ruenfrdeit
Скрыть оглавление

Словарь

Словарь к собранию трудов С.Н. Рериха.

Подготовлен редакцией издания:

Индийская живопись: статьи, монография / Ред.-сост. И.И. Нейч. М.: МЦР, 2011. С. 421–430.

 

Авалокитешвара («милостиво взирающий») — бодхисаттва милосердия и сострадания, выступающий в роли всеобщего спасителя, принимающего для этого различные формы; действует в современном мире как правитель Вселенной в период между Великим уходом Будды Шакьямунии появлением нового Будды Майтрейи.

Аватара («нисхождение») — воплощение бога на Земле для восстановления мира и справедливости.

Аджанта (штат Махараштра, Западная Индия) — комплекс буддийских пещерных храмов, высеченных в скалах (2 в. до н. э. — 7 в. н. э.); в настоящее время в Аджанте насчитывается около 30 пещерных залов, в которых во фрагментах сохранились старейшие образцы индийской стенописи, лучшие из них относятся ко времени правления династии Гуптов.

Акбар (1542-1605) — правитель Могольской империи с 1556 г., при нем она достигла наибольшего могущества; покровитель искусств, в его правление возросла роль индийских художников в придворных мастерских, была издана знаменитая серия миниатюр к «Хамза-намэ», в которой впервые проявились характерные черты Могольской школы.

Амалака («плод лотоса») — архитектурная деталь в виде сплющенного ребристого барабана, имитирующего плод водяной лилии, которая венчает шикхару индуистских храмов.

Амрита («бессмертный») — божественный напиток бессмертия, добытый при пахтаньи Мирового Океана.

Ананд Мульк Радж (1905–2004) — индийский писатель и художественный критик, писал на английском языке; основатель журнала Marg, профессор литературы и истории изобразительного искусства многих университетов, председатель секции изобразительного искусства Национальной Академии художеств (1965–70).

Апсары («вышедшая из воды») — небесные полубожественные танцовщицы и музыкантши; жены или возлюбленные полубогов — гандхарвов; воплощение женской красоты в индуистской мифологии.

Ара К.Х. (1914–85) — индийский живописец, один из членов-основателей группы «Прогрессивных художников» (1947), инициатор создания «Бомбейской группы» художников (1956), выступавших против засилья имперского академизма в живописи.

Асуры («обладающие жизненной силой») — демоны, враги богов, противостоящие им в постоянных ожесточенных битвах.

Атхарваведа (Книга Заклинаний) — одна из четырех основных Вед,записанная, как считается, позднее Ригведы, Самаведы и Яджурведы, состоит из 730 гимнов, объединенных в 20 разделов, и отличается ярко выраженным самобытным характером, отражая в своих формулах верования и обычаи местных племен доарийского периода.

Аурангзеб (1618–1707) — правитель Могольской империи с 1658 г.; при нем начался упадок Могольской школы миниатюры.

Ашока — вечнозеленое дерево с пышными желто-оранжевыми цветами, краснеющими при увядании, одно из священных деревьев Индии; его сильно стилизованное изображение часто встречается в памятниках индийского изобразительного искусства.

Аштадхату — сплав из восьми металлов: меди, свинца, цинка, олова, железа, ртути, серебра и золота, применявшийся в индийской культовой пластике. В Индии, имевшей с древнейших времен высокоразвитую металлургию, хорошо знали об особой силе некоторых сплавов, заключающейся в способности вбирать и наслаивать в себе посылаемые им вибрации. Возможно, что изготовленные из таких сплавов ритуальные предметы служили своего рода конденсаторами тонкой энергии, поддерживавшими энергетическое постоянство ритуального пространства, и резонаторами энергоинформационного обмена между мирами различных состояний материи.

Аштасахасрика-праджняпарамита-сутра («Восьмитысячестишие о совершенстве мудрости») — один из основных канонических текстов буддизма махаяны, повествует о беседах Будды со своими наиболее известными учениками, в ходе которых раскрывается суть учения о пути достижения нирваны, или высшего состояния сознания.

Баларама — старший брат Кришны.

Барамаса («12 месяцев») — серия миниатюр, созданных по мотивам поэмы Кешавадаса «Кавиприйя» (17 в.), описывающей основные символы, вызывающие ассоциации с проявлениями человеческой любви.

Бенгальское Возрождение — в индийской живописи течение рубежа 19–20 вв., ставившее своей целью создать новое национальное искусство на основе древних традиций индийских стенных росписей и миниатюры (главным образом могольской) с использованием техники европейской, китайской и японской живописи.

Бендре Нарайян Шридхар (1910–92) — индийский живописец, пейзажист и портретист, сочетал в своем творчестве элементы традиции индийского искусства и европейского модернизма.

Бехзад Камаледдин (ок. 1455–1535) — самый известный из средневековых персидских художников, глава Гератской и Тебризской школ миниатюры.

Бимаранский ларец-реликварий — памятник греко-буддийского искусства Гандхары,найден в буддийской ступе при археологических раскопках в Бимаране (Восточный Афганистан) в 1-й половине 19 в.

