ruenfrdeit
Скрыть оглавление

Выступление. ГМИИ. 28.05.1960

Публикуется по изданию:

Рерих С.Н. Выступление в лекционном зале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Москва, 28 мая 1960 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 66–74.

 

История публикации:

То же в сокр. с др. назв.: Краски Индии // Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному: [сборник]. М., 1993. С. 39–41.

То же с сокр. с др. назв.: Краски Индии // Радость искусству: выставки С.Н. Рериха в 1960 году: сборник посвящен 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха. СПб., 2014. С. 110–113.

 

 

 

Выступление в лекционном зале 

Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Москва, 28 мая 1960 г.

На предыдущих лекциях [1] друзья задавали мне некоторые вопросы. Так, например: каковы преимущества темперы [перед] маслом? [Каковы] её преимущества [в условиях] Индии?

Индия климатически очень отличается от Европы, где развилась [масляная] живопись.

Художники Индии всегда на протяжении столетий работали темперой. Так, например, все старые фрески, миниатюры средних веков написаны темперой. Масло было введено сравнительно недавно, незадолго до появления европейцев.

Я лично считаю, что климат Индии решил вопрос о темпере, так как там большие вариации температуры, сухости и влажности, и применять методы живописи маслом совершенно невозможно. Когда становится очень жарко и повышается влажность, то масло сразу окисляется и высыхает, и холст, по которому вы работаете, очень горячий. Конечно, помещение, в котором вы работаете, можно охладить, но в обыкновенных условиях вариации температуры очень влияют. Когда вы пишете маслом, то через один-два часа все высыхает. У вас все растрескается. Как вы знаете, венецианцы разработали метод лессировки [2]. Они разрабатывали всю картину в монотоне [3], давали ей просохнуть, и когда все было приготовлено, то они быстрым приемом [прорабатывали] всю картину, и она быстро [вы]сыхала. Когда вы наносите слой, он настолько быстро высыхает, что трудно работать. Поэтому в Индии работали темперой, [которая не дает таких] затруднений. Ее разводили водой. Это была сложная эмульсия. И в раз[ных] частях Индии были свои приемы, свои методы работы темперой, свои секреты. Эти краски и по истечении столетий остались такими же яркими, прочными, и вы не можете смыть их водой.

Я стараюсь собрать всю литературу, документы о методах и приемах работы старых мастеров. У них были сложнейшие формулы приготовления красок. Часто они утеряны, нам неизвестны. Через документы, через имеющиеся еще в Индии старинные семьи художников с вековыми традициями я стараюсь установить и возродить сокрытые от нас методы старины. Это обогатит наше знание пигмента, наслоения красок, но на эту работу придется затратить еще много времени.

На юге Индии для фресковой живописи [мастера] употребляли темперу. Они наносили её уже на приготовленную стену. Я думаю, в некоторых случаях стена была сырой. Эти фрески сохранились в течение двух тысяч лет. Они свидетельствуют о качестве работы. Живопись эта уже существовала в Индии за пять тысяч лет до нашей эры. Это вполне развитое искусство. В самом начале Аджанты [4] [видны] вполне законченные приемы. Как видите, была преемственность в искусстве, и в начале нашей эры эти приемы были вполне развитые. Мы можем сказать с уверенностью, что это искусство существовало давным-давно.

Сохранились литературные [памятники], которые говорят нам о художественном [наследии] Индии. Его ветви широко разрослись по всей Индии, и во всех провинциях существовали свои школы. Эта река творческого гения Индии текла беспрерывно в течение столетий. Очень много было в Индии всяких влияний извне – из Греции, Персии, Византии, Центральной Азии. Но все они были как-то переработаны Индией как таковой. Образность Индии, жизнь Индии меняли все эти привходящие течения, и они вливались в общий широкий поток творчества Индии. Это очень интересно. [Мы] видим персидское искусство, которое достигло замечательных вершин в XV-XVI вв., и когда оно пришло в Индию, то еще больше обогатилось, в соприкосновении с Индией стало ярче, сильнее. Эти элементы слились и с европейским искусством. И в последних миниатюрах моголов вы видите [своеобразную] национальную школу, где слились Персия и Европа с гением Индии. И в скульптуре и других искусствах было то же самое. Индия всё перерабатывала, поглощала, всему придавала свой облик. Это не случайно. Мысль Индии синтетична: она всё в себя вмещает, она ничего не исключает, всё принимает и всё содержит. И эта всеобъемлющая сила Индии всё принимала и дала свое решение.

