ruenfrde
Скрыть оглавление

Основные положения

Учение Живой Этики:

духовно-философская традиция Единого Знания

 

Основные положения Учения Живой Этики (Агни Йоги)

 

Онтология

      Многомерность бытия.

      Соотношение духа и материи.

      Беспредельность космической эволюции и её высшая цель.

      Космические Законы.

Антропология

      Духо-Монада и эволюция форм жизни.

      Многомерность человека.

      Существование в Надземных Мирах.

      Развитие сознания как цель жизни.

      Закон Кармы и Перевоплощения.

Этика

      Духовность как новый этап эволюции человека.

      Учение о духовном сердце. Свойства духовного начала.

      Смысл жизни. Счастье – в духе.

      Духовно-нравственные качества.

      Психическая энергия. Этика и наука.

      Ноосфера. Роль человечества в эволюции планеты.

      Общие принципы духовного совершенствования.

      Духовный Учитель и его роль в преображении человека.

      Творчество – космическое назначение человека.

 

 

 

Онтология

 Многомерность бытия. Соотношение духа и материи.

Беспредельность космической эволюции и её высшая (конечная) цель.

Космические Законы

 

Учение Живой Этики отличает системность и последовательность построения цельной картины мира. Онтологические, антропологические, этические, гносеологические, социальные и иные мировоззренческие положения здесь глубинно взаимосвязаны и образуют логичную и гармоничную целостность. Ключевые философские проблемы всегда имеют в Учении многомерное рассмотрение и решение. Так, например, существуют онтологические и антропологические основания нравственности; циклы развития человечества проходят в ритме эволюции планеты и космической жизни в целом. Отсюда проистекает одна из важнейших причин убедительности космического мировоззрения Живой Этики.

Ключевой идеей к пониманию философии Живой Этики является многомерность бытия. Без усвоения этой идеи мы не сможем понять и всего остального.

Согласно Учению, мир, в котором мы живём, многомерен. Существует не только привычный для нас окружающий мир, видимый нами и воспринимаемый органами чувств. Но одновременно, пронизывая его, сосуществуют иные миры, отличающиеся между собой числом измерений, уровнем вибраций, формами жизни и т.п. В этой градации миров тот мир, в котором мы с вами живём, – именуется плотно-материальным. Он состоит из наиболее плотной в космосе материи, где формы жизни максимально дифференцированы (разделены), устойчивы и малоподвижны. Другие миры состоят из более утончённой, разреженной, более подвижной и пластичной материи.

Общеизвестно разделение понятий духа и материи в мировой философии, особенно характерное для западноевропейской мысли. Например, в философии марксизма вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе является основной проблемой философии на протяжении всей её истории. Проблема соотношения и взаимодействия духа и материи, сознания и материи в бытии и в человеке, несмотря на многочисленные попытки её осмысления, до сих пор остаётся открытой и неразрешённой современными философами.

В Живой Этике такого противопоставления духа и материи не существует. Единой субстанцией мироздания в философии Учения является всеначальная энергия, или духо-материя. Понятие «субстанция» означает то, что лежит в основе всего, т.е. то, из чего состоит всё сущее. В Учении специально используется двусоставный термин – духо-материя, чтобы подчеркнуть единство изначальной субстанции и снять ненужный антагонизм её различных форм и состояний. И дух, и материя – это лишь разные состояния единой всеначальной энергии, пронизывающей все бытие и образующей его единство. Всеначальная энергия в Учении также обозначается как огонь, единая огненная энергия.

Как же соотносятся между собой дух и материя в Учении? Дух есть сублимированная, максимально утончённая, разреженная, разуплотнённая материя. Материя есть кристаллизованный дух, его дифференциация (разделение на множество обособленных природных форм); она есть «сгущённая вибрация».

Как можно представить себе разные состояния единой субстанции – духо-материи? Елена Ивановна Рерих даёт замечательное, ясное сравнение их с паром, водой и льдом. Общеизвестно, что характеристики и свойства пара, воды и льда очень различны! Но несмотря на это, в основе их лежит одно вещество – Н2О.