Бодхисаттва («стремящийся к просветлению») — 1) исторический Будда Шакьямуни до того как он достиг просветления; 2) существо, достигшее высшего духовного совершенства, но добровольно оставшееся в круге перерождений (сансара), для того чтобы помочь всем живым существам найти путь к спасению. В культовой живописи и пластике изображается в виде прекрасного юноши в царском одеянии и с короной на голове, в ожерелье и с браслетами на руках и ногах.

Бонингтон Ричард (1802–28) — английский живописец и график, представитель романтизма.

Бош Нандалал (1883–1966) — индийский живописец, самый яркий представитель Бенгальского Возрождения.

Брахма («высший принцип») — первое лицо Тримурти,Творец Мира, родитель богов и людей.

Брахманда-пурана — одна из 18 главных пуран, которая относится к группе преданий, представляющих бога Брахму, ее основной космогонический сюжет — происхождение Вселенной из космического яйца, из которого рождается бог-творец Брахма.

Буддизм — одна из трех мировых религий, возник в 5 в. до н.э. на основе проповедей отшельника Сиддхартхи Гаутамы, родом из племени Шакья, который в результате длительного духовного подвижничества стал буддой(«пробужденным», обладающим просветленным сознанием). В основе Учения Будды Шакьямуни,направленного на развитие и совершенствование внутреннего человека, лежат Четыре благородных истины (существует страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему) и Восьмеричный путь спасения (правильные воззрение, намерение, речь, действие, образ жизни, усилие, осознанность и сосредоточение), который определяет «культуру поведения», «культуру психики» и «культуру мудрости». В качестве главного метода работы над собой утверждается Срединный путь, исключающий крайности в достижении освобождения от оков сансары (потока бытия, связанного с цепью перерождений индивидуальной души в новом теле и представляющий собой замкнутую систему) и обретения нирваны, или высшего состояния сознания.

Будда — 1) имя основателя буддизма Сиддхартхи Гаутамы,см. Шакьямуни; 2) вероучитель, достигший духовного просветления.

Буше Франсуа (1703–70) — французский живописец, представитель искусства рококо.

Бхагавата-пурана — одна из главных пуран, описывает воплощения бога Вишну; ее 10-я книга представляет собой наиболее полное жизнеописание Кришны.

Ваджрапани («держащий в руке ваджру») — один из обращенных Буддой демонов, ставший бодхисаттвой;символизирует силу, его функция — уничтожение тупости и заблуждения.

Ватто Антуан (1684–1721) — французский живописец, рисовальщик, гравер; один из создателей стиля рококо.

Веды («[священное] знание») — древнейшие собрания текстов религиозно-мифологического и ритуального содержания; главные священные тексты брахманизма, божественное откровение, через которое людям были даны представления о сотворении Мира, о Вселенной, о богах, олицетворяющих стихии, силы и явления природы. Сами индийцы считают Веды древнейшими книгами на земле и первоисточником всех религий.

Веласкес Диего Родригес де Сильва (1599–1660) испанский живописец, один из величайших реалистов европейского искусства.

Вермеер Ян Делфтский (1632–75) голландский живописец, один из самых выдающихся мастеров жанровой живописи.

Вихара — монашеские кельи, окружающие зал для молитв в буддийских монастырях.

Вишварупа («обладающий всеми формами») — один из эпитетов бога Вишну.

Вишну («проникающий») — второе лицо Тримурти, или Охранитель Мира, олицетворяет позитивные силы материи и сознание, всегда стоит на страже Мирового Закона, воплощаясь в случае необходимости в своих аватарах, чтобы помочь людям восстановить нарушенную справедливость. Вишнуиты почитают его как триединого бога, объединяющего в себе функции создания, сохранения и разрушения Мира.

Вьяса — один из семи легендарных мудрецов древности, которому приписывается создание Махабхараты, многих Пуран и редакция Вед.

Гадди — полукочевническое, полуземледельческое племя, обитающее на высокой снежной горной гряде, разделяющей Кангру и Чамбу; летние месяцы проводят на альпийских пастбищах, зимой спускаются в предгорья Кангры, Манди и Биласпура; исповедуют шиваизм и свое переселение из равнинной Индии в Гималайские предгорья во времена мусульманских нашествий связывают с мифическим переселением Шивы из Кайласа в Чамбу; Брахмор, основное место обитания гадди, называют «Землей Шивы».

Гана («толпа», «группа») — в древнеиндийской мифологии замкнутая группа низших божеств и полубогов, служителей Шивы.

Ганга — в индийской мифологии небесная река, дочь царя гор Химавата и сестра богини Парвати, вытекающая из пальца Вишну и излившаяся на Землю; символ чистоты, олицетворение священной для любого индуиста реки Ганг. Изображается в виде прекрасной женщины.

Гандавыоха-сутра — заключительная глава Аватамсака-сутры (Сутра цветочной гирлянды), имевшая хождение как самостоятельное произведение, широко цитировавшееся в буддийских писаниях Восточной Азии, одна из важнейших сутр буддизма махаяны; описывая странствие Судхана-кумары, в жажде духовного озарения посетившего многих буддийских Учителей, рассматривает такие основополагающие понятия буддийской метафизики как мир иллюзорных форм и мир неизменных принципов.

