша.

 

Гр.А.Й. 1965 г. 63. Други, держитесь! Сейчас героизм духа нужен, как никогда. В Великую Отечественную войну великий героизм был явлен великим народом в борьбе с видимым врагом Родины вашей. Сейчас нужен героизм для того, чтобы его явить в борьбе с невидимыми врагами, которые очень активны. За каждым видимым потенциальным или явным врагом стоит невидимый враг. Их целые полчища. Полчища адовые устремились на Родину вашу и вдохновляют врагов всех мастей, скрытых и явных. Но Родина устоит и в этой борьбе и будет победной. Тьма наступает, но Свет впереди.

 

Гр.А.Й. 1967 г. 289. И все же в себе силы надо найти следовать за желанием духа. Дух хочет Света, тело и астрал хотят копошиться в сумерках обыденности. Но надо, чтобы дух победил. Слишком уж коротки и преходящи явления текущего дня, чтобы их предпочесть желаниям духа. Дух хочет собою поднять и тело, и астрал и очистить оба от тяжких и грубых элементов Земли. Власть духа над астралом и телом проявляется часто и у обычных людей. Много героизма явлено было великим народом в борьбе с силами зла и разрушения, пытавшимися задержать Эволюцию и разрушить Родину нашу. Героизм и есть победа духа над личным, и над немощью тела, и над страхом смерти. Великий народ проявит силу свою в строительстве Нового Мира и в окончательной победе над теми, кто стремится его сокрушить, над врагами человечества, над злобными разрушителями, над идущими против Света и жизни.

 

Гр.А.Й. 1968 г. 404. (Гуру). Красота может быть величаво-суровой. В величественных явлениях природы можете видеть ее. И духа суровость быть может прекрасной. Красота многогранна. Многогранность ее уявляется и в человеческом духе. В подвиге привлекает Красота. Матерь Мира, воплощая в себе образ Красоты сверхчеловеческой, посылает сынов Света на подвиг. В подвиге выражается та высота, которой достиг дух человека. Народ, проявивший массовый героизм духа, показывает этим свою историческую жизнеспособность и пригодность к эволюции. Вот почему Владыки Дали рок лучший лучшей Стране, Родине нашей.

 

 

Космогоническая сказка

(из книги Е.И. Рерих «Криптограммы Востока»; Община, 137)

 

Н.К. Рерих. Звезда Героя. 1936 г.Космогоническая индусская сказка сообщает: «Жило ужасное чудовище, пожиравшее людей. Однажды чудовище преследовало намеченную жертву. Человек, спасаясь, нырнул в озеро. Чудовище прыгнуло за ним. Ища спасения, пловец скакнул на спину чудовища и крепко схватился за торчащий гребень. Чудовище не могло опрокинуться на спину, ибо брюхо его не было защищено. Оно устремилось бешеным бегом, ожидая, когда человек изнурится. Но человек думал, что он своим отчаянным положением спасает человечество. И в этой мировой мечте силы его напряглись без устали. Чудовище между тем так ускорило бег, что искры летели огненным хвостом. И в пламени чудовище стало подыматься над землею. Мировая мысль человека подняла даже врага.

Когда люди видят комету, они благодарят отважного, устремленного вечно. Мысли людские мчатся и дают новые силы всаднику чудовища. Белые, желтые, красные и черные люди устремляют мысли к тому, что давно стал огненным».

Устремите себя на руководящую мысль о помощи человечеству. Думайте ясно, что вы делаете не личное, не групповое, но абсолютно полезное дело. Делаемое вами без времени, без ограничения пространства является трудом на соединение миров. Храните руководящую огненную мысль.

…Именно среди ежедневности можно растить пламенную мысль. Как металл куется обычным молотом и как зерно, полное величия субстанции жизни, собирается обычным серпом, так среди обычных дел усмотрите нить величия!

*     *     *

 

Н.К. Рерих

В грозе и молнии

 

Н.К. Рерих. Настасья Микулична. 1943 г.В грозе и молнии кует народ русский славную судьбу свою. Обозрите всю историю русскую. Каждое столкновение обращалось в преодоление. Каждое разорение оказывалось обновлением. И пожар, и разор лишь способствовали величию земли русской. В блеске вражьих мечей Русь слушала новые сказки и обучалась, и глубила свое неисчерпаемое творчество.

Потрясения лишь вздымали народную мощь, накопленную и схороненную, как силушка Ильи Муромца. История русской Культуры еще недостаточно обследовала поток народных нарастаний. Сам народ сказал: "Не бывать бы счастью, да несчастье помогло".

Не успели прогреметь пять недель войны, а уже многие знаменательные знаки проявились. Обозначилось народное единение, оно несет верную победу. На заводах и в сельских хозяйствах заработала русская смекалка. Рвение увеличило продуктивность. Оборона Родины научила многим полезным приспособлениям. Изобретателен русский человек, а тут поддала жару ярость против врага и повелительно захотелось преодолеть.

По всему миру раздались добрые пожелания русскому воинству. Громко сказалось удивление перед русскою стойкостью. Еще раз показались дружеские вести от всех народов, которые могут высказаться. Среди подавленного славянства воскресла надежда, а за нею придет и объединение.