 «Говоря о Мироздании, принято противополагать материи дух как таковой. Но в основе своей такие противоположения неправильны и тоже являются своего рода майей, или иллюзией. Мы знаем о Едином Элементе, называемом Духо-Материей. Восточная философия утверждает, что Парабраман1 не имеет проявления вне покрова Мулапракрити2, или что дух без материи – ничто. Пример куска льда (плотная материя), растворяющегося в воду (тонкое состояние ее), и, наконец, обращение воды в пар (дух) прекрасно иллюстрирует соотношение духа к материи. Потому я сказала бы, что все сущее состоит из различных сочетаний-дифференциаций Единого Элемента Духо-Материи. Так, дух будет вверху, а под ним – все степени материи. Именно дух есть завершение материи.

Также следует иметь в виду, что нет материи, которая не обладала бы наличностью в ней в той или иной степени духа. Ибо, где только есть проявление или жизнь, там есть и дух. Знаю, что принято называть материю вообще пассивной, хаотичной и неодушевленной, но все эти определительные не точны. Первичная материя, или Материя Матрикс, лежащая в основании Вселенной, будучи первоначальным проводником или носителем духа, не может быть хаотичной или неодушевленной, лишь низшие степени ее приобретают качество хаотичности. Материя Люцида, одна из следующих более или менее известных нам стадий материи, сияюще прекрасна и обладает в высокой степени свойством пластичности.

Также нельзя назвать дух Абсолютным Разумом, полагая его как противоположение материи, ибо, именно лишь кристаллизуясь в материю или вливаясь в нее, дух раскрывает свой потенциал и накопляет разум через соприкасание с миром форм... Дух есть сознание, но Космическим Разумом можно назвать коллективный разум всей проявленной Вселенной. Венец Космического Разума мы имеем в Иерархии Света...

Элемент Духо-Материи, конечно, содержит в себе всю Вселенную, потому нельзя говорить, что на одной стороне находится дух, а на другой – первичная материя. Истинно, они едины, и лишь различные степени дифференциации этого элемента при своих сочетаниях могут [дать] и дают все разнообразие проявленного и видимого Космоса»3.

Чтобы осознать и принять идею многомерности миров, мы должны допустить многообразие бытия, допустить существование пока неизвестных современной науке сфер (уровней) бытия, форм жизни, причём форм разумной жизни также.

Давайте вспомним спектр электромагнитных волн, знакомый нам из школьных курсов физики. Таким этот спектр узнали люди только в XX веке. Раньше, до второй половины XIX века, никто даже не подозревал о существовании гамма-лучей, рентгеновского излучения, радиоизлучения и т.д.

Некоторые люди исповедуют такую логику: если мы чего-то не видим – значит этого не существует. Такой подход в корне неверен. В XX веке стало совершенно понятно, что мир намного сложнее и многообразнее, чем это представляли себе первые ученые XVI-XVII вв. или ученые-позитивисты конца XIX века. Посмотрите, как мал отрезок электромагнитных излучений, видимых человеческим глазом! А ведь современная наука еще очень молода, и сколько открытий нас ждёт впереди!

В школьном атласе по астрономии показаны два изображения центральной части гигантской галактики в созвездии Девы. Слева – в видимом свете. Нам виден газовый выброс из ядра галактики. Справа – рентгеновское изображение галактики. Свечение исходит от гигантской газовой короны, окружающей эту звёздную систему. Ни в каком другом спектральном диапазоне, кроме рентгеновского, она не наблюдается.

Ниже показаны еще два изображения одной и той же области в созвездии Ориона: вверху в оптическом диапазоне и внизу – в инфракрасном. Различным цветом условно передается разница в температуре излучающей межзвёздной пыли. Так мы убеждаемся, как многообразно мироздание!

