Словарь к собранию трудов С.Н. Рериха.
Подготовлен редакцией издания:
Индийская живопись: статьи, монография / Ред.-сост. И.И. Нейч. М.: МЦР, 2011. С. 421–430.
Авалокитешвара («милостиво взирающий») — бодхисаттва милосердия и сострадания, выступающий в роли всеобщего спасителя, принимающего для этого различные формы; действует в современном мире как правитель Вселенной в период между Великим уходом Будды Шакьямунии появлением нового Будды Майтрейи.
Аватара («нисхождение») — воплощение бога на Земле для восстановления мира и справедливости.
Аджанта (штат Махараштра, Западная Индия) — комплекс буддийских пещерных храмов, высеченных в скалах (2 в. до н. э. — 7 в. н. э.); в настоящее время в Аджанте насчитывается около 30 пещерных залов, в которых во фрагментах сохранились старейшие образцы индийской стенописи, лучшие из них относятся ко времени правления династии Гуптов.
Акбар (1542-1605) — правитель Могольской империи с 1556 г., при нем она достигла наибольшего могущества; покровитель искусств, в его правление возросла роль индийских художников в придворных мастерских, была издана знаменитая серия миниатюр к «Хамза-намэ», в которой впервые проявились характерные черты Могольской школы.
Амалака («плод лотоса») — архитектурная деталь в виде сплющенного ребристого барабана, имитирующего плод водяной лилии, которая венчает шикхару индуистских храмов.
Амрита («бессмертный») — божественный напиток бессмертия, добытый при пахтаньи Мирового Океана.
Ананд Мульк Радж (1905–2004) — индийский писатель и художественный критик, писал на английском языке; основатель журнала Marg, профессор литературы и истории изобразительного искусства многих университетов, председатель секции изобразительного искусства Национальной Академии художеств (1965–70).
Апсары («вышедшая из воды») — небесные полубожественные танцовщицы и музыкантши; жены или возлюбленные полубогов — гандхарвов; воплощение женской красоты в индуистской мифологии.
Ара К.Х. (1914–85) — индийский живописец, один из членов-основателей группы «Прогрессивных художников» (1947), инициатор создания «Бомбейской группы» художников (1956), выступавших против засилья имперского академизма в живописи.
Асуры («обладающие жизненной силой») — демоны, враги богов, противостоящие им в постоянных ожесточенных битвах.
Атхарваведа (Книга Заклинаний) — одна из четырех основных Вед,записанная, как считается, позднее Ригведы, Самаведы и Яджурведы, состоит из 730 гимнов, объединенных в 20 разделов, и отличается ярко выраженным самобытным характером, отражая в своих формулах верования и обычаи местных племен доарийского периода.
Аурангзеб (1618–1707) — правитель Могольской империи с 1658 г.; при нем начался упадок Могольской школы миниатюры.
Ашока — вечнозеленое дерево с пышными желто-оранжевыми цветами, краснеющими при увядании, одно из священных деревьев Индии; его сильно стилизованное изображение часто встречается в памятниках индийского изобразительного искусства.
Аштадхату — сплав из восьми металлов: меди, свинца, цинка, олова, железа, ртути, серебра и золота, применявшийся в индийской культовой пластике. В Индии, имевшей с древнейших времен высокоразвитую металлургию, хорошо знали об особой силе некоторых сплавов, заключающейся в способности вбирать и наслаивать в себе посылаемые им вибрации. Возможно, что изготовленные из таких сплавов ритуальные предметы служили своего рода конденсаторами тонкой энергии, поддерживавшими энергетическое постоянство ритуального пространства, и резонаторами энергоинформационного обмена между мирами различных состояний материи.
Аштасахасрика-праджняпарамита-сутра («Восьмитысячестишие о совершенстве мудрости») — один из основных канонических текстов буддизма махаяны, повествует о беседах Будды со своими наиболее известными учениками, в ходе которых раскрывается суть учения о пути достижения нирваны, или высшего состояния сознания.
Баларама — старший брат Кришны.
Барамаса («12 месяцев») — серия миниатюр, созданных по мотивам поэмы Кешавадаса «Кавиприйя» (17 в.), описывающей основные символы, вызывающие ассоциации с проявлениями человеческой любви.
Бенгальское Возрождение — в индийской живописи течение рубежа 19–20 вв., ставившее своей целью создать новое национальное искусство на основе древних традиций индийских стенных росписей и миниатюры (главным образом могольской) с использованием техники европейской, китайской и японской живописи.
Бендре Нарайян Шридхар (1910–92) — индийский живописец, пейзажист и портретист, сочетал в своем творчестве элементы традиции индийского искусства и европейского модернизма.
Бехзад Камаледдин (ок. 1455–1535) — самый известный из средневековых персидских художников, глава Гератской и Тебризской школ миниатюры.
Бимаранский ларец-реликварий — памятник греко-буддийского искусства Гандхары,найден в буддийской ступе при археологических раскопках в Бимаране (Восточный Афганистан) в 1-й половине 19 в.
