Публикуется по изданию:
Святослав Рерих: «Главное, чтобы было желание сделать что-то лучше»: Интервью телепрограмме «Пятое колесо». Москва: аудиозапись. Конец ноября, 1989 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха. Сб. В 2 т. М.: МЦР, 2016. Т. 2: 1977–2016. С. 346–351.
История публикации:
Святослав Рерих: «Главное, чтобы было желание сделать что-то лучше»: Интервью телепрограмме «Пятое колесо». Москва: аудиозапись. Конец ноября, 1989 г. // Архив МЦР.
Святослав Рерих:
«Главное, чтобы было желание сделать что-то лучше».
Интервью телепрограмме «Пятое колесо».
Москва, конец ноября 1989 г.
С.Н. Рерих: ...Вот такие маленькие записи о том, что вам приходит именно в этот момент, – это очень полезно. Потом оно испаряется. Иметь прекрасную, хорошую память – великое дело. Но [ваша запись] на всякий случай поможет и другим. Потому что если перед вами и перед ними есть запись, то она может дать возможность вашим собеседникам формулировать мысли, [формировать] своё отношение. Это всё нужное и хорошее. Но кроме того нужно иметь ещё и маленькую основу этой [видео]записи, с первых дней моего приезда сюда.
Теперь всё это должно расти, развиваться [1]. Какие были проблемы? Найти [удобное] помещение, которое действительно подходило бы и отвечало нашим замыслам, будущим идеям. Это, к счастью, сделано. Другие вопросы, связанные с этим, тоже без особых трудов разрешены, и [дело] будет дальше развиваться. Поэтому я никаких [особых] трудностей не предвижу. Трудности могут быть, могут быть всякие задержки – это всё может быть, препятствия неизбежны. Николай Константинович всегда писал и говорил, что мы будем благословлять все эти трудности, потому что трудностями мы растём. Без этого мы остановились бы, и ничего никуда не двигалось бы.
Корр.: Святослав Николаевич, как вы считаете, готовы ли мы – такие, как сейчас есть, – воспринять наследие Рерихов?
С.Н. Рерих: Да. Время пришло. Несомненно, время пришло. В конце концов, всё целесообразно. [Существует] такая как бы «мозаика [жизни]». Когда эта мозаика сама что-то ставит перед нами, что-то делает и нужным, и ощутимым (то есть когда мы начинаем ощущать – да, это что-то необходимое, это нужно и можно сделать), [значит], время [для совершения этого действия] уже подходит.
Корр.: Подходит, но не пришло?
С.Н. Рерих: Но оно должно прийти. Всё подходящее должно пройти через несколько таких стадий. Это неизбежно. Мы не можем думать и ожидать, что что-то вдруг свалится с неба и встанет перед нами. Нет. Мы должны совершенно [осознанно идти к цели], работать над [её достижением] и выполнять план, который ясно себе представляем.
Корр.: Вы знаете, наша история, да и время сейчас такое, очень трудное...
С.Н. Рерих: Трудное, я знаю.
Корр.: ...и это привело к тому, что многие как-то не то что потерялись, но ценности у людей стали очень размыты. Есть ли какие-то пути духовного совершенствования?
С.Н. Рерих: Да. Мир должен жить, должен развиваться, расти внутренними духовными путями – тем, что в каждом из нас заложено, в каждом из нас присутствует, и [только от нас зависит], как расширить, увеличить и открыть какие-то новые пути для контактов. Духовность – это внутреннее устремление, которое заложено в каждом из нас. Раньше нам говорили – молись, молитва тебя возвышает, молитва даст тебе какие-то контакты, [возможности]. Но задумаемся – что есть молитва? Молитва есть именно возвышение нашей души, нашей мысли к чему-то более совершенному, большему, которое, мы чувствуем, нас окружает. Это происходит инстинктивно, потому что это основа жизни.
Стремление к чему-то более совершенному эволюционно. Поэтому мы должны ясно себе представить, что наша проблема – это проблема жизни, мы хотим создать красивую, счастливую жизнь. Из чего эта красивая жизнь состоит? Каким образом нам подойти к [её достижению], как выявить самые важные, самые нужные основы для этого? Это мы должны себе ясно [представить].
Корр.: Каждый сам для себя представляет?
