Публикуется по изданию:
В. Бондаренко. Поиск Прекрасного// «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 337–341.
В. Бондаренко. Поиск Прекрасного // Книжное обозрение. 1978. 13 окт. № 41 (647).
В.Г. Бондаренко
Поиск Прекрасного
Николай Константинович Рерих – выдающийся русский художник, учёный, писатель, неутомимый путешественник, исследователь ранее не доступных для европейца районов Центральной Азии. Известна и общественная деятельность Н.К. Рериха – борца за мир и прогресс.
В связи со 100-летием со дня рождения Н.К. Рериха состоялась большая выставка его работ.
Вышли некоторые издания, которые представляют его художественное и литературное наследие. Среди них: Рерих Н. Письмена. М., 1974, 1977 [2]; Рерих Н. Из литературного наследия. М., 1974 [3]; Н. Рерих. Альбом. М., 1974, 1976 [4]; Рерих Н. Алтай – Гималаи. М., 1974 [5]; Н.К. Рерих. Жизнь и творчество. Сб. ст. М.: Изобразительное искусство, 1978.
Сын Н.К. Рериха – Святослав Николаевич – живёт в Индии. Он известный художник. В 1974 г. в Москве состоялась выставка его работ в связи с семидесятилетием со дня рождения. Тогда же был выпущен каталог этой выставки [6]. Летом 1978 г. С.Н. Рерих по приглашению Министерства культуры СССР приезжал в Москву, где состоялось вручение ему диплома Почётного члена Академии художеств СССР.
Святослав Рерих как художник сформировался под влиянием отца. В 20-е гг. Святослав Николаевич становится известным мастером портрета. В это же время он уделяет большое внимание международным художественным организациям, созданным его отцом. С. Рерих был вице-президентом Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке, директором Международного центра искусств [7], занимался общественно-культурной деятельностью. С 1923 г. он изучает искусство Индии, знакомится с прогрессивными художниками и мыслителями. Среди его друзей – Рабиндранат Тагор, Джавахарлал Неру.
В беседе с нашим корреспондентом Святослав Рерих сказал: «Мои истоки – в России. В Индии же традиции русского искусства в моём творчестве обогатились необычайно богатыми и многообразными проявлениями искусства Востока».
Следуя традициям отца, Святослав Николаевич остаётся при этом самобытным, оригинальным художником. Необычайно яркая палитра красок, богатство и разнообразие композиции, радостное восприятие природы очень характерны для его полотен, они отражают темы вечные и в то же время современные.
В.Г. Бондаренко: Святослав Николаевич, ощущаете ли вы связь своего творчества с русской культурой?
С.Н. Рерих: Несомненно. У каждого из художников первые, детские, впечатления откладываются на всю жизнь. Так и для меня вечная красота Петербурга, где я начинал учиться в гимназии, леса и реки Новгородчины, яростная песнь бунтующего камня, увиденная мной в Карелии, величие Валаама – всё это вошло в меня навсегда. И дальнейшие впечатления лишь отлагались на этой русской основе. Меня воспитывала вся русская культура, трудно даже выделить художников, творчество которых оказало бы на меня основополагающее значение. Куинджи и Серов, Врубель, Суриков и Репин – все они были мне близки и созвучны.
В.Г. Бондаренко: Следите ли вы за советским изобразительным искусством? Что вы можете сказать о художниках современных?
С.Н. Рерих: Я не раз бывал на выставках в Москве и Ленинграде, хорошо знаком с экспозициями Русского музея и Третьяковской галереи. Мне импонирует мыслящее начало в советской живописи, её обращение к народу, к прекрасному в нём. В разные годы меня привлекали, заинтересовывали полотна Корина, Рылова, Пластова, Дейнеки, Сарьяна. Из молодых я боюсь кого-нибудь выделить, их много – разных и интересных. Но они все живут во мне, так же, как впитывается мною всё, что делается в Индии. Я постоянно осмысливаю, синтезирую в себе два этих близких для себя начала.
В.Г. Бондаренко: В понятие «русская культура» входит и литература. Что вы скажете о влиянии русской литературы на творчество художника?
С.Н. Рерих: Вся плеяда великих писателей России XIX – начала XX вв. с детства вошла в мою жизнь. Каждый по-своему нужен мне. И Достоевский, и Гоголь, и Толстой. С Л. Андреевым и М. Горьким я был сам знаком. Что конкретно из их творчества воплотилось в моих полотнах, сказать трудно, но они, безусловно, повлияли на меня как художника. Может быть, Л.Н. Толстой в отдельные периоды значил для меня больше всего.