Бодхисаттва («стремящийся к просветлению») — 1) исторический Будда Шакьямуни до того как он достиг просветления; 2) существо, достигшее высшего духовного совершенства, но добровольно оставшееся в круге перерождений (сансара), для того чтобы помочь всем живым существам найти путь к спасению. В культовой живописи и пластике изображается в виде прекрасного юноши в царском одеянии и с короной на голове, в ожерелье и с браслетами на руках и ногах.
Бонингтон Ричард (1802–28) — английский живописец и график, представитель романтизма.
Бош Нандалал (1883–1966) — индийский живописец, самый яркий представитель Бенгальского Возрождения.
Брахма («высший принцип») — первое лицо Тримурти,Творец Мира, родитель богов и людей.
Брахманда-пурана — одна из 18 главных пуран, которая относится к группе преданий, представляющих бога Брахму, ее основной космогонический сюжет — происхождение Вселенной из космического яйца, из которого рождается бог-творец Брахма.
Буддизм — одна из трех мировых религий, возник в 5 в. до н.э. на основе проповедей отшельника Сиддхартхи Гаутамы, родом из племени Шакья, который в результате длительного духовного подвижничества стал буддой(«пробужденным», обладающим просветленным сознанием). В основе Учения Будды Шакьямуни,направленного на развитие и совершенствование внутреннего человека, лежат Четыре благородных истины (существует страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему) и Восьмеричный путь спасения (правильные воззрение, намерение, речь, действие, образ жизни, усилие, осознанность и сосредоточение), который определяет «культуру поведения», «культуру психики» и «культуру мудрости». В качестве главного метода работы над собой утверждается Срединный путь, исключающий крайности в достижении освобождения от оков сансары (потока бытия, связанного с цепью перерождений индивидуальной души в новом теле и представляющий собой замкнутую систему) и обретения нирваны, или высшего состояния сознания.
Будда — 1) имя основателя буддизма Сиддхартхи Гаутамы,см. Шакьямуни; 2) вероучитель, достигший духовного просветления.
Буше Франсуа (1703–70) — французский живописец, представитель искусства рококо.
Бхагавата-пурана — одна из главных пуран, описывает воплощения бога Вишну; ее 10-я книга представляет собой наиболее полное жизнеописание Кришны.
Ваджрапани («держащий в руке ваджру») — один из обращенных Буддой демонов, ставший бодхисаттвой;символизирует силу, его функция — уничтожение тупости и заблуждения.
Ватто Антуан (1684–1721) — французский живописец, рисовальщик, гравер; один из создателей стиля рококо.
Веды («[священное] знание») — древнейшие собрания текстов религиозно-мифологического и ритуального содержания; главные священные тексты брахманизма, божественное откровение, через которое людям были даны представления о сотворении Мира, о Вселенной, о богах, олицетворяющих стихии, силы и явления природы. Сами индийцы считают Веды древнейшими книгами на земле и первоисточником всех религий.
Веласкес Диего Родригес де Сильва (1599–1660) — испанский живописец, один из величайших реалистов европейского искусства.
Вермеер Ян Делфтский (1632–75) — голландский живописец, один из самых выдающихся мастеров жанровой живописи.
Вихара — монашеские кельи, окружающие зал для молитв в буддийских монастырях.
Вишварупа («обладающий всеми формами») — один из эпитетов бога Вишну.
Вишну («проникающий») — второе лицо Тримурти, или Охранитель Мира, олицетворяет позитивные силы материи и сознание, всегда стоит на страже Мирового Закона, воплощаясь в случае необходимости в своих аватарах, чтобы помочь людям восстановить нарушенную справедливость. Вишнуиты почитают его как триединого бога, объединяющего в себе функции создания, сохранения и разрушения Мира.
Вьяса — один из семи легендарных мудрецов древности, которому приписывается создание Махабхараты, многих Пуран и редакция Вед.
Гадди — полукочевническое, полуземледельческое племя, обитающее на высокой снежной горной гряде, разделяющей Кангру и Чамбу; летние месяцы проводят на альпийских пастбищах, зимой спускаются в предгорья Кангры, Манди и Биласпура; исповедуют шиваизм и свое переселение из равнинной Индии в Гималайские предгорья во времена мусульманских нашествий связывают с мифическим переселением Шивы из Кайласа в Чамбу; Брахмор, основное место обитания гадди, называют «Землей Шивы».
Гана («толпа», «группа») — в древнеиндийской мифологии замкнутая группа низших божеств и полубогов, служителей Шивы.
Ганга — в индийской мифологии небесная река, дочь царя гор Химавата и сестра богини Парвати, вытекающая из пальца Вишну и излившаяся на Землю; символ чистоты, олицетворение священной для любого индуиста реки Ганг. Изображается в виде прекрасной женщины.
Гандавыоха-сутра — заключительная глава Аватамсака-сутры (Сутра цветочной гирлянды), имевшая хождение как самостоятельное произведение, широко цитировавшееся в буддийских писаниях Восточной Азии, одна из важнейших сутр буддизма махаяны; описывая странствие Судхана-кумары, в жажде духовного озарения посетившего многих буддийских Учителей, рассматривает такие основополагающие понятия буддийской метафизики как мир иллюзорных форм и мир неизменных принципов.
