ruenfrdeit
Рахманинов С.В. Симфонические танцы. Ч. 1. Non allegro

Бдительность

С.Н. Рерих. Деревня. 1953 г.Бдительность – волевое качество человека, означающее высокую степень собранности, активности сознания, зоркости и дозорности как по отношению к своему внутреннему духовно-психическому состоянию, так и к окружающим разнородным воздействиям.

Бдительность развивает распознавание и быструю реакцию ответную реакцию на возникающие обстоятельства, сопротивление и противодействие чуждым влияниям. И наоборот, позволяет чутко улавливать тонкие знаки, мысли и образы, приходящие из Высших сфер.

Бдительность способствует сохранению равновесия, целостности, чистоты и гармоничности человеческого микрокосмоса. Это качество свидетельствует о готовности сознания к самообороне (защите) и самосохранению, а также помощи всему живому.

 

Близкие понятия: дозорность, зоркость, настороженность, осмотрительность, сознательность, готовность, внимательность, наблюдательность, сосредоточенность, распознавание, чувствознание, проницательность, находчивость, чуткость, мужество, бесстрашие, собранность, противодействие злу духом, равновесие, подвижность сознания, утонченность.

 


 

Взаимодополнительные качества, которые помогают основному качеству не ослабеть, не впасть в крайности, но, наоборот, быть мощно синтетичным, выявляться всё полнее, лучше и ярче:

 

                                Почитание Высшего

                                Доверие

                                Оптимизм

Бдительность  и  Спокойствие

                                Равновесие

                                Победность духа

                                Бесстрастие

 

 

Бдительность как самооборона и мост к Высшему

Бдительность как защита от темных влияний

     

 

Бдительность как самооборона и мост к Высшему

Н.К. Рерих. Дозор. 1905 г.Письмо Е.И. Рерих. 15-16.04.1936 г. …Если зло так широко распространилось, то ведь оно будет отражаться и на всех делах. Потому-то такая небывалая предусмотрительность и бдительность нужны.

 

Письмо Е.И. Рерих. 29.05.1946 г. Усилим нашу бдительность и будем готовы к подвигу добротворчества во всех условиях жизни.

 

Надземное. 513. Урусвати знает, что Мы не одобряем боязнь и мнительность и относим эти свойства к невежеству. В то же время, Мы настаиваем на бдительности и на осторожности, эти качества принадлежат озарению. Для неразумных нелегко найти границу между различными чувствами. Они назовут мнительность осторожностью, а бдительность наполнят боязнью, таким образом, лучшие качества будут сведены к позорным свойствам. Но разумные поймут, где необходима осторожность, основанная на прозрении.

Когда мир содрогается в смятении, неосторожный будет глупцом. Разумный взвесит все причины и рассмотрит зарождение вреда. Поступит он так не из боязни, но из мужественной решимости. Он не оставит ехидну у порога, ибо зарождение зла принесет ядовитые плоды. Он не скажет – не стоит обращать внимание на малого скорпиона, ибо из малого вырастает смертельный укус. Особенно понимают разумные, что могут быть такие космические напряжения, когда все внимание должно быть направлено на обстоятельства планетарные.

Вы замечали, что обычные занятия бывали иногда вытеснены заботами высшими, такие заботы бывают невыразимы словами, но сознание чует, насколько напряжено пространство. Могут быть заболевания, ибо организм принимает токи сильного напряжения. В такие часы нельзя сказать – не обращайте внимания, наоборот, каждая бдительность должна быть приветствована, а всякая боязнь должна быть осуждена.

Мы говорим о земном и Надземном, ибо Мы, будучи всегда на дозоре, не затруднимся сказать, что умножаем бдительность. По счастью, качества неисчерпаемы. И вы не затрудняйтесь повторять, что в час высшего напряжения нужно проявление высшей бдительности. Не страх понуждает вас к такому утверждению, но желание послужить в лучшей мере. Герои рождаются из такого желания. Мы говорили о качествах героя, по счастью, герой может быть в любом месте жизни.

Мыслитель говорил ученикам: «Почуйте себя героями и почуйте, какой геройский подвиг можете совершить сегодня».

 

Надземное. 822. Урусвати знает мощь бдительности. Вам известно глубокое значение наблюдательности. Но как может образоваться наблюдательность без бдительности, без постоянной настороженности? Такие качества не приходят мгновенно, их нужно воспитывать, и чем сознательнее будет такое образование, тем скорее утвердится дозор несменный. При этом следует запомнить, что никакое качество не приходит насильственно. Необходимо свободно полюбить приобретение ступеней восхождения, только такое любовное завоевание приведет к открытым Вратам. 

 

Надземное. 785. Урусвати знает великое значение неустанного дозора. О зоркости Мы часто упоминали., но люди мало придают значения этому спасительному качеству. Поистине, для одних дозор – цепи, но для других он – крылья.

Неразумные говорят: "Когда придет опасность, тогда и станем на дозоре". Но могут ли они усмотреть опасность, если их дух не развил свое зрение? В сознании заложены многие качества, но нужно уметь извлечь их из глубин сокровищницы.

Появятся такие глупцы, которые не постыдятся отрицать необходимость дозора. По их мнению, не человеческое дело заниматься дозором и утомляться, напрягаясь в сосредоточении. Кроме них имеются и такие двуногие, которые вообще не понимают, что такое бдительность; таким образом, надлежит твердить о зоркости, о напряженности, о бдительности.

О всех этих качествах Мы говорили в разных книгах, но сложность Армагеддона заставляет указать еще раз на спасительную самооборону, так нужную человеку. Он надеется получить общение с Надземным Миром, но для этого он должен быть зорким. Слепой не увидит красоту Высшего Мира, но зоркость нуждается в воспитании. Она не может образоваться немедленно. Такое образование зоркости явится из желания защитить все высшее и Прекрасное. От такого стремления вырастет и дозор, и будет он неустанным, ибо он ведет к Красоте.