С.Н. Рерих: Да. У каждого человека есть какое-то в чём-то отличие. Должно быть отличие, потому что он не есть реплика [2] своего соседа. Поэтому мы должны стремиться к [выявлению нужных основ]. Будем думать о том, что каждый день перед нами [возникают новые] задачи, новые труды, работы, проблемы; [о том,] как мы можем их исполнить, и исполнить более совершенно, чем делали это вчера. То есть в нас [должно жить] желание сделать что-то лучше.
Корр.: Вы сейчас говорите о людях, которые уже стоят на какой-то определённой высокой точке отсчёта системы ценностей. А у нас – понимаете, в чём дело?
С.Н. Рерих: Это я знаю, но вы не беспокойтесь. Каждый [человек, даже] из самых незначительных слоёв, несёт в себе задатки всего этого. Можно спросить его: «Хотите ли вы более счастливую, более совершенную жизнь? Хотите ли вы найти что-то особенно прекрасное в этой жизни?» И большинство, конечно, скажет: «Да». Тогда мы спросим: «Хорошо, а каким образом?» [Нашими собеседниками, близкими друзьями, даже сотрудниками бывали такие], которые уже находили что-то особенное в своей жизни, что-то им чрезвычайно нужное, важное. [Они] оставили нам свои пути, которые для нас стали живой [иллюстрацией] того, чего и мы можем и должны достичь. Поэтому главное – это стремление к чему-то более совершенному, которое заложено в каждом из нас. Если мы это помним, если мы к этому будем стремиться, то скоро увидим, как действительно подымаемся по этому пути. Потому что это становится частью нашей жизни.
Говорят, что человек – это собрание [всевозможных] привычек. Может быть. Во всяком случае, ясно, что если мы действительно будем стремиться к чему-то и каждый день думать об этом, то это станет неотъемлемой частью нас самих.
Корр.: Понимаете, Святослав Николаевич, ... [иногда мне кажется], что людей-то не разбудить. Надо жить философией не только одного дня, и всё.
С.Н. Рерих: Может быть. Но мы не должны об этом заботиться.
Корр.: А что же с этим делать?
С.Н. Рерих: Что делать?
Корр.: Конечно. Иногда люди говорят, что самое главное – не то, что ты делаешь (например, об учении Иванова [3], или о Рерихах, или о [проповедниках религиозной] и философской мысли), а чтобы у нас в магазине была колбаса.
С.Н. Рерих: Да, многие, конечно, об этом думают. Несомненно. Но мы не будем печаловаться, не будем слишком часто это вспоминать. Мы предоставим им [так] думать, потому что я лично чувствую и знаю, что рано или поздно они придут к [другим ценностям]. Несомненно, у них пробьётся то внутреннее устремление, которое является эволюционным началом. Мы знаем – эволюция как таковая в природе есть. Природа стремится к чему-то более совершенному. Почему она стремится к этому более совершенному? Потому что это заложено в ней как основа манифестации жизни. Мы должны об этом помнить и [идти] тем путём, который нам открыт. И мы должны быть счастливы, что можем сами действительно идти этими основными путями – путями эволюции. Стать лучше, строить себе более красивую жизнь.
Корр.: Как?
С.Н. Рерих: Красивая жизнь состоит не в том, чтобы накушаться, напиться и [иметь развлечения – это же] вообще убожество. Нет, красивая жизнь состоит совсем в другом. Но некоторые люди думают [именно так]. Хорошо, пусть. [Однако и] они со временем [поймут], что чего-то нет, чего-то не хватает.
Корр.: Святослав Николаевич, вы ведь человек очень счастливый – вы знаете, что такое сила духа на примере Елены Ивановны и Николая Константиновича. Расскажите, пожалуйста, немного о них.
С.Н. Рерих: Елена Ивановна и Николай Константинович были совершенно исключительными людьми. Их пример был у меня перед глазами с [рождения]. Они действительно являлись [теми, кого] мы могли бы назвать «более совершенные люди», к чему многие философы стремились.
Именно этот образ более совершенного человека сказывался во всех их поступках. С этой точки зрения, конечно, для меня было величайшим счастьем, что я был с ними в контакте с самого начала жизни.
Корр.: А первые воспоминания о родителях – в каком возрасте? Самые первые воспоминания?
С.Н. Рерих: Я не могу сказать, какие точно были, но всегда самые близкие, самые красивые и прекрасные, потому что Николай Константинович стремился к красоте во всём. Также и Елена Ивановна. Конечно, это сказывалось на всех их мыслях, всех стремлениях.
Корр.: У нас имя семьи Рерихов всегда было покрыто туманностью, дымкой, недомолвками. Говорят, например: «Почему Елена Ивановна и Николай Константинович отказывались от авторства? Кто такой Учитель Мория?» Сколь продолжительными были беседы Елены Ивановны и Николая Константиновича с Учителями?
