Публикуется по изданию:
Рерих С.Н. Выступление в Академии художеств СССР. Москва, ноябрь 1989 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха. Сб. В 2 т. М.: МЦР, 2016. Т. 2: 1977–2016. С. 178–182.
Выступление в Академии художеств СССР.
Москва, ноябрь 1989 г.
С.Н. Рерих: Счастлив быть здесь, среди вас, и будем надеяться, что это не в последний раз и что, может быть, судьба нас снова сведёт в [не]далёком будущем. Я рад быть здесь в связи с учреждением центра, посвящённого Николаю Константиновичу, нашей семье. И я уверен, что много может быть достигнуто этими новыми пунктами духовного устремления.
Как вы знаете, Николай Константинович смотрел на жизнь как на нечто единое, великое. Для него весь мир был един, все люди мира были членами одной семьи. Вот почему и в своих работах, и во всех направлениях [своей деятельности] он всегда смотрел на [людей] как на своих братьев и ближайших друзей. Много было им сделано, потому что он работал не покладая рук, работал каждый день с утра до вечера. И мы знаем, [какое] культурное наследие он оставил. Сейчас это наследие только ещё разбирается, к [его пониманию] подходят с новых сторон, [под] новыми углами [зрения]. Будучи его сыном и сотрудником, я знаю и видел, [что] вся жизнь Николая Константиновича была наполнена этим, я бы сказал, великим порывом дать что-то новое, что-то прекрасное, то, что могло бы служить людям. Должен сказать, что у него было именно это исключительное устремление, которым была наполнена вся его жизнь.
Спрашиваете, кем считать Николая Константиновича – художником, философом, учёным? Но как бы вы ни смотрели на него, вы найдёте в нём все черты многочисленного прилежания к чему-то очень нужному и важному. Поэтому, когда я думаю о Николае Константиновиче, я всегда вспоминаю слова китайского философа, который сказал, что самое великое, чего человек может достичь, – это сделать себя лучшим человеком, лучшим примером для других. Это [сказал] Конфуций, который столько дал [людям] в своё время. Он посвятил очень много времени [разработке концепции] так называемого великого, то есть более совершенного человека. Именно это он анализировал, искал [качества] этого более великого человека. Это пример, который оставили нам он и другие.
Самое первое и самое нужное, чтобы мы действительно поняли, что наша главная задача – стать лучшими людьми. Для этого нам необходимо анализировать нашу жизнь, анализировать наши мысли и взять те пути, которые нас к этому могли бы привести – [к тому, чтобы] стать лучшими представителями человечества. Многим это иногда кажется сложным, трудным – [однако] это правда, это так и есть. Оно сложно, оно очень трудно, потому что из всех задач, [стоящих] перед нами, может быть, эта задача самая сложная, [но] она и самая необходимая. В конце концов, не так важно, как мы к этому подойдём. Путей много. Многие об этом думали, многие об этом писали. Но самое главное, что стояло перед всеми, – [найти] путь к чему-то более совершенному, более прекрасному. Это и был путь Николая Константиновича, который он всячески соблюдал и хотел передать другим.
В чём особенности этого пути? Стараться сделать что-нибудь лучше. Ко мне приходят иногда за советами, [и] я говорю, что всё очень просто, только нужно каждый день делать что-то чуть-чуть лучше, чем мы это делали вчера. И очень-очень быстро это действительно [приводит к] большим достижениям – это желание, это чувство необходимости идти дальше, к более совершенным и более прекрасным решениям. Я уверен, все мы действительно хотели бы анализировать [свои поступки] и [встать] на тот путь, который нас туда бы привёл.
Как я вам сказал, всё очень просто и [зависит] только [от] нашего желания – я бы сказал, внутреннего горения – сделать что-то лучше, стать более совершенными людьми. Это мы найдём всюду. Во всём мире, во всех странах люди хотят найти [пути] к более совершенной жизни, которые [притом] помогли бы разрешить окружающие их проблемы. Проблем много. [Порой] мы сами усложняем нашу жизнь, вместо того чтобы её как-то [облегчить]. Но вместе с тем [нам нужно] помнить (и будем помнить), что мы должны именно благословлять все трудности, все сложности, которые жизнь ставит перед нами, потому что, как Николай Константинович писал в своих статьях, мы растём препятствиями [1]. Препятствия – наши лучшие друзья, это лучший путь. Преодолевая эти препятствия, каждый из нас действительно [вступает] на новый путь, в новые сферы. То, что я вам говорю, дорогие друзья, вы и сами знаете. Ничего в этом нового нет. Но я хочу вам сказать, что, много путешествуя, встречая новых друзей, ясно вижу, что лучшего пути – пути стремления к чему-то более совершенному – нет. Это стремление является нашей молитвой. Что есть молитва? Молитва есть некое неясное устремление к чему-то более совершенному, к чему-то большему, к [тому], что нам, может быть, откроет какие-то новые врата. Поэтому устремление – это то, что мы должны беречь, о чём мы должны думать. И это устремление подымет нас на новые ступени.
