ruenfrdeit

Чандра-Бхага (Путь на Трилокнатх)

1932 г.

Холст, темпера. 79 х 46,2 см.

Музей Николая Рериха.

Нью-Йорк, США

 

 

Чандра это главная река Лахуля, региона, отделяющего Большие Гималаи от хребтов Пир-Панджал. Чандра берет исток высоко в горах у перевала Баралача – главной вехи на дороге Манали-Лех, откуда она течет на юг, огибая с северо-запада огромный ледник Бара Шигру, и около Танди сливается с рекой Бхага. После слияния обе реки превращаются в Ченаб, который несет свои воды в долины Индии.

 

Рерих Н.К. Риши / Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991.

На богомолье в Трилокнатх, к древней святыне, тянутся вереницы садху и лам. От разных путей вместе идут они. Кто с трезубцем, кто с тростью бамбука, а кто и вовсе безо всего, и без одежды, совершает духовное хождение. Снега перевала Ротанга им нипочем.

Все ли хороши? Все ли вышне духовны? Но ведь и ради одного праведника Град бывает помилован. Уж простите, ходим по-хорошему.

Идут богомольцы, знают, что здесь жили Риши и Пандавы. Здесь Беас или Виас, здесь Виасакунд – место исполнения желаний. Здесь Риши Виаса собирал Махабхарату.

Не в предании, но в яви жили Риши. Их присутствие оживляет скалы, увенчанные ледниками, и изумрудные пастбища яков, и пещеры, и потоки гремящие. Отсюда посылались духовные зовы, о которых через все века помнит человечество. В школах заучивают их, на всякие языки переводят, но кристалл накопленный их наслоился на скалах Гималайских.

Здесь и Риши Виаса, составитель Махабхараты, и Риши Васишта, открывший целебные источники, и Риши Капила, уничтожавший зло смертным глазом, и Риши Гаутама, и Пахари Баба, и Гуга Чохан, и Нар Синг – каждый с целым эпосом подвигов во Благо. Здесь отдыхали Пандавы от трудов бранных. Здесь и подземный ход Арджуны из Кулу в Маникарн. Здесь и Чандра-Бхага, издавна ознаменованная в Пуранах. Здесь и страна Хахор, и священные книги, сокрытые от гонений нечестивого царя Ландармы. Шепчут ведуны, что воплотился он в Тибете.

"Где же найти слова о Творце, если вижу несравненную красоту Гималаев?" – так поет индус. По путям Гуру, по высотам Риши, по перевалам путников духа наслоилось то, что не смоют ливни и не испепелят молнии. Идущий к добру благословен на всех путях. Трогательны повести о том как встречались праведники разных народов. В бору деодары касаются под ветром вершинами. Так и все вершинное встречается, не поражая и не вредя.

1932.

Кейланг.

 

Рерих Н.К. Меч Гессер-хана / Химават. Самара: Агни, 1995. См. также: Твердыня пламенная, ч. V, Меч Гессер-хана. Рига: Виеда, 1991.

И опять течет речь об изображениях на скалах, о нечитаемых надписях, о каменных могилах и о сокрытых книгах священных. Кроме мест в долине Кулу называется еще место около Трилокнатха, где, по преданию, скрыты книги во время гонений свирепого Ландармы. Есть на горах и развалины каких-то древних жилищ…

 

Рерих Н.К. Боги Кулуты / Химават. Самара: Агни, 1995.

Нельзя упомянуть, что под именем Трилоканатха – Бога Трех Миров – верхней Кулу, как и в княжестве Чамба и Лахуле, поклоняются Авалокитешваре. Это подтверждается типичными деталями изображений.

Наггар, 1929

 

Рерих Н.К. Священные Ашрамы / Гималаи – Обитель Света. Адамант. Самара: ТОО "Агни", 1996.

Кайлас, Манасаровар, Бадринатх, Кедарнатх, Трилокнатх, Равалсар – эти великолепные жемчужины Всевышнего всегда наполняют сердце особенным благоговейным трепетом. Когда нам оставался один день пути до Манасаровара, весь караван воспрял духом – так далеко воздействует аура священного действующего ашрама.

Путь в Трилокнатх рождает и еще одно яркое воспоминание. К древней святыне, к месту паломничества и молитвы тянутся вереницы садху и лам. От разных путей сошлись они здесь. Кто с трезубцем, кто с тростью бамбука, а кто и вовсе безо всего, и без одежды, совершает духовное хождение. Снега перевала Ротанга им нипочем.

Идут богомольцы, знают, что здесь жили Риши и Пандавы. Здесь Беас или Виас, здесь Виаса Кунд – место исполнения желаний. Здесь Риши Виаса собирал "Махабхарату".

Не в предании, но в яви жили Риши. Их присутствие оживляет скалы, увенчанные ледниками, и изумрудные пастбища яков, и пещеры, и потоки гремящие. Отсюда посылались духовные зовы, о которых через все века помнит человечество. В школах заучивают их, на всякие языки переводят, и кристалл накоплений их наслоился на скалах Гималайских.

"Где же найти слова о Творце, если вижу несравненную красоту Гималаев?" – так поет индус. По путям Гуру, по высотам Риши, по перевалам путников духа наслоилось то, что не смоют ливни и не испепелят молнии. Идущий к добру благословен на всех путях. Трогательны повести о том, как встречались праведники разных народов. В бору деодары касаются под ветром вершинами. Так и все вершинное встречается, не поражая и не вредя. Когда-то споры решались единоборством, а соглашения – беседою глав. Как деодары совещались между собою. И слово-то какое милое: деодар – дар Божий. И названо все не просто, ибо целебна смола деодаров. Деодар, мускус, валериана, роза и вся прочая благая аптека Риши. Хотели отменить ее множеством открытий и все-таки опять обращаются к основам.

 

Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Том 3. Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2009.

ГОРЫ

Одним хорошо в долинах,

Другим и в болотах* сладко;

Живут в городских коробках,

Блаженствуют на морях.

Но есть и такие люди,

Которые любят горы;

Их тянет неудержимо

К высотам и к небесам.

Вершины благословенны,

Величье их – пища духа,

Просторы земли и неба

Оттуда вокруг видны.

Как часто мы вместе всходим

На пики суровых кряжей;

Как мы понимаем скалы

И братьями их зовём.

И воздух снегов мы любим,

И отблески звёзд на льдинах,

И звон тишины нездешней,

Зовущей в надземный храм.

В мечтах ли уходим в горы,

Восходим ли в плотном теле –

Не в этом причина счастья,

Ведь главное – что мы там.

Решает судьбу стремленье

К высокой и светлой цели;

Решает судьбу – горенье,

Решает судьбу – любовь!

5.10.1976 г.

 


* В другой редакции: "в низинах".

 

 

Начало страницы