Гандхара — историческая область на северо-западе Индостана, ныне принадлежит Пакистану; дала название художественной школе, возникшей в период Кушанского царства (1 — нач. 4 в. н.э.) и оказавшей влияние на средневековое искусство Средней, Центральной и Восточной Азии. В гандхарской скульптуре, которую называют греко-буддийским искусством, органично соединились эллинистические и древнеиндийские художественные приемы, появились первые антропоморфные изображения Будды, был создан идеальный образ человека, пребывающего в состоянии абсолютной внутренней гармонии и покоя.
Гандхарвы — класс низших божеств, небесные музыканты и певцы, услаждающие своим искусством богов на пиршествах и празднествах.
Ганеша (также Ганапати — «владыка ганы») — в индийской мифологии старший сын Шивы и Парвати, владыка низших божеств, посредник между ними и Шивой; устранитель препятствий, оказывающий людям помощь во всех делах.
Гаруда («пожиратель») — в древнеиндийской мифологии царь птиц и истребитель змей; ездовое животное бога Вишну; обычно изображается с человеческим туловищем и орлиной головой, крыльями, когтями и клювом, а иногда и в антропоморфном виде.
Гаури-Шанкара — групповое изображение бога Шивы в своей ипостаси Шанкары («благодетельный») и его супруги Парвати в ипостаси Гаури («сияющая») верхом на Нанди.
Гаутама-риши — так в долине Кулу называли Будду Гаутаму, который, странствуя по Индии с проповедью своего учения, доходил до Кулу.
Гейнсборо Томас (1728–88) — английский живописец, рисовальщик, гравер, представитель романтизма.
Гётц Герман (1898–1976) — немецкий индолог, художественный критик, куратор Музея и Художественной галереи Бароды (Вадодар), профессор Гейдельбергского университета, автор многочисленных публикаций об индийском искусстве, а также статей о творчестве Н.К. и С.Н. Рерихов.
Гита-говинда («Песнь о Пастухе») — поэма Джайя-девы (12 в.) о божественной любви Пастуха Кришны и пастушки Радхи; оказала громадное воздействие на возрождение культа Вишну и связанного с ним движения бхакти, а также на развитие любовной лирики.
Гопи («пастушка») — подружки юного Кришны, олицетворение беззаветной преданности богу (бхакти) в вишнуизме. Самозабвенная и беззаветная любовь пастушек-гопи к Кришне в его ипостаси божественного Пастуха, описанная в последней главе Бхагавата-пураны и в поэме Джайядевы «Гита-говинда», — один из излюбленных сюжетов в индийском изобразительном искусстве.
Грахи — духи планет в индийской мифологии.
Гуга Чохан — один из легендарных хранителей долины Кулу, воспетый в многочисленных сказаниях как великий воин-всадник, выигравший множество битв, который в самой последней из них продолжал сражаться, даже лишившись головы. Культ Гуга Чохана, который считается одной из форм культа нагов, широко распространен в Гималайских предгорьях, где к нему повсеместно обращаются в случае укуса змей. Гуга Чохану поклоняются не только в индуистской, но даже в мусульманской среде — в частности, гурджары из Чамбы, Джамму и Кашмира считают его своим героем.
Гугэ — средневековое царство в Западном Тибете со столицами Толинг и Цапаранг, основанное в 10 в. на территории древнего государства Шаншунг; под покровительством правящей династии в 11 в. здесь зародилось движение за возрождение буддизма, пережившего в 9–10 вв. период гонения и извращения основ Учения; развитие этого движения привело к религиозному и политическому возрождению Тибета.
Гупта Самарендра Натх — художник школы «Бенгальского Возрождения», искусствовед, коллекционер; его собрание миниатюр Пахари было приобретено Национальным музеем в Нью-Дели.
Гуптов эпоха — период правления династии Гуптов (320–510 гг.), которая дала целую плеяду великих правителей, создавших крупнейшее государство Древней Индии в северной ее части; отмечена расцветом архитектуры, изобразительных искусств, литературы и театра. Период Гуптов называют «золотым веком» индийской культуры, а искусство — классическим.
Деви («богиня») — супруга бога Шивы в индуистской мифологии. Собственного изображения не имеет и проявляет себя только в своих более чем пятидесяти ипостасях (благих и грозных, как и у Шивы), в число которых входят практически все богини индуистского пантеона.
Делакруа Эжен (1798–1863) — французский живописец и график, глава французского романтизма.
Джаганнатха («Владыка мира») — одно из имен-эпитетов бога Вишну.
Джайнизм — религиозно-философское учение, основанное в 5 в. до н. э. Джиной Махавирой, который проповедовал строгий аскетизм и воздержание, непричинение вреда всему живому как путь к освобождению.
Джатаки («о прежних рождениях») — рассказы о прошлых существованиях Будды Шакьямуни в виде притч, басен, проповедей, сказок, легенд и мифов; многие из них послужили сюжетами для рельефов и росписей буддийских пещерных храмов Индии, Китая и стран Юго-Восточной Азии.