Жизнь сложная и становится сложнее с каждым днём. Вина наша, конечно. Часто мы просто не понимаем, не знаем, как нам подойти, как решить некоторые вопросы. Но в то же время это то, что нас окружает. Мы не можем этого избежать и оставить [в стороне] жизнь, которой мы – неотъемлемая часть. Поэтому давайте подумаем, что нам нужно, чего мы хотели бы.
Мы хотели бы более полноценной, более прекрасной жизни. Какие пути открыты для этого? Каким путём мы действительно можем начать подниматься? [Как я уже сказал], всё это чрезвычайно просто, всё лежит во внутреннем устремлении, то есть в этой молитве жизни. Через это устремление наши энергии сосредотачиваются в определённых каналах. Энергии эти очень сильные, очень действенные. Я знаю, что многие, кто действительно [вступал на такой путь], достигали очень многого: новой, красивой, прекрасной жизни и счастья. Поэтому будем все стремиться вперёд, и пусть нашей молитвой будет это устремление к прекрасному.
(Аплодисменты)
С.Н. Рерих: Если у вас есть какие-то вопросы, пока я ещё здесь, вы могли бы их сформулировать.
Вопрос: [Мой вопрос касается] понимания основ Живой Этики. [Елена Ивановна] сказала, что основы Живой Этики должны преподаваться в школе, причём с самого раннего возраста. Так вот, меня интересует: где-нибудь, кем-нибудь написаны основы Живой Этики для детей?
С.Н. Рерих: Я вам так скажу: конечно, Елена Ивановна была права. Надо начинать как можно [раньше], с самого раннего возраста. У нас в Индии, в Бангалоре, есть школа, [в] которую [принимают детей] с самого младшего возраста. Сейчас она выросла в большой центр. Сперва [это дело шло] медленно, но затем быстро [развилось]. Теперь у нас две тысячи семьсот детей. И есть [уверенность] в том, что в этой школе детям смогут привить добро. [Им] с самого [младшего] возраста, с трёх лет, преподают основы морали, основы этики. Удивительно видеть, как дети это воспринимают и как они это любят. В результате все дети этой школы имеют особое чувство любви к школьным преподавателям. Они знают, что все преподаватели хотят дать что-то особенное, что-то нужное. И удивительно видеть совсем маленьких детей, которые с большим уважением и любовью относятся к своим друзьям и преподавателям.
Этот возраст – трёх-пяти лет – самый чудесный, [когда] дети [лучше] всего всё воспринимают и запоминают. Раз это [впитано ими], то можно быть уверенным, что оно останется у них как нечто неотъемлемое. Несомненно. Вот почему так важно следить за ранним воспитанием детей, дать им возможность почувствовать [этот путь] и пойти по [нему]. Это мы видим на этих маленьких детках, ребятках, которые, с одной стороны, хотят больше знать, стремятся к чему-то особому и в то же время любят те условия, в которых растут. И это внутреннее чувство такой солидарности с учителями, преподавателями и любви [к ним] – чрезвычайно драгоценно. Вы видите, как оно сближает всех – и тех, которые [преподают], и этих детей, потому что оно распространяется именно от них. Вот почему так важно начинать с самого раннего возраста и давать [детям] то, что по праву им принадлежит, – более прекрасную жизнь. Наши благие мысли – это и есть то, что мы должны [нести, к чему должны стремиться] [нрзб.]. Как [сказал когда-то Платон]: «От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдём к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте».
Вопрос: Святослав Николаевич, у Елены Ивановны и Николая Константиновича в работах упоминается целое созвездие светочей. У меня два вопроса сразу. Один из таких конкретных светочей, как о них говорит Елена Ивановна, – это Парацельс, о котором она пишет в письмах. Что бы Вы могли о нём сказать?
И второе. Что бы Вы могли посоветовать нам в общении с молодёжью? Как выбирать себе духовные ориентиры? Не маленьким детям, а подросткам, студентам. Что им посоветовать, как выбирать себе светочей?
С.Н. Рерих: Видите ли, мы должны им помогать в этом. Сами они могут и не найти правильного решения. И наш долг – подсказать им, открыть то, что выведет их на этот путь.
Парацельс был одним из больших [учёных, избравших нелёгкий путь врачевателя человеческих тел и душ]. Для [своего] времени он очень много и широко именно объял путь, по которому шёл. Его труды не так широко распространены, но я бы советовал интересующимся этим всё-таки вникнуть в них. Мы наверняка найдём [там] что-либо очень нужное.
Есть много выдающихся людей, которые и узнали многое, и прошли многое, и стремятся ко многому. В их жизни часто [возникали большие трудности], но это не значит, что они [их не преодолевали] и что мы не сможем идти [по такому пути]. Поэтому будем всегда стремиться [к высшему], будем [держать своё] сердце [открытым] и искать тех, [кто избрал необычайно трудный жизненный] путь и прошёл [по нему]... [2]
_______________
[1] В статьях Н.К. Рериха неоднократно встречается завет «Благословенны препятствия – вами мы растём». См., например: Рерих Н.К. Школы // Рерих Н.К. Врата в Будущее. Рига: Виеда, 1991. С. 115.
[2] Обрыв записи.