Чтобы действительно знать искусство Индии, нужно прожить там очень долго и непрестанно изучать его – настолько оно многообразно. И поэтому я путешествую там всё время. И всё же бесконечно количество мест, которых я не видал. Каждое место в Индии насыщено своей историей, и искусство в нем своеобразно. И могу сказать, что этот процесс изучения художественного наследия Индии бесконечен. Если вы поедете на север страны, вы увидите одно искусство, на юг – другое. Всюду вы найдете [особое] выражение творческой мысли, своеобразие. Но есть нечто общее, связ[ывающее] всё искусство Индии воедино, выявляющее его единый облик, – это мысль, её глубина. Мысль Индии всё в себя включает и ничего не исключает.

Скульптура Индии, может быть, ярче, чем миниатюра, фрески. [Возможно, поэтому] она больше сохранилась до наших дней. Замечательны храмы Индии, их архитектура, их исключительные пропорции. На протяжении многих веков над их постройкой, сооружением работали замечательные архитекторы, скульпторы, высекая в скалах, пещерах целые монолиты. Они сохран[я]ли общий план, не нарушая [первоначального] творческого замысла. В работе сменявшихся поколений мастеров была полная последовательность [и не было] никаких случайностей, [лишь] полная преемственность мысли на протяжении столетий.

В Западной Индии есть долина, на которой сосредоточено около трех тысяч храмов. Они все покрыты всевозможными скульптурами. Там ничего, кроме храмов, нет. Ночью всё запирается и остается гигантским мертвым городом. В Индии всё время строятся новые храмы, изваяния. На выставке, в картине «Гирнар» [5] изображено одно из таких священных мест с храмом на вершине скалы [6]; туда вьется лестница из высеченных ступеней вокруг этой скалы. Она сохранилась и сейчас и так же свежа, как [тогда], когда была вырезана. Это одно из самых священных мест Западной Индии. Во времена знаменитого царя Ашоки это место было известным центром буддистов, а также и джайнов. И там сохранились все буддийские изваяния, которые были вырезаны для царя. Это единственное место, где сохранились дикие львы; вокруг там густые леса, и зимой, когда вся листва осыпается, земля покрывается песчаным цветом, вы можете не заметить зверя. Так что это место довольно романтично. Но опять-таки, люди там не живут. Они внизу, а на скалах только храмы. Туда ходят пилигримы. Там есть особые места, где они могут переночевать, но обычно всё запирается наглухо. Это очень древние заповедные места. Я находил там развалины городов, замечательные скульптуры, заброшенные памятники архитектуры. Всё это говорит о древней культуре, которая пронизывает всё искусство. Корни её идут далеко в глубь веков. Это культура исключительно высокого уровня. Это то, что делает Индию страной [такой высокой культуры].

Каждый год я езжу по стране, исследую, изучаю эти памятники культуры и не вижу конца своих исследований. Всегда что-то новое, отличное. И это богатство не только в памятниках искусства, но и среди самих живых людей. Здесь вы встречаете людей и племена от самых примитивных до замечательно культурных, людей высоко развитого интеллекта и глубины мышления. Особенно на юге Индии вы можете встретить людей с исключительными способностями, феноменальной памятью. Такие качества не случайны, они развивались столетиями, всё преподавание [и обучение] велось [изустно]. И сейчас встречаются люди, которым достаточно посмотреть на страницу, чтобы всё знать и запомнить. Это явление совершенно нормальное, не вызывающее удивления. И соприкосновение с людьми высокого интеллекта, высокой духовной культуры является большим праздником для вас. В то же время вы увидите здесь самые примитивные племена, которые живут в лесах, пользуются луком и стрелами, не возделывают землю, живут охотой, питаются плодами, то есть являют собой связь почти с каменным веком.

 С.Н. Рерих. Лейла и Меджнун. 1937 г.