Джахангир (1569–1627) — правитель Могольской империи с 1665 г., сын Акбара; большой знаток и ценитель искусства, при нем портретное искусство Могольской школы достигло апогея своего развития.
Дипалакшми — имя-эпитет богини Лакшми в ипостаси носительницы небесного огня; изображается со светильником в руках.
Долины Инда цивилизация (также хараппская) — археологическая культура бронзового века (середина III — 1-я половина II тысячелетия до н. э.) в Индии и Пакистане, открытая в 1920-х гг. на территории Пакистана и Синда; индийский вариант древнейшей цивилизации. Обширный археологический материал, собранный в Мохенджо-Даро, Хараппе и других городах хараппской культуры, свидетельствующий о ее исключительно высоком уровне, позволил значительно расширить хронологические рамки истории индийского изобразительного искусства, начало которого было принято относить ко времени правления царя Ашоки, т.е. к 3 в. до н. э.
Дуньхуан — оазис и город в китайской провинции Ганьсу на восточной границе пустыни Такла-Макан. В I тыс. до н. э. служил местом скрещения важных торговых путей и различных культурных влияний, являясь перевалочным пунктом на Великом шелковом пути, связывавшем Китай с Южной и Западной Азией и через последнюю — с Европой. В 14 км к юго-востоку от Дуньхуана находится знаменитый буддийский пещерный храмовый комплекс Цяньфодун.
Дурбар — правительство.
Дурга («недоступная») — одно из имен-эпитетов супруги бога Шивы, ее грозная ипостась; богиня-воительница, защитница богов и мирового порядка, прославившаяся своими победами над могущественными демонами-асурами. Ее ездовое животное — лев.
Дхоти — тип мужской одежды, широкая полоса ткани, которая разными способами обертывается вокруг бедер.
Дэй Маниши (1906–66) — индийский живописец, член группы «Прогрессивных художников» (1947).
Иллюминированный — украшенный цветными миниатюрами или орнаментами.
Индуизм — господствующая религия современной Индии, сложилась ок. 5 в. н. э. на основе предшествующих религий (доведийской, ведийской и брахманизма), испытала сильное влияние буддизма и джайнизма; объединяет в себе множество различных верований и культов (ее пантеон насчитывает ок. 3 млн божеств) и поэтому не имеет единого для всех главного Бога, центральной доктрины и церковной иерархии; как религиозно-философская система продолжает развиваться благодаря учениям современных религиозных реформаторов.
Кали («черная») — устрашающая ипостась богини Дурги, наиболее жестокая истребительница демонических сил, угрожающих равновесию Мира.
Кальпа-сутра («Книга ритуалов») — один из канонических текстов джайнизма, представляет собой жизнеописания трех последних тиртханкаров, главным образом Джины Махавиры, основателя джайнизма.
Картикейя — второе имя шестиголового бога войны Сканды, сына Шивы и Парвати.
Киртимукха — эманация духа бога Шивы, порожденная его гневом для уничтожения демона Раху; его стилизованное изображение используется в качестве маскарона-оберега в архитектуре и скульптуре.
Кишанчанд — художник при дворе правителя Биласпура (ок. 1750–75 гг.), известен своей серией миниатюр к Бхагавата-пуране; некоторые из них входили в коллекцию С.Н. Рериха.
Колонны Ашоки — каменные мемориальные колонны, появившиеся при императоре Ашоке (3 в. до н. э.), возводились в местах, связанных с жизнью Будды, буддийских святых или событий из истории буддизма; выполненные из цельного блока тщательно отполированного песчаника, нередко достигали до 15 м высоты и до 50 тонн веса.
Констебл Джон (1776–1837) — английский живописец, сыграл важную роль в развитии европейской пленэрной живописи.
Кришна («черный», «темный», «темно-синий») — восьмое воплощение бога Вишну, принявшего человеческий облик для избавления мира от сил зла и насилия; один из самых популярных богов индуистской мифологии, где он представлен в двух образах: 1) мудрого царя-воина, героя битвы Пандавов и Кауравов, запечатленного в Махабхарате;2) божественного Пастуха, резвящегося среди пастушек-гопи, жизнеописанию которого посвящена последняя глава Бхагавата-пураны.
Кулантапитха («конец обитаемого мира») — название долины Кулу в древнейших источниках. Под названием Кулута она упоминается в Вишну-пуране Рамаяне и Махабхарате.
Кулантапитха Махатмия («Величие Кулантапитхи») — произведение величального жанра, прославление священной местности и связанных с ней легенд.
Курбе Густав (1819–1721) — французский живописец, развивал в своем творчестве принципы реализма.
Кушаны, династия — выходцы из племени центральноазиатских кочевников, создавших одну из самых могущественных империй Древней Индии и всего Древнего Востока (1 — нач. 4 в. н.э.), которая объединила области Северной Индии, Средней Азии, Афганистана, Пакистана и Синьцзяна, что привело к сближению различных культур, к сложению выдающихся художественных школ (гандхарской, матхурской и др.), сочетавших в себе лучшие достижения эллинистического искусства и элементы местных художественных традиций. Во 2-й половине 4 в. земли бывшей Кушанской империи оказались во владении сасанидских наместников.
