Публикуется по изданию:
Рерих С.Н. Выступление и ответы на вопросы в лекционном зале Государственного музея искусства народов Востока. Москва, 12 мая 1987 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха. Сб. В 2 т. М.: МЦР, 2016. Т. 2: 1977–2016. С. 156–171.
Выступление и ответы на вопросы в лекционном зале
Государственного музея искусства народов Востока.
Москва, 12 мая 1987 г.
Уважаемые и дорогие друзья и товарищи! Я очень счастлив быть сегодня среди вас, встретить многих, многих друзей и снова поделиться с вами нашими мыслями, нашими надеждами и [поговорить о том], что за это время свершилось. Все вы знаете, что в эти два года многое произошло в мире, много было сдвигов, много начинаний, и, будем надеяться, всё, что стоит перед нами, [станет] действительно благотворным явлением для содружества народов, людей и [проложит пути] человечеству к более счастливой жизни.
В чём заключается эта счастливая жизнь, сказать трудно. Но, как мы видим, это, несомненно основано, и на физическом благосостоянии, и на великих духовных основах, на которых выросло всё человечество. Поэтому нам всем нужно думать о том, как ярче выявить эти внутренние нравственные основы, чтобы поднять уровень нашего внутреннего мышления, наших надежд и тем самым облагородить и улучшить нашу жизнь. Проблемы, конечно, сложные, трудные, но так и должно быть, потому что подниматься по ступеням всегда сложнее, чем спускаться. Поэтому мы должны всё время подыматься и думать о том, как строить более счастливую и совершенную жизнь. Как я неоднократно говорил, если мы каждый день будем делать что-то лучше, чем мы это делали вчера, даже если это будет самое незначительное, то уже очень скоро накопится многое, [что] поможет нам достичь каких-то новых вершин.
Как вы все знаете, клетки нашего организма обновляются каждые семь лет. За эти семь лет они меняются, растут, и каждая из этих клеток несёт в себе отпечаток всех наших мыслей, устремлений, переживаний, которые мы имели за это время. Другими словами, всё, что мы думали, находится в нас самих. И нам, конечно, будет легче следовать этому в [дальнейшем]. В чём секрет этих стремлений и устремлений? – Это направление той внутренней энергии, которая заложена во всех нас и во всём мире, [по пути развития]. Сознательное направление этой энергии даст возможность подняться и войти в контакт с новыми условиями жизни. Поэтому будем каждый день стремиться к чему-то более прекрасному. Достоевский говорил: «Красота спасёт мир». Что именно он [имел в виду]? Что гармония красоты, [как некая квинтэссенция], будет действительно [спасителем] человечества и поднимет [его] на новые ступени. И это, конечно, так. Это несомненно, потому что творят именно наши мысли. Наши мысли – это та исключительная, замечательная энергия, которая творит нашу жизнь и окружение. Поэтому будем следить за нашими мыслями, будем стараться всеми силами поднять [их] уровень, и мы увидим, как легко всё это накапливается и мы [вступаем] на новый [жизненный] этап.
К сожалению, [как] бывает в жизни? Многие начинают, надеются, что они начнут новые подходы, но что-то их отвлекает, и очень скоро [они] отходят от этого. И теряют то драгоценное, что уже накопили. Поэтому нужно не стремиться к слишком трудным, большим [сверш]ениям, но самыми маленькими шажками постепенно подниматься на более высокие этапы. Каждый день, каждый час – это [и] будет нашим достижением. И мы должны об этом думать – именно что мы стараемся сделать что-то более совершенное, более полноценное. [Сделать] не механически или потому, что хотим какую-то выгоду из этого получить, но потому, что хотим сделать лучше. Это желание перестроит всю нашу жизнь и в конце концов войдёт в [повсе]дневность – мы будем стремиться к прекрасному. Иначе [получится, как в] той притче, о которой нам говорил в своё время Рамакришна (я думаю, о Рамакришне вы все слышали, это был большой подвижник прошлого столетия [XIX века]). [Так] вот, он рассказывал, что [когда-то жил] большой подвижник, святой по имени Нарада, [который] был настолько высок во всех своих достижениях, что возгордился. Бог, увидев его состояние, позвал его и сказал: «Вот тебе, Нарада, чаша, наполненная маслом. Ты обнеси эту чашу вокруг города, но смотри, ни одна капля не должна пролиться». И Нарада ушёл с этой чашей. Через некоторое время он вернулся, бог позвал его и [спросил]: «Ну что, Нарада, скажи, сколько раз ты обо мне думал, пока нёс эту чашу?» – «Где же было время о тебе думать? Я только и думал об этой чаше, чтобы не пролить ни одной капли», – [ответил Нарада]. [И тогда] бог ему сказал: «Вот видишь, [а] простой крестьянин, жизнь которого наполнена всевозможнейшими заботами, [более трудными,] чем эта твоя чаша, всё-таки начинает день с мыслью обо мне и кончает день тоже с этой мыслью». То есть, другими словами, в жизни необходимо [наличие] устремления. Мы должны помнить об этом, должны это чувствовать. [Об этом очень] красиво писал Николай Константинович. У него есть прекрасная статья, называется «Это Он» [1], в которой он описывает состояние человека, [требующееся] для восприятия более высоких духовных веяний. Эта статья, между прочим, ещё полностью не переведена. Но она будет переведена, будет сюда прислана, и вы увидите, как красиво Николай Константинович это отобразил.
