Публикуется по изданию:
Рерих С.Н. Беседа с группой ленинградцев в гостинице «Советская». Москва, 27 октября 1984 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха. Сб. В 2 т. М.: МЦР, 2016. Т. 2: 1977–2016. С. 96–102.
Беседа с группой ленинградцев в гостинице «Советская».
Москва, 27 октября 1984 г.
[Рассматривались материалы по Изваре: план имения и дома, проекты, фотоснимки двухкомнатной экспозиции, созданной временно как филиал Ивангородского краеведческого музея, и пр., перспективы создания государственного музея-усадьбы Н.К. Рериха]
С.Н. Рерих: Я бы хотел иметь представление, сколько там комнат. Что будет висеть вот здесь?
...Нужно отыскать, где сейчас находится эскиз росписи в Талашкино [1]. Мне кто-то говорил, что где-то около Кавказа. Размер примерно 90 х [170] см. Там есть часть надвершия – большая арка росписи [2].
…Хотите получить произведения Николая Константиновича, подлинники. Да, время уже приближается, когда это можно будет сделать. Оригиналы иметь всегда желательно. Но я могу дать только из индийского периода, потому что из русского периода у меня в Индии очень мало. Индийский период был завершающим, и в нём Николай Константинович достиг, я бы сказал, совершенства интерпретации не гор, а вершин. Лучше него никто эти вершины не изображал. Я думаю, что при наших возможностях, условиях он достиг именно того, что может дать богатство красок, сочетаний, которые вы найдёте в горных массивах. А прекраснее Гималаев всё равно гор нет, не существует!
В качестве экспонатов вы могли бы иметь несколько хороших фотографий именно вершин Гималаев. Это я могу вам достать в Индии. Потому что интересно было бы [видеть] пики известных вершин, которые являются и местом паломничества. С другой стороны, они имеют и большой исторический интерес, потому что в прошлом всё связывалось с духовными устремлениями народа – вся философия подвижников, которые всегда выбирали именно Гималаи, ходили туда и жили. И, конечно, место, которое имеет красоты, само по себе притягивает и возвышает, потому что красота нас улучшает, даёт новые горизонты. Если в Индии возьмёте все места, где жили какие-то большие подвижники, – они всегда выбирали чрезвычайно красивые места. Это несомненно. Красота была одним из ведущих начал в выборе места. Как Платон говорил: «От красивых образов вы перейдёте к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивым действиям, от красивых действий – к абсолютной красоте». То есть мысли зарождаются красивые, когда мы окружаем себя красивыми образами. Я всегда сожалею, что в современном искусстве проявилась тенденция, где много ненужного, некрасивого, карикатурного – того, что не нужно показывать. Зачем калечить то, что нас окружает? Мы же должны стремиться к красоте! Мы должны окружать и наших детей и в школах, и дома чем-то красивым, потому что красота – начало всего.
Я помню, в детстве у нас в семье мы были окружены прекрасными предметами, коллекциями экзотических бабочек, птиц, минералов, – и ничего более прекрасного нет. Минералогическая коллекция Николая Константиновича перешла нам, детям. И все наши коллекции были очень большие, интересные.
Это всегда было то, что заботило Николая Константиновича и Елену Ивановну, чтобы запомнилось нами и влияло на нас. Я помню, в детстве мы ездили с Николаем Константиновичем на раскопки в Новгородскую область, на озеро Пирос. Собирали скребки. На озере Пирос их было изумительно много, на его отмелях. Всё нами собиралось. У Николая Константиновича были и свои люди, из бывших служащих, которые помогали собирать, особенно осенью, когда были сильные ветры. Было собрано гигантское количество черепков, скребков и т.п., так как люди работали каждый год. И всё это потом перешло в разные места в Петербурге [3].
...Вам в Изваре нужно будет все виды искусства соединить. Всё можно и нужно сделать. Я, конечно, очень ценю ваше желание как можно лучше это поднять. Можно многое сделать, но для этого нужен всесторонний подход. Но основа есть.
…Посетить Извару очень хочу. Но это совершенно невозможно: отсюда не вырваться. Своё турне вне Союза наметил, и даты переставить невозможно. Если я начну переставлять даты, то ни здесь, ни там ничего дельного не получится.
Вы спрашиваете, когда обратиться ко мне насчёт экспонатов. Это зависит от вас. Вы мне должны написать об этом. Мне нужно будет решить, что именно, что лучше выбрать. Вы можете написать мне о вашем желании, а я, конечно, удовлетворю по мере сил. Обещаю. Я вам дам это, а что именно, сейчас сказать не могу. Но вы должны письменно выразить желание.
