ruenfrde
Скрыть оглавление

Статьи из Философской энциклопедии. 1960

История публикации:

Будда // Философская энциклопедия. М., 1960. Т. 1. С. 196.

То же: // Оккультизм и Йога. Асунсион, 1963. Кн. 29. С. 66–67.

То же: // Е.И. Рерих, Н.К. Рерих, А.М. Асеев. Оккультизм и Йога: летопись сотрудничества. В 2 т. М., 1996. Т. 2 (1931–1954). С. 196.

То же: // Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия. Т. 2. Статьи, дневники, отчеты. М., 2012. С. 72.

 

Йога // Философская энциклопедия. М., 1962. Т. 2. С. 400–401.

То же: // Оккультизм и Йога. Асунсион, 1963. Кн. 29. С. 67–70.

То же: // Е.И. Рерих, Н.К. Рерих, А.М. Асеев. Оккультизм и Йога: летопись сотрудничества. В 2 т. М., 1996. Т. 2 (1931–1954). С. 197–200.

То же: // Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия. Т. 2. Статьи, дневники, отчеты. М., 2012. С. 73–75.

 

Йогачары // Философская энциклопедия. М., 1962. Т. 2. С. 401.

То же: // Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия. Т. 2. Статьи, дневники, отчеты. М., 2012. С. 76.

 

Публикуется по изданию:

Рерих Ю.Н. Будда. Йога. Йогачары / Ю.Н. Рерих. Тибет и Центральная Азия. T. II: Статьи. Дневники. Отчёты. – М.: Рассанта, 2012. – С. 72–76.

 

 

 

 

БУДДА

Будда (правильнее Буддха, санскр., буквально – просветлённый), Сиддхартха, из рода Гаутамы, – согласно буддийской традиции, основатель философии и религии буддизма. Дошедшие до нас жития Будды наполнены мифологическими вымыслами, что служит для некоторых учёных главной причиной считать его полулегендарной личностью (Е. Senart, Essai sur la Legende du Buddha, son caractere et ses origines, 1882). Некоторые из так называемых сутр, относящихся к первым векам буддизма (Suttanipata, Mahaparinibbanasutta), излагают данные о жизни Будды, согласно которым Сиддхартха, он же Шакья (Сакья)-Муни (отшельник из рода Шакьев), – будущий Будда, родился в семье владетельного князя Шуддходаны, слушал поучения браманских учителей; в возрасте 29 лет покинул дворец, в лесу Урувилва (Урувела) подвергал себя аскетизму, путём созерцания прозрел и постиг вечное становление мира, став Буддой. Археологические находки позволили установить, что в III веке до н.э. люди считали Будду земным основателем буддийской религии, которая призывала к уходу от общественной жизни, аскетизму, непротивлению злу и покорности судьбе. Современная наука относит жизнь Будды к 563–483 гг. до н.э.

 

Философская энциклопедия.

T.I. М., 1960

 

 

 

ЙОГА

Йога (санскр. – связь, единение и связывание) – система древнеиндийской философии. Обычно йога считается одной из шести ортодоксальных систем древнеиндийской философии. Однако по существу она есть практическое применение системы санкхья для достижения психического и физического самоподчинения. Традиционно под йогой понимают систему философа Патанджали (около I в. до или после н.э.), изложенную в «Йогасутрах» (русский перевод 1911 г.). Патанджали скорее систематизатор, чем творец йоги, так как и до него существовали йогические сочинения.

Необходимо различать философскую систему йоги от пути методов йоги, являющихся частью многих других религиозно-философских систем. Цель йоги как философской системы – освобождение духа из потока миропроявления (самсары) и пут кармы, вынуждающих атмана (дух, абсолютный субъект) без конца перевоплощаться. Цель и смысл освобождения разными течениями понимаются различно: начиная от абсолютного покоя с полным угасанием самосознания и сознания вообще (нирвана ранних буддистов) до приобщения индивидуального духа (дживы) к абсолюту. В этом смысле йога есть связь, единение. Патанджали понимал освобождение как полное обособление индивидуума от мира, разобщение субъектов и объектов, замкнутость в себе. Из множества различных частных йог принято выделять четыре основных течения: джнана, раджа, бхакти и карма-йоги.

Джнана-йога основным методом освобождения признаёт познание сущности миропроявления как иллюзорного (веданта) или реального (санкхья) причинно-следственного потока, с которым атман мнит себя связанным вследствие незнания (авидья). Как только незнание разрушено, атман осознает себя свободным.

