Север. Олени. North. Stone Age. Scetch.
Эскиз для фриза в Талашкине. Frieze for Majolica and Wood Decoration.
1904 г.
Бумага, карандаш, гуашь. 6,5×34,5 см.
Государственный музей искусства народов Востока.
Москва, Россия
В 1904 году Н.К. Рерих обратился к новой для него работе – прикладному искусству и оформлению интерьеров. Н.К. Рерихом в имении княгини М.К. Тенишевой, известной меценатки, организатора мастерских прикладного искусства, Талашкино был разработан интерьер комнаты – диван, стол, кресло, книжный шкаф. Стены комнаты должны были украсить три декоративных майоликовых фриза на тему «Север» с рисунками, изображающими охоту на моржей, танцы, оленей. Замысел Н.К. Рериха отличался единством стиля, большим художественным вкусом и знанием искусства народов Севера, откуда черпались исходные данные для рисунков. Предметы, созданные по его эскизам, были уникальны.
В эскизе «Север. Олени» Рерих во многом ориентируется на образцы петроглифов, которые широко распространены в Сибири. Также, как и на каменных писаницах, и в изделиях мастеров из Уэлена, в композиции Н.К. Рериха доминирует плоскостная графика линий. Богатство ритмики контуров, силуэтов, изысканная гармония масс, условность пространственных планов – всё соответствует духу прошлого и общей декоративности направлений майолики.
Обращение Рериха к традиционной изобразительности арктических племён не было случайным. Здесь, на севере Азии, он находил «наследие высокохудожественных сибирских древностей» и прибегал к этому источнику как наиболее достоверному для реконструкции образа жизни и художественной культуры людей каменного века.
Проекты фриза хранятся в Русском музее и Третьяковской галерее; майолика – в собрании Смоленского музея изобразительного искусства. (roerich-heritage.ru)