Мыслитель говорил: "Запомните – всегда готов".

 

Н.К. Рерих. Святогор. 1942 г.Мир Огненный, ч. 2. 190. Опасность есть сосредоточение вибрации напряжения. Множество опасностей окружают людей, но из них замечаются лишь немногие. Когда Вождь говорит: "Живите в опасности", – он мог бы сказать: "Замечайте опасности и тем преуспевайте". Нельзя жить вне опасности, но прекрасно сделать из опасности ковер подвига. Вождь знает, что он несет поручение, и опасности сделаются лишь двигателями, потому Вождь и не думает об опасностях. Самая дума об опасности вредна. Думая об опасностях, мы усиливаем вибрации их и можем этим нарушить равновесие. Бережливость к силам не должна быть смешиваема со страхом и смущением. Мы бдительны и осторожны для лучшего выполнения поручения. Но опасности не могут отяготить нашего внимания. Учитель должен прежде всего настоять на освобождении ученика от призрака опасностей. Ученик должен помнить всегда, чтобы не потратить капли высшей энергии без пользы. Мысль об опасности поражает многие наши центры и беспорядочно поедает нашу ценную энергию. Мысль об опасности отражается даже на качестве пульса, но желание лучше исполнить поручение укрепляет сердце. Итак, будем действовать как полезнее.

 

Надземное. 508. Урусвати знает, что Мы образовываем деятелей непреклонных и волевых, трудящихся много. Но не часто из множеств можно находить людей уже готовых восприятий. Нужно пережидать целые поколения, пока умножатся новые сотрудники. Часто они не узнают друг друга, и силы их не могут объединиться. …Пусть эти дерзающие не впадут в уныние. У Нас отмечают каждый шаг их, и многие опасности отведены. Но пусть каждый, почуя служение, идет бережно. При Великом Служении исключено каждое безумие.

Говорю деятелям – не имейте в себе смущения, даже при раздумьи не впадайте в смущение, но сурово сопоставьте истину с предложенными вам соображениями. Помните, что смущение есть червь разложения. Мы много говорили о сомнении, но умейте различать и вибрации смущения.

Для близоруких и страх, и сомнение, и смущение лежат в одном кошеле, но дальнозоркие должны отличать различные вибрации этих свойств. Некоторые думают, что смущение есть скромность, но ничего общего они не имеют. Смущение есть затемнение чувств, но именно деятели должны иметь чувства ясные и настороженные. Только в такой бдительности деятель заметит ехидну.

Пусть в любимой стране образуются деятели в полном смысле деятельные. Так Мы хотим, чтобы Надземное в полной мере сочеталось с трудами земными.

Мыслитель не уставал указывать, что деятель должен быть служителем высших законов.

 

Сердце, 448. Сиддхи тела не могут быть применяемы часто, между тем как сердечная деятельность протекает беспрерывно. Конечно, нужно углублять внимание, чтобы наблюдать тончайшие явления сердца. Но серьезные опыты также требуют внимания. Разве не лучше приучиться к внимательности на собственном сердце? Эти опыты внимательности не пропадут втуне. Они лучше всего пригодны к приближению к Тонкому Миру. Уже не видит конца наблюдений, кто однажды прислушивался к своему сердцу. Наблюдения, начатые в одном доме, неминуемо поведут сознание наблюдающего всемирно и укажут путь к Высшим Мирам. Зачем писать множество формул, не желая приложить их к жизни? Соприкасание с тончайшими энергиями утончает все существо. Кто вступил на путь огненный, тот понимает, о каких утончении, зоркости и бдительности Говорю.

 

Сердце, 350. Наряду с нагнетением, можно ощущать как бы пустоту. К этому ощущению нужно относиться очень бережно. Чаще всего это известная защитная полоса, обезопасивающая сердце от разрушительных ударов, как бы кольчуга защищающая. Это обстоятельство нужно знать. Одни принимают это ощущение как отторжение и напрасно огорчаются; другие полагают, что такое чувство означает конец опасности, и прекращают бдительность. И то и другое лишь нарушает поток энергии. Но уже опытный воин ценит этот щит, так хранящий его силы.

 

Мир Огненный, ч. 1. 226. При передаче мыслей затруднение бывает не столько от посылающего, но главное при принятии. Посылка происходит при напряжении сердца и воли. Потому она всецело зависит от самого посылающего. Но принимающий обычно находится в других условиях. Не только он может быть сам мысленно перегружен, но его мысль и сознание могут отсутствовать. Кроме того, явление самых неожиданных токов может пересекать пространство и тем извращать часть посылок. Чтобы хотя бы отчасти избежать это препятствие, Мы приучаем к дозору и бдительности. Когда сознание привыкает к этим состояниям, его приемник остается напряженным и открытым. Не Наш метод такого постоянного дозора. Он применялся уже в глубокой древности. Каждое посвящение в Мистерии содержало вопрос: "Открыто ли ухо?" Такое открытие означало, прежде всего, умение зорко пребыть на дозоре. Условие пересекающихся токов избегалось устремлением к Иерарху, с которым был установлен контакт. …Так можно постепенно достигать полезных вещей. При этом не забудем, что эти достижения неистребимы.

 

С.Н. Рерих. Подвиг. 1938 г.Гр.А.Й. 1953 г. 464. Мысль при восприятии нужно цепко ухватить и удержать в сознании, тогда она начнет поворачиваться всеми своими гранями, пока не будет исчерпана или воспринята полностью. Мысль, только что упущенная, указывает на недостаточную бдительность сознания. Где теперь она? Бесплодны запоздалые попытки её ухватить.