Вопрос: Поясните, пожалуйста, содержание картины «Лейла и Меджнун» [7].

С. Рерих: «Лейла и Меджнун» является [иллюстрацией] старинной персидской легенд[ы], древн[его] эпос[а] [8], [который] распространен по всем частям Азии. Это нечто вроде «Ромео и Джульетты» – поэма о великой любви. Лейла, дочь царя, полюбила пастуха и просила отца выдать её за него. Царь согласился, но при условии, что этот пастух оросит пустыню. И вот долгие, долгие годы Меджнун работал в пустыне, провел в ней воду, оросил и умер.

 

Вопрос: Поясните содержание картины «Сагарика» [9].

С.Р.: Сагарика, то есть «океан», «море». Дева, рожденная пеной волны. Это индийский эпос [10], перекликающийся с легендой о Венере [11].

 

Вопрос: Поясните картину «Пламя надежды».

С.Р.: Как вы знаете, не только в Индии, но и в других местах молодые девушки любят гадать. И вот в Индии они пускают такие светильнички по воде, и по тому, как эти светильнички плывут, девушки гадают о своей судьбе; все надежды их сосредоточены на этом огоньке.

 

Вопрос: Поясните содержание картины «Амарант» [12].

С.Р.: Это такое растение. В долине Кулу, где мы жили, его разводят, сеют. И когда осенью оно созревает, то поля покрываются всевозможными тонами цвета. Имя этому – амарант.

 

Вопрос: Нет ли Вашего автопортрета [13]? Если нет, то не собираетесь ли его написать?

С.Р.: Когда-то, очень давно, уже он был, но сейчас нет и, возможно, что и напишу.

(Аплодисменты.)

 

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о йогах. Что это такое?

С.Р.: Йога [14] – это система саморазвития в Индии. Главных йог четыре. Первая – хатха-йога. Она стремится посредством усовершенствования тела к усовершенствованию духа. Вторая – карма-йога. Она стремится через правильное применение труда возвыситься и обрести совершенство. Третья – [джнана]-йога. Стремится к самоусовершенствованию через познание. И четвертая – раджа-йога, [царственная] йога, включающая в себя все йоги.

Есть еще бхакти-йога, то есть йога любви. Человек стремится к самоочищению, улучшению своего «Я» путем любви. И, говорят, это наискорейший, самый действенный путь улучшения человека.

 

Вопрос: Поясните содержание картины «Когда сходятся йоги».

С.Р.: Об этой картине я уже говорил неоднократно. Всё очень просто. Вы видите сошедшихся под вечер йогов. Они обмениваются мнениями, читают книгу. Я старался выразить здесь спокойствие природы и её людей.

 

Вопрос: О преемственности в искусстве. Можете ли сказать, что Вам как-то помогает русский реализм?

С.Р.: Да! Мои истоки здесь, в России. Я был полон русского искусства. Это были мои истоки, и на них основано всё мое последующее знание. Я очень много путешествовал, [познавал], развивал знание, технику, учился и приобрел всё это на Западе.

 С.Н. Рерих. Тени прошлого. 1942 г.

Вопрос: Что изображает картина «Тени прошлого»?

С.Р.: Эта картина являет собой отражение прошлого. [Вы] видите старинный замок и тени, может быть, настоящие, может быть, и не настоящие.

 

Вопрос: Расскажите о картине «Перевал».

С.Р.: Это типичная сценка, которую вы можете наблюдать на всех больших горных перевалах. В данном случае – это Западные Гималаи. На перевалах всегда сильные ветры. Караван старается пройти против ветра. Я передал то, что сам видел и испытал много раз.

 

Вопрос: Как Вы относитесь к иконописи и, в частности, к Андрею Рублеву?

С.Р.: Я очень люблю это искусство, считаю его великим искусством, у которого очень много[му] можно научиться. В нем разрешены даже проблемы современной композиции.

 

Вопрос: Что представляет собой картина «Священная флейта» [15]?

С.Р.: Это древняя легенда Индии, связанная с богом Кришной [16]. Бог Кришна или наш Лель. Индусское слово «Лила» и русское «Лель» – синонимы. Его флейту вы можете слышать по всей Индии. Она звучит до сих пор и объединяет всё сущее. На эту тему у меня написана целая серия картин, из которых здесь на выставке вы видите несколько.

