Публикуется по изданию:
Е. Полякова. Святослав Рерих // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 312–317.
Е. Полякова. Святослав Рерих // Комсомольская правда. 1974. 23 нояб. № 272.
Е. Полякова
Святослав Рерих
Имя этого человека широко известно. Его картины экспонировались в музеях всего мира. Сейчас в залах Третьяковской галереи открыта его юбилейная выставка: Святославу Рериху – 70 лет.
В залах Академии художеств в связи со 100-летием со дня рождения открыта выставка работ его отца – замечательного русского художника, общественного деятеля Николая Константиновича Рериха. Его любовь к Родине, его интерес к свершениям советского народа были неизменны.
Долгие годы Николай Рерих жил в Индии; Индии посвящено и творчество Святослава Рериха.
Е.И. Полякова: Святослав Николаевич, вы всегда так рано начинаете работать? (Встреча была мне назначена на 8 часов утра.)
С.Н. Рерих: К сожалению, в поездках приходится начинать работу сравнительно поздно. В Индии дом всегда пробуждается с рассветом, в пять часов утра. В половине шестого начинается рабочий день. Ведь для истинного труда хороши ранние часы, когда человек не рассеян, когда глаза его видят особенно зорко. С рассветом начинал работу и любимый учитель отца Архип Иванович Куинджи. Так же неизменно рано начинался день отца – и в Петербурге, где осенью и зимой светает так поздно, и в Кулу, где ранний рассвет занимается над горами, бросая отблески на снеговые вершины. Унаследованная привычка превратилась в потребность. От Николая Константиновича, от нашей матушки, Елены Ивановны, унаследовали мы с братом распорядок дня, привычку отметать суету, мелочи, которые так отвлекают. Это умение определить главное прививалось нам с детства, так же как с раннего детства прививались понятия нравственные, эстетические, уважение к людям и к их труду. Так естественно создавалось мировоззрение, так сливалось воспитание с образованием.
Жизнь отца никогда не замыкалась в рамки чистого искусства. Общественные обязанности были его душевной потребностью. Певец Древней Руси, он сделался и истинным патриотом Советской России. Не случайно, что его юбилей так славно отмечается именно в СССР.
Я не могу не сказать об этом с признательностью и гордостью.
В Индии живёт понятие «гуру». Это больше, чем учитель, дающий ученику основы практических знаний. Это наставник, который передает ученику основы самой жизни. Таким наставником был для меня отец. Искать себя, свою цель, свою дорогу учила меня мать.
В «гнезде Рерихов» объединились славные фамилии России. Род отца – северный, пришедший очень давно из Скандинавии. В роду матери – Кутузовы, давшие России великого полководца Отечественной войны 1812 г., и Мусоргские – наша бабушка помнила молодого офицера Модеста Мусоргского, который всем давал шуточные прозвища.
Елена Ивановна не любила «светской жизни», углубленно занималась философией, изучала поэтику Востока, его религии. Она путешествовала вместе с отцом, вела огромную корреспонденцию. Кстати, наша корреспонденция тоже огромна. Занимается ею моя жена.
Я вспоминаю письма с почтовым штемпелем «Бангалор». Они безукоризненно напечатаны на машинке, так же безукоризненны строки адреса. Именно в это время из соседней комнаты выходит Девика Рани Рерих в алом сари, окаймленном синей полосой. Цветок в волосах, красное пятнышко на лбу – знак касты. Слова «пишущая машинка», «копия», «обратный адрес» совсем не вяжутся с этим обликом, который столь тонко и празднично запечатлел Святослав Николаевич в портретах.
Её имя знает в Индии каждый. Она играла главные роли во многих фильмах, в том числе в первом индийском звуковом фильме «Карма» (1933). Первая леди индийского кино, как её величают в Индии, приняла фамилию Рерих. «Гнездо Рерихов» соединилось с домом искони индийским.
