ruenfrdeit
Скрыть оглавление

Заметки о долине Кулу. Кон. 1950-х

История публикации:

Рерих С.Н. Свет искусства. Сборник / Пер. с англ. Т.О. Книжник, Т.Г. Егорова; сост. С.А. Пономаренко, И.В. Орловская; предисл. П.Ф. Беликов. М.: МЦР, 1994. 91 с. Сер.: «Малая рериховская библиотека».

Рерих С.Н. Заметки о долине Кулу. Пер. с англ. Т.О. Книжник, И.И Нейч / К беседе с художниками: сб. ст. 2-е изд., испр. М.: МЦР, 2006. С. 59–62. Серия: «Малая рериховская библиотека». (Первое издание сборника имело название «Свет искусства», 1994.)

Рерих С.Н. Заметки о долине Кулу. Перевод Т.О. Книжник / Индийская живопись: статьи, моногр. / Пер. с англ. Т.В. Егорова, Е.А. Захарова и др.; ред.-сост. И.И. Нейч. М.: МЦР, 2011. 440 с.: ил.

 

 

На странице представлены два варианта перевода:

1. Первый вариант 2011 г., публикуется по изданию:

Рерих С.Н. Заметки о долине Кулу. Перевод Т.О. Книжник / Индийская живопись: статьи, монография / Ред.-сост. И.И. Нейч. М.: МЦР, 2011. С. 217-225.

2. Второй вариант 2006 г., публикуется по изданию:

Рерих С.Н. Заметки о долине Кулу. Пер. с англ. Т.О. Книжник, И.И Нейч / К беседе с художниками: сб. ст. 2-е изд., испр. М.: МЦР, 2006. С. 59–62. Серия: «Малая рериховская библиотека». (Первое издание сборника имело название «Свет искусства», 1994.)

 

От редакции книжного издания.

Одним из основных предметов исследований С.Н. Рериха была живопись художественных школ Пенджабских гор (или Гималайских предгорий, где он жил в долине Кулу), объединенных под общим названием Пахари («Горная»), — ярчайшее достижение в истории не только индийской, но и мировой живописи. Его знание и видение этого предмета характеризовалось такой широтой и глубиной, что он пользовался безоговорочным авторитетом среди экспертов с мировым именем.

Работы С.Н. Рериха по искусству Индии имеют не узко-специальный, а комплексный характер. Все они объединены ключевой для индийской культуры темой традиции, и в поисках отдельных её утраченных звеньев С.Н. Рерих делает серьезнейшее открытие. Он прослеживает истоки Гималайской школы живописи, или школы Пахари, до древнейших времен и связывает единой традицией Западные и Восточные Гималаи.

Его методы исследования заслуживают особого внимания. Так, считая используемые мастерами технические приемы «одним из лучших путеводителей в изучении эволюции стиля и выявлении его источника», он устанавливает близость школы Пала, представленной в буддийских рукописях на пальмовых листьях, традициям Аджанты. Пытаясь установить характерные признаки ранней традиции местных художественных школ и исходя из предположения о её близости кашмирскому искусству, дошедшему до нас в виде буддийских стенописей в соседней долине Спити, некогда входившей в состав средневекового западно-тибетского царства Гугэ, он предлагает свой оригинальный способ реконструкции местной традиции с применением сравнительного анализа стилевых особенностей школы Гугэ и её прототипа — школы Пала.

«Из знания всех искусств, из их синтеза вырастет великое искусство будущего» — так объяснял Святослав Николаевич Рерих свое горячее желание видеть представленным в широком масштабе искусство Индии на Родине.

И.И. Нейч

 

 

Публикуется по изданию:

Рерих С.Н. Заметки о долине Кулу. Перевод Т.О. Книжник / Индийская живопись: статьи, монография / Ред.-сост. И.И. Нейч. М.: МЦР, 2011. С. 217-225.

 

Заметки о долине Кулу

Перевод с англ. Т.О. Книжник, И.И Нейч

 

Ранние бронзы, найденные в долине Кангры, как правило, отлиты из довольно бледной бронзы, типичной для гуптского периода. Эта круглая скульптура отливалась по методу à cire perdu [1], причем оборотная сторона была так же тщательно обработана, как и лицевая. Отличительной особенностью этих фигур является способ крепления к ним нимба — во всех образцах наблюдается несомненное сходство, указывающее на одну и ту же традицию. Обычно нимб крепился к спине между лопатками с помощью металлического выступа с отверстием и вставляемого в него стержня. Такой же способ я обнаружил и в ранней гандхарской бронзе, и, может быть, в те отдаленные времена он и берет свое начало. Рука Будды, как правило, изображается перепончатой, что типично для некоторых ранних школ. В одной индо-греческой фигуре, найденной около Пешавара, Будда облачен в нечто вроде ризы, ниспадающей с плеч. Такая же деталь встречалась мне и в скульптуре более позднего периода.