Кхандалавала Карл (1904–95) — искусствовед, вице-президент Национальной Академии художеств, коллекционер индийской миниатюры.
Ланкре Никола (1690–1743) — французский живописец, представитель искусства рококо.
Лакшми («добрый знак», «счастье», «красота») — супруга бога Вишну, богиня благосостояния, счастья и красоты, вместе с Вишну олицетворяет основные начала и стихии бытия. Проявляет себя также в ипостаси богини Шри («процветание», «слава»). Обычно изображается с опоясывающей груди лентой.
Лакшми-Нарайяна — в индуистской иконографии групповое изображение Вишну с Лакшми, где Вишну почитается в его аспекте высшего божества Нарайяны, пребывающего в первобытных водах (нара), заполнявших все пространство до сотворения Мира.
Ланджа — алфавит индийского типа, используемый в Тибете и Непале для записи санскритских текстов.
Лессировка — тонкий, прозрачный слой жидко разведенных красок, наносимый на просохший слой масляной живописи для обогащения колорита.
Лингам («знак пола») — фаллос, символ бога Шивы как владыки творческой энергии мира во всех ее проявлениях.
Лоуренс Томас (1769–1830) — английский живописец-портретист, представитель романтизма.
Маго П.Н. (р. 1922) — индийский живописец и график.
Мадху-Малати — любовная история, названная по имени ее главных героев — Мадхавы и Малати, сына и дочери царей двух царств древней Индии. Одна из поэтических версий этой очень популярной истории послужила основой для создания серии миниатюр художниками школы Пахари в конце 18 в.
Майтрейя («связанный с дружбой») — в буддизме махаяны бодхисаттва и грядущий будда, с приходом которого связывают окончательную победу справедливости на земле и установление нового благого миропорядка, или Сатиа Юги; единственный бодхисаттва, которого признают все основные направления буддизма.
Макара — мифологическое морское чудище, в облике которого соединены черты крокодила и рыбы или слона и рептилии; символизирует природные стихии.
Ману — великий индийский законодатель, один из легендарных Учителей-руководителей отдельного космического круга развития (манвантары).
Махабхарата («Великая битва потомков Бхараты») — грандиозный индийский героический эпос, составленный риши Вьясой из древних устных легенд и сказаний; в его основу положено сказание о борьбе между родами Пандавов и Кауравов за господство над Индией. Письменная версия эпоса, появившаяся лишь в начале I тыс. н.э., посвящена богу Вишну, выступающему здесь в облике Кришны на стороне Пандавов.
Махадева («великий бог») — одно из имен-эпитетов Шивы, высшего божества, олицетворяющего созидающие и разрушающие силы Универсума.
Махаяна («Большая Колесница») — одно из двух основных направлений буддизма (т.н. северный буддизм), возникла в начале н.э., окончательно оформилась в эпоху Палов, получила широкое распространение в странах Дальнего Востока и Центральной Азии, особенно в Тибете, Китае и Японии. Согласно учению махаяны, каждый человек — потенциальный будда, поэтому достичь освобождения может не только монах-аскет, но и простой мирянин, при этом высшим идеалом признается не личное, но всеобщее спасение, осуществляемое с помощью бодхисаттв — святых подвижников, достигших «берега спасения», но не ушедших в нирвану, а остающихся в мире для помощи остальным страдающим существам на их пути к освобождению.
Махишамардини (также Махишасурамардини — «убившая Махишу») — ипостась богини Дурги, в которой она совершает свой основной подвиг; убийство в жестоком поединке демона-асуры Махиши, прогнавшего богов с неба на землю.
Моголов (Великих) династия — мусульманская династия, ведущая свой род от выходца из Центральной Азии, ферганского эмира Бабура, захватившего в 1526 г. Дели и Агру; объединив под своей властью всю Северную и Центральную Индию в великую империю, правила до середины 18 в.
Мукута — высокая коронообразная, украшенная драгоценностями прическа высших божеств.
Муралидхар («играющий на свирели») — одно из имен-эпитетов Кришны.
Наги («змии») — полубожества со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами, владетели подземного или водного мира; часто принимают человеческий облик и селятся среди людей. Считаются мудрецами и магами в индуистской мифологии; играют большую роль в буддийских легендах, где утверждается, что Будда проповедовал нагам и они хранили истину до тех пор, пока люди не созрели для ее понимания.
Найика — см. Расаманджари.
Нанди («счастливый») — слуга, привратник и друг, ездовое животное и один из символов бога Шивы;изображается в виде белого быка (или существа с бычьей головой) — непременной принадлежности шиваитских храмов.
Нарсингх — один из легендарных хранителей долины Кулу, который согласно преданию был когда-то раджой этой долины.
Пагода — многоярусная башня в восточноазиатской архитектуре.
Падмапани («держащий лотос») — одна из форм бодхисатвы Авалокитешвары.
