ruenfrde
Скрыть оглавление

Статьи из Философской энциклопедии. 1960

История публикации:

Будда // Философская энциклопедия. М., 1960. Т. 1. С. 196.

То же: // Оккультизм и Йога. Асунсион, 1963. Кн. 29. С. 66–67.

То же: // Е.И. Рерих, Н.К. Рерих, А.М. Асеев. Оккультизм и Йога: летопись сотрудничества. В 2 т. М., 1996. Т. 2 (1931–1954). С. 196.

То же: // Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия. Т. 2. Статьи, дневники, отчеты. М., 2012. С. 72.

 

Буддизм // Философская энциклопедия. М., 1960. Т. 1. С. 196-197.

 

Йога // Философская энциклопедия. М., 1962. Т. 2. С. 400–401.

То же: // Оккультизм и Йога. Асунсион, 1963. Кн. 29. С. 67–70.

То же: // Е.И. Рерих, Н.К. Рерих, А.М. Асеев. Оккультизм и Йога: летопись сотрудничества. В 2 т. М., 1996. Т. 2 (1931–1954). С. 197–200.

То же: // Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия. Т. 2. Статьи, дневники, отчеты. М., 2012. С. 73–75.

 

Йогачары // Философская энциклопедия. М., 1962. Т. 2. С. 401.

То же: // Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия. Т. 2. Статьи, дневники, отчеты. М., 2012. С. 76.

 

Публикуется по изданию:

Рерих Ю.Н. Будда. Йога. Йогачары / Ю.Н. Рерих. Тибет и Центральная Азия. T. II: Статьи. Дневники. Отчёты. – М.: Рассанта, 2012. – С. 72–76.

 

 

 

 

БУДДА

Будда (правильнее Буддха, санскр., буквально – просветлённый), Сиддхартха, из рода Гаутамы, – согласно буддийской традиции, основатель философии и религии буддизма. Дошедшие до нас жития Будды наполнены мифологическими вымыслами, что служит для некоторых учёных главной причиной считать его полулегендарной личностью (Е. Senart, Essai sur la Legende du Buddha, son caractere et ses origines, 1882). Некоторые из так называемых сутр, относящихся к первым векам буддизма (Suttanipata, Mahaparinibbanasutta), излагают данные о жизни Будды, согласно которым Сиддхартха, он же Шакья (Сакья)-Муни (отшельник из рода Шакьев), – будущий Будда, родился в семье владетельного князя Шуддходаны, слушал поучения брахманских учителей; в возрасте 29 лет покинул дворец, в лесу Урувилва (Урувела) подвергал себя аскетизму, путём созерцания прозрел и постиг вечное становление мира, став Буддой. Археологические находки позволили установить, что в III веке до н.э. люди считали Будду земным основателем буддийской религии, которая призывала к уходу от общественной жизни, аскетизму, непротивлению злу и покорности судьбе. Современная наука относит жизнь Будды к 563–483 гг. до н.э.

 

Лит.: Ольденбург С.Ф. Жизнь Будды, индийского учителя жизни. П., 1919; Тhоmas Е.J. The life of Buddha as legend and history, L., 1927; Buddha. Gedanken. [Ausw., übers u. erl. H. von Glasenapp], В – Z., [1942]; Glasenapp H. Buddha. Geschichte und Legende. Z., [1950]; Fоuсher A. La vie du Buddha. [P., 1949].

Ю. Рерих. Москва.

 

Философская энциклопедия.

T. 1. М., 1960. С. 196.

 

 

 

 

БУДДИЗМ

Буддизм – религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э. и в ходе исторического развития ставшее одной из наиболее распространенных религий наряду с христианством и исламом. Согласно буддийской традиции, основателем буддизма является Сиддхартха из рода Гаутамы, прозванный Буддой — просветленным. Возникнув как оппозиция кастовому строю, буддизм выступил с религиозным учением о равенстве всех людей в «страдании» и в праве на «спасение». Идеологи раннего буддизма, распространяя свое учение, пользовались народными наречиями, избегая классического языка древнеиндийской образованности – санскрита. Буддизм выступил также против жречества и религиозной обрядности. Провозглашение равенства людей обусловило широкое распространение буддизма и среди соседних неиндийских народностей.

