Публикуется по изданию:
Рерих С.Н. Рецензия на «Живопись Басоли» М.С. Рандхавы / Индийская живопись: статьи, монография / Ред.-сост. И.И. Нейч. М.: МЦР, 2011. С. 163-167.
Рецензия на «Живопись Басоли» М.С. Рандхавы
Доктор М.С. Рандхава заслуживает множество всяческих похвал и нашу признательность за свой только что завершенный великолепный альбом по живописи Басоли.
В книге рассматривается одна из самых пленительных ветвей гималайской школы живописи, широко известная под собирательным наименованием Басоли. И хотя княжество Басоли было крупным центром развития этой школы, она также процветала и в других западногималайских княжествах, и к ней относятся все ранние школы миниатюрной живописи этого района, бытовавшие на протяжении XVII–XVIII веков.
Книга доктора Рандхавы богато иллюстрирована превосходными цветными репродукциями. Вкупе с подобранным материалом они дают достаточно полное представление о школе в том объеме, в каком мы знаем ее в настоящее время. Некоторые из более ранних представленных образцов являются подлинными жемчужинами по своим композиционно-декоративным достоинствам и технике исполнения.
Не вызывает сомнений, что нас еще ожидают дальнейшие находки образцов этой школы, появятся на свет и новые факты, и все это позволит установить связь живописи Басоли с еще более ранней традицией. Я всегда был убежден, что, судя по тем замечательным скульптурам, которые дошли до нас, Кашмир и некоторые западногималайские районы должны были иметь вполне развитую и древнюю традицию изобразительного искусства. Ведь обычно искусство живописи в той или иной форме сосуществует со скульптурой и архитектурой, но, будучи подверженным всякого рода несчастным случаям и разрушительному воздействию времени, менее долговечно.
Замечательные фрески Цапаранга, который был когда-то столицей западно-тибетского царства Гугэ, сохранили драгоценные и единственные в своем роде ключи к исследованиям для изучающих историю искусства. Согласно письменным источникам, эта стенная роспись была выполнена, по крайней мере частично, художниками из Кашмира, приглашенными в качестве прославленных мастеров. Подобную стенопись, которая отличается высоким мастерством исполнения и относительно хорошо сохранилась благодаря климату и труднодоступности местности, можно видеть в Спити и ближайших к нему районах. И в то время как в других областях эта традиция не дошла до нас из-за воздействия климата, междоусобиц и множества других превратностей судьбы, данные территории сохранили для нас бесценные свидетельства великой традиции. Если мы сравним лишь некоторые особенности трактовки пейзажа (деревья, скалы и другие детали) в живописи Басоли и в памятниках школы Гугэ, то сразу же обнаружим наличие общей традиции в использовании выразительных средств. Вполне вероятно, что мощные веяния раджпутской живописи зрелой фазы развития, соприкоснувшись с уже существовавшей, но ослабевшей к тому времени традицией, вдохнули новую жизнь и энергию в остатки местных мастерских, а возможно, что и сами переняли эту местную традицию.
Одним из лучших путеводителей в изучении эволюции стиля и выявлении его источника являются используемые мастерами технические приемы. Так, например, некоторые из манускриптов на пальмовых листьях достаточно хорошо донесли до нас такие второстепенные, но впечатляющие особенности техники настенной живописи Аджанты, как нанесение различных синих тонов с помощью точечного мазка. То же касается и наложения некоторых зеленых тонов, не говоря уже об общих приемах в оттенении контуров, в передаче деталей и замысла.
Доктор Рандхава вполне резонно обращает внимание читателей на сходство некоторых типичных черт живописи Басоли и выразительных средств непальской школы. Все это действительно указывает на один общий мощный источник, на традицию, питающую обширные территории Гималаев с древнейших времен.
В работе над этой книгой доктору Рандхаве удалось довольно удачно систематизировать материал, что очень важно, когда имеешь дело с темой, к которой существует много подходов. Его ссылки на историю и хронологию облегчают сравнительное изучение развития стиля, а исключительно полезная сравнительная таблица алфавитов и чисел окажется незаменимым подспорьем для любого студента гималайской школы искусств. Описание приведенных в качестве иллюстраций картин, а также интерпретация поэтической образности являются неоценимой помощью для правильного понимания изображенных сюжетов и оценки переданного в картине лирического настроения и составляют чрезвычайно важную часть этой книги.
Заключительная глава, написанная доктором Мульк Радж Анандой, в которой дается превосходное, красочное описание условий, способствовавших развитию стилей и традиции школы живописи Басоли, является вполне исчерпывающим резюме вступительной главы и основного текста книги доктора Рандхавы.
Весь материал, все факты в ней представлены свежо, ясно, с энтузиазмом истинного понимания и владения предметом, что является отличительной чертой стиля деятельности и исследовательской работы доктора Рандхавы. Эта книга, несомненно, может служить образцом прекрасного изложения отлично скомпонованного материала, что крайне важно для публикаций подобного рода.
В заключение я хотел бы еще раз поздравить доктора Рандхаву и всех тех, кто принимал участие в работе над этим великолепным альбомом.
1959 г.