Девика Рани Рерих: А я родилась в Бенгалии. Это юго-восток Индии, край великих рек, огромного неба, простирающегося над нашими равнинами, над океаном. Край поэтов, крупных писателей, просветителей, к которым принадлежала и наша семья. Моя мать – двоюродная сестра Рабиндраната Тагора. И в нашем детстве воспитание сливалось с образованием, и нам прежде всего внушались понятия нравственные, этические, уважение к людям и человеческому труду. Наши склонности не подавлялись, но поддерживались в семье. Я занималась актёрским мастерством, снималась в фильмах, организовала с крупным деятелем индийского кино Химансу Раи студию в Бомбее. Меня бесконечно привлекает богатство, разнообразие жизни, и в искусстве мне всегда хотелось выразить эту жизнь, душу моей страны. Для этого необходима любовь к своему народу, единение с ним, знание его. Нам необходимо знать жизнь «малых домов» – хижин, жилищ обычных людей. И необходимо знать жизнь своего общего «большого дома» – страны, Индии. «Моя страна прекрасна» – называется одна картина Святослава Николаевича. «Мой дом» [2] – другая его картина: старая женщина сидит у порога хижины, и вы видите, как проста эта хижина, как бедна домашняя утварь, но это истинный дом человеческий, один из многих в моей стране.
С.Н. Рерих: Да, Индия прекрасна! Чувствуя только так, можно выразить круговорот народной жизни. Именно в ней корни страны. Без корней – нельзя. Смотрите, как ищет их Америка, чуть ли не обожествляя своих первых поселенцев, прибывших на «Мэйфлауэре» [3], как возрастает интерес к искусству индейцев, к тому, что было на материке до прибытия европейцев. А в России, в Индии искать не нужно, там всё есть. Это нужно хранить. Хранить добрые обычаи, традиции ремесла, архитектуру, саму природу. Легко забыть узоры орнамента, секреты отлива колоколов, природных красителей и как трудно это собрать, восстановить!
Е.И. Полякова: Как Вы думаете, не нужно ли более решительно возвращать слову «ремесло» его первоначальное значение? Ремесло довольно часто считается противоположностью искусству, бездушным повторением готовых образцов. А ведь это не так?
С.Н. Рерих: Конечно! Ремесло – это то дело, которым занимается человек, ремесленник – мастер этого дела, будь он художник или ткач, или гончар. Так ведь воспринимается это понятие в народе? Повторение форм входит в труд как задача: кувшин должен быть удобным, и эта удобная форма уже найдена предшественниками, выработана в течение долгих лет. В Латвии один орнамент, в Индии другой, использующий традиционные элементы. Ткач, медник, резчик по дереву – творцы красоты, вышедшей из жизни и ей возвращенной, ей служащей.
Мне думается, что вице-президент Академии художеств СССР Владимир Семенович Кеменов в докладе о творчестве отца, о его устремлениях совершенно справедливо подчеркнул значение таких истинно творческих объединений, какими были абрамцевский кружок [4], талашкинский кружок [5]. Увлечение народным искусством, собирательство секретов ремесла, использование, претворение народных традиций в профессиональном искусстве – задача первостепенная, живая.
Е.И. Полякова: Мне кажется, в ваших картинах «Дом гончара» [6], «Моё красное сари» [7], «Эти краски никогда не поблекнут» [8] воплощены именно простота, естественность народной жизни, размеренность её ритма, определённого самой природой. Красота не привносится в жизнь извне, но разлита в ней самой – так ведь можно определить настроение ваших полотен?
С.Н. Рерих: С этим настроением я и работаю. Ведь Индия даёт мне всё – сюжеты, ритм, сами краски, колорит картин. На выставках часто спрашивают, насколько верны натуре краски моих картин. Даже советуют: потушите цвет, такой интенсивности в реальности не бывает...
Что сказать на это? Не бывавшие в горах говорили о работах отца: зачем вы уходите от правды? Ведь не бывает такого неба, таких огромных звёзд... Знающие горы знают эти звёзды, это небо, которое словно само светится изнутри золотом или зеленью...
