ruenfrdeit
Скрыть оглавление

Беседа с друзьями. Москва. 10.06.1978

Публикуется по изданию:

С.Н. Рерих. Беседа с друзьями в гостинице «Россия». Москва, 10 июня 1978 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 262–268.

 

 

Беседа с друзьями в гостинице «Россия»

Москва, 10 июня 1978 г.

О Саи Бабе. Многие люди обладают сверхъестественными силами.

Они обычно рождаются уже с этими силами. И мы знаем тех, которые уже с детства проявляли такие способности. Очевидно, это было в них заложено, а иногда они сами развивали такие способности. В данном случае – Саи Баба от рождения обладает этими силами. С самого раннего детства вокруг него возникали феномены.

Во все времена такое случалось, и [этих людей] называли медиумами. Они имели возможность сверхъестественных контактов, проявлений. Но они, за редким исключением, не имели контроля над такими своими способностями. Всё было непроизвольно. Редко кто мог сознательно направлять себя.

Саи Баба обладает этими способностями и имеет полный контроль над ними: может воспроизводить всё, что он хочет и когда хочет. Работу он проводит очень хорошую. Люди, которым он так или иначе помог, дарят средства. На эти средства он построил госпиталь, университет, школы. Исцелил, например, одного американца, который, по свидетельству всех докторов, должен был умереть. Его жена выделила большие суммы на постройку госпиталя.

Многие критиковали, что Саи Баба показывает феномены. Сам же он говорил нам, что считает феномены скорейшим путем к человеческому сердцу, что люди больше всего откликаются именно на них. Вероятно, он прав. Для него производить феномены легко, так же как для каждого человека двигаться, переходить с места на место.

Лет 12-15 тому назад Девика Рани поехала к нему со своими знакомыми и встретилась с ним впервые. В то время она была простужена, и от этого в одном ухе вдруг появился шум. Кстати, [она] думала, что он её вылечит. После беседы попросила её исцелить, но он не счел нужным это сделать, отказал. Разговор был и о том, что я не приехал. Саи Баба велел вернуться домой и сказал, что приедет к нам сам. И, действительно, приехал вместе с несколькими своими друзьями. Я показывал ему свои картины. Они ему очень понравились. Он не только оценил, но стал объяснять другим значение картин, разъяснять их внутренний смысл. Подали чай. Девика спросила, что он будет пить. Ничего! Девика предложила молоко. «Хорошо, дайте молока». Она ушла за молоком. В её отсутствие он сказал: «Сейчас будем пить чай», – и добавил: «Примите это от меня!» Он сделал кругообразное движение рукой, и в ней появилось сладкое и жирное индийское кушанье в горячем виде, и передал мне. Я его взял и раздал всем присутствующим. Когда вернулась Девика, я сказал, что Саи Баба уже накормил нас. Она пожалела, что ей не досталось. Тогда он сделал такое же движение и подал ей тоже.

Вскоре собралось очень много людей – [и] наши служащие, и из деревни. Он вышел к ним, протянул руку, и из ладони посыпалась зола, которую они кладут утром себе на лоб после молитвы. Сотни людей [столпились], и все хотели получить золы.

У нас есть старинный маленький храм. И служащий при храме вышел с цветами, чтобы приветствовать Саи Бабу. Когда Саи Баба подошёл и спросил, кому он больше всего молится, и тот ответил, что Ганеше, в руке у Саи Бабы появилось кольцо с изображением Ганеши. И он надел кольцо служителю на палец.

Саи Баба имеет полный контроль над тем, что мы называем телекинезом [1].

Помню, в Америке был замечательный медиум, непрофессионал, Миллер. Он был антиквар, имел большое дело, богатый человек в [почтенном] возрасте. И иногда показывал для друзей свои сверхъестественные силы. Делал он это очень редко, потому что это его очень ослабляло. После [э]того несколько дней он чувствовал себя неважно. Но он не имел контроля над такими своими способностями. Всё происходило помимо его воли. А делал так: ложился на диван и как бы засыпал, вокруг него в это время происходили всевозможные феномены, то есть появлялись всякие предметы, тропические цветы, рыбы, птицы. Интересно [то], что комнаты были закрыты, и эти живые существа так или иначе должны были проникать в комнату через стены, через преграды. И когда они появлялись, были такими же живыми, как в природе, в тропиках. Это объяснялось тем, что когда-то в прошлой жизни он был связан с тропиками, жил там. Он был очень интересный человек, серьезный и хороший, делал очень много добра всем, много помогал всем и каждый день кормил в своём доме даром дюжину, если не сотни людей. У него был большой зал внизу дома, где стоял длинный-длинный стол.