Известно, что учёные путём расчётов и опытных данных доказали, что видимая материя, т.е. наблюдаемые нами небесные тела и все галактики вместе взятые, составляют по разным подсчётам лишь от 10 до 30% вещества мироздания, а всё остальное в современной астрономии получило название тёмной материи. Тёмной – потому что неизвестной, мы о ней сейчас ничего не знаем, но учёные доказали её существование. Вот один из впечатляющих итогов 300-летнего развития науки – мы ничего не знаем о 70-90% Вселенной! Это ли не доказательство сложности мироздания и будущих замечательных открытиях науки! Понятно одно, что не раз и глубочайшим образом нам придётся пересмотреть наши представления о мире и человеке.

Обратим внимание, что XIX век считают веком биологии, потому что именно эта наука в тот период перевернула и коренным образом изменила устоявшуюся картину мира. В XX веке астрономия и физика поразили человечество своими достижениями и открытиями. XXI век будет ознаменован новым продвижением наук. Будем следить, какая из них особенно преуспеет?!

Концепция многомерности бытия и человека углубляет наше представление о мироздании и раскрывает величественную картину бесконечных градаций и взаимопереходов от духовных, тонко-энергетических до физических, плотно-материальных форм и сфер жизни. «Единство в многообразии». Многообразие мира не отрицает и не распадается, но вмещает, дополняет и взаимодействует. Известная современной науке спектральная шкала электромагнитных волн предстаёт в Учении Живой Этики намного обширнее и утонченнее, а видимый земному глазу отрезок спектра в таком масштабе, оказывается настолько узок, что почти теряется…

Таким образом, мы должны понять и принять две основополагающие идеи:

во-первых, космическая жизнь неизмеримо богаче и разнообразнее, чем это воспринимается людьми сейчас.

во-вторых, человек постоянно окружен и взаимодействует с мощными и пока во многом неведомыми космическими энергиями, идущими от звёзд и планет, из далёких глубин космоса и от миров иных измерений.

В середине июня 2011 г. в Москве открылся Планетарий с интереснейшим интерактивным музеем. Одним из его экспонатов является не макет или учебно-демонстрационный аппарат, а настоящий научный прибор – камера Вильсона. В клубящихся парах воды камеры вдруг возникают точечные всплески и треки-дорожки, зигзагообразные и прямые, – яркие свидетели моментальных прохождений космических частиц сквозь тело нашей планеты и нас самих. Камера Вильсона – это своего рода ''окно'' в таинственную невидимую жизнь... Она очаровывает и уводит воображение в дали и глубины безграничного Космоса, где наша планета – это летящий с невероятной скоростью ''шарик'' в необозримом пространстве (так, Солнечная система движется вокруг центра Галактики со скоростью около 250 км/с!). Человек находится в постоянном энергетическом взаимодействии и взаимообмене с космическим пространством.

Напомним еще один знаменательный факт. Человек не только окружен, но и сам состоит из многих элементов, которые могут образоваться лишь в недрах звёзд при огромных температурах происходящих термоядерных реакций. Кальций у нас в костях, железо – важнейший компонент гемоглобина, находящийся в красных кровяных тельцах – эритроцитах, кремний в чипах компьютеров, золото и серебро в наших украшениях – все эти химические элементы могут образоваться в нашей вселенной только в недрах горящих звёзд.

Согласно многочисленным исследованиям, после рождения Вселенной, она была заполнена только лёгкими веществами – водородом и гелием. Все остальные химические элементы могли образоваться только в процессе горения звёзд при огромных температурах и давлении. Это означает, что наша планета и мы с вами состоим из вещества, образовавшегося в недрах доисторической звезды и разлетевшегося в космическом пространстве при взрыве сверхновой. Таким образом, человек – закономерный и неотъемлемый результат сложной и долгой эволюции космоса.