В общем, самое важное – наше внутреннее состояние, предстояние перед восхождением. Мы всё время должны помнить и мыслить, что всё вокруг нас эволюционно движется, ничто не стоит и мы – часть этого эволюционного потока. Мы должны двигаться вперёд, должны следовать в этом потоке. Каждое наше отступление очень болезненно отзывается на нас самих. Поэтому будем думать о том, что прекрасно, что красиво. Думать о гармонии и стараться внести [её] в нашу жизнь. Каждый день будем делать что-то лучше, чем мы делали это вчера. В этом и заключается весь секрет. Всё это чрезвычайно, я бы сказал, просто, но для этого нужно самое главное – внутреннее горение и устремление. А всё остальное заложено в нас, так что мы можем это вызвать, когда захотим. Вот, дорогие друзья, что я хотел вам сказать.
Мы собираемся сегодня побеседовать, поговорить, подумать о том, что лучше делать и как это лучше делать. И смотреть вперёд, в будущее. Будем твёрдо верить, что всё идёт к лучшему. Будут открыты новые двери, прекрасные и широкие. Мы поднимемся над [повсе]дневностью и увидим, что за ней лежит великое будущее. Я верю, что [Советскому] Союзу, России предстоит великое будущее. [Ведь] географически Россия [простерлась через] все просторы Азии, через весь этот великий материк. Теперь у неё прибавились друзья – Индия. Скоро мы будем праздновать этот фестиваль [2], [который], несомненно, будет интересным. Он послужит сближению наших народов, которые всегда чувствовали [взаимную] симпатию. Несомненно, что русский народ всегда как-то по-особому воспринимал Индию, так же и в Индии всегда была особая симпатия к русским. Может быть, это основано на каких-то очень древних сочетаниях, на каких-то генах, которые передались нам через столетия, – [не знаю,] но это так. Я живу в Индии, много путешествую, знаю. И должен сказать, что в Индии вы найдёте то, чего не найдёте в других странах и что [эти страны] постепенно теряют, – человечность и близость к истокам, основам. Вот почему даже в самых отдалённых деревнях вы увидите у индусов известную утончённость. И именно эта утончённость во всём [отражена] в их жизни. Я придаю большое значение этому, потому что через эту утончённость они воспринимают гораздо больше тех светлых веяний, которыми [все] мы окружены.
Часто мы забываем, откуда вышли, что [собой] представляем и что завершит наш путь. Мы окружены вечностью, дорогие друзья, мы окружены бесконечностью. И хотя мы действительно не можем сказать об этом ничего [конкретного], но мы должны принять это как неоспоримый факт. Раз мы это делаем, раз мы в этом живём, значит, эти великие принципы содержат в себе всё. Всё, что мы можем себе представить (и в бессчетное количество раз больше), – всё содержится здесь. В этих двух великих принципах – бесконечность и вечность – мы найдём всё.
