Публикуется по изданию:
С.Ю. Ключников. Стремление к прекрасному – двигатель эволюции. Интервью с С.Н. Рерихом. Конец ноября, 1989 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха. Сб. В 2 т. М.: МЦР, 2016. Т. 2: 1977–2016. С. 361–370.
История публикации:
Ключников С.Ю. Стремление к прекрасному – двигатель эволюции // Сибирские огни. 1990. № 7. С. 3-8.
Интервью дано С.Н. Рерихом в Москве в конце ноября 1989 г.
С.Ю. Ключников.
Стремление к прекрасному – двигатель эволюции
С.Ю. Ключников: Святослав Николаевич, хотелось бы услышать, как Вы оцениваете духовную обстановку в мире. Угроза ядерной войны, ещё недавно бывшая главной опасностью для планеты, как можно видеть, сейчас отходит на второй план. В то же время на первый план выходят другие проблемы, связанные с экологией, экономикой, межнациональными отношениями, сферой культуры и духа. Какие пути для решения этих вопросов в мире и в нашей стране видятся Вам?
С.Н. Рерих: Все проблемы и трудности решаются через устремление, причём устремление к духовному – решающая сила, оно в конечном счёте определяет, насколько люди будут успешны в остальных своих делах. Всё остальное – следствие общего состояния человеческого духа. Вот почему самое главное, самое важное – наше устремление к чему-то более совершенному. Это устремление поможет людям подойти к каким-то иным и наилучшим путям во всех областях и проблемах жизни, увидеть и узнать что-то новое, ждущее открытия, непроявленное.
Очень хорошо, что происходит большой сдвиг в мышлении людей, они начинают понимать, что надо стремиться и думать о более совершенном, высоком и прекрасном. Мысль порождает стремление и дела. Но сейчас как никогда важно, чтобы эта мысль захватила новые области и сферы, включила в себя всю космическую беспредельность.
Я повторю то, что я говорил здесь недавно, беседуя с нашими молодыми друзьями: мы должны всегда помнить, что вышли мы из вечности, из беспредельности. Мы являемся частью этих великих понятий, и мы должны их принять, потому что они нас окружают. Это не просто отвлечённые понятия, а живой мир, питающий наш дух и сознание. Мы не можем анализировать эти понятия с помощью рассудка, ибо вечность и беспредельность дальше и больше всего рассудочного. Но мы можем принять их в сознание как то, что есть, как скрытую основу всей земной жизни.
Переустраивая нашу жизнь, мы должны всегда помнить, что сама по себе она – нечто очень маленькое; я не сказал бы – незначительное, но в масштабах вечности и беспредельности достаточно небольшое. Вы знаете, что по последним вычислениям в Космосе имеется бессчётное количество созвездий, а расстояния между этими созвездиями [просто огромны]. Так вот, учёные утверждают, что и эти гигантские расстояния начали расти, шириться, увеличиваться, и, конечно, по сравнению с этим всё земное падает в какую-то незначительность. Чтобы земные построения и усилия человека стали величественными и прочными, [люди] должны проникнуться осознанием вечности. Беспредельность и вечность – это не какая-нибудь фантазия, а реальность, которая нас окружает и которая в конечном счёте и подымет и вдохновит нас во всех наших делах и начинаниях.
Я не буду вдаваться во всевозможные детали и конкретные рецепты. Важно осознать и принять главное условие, главное направление, которое даёт нам замечательные возможности и открывает величайший мир. Устремление к прекрасному и духовному и расширение сознания до космических масштабов подведут людей к новым измерениям, новым видам энергий, открытию новой реальности. И самая важная энергия, которая всегда при нас и может помочь нам подняться на следующие ступени, – это мысль, мысль, устремлённая к совершенству.
С.Ю. Ключников: Сейчас в СССР идут жаркие дискуссии – по какому пути развиваться стране? Одни видят этот путь в реализации идеалов западной демократии, в американизации нашей экономики и всего образа жизни. Другие говорят о необходимости поиска своего пути, вспоминая при этом об особом историческом положении России между Востоком и Западом и делая особый упор на почвеннические тенденции, давние традиции. Какая тенденция, с Вашей точки зрения, сейчас плодотворнее? Или же истина посредине?