Гандхара — историческая область на северо-западе Индостана, ныне принадлежит Пакистану; дала название художественной школе, возникшей в период Кушанского царства (1 — нач. 4 в. н.э.) и оказавшей влияние на средневековое искусство Средней, Центральной и Восточной Азии. В гандхарской скульптуре, которую называют греко-буддийским искусством, органично соединились эллинистические и древнеиндийские художественные приемы, появились первые антропоморфные изображения Будды, был создан идеальный образ человека, пребывающего в состоянии абсолютной внутренней гармонии и покоя.

Гандхарвы — класс низших божеств, небесные музыканты и певцы, услаждающие своим искусством богов на пиршествах и празднествах.

Ганеша (также Ганапати — «владыка ганы») — в индийской мифологии старший сын Шивы и Парвати, владыка низших божеств, посредник между ними и Шивой; устранитель препятствий, оказывающий людям помощь во всех делах.

Гаруда («пожиратель») — в древнеиндийской мифологии царь птиц и истребитель змей; ездовое животное бога Вишну; обычно изображается с человеческим туловищем и орлиной головой, крыльями, когтями и клювом, а иногда и в антропоморфном виде.

Гаури-Шанкара — групповое изображение бога Шивы в своей ипостаси Шанкары («благодетельный») и его супруги Парвати в ипостаси Гаури («сияющая») верхом на Нанди.

Гаутама-риши — так в долине Кулу называли Будду Гаутаму, который, странствуя по Индии с проповедью своего учения, доходил до Кулу.

Гейнсборо Томас (1728–88) — английский живописец, рисовальщик, гравер, представитель романтизма.

Гётц Герман (1898–1976) — немецкий индолог, художественный критик, куратор Музея и Художественной галереи Бароды (Вадодар), профессор Гейдельбергского университета, автор многочисленных публикаций об индийском искусстве, а также статей о творчестве Н.К. и С.Н. Рерихов.

Гита-говинда («Песнь о Пастухе») — поэма Джайя-девы (12 в.) о божественной любви Пастуха Кришны и пастушки Радхи; оказала громадное воздействие на возрождение культа Вишну и связанного с ним движения бхакти, а также на развитие любовной лирики.

Гопи («пастушка») — подружки юного Кришны, олицетворение беззаветной преданности богу (бхакти) в вишнуизме. Самозабвенная и беззаветная любовь пастушек-гопи к Кришне в его ипостаси божественного Пастуха, описанная в последней главе Бхагавата-пураны и в поэме Джайядевы «Гита-говинда», один из излюбленных сюжетов в индийском изобразительном искусстве.

Грахи — духи планет в индийской мифологии.

Гуга Чохан — один из легендарных хранителей долины Кулу, воспетый в многочисленных сказаниях как великий воин-всадник, выигравший множество битв, который в самой последней из них продолжал сражаться, даже лишившись головы. Культ Гуга Чохана, который считается одной из форм культа нагов, широко распространен в Гималайских предгорьях, где к нему повсеместно обращаются в случае укуса змей. Гуга Чохану поклоняются не только в индуистской, но даже в мусульманской среде — в частности, гурджары из Чамбы, Джамму и Кашмира считают его своим героем.

Гугэ — средневековое царство в Западном Тибете со столицами Толинг и Цапаранг, основанное в 10 в. на территории древнего государства Шаншунг; под покровительством правящей династии в 11 в. здесь зародилось движение за возрождение буддизма, пережившего в 9–10 вв. период гонения и извращения основ Учения; развитие этого движения привело к религиозному и политическому возрождению Тибета.

Гупта Самарендра Натх — художник школы «Бенгальского Возрождения», искусствовед, коллекционер; его собрание миниатюр Пахари было приобретено Национальным музеем в Нью-Дели.

Гуптов эпоха — период правления династии Гуптов (320–510 гг.), которая дала целую плеяду великих правителей, создавших крупнейшее государство Древней Индии в северной ее части; отмечена расцветом архитектуры, изобразительных искусств, литературы и театра. Период Гуптов называют «золотым веком» индийской культуры, а искусство — классическим.

Деви («богиня») — супруга бога Шивы в индуистской мифологии. Собственного изображения не имеет и проявляет себя только в своих более чем пятидесяти ипостасях (благих и грозных, как и у Шивы), в число которых входят практически все богини индуистского пантеона.

Делакруа Эжен (1798–1863) — французский живописец и график, глава французского романтизма.

Джаганнатха («Владыка мира») — одно из имен-эпитетов бога Вишну.

Джайнизм — религиозно-философское учение, основанное в 5 в. до н. э. Джиной Махавирой, который проповедовал строгий аскетизм и воздержание, непричинение вреда всему живому как путь к освобождению.

Джатаки («о прежних рождениях») — рассказы о прошлых существованиях Будды Шакьямуни в виде притч, басен, проповедей, сказок, легенд и мифов; многие из них послужили сюжетами для рельефов и росписей буддийских пещерных храмов Индии, Китая и стран Юго-Восточной Азии.

