Публикуется по изданию:
Святослав Рерих о своем отце // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 332–336.
Святослав Рьорих за своя баща [Святослав Рерих о своем отце] / разговора води и резюмира М. Мелнишка [разговор вела и резюмировала М. Мелнишка] // Наша родина. 1978. Юли. № 7 (295). – Перевод с болг. яз. М.П. Куцаровой.
Святослав Рерих о своем отце
Во всём мире существует богатая библиография о различных проявлениях творческого гения Николая Константиновича, но необходимы ещё годы, прежде чем огромное культурное наследие, которое он завещал будущим поколениям, будет полностью охвачено и классифицировано. Его сердце и мысли безраздельно принадлежали человечеству, всем людям. Его жизнь являла собой пример преданного служения красоте, стремления к совершенству и служению человеку. Его рука всегда была готова [прийти] на помощь тем, кто в этом нуждался, тем, кто стремился к чему-то более совершенному, к чему-то, что приблизит их к истине и возвысит их восприятия. Он верил в целебную мощь красоты, в более гармоничную и совершенную жизнь, которую можно достичь, если красота будет осознана и воспринята.
Его удивительно разностороннее образование дало ему необычайно богатые знания и широкий кругозор, на основе которых позже он строил здание своих замечательных достижений. Неустанно ищущий истину, он углублённо знакомился и со всеми философскими учениями. Великий советский писатель Горький назвал его «одним из величайших интуитивных умов» [1], ибо чтобы он ни изучал, за что бы он ни брался, он умел быстро свести это к самой его сути. Так и в своей живописи, поэзии он всегда стремился найти самое непосредственное, наиболее сильно воздействующее и верное толкование того, что он видит и чувствует. Он был способен синтезировать как внешнюю форму явлений, так и их внутреннее значение.
Как известно, в конце ХIХ и начале ХХ в. русское искусство развивалось под влиянием разных эстетических и этических концепций и школ. Однако то, что характерно для живописи Николая Рериха, для его кредо творца, – это эстетическое содержание, поиск непреходящих нравственных истин, его интерес к истории и археологии.
Позже он создал уникальные своими [колоритом] и декоративностью картины, в которых он художественно выразил человеческое стремление к совершенству и нравственным высотам. В последние годы своей жизни он рисовал величественные пейзажи Гималаев, которые он так сильно любил, и эти картины принесли ему славу «Мастера гор». Николай Константинович изображал горы во всём их визуальном многообразии, передал разные настроения и философские концепции, которые они навевают. В этих пейзажах он рисовал человека как неделимую часть природы, как частицу Космоса.
Черпая вдохновение из героической русской истории и легенд, связанных с нею, Николай Константинович стал автором и замечательных стенописей, из числа которых я упомяну лишь созданные для Казанского вокзала в Москве [2]. Значителен его вклад и в искусство сценографии. Он рисовал декорации почти для всех опер Вагнера, для многих из опер Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского. Ему принадлежат и костюмы для половецких танцев из оперы «Князь Игорь», которые превратились в классические образцы балетной сценографии.
Индия, где мой отец провёл значительную часть своей жизни до самого своего ухода, являлась для него колыбелью древних и вечных истин, красоты и мудрости. Он действительно полюбил свою вторую родину и глубоко постиг смысл её ценностей. Из Гималаев его слово и художественное творчество достигли всех частей мира. Тысячи людей смотрели на его картины, слушали его слова, и перед ними раскрывался новый мир красоты и надежды.
Николай Рерих, учёный и философ, является автором свыше 30 томов, посвященных искусству и культуре, философии; его исследовательская работа имеет широкий диапазон общечеловеческих тем. Его стихи опубликованы на русском – языке, на котором они написаны, а позже они были переведены на английский.
Большое научное значение имеют его исследования русской истории, из которой он черпал вдохновение и сюжеты для своих картин исторической тематики. Посредством [этих исследований и картин] он хотел сохранить для будущих поколений часть духовного наследия своей родины. Всю свою жизнь, где бы он ни находился, Н.К. Рерих популяризировал русскую культуру и защищал родину от клеветы против неё.