С.Н. Рерих: Я сказал бы так: в конце концов, может быть много мыслей, путей и подходов – и тех, которые опираются на эволюционное движение, собственные традиции, и тех, что основаны на заимствовании чужих достижений. И эти пути сами себя покажут. Люди увидят и разберутся – и в наше время быстрее, чем раньше, – куда ведёт каждый из подобных путей. Но я хотел бы ещё сказать вот что: есть основные пути, которые выявляют себя в определённое время. Сейчас как раз наступило время, когда новые пути начинают себя проявлять. Они, конечно, связаны с именами и идеями Николая Константиновича и Елены Ивановны, с Учением Живой Этики. Несомненно, это пути будущего, и люди рано или поздно осознают, что других путей нет. В конце концов, единственный и правильный – это путь духовного развития, духовной эволюции человека. Другого пути, который мог бы светить и дать нашей жизни нечто новое, живое и нужное, – нет, и не просто нет, но и не может быть. Ведь эволюция – это внутренний закон жизни. Истинный эволюционный путь всегда опирается на лучшее, что было в прошлом, и ведёт к новому, суждённому и прекрасному будущему.
С.Ю. Ключников: И в книгах Учения Живой Этики, и в письмах Елены Ивановны Рерих постоянно говорится – самые главные трудности у различных учений возникают не тогда, когда на них происходят гонения, а напротив, когда гонения прекращаются. Сейчас рериховским идеям в нашей стране дан как бы «зелёный свет» – и это прекрасно, потому что эти идеи как никогда нужны людям. Однако в связи с такой свободой распространения могут возникнуть серьёзные проблемы – искажение идей в условиях массового их тиражирования, появление различных «гуру» и, наконец, разъединение рериховских сил на различные группировки. Не зря на пресс-конференции в пресс-центре МИДа Вы в первую очередь заговорили о необходимости консолидации, единения. Что бы Вы добавили к этим мыслям?
С.Н. Рерих: Видите, я могу сказать одно. Как Николай Константинович, так и Елена Ивановна говорили: благословенны препятствия. Препятствия, как известно, бывают разные – это и так называемые гонения, преследования, запреты, и многочисленные искушения возможностями, и другие сложности, окружающие всякое новое движение. Иногда свобода и прекращение преследований в конечном счёте оказываются ещё большими препятствиями, чем утеснения. Опасность и гонения объединяют людей, последователей духовных учений, а устранение опасностей, комфорт – нередко разъединяют. К единению же нужно стремиться всегда, когда для этого есть возможность. Но в любом случае – препятствия благословенны, они представляют собой ступени, которые перед нами расставила великая жизнь. Именно препятствия нас поднимают. Без препятствий мы бы все поникли. Именно препятствия помогают выявить великую энергию, лежащую в основании мира и окружающую нас. А в ней – наше будущее.
С.Ю. Ключников: Рериховские идеи сейчас всё сильнее входят как в сознание широких масс людей, увлечённых проблемами духа, так и в культуру, философию. Николай Константинович и Елена Ивановна всё чаще рассматриваются как мыслители. В связи с этим возникает вопрос – является ли философское наследие Н.К. и Е.И. Рерихов особым, автономным явлением русской мысли, о которой Вы столь тепло и проникновенно говорили на пресс-конференции, или же оно органически вырастает из того крыла русской мысли, что можно было бы назвать «восточным»? Ведь мы знаем сегодня, что к Востоку в России тянулась целая плеяда деятелей культуры и мыслителей – Пушкин, Лермонтов, Иакинф Бичурин, Данилевский, славянофилы, Достоевский, Толстой, Брюсов, Блок, Скрябин, Бунин. В XX веке в эмиграции образовалось целое течение, устремлённое к Азии, которое так и называлось – евразийцы.
С.Н. Рерих: Да-да, это было интересное течение.
С.Ю. Ключников: Мало кто знает, что Елена Ивановна в письмах с большим одобрением цитировала одного из важнейших евразийцев, Петра Николаевича Савицкого, а Юрий Николаевич Рерих переписывался с другим евразийцем-эмигрантом – Вернадским, сыном знаменитого отечественного академика.
С.Н. Рерих: Да, совершенно верно! Они переписывались.
С.Ю. Ключников: Но всё же Рерихам удалось проникнуть на Восток. Так вот, как Вы считаете, Святослав Николаевич, можно ли рассматривать рериховское наследие как вершину, кульминацию азийского, восточного направления русской мысли, органически из него вырастающего?