Джахангир (1569–1627) — правитель Могольской империи с 1665 г., сын Акбара; большой знаток и ценитель искусства, при нем портретное искусство Могольской школы достигло апогея своего развития.

Дипалакшми — имя-эпитет богини Лакшми в ипостаси носительницы небесного огня; изображается со светильником в руках.

Долины Инда цивилизация (также хараппская) — археологическая культура бронзового века (середина III — 1-я половина II тысячелетия до н. э.) в Индии и Пакистане, открытая в 1920-х гг. на территории Пакистана и Синда; индийский вариант древнейшей цивилизации. Обширный археологический материал, собранный в Мохенджо-Даро, Хараппе и других городах хараппской культуры, свидетельствующий о ее исключительно высоком уровне, позволил значительно расширить хронологические рамки истории индийского изобразительного искусства, начало которого было принято относить ко времени правления царя Ашоки, т.е. к 3 в. до н. э.

Дуньхуан — оазис и город в китайской провинции Ганьсу на восточной границе пустыни Такла-Макан. В I тыс. до н. э. служил местом скрещения важных торговых путей и различных культурных влияний, являясь перевалочным пунктом на Великом шелковом пути, связывавшем Китай с Южной и Западной Азией и через последнюю — с Европой. В 14 км к юго-востоку от Дуньхуана находится знаменитый буддийский пещерный храмовый комплекс Цяньфодун.

Дурбар — правительство.

Дурга («недоступная») — одно из имен-эпитетов супруги бога Шивы, ее грозная ипостась; богиня-воительница, защитница богов и мирового порядка, прославившаяся своими победами над могущественными демонами-асурами. Ее ездовое животное — лев.

Дхоти — тип мужской одежды, широкая полоса ткани, которая разными способами обертывается вокруг бедер.

Дэй Маниши (1906–66) — индийский живописец, член группы «Прогрессивных художников» (1947).

Иллюминированный — украшенный цветными миниатюрами или орнаментами.

Индуизм — господствующая религия современной Индии, сложилась ок. 5 в. н. э. на основе предшествующих религий (доведийской, ведийской и брахманизма), испытала сильное влияние буддизма и джайнизма; объединяет в себе множество различных верований и культов (ее пантеон насчитывает ок. 3 млн божеств) и поэтому не имеет единого для всех главного Бога, центральной доктрины и церковной иерархии; как религиозно-философская система продолжает развиваться благодаря учениям современных религиозных реформаторов.

Кали («черная») — устрашающая ипостась богини Дурги, наиболее жестокая истребительница демонических сил, угрожающих равновесию Мира.

Кальпа-сутра («Книга ритуалов») — один из канонических текстов джайнизма, представляет собой жизнеописания трех последних тиртханкаров, главным образом Джины Махавиры, основателя джайнизма.

Картикейя — второе имя шестиголового бога войны Сканды, сына Шивы и Парвати.

Киртимукха — эманация духа бога Шивы, порожденная его гневом для уничтожения демона Раху; его стилизованное изображение используется в качестве маскарона-оберега в архитектуре и скульптуре.

Кишанчанд — художник при дворе правителя Биласпура (ок. 1750–75 гг.), известен своей серией миниатюр к Бхагавата-пуране; некоторые из них входили в коллекцию С.Н. Рериха.

Колонны Ашоки — каменные мемориальные колонны, появившиеся при императоре Ашоке (3 в. до н. э.), возводились в местах, связанных с жизнью Будды, буддийских святых или событий из истории буддизма; выполненные из цельного блока тщательно отполированного песчаника, нередко достигали до 15 м высоты и до 50 тонн веса.

Констебл Джон (1776–1837) — английский живописец, сыграл важную роль в развитии европейской пленэрной живописи.

Кришна («черный», «темный», «темно-синий») — восьмое воплощение бога Вишну, принявшего человеческий облик для избавления мира от сил зла и насилия; один из самых популярных богов индуистской мифологии, где он представлен в двух образах: 1) мудрого царя-воина, героя битвы Пандавов и Кауравов, запечатленного в Махабхарате;2) божественного Пастуха, резвящегося среди пастушек-гопи, жизнеописанию которого посвящена последняя глава Бхагавата-пураны.

Кулантапитха («конец обитаемого мира») — название долины Кулу в древнейших источниках. Под названием Кулута она упоминается в Вишну-пуране Рамаяне и Махабхарате.

Кулантапитха Махатмия («Величие Кулантапитхи») — произведение величального жанра, прославление священной местности и связанных с ней легенд.

Курбе Густав (1819–1721) — французский живописец, развивал в своем творчестве принципы реализма.

Кушаны, династия — выходцы из племени центральноазиатских кочевников, создавших одну из самых могущественных империй Древней Индии и всего Древнего Востока (1 — нач. 4 в. н.э.), которая объединила области Северной Индии, Средней Азии, Афганистана, Пакистана и Синьцзяна, что привело к сближению различных культур, к сложению выдающихся художественных школ (гандхарской, матхурской и др.), сочетавших в себе лучшие достижения эллинистического искусства и элементы местных художественных традиций. Во 2-й половине 4 в. земли бывшей Кушанской империи оказались во владении сасанидских наместников.