 

[Следующие три абзаца написаны Редакцией энциклопедии]

Религия буддизма, проповедуя смирение и покорность, пассивность и примирение с действительностью, была принята господствующими классами индийского общества в качестве идеологического оружия воздействия на духовную жизнь угнетенных масс. В условиях образования крупных государств буддизм с его антижреческой направленностью был более выгоден, чем религия брахманизма, проповедующая учение о привилегированном положении жречества. В 3 в. до н.э. царь Ашока принял буддизм и способствовал его распространению за пределами Индии. Религия буддизм выработала систему культов, обрядов и догматов. На основе древнеиндийских анимистических представлений о переселении душ буддизм выдвинул догмат о перевоплощении живых существ, утверждая, что смерть живого существа есть проявление распада данной комбинации дхарм, после чего образуется новая комбинация дхарм. Новые комбинации дхарм предопределяются кармой – суммой всех грехов и добродетелей в прошлом цикле перевоплощений. Идеалом, по учению буддизма, является достижение нирваны – полного прекращения процесса перевоплощений и избавления, таким образом, от страданий, якобы составляющих сущность жизни.

Догмат о перевоплощении, утверждающий предопределенность судьбы человека, объявляя порабощение трудящихся результатом их греховности и «заблуждений» в прошлых перерождениях, имел целью отвлечь угнетенных от борьбы, заглушить классовый протест трудящихся. В последующем этот догмат был дополнен проповедью о рае и аде.

Буддийский пантеон состоит из огромного количества богов – будд и бод[х]исат[т]в. По представлению буддистов, главные боги – будды – окружены сонмом менее значительных богов-помощников, в числе которых – грозные, неистовые стражи, истребляющие еретиков и безбожников. В качестве главных богов в буддизме почитаются будда Шакья-Муни, грядущий будда – Майтреи, будда Амутабу – «глава рая». Как и всякая другая религия, буддизм играл и играет реакционную роль, проповедуя в народных массах пассивность, примирение с действительностью, непротивление злу.    Ред.

 

Философское содержание буддизма включает два аспекта: учение о природе вещей и учение о пути познания. В основе буддийского учения о природе вещей лежит учение о дхармах – «носителях своего признака», или «частицах», «элементах». По учению буддизма, дхармы-частицы представляют собой как бы ткань мирового вещества, проникают во все явления психического и материального мира и находятся в движении, каждое мгновение вспыхивая и потухая. Каждое потухание означает порождение новой вспышки и нового потухания. В буддийской философии принято сравнение мира с потоком, который изначально течет, вечно изменяясь и перерождаясь. В буддизме было разработано несколько классификаций дхарм-элементов. Ранний буддизм уже знал деление на сансару – бытие проявленное, и нирвану – бытие непроявленное. Пребывание в круговороте «бытия проявленного» сопряжено со страданием, к освобождению из этого состояния ведет путь познания – «восьмичленный путь нравственного делания». Буддизм утверждал единство материального и психического миров, получившее систематическую разработку среди философов школы мадхьямиков.

