Публикуется по изданию:
В. Голубев. Святослав Рерих: «Мы любовью Родины богаты» // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 342–346.
Голубев В. Святослав Рерих: «Мы любовью Родины богаты» // Социалистическая индустрия. 1979. 3 марта. № 53 (2945).
В. Голубев
Святослав Рерих: «Мы любовью Родины богаты»
«Святослав Николаевич Рерих назначил вам встречу сегодня в 16 часов», – сообщил нам утром работник Министерства информации, радиовещания и телевидения Индии, сопровождавший нашу делегацию журналистов.
Мы с волнением ждали этой встречи. Но так получилось, что прибыли к Святославу Николаевичу на час позднее. Приветствуя нас в своём небольшом особнячке в городе Бангалоре, он тревожно спрашивал: «Что же случилось? Что произошло? Я так волновался...»
Когда мы объяснили, что по ошибке нас привезли на его загородную ферму, он начал извиняться: «Никак не думал, что мой секретарь так нечётко сработает, – и тут же пожалел о том, что встреча наша проходит не там. – Здесь у меня нет картин. На ферме я бы вам, конечно, кое-что показал».
В холл, где мы расположились вокруг небольшого столика, заставленного восточными сладостями, вошла индианка, одетая в яркое сари.
«Позвольте представить вам мою жену Девику Рани, известную киноактрису. Сейчас, правда, она уже не снимается, но по-прежнему много занимается общественной деятельностью, помогает мне», – тепло глядя на жену, проговорил Рерих.
Женщина мило улыбалась и, по-индийски сложив ладони, кланялась, приветствуя нас.
Рерих внимательно и заинтересованно расспросил о наших впечатлениях от поездки по Индии, о погоде. И когда мы ответили, что погода отличная и чувствуем мы себя здесь тоже отлично, он начал говорить о Бангалоре.
«Мы сюда приехали в 1949 г. с севера, где отец поселился в 1929 г. Тогда Бангалор был город-сад и насчитывал всего лишь 350 тысяч жителей. Климат здесь почти весь год одинаковый. Ночью 17-19, а днём 23-25 градусов. Я люблю этот город за его особый колорит: широту и красоту. Правда, ныне в Бангалоре уже более 2,5 миллионов жителей. И всё равно это, по-моему, лучший город в Индии».
Святослав Николаевич обвёл всех присутствующих пристальным взглядом и улыбнулся. Он как бы ждал подтверждения. Но мы молчали. Наступила пауза. Тогда я спросил: «Какое у вас, Святослав Николаевич, осталось впечатление от последней поездки в Советский Союз?»
«О! – оживился Рерих. – Впечатление очень большое и прекрасное. Москва мне всегда доставляет огромную радость. Приезжая в столицу нашей Родины, я имею возможность не только лишний раз прикоснуться, если так можно сказать, к русской почве, но и убедиться, что страна уверенно идёт вперёд к светлому будущему. Кроме того, в Москве я встречаюсь с многочисленными своими друзьями. В этот раз было много встреч с членами Академии художеств и с некоторыми друзьями из-за рубежа. В эти дни в Советском Союзе демонстрируется выставка моих картин [1]. Я не знаю её точный маршрут, но мне известно: она уже побывала на Украине, в Прибалтике, будет на Кавказе. И мне очень хочется, чтобы её увидели в среднеазиатских республиках. Мотивы Индии близки их народам.
Я считаю, что передвижные художественные выставки приближают простых людей к искусству больше, чем художественные галереи. Ведь последние посещаются чаще всего людьми, уже имеющими художественный вкус. Мои контакты с советскими зрителями убедили меня, что в нашем Союзе вырос новый человек, с огромной широтой взглядов, много знающий, понимающий искусство. В СССР все читают, все смотрят кино, телевизор, слушают радио. В театры почти невозможно достать билет, на художественные выставки длиннющие очереди. Это такое достижение, какого нет ни в одной стране мира.
Мы с женой надеемся посетить Союз вновь в мае этого года. Хочется побывать в Сибири. Мне недавно сообщили, что один из горных пиков назван в честь моей матушки – Елены Ивановны [2]. Ему дали название «Утренняя звезда». Этот пик рядом с пиком моего отца – Николая Константиновича [3]. В связи со столетием со дня его рождения в СССР в 1974 г. вышла замечательная книга «Николай Рерих». Она прекрасно иллюстрирована картинами отца и состоит из восьми глав. По сути дела, в ней опубликованы дневники Николая Константиновича. Ведь он, кроме картин, оставил большое литературное наследство...»
Я открыл книгу, которую мне передал хозяин дома, и прочитал заключительный абзац: «...я завещаю всем, всем. Любите Родину, любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и всё человечество. Полюбите Родину всеми силами, и она вас возлюбит. Мы любовью Родины богаты. Шире дорогу – идёт строитель. Идёт народ! Русский.
24 октября 1939 г.» [4].