Еще одна краеугольная идея Учения – беспредельность эволюции космического бытия. В современной науке она сформулирована в концепции глобального эволюционизма. Согласно этой доктрине, определенные этапы развития проходит жизнь звёзд, планет, звёздных систем и галактик, так же, как и всё живущее на Земле – от человека до малой травинки. В Живой Этике подчёркивается, что эволюция космической жизни беспредельна, бесконечна. Эволюция предстаёт как диалектическое единство циклов усложнения, уплотнения материи (инволюция) и её разрежения в тонко-энергетическое состояние (эволюция). Эти циклы инволюции и эволюции составляют глобальный процесс Эволюции всего космоса, которая, согласно Живой Этике, имеет всегда прогрессивный характер.

В чём же Учение видит высшую, конечную цель беспредельного потока эволюции мироздания? Елена Ивановна Рерих поясняет так: «Космическая Субстанция – Духо-Материя, простирающаяся в Беспредельности, ее Божественная Основа, или Потенциал всего Сущего, в своих бесконечных проявлениях, дифференциациях и сменах форм стремится к беспредельному совершенствованию и самоосознанию в них, в этих формах»4. «Венцом Мироздания является мысль, ибо лишь сознательная мысль может творить, – утверждает Елена Ивановна. – Потому мыслящий человек, озаренный светом духовности, и назван венцом Мироздания и Творцом»5.

В «Письмах Махатм» также подчеркивается, что «природа …непрестанно работает в направлении осуществления …цели – эволюции сознательной жизни из инертного материала»6.

Таким образом, главная, фундаментальная цель эволюции жизни в многообразии её форм – разворачивание, совершенствование и наращивание творческого потенциала Космического Сознания. Её восходящее, антиэнтропийное движение имеет следующие основные направления:

  • от состояния дифференциации и максимальной плотности физических форм жизни к их синтезу, утончению и повышению организованности;
  • от потенциального сознания к разуму и далее – сверхсознанию;
  • от ограниченного земными условиями существования к овладению новыми измерениями бытия и возрастающими степенями свободы;
  • от слепого подчинения объективным законам бытия к состоянию сотрудника и сотворца жизни, постепенно овладевающего этими законами;
  • от конечной и преходящей формы жизни к беспредельному и вечному (бессмертному) существованию.

В Учении отрицается идея личного Бога-Творца, управителя космоса. Равновесие, красота и эволюция многомерной Вселенной достигаются действием Космических Законов. Они направляют, организуют и регулируют течение космической жизни. Это такие законы, как Закон Равновесия двух Начал, Закон Иерархии, Закон Единства, Закон циклов, Закон энергообмена, Закон Кармы, Закон Перевоплощения и другие. Основанием эволюции космоса в философии Учения предстаёт закон причинно-следственной связи (карма), охватывающей все тонко-энергетические планы космоса в отличие от детерминизма современной науки, распространяемого лишь на материальный, видимый мир.

Высшие духовные сферы имеют прямое соответствие с миром идей Платона как прообразов и причин физического мира. Согласно концепции Учения, все сущее проявляется, создаётся сверху, из Высших Миров и, далее уплотняясь и материализуясь в конкретных формах, получает бытие в физическом мире. Не случайно священное Древо Жизни всегда изображалось корнями вверх.

В восприятии и оценках человечества проявление космических законов носит этический, нравственный характер. Их действие – это проявление начал Добра, Блага, Жизни, Созидания и Творчества: «Эволюция есть претворение добра» (Надземное, § 515). В Учении Живой Этики обосновывается четкий критерий различения нравственных понятий “добра” и “зла” – это соответствие принципу эволюционности и уклонение от него. Так, то, что способствует эволюции человека, человечества и всего живого в целом и утверждению духовных, высших начал в жизни, есть Благо, Добро. А что направлено на искажение и разрушение путей развития любых форм жизни – есть зло и хаос. Силы разумного космоса находятся в постоянном творческом напряжении и борьбе со стихийными силами хаоса, организуя и оформляя их в стройное, прекрасное и величественное мироздание.