Это начало большого дела. Центр может [получиться] прекрасный. Теперь сажайте парк, потому что это [займёт] время. Чем скорее посадите деревья, тем лучше. Не откладывайте! Я бы, может быть, прислал наши кедры из Гималаев, но будут ли расти. Они являются разновидностью ливанского кедра, растут очень долго. В Кулу есть дерево, которому более 1500 лет, и растёт ещё прекрасно. Оно совершенно изумительно именно тем, что так прекрасно сохранилось. На всё требуется время. Почему и говорю – торопитесь! И кроме того, надо посадить несколько пород таких деревьев, которые быстро растут. Извара должна возродиться, и, может быть, [она] станет таким центром, который будет привлекать очень многих.
...Я тоже интересуюсь воспитанием. Самое замечательное – воспитание детей. И чем раньше оно начинается, тем лучше. До семилетнего возраста. Главное – дать детям нечто интересное, что их притягивало бы. У нас в Бангалоре есть школа имени Ауробиндо Гхоша, в которой дети учатся с трёхлетнего возраста и до поступления в университет. Процесс обучения и воспитания строится [на] идеях больших философов. И мысли Николая Константиновича даются детям и входят в их жизнь с самых ранних лет. Все дети так любят свою школу, что она является средоточием их жизни. Потому что если есть любовь к чему-то, то она и ведёт по жизни.
...Гимназия К.И. Мая. Вот это фотоснимок, узнаю директора Александра Лаврентьевича Липовского. Он всегда здоровался с учениками за руку. В наше время там был и преподаватель русского языка, истории и латыни Солнцев, автор многих трудов по русскому языку.
…Что же важно и понято во всех наших учреждениях: мысль есть великое творящее начало, мысль растёт и меняет человека. Мы пришли к заключению, что человек вполне способен воспринимать знания уже с трёхлетнего возраста. И то, что закладывается в память с ранних лет, остаётся на всю жизнь, никогда не забывается. Почему и нужно думать именно об этих ранних годах, чтобы дать ребенку возможность проявить себя как можно больше: его маленький мозг будет расти и развиваться на заложенных в него основах. Важно понять, что мысль – великое творящее начало, в ней сконцентрирована великая созидательная энергия. Мы видим это и во всей окружающей нас природе. Каждые семь лет человек обновляется. Но у нас есть возможность отпечатать на наших мозговых клетках наши мысли. И они будут расти вместе с нами. Потому-то мы и должны неустанно наблюдать за наклонностями, талантами детей и давать им возможность развиваться. Это те ступени, по которым будет восходить человечество. Нет лучшей работы, чем создавать новое поколение. Это и самое ответственное, самое трудное, и в то же время самое благородное дело. Так что для воспитания хорошего поколения нет более подходящего периода, чем ранние годы.
[Например], если возьмём царство живой природы – как все его формы меняются по необходимости, вызванной окружающими условиями. Человек же является вершиной всего. Ум разлит во всей природе, но мы недооцениваем его, потому что в широких масштабах мало этим интересовались. Я всегда очень любил природу. И до сих пор её наблюдаю и удивляюсь разумности. Расскажу один недавний замечательный случай. Несколько слонов пришли к нашему имению. На границе имения есть старый заброшенный колодец. Одна слониха со слонёнком подошла к нему, и слонёнок упал вниз. Тогда слониха ушла в лес и привела с собой восемь слонов. Они начали бивнями рыть землю вокруг этого колодца и сбрасывать её в колодец, чтобы слоненок мог подняться. Потом, когда приехали несколько рабочих и стали связывать слоненка верёвками, он вёл себя исключительно смирно. Но как только его подняли и он почувствовал себя на земле, тотчас же порвал все верёвки, убежал от рабочих и присоединился к стаду.
...Есть ли у нас животные? Есть! Корова и много собак. К кошкам отношусь ничего, но предпочитаю собак. Все они у нас полупородистые, но благодаря этому умные. Прежде вокруг нас было много разных животных. Но это отступило.
Необходимо воспитывать любовь к животным. Природой многое заложено в человеке. Мы только должны бережно ко всему относиться, прислушиваться к себе и вносить в свою жизнь.
Взаимопонимание – великое дело. Именно это делает человека человеком. К сожалению, люди плохо представляют себе, каким должно быть воспитание.
Ко мне приезжают учёные, педагоги из разных стран и интересуются этим вопросом. И я обычно их спрашиваю: «Вот мы все стремимся воспитать ребенка более совершенным, но представляете ли вы себе, каким должен быть этот более совершенный человек, какими качествами должен обладать?» И очень мало кто действительно ясно представляет себе облик более совершенного человека. А стремиться к этому мы должны и должны ясно себе [его] представлять. Раньше в народном эпосе были герои. И для тех простых людей, которые были неграмотными, идеалом служили именно герои народного эпоса. Люди запоминали, знали свои идеалы и воспитывались на них.