 

Вопрос: Как понять картину «Вечная жизнь» [17]?

С.Р.: Это типичная сцена жизни для Южной Индии, – там, где я живу. Я хотел отобразить исконную жизнь тех мест. На переднем плане вы видите типичную женщину южного племени – мать с ребенком. Далее, молодая девушка несет плоды, может быть, для этого ребенка. Позади процессия людей. Ярко-красная земля. Всё это – исконная, вечная жизнь, которую вы можете увидеть в этих местах.

 

Вопрос: Поясните картину «Слово Учителя».

С.Р.: Это типичная сценка. Однажды я сам видел её, и мое внимание привлекла та радуга, которую вы видите на картине.

 

Вопрос: Просим рассказать о картинах «Вестники» [18] и «Торопись».

С.Р.: На картине «Вестники» вы видите трех попугайчиков. Попугай в Индии – символ вести, так же как у нас ласточка. Очень часто в древней скульптуре Индии вы встречаете изображение женщины с шепчущим ей что-то на ухо попугаем или сидящим у нее на плече. В данном случае женщина услышала стремительный свист, с которым они летят. И я хотел подчеркнуть внезапность вести.

«Торопись». Эту картину я рисовал для разрешения проблем композиции не только в рисунке, но и в цвете. Я очень часто занимался проблемой динамики в картине. Меня всегда интересовало, как тона могут передать движение, что помогает этому. Сопоставление известных теней, тонов, баланс всей композиции.

С.Н. Рерих. Яков и Ангел. 1943 г. 

Вопрос: Что представляет собой картина «Ангел с Яковом» [19]?

С.Р.: Это известная библейская легенда [20]. Яков сразился с Ангелом, то есть низшее «я» с высшим «Я». Они всегда находятся в борьбе. Добро и зло находятся в постоянном конфликте.

 

Вопрос: Как Вы достигаете того, что Ваши краски светятся, излучают свет?

С.Р.: Если вы дадите правильный контраст и правильно наложите тени, которые вводят этот контраст, то получится правильное звучание тона – он начинает светиться. Гоген говорил, что свет нельзя изобразить, но можно попробовать его передать, то есть можно создать иллюзию света.

 

Вопрос: Как Вы относитесь к абстрактной живописи?

С.Р.: Об этом я уже много раз здесь говорил. Абстрактная живопись является очень интересным экспериментом. Но я всегда сомневался, можно ли считать абстракт [21] настоящим искусством. Это – эксперимент, не больше, от которого много[е] можно [взять], но можно и нужно ли рассматривать его как настоящее искусство? – это совсем другое.

 

 

 

[1] Первую лекцию в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина С.Н. Рерих прочитал 12 мая 1960 г.

[2] Лессировка (от нем. Lasierung) – распространенный прием в европейской масляно-лаковой живописи XVI-XIX вв. (в России – в XVIII-XIX вв.); нанесение на не совсем просохший плотный красочный слой легких и тонких прозрачных (либо полупрозрачных) слоев красок с целью обогащения красочной гаммы.

[3] Техника написания картины с помощью различных оттенков одной краски.

[4] Аджанта – знаменитый комплекс высеченных в скалах буддийских монастырей (штат Махараштра, Индия; II в. до н.э. – VII в. н.э.); состоит из 29 пещер с молельными залами, кельями, святилищами, в убранстве храмов сохранился уникальный скульптурный декор и настенные росписи.

[5] Речь идет о картине С.Н. Рериха «Гирнар» (1944). Холст, темпера. 92 х 138 см. Из коллекции Музея имени Н.К. Рериха (Москва).

[6] Гора Гирнар (ок. 1100 м), на ее вершине расположена группа храмов джайнов, возведенных в период с 1128 по 1500 гг. К вершине ведет лестница с 5500 ступенями.

[7] Речь идет о картине С.Н. Рериха «Лейла и Меджнун» (1937). Холст, темпера. 122 х 139 см. Из коллекции Музея имени Н.К. Рериха (Москва).