Кхандалавала Карл (1904–95) — искусствовед, вице-президент Национальной Академии художеств, коллекционер индийской миниатюры.

Ланкре Никола (1690–1743) — французский живописец, представитель искусства рококо.

Лакшми («добрый знак», «счастье», «красота») — супруга бога Вишну, богиня благосостояния, счастья и красоты, вместе с Вишну олицетворяет основные начала и стихии бытия. Проявляет себя также в ипостаси богини Шри («процветание», «слава»). Обычно изображается с опоясывающей груди лентой.

Лакшми-Нарайяна — в индуистской иконографии групповое изображение Вишну с Лакшми, где Вишну почитается в его аспекте высшего божества Нарайяны, пребывающего в первобытных водах (нара), заполнявших все пространство до сотворения Мира.

Ланджа — алфавит индийского типа, используемый в Тибете и Непале для записи санскритских текстов.

Лессировка — тонкий, прозрачный слой жидко разведенных красок, наносимый на просохший слой масляной живописи для обогащения колорита.

Лингам («знак пола») — фаллос, символ бога Шивы как владыки творческой энергии мира во всех ее проявлениях.

Лоуренс Томас (1769–1830) — английский живописец-портретист, представитель романтизма.

Маго П.Н. (р. 1922) — индийский живописец и график.

Мадху-Малати — любовная история, названная по имени ее главных героев — Мадхавы и Малати, сына и дочери царей двух царств древней Индии. Одна из поэтических версий этой очень популярной истории послужила основой для создания серии миниатюр художниками школы Пахари в конце 18 в.

Майтрейя («связанный с дружбой») — в буддизме махаяны бодхисаттва и грядущий будда, с приходом которого связывают окончательную победу справедливости на земле и установление нового благого миропорядка, или Сатиа Юги; единственный бодхисаттва, которого признают все основные направления буддизма.

Макара — мифологическое морское чудище, в облике которого соединены черты крокодила и рыбы или слона и рептилии; символизирует природные стихии.

Ману — великий индийский законодатель, один из легендарных Учителей-руководителей отдельного космического круга развития (манвантары).

Махабхарата («Великая битва потомков Бхараты») — грандиозный индийский героический эпос, составленный риши Вьясой из древних устных легенд и сказаний; в его основу положено сказание о борьбе между родами Пандавов и Кауравов за господство над Индией. Письменная версия эпоса, появившаяся лишь в начале I тыс. н.э., посвящена богу Вишну, выступающему здесь в облике Кришны на стороне Пандавов.

Махадева («великий бог») — одно из имен-эпитетов Шивы, высшего божества, олицетворяющего созидающие и разрушающие силы Универсума.

Махаяна («Большая Колесница») — одно из двух основных направлений буддизма (т.н. северный буддизм), возникла в начале н.э., окончательно оформилась в эпоху Палов, получила широкое распространение в странах Дальнего Востока и Центральной Азии, особенно в Тибете, Китае и Японии. Согласно учению махаяны, каждый человек — потенциальный будда, поэтому достичь освобождения может не только монах-аскет, но и простой мирянин, при этом высшим идеалом признается не личное, но всеобщее спасение, осуществляемое с помощью бодхисаттв — святых подвижников, достигших «берега спасения», но не ушедших в нирвану, а остающихся в мире для помощи остальным страдающим существам на их пути к освобождению.

Махишамардини (также Махишасурамардини — «убившая Махишу») — ипостась богини Дурги, в которой она совершает свой основной подвиг; убийство в жестоком поединке демона-асуры Махиши, прогнавшего богов с неба на землю.

Моголов (Великих) династия — мусульманская династия, ведущая свой род от выходца из Центральной Азии, ферганского эмира Бабура, захватившего в 1526 г. Дели и Агру; объединив под своей властью всю Северную и Центральную Индию в великую империю, правила до середины 18 в.

Мукута — высокая коронообразная, украшенная драгоценностями прическа высших божеств.

Муралидхар («играющий на свирели») — одно из имен-эпитетов Кришны.

Наги («змии») — полубожества со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами, владетели подземного или водного мира; часто принимают человеческий облик и селятся среди людей. Считаются мудрецами и магами в индуистской мифологии; играют большую роль в буддийских легендах, где утверждается, что Будда проповедовал нагам и они хранили истину до тех пор, пока люди не созрели для ее понимания.

Найика — см. Расаманджари.

Нанди («счастливый») — слуга, привратник и друг, ездовое животное и один из символов бога Шивы;изображается в виде белого быка (или существа с бычьей головой) — непременной принадлежности шиваитских храмов.

Нарсингх — один из легендарных хранителей долины Кулу, который согласно преданию был когда-то раджой этой долины.

Пагода — многоярусная башня в восточноазиатской архитектуре.

Падмапани («держащий лотос») — одна из форм бодхисатвы Авалокитешвары.

