ruenfrdeit

Помни

"Его страна" (1924)

1924 г.   

Холст, темпера. 87,5 х 117,5 см.

Музей Николая Рериха.

Нью-Йорк, США

 

Рерих Н.К. Алтай  – Гималаи, I. Цейлон – Гималаи (1923-1924)

Складывается серия "Его страна" и начинается серия "Знамена Востока". В июне после первых дождей оказалось, что вся темпера покрылась белыми пятнами плесени. Нужно было усиленно топить, чтобы она высохла и начала сходить.

"Его страна". В самом Сиккиме находился один из Ашрамов Махатм. В Сикким Махатмы приезжали на горных конях. Их физическое присутствие сообщает торжественную значительность этим местам. Конечно, сейчас Махатмы оставили Сикким. Но они были здесь. И серебро вершин цепи сияет еще прекраснее...

 

Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. (По страницам дневника: 1922-1934). М.: Сфера, 1998. 30.11.1924.

Бурлюк привел группу из ста русских – рабочих и интеллигентов, и Н.К. объяснял им новые картины. Так просто и ясно. (…) "Его Страна" – "Помни!" – тот, кто собирается на подвиг.

 

Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. (По страницам дневника: 1922-1934). М.: Сфера, 1998. 2.12.1924.

Завтракали с Н.К. Потом Н.К. повел нас объяснять новые картины. Привожу объяснения:

 

<...> 3-я комната

[Серия] "Его Страна":

1) ["Помни"]. Начало достижений.

2) ["Спешащий"]. Вестник.

3) "Книга Мудрости". Предгималаи.

4) ["Ведущая"]. Ведет по Пути – над ледником. Гуань-инь – символ Матери Мира…

5) "Жемчуг исканий". Равновесие земного и небесного.

6) ["Будда в подводном царстве"]. Глубже глубин.

7) "Выше гор". Эверест с высоты.

8) "Жар-цвет". Черный аконит, находимый в районе Канченджанги, не легенда, но быль.

9) ["Конь Счастья"]. [Камень] Чинтамани. Белый Конь мудрости, приносит с гор священный Камень человечеству. Скалы в форме человеческих фигур – свидетели.

"Сожжение тьмы". Воинство Красоты, трудящееся во благо человечества. Место было узнано участниками экспедиции на Эверест.

"Звезда Матери Мира". Напоминает о новом культе Азии.

"Белый Храм". Зодчество облачных форм.

"Джелап-ла". Путь на Тибет.

<...>

"Турфанская Мадонна". Древнейшее изображение Богоматери.

 

Рерих Н.К. Пора / Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.

ПОРА

Встань, друг. Получена весть.

Окончен твой отдых.

Сейчас я узнал, где хранится

один из знаков священных.

Подумай о счастье, если

один знак найдем мы.

Надо до солнца пойти.

Ночью все приготовить.

Небо ночное, смотри,

невиданно сегодня чудесно.

Я не запомню такого.

Вчера еще Кассиопея

была и грустна и туманна,

Альдебаран пугливо мерцал.

И не показалась Венера.

Но теперь воспрянули все.

Орион и Арктур засверкали.

За Алтаиром далеко

новые звездные знаки

блестят, и туманность

созвездий ясна и прозрачна.

Разве не видишь ты

путь к тому, что

мы завтра отыщем?

Звездные руны проснулись.

Бери свое достоянье.

Оружье с собою не нужно.

Обувь покрепче надень.

Подпояшься потуже.

Путь будет наш каменист.

Светлеет восток. Нам

пора.

1916

 

Рудзитис Р.Я. Космические струны в творчестве Николая Рериха. Минск: Звезды Гор, 2009.

155. Кажется, что вся любовь Рериха к Гималаям выражена в шедевре его творчества, в картине "Помни", которую он через двадцать лет, в 1945 году дал в еще более величественном варианте.

Никто не пройдет равнодушно мимо этой изумительной по силе картины, каждый старается найти в ней близкое себе толкование. На фоне могущественных высот Гималаев, в тот час, когда внизу все еще окутано фиолетовым туманом, а гребни гор уже озарены лаской предрассветных, обновляющих лучей, на краю склона стоит всадник, расстается с горными высотами для подвига жизни. Он в последний раз с грустью озирается, возможно, слышит напутствие матери, стоящей у горной хижины: иди, борись, созидай, только не забывай горы – свою Родину. Всю свою жизнь носи их в памяти, храни в сердце своем, устремляясь к заветной цели.

 

Сидоров В.М. Весть (Поэма) // "Огонёк", 1972, № 40.

Весть

1

Отдых окончен. И нынче тебе

Чётко намечена новая веха.

Но окликает на узкой тропе

В час расставанья негромкое эхо.

Остановись и вглядись, человек,

В этот сверкающий красками полдень.

Всё, что теперь оставляешь навек,

Помни!

Как устремлён в неизвестное взгляд,

Как напряжён в ожиданье разлуки!

Линии света призывно звенят,

Краски, светясь, превращаются в звуки.

Всё, что звучит и искрится сейчас,

В сердце твоём отзывается болью.

Это не стон, не мольба, а приказ:

Помни! (...)

 

Этот бессмертный и радостный зов,

Что небосвод и всю землю наполнил,

Что человеку понятен без слов,

Помни!

 

 

Начало страницы