ruenfrdeit

Твердыни стен (Монастырь Бон-по)

"Майтрея (Красный Всадник)" (1925)

1925 г.

Холст, темпера. 73 х 100,1 см.

Нижегородский государственный художественный музей.

Нижний Новгород, Россия

 

Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. VII. Хотан (1925-1926).

Серия "Майтрейя" сложилась из семи частей: 1) "Шамбала идет"; 2) "Конь счастья"; 3) "Твердыни стен"; 4) "Знамя грядущего"; 5) "Мощь пещер"; 6) "Шепоты пустыни"; 7) "Майтрейя Победитель".

 

Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. IV. Ладак. (1925).

Много раз очищали учение Будды, и все-таки оно быстро засыпалось копотью предрассудков. Жизненность превращалась в груду трактатов и метафизическую номенклатуру. Что же изумляться, если и сейчас еще высятся стены монастыря Ламаюры – твердыни верований бон-по, с их шаманскими вызываниями, зародившимися задолго до рождения Будды?

Но все-таки произошло полезное сознание: привыкли очищать учение. Конечно, не пресловутые соборы в Раджагрихе, Весали и Патне возвращали учение к первоначальной простоте общины. Но сильные духом отдельные учителя искренне пытались снова явить прекрасный лик учения.

 

Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. V. Ламаюра – Лэ – Хеми (1925).

Поразительно! В Ламаюре, в этой твердыне не только красной секты и даже бон-по, в ряду прочих изображений стоит большое изображение Майтрейи. Поставлено около 200 лет назад. Даже сюда проникло это знание. Только Майтрейя прочно связывает махаяну с хинаяной, включая Цейлон. В этом почитании соединились желтая и красная секты. Есть величие в этом почитании будущего.

 

Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. XII. Тибет (1927-1928).

Любопытны монастыри бон-по – черной веры, враждебной Будде. Настоящая черная месса по всем правилам люцифериан. Обратное хождение, обратные ритуалы, на месте Будды вымышленное лицо с теми же биографическими подробностями. Покровитель черной веры тоже царского рода и сопровожден подобными же атрибутами. Последователи черной веры очень многочисленны и не пускают буддистов в свои храмы. Вместо священного "ОУМ" они употребляют "А"*. Настало время сказать определенно о тибетском "буддизме".

Вспоминаем, сколько раз тибетцы повторяли нам, что на Западе нет буддизма, и что там вообще буддизма не знают. Сколько раз тибетцы презрительно говорили о японцах, китайцах, монголах, сиккимцах и о хинаяне Бирмы и Цейлона. Неслыханное самомнение отделило Тибет от всего мира. Лучшие люди бегут из Тибета и не желают возвращаться в произвол дикого правительства. Невежество закрыло глаза Тибету.

*В чёрной вере, как и в "чёрной мессе", в точности повторяются ритуалы буддийской веры, но наоборот, и всё враждебно буддистам. Если буддисты обходят храм слева направо, то бон-по делают это в обратном направлении. Если свастика буддистов повёрнута по солнцу, то у бон-по она повёрнута в обратную сторону. У них свои собственные святые и свои священные книги. Они изобрели своего особого покровителя вместо Будды, и если вы познакомитесь с биографией этого легендарного, покровителя, то, к изумлению, обнаружите те же детали и происшествия, что и в жизни Будды; он так же происходил из царского рода. Бон-по не разрешают буддистам входить в их храмы и не признают ни таши-ламу, ни далай-ламу. Для них далай-лама – только светский правитель, собирающий налоги.

Они очень приветливы с иностранцами, потому что верят, что иностранцы не имеют ничего общего с буддизмом. Вначале они сердечно нас приветствовали и предлагали читать их книги и посещать храмы, где мы увидали множество перевёрнутых буддийских символов. Но когда они поняли, что мы интересуемся буддизмом, то их поведение совершенно изменилось. Вы понимаете наше удивление, когда мы обнаружили подобное явление в так называемой буддийской стране. Как нам говорили, их много, и много богатых и очень самоуверенных. Это не тайная секта, и тибетцы рассказывают, что сейчас число их снова возрастает. Эти люди не только изобрели себе Будду, но и имеют таинственных богов свастики.

Это напоминает доисторические времена, первобытную религию огнепоклонников-друидов, которая здесь пала до непостижимо странных богов свастики. Вместо священного "ОУМ" они употребляют "А". В древних оккультных учениях такое же выражение "А" употреблялось для обозначения Materia Маtrix. Интересно бы исследовать происхождение бон-по, что-нибудь нашлось бы из друидов и древних огнепоклонников. (Примеч. автора)

 

Рерих Н.К. Сердце Азии / Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.

Все три учения ламаизма выражены в Ладаке. Гелукпа – желтая вера, преподанная Дзонг-Капой; красношапочники, последователи Падмы Самбхавы, и даже бон-по, так называемая черная вера, древнейшего добуддийского происхождения. Эти почитатели богов Свастики представляют для нас еще не разрешенную загадку. С одной стороны, они являются колдунами-шаманами, извращающими буддизм, но, с другой стороны, в их учениях сквозят какие-то полузабытые знаки друидического почитания огня и почитания природы. Литература бон-по еще не переведена и не истолкована и, во всяком случае, заслуживает вдумчивого внимания.

С особенным интересом мы подходили к Ламаюре. Этот монастырь считается твердыней бон-по. Конечно, бон-по Ламаюры не настоящее. Оно уже значительно слилось с буддизмом. В монастыре имеется и изображение Будды, а также изображение Майтрейи, что, как увидим, совершенно несовместимо с основами черной веры. Но сам монастырь и его местоположение совершенно исключительны по своей сказочности. (…)

Говоря о состоянии религии в Тибете, нужно упомянуть о черной вере противников Будды. Как нам пришлось убедиться, помимо Гелугпа, помимо красношапочной секты Падма Самбхавы и многих других ответвлений, в Тибете очень развита черная вера бон-по. Распространена она гораздо шире, нежели можно предполагать. Даже говорят, что бон-по усиливается; целый ряд монастырей мы видели в различных областях Тибета. Все они имеют очень зажиточный вид. В Шаругёне нас приняли в монастыре бон-по очень дружелюбно и даже допустили в свой храм и показали свои священные книги, предлагая Юрию читать их. Но затем вдруг отношение изменилось; оказывается, бон-по прослышали о нашем отношении к буддизму и сочли нас за врагов. Бон-по говорят, что буддисты их враги. Будда не признается. Далай-лама считается лишь светским правителем. Обряды совершаются противоположно буддизму. Свастика изображается в обратном направлении. Хождение в храме совершается против солнца. Вместо Будды изобретен свой особый покровитель, биография которого странно совпадает во многих частях с жизнеописанием Будды. Имеются свои священные книги. Жаль, что литература черной веры очень мало изучена и их священные книги не переведены еще. Нельзя отнестись к этим старинным традициям легкомысленно, когда они говорят о своих неведомых богах свастики. Древние солнечные и огненные культы, несомненно находились в основе бон-по, и обращаться с этими старыми полуистраченными знаками надо осторожно.

И в отношении бон-по, и в отношении археологических древностей Тибет слишком мало изучен. (…)

Даже в Ламаюре, в этом старом месте бон-по, – этой необъясненной еще полушаманистской религии, – к нашему великому изумлению, мы нашли изображение Майтрейи.

Странно было найти его в храме бон-по, где даже отрицается сам Будда. Но этот призыв к будущему, как видно, проникает даже в самые неожиданные места.

 

 

Начало страницы