С.Н. Рерих. Дуссера. Кулу. 1944 г.У некоторых бронзовых изделий долины Кулу, а также и у поздней тибетской бронзы и у раннекушанского Сурьи из моей коллекции, появляется такая же риза, что указывает на широкое распространение той же традиции. Я упомянул всего лишь об отдельной детали, которая доказывает продолжение и общий источник традиции.

Все фигурки гуптского периода выполнены с совершенно исключительным мастерством и явно свидетельствуют о вполне развитой школе ремесленников.

Как я уже отмечал в других своих статьях, для усиления общего впечатления мастера эти часто и обильно использовали другие металлы в качестве инкрустации. Например, глаза почти всегда инкрустированы серебром. Позднее эта традиция имела продолжение в бронзе Палов и джайнов. Медь и медно-золотой сплав применялись в деталях одежды для украшения, а у некоторых статуй я находил рот, грудь и пупок, инкрустированные сплавом красной меди и золота. В иных фигурах вковано железо вместо серебра, а в деталях украшения использован даже свинцово-серебряный сплав, не говоря уже о нескольких видах бронзы или желтой меди, от довольно бледной до более привычного оттенка. Все это свидетельствует о высочайшем уровне мастерства и вполне развитой традиции.

Такая же техника встречалась мне и в более поздней западнотибетской бронзе: та же серебряная инкрустация глаз или третьего глаза, а зрачок для большего впечатления иногда инкрустировался рубинами. Очень часто я находил в этой ранней скульптуре и вставки из драгоценных и полудрагоценных камней. Ряд драгоценных камней вставлен в рельефный декор Бимаранского ларца-реликвария, изготовленного из золота, а в ранних изображениях Будды можно видеть следы инкрустации украшений бирюзой.

Если мы вспомним поздний период египетского искусства — так называемый римский период, то мы обнаружим у медных и бронзовых статуй инкрустацию золотом и серебром, которая, как мы знаем, вполне может быть продолжением традиции, занесенной сюда греками.

Я уверен, что в будущих раскопках в долинах Кулу или Кангра откроется очень много интересных, ныне утерянных связующих звеньев и, будем надеяться, будет также найдено немало замечательных произведений искусства.

Вне всяких сомнений, рядом с искусными мастерами и ремесленниками, работавшими в бронзе, должны были трудиться и местные умельцы, создававшие скульптуры в грубоватом стиле — стиле, характерном не только для Кулу, но и встречающемся практически по всей Индии и известном как искусство джунглей. Это примитивное искусство, которое все еще можно обнаружить среди туземных племен Индии, по-видимому, сохранялось в качестве способа выражения на протяжении многих веков, если не тысячелетий. Процесс изготовления подобных изображений характеризовался тем, что детали и украшения добавлялись на стадии полуотлитой фигурки при помощи тонких декоративных полосок металла. Ряд таких фигурок сохранился в Кулу в храмах и частных домах, и их датировка возможна лишь на основании использованного металла. Одним из самых старых сплавов, который, согласно традиции, предписывалось использовать для священных образов в соответствии со священными писаниями, был металл аштадхату. Ранние культы Кулу являются культами нагов, и некоторые из изображений явно относятся к этому культу.

Маски Кулу, которые систематически никогда не изучались, могут дать нам множество важных сведений, так как на многих из них имеются надписи, при этом некоторые из отдаленных храмов до сих пор не исследованы. Я видел богато украшенные бронзовые маски, инкрустированные не только серебром, но и полудрагоценными камнями, такими как бирюза и гранаты. Искусство их относится к ранней традиции, и я уверен, что мы можем найти еще более любопытные сведения в более уединенных и труднодоступных районах, таких как долина Малана и долина, где находится Маникаран.

