Публикуется по изданию:
Рерих С.Н. Беседа с преподавателями из Новосибирска и Свердловска в гостинице «Советская». Москва, 24 октября 1984 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха. Сб. В 2 т. М.: МЦР, 2016. Т. 2: 1977–2016. С. 90–95.
Беседа с преподавателями
из Новосибирска и Свердловска в гостинице «Советская».
Москва, 24 октября 1984 г.
Сибирь – это величайшее богатство России и залог её благополучия.
Мы ещё очень поверхностно знаем, что она в себе таит. Это только начало. С годами будет выявлено очень и очень многое. Поэтому мы должны думать, как нам лучше всё это выявить и сберечь. Я думаю, многое можно будет сделать, как только угроза войны немного спадёт. Трудное международное положение. Всё упирается в это. Все боятся, и это до известной степени парализует многие движения. Будем надеяться, что всё это пройдёт. Мы должны всеми силами думать о том, чтобы сохранить мир на Земле, думать о молодом поколении и воспитывать тех, кто придёт нам на смену. Это чрезвычайно важно, потому что нужно иметь кадры. Но часто как бывает: всё подготовлено, а кадров нет. Когда-то нужна замена, что-то нужно передать, а человека нет, именно подходящего человека.
Поэтому нужно прежде всего создавать молодые кадры. И мне хотелось бы, чтобы в Сибири были школы, которые подготавливали новое поколение. У нас в Бангалоре есть одна такая школа. Это школа имени Ауробиндо Гхоша. Она была основана в 1967 году последователями его идей. Я всегда интересовался её просветительной работой. В школу принимаются дети разных сословий с трёхлетнего возраста, и учатся они там до университета. Мы считаем, что детей надо воспитывать с самого раннего возраста. Из маленькой школы она выросла настолько, что превратилась в ведущую. И из Пондишери уже едут к нам в Бангалор. Это отрадное явление. Сейчас в ней учится уже две с половиной тысячи детей, но растёт она так быстро, что будет гораздо больше. Очень важно, что вопрос транспорта решён. Детей развозят и привозят на своих школьных автобусах и экскурсии проводят. В каждом автобусе при детях по две учительницы. Подобрался очень хороший состав педагогов, удивительная группа, и благодаря им школа и стала популярной. Все они работают с большим пониманием и знанием дела. На них можно всегда положиться, всё будет исполнено, сделано. Это исключительные люди. Таких старых педагогов 127.
Вы знаете, что человеческий элемент самый трудный. Наш главный интерес – это формировать человека будущего. Ко мне очень много приезжает всевозможных специалистов и педагогов из разных стран. Но я заметил одно, что у очень немногих педагогов есть представление о том, как, куда стремиться. Как вы знаете, в древности масса была неграмотной, но люди воспитывались на примере героев своего народного эпоса. Так что былины были для них живым контактом с чем-то более совершенным. И нам, воспитателям нового поколения, нужно сначала ясно себе представить тот идеал человека, к которому стремиться. И вот я спрашиваю их, как вы себе представляете, каким должен быть новый человек. В общих-то чертах все о нём думают, но практически нет ясного представления.
Самое главное в воспитании, что я лично считаю важным: надо ясно себе представлять этого будущего, более совершенного человека. Так что в своей педагогической работе в Бангалоре мы именно и стараемся с самого начала вести новое поколение по тропам восхождения, даём мысли, идеи больших философов с самых ранних лет. Они принимаются и входят в жизнь. И уже часто дети учат своих родителей, и получается общий подъём. В школе очень часто цитируются и мысли Николая Константиновича и Елены Ивановны.
Мы должны думать, чтобы дать нечто более совершенное. И тогда в жизнь будут сразу же вливаться новые кадры, и они будут влиять на окружающую среду. Так что самое важное – это создание кадров.
Отрадно видеть, как идеи Николая Константиновича претворяются в жизнь и в нашем центре искусств [1] в Бангалоре. Центр тоже очень расширился и занимает ведущее положение. Создан при Союзе художников штата Карнатака. Правительство выделило нам прекрасные земли в самом центре города. Он прекрасно расположен. И там будет четыре здания. Одно уже совсем закончено.
Первое – это здание, где выставочные, лекционные залы, административный блок. Второе – это здание школы, где преподаётся изобразительное искусство. Затем здание театра, где также будут проводиться и лекции. Ещё предусмотрен специальный блок, в котором будут заниматься только прикладным искусством.
Школа наша развивалась, привлекала хороших учителей и работала настолько успешно, что, по просьбе университета, правительство включило её в состав университета. И таким образом школа получила право присваивать звания. Для этой работы был создан художественный совет университета и Союза художников. Несмотря на мои протесты, меня сделали президентом [2].
Теперь наш центр искусств занимает ведущее место в Бангалоре и будет Всеиндийским центром изобразительного искусства. Он хорошо поднялся и продолжает развиваться. Здания хорошо приспособлены. И очень отрадно видеть, как сотрудники центра стараются следовать идеям Николая Константиновича и претворять их в жизнь.
Все наши учреждения успешно работают и стали притягивать внимание многих стран.