Ослепительна палитра самой природы Индии, жизни Индии: красная земля, голубое небо, яркие одежды, украшения людей. Наши женщины утром в течение нескольких минут наводят сложнейшие узоры в своих жилищах, на полу и просто на земле. Берут в пригоршни размолотые камни-кварциты, светлые или цветные, и сыплются струйки между пальцами. Поводят руками вокруг себя, а на земле остаётся сложнейший орнамент, словно ковёр. Попробуйте – у вас не получится, и у меня не получится. Я попросил одну мастерицу зарисовать этот орнамент; она старалась, рисовала, но как ей было трудно! А вот этот ежедневный ковёр, который стирается к вечеру, создаётся радостно, непринуждённо, девочки работают – подражают матери, как птица учится петь. Это атавизм.
Е.И. Полякова: Вам кажется закономерным употребление этого понятия? Ведь мы обычно соединяем со словом «атавизм» тёмное начало, пробуждение каких-то звериных инстинктов, «зов предков».
С.Н. Рерих: Это и есть зов предков, только зов к красоте, к радости, какую доставляет искусство. Из поколения в поколение переходит память предков – почему же это должна быть только тёмная память?
Мы проводим большую часть года в Бангалоре, на юге Индии, летом живём в Кулу, в горах, в доме, где прервалась жизнь Николая Константиновича.
Разные племена, люди разных обычаев живут в этих местах. Но выходишь утром на порог дома в Кулу, в тропический сад Бангалора – всё едино, всё сливается воедино: труд человеческий, природа, горы, «биосфера», переходящая в космос.
Помните Державина: О ты, пространством бесконечный, Живый в движеньи вещества.
Вот этот дух, «живый в движеньи», – во всём. Люди идут по дороге – женщина отошла в сторону, склонилась над ребенком, а он играет цветком. Ведь, перенося эту сцену на полотно, и названия иного не придумаешь, как «Вечная жизнь» [9].
Эти элементы реальности могут сложиться и в картины, которые принято называть аллегорическими. В Индии, в Непале сейчас много тех, кого называют «хиппи». Одетые в живописные лохмотья, они живут в хижинах, словно возвращаются к простоте народной жизни. В то же время они без корней, вне исконного и истинного труда. Они – ищущие, но не находящие. Об этом моя картина «Ближе к тебе, мать-земля!» [10]
Телефонный звонок прерывает разговор. Время приближается к открытию выставки. Святослав Николаевич просит ещё раз поблагодарить всех, кто принимал участие в праздновании торжественного юбилея Николая Константиновича. На выставке его обступят зрители. В каждом зале Девика Рани Рерих обязательно подойдёт к служительнице, сидящей у двери, поздоровается, скажет несколько добрых слов. Уходя из зала, скажет «до свидания», пояснит: их дело кажется незаметным, но оно так важно... Уважение к труду, к людям труда – неизменное свойство Святослава Рериха и Девики Рани Рерих. Свойство, завещанное их отцами, их предками, которые отдавали свой труд России и Индии.
[1] Полякова Е. Святослав Рерих // Неделя. 1974. № 48 (768).
[2] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Мой дом» (1962). Холст, темпера. 60,7 х 91 см.
[3] «Мейфлауэр» (англ. Mayflower) – торговое судно, на котором в 1620 г. пересекли Атлантический океан англичане, основавшие одно из первых британских поселений в Северной Америке.
[4] Абрамцевский художественный кружок (Мамонтовский кружок) – неформальное объединение русской творческой интеллигенции (художников, музыкантов, театральных деятелей, учёных); действовал в 1870-1890-х гг. в Абрамцево – усадьбе предпринимателя и мецената С.И. Мамонтова.
[5] Речь идёт об одном из крупных центров художественной жизни рубежа XIX-XX вв. – имении мецената, коллекционера и художницы княгини М.К. Тенишевой Талашкино под Смоленском, где мастера стремились возродить традиции народного искусства.
[6] Картина известна под названием: «Дом гончара» (1964). Холст, темпера. 111,3 x 192,2 см.
[7] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Мое красное сари» (1961). Оргалит, масло. 30,3 х 45,5 см.
[8] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Эти краски никогда не должны поблекнуть» (1964). Холст, темпера. 111,3 х 192,2 см.
[9] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Вечная жизнь» (1954). Холст, темпера. 91 х 154 см.
[10] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Ближе к тебе, мать-земля!» (1968). Холст, темпера. 111,3х 242,8 см.