ruenfrdeit
Скрыть оглавление

Беседа в Эрмитаже. 17.01.1975

Публикуется по изданию:

С.Н. Рерих. Индивидуальная беседа в Государственном Эрмитаже. Ленинград, 17 января 1975 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 172–176.

 

История публикации:

Рерих С.Н. Луч надежды / Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993. С. 59-60. Фрагмент.

 

 

Индивидуальная беседа в Государственном Эрмитаже.

Ленинград, 17 января 1975 г.

О картине Н.К. Рериха «Исса» [1]. Череп несёт в себе ответы на многие наши вопросы. Он напоминает нам о том, что со временем должно с нами случиться, о том, что наша жизнь преходяща. Невозможно навеки остаться в физическом теле. Такая жизнь нереальна. Когда мы уходим в другой мир, это происходит подобно тому, как человек засыпает, переходит в другую сферу.

Что же остаётся? Остаётся наше внутреннее «Я», духовная сущность, которая и живёт, и развивается, и растёт с нами. Так что всё, что мы можем отложить в этой сущности, – это настоящее, истинная реальность. А всё остальное, как и этот череп, должно уйти.

Н.К. Рерих. Исса и голова великанова. 1939 г.В жизни всё очень сложно. Жизнь пытается нас отвлечь от настоящего. Но мы не должны пренебрегать жизнью, а [должны] использовать её на то, чтобы стать более совершенным[и] [людьми]. Это так же, как подняться на крутую гору. Это наша задача. И мы должны так или иначе всеми своими силами подниматься на эту более высокую ступень жизни. То есть человек должен развивать в себе не только знания, но и правильный подход к проблемам жизни. Человек не должен уходить от жизни. Он уходит только временно. Это не есть полный уход от жизни.

Мы должны жить и трудиться в жизни там, где мы нужны, там, где мы можем принести наибольшую пользу, там, где в нас нуждаются и где, в конце концов, и есть лучшая возможность для применения наших знаний, нашего опыта. Поэтому наша главная задача в жизни –  это стать более совершенными людьми. И мы все должны стараться провести это в жизнь. Как это делается?

Если каждый день вы будете делать что-то немного лучше, чем вчера, это уже будет ваш прогресс. И вообще, неважно то, нужно это кому-либо или не нужно. Нужно ваше сознательное отношение к тому, что вы делаете в данный момент. То, что вы делаете сейчас, должно быть сделано лучше, чем вчера. То есть вы должны всегда помнить вашу цель стать как можно лучше. Поэтому вы применяете именно этот способ. Если вы сознательно будете это выполнять, то очень скоро подниметесь уже на более высокую ступень развития, каждый день немного стараясь делать что-то лучше. Никогда не нужно разочаровываться, чего-то бояться, если в какой-то день вы не сможете исполнить так, как хотелось бы; может быть, здоровье не позволит, но это деталь. Вы должны иметь это внутреннее напряжение – желание сделать как можно лучше.

Несомненно, под влиянием этого внутреннего устремления наш организм тоже меняется, очищается, постепенно развиваются новые нервные центры, привходят новые ощущения. Поэтому вы старайтесь всеми силами делать всё как можно лучше. Вот и всё!

Все верования, все философии основаны на том же самом; все они стремятся создать более совершенного человека; неважно, к какой расе принадлежит человек.

Теперь пришло время, когда мы всё больше сознаём, что все религии имеют общее начало, исходят из одного источника, что все они были только теми вехами, которые приходили к разным народам. А в основном, не всё ли равно, совершенно неважно, каким путём вы идёте. Важно, чтобы в вас было это устремление.

 

Внутренние волны исходят от красок так же, как от музыки. Несомненно, все картины музыкальны.

 

Говорить о Елене Ивановне в Доме ученых, в Географическом обществе я не могу. Эта тема должна оставаться в тени. А о себе говорить мне совершенно не интересно.

 

Самая интересная для меня та картина, которая еще не написана. То, что закончено, уже в прошлом и совершенно не интересно.

 

С.Н. Рерих. Ты не должен видеть этого пламени. 1968 г. Центральная часть триптиха.Вы спрашиваете о некоторых моих картинах. Вот триптих: «Ты не должен видеть этого пламени», «Мы сами строим свои тюрьмы», «Эти тени меня окружают» [2].

«Ты не должен видеть этого пламени». Заветная мечта каждой матери, чтобы её ребёнок избе[жал] бы ужаса конфликтов жизни, то есть страшной войны, катастрофы, которую подготавливает себе человечество на протяжении тысячелетий своего существования. Это то, о чём мы должны постоянно помнить и постараться предотвратить.

«Мы сами строим свои тюрьмы». Это предупреждение о том, что наши города, наша цивилизация не должны нам угрожать. Наши достижения должны помогать нашей жизни, а не быть орудием порабощения и вовлечения во внутренние конфликты. Во всём, что мы делаем, должны проявлять особую мудрость и чуткость.