[8] «Лейли и Меджнун» (1536-1537) – лиро-эпическая поэма поэта XVI в. Физули; тесно связана с азербайджанским устно-поэтическим творчеством. Трагическая история юноши-поэта по имени Кайс ибн аль-Мулаувах, который ищет смысл и счастье своей жизни в романтической любви, однако в глазах окружающих он – «меджнун» («одержимый»), и его любовь к прекрасной Лейли находит суровое осуждение общественного круга, к которому он принадлежит.

[9] Речь идет о картине С.Н. Рериха «Сагарика (Из моря)» (1946). Холст, темпера. 86,5 х 138 см. Карнатака Читракала Паришат (Бангалор).

[10] Речь идет о древнеиндийской драме «Ратнавали», приписываемой индийскому правителю Харше (606-648). Драма повествует о взаимной любви прекрасной царевны Шри-Ланки по имени Ратнавали (Сагарика – от санскр. «океан») и царя страны ватсов Удаяны.

[11] В античной мифологии богиня любви и красоты Афродита (Венера) родилась из белоснежной пены, выйдя на берег около острова Кифера.

[12] Картина С.Н. Рериха «Амарант» (1944). Темпера. Местонахождение неизвестно.

[13] В числе известных автопортретов С.Н. Рериха: «Автопортрет» (1940-е). Холст, темпера. 60,3 х 44,2 см. Музей имени Н.К. Рериха (Москва); «Автопортрет» (1940-е). Холст, темпера. 91,5 х 61 см. Музей имени Н.К. Рериха (Москва); «Автопортрет» (1920-е). Бумага, графитный карандаш, акварель. 18 х 13,5 см. Музей имени Н.К. Рериха (Москва) и др.

[14] Йога (санскр. «связь», «единение», «сосредоточение») – философская система Востока, указывающая человеку путь к освобождению духа и обретению связи со своим высшим «Я».

[15] Речь идет о представленных на выставке в Москве в I960 г. картинах С.Н. Рериха: «Священная флейта» (1955). Холст, темпера. 91 х 154 см. Из коллекции Музея имени Н.К. Рериха (Москва); «Священная флейта» (1958). Холст, темпера. 91 х 124 см. Из коллекции Музея имени Н.К. Рериха (Москва); «Весна (Священная флейта)» (1953). Холст, темпера. 94 х 155 см. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург).

[16] Кришна (санскр.) – в индуизме одна из форм Бога, восьмая аватара Вишну. Жизнь, деяния и учение Кришны описываются в священных книгах индуизма Пуранах («Бхагавата-пурана» и «Вишну-пурана»), «Харивамша» и «Махабхарата». В этих текстах Кришна предстает в различных образах: очаровательного и игривого Бога-ребенка, веселого и беззаботного пастушка коров, идеального возлюбленного, божественного героя-воина и верховного божества. В индуистском искусстве Кришну изображают как мальчика-пастуха, играющего на флейте, или как молодого воина-принца, дающего философские наставления своему другу-витязю Арджуне.

Индуистский Кришна находит соответствие с древним славянским богом Крышнем, одно из имен которого Лель. От него происходит слово «лилы» – «игры, забавы, красота». «Лилы» также «любовные игры Крышня». Лель старший сын Лады – славянской богини любви и красоты, по поверьям, его свирель можно услышать в Купальскую ночь.

[17] Речь идет о картине С.Н. Рериха «Вечная жизнь» (1954). Холст, темпера. 91 х 154 см. Из коллекции Музея имени Н.К. Рериха (Москва).

[18] Речь идет о картине С.Н. Рериха «Весть» (1953). Холст, темпера. 91 х 155 см. Из коллекции Музея имени Н.К. Рериха (Москва).

[19] Речь идет о картине С.Н. Рериха «Яков и Ангел» (1943). Холст, масло. 92 х 153 см. Национальная галерея зарубежного искусства (София, Болгария).

[20] Ветхий Завет. Книга Бытия. 32:24-31: «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, [говорил он], я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое».

[21] Абстракт (разг.) – произведение, относящееся к абстракционизму, абстрактному, абстракционистскому искусству.

 

 

 

Начало страницы