Вторая сторона буддизма – учение о пути познания – связана с субъективно-идеалистическим методом йогического созерцания (см. Йога). Буддизм отрицал существование души, т е. отдельного духовного существа внутри человека. Буддисты отрицали существование отдельного атмана вне пяти групп элементов, составляющих человеческую личность, ее психические и материальные свойства. Эти пять элементов: 1) сознание, 2) представления, 3) чувства, 4) кармические силы (см. Карма), 5) материальная оболочка человеческой личности. В этой схеме нет места какому-то неизменному, вечному началу.  Причина предшествует следствию. Человеческая личность, как и все другое в мире, подчиняется закону причины и следствия, выраженному в двенадцатичленной формуле «причинного зарождения». Данная человеческая жизнь – лишь результат прежних существований. Сознание, протекая через «индивидуальный поток» – земную жизнь, через промежуточное состояние и следующее за этим состоянием новое перерождение в каждое мгновение меняет свое содержание. Это вечное становление часто уподоблялось в древнеиндийской философской литературе пламени светильника, в котором процесс вспыхивания и угасания течет беспрерывно и создает впечатление постоянства. Приобщение же к бытию непроявленному, к нирване, сравнивалось с потуханием огня в светильнике, когда исчерпано питающее его топливо. Но потухший огонь не есть огонь исчезнувший, а огонь перешедший в иное состояние. Буддийская диалектика выработала понятие прерывного течения потока. Ранним буддистам, как и древним грекам, отмечал Энгельс, присуще стихийно-диалектическое мышление (см. «Диалектика природы», 1955, с. 176).

Буддизм рано разделился на несколько направлений, разногласия между которыми по вопросам доктрины вызвали необходимость созыва специальных соборов. Буддийская традиция свидетельствует о созыве четырех соборов: собор в Раджагрихе (ок. 477 до н.э.), собор в Вайшали (ок. 367 до н.э.), собор в Паталипутре (3 в. до н.э.) и собор в Кашмире (2 в. н.э.). На востоке страны утвердились приверженцы «Большой общины», из среды которых выросла махаяна («Великая колесница», или «широкий путь» спасения), получившая распространение в кушанскую эпоху, в отличие от которой остальные школы стали называться хинаяна («Малая колесница», или «узкий путь» спасения). При Ашоко (3 в. до н.э.) и при Кушанах (2-3 вв.) буддизм вышел за пределы Индии. Во 2 и 3 вв. буддизм господствует на территории империи Андхра. К 4-5 вв. буддийская философия проникает во все области индийской культуры. В 1-й пол. 5 в. царь Кумарагупта I основал Наланду – буддийский университет, получивший в дальнейшем международное значение. В течение 1-5 вв. окончательно сформировались четыре главных философских направления: вайбхашики, саутрантики, мадхьямики, йогачары. В среде позднейших виджнянавадинов-йогачаров родились буддийская логика и гносеология, разработанные Дигнагой и его последователем Дхармакирти. Сочинения Дхармакирти «Праманавартика» положило начало философской литературе в Индии, Китае, Тибете, Монголии и Японии. К концу эпохи Гупта и в особенности в период династии Пала (8-9 вв.) влияние буддизма ослабевает. Университет Наланда клонился к упадку. Сближение буддизма и брахманизма приводит к возникновению новой религии – индуизма. Потеряв господствующее значение в Индии, буддизм получил широкое распространение на Цейлоне, в Бирме, Китае, Японии и других странах, где старые религии теряли свое значение и где классовые интересы феодалов требовали усиления духовного порабощения трудящихся масс. Буддизм со своими классово заостренными и гибкими догматами, эмоциональными средствами воздействия культа на протяжении веков играл большую роль в феодальном порабощении трудящихся Центральной и Восточной Азии. «Великие исторические повороты, – писал Энгельс, – сопровождались переменами в религии лишь поскольку речь идет о трех доныне существовавших мировых религиях: буддизме, христианстве, исламе. Старые стихийно возникшие племенные и национальные религии не имели пропагандистского характера и лишались всякой силы сопротивления, как только бывала сломлена независимость данных племен или народов» («Людвиг Фейербах...», 1955, с. 28).

Ю. Рерих. Москва.