Очень часто ко мне приходят, спрашивают [о] моих воззрениях на то, на другое, и я всегда говорю, [что] всё это чрезвычайно просто: старайтесь подняться на новую ступень, ступень созерцания чего-то более совершенного, и вы увидите, как это обогатит вашу жизнь, даст новые направления и откроет новые врата. [В каждом из] нас всё это заложено, всё это мы содержим, [потому что] являемся неотъемлемой частью этой бесконечности и вечности. То есть, другими словами, каждый из нас [является] как бы составной частью понятия, которое никто не может описать, анализировать, но из которого мы вышли и в котором живём. Мне хотелось бы вам сказать, дорогие друзья, что всё в нас, в наших руках. Нам не нужно куда-то далеко устремляться, потому что всё перед нами и в нас самих. Когда в своё время Конфуция спрашивали, в чём особенность [его] более совершенного человека, он [отвечал], что более совершенный человек думает о том, что у него в глубине, а обыкновенный о том, что в других, то есть [о внешней жизни]. Так оно и есть. [Поэтому] первое, самое главное – это знать, мыслить и думать о том, что нас окружает бесконечное богатство, я бы сказал, величайшее, неизречённое состояние – состояние предстояния перед вечностью. [Оно в каждом из] нас. Только нужно [его] вызвать и над ним сосредоточиться.
Пусть каждый день будет для нас праздником победы, который мы только что отпраздновали. И будем надеяться, [что] когда мы встретимся в следующий раз, кто-нибудь расскажет о впечатлениях, которые он получил за это время.
Вот то немногое, что я хотел сказать. Спасибо, дорогие мои, за ваше внимание. Если у вас есть какие-то особые мысли, чувства, вопросы, вы можете их [высказать] [3]. <...>
Вопрос корреспондента журнала «Трезвость и культура»: Святослав Николаевич, в нашей стране ведётся большая работа по борьбе за трезвый, здоровый образ жизни. Какие традиции существуют в Вашей семье по отношению к алкоголю? Что Вы можете сказать вообще о ваших взглядах на эту проблему?
С.Н. Рерих: Я бы сказал, что чем меньше употреблять алкоголя, тем лучше. Как-то раз Конфуция спросили об отношении более совершенного человека к этому понятию. Он сказал, что более возвышенный человек, более совершенный человек тоже может принять алкоголь, но он знает количество, которое ему позволительно. Поэтому нам лучше быть осторожными, не нужно злоупотреблять, всякое злоупотребление плохо. В данном случае я бы [сказал]: чем меньше, тем лучше. <...>
Вопрос: Дорогой Святослав Николаевич, Вы хорошо знаете, какой интерес вызывает у советских людей деятельность всех членов Вашей замечательной семьи. К сожалению, мало известен период жизни в Калимпонге. Не могли бы Вы хотя бы кратко рассказать о главных особенностях жизни Елены Ивановны в Калимпонге?
С.Н. Рерих: Это заняло бы много времени, и мы не смогли бы подойти к главному. Вся жизнь Елены Ивановны где бы то ни было – будь то в Калимпонге, будь то в Кулу – всегда была полностью сосредоточена на искании чего-то прекрасного, возвышенного. У неё было много самых замечательных случаев, контактов с более высоким миром. Жизнь её в Калимпонге была такой же, как и всюду, как я сказал. Весь её день, вся её жизнь [может быть названа] служением. Описать это в двух словах очень трудно, потому что это был очень сложный процесс. Но Елена Ивановна оставила после себя замечательное наследие: писания и книги. Многое [уже] напечатано и [ещё] печатается. Но, кроме того, у меня есть большое количество манускриптов, [они] ещё не опубликованы, которые показывают замечательное [духовное] богатство и работоспособность Елены Ивановны. Она посвящала всю свою жизнь, каждый [её] момент творческой работе. Она не теряла ни минуты времени, почему после неё и осталось такое, я бы сказал, гигантское наследие, которое, конечно, будет опубликовано. Да. <...>
Вопрос: Какова судьба научного архива Института «Урусвати»? Может ли Академия наук СССР надеяться начать работать с ним? Особенно с медико-биологическим архивом.
С.Н. Рерих: У всех нас надежда, конечно, есть. И надеюсь, что в ближайшее [время] кое-что будет очень активно сделано. В своё время мы договорились, что Болгария примет очень активное участие в этой работе. Были выделены даже работники. Но, к несчастию, Людмила Живкова – движущее начало этого [проекта] со стороны Болгарии – вдруг умерла. С её смертью эта [работа] приостановилась. Я теперь еду в Болгарию [4], и мы опять будем беседовать на эту тему, как лучше [и] что начать делать. И я уверен, что в ближайшее [время] это будет решено.
