Публикуется по изданию:
С.Н. Рерих. Беседа за круглым столом в Доме дружбы с народами зарубежных стран Москва, 27 ноября 1974 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 160–164.
Беседа за круглым столом в Доме дружбы с народами зарубежных стран.
Москва, 27 ноября 1974 г.
Гляциолог из [Томска] В.С. Ревякин: Хотелось бы узнать, что побудило Николая Константиновича предпринять южный маршрут к Белухе [1].
С.Н. Рерих: Трудно сказать, что побудило Николая Константиновича выбрать этот маршрут. Я там не был и думаю, [что] это было, в конце концов, связано с местными особенностями. Николай Константинович всегда стремился на Алтай, хотел увидеть Белуху. Он всегда очень интересовался старинными преданиями, легендами [народов], которые жили где-то там, на Алтае, у вершины Белухи. И, несомненно, его экспедиция прошла наиболее удобным тогда путём.
Николай Константинович всегда верил в будущее Сибири – «Великий Звенигород», который там будет, – и предвидел, что это те места, которые войдут в историю как места претворения в жизнь новых мыслей, новых чаяний и новых достижений человечества. У Николая Константиновича и Елены Ивановны всегда жила вера в будущее Сибири.
У Белухи две вершины. У нас в Гималаях пик Гепан [2] тоже имеет две вершины. И Николай Константинович всегда сравнивал их. С Белухой связана целая гамма чувств и мыслей. И Николай Константинович стремился выразить многое в сравнении этих вершин. Один из основных заветов Николая Константиновича, о котором мы должны постоянно помнить, – это нравственное самоусовершенствование. И тема гор для этого выбрана им не случайно. Тот, кто был на вершинах, возвращается оттуда уже другим человеком.
Только человек, который жил в горах, может понимать игру красок, игру света и тени. И для художника большое счастье увидеть всё это. Николай Константинович говорил: «“Алтай-Гималаи” – два магнита, два равновесия, два устоя. Радостно видеть жизненность в связях индорусских» [3]. Есть какое-то единение людей на этой основе.
И ещё Николай Константинович говорил: «Мир надо беречь. Красоту надо беречь». Вот этот его завет оставлен нам в Знамени Мира. Идеи Николая Константиновича совпадают с идеями Красного Креста и Зеленого Креста [4]. Эти идеи жизненны и заставляют подумать о том, как нам следует относиться к миру, к людям, ко всей природе и к своему культурному наследию. Создавая Красный Крест Культуры – Пакт Рериха и Знамя Мира, Николай Константинович ставил проблему широко, всесторонне, чтобы напомнить людям об обязанности бережно относиться не только к культурным ценностям, но и к природе, чтобы люди стремились оградить от страшной угрозы гибели [и] всё живое, и создания человеческого гения.
Цивилизация – это необходимый прогресс жизни. Но надо понять, что каждое великое открытие в науке должно очень бережно вноситься в жизнь. Мы должны следить за тем, чтобы эти открытия не были использованы во вред жизни и не влекли за собой истощение природы, а, наоборот, обогащали и дополняли жизнь. В старинных писаниях многих мыслителей и даже алхимиков говорилось, что каждое большое открытие должно быть оберегаемо от злоупотреблений, чтобы не могло под[орвать] основы жизни.
Мы видим, что теперь и природа отступает перед человеком. Мы это видим всюду и, к сожалению, имеем очень много примеров, когда природа уже невосполнима. Есть некоторые виды животных, насекомых, птиц, которые ушли или вот-вот уйдут в прошлое.
Я думаю, что, может быть, хотя и поздно, но если всем сейчас объединиться на этом основании – с позиции охраны наших великих достижений – и оберегать всё, что нам даёт так щедро мать-земля, может быть, мы сможем удержать кое-что из того, что начинает ускользать из нашей жизни. Невозможно представить себе природу без птиц – очень трудно, даже страшно – красивые луга без бабочек, без насекомых. Но это оскудение уже налицо. Мы все должны болеть душой за сохранение природы, стараться как-то остановить разрушение жизни. Я видел неоднократно, как места, заселённые самой замечательной фауной, вдруг опустели, и было невозможно вернуть животных вместе с исчезающими лесами. С ними, естественно, уходит и жизнь. А эта жизнь составляет гармонию целого. Мы не имеем права уходить от жизни и непоправимо злоупотреблять.
В.С. Ревякин: Мы поднимаем вопрос о том, чтобы в районе Белухи создать заповедник, чтобы этот микроконтинент, как я называю свою Белуху, на века дарил людям свои искрящиеся водопады с сиянием девственных снегов.
