Публикуется по изданию:
Рерих С.Н. Выступление на встрече со студентами Московского государственного института международных отношений МИД СССР и Института стран Азии и Африки МГУ в МГИМО. Москва, 29 октября 1984 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха. Сб. В 2 т. М.: МЦР, 2016. Т. 2: 1977–2016. С. 103–112.
Выступление на встрече со студентами
Московского государственного института международных отношений
МИД СССР и Института стран Азии и Африки МГУ в МГИМО.
Москва, 29 октября 1984 г.
Дорогие друзья и товарищи! Я очень рад быть сегодня среди вас и поделиться с вами моими мыслями, моими прогнозами, соображениями и надеждами.
Все мы заинтересованы, и глубоко заинтересованы, в мире всего мира. Только этими путями сможет человечество действительно найти и достичь те вершины и пути, которые приведут нас действительно к счастливой жизни. Многие, многие выдающиеся люди [разных] стран думали об этом, много предлагали всевозможнейших пактов, некоторые из этих пактов входили в жизнь. Но несмотря на всё это, несмотря на то, что жизнь людей, жизнь нашей планеты всё время [развивалась], эволюционировала и были замечательные открытия в науке, в физике, в тех сокровенных тайниках природы, которые открывают нам новые горизонты, человечество не продвинулось достаточно, чтобы уничтожить призрак взаимного [истребления]. Этот призрак поднялся и сейчас, и мы видим его, как тёмные тучи, которые скрывают светлые горизонты.
[Возникает] вопрос: почему это так? Почему человечество не может научиться, после стольких горьких уроков, жить какой-то дружеской жизнью? Почему и кому это нужно? Почему человечество думает себя уничтожить? И когда у [людей] в руках такие средства, [которые] могут уничтожить планету несколько раз, всё же [они] думают, как нанести роковой удар и первым это сделать. Означает ли это прогресс? Означает ли это какие-то другие направления? И странно подумать, что человечество, которое имеет столько в своих руках, может столько сделать, стоит на этом распутье и не знает, что дальше делать. [Возникает] вопрос: действительно, если с каждым годом мы будем всё больше и больше вооружаться, окружать себя какими-то как будто бы неприступными стенами, сможем ли мы разрешить эти основные вопросы человечества, сможем ли найти путь к человеческому сердцу, который подсказывается нам? Только [при] глубоком дружеском взаимопонимании человек сможет обрести то, к чему он стремится, то есть к миру и благопретворению всех этих помыслов.
Как вы знаете, Николай Константинович в своё время предложил свой пакт – Пакт для охранения культурных ценностей. Почему именно этот Пакт? [Потому] что Николай Константинович всегда понимал, говорил и думал, что только через культурные ценности и взаимопонимание этих ценностей человечество, может быть, найдёт какие-то пути – пути к более культурным связям. Как вы знаете, Пакт этот был признан, вошёл в жизнь и стал ценным вкладом в [неё]. Однако Николай Константинович, будучи очень и очень мудрым вождём, никогда не думал, что какой-то пакт – лист бумаги – сможет что-то изменить, сможет дать что-то людям, что кажется им недостающим и невозможным. Он смотрел на Пакт с другой точки зрения: как найти культурные ценности всего мира и воспитать человечество так, [чтобы] именно культурными достижениями человечество [пришло к] взаимопониманию. [Как] постепенно-постепенно воспитывать человечество, [убеждая], что есть какие-то ценности, которые являются общими, всеобщими ценностями, за которые всё человечество ответственно. Он считал, что именно медленным воспитанием [люди] должны подойти к взаимопониманию и уважению друг друга и к мировым достижениям. Николай Константинович считал, что все эти культурные ценности являются общим нашим достоянием, они являются достоянием каждого человека и всего человечества. Поэтому он думал, что, может быть, это тоже будет одним из путей замечательной цитадели мира, к которой мы часто устремляем свой взгляд и которая нас манит своим недосягаемым величием. Николай Константинович – который, как я сказал, был очень мудрым вождём, который понимал жизнь, знал жизнь во всех её проявлениях – знал, что только медленными особыми путями, постоянными заботами человечество поднимется и достигнет этой ступени общей человечности, взаимопонимания во всём мире.