В философии Учения идею о безличном Абсолютном Начале космоса, которое можно рассматривать как Закон, дополняет важнейший постулат о беспредельной эволюции разумной жизни. Применяя его, мы должны соответственно расширить наше представление о жизни и принять, что мы, земляне, не являемся первыми и единственными из мыслящих существ во вселенной. В Учении Живой Этики, как и, например, в космической философии К.Э. Циолковского, последовательно разрабатывается концепция ноокосмической (греч. noos – ум, разум) иерархии – иерархии Разумных Сил Космоса. Н.К. Рерих. Сжигание тьмы (Сожжение тьмы). 1924 г.В этих философских учениях утверждается, что на протяжении многомиллиардной эволюции космоса в нём возникали и развивались многочисленные и разнообразные формы разумной жизни, соответствовавшие условиям их носителей – небесных тел. Градация уровней их развития очень масштабна. Существуют планеты как с зарождающейся, так и неизмеримо высшей разумной жизнью, чем земная. Практически все небесные тела, тем более звёздные системы, населены, и там протекает насыщенная и напряжённая разумная деятельность. Согласно Живой Этике, обитаемы и Венера, и Юпитер, и другие планеты Солнечной системы. Высокоразумные Силы Космоса сознательно регулируют жизнь на своих планетах и оказывают помощь в развитии более молодых небесных тел и их человечеств. Они становятся активными сотворцами космической жизни, водителями эволюции, поддерживающими действие Высших Законов. «Принцип Иерархии ведет весь Космос», – утверждается в Живой Этике (Иерархия, § 457).

Земное человечество – лишь одна из возможных форм, ступеней разумной космической жизни. Человек не есть существо, не имеющее прошлого и будущего, одинокое и заброшенное, но он, в силу своей многомерной природы, связует в себе миры и тем имеет возможности беспредельного сотрудничества. «Лишь когда чувство утвердится сознательно на понятии ведущей Иерархии, человечество почувствует свою истинную роль в Космосе. Каждое звено связано со своим звеном, ведущим кверху»7.

Как известно, идея множественности обитаемых миров – одна из древнейших, её придерживались древнегреческий философ Анаксагор, римский философ Лукреций Кар и др. Вместе с тем, мы помним трагическую судьбу Джордано Бруно, отдавшего жизнь за утверждение её реальности. С XVIII в. эта идея становится всё более популярной. Её разделяли многие выдающиеся философы и ученые прошлых веков: И. Кант, П.-С. Лаплас, У. Гершель, М.В. Ломоносов, К.Э. Циолковский и др. В Учении Живой Этики на новом витке осмысления эта идея получает многоаспектное освещение и обоснование.

Таким образом, в философии Учения космос предстаёт живым и одухотворённым, целостным и многомерным, эволюционно-направленным и беспредельным в разнообразных циклах и формах существования.

 

*     *     *

Я Утверждаю беспредельность во всем. Это значит, что каждая форма жизни есть нить, протянутая из бесконечности прошлого в бесконечность будущего. Это значит, что не кончается ничто. И жизнь, как она есть, и является выражением беспредельного принципа жизни. Ни в чем, ни в одном явлении нельзя найти ни конца, ни начала. Даже исчезнувшая или вымершая форма, распавшись на составные элементы, её эманациями насыщенные, продолжает в каком-то виде в энергиях своих воздействовать на элементы, несущие в себе её отпечатки. Формы умерли, но материя, ими утонченная, через которую они прошли, продолжает составлять земную кору планеты, трансформированную ими. Процесс сложен, необъятен, и нескончаем, и связан со всем Космосом мириадами нитей, зримых и незримых, ибо каждый атом и каждая форма жизни есть лишь часть целого, неотделимая от него.

Грани Агни Йоги, 1953, § 357.

*     *     *

 

…Всеначальная энергия наполняет все сущее. Почему же нужно так часто людям напоминать эту истину? Явление всеначальной энергии особенно не понято людьми. Они говорят о многих энергиях, но не дерзают признать, что основная энергия одна.