С.Н. Рерих: Трудно сейчас найти именно то выражение, те формулы, которые точно определяют место, занимаемое этим движением в русской мысли. Неоспорима роль России, великой страны и народа. Многие наши соотечественники ставили большие проблемы. Новые пути и решения часто приходили и ещё придут именно со стороны русской мысли. Николай Константинович и Елена Ивановна вышли из этой мысли и очень высоко ценили её. И то движение мысли и духа, которое они принесли, имеет очень большое значение, большие последствия, и оно будет расти и расширяться, потому что оно своевременно. Оно пришло именно тогда, когда многие – и простые люди, и мыслители – стали понимать, что их окружает нечто иное, чем видится на первый взгляд, что есть какая-то невидимая жизнь, совсем другая, чем кажется. Это так. Мысли этих людей и приближение новой жизни к нашей земной совпали. Но можно сказать, что таких случайных совпадений не бывает. Всё приходит в своё время. Вот наступило время, когда эта другая жизнь должна себя проявить, и мы видим сейчас – со всех сторон пробуждается интерес к этому новому движению мысли. Так? И я уверен, что в этом направлении ещё произойдут большие сдвиги.
Вы говорили о восточном направлении русской мысли. Вот Елена Петровна Блаватская, она много сделала в этом направлении. Она дала нам целый ряд замечательных книг, таких, как «Тайная Доктрина», например. Там действительно содержится сущность не только восточных учений, но и положены основы учения жизни вообще.
С.Ю. Ключников: Журнал «Сибирские огни» с первого номера 1990 года публикует книгу Блаватской «Загадочные племена на “Голубых Горах”».
С.Н. Рерих: Да-да. Это очень хорошо и нужно, что сибиряки поднимают из забвения имя великой женщины, великого философа. Я уверен, что в ближайшее время многое будет сделано, чтобы изучить работы Елены Петровны. Она положила начало многим духовным направлениям. Ей было трудно, очень трудно, на её жизненном пути встретились огромные препятствия, но она сумела победить их и закончить свой величайший труд – «Тайную Доктрину». «Тайной Доктрине» в мировой философии нет равных, потому что это анализ, собрание основных и глубинных учений всего мира о тайнах жизни. Вот почему я советую всегда и всем, кто серьёзно интересуется проблемами духовности, прочесть книгу Блаватской. Если можно, то все три тома или хотя бы частично. Вы знакомы с этим трудом?
С.Ю. Ключников: Да, я читал все три тома «Тайной Доктрины» и могу сказать, что этот труд действительно самая богатая энциклопедия эзотерических духовных знаний, которую мне приходилось встречать.
С.Н. Рерих: Ну, тогда Вы можете сами оценить замечательную глубину «Тайной Доктрины» и для своего времени, и для наших дней, и для будущего. Потому нужно печатать «Тайную Доктрину». Желательно полностью, но если пока такой возможности нет, то хотя бы фрагментами. Через «Тайную Доктрину» нужно показать Елену Петровну в новом облике, соответствующем её заслугам. Надо показать глубину её мысли. Ведь она увидела, в чём состоит подлинное единство человека и Космоса. Нынешний человек считает себя вершиной эволюции, царём природы. А Елена Петровна осветила всю эволюцию, всю перспективу человека, как он встаёт из вечности и снова возвращается в неё. Вот почему важно опубликовать «Тайную Доктрину», показать величие духа и мысли Блаватской, сумевшей охватить этот грандиозный космический процесс. «Тайная Доктрина» помогает нам понять нашу сопричастность Космосу, мирозданию, эволюции.
С.Ю. Ключников: А как Вы смотрите, Святослав Николаевич, на издание книг Живой Этики в СССР? Журнал «Сибирские огни», начиная с 10 номера 1989 года, публикует третью по счёту книгу из серии Живой Этики – «Общину», её монгольский вариант.
С.Н. Рерих: Это очень хорошо! Книги Живой Этики, несомненно, нужно печатать. Во всём нужны благоприятные условия. Любое действие нужно делать, когда условия этому благоприятствуют. Если же что-то не получается, надо подождать, дать возможность накопиться таким благоприятным условиям. В случае же затруднений и неблагополучия не следует слишком напрягаться, лучше проявить терпение и, почувствовав соответствующие обстоятельства, вновь «попытать счастья». Ведь для любого действия есть свой срок, несущий наилучшие возможности. Так что надо помогать возможностям проявиться, но не надо торопить сроки. Если их торопить, всё равно ничего не получится. С этой точки зрения сроки для обнародования Учения подошли.