В.Г. Бондаренко: Рассказывал ли вам отец о своей встрече с Л.Н. Толстым?
С.Н. Рерих: Да, и неоднократно. К Толстому отец ездил в конце 1897 г. вместе со знаменитым критиком Стасовым для обсуждения своей картины «Гонец». Николай Константинович подарил великому писателю большую фотографию «Гонца», о которой Лев Николаевич сказал: «Случалось ли [вам] в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно: иначе снесёт. Так и в области нравственных требований...» [8].
Встреча с Толстым и его напутствие «держать руль выше» всегда вдохновляла Николая Константиновича.
В.Г. Бондаренко: Знакомы ли вы с современной советской литературой?
С.Н. Рерих: Мне много присылают книг, журналов. Получаю «Новый мир», «Москву», «Наш современник», «Огонёк». Знаю и вашу газету. С интересом читал прозу В. Белова, Ю. Бондарева, В. Астафьева, В. Распутина. Приходится встречаться с работниками издательств, журналов. У себя в Индии я знакомился с советской литературой не только по периодике. Не так давно я, к примеру, принимал Валентина Сидорова, с большим интересом слушал его стихи.
В.Г. Бондаренко: Как известно, ваш отец также занимался литературой, писал стихи, повести, пьесы...
С.Н. Рерих: Да, и я очень рад, что советский читатель всё больше знакомится с его литературными произведениями. Уже вышло второе издание сборника стихотворений «Письмена», в журнале «Север» опубликована повесть «Пламя» [9]. Вышли три книги из его литературных трудов: «Алтай – Гималаи», «Из литературного наследия» и «Зажигайте сердца» [10]. В издательстве «Советская Россия» сейчас готовится к выходу однотомник избранных прозаических произведений [11].
Святослав Николаевич рассматривает полученную недавно из Швеции фотокопию большого полотна Н.К. Рериха из частного собрания Пальмстерна, который купил эту работу на выставке в Стокгольме в 1918 г. «Ладога» [12] – так называется картина.
С.Н. Рерих: Да, мне знакома эта картина, и я рад, что вновь встретился с ней. Хотя бы и на фотографии. Это залив Кирьявалахти в Карелии, напротив острова Тулола, где мы жили в 1918 г. Удивительные по красоте места. Буду рад, если она впервые увидит свет на страницах вашего еженедельника.
В.Г. Бондаренко: И последний вопрос. Что бы вы пожелали читателям нашей газеты?
С.Н. Рерих: Всем советским читателям я шлю свой сердечный привет, желаю всегда стремиться к прекрасному в жизни.
[1] Бондаренко В. Поиск Прекрасного // Книжное обозрение. 1978. 13 окт. № 41 (647).
[2] Рерих Н.К. Письмена: Стихи / предисл. В. Сидорова. М.: Современник, 1974. – 2-е изд. – 1977.
[3] Рерих Н.К. Из литературного наследия. М.: Изобразительное искусство, 1974.
[4] Рерих Н.К. [Альбом репр.]: 100 лет со дня рождения / вступ. ст. В.М. Володарского. М.: Изобразительное искусство, 1974. Николай Рерих. Мастера мировой живописи / [вступ. ст. на англ. и рус. яз. Короткиной Л.]. Л.: Аврора, 1976.
[5] Рерих Н.К. Алтай-Гималаи: [Путевой дневник] / сост. Богданова И.М.; науч. ред. Окладников А.П. и др.; предисл. акад. Гафурова Б.Г.; послесл. акад. Окладникова А.П.; коммент. Тюляева С.И., Решетова Ю.Г. М.: Мысль, 1974.
[6] Святослав Николаевич Рерих: Выставка работ к 70-летию со дня рождения: каталог / текст С.И. Тюляева. М.: Советский художник, 1974.
[7] Международный центр искусств «Corona Mundi» («Венец Мира») в Нью-Йорке.
[8] Рерих Н.К. Огнь претворяющий // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991. С. 14-15.
[9] Рерих Н.К. Неотпитая чаша. Пламя / предисл. В. Бондаренко, Е. Бондаренко // Север. 1976. № 5. С. 99-110.
[10] Рерих Н.К. Зажигайте сердца / вступ. ст. Н. Тихонова; коммент. и примеч. А.Д. Алехина. М.: Молодая гвардия, 1975.
[11] Рерих Н.К. Избранное / сост. и вступ. ст. В.М. Сидорова. М.: Советская Россия, 1979.
[12] Речь идёт о картине Н.К. Рериха «Ладога» (1918). Местонахождение неизвестно.