[В «Урусвати» хранится] очень значительный материал, прекрасные коллекции, которые сейчас было бы [крайне] трудно собрать, потому что одна [из] сторон жизни, орнитология и зоология, [весьма] обеднела за эти годы. Очень. [Например], когда-то, и недавно ещё, ко мне из Центральной Азии в Бангалор прилетала вся эта водная птица: гуси, утки, казарки, которые обосновывались на наших озёрах. В нашем имении два озера, и [они] бывали [заполонены] этими птицами. [Птицы] проводили зиму здесь и потом улетали обратно в Сибирь. [Но с] каждым годом их [становилось] всё меньше и меньше. И теперь мы видим, что прилетают они же, но маленькие горсточки только. Значит, их где-то перехватывают. Мы думаем, что [это происходит], когда они подлетают к Индии.
И [так] во всём. Природа обеднела из-за нашего непонимания, жадности. И восстановить [прежний уровень] сложно, очень сложно. [Хотя для этого] очень многое делается, много пишется и говорится, но осуществить это очень трудно, потому что современная жизнь настолько сложна и столько требует от населения, что животным места [не хватает], к сожалению. Очень мало места. Но всё-таки даже и теперь к нам приходят слоны. У нас недавно был очень-очень интересный случай. Пришло стадо слонов, и был среди них маленький слонёнок. А у нас был заброшенный старый колодец. Этот слонёнок как-то поскользнулся и упал в колодец. Колодец был не очень глубокий, но вода там была. Так слоны, их было девять, сразу же обступили этот колодец и начали [бивнями] рыть землю и спихивать [её] в колодец, чтобы поднять уровень и слонёнок мог бы оттуда выбраться. Они очень [дружно] работали все вместе. Когда мы узнали об этом, то послали [сообщение в Министерство окружающей среды и лесного хозяйства]. Они прислали своих людей, [которые протащили под] слонёнком верёвки снизу. Он абсолютно не сопротивлялся, дал себя связать, и его вытащили на поверхность. Как только он почувствовал себя на земле, он сразу, одним движением порвал эти верёвки и убежал к стаду, которое его ждало. [Вот] какой процесс был у этих слонов, [какое координирование, когда они] начали рыть землю вокруг колодца, чтобы её спихнуть. Для этого нужно было [им всем или] кому-то из них прийти к заключению, что это единственное, что было [им доступно].
Вопрос: Святослав Николаевич, известно, что мыслить о вечности и бесконечности, о которых Вы говорили, побеждать каждый день может только трезвый человек. (С.Н. Рерих: Трезвый. Да, правильно.) <...> По моим данным, 40 лет назад в Индии алкоголь продавался только в двух городах, в Дели и в Мадрасе. <...> Но за это время, за эти 40 лет, продажа увеличилась, сейчас он продаётся почти везде. К сожалению, и в нашей стране продажа алкоголя резко возросла. Однако два года назад, Вы знаете, было принято историческое решение нашей партии о преодолении этого зла [5]. (С.Н. Рерих: Да, это прекрасное решение.) Ваш союз с Девикой – это прекрасный пример союза наших стран, Советского Союза и Индии. Как Вы считаете, не следует ли объединить усилия наших стран по ликвидации этого зла – алкоголя, наркомании, табака, токсикомании, а также теленаркомании, [провоцируемой] фильмами [определённой тематики], – и вообще изжить эти явления?
С.Н. Рерих: Будем к этому стремиться. Это вопрос очень сложный, потому что затрагивает интересы многих, много всевозможнейших посредников. Мы видели в Бангалоре, как всё это [развилось] за [последние] годы: [построены] новые пивоваренные заводы, много всевозможнейших организаций для распространения алкоголя и всего [прочего]. Это мы видели, это так и есть. Также появилось много наркоманов. Всё это молодежь – студенты, даже школьники участвуют в этом. Конечно, это чрезвычайно плачевное явление. Все об этом говорят, думают. Но когда люди осознают, что это ложный путь, который ведёт только к разрушению и обеднению, будем надеяться, что найдутся такие пути, которые помогут это преодолеть. Это несомненно так. Конечно, мы всеми силами должны приветствовать новые течения, и будем надеяться, что со временем употребление алкоголя станет минимальным, так же как и всех других наркотиков. Будем надеяться.
Но вы сами знаете, мир находится в довольно печальном состоянии, несмотря на то что цивилизация наша очень поднялась, внешняя цивилизация. Очень многое было достигнуто, но, к сожалению, [развитие] внутренней, нравственной жизни отстало по сравнению с прогрессом внешней. Это несомненно так. [Поэтому] мы должны всё время работать в этом направлении и будем надеяться, будут какие-то результаты. <...>
Вопрос: Ваше отношение к борьбе со злом. Практически уже простая деятельность по строительству прекрасного вызывает раздражение и противодействие. Если требуется сломать порочный стереотип, приходится начинать войну, и нешуточную. Неужели добро должно быть с кулаками?