Так что и нам нужно тоже подумать о своём идеале и отметить его качества, потому что без этого стремление неконкретно.
Николай Константинович и Елена Ивановна были исключительными людьми, и именно тем, что посвятили свою жизнь самоусовершенствованию. У них не было никаких других мыслей, как только самоусовершенствование во всём. Это то, о чём я говорил: осознать этого более совершенного человека.
Подумайте, жизнь идёт сейчас бурными шагами, и куда – никто не знает. Всё движется, и вопросы являются: может ли человек в современном его состоянии угнаться за тем потоком жизни, который проявился в результате замечательных открытий, потому что перед человеком вдруг открылись совершенно непредвиденные возможности. Гармония может быть найдена только через самовоспитание. Человек должен понять, что есть вечность, бесконечность, что есть космос. Мы живём среди них, это ведущее начало. То есть мы должны стремиться расширять наше сознание, которое обогащается именно так. Это то, что мы должны всегда развивать в своих детях, – расширение сознания, дать [им] рано понять, что, в конце концов, в жизни есть что-то, что гораздо больше, чем то, что мы видим вокруг нас, и дать им понять, что бесконечность, вечность содержит в себе абсолютно всё. Это она имеет те глубины, которые измерить никто не может.
Мало думают о вечности, мало думают о принципе. Меня очень удивило. Приехал однажды американский физик, спросил, что меня привлекло к Индии. Я ответил, что индийская мысль, философия. Он сказал, что философия не для него. «Но Вы всё-таки физик. У Вас есть символ бесконечности. Мне кажется, что разница между моим и Вашим взглядом в том, что моя бесконечность, вечность полна жизни, а Ваша – пустота, вакуум».
...Я думаю, что в Изваре надо также собрать труды Юрия Николаевича, иметь там какие-то документы о нём: что он делал, что представлял собой, к чему стремился, в чём заключалась его работа. Я думаю, это сделать не так трудно. Его труды по Тибету, прежде всего «Голубые анналы» [4]. Это большие краеугольные работы, потому что до него такие труды никто не мог сделать. Они чрезвычайно важны для изучения Тибета. Хронология истории Тибета. В музее всё это нужно представить, как, например, и его труд «История племен Центральной Азии» [5]. Это очень большой труд. Как-то его ещё не осилили. Говорят, не было специалистов, чтобы всё это подготовить к изданию. Надо отвести Юрию Николаевичу отдельное место как востоковеду и языковеду. Он владел 22 [6] языками. Это очень и очень редкое явление. Он работал над многими трудами. Многое не завершено. Но он остался яркой неповторимой личностью, потому что имел доступ к первоисточникам и непосредственный, прямой контакт с источниками Востока, [чего], к сожалению, многие другие востоковеды не имели.
_________________________
[1] Местонахождение большинства эскизов росписи храма Святого Духа в Талашкине неизвестно. Возможно, речь идёт об эскизе «Святые воины» (1912). Холст, масло. 178 х 89 см. Национальный музей искусств Азербайджана имени Р. Мустафаева (Баку), инв. № R-193/2376. См.: Маточкин Е.П. Николай Рерих: мозаики, иконы, росписи, проекты церквей. Самара: Агни, 2005. С. 158-160.
[2] Возможно, это эскиз «Трон Невидимого Бога» (1909). Бумага, темпера. 59 х 88 см. Смоленский государственный музей-заповедник. См.: Там же. С. 162-166.
[3] Н.К. Рерих начал проводить археологические раскопки с 1892 г. В 1904 г. он обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос). С 1905 г. начал собирать коллекцию древностей каменного века, в которой к 1910 г. насчитывалось более 30 тыс. экспонатов из России, Германии, Италии, Франции (в настоящее время представлена в Эрмитаже). Всего же коллекция предметов каменного века, собранная Н.К. Рерихом во время его раскопок, насчитывала свыше 100 тыс. единиц. К сожалению, многие вещи стали достоянием частных коллекционеров и бесследно пропали.
[4] The Blue Annals. Transl. from Tibetan by G.N. Roerich. Calcutta, 1949-1953. На русском языке: Гой-лоцава Шоннупэл. Синяя летопись Deb-ther sNgon-po: История буддизма в Тибете, VI-XV вв. / Пер. с тибет. Ю.Н. Рериха, пер. с англ. О.В. Альбедиля и Е.Ю. Харьковой. СПб., 2001.
[5] Речь идёт о труде: Рерих Ю.Н. История Средней Азии. В 3 т. М.: МЦР, 2004-2009.
[6] Так в тексте. Ю.Н. Рерих в совершенстве владел и классическими восточными и западными языками, и живыми диалектами и наречиями Индии и Тибета, общее число которых было более 30.