Пала, династия — правила в Бихаре и Бенгалии в 8–12 вв. Долгое и успешное правление династии базировалось на эффективной, социально ориентированной административной системе, функционирующей на всех уровнях — от малой деревни до центрального аппарата, на политике религиозной толерантности и мощной поддержке науки и искусства. Ее представители вошли в историю и как великие покровители буддизма — с именем Пала связан «золотой век» буддийского монастыря-университета Наланда и строительство буддийских монастырей-университетов Викрамашила и Одантапури, которые сыграли важную роль в пропаганде буддизма в Непале, Тибете и на Шри-Ланке. В искусстве школа Пала представлена замечательными образцами каменной и бронзовой скульптуры, а также миниатюрной живописи, украшающей рукописи буддийских сутр.
Палсикар Шанкар Бальвант (1917–84) — индийский живописец, первый стипендиат правительства Индии в области изобразительного искусства (1950), член «Бомбейской группы» художников (1956).
Пандавы — пятеро сыновей легендарного царя Панду, герои древнеиндийского эпоса Махабхарата.
Парашурама («Рама с топором») — одна из аватар бога Вишну, воплотившегося в облике сына брахмана Джамадагни, для того чтобы избавить жрецов-брахманов от тирании воинов-кшатриев.
Парвати («горная») — одно из имен-эпитетов супруги Шивы, благая ипостась могущественной богини. Считается дочерью Неба и Гималаев. Как и все супруги богов, является манифестацией творческой энергии (шакти) Шивы.
Пахари («горная») — общее название живописных школ горных княжеств северного Пенджаба, возглавляемых раджпутскими династиями; считается ветвью раджпутской школы миниатюрной живописи.
Подмалевок, или основа — в классическом методе живописи, базирующемся на последовательности трех слоев, — второй, основной слой картины, выполненный кроющими, непрозрачными красками (как правило, подцвеченными белилами), в котором выделяются обычно все светлые места картины и дается лепка формы. В подмалевке, который потом просвечивает сквозь прозрачный верхний слой, особенно ярко проявляется характер мазка, индивидуальный почерк художника.
Прабха — в скульптуре декоративная подковообразная арка с пламенеющими краями, прикрепленная к пьедесталу и окаймляющая изображение.
Прадакшинапатха — тропа для ритуального обхода святилища.
Праджняпарамита («совершенство мудрости») — Запредельная Мудрость, персонифицированная как божество-бодхисаттва в буддизме махаяны.
Примитивы («первый», «самый ранний») — общее название ранних памятников живописи европейского Возрождения в старой литературе по истории искусства, которое С.Н. Рерих применяет по отношению к ранним произведениям различных живописных школ Индии.
Притхиви («широкая») — обожествленная и персонифицированная матерь-земля.
Пураны («древние предания») — собрание индуистских Священных писаний, содержат наиболее полное изложение космологии и эсхаталогии индуизма.
Равал Равишанкар (1892–1977) — индийский живописец, график, художественный критик, журналист, эссеист, педагог; основатель журнала по вопросам культуры и искусства «Кумар».
Равалсар — знаменитое озеро и город в 24 км от Манди, равно священные для индуистов, буддистов и сикхов как место, откуда великий религиозный реформатор Падмасамбхава отправился в Тибет проповедовать Учение Будды.
Рага («цвет», «окраска», «тон», «оттенок») — основа индийской классической музыки, канонизированное мелодическое построение, характеризуемое определенным звукорядом, интонационными и ритмическими признаками, которое служит основой для импровизации и соответствует определенному эмоциональному состоянию, сезону, времени суток, природным явлениям, божеству, святому, местности, племени.
Рагамала («Гирлянда раг») — популярные в 16–17 вв. поэтические циклы на языке хинди, описывающие музыкальные лады-раги; нашли свое отражение в миниатюре, где согласно установленной иконографии, в любовных сценах или орфических сюжетах, воплощалась эмоция (или настрой), вызываемая той или иной рагой.
Рагунатх — одно из проявлений Рамы, аватары бога Вишну.
Раджпутана (также Раджастан, «страна раджей») — историческая область на северо-западе Индии; в средние века здесь сложилось около 20 раджпутских княжеств.
Раджпуты — военно-феодальная каста-сословие в средневековой Индии, каста в современной Северной Индии. За гордыми раджпутами закрепилась слава доблестных и благородных рыцарей, отличавшихся особой отвагой и верностью данному слову.
Радха («совершенство», «успех») — пастушка-гопи, возлюбленная бога Кришны, символизирует устремление человеческой души к слиянию с богом; считается воплощением богини Лакшми. Любовь Радхи и Кришны — одна из самых популярных тем в индийской поэзии и живописи.
Рама («темный») — одна из аватар бога Вишну, который воплотился в облике Рамы, царя Айодхьи, для того чтобы избавить богов и людей от тирании демона Раваны, правителя Ланки. Начиная с 11 в. культ Рамы — один из важнейших в индуизме.