С.Н. Рерих: На протяжении всей их жизни. Когда бывало нужно, когда [возникали] особенные условия, они всегда были в контакте с Ними, с Учителями. Учение Жизни, Их Учение – назовите как хотите – это то, что Они хотели сказать и дать. [Интересно], что когда Елена Ивановна встретила Николая Константиновича (это было в имении её бабушки [4], в Бологом), то ясно услышала голос своего Учителя, который сказал ей: «Выходи за Николая Константиновича». Это было совершенно ясно, определённо сказано и, конечно, полностью оправдалось.
Корр.: Махатмы – это люди более совершенные, чем мы?
С.Н. Рерих: Да, люди, которые уже прошли известные стадии развития и которые идут вперёд. Вся их жизнь [подчинена работе] над самоусовершенствованием.
Корр.: Что такое самоусовершенствование?
С.Н. Рерих: Стать лучше. Как я сказал, каждый день [нужно] думать о том, что мы можем сделать [что-то] немножко лучше, чем делали вчера. Это желание сделать лучше, это наше устремление и направление – именно то, что даст новые возможности, и перед нами откроются новые пути. [Ведь] каждый из нас всё-таки стремится к чему-то более прекрасному, совершенному, счастливому.
Корр.: Скажите, вы не считаете преждевременным уход Николая Константиновича?
С.Н. Рерих: Нет. Всё закономерно. Это именно мозаика жизни, которая слагается не здесь, а, как бы сказать, во многих, многих центрах.
Корр.: Каких?
С.Н. Рерих: Центрах жизни. Поэтому не нужно стараться найти ответы на те вопросы, которые для нас сейчас неясны. Это ни к чему не приведёт. Нам нужно принять как основу именно то, что нас окружает. Вот, скажем, нас окружает стремление к чему-то более совершенному. Все мы хотим подняться, хотим узнать, найти что-то такое. Мы должны подумать, что это более прекрасное, к которому мы стремимся, собой представляет? Где оно? Что оно? Каким образом оно себя проявляет? И не задумываться над такими вопросами, которые некоторые поставили бы: «Зачем нам это прекрасное?» Конечно, будут люди, которые скажут: «Нам нужно не [прекрасное], а каждодневные необходимости как основы человеческой жизни. И если мы это получим, то достаточно».
Корр.: А вы знаете своё предназначение, свою миссию?
С.Н. Рерих: Да, знаю.
Корр.: В чём она заключается? Какая?
С.Н. Рерих: Это всё то, о чем я вам сейчас говорил, и ещё многое другое. Всё, что составляет наше устремление, нашу жизнь.
Корр.: Скажите, почему с 39-го года законсервирован институт «Урусвати»? Как вы представляете дальнейшую судьбу этого института?
С.Н. Рерих: То, что я вижу сейчас: он будет расти, будет [развиваться]. У него будут новые расширения, которые сейчас уже планируются. Это пойдёт дальше своим путём, мозаикой жизни. Мы часто заботимся о том, что нам и не нужно, – слишком много думать.
Корр.: Почему?
С.Н. Рерих: Потому что ни к чему это не приведёт. Мы имеем дело с бесконечностью и вечностью, это две основы нашей жизни. Если вы спросите, что есть эта бесконечность, мы скажем: «Бесконечность – это проявление жизни вокруг нас». «А какова внутренняя основа всего?» Но на это ответа не получите...
Корр.: Если об этом не будешь думать и никогда не задавать себе эти вопросы, то, мне кажется, и будешь жить философией одного дня: сегодня – и больше никогда.
С.Н. Рерих: Нет. Мы должны будем практически подходить к этому, каждодневно. Это то, что нас окружает. И если окружает, значит, хорошо. Так что не будем беспокоиться об этом.
Корр.: Мы очень долгое время прожили в неверии.
С.Н. Рерих: Да.
Корр.: Как говорят, махровый материализм. Даже такое выражение есть. И сейчас качнуло.
С.Н. Рерих: Да, теперь новые движения. Хорошо. Это, несомненно, обогатит нашу жизнь, потому что без духовных начал жизнь будет очень бедной и далеко не разовьётся. Поэтому мы должны это приветствовать. Мы должны сказать себе: «Да, настало время, когда перед нами многое начнёт раскрываться, потому что в основе всего лежит бесконечность, которая себя и раскрывает, и в то же время показывает, что мы никогда не сможем разрешить эти вопросы, анализировать и сказать себе, что “это равняется тому, а это равняется этому”». Это ни к чему.