Пала, династия — правила в Бихаре и Бенгалии в 8–12 вв. Долгое и успешное правление династии базировалось на эффективной, социально ориентированной административной системе, функционирующей на всех уровнях — от малой деревни до центрального аппарата, на политике религиозной толерантности и мощной поддержке науки и искусства. Ее представители вошли в историю и как великие покровители буддизма — с именем Пала связан «золотой век» буддийского монастыря-университета Наланда и строительство буддийских монастырей-университетов Викрамашила и Одантапури, которые сыграли важную роль в пропаганде буддизма в Непале, Тибете и на Шри-Ланке. В искусстве школа Пала представлена замечательными образцами каменной и бронзовой скульптуры, а также миниатюрной живописи, украшающей рукописи буддийских сутр.

Палсикар Шанкар Бальвант (1917–84) — индийский живописец, первый стипендиат правительства Индии в области изобразительного искусства (1950), член «Бомбейской группы» художников (1956).

Пандавы — пятеро сыновей легендарного царя Панду, герои древнеиндийского эпоса Махабхарата.

Парашурама («Рама с топором») — одна из аватар бога Вишну, воплотившегося в облике сына брахмана Джамадагни, для того чтобы избавить жрецов-брахманов от тирании воинов-кшатриев.

Парвати («горная») — одно из имен-эпитетов супруги Шивы, благая ипостась могущественной богини. Считается дочерью Неба и Гималаев. Как и все супруги богов, является манифестацией творческой энергии (шакти) Шивы.

Пахари («горная») — общее название живописных школ горных княжеств северного Пенджаба, возглавляемых раджпутскими династиями; считается ветвью раджпутской школы миниатюрной живописи.

Подмалевок, или основа — в классическом методе живописи, базирующемся на последовательности трех слоев, — второй, основной слой картины, выполненный кроющими, непрозрачными красками (как правило, подцвеченными белилами), в котором выделяются обычно все светлые места картины и дается лепка формы. В подмалевке, который потом просвечивает сквозь прозрачный верхний слой, особенно ярко проявляется характер мазка, индивидуальный почерк художника.

Прабха — в скульптуре декоративная подковообразная арка с пламенеющими краями, прикрепленная к пьедесталу и окаймляющая изображение.

Прадакшинапатха — тропа для ритуального обхода святилища.

Праджняпарамита («совершенство мудрости») — Запредельная Мудрость, персонифицированная как божество-бодхисаттва в буддизме махаяны.

Примитивы («первый», «самый ранний») — общее название ранних памятников живописи европейского Возрождения в старой литературе по истории искусства, которое С.Н. Рерих применяет по отношению к ранним произведениям различных живописных школ Индии.

Притхиви («широкая») — обожествленная и персонифицированная матерь-земля.

Пураны («древние предания») — собрание индуистских Священных писаний, содержат наиболее полное изложение космологии и эсхаталогии индуизма.

Равал Равишанкар (1892–1977) — индийский живописец, график, художественный критик, журналист, эссеист, педагог; основатель журнала по вопросам культуры и искусства «Кумар».

Равалсар — знаменитое озеро и город в 24 км от Манди, равно священные для индуистов, буддистов и сикхов как место, откуда великий религиозный реформатор Падмасамбхава отправился в Тибет проповедовать Учение Будды.

Рага («цвет», «окраска», «тон», «оттенок») — основа индийской классической музыки, канонизированное мелодическое построение, характеризуемое определенным звукорядом, интонационными и ритмическими признаками, которое служит основой для импровизации и соответствует определенному эмоциональному состоянию, сезону, времени суток, природным явлениям, божеству, святому, местности, племени.

Рагамала («Гирлянда раг») — популярные в 16–17 вв. поэтические циклы на языке хинди, описывающие музыкальные лады-раги; нашли свое отражение в миниатюре, где согласно установленной иконографии, в любовных сценах или орфических сюжетах, воплощалась эмоция (или настрой), вызываемая той или иной рагой.

Рагунатх — одно из проявлений Рамы, аватары бога Вишну.

Раджпутана (также Раджастан, «страна раджей») — историческая область на северо-западе Индии; в средние века здесь сложилось около 20 раджпутских княжеств.

Раджпуты — военно-феодальная каста-сословие в средневековой Индии, каста в современной Северной Индии. За гордыми раджпутами закрепилась слава доблестных и благородных рыцарей, отличавшихся особой отвагой и верностью данному слову.

Радха («совершенство», «успех») — пастушка-гопи, возлюбленная бога Кришны, символизирует устремление человеческой души к слиянию с богом; считается воплощением богини Лакшми. Любовь Радхи и Кришны — одна из самых популярных тем в индийской поэзии и живописи.

Рама («темный») — одна из аватар бога Вишну, который воплотился в облике Рамы, царя Айодхьи, для того чтобы избавить богов и людей от тирании демона Раваны, правителя Ланки. Начиная с 11 в. культ Рамы — один из важнейших в индуизме.