…Ушел из жизни Николай Константинович в 1947 г. С его творчеством знаком весь мир. Его картины можно увидеть в известных галереях. Большая часть их находится в нашей стране – в Государственном Русском музее, Третьяковской галерее, в бывшей московской квартире старшего сына Юрия Николаевича Рериха, в Новосибирской картинной галерее, в музеях Риги, Донецка, Смоленска.
В творчестве Николая Константиновича, как и Святослава Николаевича, видны бескомпромиссность и высокая гражданственность, скрепляющие слова с делами. Еще в 1926 г., находясь в недружелюбном китайском Синцзяне, Николай Константинович, почувствовав угрозу своей жизни, написал в завещании: настоящим завещаю всё моё имущество, картины, литературные права... в пожизненное пользование жене моей Елене Ивановне Рерих. После неё всё указанное имущество завещаю Всесоюзной Коммунистической партии.
За годы Советской власти он подарил и завещал своей Родине более пятисот картин. Во время Великой Отечественной войны он устраивал выставки с продажей картин, а вырученные средства передавал в фонд Советского Красного Креста. Святослав Николаевич, младший сын Николая Константиновича, организовывал выступления по радио и в печати в поддержку СССР. Немалый вклад внесла в пропаганду против фашизма верная спутница Николая Константиновича – Елена Ивановна.
«Матушка моя, по девичьей фамилии Шапошникова, правнучка Кутузова и двоюродная племянница композитора Мусоргского, была настоящей сподвижницей отца. Вместе с ним проехала на лошади всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первой подавала пример бодрости», – Святослав Николаевич помолчал, как бы решая, о чём ещё рассказать нам. Затем развел руками и проговорил: «Что же касается меня, то я работаю всё время в одном направлении – в портретном жанре. Через портреты мне хочется передать зрителю своё философское отношение к жизни. И я полностью согласен со словами своего отца: “Мы любовью Родины богаты”. Вот, пожалуй, и всё, что могу сказать о себе».
«Как вы, Святослав Николаевич, смотрите на развитие советско-индийских отношений?» – задал я последний вопрос.
Хозяин дома как-то сразу подтянулся, выпрямился и, высоко подняв голову, заговорил горячо и убежденно: «Я решительно стою за всемерное сближение народов Советского Союза и Индии. На этом пути уже давно заложено крепкое дружеское начало, надо его всячески развивать. Народы Советского Союза и Индии не могут не сближаться. Индийцы глубоко благодарны Советскому Союзу за оказание постоянной поддержки и помощи, и, я уверен, дружба между Индией и СССР будет крепнуть. Николай Константинович вносил посильный вклад в дело укрепления дружбы между СССР и Индией, то же самое делаю и я. Вы представляете газету – “Социалистическая индустрия”. Ваши читатели, как я понимаю, – инженеры, техники, рабочие. Так передайте им от моего имени и моей супруги, что их коллеги по труду в Индии высоко ценят оказываемую помощь. В Индии пока ещё много патриархального, оставшегося от длительного колониального гнёта. Но страна уверенно приобщается к научно-техническому прогрессу, растёт мощь государственных предприятий, люди Индии активно тянутся к знаниям и искусству. Примером этому может служить проводимый нами ежегодный конкурс среди детей в возрасте от 3 до 15 лет. В них принимает участие более 1,5 тысяч ребят. Они рисуют не по заданной теме, а то, что им придёт в голову. И очень интересно наблюдать, как дети подходят к проявлению своих чувств и как из года в год растёт их самосознание. Сейчас по нашей инициативе решается вопрос о выделении большого участка земли в Бангалоре для создания целого комплекса, цель которого – приобщать молодежь к искусству [5].
Индии нужна дружба с Советским Союзом как на пути экономического развития, так и на пути культуры и искусства».
Мы попросили хозяина дома вместе с супругой сфотографироваться с нами. Они охотно согласились.
Выезжая из уютного садика Рериха, мы видели, как он и его супруга, улыбаясь, махали нам руками.
Мы договорились о встрече в Москве в мае. Надеемся, что она состоится.
Бангалор
[1] Передвижная выставка картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха проходила в 1978-1984 гг. в Ленинграде, Одессе, Вильнюсе, Львове, Киеве, Москве, Минске, Алма-Ате, Фрунзе, Ташкенте, Куйбышеве, Горьком, Перми, Харькове, Ростове-на-Дону, Волгограде, Архангельске, Петрозаводске, Новосибирске, Барнауле, Томске, Омске, Павлодаре.
[2] В июле 1978 г. Пик Урусвати («Свет Утренней звезды», 3500 м) на Алтае, в отрогах Катунского хребта в горном узле Белухи, назван в честь Е.И. Рерих красноярскими и новосибирскими альпинистами.
[3] В 1963 г. Пик Николая Рериха (3600 м), находящийся в северном отроге Катунского хребта, назван в честь Н.К. Рериха томскими альпинистами.
[4] Рерих Н.К. Завет // Рерих Н.К. Зажигайте сердца. М., 1975. С. 197.
[5] Речь идет о покупке в 1979-1980-х гг. С.Н. Рерихом участка земли в Бангалоре под строительство большого культурно-просветительского центра искусств.