Вместо горького испытания русский народ являет великое преуспеяние. Возникло общее дело, а ведь такое осознание не может родиться на бесплодном пустыре. Плодоносна русская нива. Когда ударит набатный колокол, все спешат помогать. Уже поняли, что не "моя хата с краю", а "на людях и смерть красна". Многое такое совершится, что даже самые заядлые враги содрогнутся и оценят достоинство народа русского.

"Мы от рождения крылаты" — полетели летчики превыше. Понятия Родины и человечества сочетались разумно, и в этом заключено такое достижение, которое и веками не накопить.

Радио говорит о подвигах воинских и о смекалистых достижениях в труде. Проникло глубоко сознание, что оборона Родины повсюду — и на полях битв, и на полях труда. Всюду тот же священный порыв, победный, неукротимый. Живы в памяти герои — Кутузов, Суворов, Минин, Пожарский, Александр Невский, сам Сергий Радонежский, Великий Наставник народа — все положившие жизнь свою во благо Родины. В грозе и в молнии рождаются герои.

Еще знак! Во всех трудах крупное место принадлежит женщине. Это не отвлеченные, не примененные постановления конференций, а прямое участие в государственной работе. За пять недель войны сколько женских подвигов отмечено! Подвиги самоотверженные, требующие знаний, мужества и выносливости. Во много раз преуспел женский труд. Наконец-то, женщина стала у правила труда и несет народу новые достижения.

И еще знак! К трудам допущено младшее поколение. С радостью молодежь берется за работу взрослых. Прикладывает свое рвение и растет осознанием важности доверенных задач. И это не отвлеченные школьные рассуждения, а живое приложение молодых сил к всенародному делу. Открывается самосознание, которое лишь в суровой самостоятельности укрепляет молодое стремление к творчеству. В грозе и молнии рождаются герои.

 

28 Июля 1941 г.

 

Публикуется по изданию: Рерих Н.К. "Из литературного наследия". М., 1974.

 

 

Н.К. Рерих

Подвиг

 

Н.К. Рерих. Святогор. 1942 г.В оксфордский словарь вошло несколько русских слов, получивших право иноземное. Так, включены «указ» и «со­вет». Следует прибавить еще одно непереводимое многозначи­тельное русское слово «подвиг».

Странно, но ни в одном европейском языке не имеет­ся равнозначащего понятия. Говорят, что по-тибетски есть нечто близкое. Может быть, среди шестидесяти тысяч ки­тайских знаков тоже имеется что-то подобное, но евро­пейские языки не знают этого исконного, показательного русского выражения. Все труды геройства не дают полного понимания вечно движущегося, все совершенствующегося русского подвига.

Героическое деяние – нет, не то. Доблесть – не вместит. Самоотречение – опять не то. Преуспеяние – опять не то. Достижение – совсем иное, ибо в нем скрыто завершение, а подвиг не знает ограничений. Соберите на многих языках все лучшие слова преуспеяния, и все они не покроют краткое и полное русское понятие «подвиг». И как прекрасно это слово, – не сдвиг, но именно подвиг!

В непрестанном, неутомимом служении добру творится великое преуспеяние, давшее вечно славных русских подвиж­ников. Без шумихи слагается великое русское делание. Все – вперед и вперед. Все – во благо человечества. Среди забытых понятий особенно пострадала человечность. Случилось безоб­разие, и человеки забыли о человечности. Вместо нее – раз­рушение, оскорбление, умаление. Но именно подвиг не разрушает, не оскорбляет, не хулит и не хаит.

Подвиг созидает, собирает благо, движет добро, совер­шенствует жизнь, учит именно человечности. Разве не чу­десно, что именно русский народ породил это светлое, преуспевающее понятие? Великую ношу возлагает на себя подвижник. Берет он ее добровольно. В таком добровольстве заключена любовь не о себе, но о ближнем, ради которого по всем каменистым путям идет подвижник. Труженик он!

Он знает ценность труда. Он чует красоту делания и в ней, в трудовом поту, улыбается содружнику. Добротворчест­во, содружество, помощь всему угнетенному живет в подвиж­нике.

Не только в великих наставниках народных проявлен по­двиг. Подвижников много. Все они трудятся, вечно учатся и двигают просвещение. В подвиге – движение, зоркость, тер­пение и знание, знание, знание!

Если иностранные словари обогатились словами «указ» и «совет», то прежде всего они должны вместить чудесное рус­ское слово «подвиг».

 

Волнением весь расцвеченный

мальчик принес весть благую,

о том, что пойдут все на гору.

О сдвиге народа велели сказать.

Добрая весть, но, мой милый

маленький вестник, скорей

слово одно замени.

Когда ты дальше пойдешь,

ты назовешь твою светлую

новость не сдвигом,

но скажешь ты:

                           «Подвиг!»

 

24 Февраля 1942 г.

 

Публикуется по изданию: Рерих Н.К. "Из литературного наследия". М., 1974.

Вариант очерка опубликован в сборнике «Н.К. Рерих. Зажигайте сердца». М., 1975.

 

 

 

Начало страницы