Мне лично грустно думать, что [часть] человечества, со всеми замечательными достижениями в науке, всеми замечательными открытиями сейчас приготовилась заполонить всё своим [оружием] и поднимает баррикады, чтобы отрезать себя от других народов, от других стран. И, может быть, надо было бы нам теперь посмотреть, подумать о том, что нам говорили мудрые люди, мудрые сыны нашей Земли. В своё время Будда нам заповедал: вы не можете искоренить ненависть ненавистью, вы не можете покорить человечество и победить его, создавая какие-то новые преграды. Чем же можно подойти к сердцу человека? Каким образом вы можете открыть эти священные врата мира? И Будда нам говорил, что только благожелательством! Это благожелательство есть то, что покоряет те силы, которые иногда поднимают свой угрожающий голос.
Как это можно сделать?
Во-первых, мы должны искать и обдумать все пути, которые могут сблизить человечество, все тропинки, которые могут привести нас к тайникам сердца других людей; исследовать и подумать, какой же наш путь, как можем мы подойти к ним и что можем мы им дать. Только это благожелательство, эта внутренняя дружба действительно открывают нам эти двери. Очень трудно, может быть, подумать, что настанет время, когда человечество сможет смотреть на себя как на одну семью, как на одно целое, которое взаимно помогает друг другу и созидает прекрасную красивую жизнь. Но это время должно прийти когда-нибудь.
Много было людей исключительного знания и прозрения, которые считали, что придёт время, когда действительно человечество соединится в одно великое целое. Будем поэтому искать пути единения и возможности к осуществлению этих высоких идеалов. Мы не можем переродить человечество за ночь, но мы можем постоянно сеять семена дружбы – эти семена взаимопонимания и уважения. Мы должны уважать других, мы должны их знать, изучать, всячески изучать их и их жизнь. И вам в этом институте необходимо будет изучать внутреннюю жизнь всех народов. Все народы, особенно некоторые из них, как, например, [народы] Индии, имеют замечательную жизнь, свою духовную культуру. Это уже отмечалось давным-давно. В своё время Пифагор ходил в Индию искать какие-то откровения, Аполлоний Тианский тоже стремился найти то сокровенное, которое ещё где-то таилось в Индии.
Нам, которые теперь имеют доступ ко многим странам, учениям, теперь открыты возможности изучать этот внутренний мир стран для того, чтобы их понять, ибо этот внутренний мир стран и является их настоящим сердцем. Это так же, как и народное творчество, то, что было создано народом, людьми. И это и есть путь к их сердцу. Поэтому будем всячески бережно изучать и думать о всём культурном, историческом и других путях, которые ведут нас от одного народа к другому. [В этом] и заключается доброжелательность, взаимопонимание, взаимоуважение, потому что мы должны научиться уважать и понимать другие народы. Часто мы огульно осуждаем других за то, что у них, может быть, родилось тысячелетия назад. Мы не даём себе времени для того, чтобы понять и этим приблизить себя к ним. Это знание и взаимопонимание и лежит в основе всего. Для того, чтобы действительно иметь это уважение, мы должны познать мысли тех народов, с которыми мы имеем дело и которые нас интересуют. Это я вам всем очень и очень советую.
Многие народы имеют очень сложную внутреннюю духовную жизнь. И это не есть нечто такое, что вы могли бы изучить в 2-3 года, несколько лет. Это требует больших усилий и больших знаний. Поэтому, как я сказал, будем стараться всеми силами, с самым большим доброжелательством подходить к этим народам, этим людям и стараться разгадать их сердце. Нити сердца, они очень глубоки и крепки. Раз установлен[ные], они начинают жить своей жизнью. И тогда протягиваются истинные нити дружбы. Дружба – это именно то, что мы все хотим, то, что мы все ищем.