С.Н. Рерих: Добро должно быть не с кулаками, но оно должно смотреть на [зло] вполне реально. И [видеть], какими путями можно это искоренить. Опять возвращусь к Конфуцию. [Когда ему сказали], что есть учение, которое говорит, что нужно платить добром за зло, он ответил: «Если вы будете платить добром за зло, [чем вы сможете] платить за добро». И сказал, что «правильный взгляд: платить добром за добро, а за зло – по справедливости». Так оно и есть. Вы должны ограждать жизнь от этих перлов зла, которые очень быстро находят себе благоприятную почву и разрастаются. Так что мы должны быть начеку всегда. Без этого жизнь стала бы невозможной.
Вопрос: Как развивается в других странах дело Знамени Мира?
С.Н. Рерих: Идёт. Много есть групп, которые всё время увеличиваются, думают об этом и которые, конечно, играют свою роль. Это несомненно.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о портрете Индиры Ганди, который Вы написали. Будет ли этот портрет показан в Москве?
С.Н. Рерих: Этого я не знаю. Во-первых, портрет ещё не закончен. Я начал этот портрет с условием, что [он] будет написан именно в то время, когда мне захочется его писать, когда мне будет удобно его писать, поэтому никаких сроков для его начала я не принимаю. Он, что называется, в процессе [6]...
Вопрос: В нашей стране молодёжь и взрослые интересуются международным обществом сознания Кришны, но лекторы и прочие говорят, что это опасная секта, идущая из Америки.
С.Н. Рерих: В каждой такой секте есть и хорошее, и плохое. Очень много сект, которые, я бы сказал, негативны. Да, несомненно. [Их нынешние руководители] извращают позиции, когда-то занятые основателями этих сект, и даже становятся их противниками. Но в нашей жизни за всем всегда следует какая-то тень. Эту тень вы найдете во всём. Так что мы должны стараться избегать этой тени и искать то освещённое, чему мы должны следовать.
Вопрос: Святослав Николаевич, как отличить обычному человеку Учителя от лжеучителя?
С.Н. Рерих: Это очень сложный вопрос. Но самое главное, что у каждого из нас, если мы действительно имеем какое-то духовное устремление, есть так называемая интуиция. Мы чувствуем, мы инстинктивно знаем, что ложно и что правильно. Этот инстинкт вам всегда подскажет, перед чем вы стоите. Несомненно. Конечно, люди могут ошибаться, [так] бывает, но это замечательное качество – интуиция (такой внутренний голос), которая человеку подсказывает: где истина, какой это человек, каковы его [цели], мысли. А таких лжеучителей очень много. И в Европе их очень много, и [среди них] много приехавших из Индии. Они прекрасно там устроились, прекрасно живут, организовали очень большие общества, у них очень много последователей, большинство из Америки. [И они стали использовать] всевозможнейшие подступы к популярности и богатству. Они это удачно делали. Их организации хорошо между собой связаны. Они достигли того, чего хотели достичь, то есть личного обогащения и известности. Это всегда будет – лжепророки. [Называйте] их как хотите, но это всегда было и всегда будет, потому что это путь, который привлекает [самых разных] людей. И этот путь гораздо легче других путей, несомненно. <...>
Вопрос: Святослав Николаевич, два вопроса: Ваше отношение к перестройке, идущей в нашей стране. И второй, примыкающий: Некоторые люди считают, что воспитанием заниматься не следует, потому что всё заложено в генах; другие считают, что воспитанием надо заниматься всю жизнь. Что Вы могли бы сказать по этому поводу?
С.Н. Рерих: Воспитанием надо заниматься всю жизнь. Хотя наши гены и несут какие-то основы, но, как я и говорил, все клетки нашего тела меняются каждые семь лет. Клетки запечатлевают в себе все наши мысли, все наши направления, все наши эмоции, так что это всё живёт в нас. Каждые семь лет всё меняется, но, конечно, следует тому, что было [прежде]. Ничего нового не создаётся, кроме известных ступеней или направлений. Поэтому, как я и говорил, и говорил неоднократно, мы должны всё время стремиться к чему-то прекрасному. Это нам поможет, во-первых, обогатить жизнь, во-вторых, даст реальные изменения в наших собственных клетках, в наших генах, потому что всё отпечатывается в них.