Рамаяна — один из величайших литературных памятников Индии, эпическая поэма, описывающая историю жизни и подвигов Рамы и созданная согласно традиции легендарным риши-мудрецом Вальмики в 5–4 вв. до н.э. В 16 в. она была переведена с санскрита на хинди великим индийским поэтом Тулсидасом, а в 17–18 вв. язык поэмы прочно вошел в обиход жителей Гималайских предгорий, где Рамаяна имела особое значение, обусловленное возрождением культа Вишну и связанных с ним широких народных движений бхакти, исповедующих идеал преданности божеству. Художниками школы Пахари было создано несколько версий серии Рамаяны.

Ранджит Сингх (1780–1839) — основатель Сикхского монархического государства на территории горных княжеств Пенджаба на левобережье р. Сатледж.

Рандхава Махендра Сингх (1909–89) — ученый, писатель, искусствовед, государственный деятель, основатель Музея современного индийского искусства в Чандигархе (Пенджаб), инициатор создания Пенджабского совета по делам искусств и Музея культурного наследия Пенджаба в Лудиане; в 1950–80-е гг. было издано 9 написанных им книг о живописи Кангры, Басоли и Чамбы.

Расаманджари — трактат поэта Бханудатты (15 в.), классифицирующий героев (найяка) и героинь (найика) любовной лирики.

Раса-панчадхьяи — раздел Бхагавата-пураны.

Рейнолдс Джошуа (1723–92) — английский живописец и теоретик искусства; организатор и первый президент лондонской Академии художеств.

Рембранд Харменс ван Рейн (1606–69) — голландский живописец, рисовальщик, офортист, великий мастер светотени.

Рой Джамини (1887–1972) — индийский живописец и график, его творчество основано на традициях бенгальского народного лубка.

Рой Чоудхури Деви Прасад (1899–1975) — индийский живописец и скульптор, директор Мадрасской школы искусств; работал в русле школы «Бенгальского Возрождения».

Самадхи — надгробие на месте погребения тела святого.

Самант Мохан (1924–2004) — индийский живописец, музыкант; член «Бомбейской группы» художников (1956), с 1968 г. живет в США. Синтезировал в своем творчестве традиции стенописи Аджанты, раджпутской миниатюры и европейского модернизма.

Сансар Чанд (1775–1823) — махараджа Кангры, величайший правитель в истории западногималайских горных княжеств, покровитель искусств, превративший свое княжество в ведущий культурный центр севера Индии; в знаменитой художественной мастерской при его дворе оформились характерные черты миниатюры Кангра.

Саньял Бхабеш (1904–2003) — индийский скульптор и живописец; в конце 1940-х гг. в его студии-школе в Нью-Дели была основана первая в Индии общественная организация художников, объединившихся в поисках новых средств выражения в искусстве; член «Бомбейской группы художников» (1956).

Сарасвати — главная из трех супруг бога Брахмы, составляющая вместе с Парвати и Лакшми триаду великих богинь; богиня учености и красноречия, создательница алфавита деванагари и языка санскрита, покровительница искусств и наук.

Сати — 1) древний обычай самосожжения вдовы на погребальном костре мужа; 2) памятный камень с изображением женской фигуры с молитвенно сложенными руками на месте погребения жертвы.

Сатсаи («Семьсот строф») — поэма виднейшего поэта 17 в. Бихарилала Чаубе, в которой в изысканных двустишиях описывается любовь Радхии Кришны.

Сена, династия — правила в Бенгалии в 11–12 вв. после падения династии Пала;период ее правления был отмечен возрастанием роли индуизма,вытеснившего буддизм,и высоким развитием санскритской литературы; знаменитый Джайядева, автор поэмы «Гита-говинда», считался «одним из пяти жемчужин» при дворе Лакшманы Сена (1179–1206).

Сигирия («Львиная скала») на о. Шри-Ланка — царская резиденция-крепость 5 в., сооруженная на скале высотой в 200 м, оформленной в виде огромного сидящего льва.

Сикхи — последователи сикхизма, самой молодой религии Индии, представляющей собой синтез индуистских и мусульманских идей; создали свое государство (1765–1849) в Пенджабе.

Ступа («макушка», «холм земли») — буддийское культовое сооружение, олицетворяющее структуру Вселенной, глинобитный или каменный купол, воздвигнутый над священными реликвиями.

Сурья («высший свет») — бог Солнца, носитель света, небесный огонь, видимая форма бога, которую можно созерцать каждый день. И шиваиты и вишнуиты часто почитают Сурью как аспект Шивы или Вишну.В североиндийской пластике обычно изображается в высоких сандалиях или сапогах.

Сутра («нить для нанизывания жемчужин») — в буддизме канонический текст, содержащий догматы учения, идеи, наставления; структура текста, форма и ритм его изложения позволяли запоминать сутру как музыкальное произведение.

Сюань Цзан (602–64) — знаменитый китайский буддийский монах, ученый, философ, переводчик, путешественник. В 629–45 гг. странствовал по Центральной Азии и Индии, сведения о которых собраны в его «Записках о путешествии на Запад» (646 г.), являющихся одним из важнейших источников по истории Индии и Центральной Азии 7 в. В 634 г. посетил буддийские монастыри в долине Кулу.

Тагор Абаниндранатх (1871–1951) — художник, учитель живописи, один из основателей национальной индийской школы «Бенгальского Возрождения», племянник Рабиндраната Тагора. В его живописи сочетались традиции могольской и раджпутской миниатюры и элементы техники японской и китайской живописи.

