Публикуется по изданию:
В. Губарев. Святослав Рерих: встреча для вас // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н.Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 302–305.
В. Губарев. Святослав Рерих: встреча для вас // Комсомольская правда. 1974. 16 нояб.
В. Губарев
Святослав Рерих: встреча для вас
Святослав Николаевич Рерих в Москве.
Через несколько дней в Государственной Третьяковской галерее открывается его выставка.
Изредка в усадьбу приходят дикие слоны.
Высокий седой старик размашисто шагает по аллее. На берегу пруда, там, где скала обрывается к воде, он останавливается.
Слоны появляются из джунглей. Они купаются в озере, кормятся на зеленой лужайке.
– А может быть, это легенда? – спрашиваю я. – Одна из легенд, которых так много вокруг семьи Рерихов.
– Легенд много, – соглашается Святослав Николаевич, – но слоны действительно приходят.
Несколько дней назад специальный самолет «Аэрофлота» приземлился в Бангалоре. Он привез семь экспонатов для выставки «Исследование космоса в СССР» – макет «Лунохода-2», спускаемый аппарат «Венеры», копию межпланетной станции «Марс» и спутники Земли.
В Москву «ИЛ-62» увез картины Рериха.
Рерих живет в 20 километрах от города. От ворот красноватая дорожка ведет вглубь сада, к дому, что спрятался среди ветвей баньяна.
Говорят, что весной сюда прилетают волшебники. Они любят этот сад, где цветут сказочные деревья. Деревья привезены Рерихом из Мексики и прижились на этой щедрой земле. Эфирное масло, рождённое на плантации Рериха, известно и популярно в Индии. Сейчас осень. Деревья стоят обнажённые, их кроны причудливы. Воздух напоён нежным, тонким запахом.
– Я вам покажу любимое мною место. Хотите? – спрашивает Рерих.
И вновь шагает он по тропинке среди деревьев. Слегка наклонил голову, чтобы уберечь лицо от ветвей.
Дорожка обложена камнями. На каждом из них – кусочек кварцита.
– Это увлечение одного из работников, – поясняет Святослав Николаевич, – он убежден, что кварцит ночью светится. Действительно, в лунные ночи дорожка как бы освещена фонариками.
Мы поднялись на холм. Перед нами открылась долина, цепи холмов вдали и почти у самого горизонта неясные очертания гор.
– Слоны приходят с тех холмов, – Рерих показал на запад, – а справа – бесконечность, там горы и за ними океан...
Солнце заходило. Перед нами лежала Индия, в эти минуты она была прекрасной.
Потом мы пили чай под баньяном, и я расспрашивал Святослава Николаевича о его выставке.
– Вы смогли бы оценить свою выставку как бы со стороны? Какая из картин вам наиболее дорога? – поинтересовался я.
– Как-то раз Николая Константиновича спросили, какая из всех его картин ему больше всего нравится. Он ответил: «Та, которую я ещё не написал». Мне ответить на ваш вопрос нелегко. Я стараюсь смотреть далеко вперёд. У меня разработаны дюжины (а может быть, и больше) картин, которые я хочу сделать. Я всё время работаю, и многое из моих замыслов, наверное, не осуществится. Поэтому, если бы я посмотрел на свою выставку, не будучи самим собой, то я, наверное, сказал бы, что художник справится со своими замыслами гораздо лучше в будущем.
– И тем не менее должны быть любимые картины?
– Из ранних серий моих картин некоторые я очень люблю. Я считаю, что они выражают ту мысль, которую я хотел передать. Например, три картины, которые выражают мои ощущения современного мира: «Мы сами себе строим свои тюрьмы», «То, что нас окружает» [2] и «Ты не должен видеть это пламя». Или триптих [3], который я написал много лет назад – во Вторую мировую войну. Он выражает мои чувства и чувство того времени. Я считаю, что эти картины являются поворотным пунктом в моём творчестве.
– С какими чувствами вы едете в СССР?
– Я благодарен общественности Советского Союза за интерес к 100-летию Николая Константиновича, – отвечает Рерих. – Он всегда являлся и является особой личностью в истории. Пользуясь случаем, я хочу выразить глубокую благодарность всем, кто почтил память Николая Константиновича – этого великого художника, деятеля и патриота. С начала моей сознательной жизни и до самого его конца мы прожили богатейшую, глубокую и, я должен сказать, счастливую жизнь.
– Вы начали рисовать с детства?
– Да, с 4 лет. Я занимался и скульптурой. Делал маленькие фигурки, особенно много животных. Сначала из пластилина, воска, глины, а потом начал резать из дерева. В Америке я поступил на архитектурные курсы Колумбийского университета, увлекался конструкциями. Но живописью я занимался постоянно, пока она не захватила почти всё моё время... Николай Константинович был моим главным учителем. Не только живописи, но и главным учителем жизни. Отец сформировал мой характер и дал те устои, которыми я сейчас живу.
– В творчестве вашего отца и в ваших произведениях остро ощущается взаимное проникновение искусства России и Индии. Причём возникает ощущение, что у творческого вдохновения двух великих народов много общего.
Да, это так. Николай Константинович говорил, что великая будущность за русским народом, что он сможет продвинуться далеко вперёд мыслями, своей жизнью, своим отношением к другим странам, к новым веяниям жизни. Сила и свежесть есть у русского народа, и она не может не оказывать влияния на всех. Эта сила вырабатывалась в жестоких испытаниях, в тяжёлых войнах за свободу, за новую жизнь. Когда жизнь становится лёгкой, приятной, тогда человек теряет основные контакты со своей землёй. А она, как и Антею, даёт силы. Русский и индийские народы всегда были близки к своей земле, к своему прошлому, и я верю, что им предстоит идти путями великих достижений, открытий, мыслей.
Бангалор – Москва
[1] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Я двигаюсь среди этих теней».
[2] Речь идёт о триптихе С.Н. Рериха «Распятое человечество» (1939-1942).