Как вы знаете, много сейчас говорят о том, как можно обойти все [те] угрозы, которые нависли сейчас; где эти пути, где эти возможности, как начать и где начать. Я верю, что человеческая мысль – это энергия, та же великая энергия. И эта энергия меняет жизнь. Поэтому, невзирая на то, что наши соседи могут думать о нас, мы будем к ним простирать нашу дружбу, мы будем думать о них как о друзьях, которые в данный момент это не поняли, не могли расшифровать то, что в своё время [предрекал] Будда, когда говорил, что мы будем облекать всё нас окружающее недоброжелательное нашей любовью, нашим пониманием, нашей дружбой.
Это не значит, что мы не должны активно сопротивляться злу. Зло также должно быть пресекаемо, потому что это наше отрицательное, это [оборотная сторона] того позитивного, что мы ищем. Непротивление злу тоже может стать злом, и мы должны думать, как его прекратить. Когда Конфуция спросили, нужно ли [отвечать] добром за зло, он сказал, что за добро [нужно] отдавать добром и за зло – [по] справедливости. В этом нет какого-то насилия, наоборот, в этом есть великая справедливость, что вы ограждаете добро. Поэтому очень полезно и нужно нам изучать эти сокровенные мысли великих философов, которые посвятили всю свою жизнь, всё своё внимание открытию [для нас] этих великих путей – путей мудрости и человеческого развития.
Может быть, вы мне скажете, что очень трудно претворить в жизнь некоторые из их учений. Это так и есть. Но каждая наша попытка пойти в гору всегда сопряжена с большими затруднениями. Всегда гораздо легче спуститься, чем подняться. Но мы должны помнить, что это наша величайшая миссия – миссия нести доброжелательство добром. Я уверен, что со временем человечество это поймёт, одумается, и мы все будем работать на это в единой мысли. Она объединит и даст нам действительно счастливую жизнь. Искать счастья вне себя – это совершенно ненужное занятие, потому что вне нас мы счастья не найдём. Счастье в нас самих. Как Конфуций говорил: «Высокий человек ищет счастья в самом себе, а обыкновенный человек ищет в других». Поэтому будем открыто искать и приобщаться к прекрасному – прекрасной жизни, прекрасным мыслям, прекрасному всему. Как Платон говорил: «От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни, и от красивой жизни – к абсолютной красоте». То есть это ступень, шаг в жизни.
Все вы, я знаю, разделяете чувство мира, разделяете чувство, что именно мир – это то, к чему мы все должны стремиться. Будем же активно искать этот мир и пути, к нему ведущие. Путей этих много, но в то же время есть только один путь – это путь доброжелательства. Если мы действительно наполним наши сердца доброжелательством и исканием добра, то мы этим очень многого достигнем. Поэтому в жизни каждого дня будем делать что-то немного лучше, чем вчера, и это нас быстро продвинет, потому что будет накапливаться желание чего-то более совершенного.
Дорогие друзья! Я не знаю, что вам было бы интересно узнать от меня.
Вопрос: Что вдохновляет Вас в Вашем творчестве, что оно отражает?
С.Н. Рерих: Моё творчество отражает меня самого, моё отношение к жизни. Я живу в Индии и знаком с этой страной, она, конечно, и вдохновляет меня, и отражает то, что я люблю, то, что я понимаю и знаю. Так что моё творчество – зеркало и меня, и зеркало моего отношения к жизни и понимания жизни. И вообще – зеркало моего творческого направления.
Вопрос: Где находятся Ваши картины?