Теперь нужно понять, что энергия мысли есть одно из самых высших проявлений всеначальной энергии. Нельзя обособить мысль от основной энергии Мироздания. Именно мысль, служит вечным двигателем основной энергии. Мысль порождает токи, которые являются возбудителями и как бы обновителями Вселенной. Так, когда говорю, что мыслящие существа принимают участие в Мироздании, можно понять это прямо, не иносказательно. Но тем более накладывается ответственность человека за качество мысли. Уже достаточно сказано о качестве мысли, когда добрая сильная мысль даст и токи прекрасные, но злая посыплет землю мертвенными шлаками.

Учитель должен наставлять учеников к продолжительному мышлению о прекрасном. Каждый познаватель может обогатить пространство.

Учение Живой Этики. Надземное, § 213.

*     *     *

 

 

Антропология

 Духо-монада и эволюция форм жизни. Многомерность человека.

Существование в Надземных Мирах. Развитие сознания как цель жизни.

Закон Кармы и Перевоплощения.

 

Согласно Учению Живой Этики, дух и материя не могут существовать отдельно друг от друга. Любая материальная форма пронизана духовным началом, дающим ей жизнь. Атрибутом, т.е. неотъемлемым качеством, духа является сознание; другими словами, духо-монада несёт в себе потенциальную способность сознания. Поэтому философия Учения утверждает, что всё сущее проникнуто сознанием. Оно присутствует во всех формах природной жизни. Однако, как мы видим, эти формы весьма различны: камень, дерево, животное, человек и т.д. Значит, уровень развития сознания, или другими словами, выявления духовного потенциала в природных формах – очень различен. Елена Ивановна Рерих отмечала: «Сознание лежит в основании Вселенной, каждый атом наделен сознанием; где жизнь, там и сознание, но, конечно, степени сознания и осознания беспредельны»8. Более того, согласно Учению, носителями сознания могут выступать не только белково-нуклеиновые структуры, характерные для форм земной (физической) жизни, но и иные, тонко-энергетической (полевой) природы.

Духовное начало, присутствующее во всём сущем, получило в разных культурах различные наименования: «духо-монада» (от греч. monas родительный падеж monаdos – единица, единое), «искра духа», «луч Абсолюта», «духовное зерно», «духовное ядро», Атман и другие. По сути, духо-монада – это высшая безличная космическая энергия, или вибрация. Именно это начало объединяет всё существующее многообразие бытия, ибо оно – едино, одно и то же везде. Вместе с тем, оно одновременно служит основанием развития индивидуальности каждой формы, её индивидуального сознания (разума) и самосознания. Постепенно на протяжении миллионов циклов существования духо-монады в различных материальных формах вокруг неё накапливаются жизненные энергии сознания как результат опыта и развития способностей этих форм. Энергии сознания образуют своего рода оболочку вокруг первичной духо-монады, способствуя выявлению её свойств. Безличная духо-монада по природе своей вневременна и неизменна, тогда как ее «космическая форма вечно обновляется» (Беспредельность. § 470).

Рассматривая эволюцию форм природной жизни, Учение продолжает герметическую традицию знания, согласно которой каждая духо-монада проходит следующие этапы жизни:

три царства элементалов (стихийных сил природы) – минеральное царство – растительное царство – животное – человек – сверхчеловек (Богочеловек, Архат, Агни-йог) – и далее.

Эти циклы развития имеют очень большую продолжительность и проходят на различных планетах Солнечной системы. Что касается Земли, то её природные царства также являют собой непреложные, последовательные ступени духо-эволюции, внутри которых эволюция видов, обоснованная Ч. Дарвином, выступает лишь частным проявлением эволюционных Законов Космоса.

На этапе человеческой эволюции происходит проявление и развитие разума и самосознания как главных потенциальных свойств монады. Безличная всеначальная огненная энергия, лежащая в основании всего проявленного космоса, выявляет именно в человеке (точнее, с человеческой ступени эволюции) своё высшее качество – она становится психической энергией. Из всех царств природы на Земле такое преобразование и возвышение всеначальной пространственной энергии предназначено только человеку. Эта способность связана прежде всего с развитием в человеке напряженной психической жизни, сокровенным началом которой стало зарождение в нем разума. Именно в человеке психическая энергия выявляет свои высокие качества – мышление, память, воображение, воля, чувствознание (глубинная интуиция), прогнозирование, духовность (нравственная направленность жизнедеятельности) и другие. «Дух и материя, – поясняется в Учении, – утончаются в едином порыве к достижению высшего огненного сознания»9. Этот уровень развития реализуется на этапе сверхчеловека.

