Публикуется по изданию:
Ю.Н. Рерих. Ванаратна – последний из великих пандитов // Буддизм и культурное единство Азии: сборник статей / Пер. с англ. А.Л. Баркова, с фр. А.А. Соболева, с тиб. В.С. Дылыкова-Парфионович. – М.: МЦР, 2002. – С. 47-49.
Первая публикация:
Vanaratna – the Last of the Great Panditas / G. Roerich // The Maha-Bodhi. Calcutta, 1954. Vol. 62, May–June, № 5–6. P. 199–201. – Англ. яз. – Опубл. на рус. яз. под назв. «Ванаратна – последний из великих пандитов».
Жизнеописание Ванаратны излагается в тибетских «Голубых Анналах» (Часть 2, Калькутта, 1953). Существует также цейлонское жизнеописание Ванаратны (XV век), которое содержит интересные сведения. (Прим. Ю.Н. Рериха).
Принято считать, что с постепенным уходом буддизма из северной Индии и установлением мусульманского господства, индийские пандиты были вынуждены бежать в страны по ту сторону Гималаев. Однако глубокое изучение тибетских исторических хроник свидетельствует, что древние культурные связи переживали эти изменения и что ученые из Индии и Непала продолжали посещать Тибет. Одним из самых известных среди них был ученый Ванаратна (Nags-kyi rin-chen [букв. – драгоценность леса (прим. перев.)]), который, подобно многим его предшественникам, пришел в Тибет через восточную Бенгалию. Его имя непосредственно связано с распространением в Тибете системы Калачакры. Он родился в 1384 году в семье раджи в небольшом городке Саднагара в районе Читтагонг в восточной Бенгалии. В восьмилетнем возрасте он принял монашество в присутствии упадхъяны Буддагхоши и ачарьи Суджаратны в вихаре Махачайтья, и в течение нескольких лет продолжал обучение под руководством двух вышеупомянутых ачарья. Когда ему исполнилось двадцать, он получил последнее монашеское посвящение и отправился на Цейлон продолжать свое постижение буддийского Учения. Примечательно, что в то время многие из индийских буддистов должны были отправляться учиться в южную Индию и на Цейлон. На Цейлоне Ванаратна изучал Винаю и практическую медитацию под руководством известного ачарьи Дхармакирти. После окончания обучения на Цейлоне, Ванаратна, как нам известно, отправился в Калингу, где с ним подружился великий ученый Нарадитья и даже сочинил в его честь стотру, сохранившуюся в тибетском переводе:
"Великий Стхавира Ванаратна,
Который обрел свободу через словесное соприкосновение,
Очистив мутные загрязнения, порожденные миром.
О существа! Следуйте за ним с благоговением,
дабы усмирить сансару."
Из Калинги Ванаратна отправился в известный буддийский центр Шри Дханья-катака махачайтья и оставался некоторое время в обители великого Нагабодхи. Там, как нам известно, он встретился с сиддхой Сабари. Из Дханья-катаки он отправился на север в Магадху и провел там некоторое время с ученым Харихарой, который объяснял ему текст Калапасутры, в версии, которая в семь раз больше той, что сохранилась в Тибете. Ванаратна удалился в лесную хижину и там практиковал Шаданга-йогу (разновидность йоги, поддерживаемая системой Калачакры, которая состоит в том, чтобы проводить в медитации определенное время – три года, три полумесяца и три дня; считается, что во время этих периодов физический организм садхаки подвергается полному изменению). В вихаре, называемой Уруваса, каменное изображение Арьи Авалокитешвары произнесло пророчество и велело Ванаратне следовать в Тибет и проповедовать Учение. Согласно пророчеству Ванаратна последовал в Непал и там встретился с великим пандитом Шиласагарой, который совершил над ним обряд Бодхичиттопады в соответствии с методом Бодхисаттвачарьяватары. В 1426 году Ванаратна прибыл в Тибет и отправился в Лхасу, а также в долину Ярлунга на юго-востоке страны. В описании его жизни упоминается, что его первое путешествие в Тибет было не очень успешным, и что "только несколько человек пришли спросить его об Учении". Поэтому он вернулся обратно в Непал и поселился в вихаре Шантапури, расположенной недалеко от Сваямбху-чайтьи. Пока он жил в вихаре, его посетили его прежний ачарья Буддагхоша и сиддха Шабари. Они посвятили его в цикл Самвары и даровали ему лучшее посвящение (uttara-abhişeka) в Калачакру. Во время его пребывания в Шантапури-вихаре, он получил приглашение от Ситу Рабценпа вновь посетить Тибет. Он принял приглашение и отправился в Гьянцзе. Нам известно, что он встретился с великим тибетским ученым Ронгтоном, который поехал вместе с Ванаратной в Лхасу. Они поселились в Ринпори, и весть о прибытии Ванаратны распространилась повсеместно. Он получил приглашение от царя Дагпа Гьелцена посетить Цетханг и провел некоторое время в местном монастыре. Оттуда Ванаратна сопровождал царя в Гонкар, а затем вернулся в Ринпори, где совершил над царем обряд посвящения. Затем великий пандита и его ученики отправились в Паро (sPa-gro в западном Бутане) и провели там некоторое время. Рассказывают, что во время пребывания в Паро ему было видение гуру Падмасамбхавы. В 1436 году Ванаратна отправился в Недонг, а затем вернулся в Цетханг и совершил многочисленные обряды посвящения над царем и его приближенными. Из Тибета Ванаратна вернулся в Непал через Киронг, сопровождаемый группой всадников, посланной царем. Он хотел посетить Ваджрасану, но дорога была небезопасна из-за разбойников, которые, как сказано в тибетском источнике, слышали, что Ванаратна стал духовным наставником царя и предвкушали богатую добычу. Ванаратна был вынужден отложить свое путешествие и вместо себя отправил в Ваджрасану посланца с дарами. В Непале он возвел образ Ваджрадхары и практиковал медитацию. В 1453 году Ванаратна снова поехал в Тибет и вновь посетил Ярлунг, где даровал многочисленные посвящения в Калачакру. Он также объехал важнейшие тибетские монастыри и проповедовал Учение монашеской братии в Цетханге, Сангпху, Гунгтханге и Денса-тхеле. Тибетский историк подчеркивает популярность Ванаратны и добавляет, что "в описании высокого значения (скрт. nīta-artha) ваджраяны, его милосердие было подобно отдыху в потоке жизни".
Когда он вернулся в Непал, его продолжали посещать многие тибетские ученые. Кроме проповедей и совершения посвящений, Ванаратна занимался созданием и переводом буддийских текстов. Последние годы своей земной жизни Ванаратна провел в пустыни в Говичандре, где он много проповедовал. Он отошел в почтенном возрасте восьмидесяти пяти лет, в восьмом месяце 1468 года со словами: "Мне теперь предстоит радость отправиться на небеса Тушита [1]". Он был кремирован на кладбище Рамдоли недалеко от Сваямбху-чайтьи. По словам тибетского историка, "он стал нашим высшим и единственным прибежищем".
Примечания:
[1] Небеса Тушита – один из запредельных миров, где пребывает Будда грядущего Майтрейя. – Прим. перев.