Раджа (царственная) йога, опираясь на теорию джнаны, разрабатывает систему психического и физического овладения собой с целью оторваться от внешнего мира. Эту систему разработал Патанджали в своей восьмиступенчатой йоге, которую он определяет как «удержание материи мысли от завихрений». На первых двух ступенях (яма, нияма) упражняются в сдержанном поведении (безгневность, невреждение, правдивость и пр.), в соблюдении обетов. Следующие три ступени (асана, пранаяма, пратьяхара) касаются психофизических упражнений: на ступени «асана» (осанка, положение) занимаются статической гимнастикой в напряжённых положениях, способствующей сознательному владению определёнными участками тела, укреплению функций органов и пр.; вырабатываются основные медитационные позы («лотос» и пр.), без чёткой отработки которых нельзя приступать к упражнениям в дыхании (пранаяма), овладение которыми является одним из непременных требований йоги.

Йога считает необходимым уметь направлять «прану» в те или иные области тела. Пранаяма требует овладения ритмом дыхания с правильным чередованием длительности выдоха (с которого начинают пранаяму), вдоха и одной или двух задержек между этими фазами; они комбинируются различно по чередованию и длительности в зависимости от частных целей. Наиболее простой и безопасный вид пранаямы – уджджайя: чередование равно длящихся вдохов и выдохов, которые производятся возможно плавней и полней, но без насилия, что требует знания техники и понимания физиологии дыхания, без чего пранаяма вместо пользы может принести большой вред.

Пратьядхара состоит в отвлечении чувств от их предметов, без чего не может быть сосредоточения. Психофизические упражнения, весьма сложные и разнообразные, иногда выделяются в низшую школу йоги под названием хатха-йога.

Три высшие ступени йоги – психические, называемые самъямой (собранность), это: дхарана (удержание), дхьяна (размышление) и самадхи (самоуглубление). Они различаются по степени и длительности самоуглубления: самадхи требует полноты самопогружённости с утратой всех внешних восприятий. Различается ряд ступеней самадхи с повышающимся отрывом от всего внешнего, что и знаменует достижение освобождения. «Великое самоуглубление» (махасамадхи) кончается физической смертью.

Бхакти-йога путём освобождения считает безраздельную преданность «высшему», понимание которого постепенно расширяется вплоть до полного растворения в нём самосознания. Бхакти-йога тесно связана с карма-йогой, учащей бескорыстной деятельности в обществе и полному отказу от пользования плодами этой деятельности. Наиболее ярко бхакти-йога и карма-йога изложены в Бхагавадгите (русский перевод 1956 года, 2-е издание 1960 г.).

Практика йоги, имеющая многовековой опыт, широко распространена в Индии и по сей день. Однако рациональные психофизиологические моменты йоги были извращены религиозно-мистическими учениями. В этих учениях психофизическая дисциплина йоги рассматривается как средство достижения внутреннего состояния, при котором душа освобождается от своих телесных оков и возвращается в своё божественное лоно.

Современная буржуазная идеалистическая философия использует религиозно-идеалистическую направленность философских основ йоги для обоснования мистических систем, проповедующих слияние с абсолютом, и т. д.

 

Философская энциклопедия.

Т. 2.М., 1962

 

 

 

ЙОГАЧАРЫ

Йогачары (виджнянавада) – последователи религиозно-философской школы в северном буддизме (махаяне). Основные идеи школы появляются впервые в середине II в. в трактате «Сандхинирмочанасутра». Философская система школы Йогачаров была разработана мыслителем Асангой (IV–V вв. н.э.) в трактатах «Йогачарьябхуми», «Махаянасампариграха» и «Абхидхармаса-муччая». Брат Асанги, философ Васубандху, систематизировал положения школы в своих сочинениях «Вьякхья-юкти», «Вимшика» и «Тримшика».

Из среды Йогачаров вышли виджнянавадины – последователи логики, система которых отличалась от «философского» направления Асанги и Васубандху и была разработана основателем буддийской логики Дигнагой (V в. н.э.) и Дхармакирти (конец VI в. н.э.). Буддийская логика, разработанная Дхармакирти, получила широкое распространение и породила многочисленную научную литературу на тибетском и монгольском языках. В Китае философия Йогачаров стала известной благодаря переводам Парамартхи (546 н.э.) и Сюань-чжуана (ок. 650 н.э.).

Йогачары утверждали примат сознания и отрицали реальность внешнего мира. Дхармы, элементы бытия, не имеют самостоятельной реальности; они реальны как проявления сознания. Йогачары «философского» направления выдвинули учение о «сокровищнице сознания», т.е.  потоке состояний сознания, своего рода субстрате сознания, на котором отпечатываются прошлые впечатления, весь прежний опыт индивида. Согласно учению Йогачаров, существуют три вида реальности: воображаемый, зависимый (в котором явления наблюдаются в их причинной связи) и истинно-сущее, абсолют – чистое сознание, имманентное проявленному миру. Как и в других буддийских школах, средством познания абсолюта признавалось йогическое знание (см. Йога).

 

Философская энциклопедия.

Т. 2. М., 1962

 

 

 

Начало страницы