 

Мир Огненный, ч. 2. 178. Иногда вызывает удивление, почему знаки из Тонкого Мира так странны и нуждаются в размышлении и толковании? Причина того – Закон Кармы. Именно размышление и толкование уже возбуждают самодеятельность и, таким образом, облегчают и даже не зарождают Карму. Значит, чем сильнее зоркость и находчивость, тем легче толковать знаки подаваемые. Высокие Существа и хотят намекнуть о многом, но рассеянность людей мешает дойти таким ценным Советам. Не только из Тонкого Мира, но и в земном существовании применялись притчи, как средство косвенного указания. Но история сообщает много случаев непринятия самых спешных советов. Недаром так развивалась внимательность в древности и даже как бы составляла целый предмет. Но теперь немногие понимают значение бдительности, для остальных руководство требуется в самых резких и повторных наставлениях, которые не могут не затронуть Карму. Но только огненное сердце поймет скрытое значение тонких знаков. Пусть сотрудники поймут, что каждый знак имеет назначение. Сколько Высоких Существ посылают моления и надеются, что будут поняты. Бывали целые эпохи, когда тонкое понимание укреплялось и обострялось, но затем снова сгущался кровавый туман, и тонкие ощущения огрубевали. Сейчас много тщетных попыток из самых лучших слоев Тонкого Мира темные разбивают.

 

Гр.А.Й. 1953 г. 522. Учитель всегда Предупредит, когда особая осмотрительность требуется, так как процесс Общения требует особой бдительности и осторожности, ибо имеем дело с мощными тончайшими огненными энергиями. Незаметно изменяется весь уклад жизни ученика.

 

Мир Огненный, ч. 2. 97. Надзор должен быть очень бдительным, но он не должен являться, как знак недоверия. Следует преобразить надзор в сотрудничество и во взаимоосведомление. Меры доверия и тщательность качества должны быть проводимы сверху донизу. Множество полезных мероприятий было опорочено и уничтожено только от ненависти к надзору. Конечно, невежество будет причиною такой нецелесообразности. Когда же люди прозреют в Мир Тонкий и Огненный, они поймут всю нескончаемость отношений. Поистине, кто же вне Иерархии? Только невежды или сознательные обманщики могут под разными кличками затемнять Иерархию. Но сами будут нести не свободу Иерархии, но клеймо рабства. Нужно очиститься от всякой корысти и рабства. Нужно с малых лет твердить о свободе дисциплины духа. Можно пробудить всякое достоинство и честь. Ведь без чести человек не может быть честным. Не следует думать, что рабство может быть одобряемо Иерархией. Наоборот, Мир Огненный ищет не рабов, но сотрудников. Считайте мерами чести сердечную утонченность. Так не будем забывать, что в самом каждодневном обиходе заложены основы мирового величия.

 

Гр.А.Й. 1953 г. 43. Дух, свободный, огненный дух, безграничный и вездесущий – в плену у астрала, в темнице своей, часто даже неосознанной!! Что может быть печальнее этого добровольного тюремного заключения? Разбей оковы духа, разрушь темницу свою, камня на камне не оставь от мрачного построения прошлого. Не может быть снисхождения к оковам своим. Не нужны цепи рабства свободному духу. Врага надо увидеть, изучить и понять, и только тогда удар поражающий будет смертельным. Велик вред кажущейся безобидности. И то, что им живут все, делает его ещё более опасным, ибо это убивает бдительность. Но силен и страшен враг. В озверевшей толпе, потерявшей человеческий облик, можно видеть это ужасное чудовище во всей его животно-отталкивающей сущности. Безобразны страсти человеческие и страшны в формах своего уявления. Не невинная и безобидная умирающая оболочка, но именно зверь, свирепый, сильный и опасный, зверь, породивший и порождающий все чудовищные преступления века, весь ужас современной жизни, всё зло, стеною восставшее против Света. Преодоление себя есть великий подвиг, ибо, преодолевая себя, победитель преодолевает зло и тьму мира, мировое животное, общечеловеческое чудовище мрака. Поражая дракона порога в себе, поражает его на планете и делает великое вселенское дело. Землю освобождает от власти астральной материи и змия астрального подчиняет божественной воле своего духа. Глубок и значителен этот великий подвиг духа. Так из малого родится великое, и Свет побеждает дракона тьмы.

 

Гр.А.Й. 1958 г. 126. (83). Срывы астрала происходят от отсутствия бдительности и контроля. Бдительность и контроль над собою только тогда и хороши, когда они постоянны. Перерыв в них подобен разорванной цепи. Астрала на ней не сдержать. Потому утверждается дозор постоянный.

 

Н.К. Рерих. Дозор Гималаев. 1925 г.Гр.А.Й. 1960 г. 14. Пространственным называется такое служение [Свету и Общему Благу], которое происходит везде и всегда – и при всяких и во всяких условиях. Оно совершается в теле физическом, астральном, тонком и выше. Оно идет как на земле, так и на всех планах бытия. …Но утверждается такое служение на земле, чтобы продолжаться в Мирах. Обычно называется оно Великим, ибо, чтобы продолжить его, надо его утвердить, запечатлев навсегда. К утверждению этому ведет путь постоянного бодрствования, предстояния непрерываемого, бдительности стойкой и дозора несменного, когда принят Образ ведущий Владыки в третьем глазу: так утвержденное здесь утверждается там, и отвергнутое здесь отвергается также в Надземном. И назначает сам себе человек степень утверждаемого служения. Несомненно одно – никакие слова не заменят действия, и никакие действия – мысли. И за действия становится ответственной мысль, а за мысль – направляющая ее воля и носитель ее – человек.