В 1924 г. он организовал научную экспедицию в Гималаи, в которой участвовали моя мать и мой брат. Они вернулись [из экспедиции] в 1928 г., и с тех пор наша семья поселилась в Западных Гималаях. Там началась обработка огромного археологического, лингвистического, ботанического и зоологического материала, собранного во время экспедиции. Этим были положены основы Института «Урусвати» в долине Кулу, в Гималаях.
В 1935 г. Николай Константинович осуществил ещё одну большую экспедицию в Монголию, которая всегда его привлекала, и в Китай [3].
Эта многогранная деятельность и богатые интересы Н.К. Рериха не отклонили его от главной цели его жизни – помочь людям лучше осознать вечные истины, которые едины для всех государств и для всего человечества. Великие ценности истинной культуры и красоты могут объединить человечество, давая ему общую основу для взаимопонимания. Ибо вся философия моего отца была сосредоточена в убеждении, что красота и гармония во всех их многообразных выявлениях на нашей земле приведут человечество к лучшему и более счастливому миру, в котором господствуют взаимное понимание и сотрудничество.
Вот что написал об этом однажды проф[ессор] Рерих:
«Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство – для всех. Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата “священного источника”. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придёт это чувство, но после оно очистит всё человеческое сознание. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, которому оно принадлежит» [4].
Жизнь его была наиболее убедительным примером этого. Его личность была совершенной и полностью гармоничной, и он всегда руководствовался убеждением, что человек должен здесь, на земле, своими собственными руками и усилиями создать лучшую жизнь для себя.
Может быть, величайшим вкладом моего отца для лучшего взаимопонимания между народами был его Пакт о защите и сохранении культурных ценностей, памятников и учреждений во время войны и других вооруженных конфликтов. Пакту он посвятил много лет углублённого труда и положил большие усилия для его популяризации. На основе так называемого Пакта Рериха в 1954 г. в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта [5]. До настоящего времени Конвенцию ратифицировали 39 государств, среди которых СССР, Индия и США [6]. Этот Пакт подобен Международному Красному Кресту, но его задачей является сохранение великого культурного наследия человечества и привлечение внимания людей к ценностям, которые по праву принадлежат цивилизованному миру. Специальное знамя, подобное флагу Красного Креста, обеспечивает иммунитет памятников культуры и искусства, над которыми оно поднято. На знамени символ: три красных круга в красной окружности на белом фоне. Этот символ можно толковать как прошлое, настоящее и будущее, которые окружены бесконечностью.
За свои труды великий мыслитель и творец получил почётные звания многих государств и был избран председателем их культурных учреждений и высших учебных заведений. Это является доказательством популярности его идей, которые имеют своих горячих последователей во всём мире. Они объединены многими национальными обществами и международными организациями, названными именем Николая Рериха.
[1] «... Алексей Максимович высказывал мне много дружества и называл великим интуитивистом». См. письмо Н.К. Рериха В.Ф. Булгакову от 10 октября 1947 г. // Булгаков В.Ф. Великому народу – великое будущее // Молодая гвардия. 1960. № 10. С. 228.
[2] Панно «Битва при Керженце» (1913) и «Покорение Казани» (1913), исполненные Н.К. Рерихом для оформления интерьера Казанского вокзала в Москве, утрачены.
[3] В 1934-1935 гг. состоялась Маньчжурская экспедиция Н.К. Рериха.
[4] Рерих Н.К. Звезда Матери Мира // Рерих Н.К. Пути благословения. New York – Paris – Riga – Harbin: Алатас, 1924. С. 144.
[5] Речь идет о подписании Гаагской конвенции 1954 г.
[6] СССР и Индия ратифицировали Гаагскую конвенцию 1954 г. соответственно в 1957 г. и в 1958 г. США ратифицировали лишь в марте 2009 г. Тем не менее до 2009 г. США как государство, подписавшее Конвенцию, должны были воздерживаться от действий, ее нарушающих. В настоящее время Гаагская конвенция 1954 г. ратифицирована 126 странами.