С.Н. Рерих: Я могу сказать, что я очень рад, что мои картины нашли место в больших собраниях, музеях [1]. И я рад, что эти картины мы имеем возможность выставлять здесь, в России, [и планы очень широки]. Моя выставка [2] прошла уже более чем в 27 городах, и было много посетителей. Я рад, что эти картины ещё останутся здесь и будут знакомить русских людей с той Индией, с теми моментами в моей жизни, которые меня особенно привлекали. Индия совершенно исключительная страна благодаря своему географическому расположению, своей истории, своему замечательному прошлому. Она создала мне богатейший фонд всевозможнейших впечатлений. Прекрасная природа, очень разнообразная, прекрасные памятники культуры, действительно прекрасные памятники, которые раскинуты по всей стране. Даже в очень отдалённых местах вы находите [их] и видите, что когда-то люди уже стремились к прекрасному. Вся жизнь в ней очень сложная. Жизнь Индии – это замечательная книга, но не та, которую вы можете просто перелистать и оставить. Вы должны любить страну, народ и смотреть в глубину. То, что вы видите на поверхности, – это только рефлекс нашей цивилизации, наносное. Но поверх всего есть ещё истинная, настоящая Индия, которая сохраняется. И мы видим, как народ живо отзывается на всевозможнейшие проявления человеческой мысли и духа. В жизни Индии есть утончённость – и в самых отдалённых деревнях. Меня всегда поражало, что это живёт инстинктивно и проявляется даже в самых неграмотных людях. Меня всегда поражало, откуда эти корни, которые создали эту утончённость и эти замечательные качества.
Возвращаясь к вопросу о вдохновении, хочу сказать, что, конечно, и моя жена тоже служила мне большим вдохновением.
В моём искусстве было много картин, посвящённых борьбе за мир. Несколько из них вы видите здесь, на выставке. И я считаю, что это тема, которой мы все должны посвящать свои мысли, потому что, давая жизнь определённой мысли, вы можете как-то обогатить жизнь на пути искания мира.
Вопрос: Где лежат истоки [такого] фантастического сочетания красок на Ваших картинах?
С.Н. Рерих: В природе. Ничего прекраснее природы нет. Сделать что-то больше или лучше природы мы не можем. Но мы должны искать это прекрасное. И наш вклад в жизнь заключается именно в том, чтобы дать другим именно то, что мы видели, то, что нас поразило, потому что, в конце концов, если мы действительно посмотрим на природу как таковую, если мы тоже найдём пути понимания, мы обогатим себя в первую очередь и, во-вторых, может быть, через себя сможем дать и другим [то], что обогатит их. Поэтому лично мой подход, так же как и подход Николая Константиновича, был в первую очередь именно таким – каждая картина должна быть праздником для наших глаз и сердца.
<...> Говорить о творчестве Николая Константиновича – это чрезвычайно сложно, потому что Николай Константинович был человеком, который столько создал, был исключительно большим человеком. Николай Константинович был для меня действительно величайшим человеком. Каждый день так или иначе я его видел и убеждался в том, что он так близко подходил к [образу] идеального человека Конфуция. Все его мысли, всё его отношение к жизни показывало, какие у него были не только знания, но широкие мысли. Николай Константинович говорил, что всем нам необходимо расширять наше сознание постоянно – постоянно думать о том, что нас окружает в мире. Причем мир этот был для него – Вселенная. Именно, думая о бесконечности, беспредельности, вечности, мы расширяем наши горизонты, хотя никто и никогда не сможет познать, что такое бесконечность. В Агни-пуранах есть красивое место, где говорится: «Не мысли о бесконечности, потому что все твои мысли погрузятся в неё и никогда не вернутся». Именно, с одной стороны, бесконечность есть полная реальность, с другой стороны, это не есть реальность, о которой можно что-то сказать, как-то описать. Поэтому мы-то здесь, на нашей маленькой Земле, в наших маленьких условиях окружены совершенно гигантскими масштабами, о которых не можем даже думать, но они есть. Каждое ночное небо нечто вещает, посылает всё своё вещание, и мы должны найти ответ на эту жизнь.
