Публикуется по изданию:
Рерих С.Н. К беседе с художниками. Пер. с англ. Т.О. Книжник / К беседе с художниками: сб. ст. 2-е изд., испр. М.: МЦР, 2006. С. 79–80. – Серия: «Малая рериховская библиотека». (Первое издание сборника имело название «Свет искусства».)
История публикации:
Roerich S. Reflections. Bangalore, 1992.
К беседе с художниками
Перевод с англ. Т.О. Книжник
Великая жизнь с присущим ей принципом эволюции стремится к уравновешиванию своих составляющих, к более совершенному их решению, большей гармонии, иными словами, – к большей Красоте.
Можем ли мы в нашей жизни думать в чисто абстрактных понятиях и придерживаться их?
Могут ли бессмысленные звуки, даже хорошо подобранные и артикулируемые, заменить силу образности и глубокого воздействия прекрасных мыслей, заключенных в великой поэзии?
Могут ли неподвижные формы, даже искусно обработанные и раскрашенные, воспроизвести или просто описать великую душу музыки, которая есть фуга, то есть некая последовательность взаимосвязанных мимолетных впечатлений?
Поскольку я художник, то лучшим выражением моей жизненной позиции, сокровенных переживаний и размышлений являются мои картины. Попытаться описать их словами трудно. Прекрасно сказал Рабиндранат Тагор в письме к моему отцу: «Каждое искусство достигает своего совершенства, когда оно открывает нашему уму особые врата, ключ к которым в его исключительном владении... Когда какое-либо искусство может быть полностью выражено средствами другого искусства, тогда это неудача».
На мой взгляд, неважно, какие средства может избрать художник для передачи своего особого видения, если, конечно, они приемлемы, а результатом является прекрасное творение. Даже такой великий мастер, как Джон Сингер Сарджент, бывало, говорил: «Прекрасное произведение искусства может быть результатом любой техники или же вообще никакой».
Но что действительно меня волнует, и уже долгое время, – как лучше найти и усовершенствовать способы, которые дают нам возможность практически помочь и художникам, и распространению искусства в целом. Как принести искусство людям и вдохновить их на участие в этом движении искусства. Как мобилизовать огромные ресурсы общественности и направить их на служение делу искусства.
В Англии публичные выставки картин были введены Ван Дейком, который получал большие суммы от такой формы демонстрации искусства. Бенджамин Уэст также сделался богатым путём показа своих картин «Смерть Волка-Вожака» и «Портрет лорда Чаттэма».
Жак Луи Давид сказал: «Истинная цель искусства заключается в служении нравственности и возвышении души... Только истинный друг искусств может по всей справедливости оценить ум и сердце художника».
Ученый-аббат Бартоломью в описании жизни Зевксиса, известного греческого живописца, упоминает, что тот, бывало, получал от показа своих картин такие огромные суммы и стал столь богат, что часто просто отдавал свои работы в дар народу, заявляя, что не может быть человека, богатого настолько, чтобы купить их у него.
1965
S. Roerich. Reflections