Сверхчеловеческий этап эволюции также не будет конечным. Важно понимать, что Существа, стоящие на более высоких по отношению к человеческой ступенях эволюции, не возникли из «ниоткуда», не созданы Божеством, но прошли длительную эволюцию через многообразные формы жизни, в т.ч. и человеческую (имеется в виду сущностное содержание этого этапа, а не земная форма). «Нет бога или богов, – утверждает Е.И. Рерих, – которые не были бы когда-то людьми»10. «Совершенство, чтобы быть вполне таковым, должно родиться из несовершенства, – поясняется в «Тайной Доктрине». – Нетленное должно вырасти из тленного, имея последнее своим носителем, основою и противоположением»11.

Представление о синтезировании в одной индивидуальности лучших, гениальных качеств и способностей, проявленных когда-либо человеком, явится приближением к пониманию образа совершенного сверхчеловека. Подобные идеи имеют исторические параллели в буддизме (состояние будд), индийской йоге, в христианстве («обóжение»), в исламском суфизме. «Мы поражаемся различием между идиотом и гением, но обычно не хватает [у людей – авт.] воображения продолжить эту меру в беспредельность»12,– отмечается в Живой Этике. Если «человечества» на других планетах смогли пройти путь преображения, то, следовательно, перед каждым земным человеком эта возможность также открыта. «Утвердитесь в понимании вседостижимости», – призывает Духовный Учитель13 (Беспредельность, § 100).

Таким образом, весь окружающий нас мир – живой, он одухотворен присутствием духовного начала, и каждая природная форма занимает своё определённое место в величественной Лестнице Жизни. В «Гранях Агни Йоги» утверждается: «Всё живое, каждый центр духомонады на лестнице иерархической занимает присущее ему место. От малого до великого и снизу вверх идёт Великая Лестница Света, и всё, что имеет бытие, находится где-то на ней» (Грани Агни Йоги. 1953 г. § 315). Иерархическое единство и соподчинение всех форм жизни вселенной имеет в основании единый критерий – уровень развития сознания. Так, человек в концепции Учения уже имманентно включён в иерархическую структуру космоса, связь с которой должна быть им осознана и осуществлена как творческое сотрудничество.

Согласно Учению Живой Этики, как многомерно бытие в бесконечных градациях единой духо-материи, так же многомерна и природа человека.

В Учении чаще всего используются две антропологические структуры – простая (3-х либо 4-х-членная в терминах книг Живой Этики) и сложная (7-членная в «Тайной Доктрине», использующей санскритские термины философии индуизма).

Каждая из антропологических структур преследует прежде всего познавательно-практическую цель, направленную на удобную для рационального понимания и запоминания классификацию сложного строения человека, которое, на самом деле, намного сложнее и многомернее. Углубление в природу человека имеет не столько теоретические, сколько прикладные (йогические) задачи.

Отметим, что философию Живой Этики отличает гармоничное сочетание буддистского и ведантического представлений о человеке. Если в буддизме утверждается принципиальная изменчивость и «текучесть» человеческой природы, то Веданта постулирует присутствие в человеке Атмана – бессмертного Абсолютного начала, вечного и непреходящего. В Учении Живой Этики подчёркивается: «Веданта имела в виду зерно, а буддизм говорил о совершенствовании оболочек… Вполне понятно, что Будда, устремлявший человечество к эволюции, указывал на свойства подвижности, тогда как Веданта имела суждение об основе. Можете прибавить к пламени любой химический состав и тем изменить цвет и размер его, но стихийная сущность огня останется неизменною» (Агни Йога. § 275). Махатмы разрешали проблему соединения вечной и преходящей природы в человеке уточнением, что из-за разности вибрационного напряжения дух всегда остается вне физического тела и вне земной личности в целом, он лишь осеняет их14. Подробно о многоуровневом составе человека поясняла Е.И. Рерих (письмо от 11.06.1935 г.)