Тиртханкара («создатель переправы») — в джайнизме Спаситель, провозвестник Учения, который в каждую мировую эпоху провозглашает истину, указывающую всем страждущим путь спасения.

Тициан (собств. Тициано Вечеллио, ок. 1476–1576) — итальянский живописец, глава венецианской школы Высокого Возрождения, один из величайших колористов в истории европейской живописи.

Тримурти («трехликий») — имя триады высших индуистских богов: Брахмы, Вишну и Шивы; иногда обозначает триединую суть Шивы.

Трипурасундари («прекраснейшая в трех мирах») — в индуизме одна из десяти богинь, объединенных собирательным наименованием махавидья («великое знание»).

Трэжеривала Б.Н. — бомбейский коллекционер, его собрание миниатюр было приобретено Национальным музеем в Нью-Дели.

Упанишады («сидеть возле» [наставника] → «сокровенное знание») — религиозно-философские трактаты, изложенные в виде диалога между духовным наставником и учеником, состоят из разнородных прозаических и поэтических текстов, в которых рассматриваются проблемы реальности, познания и освобождения; возникли как комментарии к Ведами оказали громадное воздействие на все системы индийской классической философии. Первые из основных известных Упанишад относятся к 8–7 вв. до н. э.

Хайягрива («имеющий шею лошади») — одно из воплощений Вишну, изображается в виде существа с лошадиной головой и человеческим туловищем.

Халс (Галс) Франс (ок. 1580–1660) — голландский живописец, основоположник голландского реалистического портрета.

Хануман — божественная обезьяна, сын Ваю, бога ветра, мудрый советник царя обезьян Сугивары, один из главных героев Рамаяны; почитается как наставник в науках и прокровитель деревенской жизни.

Хеббар Каттинджери Кришна (1912–66) — индийский живописец и график, в творчестве которого органично сочетаются приемы традиционного индийского и современного европейского искусства.

Хирман (также Хадимба) Деви — в Махабхарате сестра обитавшего в Манали демона Хадимбы, уничтоженного Бхимой из рода поселившихся здесь в изгнании Пандавов. Став женой Бхимы, она не покинула Манали по окончании его изгнания и после долгих молитв и покаяний достигла состояния богини.

Хогарт Уильям (1697–1764) — английский живописец, график, теоретик искусства, основоположник социально-критического направления в европейской живописи.

Хусейн Мукбул Фида (р. 1915) — живописец, кинопродюсер, один из членов-основателей группы «Прогрессивных художников» (1947); на Западе его называют «индийским Пикассо».

Хэвелл Эрнест Бинфильд (1861–1934) — английский художник, просветитель, директор Мадрасской и Калькуттской школ искусств, автор многочисленных публикаций по вопросам индийского искусства и истории, один из основателей национальной школы «Бенгальского Возрождения».

Цяньфодун («Пещеры тысячи Будд») — буддийский пещерный храмовый комплекс близ древнего китайского города Дуньхуана, основан во 2-й половине 4 в.; объединяет ок. 500 святилищ, которые украшались стенописью и скульптурой на протяжении десяти веков. Для стиля росписей 5–6 вв. характерно соединение отдельных черт китайской, индийской и центральноазиатской живописи.

Чавда Шьявакс (1914–90) — индийский живописец, возрождал в своем творчестве традиции древнеиндийского искусства.

Чайтья — здесь: арочный подковообразный проем в верхней части культового сооружения.

Чалукийская традиция — развивалась на территории Декана (Бадами, Айхоле) в период правления династии Чалукьев (6–8 вв.)

Чоли — верхняя часть женской одежды, плотно облегающий лиф, прикрывающий грудь.

Шакьямуни — будда, проповедовавший учение в Северной Индии в 5 в. до н. э.

Шергил Амрита (1913–41) — индийская художница, в творчестве которой соединились традиции европейского искусства начала 20 века и древнеиндийской стенописи и средневековой миниатюры.

Шива («благой», «приносящий счастье») — одно из высших божеств индуистского пантеона, третье лицо Тримурти, или Разрушитель Мира и богов в конце каждого мирового периода, также воплощает в себе созидательное начало как владыка творческой энергии Мира.

Шикхара («вершина») — башнеподобная надстройка над святилищем индийского (как индуистского, так и буддийского) храма. Шикхара североиндийских храмов имеет параболическую форму с подчеркнутым вертикальным членением.

Яджнопавита — особым образом сплетенный священный брахманский шнур, три нити которого символизируют три состояния Вселенной (сотворение, сохранение и разрушение) и соответствующую им триаду богов (Брахму, Вишну и Шиву).

Ямуна — богиня реки Ямуны (Джамны), символизирует преданность.

À cire perdu («с утраченным воском») — древнейший метод литья из бронзы с применением восковой модели, вытапливаемой из глиняной формы. Необходимость создавать для каждой отливки новую восковую модель позволяла мастерам избежать серийности при воспроизводстве канонических изображений.

 

 

 

 

Начало страницы