Как-то великий немецкий учёный Лейбниц посетил Рембрандта. И Рембрандт ему [сказал], что каждый мазок, каждый штрих, который он кладёт на холст, все его композиции будут нести [его] мысли, переживания – всё, что [он] чувствовал [во время работы], и будут отвечать всем, кто сможет в это включиться. Лейбниц (он был тогда известным учёным) подробно записал это в своих дневниках. Его именно поразило, что Рембрандт думал о том, что мысли запечатлеваются в материи и будут жить. Так оно и есть. Наши мысли живут, наши мысли всё наполняют и нас окружают. Поэтому будем, во-первых, думать красиво, будем думать конструктивно и наполнять пространство вокруг себя позитивными течениями мысли и токов. Большего, по-моему, от нас никто не может требовать. Будем стараться стать более совершенными людьми, о чём в своё время говорили и греки, и китайцы. <...>
Вопрос: Святослав Николаевич! В Новгородской области свято чтут память Николая Константиновича. На местах раскопок продолжаются работы и раскрываются секреты, поставленные Николаем Константиновичем. Мне поручили передать Вам из раскопа кургана № 23, где этот секрет раскрыт, этот осколок и альбом Боровичей [7]. Вопрос такой: Вы помните это время? <...> (С.Н. Рерих: Да, помню.) Принимали ли Вы участие в раскопках вместе с Николаем Константиновичем?
С.Н. Рерих: Да, конечно. Я помню эти места и работу, которая там проводилась. Особенно Николай Константинович любил места вокруг озёр Пирос, Шлено, там, где действительно тогда (я не знаю, как сейчас) на пляж озеро выбрасывало всякие кремневые изделия, орудия. И так много, что казалось, как будто кто-то высыпал [их] из мешка. Не знаю, [как] сейчас, но очевидно, [прежде] это озеро было центром оседлой жизни. И там, несомненно, были очень обширные поселения, между собой связанные. Я помню об этом очень ясно.
Вопрос: Святослав Николаевич! Вопрос, касающийся применения Пакта Николая Константиновича об охране памятников [истории и культуры] к сохранению памятников природы. В нашей стране сейчас идёт война за Катунь (Горный Алтай). Не расскажете ли Вы о примерах сохранения таких памятников природы с помощью Пакта Николая Константиновича Рериха?
С.Н. Рерих: Мы должны всячески бороться за сохранение природы, за сохранение того, что природа создавала столетиями, тысячелетиями [и] что стало неотъемлемой частью [нашего] края. Поэтому мы должны особенно [бережно относиться к памятникам природы] и к [тому], что может как-то изменить накопления, [сделанные] природой за бесконечные годы... Приспособиться к новым условиям сложно, это займёт многие годы.
Вопрос: Как бы Вы сформулировали основные принципы здоровья душевного и физического?
С.Н. Рерих: Я думаю, об этом столько написано, что нам не нужно расширять [эту тему], потому что всем ясно, на каких принципах и как вести здоровую жизнь. Может быть, один из методов и способов, как мы недавно говорили, – урезать употребление алкоголя. Это, несомненно, приведёт к более здоровой жизни.
Вопрос: От чего сегодня зависят судьбы культуры? Роль Советского Союза и Индии в этом вопросе, как она Вам видится?
С.Н. Рерих: Как я и говорил, даже географическое расположение [Советского] Союза и Индии имеет особое значение в Азии. Поэтому [именно] эти две страны, эти два народа будут играть очень большую роль в будущем. В это я верю как в несомненное будущее.
Вопрос: Святослав Николаевич, не скажете ли Вы пару слов о проблеме неопознанных летающих объектов? <...>
С.Н. Рерих: Сколько угодно. [Есть] очень много записей, очень много было наблюдений этих объектов. Эти объекты, несомненно, существуют. Другое дело, откуда они пришли: из нашей [Солнечной] системы [или] извне. Пространство, которое нас окружает, наполнено всевозможнейшими феноменами и проявлениями. Иногда мы с ними сталкиваемся. Они существуют, несомненно. Будем наблюдать и обогащать свою жизнь.
Главное, будем обогащать наш кругозор, как можно шире на всё смотреть, как можно глубже, без каких-либо предвзятых [взглядов]. Нам нужно об этом постоянно думать. И я уверен, что мы обогатим нашу жизнь, сделаем её более счастливой и, конечно, обогатим всё человечество. Несомненно.