Археолог из Москвы А.Н. Зелинский: Мне выпало счастье знать Вашего брата Юрия Николаевича, и считаю себя в какой-то степени его учеником. Разговор часто заходил об Алтае, и Юрий Николаевич не только говорил с большим интересом, но хотел снова туда поехать. К сожалению, по молодости я тогда ещё мало знал об Алтае. Позднее, в экспедиции, увидел его красоту. Расскажите, пожалуйста, что-нибудь об исторической и культурной роли Алтая и о тех нитях связи, которые как-то идут от этих гор к ещё более великим – к Гималаям в Индии.
С.Н. Рерих: Несомненно, что в древности был период очень богатый сношениями, и караванные пути проходили по всем направлениям, и между Алтаем и Гималаями были тесные связи, я думаю, очень обширные и глубокие. Даже в наше время, когда мы жили в долине Кулу, я видел передвижение караванными путями из Центральной Азии через перевалы в нашу долину Кулу и видел, как хорошо всё было поставлено, организовано на этих караванных путях, как соблюдались кодексы между караванщиками. Если, например, в одном караване был падёж животных, то все товары снимались, устанавливались в удобных местах в ожидании новых караванов, которые могли бы это довезти. И по этим кодексам ничто не исчезало, всё было неприкосновенно, всё было в полной сохранности.
Всегда жили старинные легенды о том, что ходили люди через все эти горные хребты с севера на юг и наоборот. Лично я думаю, что контакты были очень живые и богатые. Нам нужно только потрудиться и восстановить эти связи по вехам, которые расставлены в древности. И уверен, что мы найдём богатый материал, который подтвердит мысли и веру Николая Константиновича именно в то, что эти большие горы были когда-то связаны между собой. И, может быть, в будущем опять найдутся какие-то новые и очень близкие пути, которые объединят все эти места.
Юрий Николаевич, конечно, очень хотел, мечтал съездить на Алтай. К сожалению, это ему больше не удалось. И то, что не смог сделать он, сделают другие. Вы будете там активно работать, приедете в Индию и, может быть, найдёте многие затерянные вехи. Они докажут, как близки были связи, которые иногда кажутся призрачными, но в действительности когда-то были каждодневными.
Как Вы говорите, староверы с Алтая доходили группами до границ Тибета. Но не только туда. Я думаю, что ещё дальше доходили, и были отдельные путешественники, которые доходили до самых отдалённых долин Гималаев, и в этом даже не сомневаюсь. Для ищущего человека пути всегда открыты. Для человека устремлённого нет непреодолимых путей.
А.Н. Зелинский: Хотелось бы услышать также несколько слов о символике Знамени Мира.
С.Н. Рерих: Когда Николая Константиновича спрашивали, что это означает, он говорил: «Прошлое, настоящее, будущее, человек связан вечностью». То есть в нашей жизни всегда присутствуют эти три момента. Но может [быть] и другое объяснение.
Этот знак трёх сфер вы найдёте не только в Гималаях, по всему Тибету, но и [в] Монголии, и дальше. Он запечатлён на скалах по всем путям, часто на перевалах и переходах. Три драгоценности – три великие истины так называемого Чинтамани. То есть драгоценный камень на белом коне счастья, который идёт по всему миру и несёт сокровенное великое внутреннее счастье озарения. Многое можно было бы сказать, но в жизни каждого дня Николай Константинович всегда придерживался толкования именно как прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, которые мы должны всячески оберегать. Это духовные, культурные ценности. Они принадлежат всему человечеству. Поэтому на нас лежит великая ответственность сохранить и передать их другим поколениям.
[1] С 26 июля по 26 августа 1926 г. Центрально-Азиатская экспедиция Н.К. Рериха находилась на Алтае.
Белуха (4509 м) – наивысшая точка Горного Алтая, венчающая Катунский хребет.
[2] Гепан (Gepang) – вершина Западных Гималаев, возвышающаяся над долинами Кулу и Лахул.
[3] Рерих Н.К. Русь – Индия // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР, 2002. С. 193.
[4] Идея создания международной организации Зелёный Крест, аналогичной Красному Кресту, нашла своё воплощение лишь в 1993 г. Международная экологическая организация Международный Зеленый Крест была основана М.С. Горбачёвым после Всемирного саммита в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Штаб-квартира Международного Зелёного Креста расположена в Женеве, филиалы находятся в 30 странах, включая США, страны Латинской Америки, Западной и Восточной Европы, Россию, Белоруссию, Японию, Пакистан.