В организации работы своей художественной школы на Урале вы постарайтесь найти самый широкий подход. Раскройте перед детьми красоту окружающей их родной природы, чтобы они видели в школе не четыре стены, а могли смотреть на что-то красивое, воспитывались на красоте родных мест. Сибирь и Урал всегда славились минералами. Это и нужно показать детям, объяснить, что это их жизнь, их богатство. Соберите друзы минералов. Из них можно сделать прекрасную экспозицию. Она пробудит интерес и вдохновение, потому что красота сама по себе вдохновляет. Как вы знаете, Платон говорил, что «от красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни, и от красивой жизни – к абсолютной красоте».
Так что первый этап – это окружить детей красивыми образами.
Красота, совершенство – это то, к чему стремится вся эволюция мира. И мы должны этому следовать, вести себя эволюционно. Надо стараться дать детям что-то более прекрасное, оживить жизнь, сделать её интересной. И то, что это действительно нужно и полезно, мы видим на примере Бангалора. У нас тоже есть красивые минералы, которые дают детям возможность соприкасаться с Прекрасным. И поэтому они настолько любят свою школу, что хотят находиться там весь день, так долго, насколько возможно. Сами стремятся, потому что им интересно.
Это всё нетрудно, несложно сделать, но только нужно обдумать, как лучше создать такие привлекательные условия.
Наше воспитание должно быть таким, чтобы, выйдя за пределы школы, человек был сильным, умел противостоять злу, несовершенству. Будда всегда называл своих учеников воинами – нужно уметь сражаться. Добро должно быть активное. Как можно развить в себе мускулы? Сопротивлением! Это необходимость. Преодолевая трудности, мы растём, и только так растём! Наша эволюция должна взрастить сильное поколение. И это главная задача. Будем же начинать с малого и ждать, чтобы расцвело прекрасное дерево. Связи создаются не сразу. Всегда нужно начинать с малого. Если что-то посажено правильно, оно будет расти и развиваться. Если дело жизненно, оно всегда разрастается. Наша задача – дать стране, государству, людям более совершенный человеческий элемент. Лучше этой работы нет и не найдёте! Потому что лучший подарок, который человек может дать своим ближним, – это стать лучшим человеком.
Вопрос охраны природы в Индии тоже очень актуален. И хотя мы всё имеем для того, чтобы охранять, ограждать живую природу, делать это очень трудно, потому что всегда есть негативные элементы, которые стараются поживиться.
На нашей территории у дома [3] два озера. Каждый год к нам прилетали из Центральной Азии дикие утки, гуси; наши озера иногда были сплошь покрыты ими. И с каждым годом их [становится] всё меньше и меньше. [Их количество] так быстро уменьшается, что в этом году была всего лишь какая-то дюжина. То есть экологический баланс нарушается.
И в Гималаях тоже все долины пустуют. Человек уничтожает всё. И восстановить это невозможно. Опять заново всё начать при существующих условиях жизни совершенно невозможно. Так что обеднение природной среды очень опасно.
Раньше в Кулу было такое обилие всевозможных животных, дичи – прямо как в живом заповеднике. Выходя из нашего дома на склоны, вы могли наблюдать, как ходили леопарды, медведи, никого не трогали. Если вы их не тревожите, они прекрасно живут. И хотя в долине население и охотилось, всё-таки всегда соблюдался какой-то баланс, а за последние 25 лет всё сошло на нет. Это объясняется наплывом приезжего населения, изменением климата из-за вырубки лесов. Хотя и сделали заповедник, но в нём никого нет. Леса стоят пустыми, глухими. Были и лани, были очень интересные муравьеды – тоже исчезли; всякие дикие куры, везде там их было полно, а сейчас ничего нет.
У нас в Гималаях проходил заслон с одной стороны индийской армии, с другой стороны – китайской армии. Раньше животные могли перебегать границу, а сейчас первые, кто в них стреляют, это военные. И во что это всё выльется, не знаю.
Когда мы приехали в Бангалор [4], население его составляло 250 тысяч. Сейчас будет уже пять миллионов. Очень много едет извне. Бангалор становится большим индустриальным центром. Так что проблемы всюду. Нет такого места, где бы их не было.
Наша проблема – это улучшить человека, дать возможность стать более совершенным проявлением космических сил. Основа всего – это человек!
Калимпонг [5] – это рядом с Дарджилингом, на пути в Тибет. Прежде там было очень много ученых лам и тибетских источников, с которыми работал Юрий Николаевич. Теперь там уже нет никого. Тибетцев очень много в Индии, но это не учёные.
__________________
[1] В 1983 г. под руководством и при участии С.Н. Рериха в Бангалоре завершилась первая фаза строительства зданий Карнатакского культурно-просветительного центра искусств, включающего комплекс: Школу изобразительных искусств, Музей древнеиндийского искусства Юга, выставочные залы и Художественную галерею имени Н.К. Рериха.
[2] В 1983 г. С.Н. Рерих был избран президентом ученого совета по изящным искусствам в Бангалорском университете и президентом координационного совета Союза художников штата Карнатака.
[3] На юге Индии, под Бангалором.
[4] В имение «Tataguni Estate» под Бангалором С.Н. Рерих и Девика Рани переехали в 1949 г.
[5] Калимпонг – город в Индии (штат Западная Бенгалия, Восточные Гималаи), входит в округ Дарджилинг. Ю.Н. Рерих и Е.И. Рерих переехали туда в 1949 г.