Я уже говорил, что долина Парвати, где расположен Маникаран, еще может дать немало интересных скульптур раннего периода. В Лахуле, в монастыре Гандола, есть прекрасная мраморная голова бодхисаттвы VII—VIII века, найденная, видимо, в речном песке ниже по течению, которая вполне определенно свидетельствует о своем индийском происхождении. Есть и другие ранние скульптуры в Трилокнате, и, вероятно, их еще больше в местах, пока не изученных.

Буддийские реликвии в форте Кангры принадлежат к той же традиции, и, как мне говорили, в буддийских писаниях упоминалось, что особые достоинства приписывались тем монахам и отшельникам, которые медитировали в Западных Гималаях. Сама эта земля с ее многочисленными долинами, пышной растительностью, изумительным ландшафтом и умеренным климатом создавала исключительные условия для созерцательной жизни вдали от нашествий и войн.

В некоторых храмах Кулу оконные рамы, двери и карнизы украшены искусной резьбой. В храме в Дунгри в Манали есть очень любопытные резные фризы с изображением животных, выполненные выдающимися мастерами. В деревне Шаран имеется множество дверных проемов и карнизов с резным растительным орнаментом, а в Пудинге, в нескольких милях от деревни Шаран вверх по течению Чакки-Нулах, мы видим резные панели с изображением всадников-раджпутов, павлинов, а также другие характерные для раджпутского искусства детали. Что подтверждает утверждение местных жителей о том, что они — раджпуты, нашедшие в этих нагорьях убежище от мусульманских нашествий на Нижнюю Индию.

Долина Кулу была, очевидно, хорошо известна уже в ведические времена, и мы знаем немало связанных с ней имен великих духовных вождей. Среди них Ману, риши Вьяса и Васишта, а также Пандавы, которые, как считается, обрели убежище в этих нагорьях и строили свои укрепления на вершинах холмов; в действительности чуть ли не на каждой вершине холма имелся свой собственный древний форт, и бытует предание, что несметные сокровища раджей Кулу были захоронены во времена нашествий в форте Манали.

Форт Манали имел важное стратегическое значение, являясь преградой на пути в верхнюю часть долины Кулу с запада из Чамбы, и множество легенд было сложено об этой древней цитадели. Мне всегда хотелось раскопать этот форт, так как вокруг его основания и стен, разрушенных землетрясением 1905 года, все еще продолжают находить многочисленные предметы. Во дворе этой крепости сохранилось несколько замечательных образцов резьбы по камню, среди которых можно видеть великолепное изображение Тримурти.

Древний обычай приносить жертвы богам в виде драгоценных украшений и других ценных предметов, бросаемых в водоемы и озера при храмах, все еще широко распространен на всех этих горных трактах. Так, близ Манди есть храм с примыкающим к нему искусственным прудом, в который было брошено великое множество ценных предметов, однако неоднократные предложения дурбара Манди очистить и осушить водоем отклонялись браминами, отвечающими за этот храм. На перевале Ротанг есть небольшое озеро, куда раз в год приходят паломники, чтобы бросить в него свои подношения. В Малане храму ежегодно жертвуются серебряные изображения лошадей и верблюдов. Существует поверье, что эти лошади являются посланцами Акбара, отправленными на поиски садху, с которого несправедливо взяли подати. Количество этих и других серебряных подношений, накопившихся в храме за многие годы, время от времени сокращается из-за краж и других потерь, но, как считается, храм все еще обладает большими запасами этих подношений.

В одном из храмов неподалеку от Маникарана имелось зеркало, сделанное из отполированного сапфира, которое несколько лет назад было похищено и так до сих пор не найдено.

[Конец 1950-х годов]

 

[1] À cire perdu («с утраченным воском») — древнейший метод литья из бронзы с применением восковой модели, вытапливаемой из глиняной формы. Необходимость создавать для каждой отливки новую восковую модель позволяла мастерам избежать серийности при воспроизводстве канонических изображений.

 

 

 

 

Публикуется по изданию:

Рерих С.Н. Заметки о долине Кулу. Пер. с англ. Т.О. Книжник, И.И Нейч / К беседе с художниками: сб. ст. 2-е изд., испр. М.: МЦР, 2006. С. 59–62. Серия: «Малая рериховская библиотека». (Первое издание сборника имело название «Свет искусства», 1994.)