 

Надземное. 822. Урусвати знает мощь бдительности. (…) Пусть исследователи запомнят, что каждый их труд нужен и для Надземного Мира. Как жалок путник в обширных Надземных областях, лишенный наблюдательности и не умеющий применить бдительности! Мимо него проходят лучшие встречи. Нужно знать, что в Надземном Мире никто не будет принуждать путника. Он должен почуять, где вибрация, сходная с ним. Он не потеряется среди разнородных ритмов, но внимательно устремится к наиболее близкому ему – так из самых простых земных познаний образуются сокровища надземные.

Мы особенно заботимся, чтобы люди не отрывались от земных назначений, но в каждой из земных подробностей узнавали сокровище высшее.

Мыслитель говорил: «В капле росы отражается все Мироздание».

 

Беспредельность. 409. Присуще приписывать космическому творчеству известную долю хаотичности. Человечество строит свои понятия, не принимая в соображение качество космического действия. Когда каждая форма требует такого напряжения творчества, как же не принять мысль об извлечении Магнитом всех лучших космических импульсов? Ведь Космос сооружается тончайшими энергиями. Такую бдительность применяем и Мы, Братья человечества, в созидании лучших основ. Спросят, как же допускаем пребывание черных сил в месте, назначенном для очищения. Скажем – не карает Космос, не гонит Космос, но сами порождения уносят явлением утверждения закона. Так части планеты, предназначенные к возрождению, изживают свои порождения. Космический Магнит предоставляет каждой части насыщаться токами до взрыва. Нет полумер в Космосе, потому зоркие глаза могут определить уходящие и нарождающиеся энергии. Только в напряженности слагается новая форма, потому недоумевающему Скажем: «Устремись, насторожив свой творческий глаз, тогда легко увидишь, как творческий Магнит строит».

 

Письмо Е.И. Рерих. 4.02.1935 г. «Распознавание, бдительность и умение хранить тайну» – вот основы Великого Служения для Блага человечества, и они огненно запечатлены в наших сердцах.

 

Письмо Е.И. Рерих. 8.08.1948 г. Достижения духа безграничны, но они требуют особого отношения нашего ума и сердца, неослабной зоркости, бдительности, дисциплины и прежде всего – терпения, неимоверного терпения.

 

Письмо Е.И. Рерих. 5.04.1950. Сколько мощи, сколько забот и напряжения уявлено на помощь неблагодарному человечеству. Потому не будем легкомысленны и уявим прежнюю бдительность, бережную предусмотрительность и осторожность во всем. Несмотря на тяжкое время, внутри меня живет спокойствие, даже радость, ибо дух твердо осознал, что возмущение стихий необходимо, иначе как свершится очищение.

 

Н.К. Рерих. Защитник (Облако-стрелок). 1937 г.Записи Б.Н. Абрамова из книги «Устремленное сердце».300.

Моменты духовного подъёма и восхищения необходимо сочетать с полной трезвостью сознания. Необходимо помнить, что каждое усиленное возгорание привлекает на огонь множество огнетушителей, не терпящих яркого света. Потому памятование о непрестанной опасности всегда сопровождает радость и восхищение опытного путника. Бдительность не гасит восторг духа, наоборот, от сочетания этих двух, кажущихся противоречивыми, качеств огонь приобретает бо́льшую устойчивость и устремлённость. Восторг духа не опьянение, но вмещение. При первых шагах восхищения ученик может, по неопытности, разбить себе нос, но при дальнейшем следовании по пути памятование о камнях, щедро разбросанных по дороге, предохраняет от ненужных крайностей. Сознание есть страж горящего духа, и от стража всегда требуется трезвость и понимание окружающей обстановки. Полное понимание тяжкого земного окружения не только не охлаждает восхищение Высшим Миром, но ещё сильнее устремляет к нему.

 

Записи Б.Н. Абрамова из книги «Устремленное сердце». 313.

Чем больше утончается организм, тем нестерпимее для него появление грубых энергий. Говорим в данном случае об энергиях, порождаемых собственным астралом. Можно наблюдать немедленную тяжкую реакцию, выражающуюся в различных болезненных ощущениях, тяжести в теле, ощущении тяготы и дисгармонии, повышении нервозности и во многом другом. То, что для грубых организмов проходит без вреда, так как материя достаточна груба, чтобы не быть повреждённой грубыми эмоциями, то для утончённых являет сильные психофизические повреждения. И чем выше ступень утончения, тем опаснее вред не гармонирующих с этой степенью утончения энергий чувств.

Как организму, отвыкшему от мясной пищи и очистившемуся от животных эманаций крови, чрезвычайно вреден возврат к такой пище, так и человеку, живущему и даже начинающему жить высшими чувствами, вредит возврат к прежнему, низкому состоянию. Медный пестик не опасен для медной ступки, но употребление его в хрустальной вазе неминуемо разобьёт её. Для всякой ступени своя степень плотности. Всё есть материя, и наши чувства тоже материальны.

Высшие центры развиваются и питаются высоким огнём, и для них вспышки огней низших чрезвычайно вредны и могут быть губительны. Это невозможно не заметить самому человеку. Наступает время, когда сущность человека начинает противиться всему грубому, как извне, так и изнутри, настолько это тягостно для неё. Но привычки и навыки астрала, иначе говоря, накопленные им когда-то энергии соответственного качества время от времени дают себя знать, пока они не окончательно изжиты, и такие моменты требуют особой бдительности. Борьба будет заключаться в ещё более настойчивом утверждении противоположных астралу высоких чувств, пока наконец сущность не привыкнет к ним или не ассимилирует их настолько, что они уже будут от неё неотделимы.