Саи Баба, однако, выделяется тем, что имеет контроль над такими способностями. Он может явить то, что требуется в данный момент. Он человек большой духовности. Главная линия его поведения и учения сродни учению Рамакришны. Он знает и говорит, что такая способность притягивает к нему людей.

Одни мои знакомые рассказывали, что как-то шли вместе с ним в другую деревню. Это была группа из сорока человек. Наступил вечер, было поздно, и кто-то из присутствующих сказал, что до деревни идти ещё долго, а мы проголодались. Саи Баба отошёл от дороги на десять футов [2], тотчас же повернулся и сказал: «Вот обед!» – и было сорок порций еды.

Когда его спрашивали, нужно ли показывать такие феномены, он отвечал, что если в своё время Христос мог накормить других и если я могу это сделать, почему я не должен делать.

Саи Баба не единственный такой человек в Индии. Их много, но они отличаются от него. Многие живут в горах и не имеют близких отношений с людьми. Они встречаются как на севере, так и на юге Индии. И недалеко от нас в горах есть [один] такой, силы которого превышают способности Саи Бабы, со способностями массового гипноза. Так что в Индии вы всё это найдёте.

Вокруг Саи Бабы гигантское скопление народа, пробиться к нему сквозь этот круг трудно. У него очень много посетителей со всего света – из Америки, Австралии, Новой Зеландии. Живут около него, приезжают по несколько раз в году с единственным желанием его увидеть. Он наполняет их жизнь. Все последователи ведут позитивный образ жизни. Его личность изменила и повлияла на их жизнь. И в Америке уже появилось много центров, которые следуют его учению. Он владеет силой исцеления. Я беседовал с докторами, которые лечили тех неизлечимых, и все подтвердили, что он действительно излечил. Вероятно, он дал им то, чего им, может быть, не хватало в жизни, – у них появился и расширился интерес к жизни. Возвращаясь к нему, они заряжаются новой энергией и продолжают работать.

 

Вопрос: А что Вы могли бы сказать относительно Ауробиндо Гхоша?

С.Н. Рерих: Подход Ауробиндо – анализ очень интересный и очень сложный, наиболее интеллектуальный анализ всего. Индийский интеллект очень к этому приспособлен. В Индии [у людей] прекрасная память, поэтому там могут проводить сложнейшие анализы, могут всё анализировать и всё ясно представлять. У нас много последователей Ауробиндо. Прекрасные люди, которые стараются претворять в жизнь его основные теории. В то же время они являются и почитателями Елены Ивановны, Николая Константиновича. Я всегда их поощряю во всём и предоставляю им идти своими личными путями. Принимают книги Елены Ивановны, знают, и всё же я поощряю их продолжать свой путь развития, потому что они выросли и сформировались там, в Индии.

Важно то, чтобы человек старался претворять свои убеждения в свои дела, чтобы каждый день он думал об этом и старался развить те энергии, которые в конце концов в нём разовьются. Та энергия, которая проникает весь живой мир, развивается в нём нашим устремлением. Мы должны стремиться к определённой и возвышенной цели, которая должна вести нас по жизни. И эта энергия находит и свои новые нервные каналы, она растёт. Требуется пять лет такого устремления, чтобы приблизить человека к новому духовному восприятию, когда, как они говорят, развивается новый нерв. Этот нерв позволяет как бы подниматься до более высоких степеней сознания.

 

Вопрос: Как?

С.Н. Рерих: Очень просто. Не нужно перегружать себя духовным анализом. Хорошо расширять своё сознание постоянно, а не только думать о таких принципах, как вечность и бесконечность. Ни к чему это не приведёт, потому что ответа мы не получим – это вне нашего понимания. Наше познание ограничено нашим существованием. Поэтому нам не нужно об этом задумываться. Есть красивое изречение в Агни-Пуране: «Не думай о Бесконечности, потому что вся мысль туда погружается и никогда к тебе не вернётся».

Мы можем каждый день своим поведением преобразовывать нашу жизнь и создать условия для новых восприятий. Даже когда мы хотели бы идти в гору, подняться очень трудно, спускаться легче. Устремление – это ускорение процессов нашего развития, того, что заложено природой. Самое лучшее, пусть это всегда помнится, что у вас должен быть идеал и вы должны стремиться к нему, потому что устремление и есть та энергия, которая будет развиваться в вас, – крия-шакти. Ваше устремление вас поведёт. А для этого вы каждый день должны каждую вашу маленькую задачу исполнять намного лучше, чем вчера. Даже если будете подметать пол лучше, чем вчера, это будет уже достижением. Важно сознание, что вы стараетесь сделать лучше. Это и ведёт вас вперед.

Конечно, очень интересно изучать такие замечательные труды, но ваши проблемы Ауробиндо не разрешит. Его анализ остаётся теоретическим анализом. Рамакришна говорил: «Тот, кто будет считать количество манго в саду и не будет пробовать, никогда не узнает его вкус».