Вопрос: Святослав Николаевич, скажите, пожалуйста, о Вашем отношении к международной деятельности советского Красного Креста. Об идеях общества, о существовании глубинных связей между индийской философией и идеями Дюнана, Пирогова, идеями милосердия и доброты. <...>
С.Н. Рерих: Во-первых, как вы все знаете, Красный Крест принят всем миром. Все сейчас его и знают, и почитают. А было время, когда его [принятию] сопротивлялись. Но интересно, что хотя Красный Крест и стал как бы общим достижением человечества, не так много людей, которые знают [его] историю, как он был основан, почему, кто его основал, кто за него боролся и какие трудности и затруднения испытал тот человек, который хотел провести эту [идею] в жизнь. Мы это забываем. И сейчас уже не [вспоминаем] имя доктора Дюнана, который за это боролся много лет и даже сидел в тюрьме [8]. [Многие] думали, что этот Красный Крест, его пакт, будет мешать ведению войны. Очень часто мы видим, что человечество забывает тех, кто столько потратил сил на проведение в жизнь [идей, которыми] мы [потом] пользуемся и которые стали нашей обыденной жизнью. Почему я недавно и говорил на эту тему, и мне хотелось бы, чтобы именно вспомнили этого доктора Дюнана, историю Красного Креста, как [он] возник, каким образом [его] проводили в жизнь. Несомненно, он был человеком, который широко мыслил о более счастливом [будущем] человечества.
Вопрос: Как Вы относитесь к идее сохранения наследия великой культуры русского народа? Приветствуете ли Вы создание в стране Фонда культуры?
С.Н. Рерих: Охранение всех памятников искусства – это наш долг. Мы должны всеми силами бороться за то, чтобы эти памятники охранялись и стали нашим общим достоянием. Это необходимость, потому что это ясно. Через эти памятники мы и обогащаем себя, и понимаем тех, кто их создавал. Это действительно пути к обогащению нашей жизни. Поэтому всеми силами будем стараться сохранить эти памятники.
Вопрос: В чём различие метода познания Востока и Запада?
С.Н. Рерих: Я бы сказал, в деталях подхода. Но в общем-то люди всюду одинаковы. Это я замечал во всех странах. Внутренние чувства людей – это всё идет по [одним и] тем же тропам.
Вопрос: Святослав Николаевич! У меня к Вам вопрос. Сейчас все задают такие глобальные вопросы, ответ на каждый из них мог бы быть темой диссертации. У меня вопрос более простой, но мне кажется, что он заинтересует всех: Расскажите, пожалуйста, насколько строго вас воспитывали родители? Когда кончалась нежность и начиналась доброта? До какого возраста они были с вами нежными, потом строгими? Или постоянно строгими? Ваши отношения с родителями. Как они вас воспитывали? Это очень интересно и поучительно.
С.Н. Рерих: Лучшего воспитания я себе не мог бы представить. И лучшего воспитания я не мог бы рекомендовать никому. Елена Ивановна, моя матушка, и Николай Константинович – они всегда, с самого начала следили за нашими наклонностями, за тем, что нам было близко, чем мы интересовались, и всячески это поддерживали и поощряли. Поэтому мой брат, который всегда, я бы сказал, с самых первых дней своей жизни интересовался историей, был окружён всем, что можно было ему дать для поощрения его интересов. Я очень любил естественную историю, ботанику, орнитологию, поэтому моя матушка всегда собирала всевозможные книги, всё, что было об этом напечатано, и у меня была очень большая, [обширная] библиотека. Было собрано всё, что можно было [достать]. У нас были прекрасные, очень значительные коллекции. Делалось всё для поощрения наших внутренних тенденций. Так что с этой точки зрения лучшего воспитания я себе не могу представить.
Вопрос: А строгость была? Наказывали вас когда-нибудь?
С.Н. Рерих: Строгость? Я думаю, что мы, в общем, были дисциплинированны. Нас не наказывали. Не помню. <...>
Вопрос: Считаете Вы возможным, чтобы в ближайшее время, в 1987-88 годах, группа специалистов-энтузиастов могла работать в институте «Урусвати»? Что должно быть для этого сделано с нашей стороны?
С.Н. Рерих: Нужно восстановить работу этого института, и мы будем всех приветствовать.
Вопрос: Каким Вы видите путь к единению всех, устремлённых к свету?