 

Заметки о долине Кулу

Перевод с англ. Т.О. Книжник, И.И Нейч

 

Ранние бронзы, найденные в долине Кангры, как правило, отлиты из довольно бледной бронзы, характерной для периода Гуптов. Эта круглая скульптура отливалась по методу à cire perdu [1]. Задняя часть обычно была так же тщательно обработана, как и передняя. Отличительная особенность этих фигур – способ крепления к ним нимба. Во всех образцах наблюдается определенное сходство, указывающее на одну и ту же традицию. Обычно нимб крепился к спине между лопатками с помощью металлических выступов и петли. Этот метод я встречал также в ранней гандхарской бронзе и, вероятно, он берет начало в этот ранний период. Рука Будды обычно выполнена перепончатой, что характерно для некоторых более ранних школ. В одной индо-греческой фигуре, найденной вблизи Пешавара, Будда облачен в нечто вроде ризы, ниспадающей с плеч. Такую же деталь я встречал и в скульптуре более позднего периода.

С.Н. Рерих. Дуссера. Кулу. 1944 г.У некоторых бронзовых изделий долины Кулу, равно как и у более поздней тибетской бронзы и у раннекушанского Сурьи [2] из моей коллекции, появляется такая же риза, указывающая на широкое распространение той же традиции. Я упомянул лишь об этой отдельной детали, которая доказывает продолжение и общий источник традиции.

Все фигурки гуптского периода выполнены с исключительным мастерством и вполне определенно свидетельствуют о развитой школе ремесленников.

Как я уже отмечал, они часто и обильно использовали другие металлы в качестве инкрустации для усиления общего эффекта. Например, глаза почти всегда инкрустированы серебром. Позднее эта традиция была продолжена в палской и джайнской бронзе. Медь и медно-золотой сплав применялись в деталях одежды для украшения, а у некоторых статуй я встречал рот, грудь и пупок, инкрустированные сплавом золота и красной меди. В других фигурках вместо серебра употреблено железо, а в деталях украшения – даже свинцово-серебряный сплав, не говоря уже о нескольких видах бронзы или желтой меди, от очень бледного до более привычного оттенка. Все это свидетельствует о совершенстве мастерства и хорошо развитой традиции.

Такую же технику я встречал в более поздней западно-тибетской бронзе: та же серебряная инкрустация глаз или третьего глаза, а зрачок для большего эффекта иногда инкрустировался рубинами. Также я очень часто наблюдал в этих ранних скульптурах вставки из драгоценных и полудрагоценных камней. Ряд камней вставлен в золотую резьбу в шкатулке из Бимарана, а в ранних изображениях Будды можно обнаружить следы инкрустации бирюзой.

Если мы вспомним более поздний период египетского искусства, так называемый римский период, то мы обнаружим у медных и бронзовых статуй инкрустацию золотом и серебром, которая, как всем нам известно, вполне может быть продолжением традиции, принесенной сюда греками.

Я уверен, что будущие раскопки в долинах Кулу или Кангры откроют довольно много интересных, ныне утерянных звеньев и, будем надеяться, будет также найдено много замечательных произведений искусства.

Вне всякого сомнения, бок о бок с ранними мастерами и ремесленниками, работавшими в бронзе, могли трудиться местные умельцы, создававшие скульптуры в грубоватом стиле – стиле, характерном не только для Кулу, но встречающемся практически по всей Индии, сохранившемся и известном как искусство джунглей. Это примитивное искусство, которое все ещё можно обнаружить среди туземных племен Индии и которое, возможно, сохранялось в качестве способа выражения на протяжении многих веков, если не тысячелетий. Процесс изготовления таких изображений отличался тем, что на стадии полуотлитой фигурки добавлялись детали и украшения с помощью тонких декоративных полосок металла. Ряд таких фигурок сохранился в Кулу в храмах и частных домах, и их датировка возможна только на основе использованного металла. Одним из самых старинных металлов, который, согласно традиции, предписывалось использовать для священных образов в соответствии со священными писаниями, был металл аштадхату. Ранние культы Кулу являются культами нагов [3], и некоторые из изображений определенно относятся к этому культу.

Маски Кулу, которые никогда систематически не изучались, могут дать нам довольно много важных сведений, так как многие из них имеют надписи, при этом некоторые из отдаленных храмов до сих пор не исследованы. Я видел богато украшенные бронзовые маски, инкрустированные не только серебром, но и полудрагоценными камнями, такими как бирюза и гранаты. Искусство их относится к ранней традиции, и я уверен, что мы сможем найти ещё более любопытные сведения в более удаленных и труднодоступных районах, таких как долины Малана и долина, где находится Маникаран.