Рамаяна — один из величайших литературных памятников Индии, эпическая поэма, описывающая историю жизни и подвигов Рамы и созданная согласно традиции легендарным риши-мудрецом Вальмики в 5–4 вв. до н.э. В 16 в. она была переведена с санскрита на хинди великим индийским поэтом Тулсидасом, а в 17–18 вв. язык поэмы прочно вошел в обиход жителей Гималайских предгорий, где Рамаяна имела особое значение, обусловленное возрождением культа Вишну и связанных с ним широких народных движений бхакти, исповедующих идеал преданности божеству. Художниками школы Пахари было создано несколько версий серии Рамаяны.
Ранджит Сингх (1780–1839) — основатель Сикхского монархического государства на территории горных княжеств Пенджаба на левобережье р. Сатледж.
Рандхава Махендра Сингх (1909–89) — ученый, писатель, искусствовед, государственный деятель, основатель Музея современного индийского искусства в Чандигархе (Пенджаб), инициатор создания Пенджабского совета по делам искусств и Музея культурного наследия Пенджаба в Лудиане; в 1950–80-е гг. было издано 9 написанных им книг о живописи Кангры, Басоли и Чамбы.
Расаманджари — трактат поэта Бханудатты (15 в.), классифицирующий героев (найяка) и героинь (найика) любовной лирики.
Раса-панчадхьяи — раздел Бхагавата-пураны.
Рейнолдс Джошуа (1723–92) — английский живописец и теоретик искусства; организатор и первый президент лондонской Академии художеств.
Рембранд Харменс ван Рейн (1606–69) — голландский живописец, рисовальщик, офортист, великий мастер светотени.
Рой Джамини (1887–1972) — индийский живописец и график, его творчество основано на традициях бенгальского народного лубка.
Рой Чоудхури Деви Прасад (1899–1975) — индийский живописец и скульптор, директор Мадрасской школы искусств; работал в русле школы «Бенгальского Возрождения».
Самадхи — надгробие на месте погребения тела святого.
Самант Мохан (1924–2004) — индийский живописец, музыкант; член «Бомбейской группы» художников (1956), с 1968 г. живет в США. Синтезировал в своем творчестве традиции стенописи Аджанты, раджпутской миниатюры и европейского модернизма.
Сансар Чанд (1775–1823) — махараджа Кангры, величайший правитель в истории западногималайских горных княжеств, покровитель искусств, превративший свое княжество в ведущий культурный центр севера Индии; в знаменитой художественной мастерской при его дворе оформились характерные черты миниатюры Кангра.
Саньял Бхабеш (1904–2003) — индийский скульптор и живописец; в конце 1940-х гг. в его студии-школе в Нью-Дели была основана первая в Индии общественная организация художников, объединившихся в поисках новых средств выражения в искусстве; член «Бомбейской группы художников» (1956).
Сарасвати — главная из трех супруг бога Брахмы, составляющая вместе с Парвати и Лакшми триаду великих богинь; богиня учености и красноречия, создательница алфавита деванагари и языка санскрита, покровительница искусств и наук.
Сати — 1) древний обычай самосожжения вдовы на погребальном костре мужа; 2) памятный камень с изображением женской фигуры с молитвенно сложенными руками на месте погребения жертвы.
Сатсаи («Семьсот строф») — поэма виднейшего поэта 17 в. Бихарилала Чаубе, в которой в изысканных двустишиях описывается любовь Радхии Кришны.
Сена, династия — правила в Бенгалии в 11–12 вв. после падения династии Пала;период ее правления был отмечен возрастанием роли индуизма,вытеснившего буддизм,и высоким развитием санскритской литературы; знаменитый Джайядева, автор поэмы «Гита-говинда», считался «одним из пяти жемчужин» при дворе Лакшманы Сена (1179–1206).
Сигирия («Львиная скала») на о. Шри-Ланка — царская резиденция-крепость 5 в., сооруженная на скале высотой в 200 м, оформленной в виде огромного сидящего льва.
Сикхи — последователи сикхизма, самой молодой религии Индии, представляющей собой синтез индуистских и мусульманских идей; создали свое государство (1765–1849) в Пенджабе.
Ступа («макушка», «холм земли») — буддийское культовое сооружение, олицетворяющее структуру Вселенной, глинобитный или каменный купол, воздвигнутый над священными реликвиями.
Сурья («высший свет») — бог Солнца, носитель света, небесный огонь, видимая форма бога, которую можно созерцать каждый день. И шиваиты и вишнуиты часто почитают Сурью как аспект Шивы или Вишну.В североиндийской пластике обычно изображается в высоких сандалиях или сапогах.
Сутра («нить для нанизывания жемчужин») — в буддизме канонический текст, содержащий догматы учения, идеи, наставления; структура текста, форма и ритм его изложения позволяли запоминать сутру как музыкальное произведение.
Сюань Цзан (602–64) — знаменитый китайский буддийский монах, ученый, философ, переводчик, путешественник. В 629–45 гг. странствовал по Центральной Азии и Индии, сведения о которых собраны в его «Записках о путешествии на Запад» (646 г.), являющихся одним из важнейших источников по истории Индии и Центральной Азии 7 в. В 634 г. посетил буддийские монастыри в долине Кулу.