 

[Далее следует продолжение статьи «Буддизм в Китае», автор – У Цзэ-юй. Китай]

 

Лит.: Васильев В. Буддизм, его догматы, история и литература, ч. 1-3, СПб, 1857-69; Минаев И.П. Буддизм. Исследования и материалы. Т. 1, вып. 1-2, СПб, 1887; Розенберг О.О. Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам. Ч. 2 – Проблемы буддийской философии. П., 1918; Его же. О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке. П., 1919; Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Ч. 1-2. СПб, 1903-1909; Его же. Философское учение буддизма. П., 1919; Его же. The central conception of Buddhism... L., 1923; Его же. The conception of Buddhist nirvāna. Leningrad, 1927; Его же. Buddhist logic. V. 1-2, Leningrad, 1930-32; Madhуanta–Vibhanga, Ascribed to Bodhisattva Maitreya and commented by Vasubandhu and Sthiramati. Transl. from the Sanskrit by Th. Stcherbatsky. Moscow-Leningrad, 1936 (Bibliotheca Buddhica, 30); Dutt Nalinaksha, Aspects of Mahayana Buddhism and its relations to Hinayāna, L., 1930, Thоmas E.J. The history of Buddhist thought. L.- N.Y., 1933; Murti T. R.V. The central philosophy of Buddhism. L., [1955].

 

Философская энциклопедия.

T. 1. М., 1960. С. 196-197, 198 (лит-ра).

 

 

 

ЙОГА

Йога (санскр. – связь, единение и связывание) – система древнеиндийской философии. Обычно йога считается одной из шести ортодоксальных систем древнеиндийской философии. Однако по существу она есть практическое применение системы санкхья для достижения психического и физического самоподчинения. Традиционно под йогой понимают систему философа Патанджали (около I в. до или после н.э.), изложенную в «Йогасутрах» (русский перевод 1911 г.). Патанджали скорее систематизатор, чем творец йоги, так как и до него существовали йогические сочинения.

Необходимо различать философскую систему йоги от пути методов йоги, являющихся частью многих других религиозно-философских систем. Цель йоги как философской системы – освобождение духа из потока миропроявления (самсары) и пут кармы, вынуждающих атмана (дух, абсолютный субъект) без конца перевоплощаться. Цель и смысл освобождения разными течениями понимаются различно: начиная от абсолютного покоя с полным угасанием самосознания и сознания вообще (нирвана ранних буддистов) до приобщения индивидуального духа (дживы) к абсолюту. В этом смысле йога есть связь, единение. Патанджали понимал освобождение как полное обособление индивидуума от мира, разобщение субъектов и объектов, замкнутость в себе. Из множества различных частных йог принято выделять четыре основных течения: джнана, раджа, бхакти и карма-йоги.

Джнана-йога основным методом освобождения признаёт познание сущности миропроявления как иллюзорного (веданта) или реального (санкхья) причинно-следственного потока, с которым атман мнит себя связанным вследствие незнания (авидья). Как только незнание разрушено, атман осознает себя свободным.

Раджа (царственная) йога, опираясь на теорию джнаны, разрабатывает систему психического и физического овладения собой с целью оторваться от внешнего мира. Эту систему разработал Патанджали в своей восьмиступенчатой йоге, которую он определяет как «удержание материи мысли от завихрений». На первых двух ступенях (яма, нияма) упражняются в сдержанном поведении (безгневность, невреждение, правдивость и пр.), в соблюдении обетов. Следующие три ступени (асана, пранаяма, пратьяхара) касаются психофизических упражнений: на ступени «асана» (осанка, положение) занимаются статической гимнастикой в напряжённых положениях, способствующей сознательному владению определёнными участками тела, укреплению функций органов и пр.; вырабатываются основные медитационные позы («лотос» и пр.), без чёткой отработки которых нельзя приступать к упражнениям в дыхании (пранаяма), овладение которыми является одним из непременных требований йоги.

Йога считает необходимым уметь направлять «прану» в те или иные области тела. Пранаяма требует овладения ритмом дыхания с правильным чередованием длительности выдоха (с которого начинают пранаяму), вдоха и одной или двух задержек между этими фазами; они комбинируются различно по чередованию и длительности в зависимости от частных целей. Наиболее простой и безопасный вид пранаямы – уджджайя: чередование равно длящихся вдохов и выдохов, которые производятся возможно плавней и полней, но без насилия, что требует знания техники и понимания физиологии дыхания, без чего пранаяма вместо пользы может принести большой вред.