«Эти тени меня окружают». Молодая женщина справа, озираясь, остановилась и подняла руку, как бы предупреждая кого-то о том, что, прежде чем спуститься по ступеням в открывающийся ей мир новых замечательных изобретений и решений нашей цивилизации, надо понять его правильно, иначе он поработит и искалечит нас. Там внизу изображены три фигуры, которые уже потеряли свой облик человечности и стали частью бездушного мира.

 

С.Н. Рерих. Пиета. 1960 г.«Скорбящая» («Пиета») [3]. Это общечеловеческая тема, где выдвигается герой – сын, который пожертвовал собой за какой-то идеал. Рядом его мать и любящая женщина, которые так или иначе принимали участие в его подвиге и таким образом тоже были героями, потому что никто не может измерить чувство матери или чувство любящей женщины. И, может быть, в какой-то момент горе матери больше, чем страдания самого героя.

Это то, что повторяется в жизни всё время и всюду. И мы должны помнить, что не только один какой-то человек, один герой принимал в этом участие, но были и другие, очень близкие, которые его не только поддерживали, но которые и остро переживали этот героический поступок.

Розовый луч, который пронизывает тьму, – это луч надежды. Во всём, даже в страшной кромешной тьме, всегда есть что-то, что освещает глубину нашего горя и даёт нам надежду.

 

«Воззри, человечество!» [4]. Это апокалиптическое видение, где человечество в смятении около пропасти взирает на видение огня, который падает на город всечеловеческий. Всечеловеческий потому, что в нём строения, принадлежащие всем расам человечества. Это как бы служит предупреждением, что если человечество не одумается, не пойдёт правильными путями, то придёт момент, когда этот огонь падёт и спалит города людей.

Об этом упоминается во многих учениях и философиях Востока. Если человечество в прошлом пострадало от потопа, то в будущем оно может пострадать от огня.

 

С.Н. Рерих. Воззри, человечество. 1962 г.

 

«И мы приближаемся» [5]. Это трансгималайский сюжет. Трансгималайское ледниковое озеро, где ладья скользит по нефритовой глади к сверкающим вершинам, которые открываются перед плывущими в правой части картины. От темных скал, утесов и ущелий они плывут к Свету навстречу прекрасным вершинам.

 

«Ближе к тебе, мать-земля!» [6]. Современные хиппи, осколки пресыщенного общества, тоже ищущие иногда новых решений, новых подходов к жизни, исходные корни земли, противопоставлены в этой картине женщине земли, которая со своим ребёнком и плодами в корзинке является олицетворением жизни. Она не ищет эти корни, потому что она сама является этим основным корнем.

Многие из хиппи – ищущие, но большинство из них идёт ложными путями, которые их ни к чему не приведут.

 

С.Н. Рерих. Ближе к тебе, мать-земля. 1968 г.

 

«Тишина» [7]. Это юг Индии, Керала, где после заката солнца девушка отдыхает, и вся природа застыла в каком-то ожидании.

 

«Весна» [8]. Пробуждение природы на юге Индии, в тех местах, где мы живём.

 

«Эти краски никогда не должны померкнуть» [9]. Тоже из жизни южной Индии. Красильщицы ярких тканей развешивают их для сушки. Идея картины заключается в том, чтобы эти яркие краски Индии никогда не ушли из обихода [её жителей].

 

С.Н. Рерих. Эти краски никогда не должны поблекнуть. 1964 г.

 

 

[1] Речь идёт о картине Н.К. Рериха «Исса и голова великанова» (1939). Холст, темпера. 45,5 х 78,4 см.

[2] Речь идёт о картинах С.Н. Рериха: «Ты не должен видеть этого пламени» (1968). Холст, темпера. 111,2 х 192,2 см.; «Мы сами строим свои тюрьмы» (1967). Холст, темпера. 111,2 х 192,2 см.; «Я двигаюсь среди этих теней» (1967). Холст, темпера. 111,2 х 192,2 см.

[3] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Пиета» (1960). Холст, темпера. 111,3 х 212,5 см.

[4] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Воззри, человечество!» (1962). Холст, темпера. 111,3х 242,8 см.

[5] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «И мы приближаемся» (1967). Холст, темпера. 111,3х 192,2 см.

[6] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Ближе к тебе, мать-земля!» (1968). Холст, темпера. 111,3х 242,8 см.

[7] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Тишина» («Молчание») (1964). Холст, темпера. 111,3х 192,2 см.

[8] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Весна» (1961). Холст, темпера. 111,3 х 192,2 см.

[9] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Эти краски никогда не должны поблекнуть» (1964). Холст, темпера. 111,3 х 192,2 см.

 

 

 

Начало страницы