Корр.: Религия – какое место она занимает в вашей жизни, в вашем сердце, душе?
С.Н. Рерих: Религия – это устремление к чему-то более прекрасному. Именно стремление к чему-то более возвышенному, более прекрасному.
Корр.: А если говорить о знаниях, о священном, сокровенном, тайном? Как вы считаете, об этих тайных, сокровенных знаниях все должны знать? Или всё-таки они для тех, кто подготовлен?
С.Н. Рерих: Есть знания, которые не надо раскрывать. Не мечите бисера перед свиньями [5], говорил Иисус. И говорил об этом камерно, [имея в виду, что] есть то, чего люди ещё не могут воспринять. Поэтому для них это [знание] не нужно, ни к чему. Они могут только злоупотребить им.
Корр.: Это опасно?
С.Н. Рерих: Конечно. Всякое незнание может привести к печальным последствиям.
Корр.: Скажите, вы будущее любите или нет?
С.Н. Рерих: Да, но иногда и нет.
Корр.: [Будущее] подвластно каждому человеку или нет?
С.Н. Рерих: Может быть, да. Но, конечно, это зависит от самого человека и от заложенных в нём особенностей. Известных сил, известного развития. Есть люди ясновидящие, есть яснослышащие. Есть люди, которые имеют много каких-то особых способностей. [Это] реальные способности. И это, конечно, отличает их друг от друга. Но как они этим воспользуются, что с этим сделают, это дело каждого индивидуума.
Корр.: У нас сейчас очень много таких появилось, экстрасенсов.
С.Н. Рерих: Экстрасенсов?
Корр.: Да. Лечат сверхчувствительными полями, руками...
С.Н. Рерих: Правильно, неправильно – это, в конце концов, неважно. Важно, чтобы они старались делать что-то хорошее. Если хочет человек кого-то вылечить, то, несомненно, это само по себе уже хорошее побуждение. Сможет ли он это сделать или нет – это другое дело. Но главное, чтобы было в нём внутреннее желание сделать что-то лучше. Так.
Корр.: Распознать очень тяжело. Подмены бывают. Это тоже требует нашего времени.
С.Н. Рерих: Да. Не будем об этом беспокоиться и терять на это очень ценное время. Вы должны помнить, что всё это нас окружает, мы из этого вышли. Мы – часть всего этого. Всё это в нас есть, и в наших руках это развить. То есть усовершенствовать себя и через это помочь другим.
Корр.: Есть такой учитель наш, русский, Иванов, вы в Индии ничего о нём не слышали?
С.Н. Рерих: Что-то я слышал, да.
Корр.: Очень много приверженцев [его учения], общения много...
С.Н. Рерих: Хорошо.
Корр.: Это человек, который ходил в мороз совершенно обнажённым, по снегу ходил ногами. Он показал возможности, резервы человеческого организма.
С.Н. Рерих: Несомненно, резервы организма очень, очень велики.
Да, дорогая моя, всегда стремитесь к прекрасному, возвышенному, ищите красивых путей в жизни. Потому что жизнь в общем – это очень сложное начало. И вы увидите, сколько к вам придёт возможностей. Но ищите у себя, они здесь. Так что временно распрощаемся, мои дорогие.
Корр.: Собираетесь ли вы приехать в Советский Союз ещё?
С.Н. Рерих: Конечно, это возможно, весьма возможно. Но мы ещё здесь. И мы ещё даже не уехали.
__________________________________
[1] Речь идёт о начале деятельности Советского Фонда Рерихов, созданного 2 октября 1989 г.
[2] Здесь: дубликат, копия, оттиск, слепок.
[3] С 35 лет П.К. Иванов, следуя своей идее здоровья и бессмертия, постепенно отказывался от одежды и обуви, пока не стал круглый год ходить босым, одетым только в шорты. В зимнее время демонстрировал незаурядные возможности своего организма переносить любую стужу и мороз. В повседневной жизни практиковал обливания холодной водой, подолгу обходился без пищи и воды, успешно занимался целительством по своей системе.
[4] Речь идёт об имении князя П.А. Путятина «Высокое» в Бологом, жена которого Евдокия Васильевна приходилась Е.И. Рерих тёткой, а самому С.Н. Рериху – двоюродной бабушкой.
[5] В Евангелии от Матфея (7:6) приведены слова из Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».