Пратьядхара состоит в отвлечении чувств от их предметов, без чего не может быть сосредоточения. Психофизические упражнения, весьма сложные и разнообразные, иногда выделяются в низшую школу йоги под названием хатха-йога.

Три высшие ступени йоги – психические, называемые самъямой (собранность), это: дхарана (удержание), дхьяна (размышление) и самадхи (самоуглубление). Они различаются по степени и длительности самоуглубления: самадхи требует полноты самопогружённости с утратой всех внешних восприятий. Различается ряд ступеней самадхи с повышающимся отрывом от всего внешнего, что и знаменует достижение освобождения. «Великое самоуглубление» (махасамадхи) кончается физической смертью.

Бхакти-йога путём освобождения считает безраздельную преданность «высшему», понимание которого постепенно расширяется вплоть до полного растворения в нём самосознания. Бхакти-йога тесно связана с карма-йогой, учащей бескорыстной деятельности в обществе и полному отказу от пользования плодами этой деятельности. Наиболее ярко бхакти-йога и карма-йога изложены в Бхагавадгите (русский перевод 1956 года, 2-е издание 1960 г.).

Практика йоги, имеющая многовековой опыт, широко распространена в Индии и по сей день. Однако рациональные психофизиологические моменты йоги были извращены религиозно-мистическими учениями. В этих учениях психофизическая дисциплина йоги рассматривается как средство достижения внутреннего состояния, при котором душа освобождается от своих телесных оков и возвращается в своё божественное лоно.

Современная буржуазная идеалистическая философия использует религиозно-идеалистическую направленность философских основ йоги для обоснования мистических систем, проповедующих слияние с абсолютом, и т. д.

 

Философская энциклопедия.

Т. 2. М., 1962

 

 

 

ЙОГАЧАРЫ

Йогачары (виджнянавада) – последователи религиозно-философской школы в северном буддизме (махаяне). Основные идеи школы появляются впервые в середине II в. в трактате «Сандхинирмочанасутра». Философская система школы Йогачаров была разработана мыслителем Асангой (IV–V вв. н.э.) в трактатах «Йогачарьябхуми», «Махаянасампариграха» и «Абхидхармаса-муччая». Брат Асанги, философ Васубандху, систематизировал положения школы в своих сочинениях «Вьякхья-юкти», «Вимшика» и «Тримшика».

Из среды Йогачаров вышли виджнянавадины – последователи логики, система которых отличалась от «философского» направления Асанги и Васубандху и была разработана основателем буддийской логики Дигнагой (V в. н.э.) и Дхармакирти (конец VI в. н.э.). Буддийская логика, разработанная Дхармакирти, получила широкое распространение и породила многочисленную научную литературу на тибетском и монгольском языках. В Китае философия Йогачаров стала известной благодаря переводам Парамартхи (546 н.э.) и Сюань-чжуана (ок. 650 н.э.).

Йогачары утверждали примат сознания и отрицали реальность внешнего мира. Дхармы, элементы бытия, не имеют самостоятельной реальности; они реальны как проявления сознания. Йогачары «философского» направления выдвинули учение о «сокровищнице сознания», т.е.  потоке состояний сознания, своего рода субстрате сознания, на котором отпечатываются прошлые впечатления, весь прежний опыт индивида. Согласно учению Йогачаров, существуют три вида реальности: воображаемый, зависимый (в котором явления наблюдаются в их причинной связи) и истинно-сущее, абсолют – чистое сознание, имманентное проявленному миру. Как и в других буддийских школах, средством познания абсолюта признавалось йогическое знание (см. Йога).

 

Философская энциклопедия.

Т. 2. М., 1962

 

 

 

Начало страницы