Всякое восхождение на гору опасно тем, что можно скатиться вниз, и опасность увеличивается с каждым шагом подъёма. Чем выше, тем падение более опасно. Потому невозможно представить восходящего в состоянии беспечного благодушия. Если беспечность налицо, то никакого восхождения на самом деле нет, а есть или самообман, или обман. Вечная напряжённая настороженность – спутник вечного восхождения.

28 декабря 1954 г.

 

   

 

Бдительность как защита от темных влияний

Н.К. Рерих. Стражи ночи. 1940 г.Сердце, 259. Не нужно думать, что высокие достижения обезопасят от чудовищ мрака. Наоборот, Свет укажет новые чудовища, и злоба их непомерна. Тужить об этом не будем, ибо чудища – ножки престола. Недаром священные предметы изображаются на животных подставках. Но это соображение не избавит от бдительности.

 

Сердце, 459. Спящие легко могут и сгореть, ибо они оставили огонь около и не хотят замечать его. Опять Говорю не для вас, ибо уже знаете, что есть бдительность.

 

Мир Огненный, ч. 2. 169. Крик сердца обычно понимают, как отвлеченное понятие, но Ур. не скажет так, ибо она слышала и ощущала звучание сердца в его великом напряжении. Действительно, такое звучание существует, и в нем выражается мощная энергия. Самые опасные нападения тьмы разбиваются о такое напряжение энергии. Только не часто можно достигать таких поразительных устремлений. Сердце огненное знает, когда требуется призыв всей психической энергии. От солнечного сплетения, от чаши сосредоточивается течение мощной силы. От такого разряда распадаются самые злые посылки. У Нас всегда радуются, видя такое дозорное сердце. Ведь нападение всегда нежданно и собирание силы возможно при великой бдительности. Часто такая зоркость бывает затуманена как бы какою-то истомою, очень характерною для темных сил. Но сердце пылающее не поддается таким ядовитым химизмам. Но помните, что злобные силы посылают двойные, повторные удары, зная их действия на неподготовленные организмы.

Очень усиливайте дозор после первой попытки.

 

Записи Б.Н. Абрамова из книги «Устремленное сердце». 26.

«Малые враги приучают к большому дозору».

Большие враги редки, малые бесчисленны. Тёмные особенно пользуются этим малым сором как проводниками. Эти враги кишат повсюду и состоят, в большинстве, из так называемых людей обычных, имеющих слабые места, которыми пользуются тёмные. Чем меньше предмет, тем больше наблюдательности нужно, чтобы его разглядеть. Так и малые враги, по малозаметности и бесчисленности своей, требуют исключительной внимательности и дозора. Там, где не пролезет зверь, туда залетит комар. Конечно, есть сетки и от комаров, но соткать такую сеть можно лишь непрерывной бдительностью, ибо перерыв будет как дырка в сетке. Выработанное таким образом качество дозора будет очень ценным приобретением и пригодится во всякой деятельности и для всех миров. Оно исключает рассеянность и бессознательность и даёт тщательность и чёткость каждой работе. Оно не допустит забывчивости и отклонений мышления в сторону, ибо этим так пользуется тьма, которая лезет в каждую малейшую открывшуюся щель. Потому, на известном этапе, малые враги так ценны и нужны.

18 марта 1951 г.

 

Гр.А.Й. 1956 г. 594. После победы и раздробления ядра темной активности наступает момент покоя, удовлетворения достигнутой победой и затишья. Этот момент особенно опасен. Он даже может быть более опасен, чем само столкновение с тьмою, ибо реакция от только что закончившегося напряжения борьбы ослабляет бдительность и наступившее время затишья принимается за действительность. Между тем как темные не дремлют, именно в эти моменты напрягают новые злоухищрения. И горе ослабившему стражу, и горе решившему, что все обстоит хорошо и больше уже ничто не угрожает. Но враг остается врагом, и возможности, использованные им для приближения к вам, еще более опасны, ибо по проторенной дороге легче идти. Не допускайте этой предательской успокоенности, ибо не дремлет враг, и новые сети готовы, и цепкие тянутся руки. Однажды предатель – предатель всегда. Однажды вовлекший вас в круг темных воздействий, опасен всегда, ибо из-за него незримые невидимо тянутся к вам вновь мохнатые руки. Их цель одна: отделить вас от Учителя. Вас пытающиеся отделить от тех, кто ведет, ваши враги безусловно. Какою бы видимостью ни прикрывался такой человек, каким бы хорошим он вам ни казался, не обманывайтесь. Не позволяйте ввести себя в заблуждение и снова одеть вам пелену на глаза. Он враг, несмотря ни на что, если действия его в конечном итоге неизбежно должны привести вас к отрыву от тех, кто ведет.

 

Н.К. Рерих. Меч мужества. 1912 г.Гр.А.Й. 1952 г. 552. …Расскажу сказку. Жил-был некогда царь. И был у него народ – небольшой, но сильный и воинственный. И вздумал царь однажды проверить бдительность своего народа и стражу от угрожавших отовсюду врагов. Глубокой ночью с охраной поскакал он к границам посмотреть, как бодрствуют воины на дозоре. Всех нашел на месте, но один спал, и именно там, у горного прохода, который закрывал доступ врагу. «Неверный страж, – сказал Владыка, – все воины, Мною поставленные, бодрствуют, а ты один по неосмотрительности и нерадению своему целую страну и целый народ оставил беззащитными и поставил под удар. Появись враг недремлющий, и целый народ погиб бы от твоего нерадения – одного на всю страну». Так Скажу и Я: по неосмотрительности и нерадению одного воина Сеть Света в тяжкие дни набухания тьмы может оказаться в опасности. Пусть помыслят те, кого это касается и кому доверена ее охрана.