С.Ю. Ключников: А как Вы считаете, нужно ли выпускать книги Живой Этики широкими тиражами, учитывая большой интерес к проблемам духа в стране, или необходимо издавать их лишь небольшими тиражами, с подробными академическими комментариями?
С.Н. Рерих: Мне сложно ответить на этот вопрос, но рано или поздно Учение широко войдёт в жизнь, я в этом не сомневаюсь.
С.Ю. Ключников: Какие индивидуальные пути и методы духовного совершенствования человека Вы считаете главными в сегодняшнее время?
С.Н. Рерих: Само стремление к совершенствованию – есть главный метод. Когда человек стремится к прекрасному – это его поднимает, возвышает, выводит на ступени эволюции. Но это стремление должно быть сознательно. Вообще каждое действие должно быть осознано, и также стремление к прекрасному. Осознанное действие быстрее ведёт к благому результату. И потом нужно каждодневно работать. Каждое утро, просыпаясь, человек должен ставить перед собой большие цели и стараться сделать свою повседневную работу хотя бы немного лучше, чем вчера. Это самый простой и верный закон. Тогда человек будет всё время двигаться, и дни, может быть, незаметно для него, постепенно превратятся в шаги восхождения. Кроме желания сделать каждый день лучше прежнего, нет иных путей преобразить жизнь.
С.Ю. Ключников: А молитва?
С.Н. Рерих: Это и есть стремление к прекрасному. Это то, что заложено глубоко в человеке. Внутренняя молитва сердца – это предстояние перед вечностью, молитва как бы устремляет нас к бесконечному, ко всему высокому, эволюционному. Нужно быть помощником эволюции. Есть эволюционное течение, и наша задача – быть его помощниками. Молитва же связывает нас с эволюцией. Но важно, чтобы молитвенное состояние воплощалось в жизни, я бы сказал, что нужно молиться всей жизнью, действиями и поступками. И конечно, чистые мысли – корень человеческого поведения. Без их очищения и обновления невозможно подняться.
С.Ю. Ключников: В связи с молитвой вопрос о вере и религии, в частности православной. Сейчас в нашей стране наблюдается огромный интерес к религии. Умножаются действующие храмы, выпускается христианская литература, растёт число верующих и ищущих в духовно-религиозной сфере. Могли бы Вы, Святослав Николаевич, согласиться со следующей мыслью: если православие представляет собой коренную глубинную тенденцию русской духовности, без учета опыта которой невозможно развиваться любому ищущему человеку нашей страны, то Живая Этика как бы завершает, синтезирует духовные искания на современном уровне осмысления и сегодняшнем языке?
С.Н. Рерих: Да, именно так, если хотите. Православие выросло у нас, в России. Оно впитало в себя все наши настроения, устремления на протяжении веков. Так что оно является как бы зеркалом столетий. И, конечно, оно впитало в себя всё величественное и героическое, что было в нашей истории. Православие содержит самые прекрасные идеалы, но только мы должны следовать этим идеалам в жизни. Если Вы найдёте человека, который действительно следует всем заветам православия, лучшего человека невозможно будет представить. Так? Несомненно!
В наших духовных порывах к истине, в конце концов, не важно, кто какими путями идёт – единая Истина имеет много граней. Важно, чтобы в идущем был действительно мощный порыв к чему-то более совершенному и прекрасному. Живая Этика как раз говорит об этом, она является синтезом лучших путей и объясняет то многое и новое, что приближается к нам.
С.Ю. Ключников: Хотелось спросить об одном из видов этого нового, о котором сейчас много говорят и пишут. О неопознанных летающих объектах. Если раньше их существование отрицалось, то сейчас, причём в массовой печати, сообщения и публикации о реальности таких явлений множатся. А точных объяснений им пока нет. У многих людей в связи с этим возникают опасения, сомнения, страхи. Летающие тарелки некоторые считают чуть ли не проявлением демонических тёмных сил. А многие связывают с посещением НЛО угрозу, полагая, что они могут повредить людям. Что Вы думаете на этот счёт и какое отношение к данным явлениям Вам кажется наиболее правильным?
С.Н. Рерих: Видите ли, Земля не единственная планета, а земляне не единственная цивилизация как в нашей Солнечной системе и Галактике, так и в мироздании. Цивилизации и разумная жизнь есть и в других системах и местах Вселенной, в Космосе вообще. Об этом говорили духовные учения ещё в древности.