Николай Константинович был провидцем. Он мог смотреть в жизнь и в будущее и видеть тот великий момент человеческой эволюции, которому суждено развернуться. Он об этом постоянно думал, и для него она, конечно, была ясна. В своих картинах Николай Константинович дал нам замечательную панораму своих мыслей и исканий, и особенно непревзойдённой красоты Гималаев, которые он знал, любил и [среди] которых он жил до самого конца жизни.
Вопрос: Как Вам удалось сохранить творческую активность почти на целый век?
С.Н. Рерих: Это трудный вопрос. Но это сохраняется само собой. Если вы сохраняете исток вашей энергии, то всё это становится возможным, и ваша мысль, ваше отношение к жизни всегда должны оставаться и молодыми, и живыми.
Вопрос: Гениальность и подлость совместимы ли в одном человеке?
С.Н. Рерих: Гениальность не доказывает, что это какое-то очень высокое явление. Гений может быть проявлением на многих планах, и человек может иметь искры гения и не быть в то же время [высокоразвитым]. Как Козьма Прутков сказал: «Специалист подобен флюсу».
Вопрос: Как Вы относитесь к йогам?
С.Н. Рерих: Йога была наукой, которая открыта, исследована и пропагандирована в Индии с самых ранних веков. Когда [она] зародилась, мы точно не знаем. [Йога] есть развитие в человеке качеств, которые в нём не развиты. Много путей к этому, много. Но это сложный путь, который может дать результаты, если у вас есть хорошие наставники, которые постоянно следят, знают ваши способности и возможности и могут направлять. Одному следовать очень сложно, я бы не советовал, потому что это может привести к очень печальным последствиям. Это очень интересное учение древней Индии, которое мы наследовали. Есть много прекрасных сторон йоги, но одному, желающему начать изучать эту сложнейшую систему, сложно и даже не мудро.
Если мы хотим воспользоваться именно тем, что йога даёт, то надо прежде всего иметь в виду, что в основе лежит усовершенствование человека, то есть много методов. Один из них – это стремиться стать лучшим человеком. Лучший дар, который мы можем принести человечеству, – это стать лучшими людьми. Поэтому наше стремление стать лучше – более прекрасным человеком – самое практичное. Научный подход к этой теме говорит о том, что каждые семь лет клетки нашего тела меняются, и то, что запечатлевается, останется и будет как бы подножием развития и для следующих семи лет, будет легче продолжать этот путь. Стремление к более красивой, более ценной жизни – это наивернейший путь, который поднимет нас и даст возможность, может быть, быстро подняться. Хотя на первый взгляд шаги могут быть очень маленькими. Но всё это быстро накапливается, и все религии говорят о перерождении человека, что в человеке через его мысли, через его усилия его клетки меняются, и качество их меняется.
Мы видим в природе много примеров, когда животные подражают окружающим условиям. Что заставляет их это делать? Необходимость, нужда. Нужно как-то себя сохранить, продолжить жизнь. Но что лежит в основе этого? Мысль, творческая сила, та энергия, которая живёт во всех нас. Верблюд, например, развивает соты в своём желудке для запаса воды. И так бесконечное множество примеров можно привести, как нужда меняет облик птиц, насекомых, животных и человека. Так что мысль, которая живёт в нас, развивалась во всей природе и может быть употреблена на благо всего человечества.
Спасибо, дорогие друзья! Благодарю дирекцию за возможность встретить[ся] с вами], побеседовать. Может быть, в дальнейшем будет ещё возможность встретиться.
_________________
[1] В настоящее время произведения художника находятся во многих музеях мира – во Франции, Бельгии, Болгарии, Чехии, США, Индии, Украине, Латвии. В России они хранятся в Центре-Музее имени Н.К. Рериха, Третьяковской галерее, Государственном музее Востока, Русском музее, Эрмитаже, Новосибирской картинной галерее.
[2] Речь идёт о выставочном турне 1978-1984 гг.