 

Гр.А.Й. 1953 г. 80. Мы накопление психической силы поймем на сорок сороков. Поймем во всем: великом и малом. Ибо гора состоит из песчинок, а океан – из капель. И то, и другое имело начало. Часто люди думают овладеть большим, упустив малое. Но малые щели так же отлично пропускают воду и свойство имеют увеличиваться. Опасны малые щели. Темные, не будучи в состоянии вредить по большому, причиняют вред по мелочам. И мелочи бдительности требуют особой. Люди забывают, что жизнь состоит из мелочей, и, упуская малое, теряют большое. Дозор касается всего круга сознания. Заградительная сеть опоясывает весь микрокосм. И если она где-то нарушена, то и неуязвимость её нарушается. Гармоническое состояние микрокосма защиту заградительной сети создает непрерываемую. Мир Мой Даю, чтобы оградить. Мощь равновесия духа неизмерима. Нет таких энергий, которые могут ей противостать, ибо сами нейтрализуются ею и исчерпываются в силе своей. Равновесие – основание прочное. Можно на нем воздвигать, не опасаясь никаких ударов извне.

 

Записи Б.Н. Абрамова из книги «Устремленное сердце».300.

Для тушения огней часто используются так называемые посредники, люди, психически слабые и неуравновешенные, которые легко поддаются влияниям и импульсам, посылаемым ненавистниками света. Часто они совершенно не ведают, что творят, и вообще не допускают такой возможности, что не мешает им наносить немалый вред. Потому бдительность нужна во все стороны, так как невозможно бывает предугадать, откуда будут задувать огонь. Одно сознание, что свет, как правило, будет подвергаться тушению, уже отчасти поможет сохранить настороженность и предохранить его.

Только в Мире Огня нет доступа любителям тьмы, и защищать там огонь не требуется, так как там всё огонь и единосущное в своей природе не будет враждебно самому себе.

18, 20 ноября 1954 г.

 

Записи Б.Н. Абрамова из книги «Устремленное сердце». 305.

Чтобы уберечься от раздражения, также нужна настороженность. Можно понимать, что раздражение может быть вызвано каждую минуту, и быть начеку. Это дозорное состояние является предупредительной мерой против появления врага, и необходимой к тому же, так как земная жизнь со всей массой её мелочей даёт бесчисленные поводы для раздражения. Но стойкость сознания, настроенного дозорно, очень поможет избежать этих ядовитых вспышек. Когда человек знает, что в каждый момент что-то может его раздражить и тем нанести ему и окружающему вред, он проявляет осторожность и заранее обнаруживает возможность атаки врага. Надо установить состояние такой бдительности, чтобы ничто не могло застать врасплох. Чувствовать себя непрестанно перед возможностью вылазки врага с любой стороны будет лишь пониманием земной и тонкой обстановки. Враг может проявиться и изнутри, и к этому приходится быть готовым.

Для удачного прохождения по пути требуется вся собранность и настороженность; только тогда ничто не задержит путника.

27 ноября 1954 г.

 

Н.К. Рерих. Светлый витязь. 1933 г.Гр.А.Й. 1956 г. 768. Кто же захочет добровольно идти в объятия тьмы? Потому изобретают, и очень успешно, всевозможные камуфляжи, создавая условия для наваждения, обольщения и прельщения пошатнувшейся воли, чтобы снова привлечь ее в свой стан. Не бывает человека без слабостей, они отыскивают эти слабые места и трещины и впиваются в них путем упорного обмана, лишая жертву способности распознавания. Особенно трудно положение тех, когда-то сотрудничавших с тьмою, кто уже созвучал душою с темными злоделателями. Это созвучие с тьмою они будут стремиться пробудить всеми мерами, всеми способами, не останавливаясь ни перед чем. И бдительность требуется великая, чтобы распознать, откуда течет новое злоумышление, в какой форме, и что влечет оно за собою. Хорошо в этом случае для оценки явлений, подсовываемых темными, вдвинуть факт в будущее, чтобы увидеть его конечное следствие. И тогда цель данной попытки становится ясной. Без руководителя не выбраться из ямы, ибо некому будет указать выхода и путей освобождения. Оттого столько жертв безнадежных, бессознательных и жалких. Чтобы освободиться, надо обнаружить все узлы связи, ибо, не обнаружив, невозможно рассечь их, то есть уничтожить. И даже после уничтожения требуется долгий период активного, настороженного и зоркого противодействия, дабы темное созвучие не стало действовать снова. Даже заплатившие кармические долги сполна не свободны от темных попыток. Мы затронули страшную и печальную страницу жизни человечества, ибо проблема одержания и темных воздействий затрагивает огромные массы людей. Очень важно понять, что закон свободной воли заставляет темных яро добиваться того, чтобы воля человеческая сама решила избрать добровольно тот путь действия, который выдвигают они, ибо выбор зависит от человека. Но когда выбор сделан, им уже легко подбрасывать одно внушение за другим, ибо по прорытому каналу вода сама потечет. Нити связи с тьмою принесут голоса тьмы. Но вас, противодействующих тьме, они будут всегда находить и вредить всеми способами, ибо вы их враги и постоянно боретесь с ними, но на своих сотрудников, но на жертвы свои они нападать не будут, они им будут помогать, они их не тронут, и несчастные жертвы даже и не почувствуют, что тьма – это их враг, ибо от тьмы сотрудничающие с тьмою ударов не получают.