Ведь люди расширяют своё сознание, стремятся в Космос, в другие миры. Видимо, такой же процесс происходит на других планетах и в космических системах. Возможно, что и другие цивилизации стремятся посещать нашу планету. А насчёт угрозы – почему нужно усматривать угрозу? В Космосе в бесчисленных и разнообразных формах есть единая жизнь, и есть естественный интерес к нашей системе у жителей других миров. Не нужно усматривать здесь дурных намерений, к неизвестному лучше относиться спокойно, доброжелательно и тоже – с разумным интересом.
С.Ю. Ключников: И ещё один очень важный вопрос. Различные духовные учения говорят о том, что некоторые места и области на планете Земля сосредоточивают в себе особые силы, тонким образом влияющие на жизнь людей данного места и даже на исторические процессы и развитие культуры. Существуют доктрины, говорящие о сакральной географии, о пассионарных импульсах, управляющих судьбами народов. Живая Этика говорит о значении тонких магнитов, заложенных в основании некоторых местностей и городов. В 1926 году Николай Константинович, Елена Ивановна и Юрий Николаевич, как известно, побывали на Алтае, проехали через многие области Сибири и на несколько дней останавливались в Новосибирске. Они постоянно говорили о великом значении Сибири и Алтая для нашей страны и всего мира, предсказывали строительство в Уймонской долине Горного Алтая будущего города Знания Звенигорода. И самое примечательное – почти во всех местах, где они побывали, сегодня начались интересные процессы. Сейчас на Алтае построено здание музея Рериха, а в Новосибирске и других сибирских городах возникают многочисленные рериховские общества. Что бы Вы могли сказать о значении Сибири и Алтая?
С.Н. Рерих: Да, я очень рад именно этим именам. И Николай Константинович и Елена Ивановна придавали большое значение Сибири и Алтаю. Они считали, что духовное возрождение нашей родины придёт из Сибири. Сибирь и Алтай они считали магнитом Азии в России. Николай Константинович рано осознал значение Азии. Когда он начал помогать строительству буддийского храма в Петербурге [1], туда стало приезжать много гостей, главным образом буддийское духовенство – и внутреннее, забайкальское, и внешнее – со всей азиатской части мира. Привозили для храма много подарков, подарки были интересные, не простые. Строительство в Петербурге и привлечение к сотрудничеству буддийского мира можно рассматривать как заложение духовных магнитов. Магнитов для объединения Азии. Тогда это полностью не осознавалось, а сегодня стало видно. Так вот, Алтай и Сибирь – тоже великие магниты для дружбы и сотрудничества России с Азией. Они несут в себе огромные силы и возможности. Потому и Николай Константинович и моя матушка пристально наблюдали за процессами развития Сибири и Алтая, ибо знали, что у них большое будущее.
С.Ю. Ключников: Что бы Вы, Святослав Николаевич, напоследок пожелали сибирякам, многие из которых сегодня увлечены рериховскими идеями?
С.Н. Рерих: Я прошу передать сибирякам самые добрые пожелания совершенствования. Идите как можно дальше и глубже во всём – в жизни, в творчестве, в вопросах духа. Помните о прекрасном и старайтесь внести его во все стороны жизни.
[1] Буддийский храм в Санкт-Петербурге (современное официальное название: Санкт– Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй») – самый северный в мире буддийский храм. «Для изучения живых буддийских традиций и буддийского культа петербургские востоковеды предложили построить в столице буддийский храм. Крупнейшие ученые-востоковеды академики В.В. Радлов, С.Ф. Ольденбург, профессор Ф.И. Щербатской были приглашены в специально созданный комитет по постройке храма. В комитет вошёл и Николай Константинович. Место для постройки нашли в Старой Деревне – ныне Приморский проспект, 91. <...> Строительные работы, начавшиеся в 1909 году, были закончены в 1915 году. <...> Н.К. Рерих своими советами внёс немалый вклад в создание проекта этого ... сооружения» (Короткина Л.В. Рерих в Петербурге-Петрограде. Л., 1985). Первая служба состоялась 21 февраля 1913 г. в ознаменование 300-летия Дома Романовых. У храма оказалась трудная судьба, были годы, когда службы в нем не велись (революция, репрессии, война). И только когда в 1989 г. в городе была создана новая буддийская община, по ходатайству которой здание храма в 1990 г. было ей возвращено, в нём возобновились богослужения.