Я уже говорил, что долина Парбати, где расположен Маникаран, ещё может дать множество интересных скульптур раннего периода. В Лахуле, в монастыре Гандола есть прекрасная мраморная голова бодхисаттвы VII или VIII века, которая, по-видимому, была найдена ниже в речном песке и которая вполне определенно свидетельствует о своем индийском происхождении. Есть и другие скульптуры в Трилокнате, и, вероятно, их ещё больше в местах, пока не изученных.

Буддийские реликвии в форте Кангры принадлежат к той же традиции, и, как мне говорили, в буддийских писаниях упоминалось, что особые достоинства приписывались тем монахам и отшельникам, которые медитировали в Западных Гималаях. Сама страна с её многочисленными долинами, пышной растительностью, изумительным ландшафтом и умеренным климатом создавала превосходные условия для созерцательной жизни вдали от вторжений и войн.

С.Н. Рерих. Наггар. Кулу. 1938 г.В некоторых храмах Кулу оконные рамы, двери и карнизы украшены искусной резьбой. В храме Дунгри в Манали есть очень интересные резные фризы с изображением животных, выполненные выдающимися мастерами. В деревне Шаран имеется множество дверных проемов и карнизов с резным растительным орнаментом, в то время как в Пулинге, в нескольких милях от деревни Шаран вверх по Чакки-Нулах, встречаются резные панели с изображением всадников-раджпутов, павлинов, а также другие характерные детали. И это доказывает утверждение местных жителей о том, что они – раджпуты, нашедшие в этих нагорьях убежище от мусульманских нашествий в Нижней Индии. Долина Кулу была, судя по всему, хорошо известна уже в ведические времена, и мы знаем немало имен великих духовных вождей, связанных с ней. Среди них риши Вьяса и Васишта [4], а также Пандавы, которые предположительно имели прибежище в этих нагорьях и строили свои укрепления на вершинах холмов; практически каждая вершина холма имела свой собственный древний форт, и существует предание, что огромные сокровища королей Кулу были захоронены во времена набегов в форте Манали. Форт Манали имел важное стратегическое значение, являясь преградой на пути в верхнюю часть долины Кулу с запада из Чамбы, и множество легенд было сложено об этой древней цитадели. Мне всегда хотелось раскопать этот форт, так как все ещё продолжают находить многочисленные предметы вокруг его основания и стен, разрушенных землетрясением 1905 года. Во дворе этой крепости осталось несколько замечательных каменных изваяний, среди которых есть прекрасное изображение Тримурти [5].

Древний обычай приносить жертвы богам из драгоценных украшений и других ценных предметов, бросая их в водоемы и озера при храмах, все ещё широко распространен на всех этих горных трактах. Так, около Манди есть храм с примыкающим к нему искусственным прудом, в который было брошено огромное количество ценных предметов, но отвечающие за храм брамины отклонили неоднократные предложения дурбара [6] Манди очистить и осушить водоем. На перевале Ротанг есть небольшое озеро, куда раз в год приходят паломники, чтобы бросить в него свои приношения. В Малане храму ежегодно жертвуются серебряные изображения лошадей и верблюдов. Считается, что эти лошади являются посланцами Акбара, отправленными на поиски садху [7], с которого несправедливо взяли подати. Количество этих и других серебряных подношений, накопившихся в храме за многие годы, время от времени сокращается из-за краж и других потерь, но, как считается, храм все ещё обладает большими запасами этих подношений.

Недалеко от Маникарана в одном из храмов имелось зеркало, сделанное из отполированного сапфира, которое несколько лет назад было похищено и так до сих пор не найдено.

<Конец 1950-х годов>

 

 

[1] A cire perdu (франц. с потерянным воском) – древнейший метод литья из бронзы с применением восковой модели, вытапливаемой из глиняной формы.

[2] Сурья – бог Солнца в древнеиндийской мифологии.

[3] Наги – полубоги со змеиным телом и человеческой головой, владетели подземного или водного мира; часто принимают человеческий образ и селятся среди людей.

[4] Васишта – один из семи божественных мудрецов древности, которому приписывается 7-я книга Ригведы.

[5] Тримурти (трехликий) – имя Троицы индуистских богов: Брахмы, Вишну и Шивы; иногда обозначает триединую суть Шивы.

[6] Дурбар (перс.) – совет знати при правителе.

[7] Садху – бродячий монах.

 

 

 

Начало страницы