 

Гр.А.Й. 1957 г. 502. Малые мысли гони. Путь твой решен: со Мной до конца, до победы. И все, что идет противу решения духа, властной отбрасывать нужно рукой! И заметь, что, отбрасывая логику очевидности и убедительность ее, тотчас же становишься ближе и умножаешь нахождения. После каждой победы, даже маломалейшей, наполняешь корзины свои. Смотри на это как на испытания, успешное прохождение которых неизменно приносит дары. Каждая победа плодоносна. Ведь жизнь и есть постоянная борьба за свет, за свет, который внутри, против тьмы, которая вовне. Сокровище внутри можно удержать и охранить лишь при условии постоянного дозора стражи и борения за сохранность его. Как жадная бездна, устремляется тьма на носителя света. Ослабить бдительность нельзя ни на миг. Дозор постоянен. Размякнуть в упоении победы или защищенности – значит потерпеть ущерб. Борьба неустанная за явления Света – удел Моих воев (воинов). На лаврах почить ошибкою будет. Состояние постоянной напряженной активности, невидимой извне, но явной для внутреннего ока, пусть будет основною линией поведения как наедине, так и на людях. Контроль запоздалый над мыслью по следствиям равносилен его отсутствию. Потому приучить себя надо подумать, прежде чем слово сказать, и подумать вдвойне, прежде чем действовать. Факт запаздывания контроля очевиден явно. Следовательно, контроль обостряется прежде, чем язык пришел в движение, но никак не после. Осознание ошибок излишних слов хорошо, но если они постоянны, то виною тому запоздалый контроль. Настороженность напрягается перед самым действием, то есть сама действующая энергия, в любом своем выражении, берется под контроль. Опыт можно провести незамедлительно в процессе слов и мыслей обычных: прежде произвести проверку подлежащих речению слов, а потом уже их произнесение. Паяц не любит контроля, ибо распущен.

 

Н.К. Рерих. София Премудрость. 1932 г.Гр.А.Й. 1958 г. 95. (58). Не Дадим оторваться, если удержите связь. Корабль Наш в житейское море жизни выходит. Жди Указаний, они не замедлят. Сегодня дается Указ: «Бдительность сохранить, ибо отмечены будете вниманием темных». Там, где пыльная пленка боязни, там нет огня. Утверждаю ненужность страха даже перед лицом смерти. Свободен от страха, кто Мною идет. Беспокойство за будущее тоже порождается страхом. Страх укрывается под многими масками. Их надо снять. Дается возможность увидеть себя без покровов и лучше понять. Лучше видеть нехорошесть свою, чем умиляться воображаемыми достоинствами. Но через все Ценим огонь духа. Им творятся великие дела. Огонь призывайте пространства, когда хотите явить мощное действие духа. Люди молитвою его призывали, верою, обращением к Высшему. Вы же – приказом сознания и воли. Ибо огонь, даже небесный, подслужебен духу. Все подслужебно ему, ибо вы – боги. …Повелитель огня и владыка – это удел человека. …

Правильно Сказано – сохранять ритм. Сохранять дозор неусыпный. Держать крепко связь со Мною. Окружу крепко доспехом, но устремитесь сами. Люблю вас и Охраню. Спокойствие, дозор, устремление, ритм.

 

Гр.А.Й. 1960 г. 196. Помимо сопротивления среды, братья тьмы очень усиленно работают над тем, чтобы потушить Свет в каждом человеке, а тем более в тех, кто за Нами идет. Чем Свет ярче, тем яростнее старания их. Имеют постоянную стражу вокруг Наших людей и при уклонении их от прямого пути вредят незамедлительно. Наличие пересекающихся пространственных токов усугубляет положение. Движение хаоса прибавляет к нагрузке, и борьба за Свет становится титанической. Сколько бы света ни собрал в себе носитель его, расход непомерен и требуется ряд непрерывных усилий, чтобы удержать светильник в руках и не позволить ему угаснуть. И нельзя успокоиться ни на миг – потушат, отемнят, растерзают, лишив предварительно Света. Подвиг становится не временным и кратким, как раньше, но длительным и постоянным. В этом особенность и трудность переходного периода к Новой Эпохе; она наступает, но чудовищно и неистово до безумия сопротивление тьмы уходящей, и можно ли удивляться, что нагнетение столь велико, и столько надо труда и усилий, чтобы Свет удержать. Тушат все: и друзья, и враги, и темные, и светляки, и близкие, и далекие, все, все, в ком светимость слабее светимости Носителя Камня. Закон сообщающихся сосудов в действии постоянном. Все мужество надо собрать, чтобы устоять в Свете. Даже не зная того, всю тьму вызывает на бой духа воитель и должен противостоять ей во всем многообразии ее проявлений. Обывателю хорошо, с точки зрения темных. Слабая светимость его не заслуживает их ярого внимания. Но Света Носитель находится под их постоянным прицелом и служит объектом всевозможных злоухищрений с их стороны. Потому бодрствование духа, бдительность, зоркость и постоянный бессменный дозор являются мерами крайней и неотложной необходимости. Трудно? Да, трудно необычайно, но между молотом и наковальней, под непрестанными ударами, куется духа клинок. Надо лишь помнить, что со Мною, в единении яром и полном, поражение невозможно, но победа возможна зато. И никакая тьма, никакие уловки и ухищрения, никакие трудности и давление среды не в состоянии одолеть того, кто со Мною. Яд вражеских стрел даст лишь особенно яркую окраску одеянию духа, и аура будет сиять всеми светами. Но огорчений не избежать, но от умаления, утеснений, клеветы и поношений не уклониться и не уйти от признания тьмою Носителю Света, признания, уявляющегося в ярой активности темных, направленной против него. В бой с тьмою вступаем со Мною и рядом идем против тьмы. Утверждаясь на Иерархии, за собою имеем Ее неисчерпаемый резервуар Света. Не от себя, не за себя, но за Меня, во Имя Мое, во Имя Света и Иерархии ведет одинокий свой бой Света Носитель. Воины Света, Ручательство победы Даю, если со Мной нераздельны до конца.