С.Н. Рерих: Это зависит от их устремления. Оно должно их объединить, будем надеяться, навсегда, и не [получиться], как во многих [религиозных организациях], которые раскалываются на [множество] осколков и даже начинают враждовать между собой. Так что основу надо найти.
Вопрос: Святослав Николаевич, что Вы вкладываете в понятие дисциплина мысли?
С.Н. Рерих: Дисциплина мысли – это очень трудное понятие. Дисциплина мысли должна культивировать благотворную мысль. Как я говорил, я верю, что мысль – это энергия, которая творит, энергия, которая очень, очень мощная. Поэтому долг каждого из нас – думать красиво, [мыслить] более ясно, благоприятно, более широко, дружественно, позитивно, я бы сказал. Это, конечно, очень трудное понятие. И главное, [мыслить] позитивно. Наши мысли должны быть позитивны. Мы должны изгонять всё, что негативно. Тогда, я думаю, мы обойдём многие [препятствия].
Моя супруга считает, что я уже достаточно сказал. Будем надеяться, мы встретимся, может быть, в ближайшие дни. Я вас хочу поблагодарить за ваши старания. Помните, что всё в ваших руках, так же как и ваши аплодисменты, – всё в ваших руках.
___________________
[1] Речь идёт о статье Н.К. Рериха «Он» (1935), впервые опубликованной в 1992 г. См.: Рерих Н.К. Он // Рерих Н.К. Обитель Света. М.: МЦР, 1992.
[2] Фестиваль советско-индийской дружбы («Фестиваль СССР в Индии») состоялся в 1987-1988 гг. по инициативе М.С. Горбачева и Р. Ганди в многочисленных регионах СССР и Индии. В Индии, в Бангалоре, открытие фестиваля, в организации которого активное участие принял С.Н. Рерих, состоялось 19 декабря 1987 г.
[3] Далее участники встречи задают вопросы устно или передают записки, которые вслух зачитывает ведущий этой встречи Р.Б. Рыбаков.
[4] В Болгарию С.Н. Рерих выехал 21 мая 1987 г.
[5] 17 мая 1985 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма и искоренению самогоноварения». Результатом проекта было увеличение рождаемости и снижение смертности. Рост производительности труда и ускорение роста ВВП также совпали с этим усилением борьбы. Причиной введения сухого закона были соображения «общественной нравственности», рост алкоголизма, ухудшение здоровья населения, снижение производительности труда, необходимость экономии сырья для производства спиртного (в частности, зерновых).
[6] 19 ноября 1987 г., в день рождения Индиры Ганди, в Парламенте Индии состоялось торжественное открытие её портрета президентом Индии Р. Венкатараманом в присутствии С.Н. Рериха, Раджива Ганди и всех членов парламента. В честь художника был дан торжественный обед у президента Индии, на котором также присутствовал Раджив Ганди с семьёй.
[7] В Боровичском краеведческом музее сохранилась «Карта археологических обследований и раскопок, произведённых Н.К. Рерихом в Боровичском уезде в 1902 году». На ней обозначены исследованные им сопки, курганы и жальники.
На северном берегу озера Шерегодро в 1902 г. Н.К. Рерих произвёл частичные раскопки курганов. Известно, что курганы – это захоронения древних славян. Однако в насыпях курганов были найдены и предметы каменного века. Почему и как попали эти предметы в славянские погребальные сооружения? Н.К. Рерих не успел это выяснить.
И вот более чем через 70 лет, в 1974 г., на берега Шерегодро из Боровичей прибыла экспедиция для проведения частичных раскопок тех же курганов, где трудился Н.К. Рерих, и, в частности, выяснения загадки кургана № 23. В результате было определено, что славянский курган был расположен на неолитическом могильнике.
В мае 1987 г., во время встречи с С.Н. Рерихом, по поручению работников краеведческого музея, А.М. Троянов рассказал ему, что нераскрытая Н.К. Рерихом загадка на озере Шерегодро разгадана, и вручил осколок неолитического сосуда из кургана № 23 и фотоальбом Боровичей.
[8] Швейцарский гуманист и основатель Международного комитета Красного Креста Анри Дюнан конец жизни провёл в нищете. Узнав о его бедственном положении, Мария Федоровна, вдовствующая русская императрица, назначила ему небольшую пенсию. Все средства, полученные от Нобелевского комитета (Дюнан – первый лауреат Нобелевской премии мира (1901)), он завещал филантропическим организациям Норвегии и Швеции. Скончался Дюнан в Хайденском приюте, в котором провёл последние 18 лет своей жизни.