Тагор Абаниндранатх (1871–1951) — художник, учитель живописи, один из основателей национальной индийской школы «Бенгальского Возрождения», племянник Рабиндраната Тагора. В его живописи сочетались традиции могольской и раджпутской миниатюры и элементы техники японской и китайской живописи.
Тиртханкара («создатель переправы») — в джайнизме Спаситель, провозвестник Учения, который в каждую мировую эпоху провозглашает истину, указывающую всем страждущим путь спасения.
Тициан (собств. Тициано Вечеллио, ок. 1476–1576) — итальянский живописец, глава венецианской школы Высокого Возрождения, один из величайших колористов в истории европейской живописи.
Тримурти («трехликий») — имя триады высших индуистских богов: Брахмы, Вишну и Шивы; иногда обозначает триединую суть Шивы.
Трипурасундари («прекраснейшая в трех мирах») — в индуизме одна из десяти богинь, объединенных собирательным наименованием махавидья («великое знание»).
Трэжеривала Б.Н. — бомбейский коллекционер, его собрание миниатюр было приобретено Национальным музеем в Нью-Дели.
Упанишады («сидеть возле» [наставника] → «сокровенное знание») — религиозно-философские трактаты, изложенные в виде диалога между духовным наставником и учеником, состоят из разнородных прозаических и поэтических текстов, в которых рассматриваются проблемы реальности, познания и освобождения; возникли как комментарии к Ведами оказали громадное воздействие на все системы индийской классической философии. Первые из основных известных Упанишад относятся к 8–7 вв. до н. э.
Хайягрива («имеющий шею лошади») — одно из воплощений Вишну, изображается в виде существа с лошадиной головой и человеческим туловищем.
Халс (Галс) Франс (ок. 1580–1660) — голландский живописец, основоположник голландского реалистического портрета.
Хануман — божественная обезьяна, сын Ваю, бога ветра, мудрый советник царя обезьян Сугивары, один из главных героев Рамаяны; почитается как наставник в науках и прокровитель деревенской жизни.
Хеббар Каттинджери Кришна (1912–66) — индийский живописец и график, в творчестве которого органично сочетаются приемы традиционного индийского и современного европейского искусства.
Хирман (также Хадимба) Деви — в Махабхарате сестра обитавшего в Манали демона Хадимбы, уничтоженного Бхимой из рода поселившихся здесь в изгнании Пандавов. Став женой Бхимы, она не покинула Манали по окончании его изгнания и после долгих молитв и покаяний достигла состояния богини.
Хогарт Уильям (1697–1764) — английский живописец, график, теоретик искусства, основоположник социально-критического направления в европейской живописи.
Хусейн Мукбул Фида (р. 1915) — живописец, кинопродюсер, один из членов-основателей группы «Прогрессивных художников» (1947); на Западе его называют «индийским Пикассо».
Хэвелл Эрнест Бинфильд (1861–1934) — английский художник, просветитель, директор Мадрасской и Калькуттской школ искусств, автор многочисленных публикаций по вопросам индийского искусства и истории, один из основателей национальной школы «Бенгальского Возрождения».
Цяньфодун («Пещеры тысячи Будд») — буддийский пещерный храмовый комплекс близ древнего китайского города Дуньхуана, основан во 2-й половине 4 в.; объединяет ок. 500 святилищ, которые украшались стенописью и скульптурой на протяжении десяти веков. Для стиля росписей 5–6 вв. характерно соединение отдельных черт китайской, индийской и центральноазиатской живописи.
Чавда Шьявакс (1914–90) — индийский живописец, возрождал в своем творчестве традиции древнеиндийского искусства.
Чайтья — здесь: арочный подковообразный проем в верхней части культового сооружения.
Чалукийская традиция — развивалась на территории Декана (Бадами, Айхоле) в период правления династии Чалукьев (6–8 вв.)
Чоли — верхняя часть женской одежды, плотно облегающий лиф, прикрывающий грудь.
Шакьямуни — будда, проповедовавший учение в Северной Индии в 5 в. до н. э.
Шергил Амрита (1913–41) — индийская художница, в творчестве которой соединились традиции европейского искусства начала 20 века и древнеиндийской стенописи и средневековой миниатюры.
Шива («благой», «приносящий счастье») — одно из высших божеств индуистского пантеона, третье лицо Тримурти, или Разрушитель Мира и богов в конце каждого мирового периода, также воплощает в себе созидательное начало как владыка творческой энергии Мира.
Шикхара («вершина») — башнеподобная надстройка над святилищем индийского (как индуистского, так и буддийского) храма. Шикхара североиндийских храмов имеет параболическую форму с подчеркнутым вертикальным членением.
Яджнопавита — особым образом сплетенный священный брахманский шнур, три нити которого символизируют три состояния Вселенной (сотворение, сохранение и разрушение) и соответствующую им триаду богов (Брахму, Вишну и Шиву).
Ямуна — богиня реки Ямуны (Джамны), символизирует преданность.
À cire perdu («с утраченным воском») — древнейший метод литья из бронзы с применением восковой модели, вытапливаемой из глиняной формы. Необходимость создавать для каждой отливки новую восковую модель позволяла мастерам избежать серийности при воспроизводстве канонических изображений.