 

Гр.А.Й. 1960 г. 209. Не забывайте ни на миг об опасности, от темных грозящей. Они на дозоре всегда, чтобы нанести вред, где возможно. На дозоре всегда быть надо, чтобы от них оберечься. Никакая бдительность не будет чрезмерной. Не страх это, но защита от зла. Пребудьте всегда на дозоре.

 

Гр.А.Й. 1963 г. 59. …Знания их [темных – сост.] ограничены сферою тьмы. Высшие сферы пространства им недоступны, недоступно и высшее знание. Но знают достаточно много, чтобы вредить, и пользуются невежеством тугоумных отрицателей. Неосознанная опасность нехороша тем, что от нее нельзя защититься. Как же защититься от того, существование чего даже не признается? И они пользуются этим. Главное, чтобы не знали. Даже вас ухитряются усыпить, усыпить бдительность вашу, ибо знание или осознание их присутствия парализует их активность. Сильны, пока не обнаружены. Тем и живут и на незнании или неосмотрительности и усыпленности промышляют.

 

Н.К.Рерих. Партизаны. 1943 г.Гр.А.Й. 1965 г. 247. Путь достижения труден. Отсюда так мало действительно хотящих идти, хотя и много желающих. От желания до твердого решения воли большое расстояние. Каждый шаг означает преодоление и постоянную напряженность зоркости, устремления и непреклонной решимости. А препятствия громоздятся, как горы. И чем больше решимости, тем больше препятствий. Ибо быстрота движения вызывает соответствующее сопротивление среды. На сопротивлении укрепляются силы. Никто за другого не станет ходить. Сам, сам, сам сделаю и сам достигну – первое правило ученика. Помогаем, когда действительно помощь нужна. Но судить дайте Нам. Надо понять полезность врагов и почему их Допускаем. Каждый враг учит чему-то и что-то помогает усвоить. Полезность врагов неотрицаема. Кто же научит бдительности и зоркости, настороженности и осторожности. То, что дает враг и чему научает, ни друзья, ни окружающие не смогут восполнить, даже если бы и хотели. Только ненависть и злобу к врагам не будем растить, ибо эти чувства отравляют собственную систему и отемняют сознание. Мы Готовы Помогать, но нужна вместимость, чтобы помощь принять и не в той форме, которая ожидается. Мы Видим лучше и дальше.

 

Гр.А.Й. 1968 г. 602. (М.А.Й.). Сознание должно быть всегда бодрствующим и во сне, и наяву. Бодрствующее сознание – это сила, могущая рассеивать тьму. Ощущение этой силы может быть очень ярким. Оно дает победное состояние духу. И тогда не страшно ничего, никакие попытки вызвать изжитое прошлое или смутить каким-либо прельщением, искусно придуманным и подброшенным темными. Именно надо понять, откуда ползет злоухищрение, и тогда легко защититься. Мало кто захочет прельститься темной приманкой, если усмотрены когтистые руки, подбросившие ее. Много усилий темные прилагают к тому, чтобы усыпить бдительность и сделать слепыми к распознаванию их уловок. В этом их сила. Разоблаченные, они тотчас же отступают, ибо обессиливаются благодаря раскрытию их хитроумных выдумок. Надо иметь сто глаз и не обманываться внешней безобидностью некоторых проявлений, чтобы не быть введенными в заблуждение.

 

Гр.А.Й. 1969 г. 139. (М.А.Й.). Болезни обычные являют собою дисгармоничное состояние сознания и часто сопровождаются натиском со стороны сил темных. Это можно было отметить в прошлом, это можно усматривать и в настоящее время, когда темные пытаются нарушить равновесие, подбрасывая тяжкие, давящие мысли. Зная это, необходимо усилить дозор и напрягать бдительность. Как свирепая стая, собираются они вокруг, надеясь воспользоваться каждой возможностью, чтобы навредить. Во время болезни надо быть особенно зорким и настороже.

 

Гр.А.Й. 1971 г. 440. Все мысли магнитны. Магнетизм темных мыслей может быть таким сильным, что сознание не в состоянии их оттолкнуть. Тогда оно подпадает под их воздействие и подчиняется им. Иногда человек сознает губительность таких мыслей и вред сочетания с ними, и все же силы в себе не находит с ними бороться. А мысли толкают его на соответствующие действия, и падение духа становится неизбежным. Остановить мысль и отбросить ее уже будет победой. После каждой победы момент этот особенно опасен, так как обычно бдительность ослабевает, чем тотчас же пользуется темная свора, чтобы усилить нападение. «Только Образ Учителя Может служить щитом». Но для этого его нужно держать неотменно перед внутренним оком.

 

Гр.А.Й. 1972 г. 457. (Гуру). Стойкость непоколебимая духа нужна, чтобы выдержать до конца. Помимо ужасов, внешне творимых, ратники тьмы, которые очень активны и в мире астральном, яро набрасываются на каждого воина Света, на каждого светляка, чтобы Свет в них погасить. Усилия их длительны, упорны и беспощадны. Хищною стаей сторожат вокруг, выискивая каждое слабое место, чтобы вонзить свои когти. Бодрствуйте духом. Бдительность нужна постоянная и крепкая как сталь. Видите на множестве мелочей, как охотятся за вами, как используют всех, и друзей и врагов, чтобы внушить им мысль и действия, могущие вам повредить, как каждое обстоятельство поворачивают против и как, в одном получив отпор, выискивают тотчас же другое. Станьте еще ближе к Владыке, так, чтобы врагу не протесниться.

 

 

Начало страницы