В православии внутренняя молитва принципиальна и основана на этой тренировке устремления. В таком труде, как «Добротолюбие» [3], все главы о больших подвижниках показывают этот путь просто, красиво. Например, у Антония есть глава, в которой он рассказывает, как ему приснился сон или было видение, что пришёл к нему архангел и говорит: «Антоний, иди в Александрию и навести вот таких-то людей!» Он пошёл и нашёл их. Один из них был доктор, который широко всех лечил, брал деньги только с тех, которые были богаты, и имел большую клинику, а бедных бесплатно лечил. Другой был мясником и продавал мясо, с богатых брал деньги, но всюду подавал бедным. Там было также описание, как на опушке леса иноки играли в какие-то резвые игры. Охотники спросили Антония, как же иноки так странно себя ведут. Он сказал: «Натяни свой лук, натяни ещё, ещё, и не будет лука, сломается. Вот потому-то они тут играют, чтобы отдохнуть от напряжения».

 

Вопрос: Практичны ли мысли «Добротолюбия» для современника?

С.Н. Рерих: Да! Таким был у нас Иоанн Кронштадтский. Наша семья – Елена Ивановна, Николай Константинович – его знала, и он всегда говорил, что если человек тряпичкой протрёт пол в церкви с мыслью, что это Дом Божий, то это ему зачтётся больше. То есть важно, чтобы каждое человеческое дело творилось сознательно. Важно наше отношение. Мы должны в жизни иметь более высокий идеал. Я говорю своим друзьям: постарайтесь заранее себе представить, какие качества должен иметь ваш идеал, и так себя вести. Вот в Индии люди безграмотны, но они несут замечательную утончённость духа, устремление благодаря своему народному эпосу. Перед их глазами стоят примеры их героев, и они для них живые, и это поднимает. Идеалы нужны, без них никогда не продвинуться. И если мы будем стремиться к прекрасному, то это и отразится на нас.

 

Вопрос: Как с охраной природы?

С.Н. Рерих: Мы должны всё время думать о том, чтобы не нарушать гармонию жизни. Мы даже в своей долине Кулу видим, как природа отступает под натиском человека. Приходят дороги, автомобили, самолеты, взрывы, и, конечно, это так влияет на природу, что всё исчезает. Состояние нашей цивилизации можем измерить по отступлению природы. И то, что жило и существовало столетия, за последние годы исчезает. Цивилизация прогрессирует. Человек, к сожалению, всё-таки остаётся тем же самым, каким он был. Может быть, у него появляются какие-то лучшие условия жизни, но сам лучше не стал. Мы не знаем, как эта проблема разрешится. Гигантский рост населения на планете. И, как вы знаете, многое разрешается отрицательным образом. Мы должны решать все проблемы именно сами и изнутри. Мы должны всё время думать, говорить и помнить, что, оберегая окружающую среду, оберегаем самих себя. От осознания до действия очень далеко! В Европе стало очень мало птиц. Видим, как на наших глазах всё куда-то отходит. И это очень печально.

 

Вопрос: Что скажете про неопознанные летающие объекты?

С.Н. Рерих: УФО [4] – это факт, который все пытаются как-то объяснить. Возможно, они появляются из другой сферы.

Месяца два тому назад в Индии была замечена целая серия этих предметов над Бомбеем. Я читал об этом на первой странице газеты. Начальник нашего воздушного флота сам видел и наблюдал, потому что в этот момент он стоял на балконе 14 этажа. Они появлялись в разных направлениях и через некоторое время возвращались и уходили на северо-запад Индии. Их замечали в разных местах.

Может быть, они появляются из других сфер, может быть, это материализация, просто явление жизни.

В Кулу наблюдается одно интересное явление. Там бывает осенний праздник, когда на горах появляются огни. И мы наблюдали это много раз. Обыкновенными [умозаключениями] явление объяснить невозможно, потому что огни перебрасываются в горах на гигантские пространства по 10-15 миль [5] за несколько секунд!

Мы все должны стремиться сделать себя лучше. Это наша задача, и это самая сложная, самая насущная и в то же время самая интересная задача!

 

 

[1] Телекинез (греч. букв. «движение на расстоянии») – термин, которым в парапсихологии принято обозначать способность человека одним только усилием мысли оказывать воздействие на физические объекты.

[2] 10 футов = 3 м 5 см.

[3] «Добротолюбие» – сборник духовных произведений православных авторов IV–XV вв.; большая часть текстов принадлежит к традиции исихазма.

[4] УФО (англ. Unidentified Flying Object) – неопознанный летающий объект.

[5] 10-15 миль = 16-24 км.

 

 

 

Начало страницы