 

   

 

   

 

Многомерность бытия и человека закономерно предполагает соотношение, соответствие между ними. В каждой из своих сформированных оболочек человек может существовать в соответствующей ей сфере бытия. В философии Живой Этики мы видим воплощенной последовательно разработанную древнюю идею единства макрокосмоса и человеческого микрокосмоса.

Такое многомерное представление о человеке подводит нас к следующим выводам.

Во-первых, в Учении утверждается существование человеческого сознания как автономной от физического тела тонко-энергетической структуры. По мере развития человек способен полноценно существовать в каждом из вышеназванных трех тел (вне физического тела или после его смерти).

Во-вторых, в энергетическом мировоззрении Живой Этики все духовные и психические проявления человека – мысли, чувства, воля, нравственные качества, желания – имеют тонко-энергетическую природу. Так, каждая мысль или чувство – это энергия определенного уровня вибрации и напряжения.

Остановимся более подробно на первом из двух выше обозначенных выводов. Это вопрос о природе и сущности смерти и о дальнейшем существовании человека в Надземных Мирах.

Согласно Живой Этике, жизнь человека бесконечна, и его высшая духовная индивидуальность (духо-монада, облечённая в накапливающиеся энергии индивидуального сознания) бессмертна и нерушима. Смерти как конечной гибели нет, а есть переход в новое состояние. Обратим внимание, что в природе нет смерти, а есть постоянная смена форм, бесконечное обновление. В текстах Учения смерть, точнее переход в Тонкий Мир, сравнивается со сменой старой одежды и стрижкой волос.

Всё в земной природе подвержено процессу изменения. Напомним доказанный научный факт, что человеческий организм постоянно изменяется. Каждые семь лет обновляются все атомы тела (за исключением лишь некоторых клеток мозга). Переход в иной мир знаменует более кардинальное обновление.

В конце земного пути человек, подобно водолазу, снимающему свой скафандр на суше, освобождается от физического тела по причине его старости, изношенности и ненужности для дальнейшего пути. Для надземного существования его жизненная сила сосредотачивается в тонко-энергетических структурах. Прежде всего в тонком теле – для жизни в Тонком Мире. В рамках христианской традиции тонкую оболочку можно соотнести с понятием души. Духовно развитые люди обладают и более утонченными, совершенными оболочками для жизни в Высших Мирах.

Современный человек европейской культуры обычно вспоминает о Тонком Мире, в лучшем случае – когда размышляет о состоянии сна, в худшем – только на пороге смерти, чужой или своей. Однако для концепции Живой Этики существование в Надземных Мирах – это аксиома. Вспомним слова апостола Павла, развиваемые в новом свете в Живой Этике: «Не умрем, но изменимся». …Значит, нужно знать язык Тонкого Мира; значит, нужно приобрести право входа с полным сознанием…» (Сердце, § 170).

Очень важно понимать, что физическое тело и всё, связанное с жизнью в физическом мире, – конечно и смертно. Каких бы богатств, почестей, регалий и славы ни добился человек в этом мире – всё это останется здесь, на земле после его ухода в Тонкий Мир. И ничего из земной собственности человек не сможет взять с собой. Каким же уходит он из земной жизни? Что останется с ним во всех мирах? Это – сознание, его внутренний психический мир.

Существование в Надземных Мирах – это особенная, обострённая и усиленная в своей свободе от плотно-материальной ограниченности жизнь тонких составляющих нашего микрокосма, обобщенно называемых сознанием. Поэтому именно уровень развития сознания обуславливает всё последующее существование человека. Ни накопленные земные богатства, ни власть, ни почитание окружающих не дают никаких привилегий и не гарантируют лучшей доли в Тонком Мире, ибо они являются частью физического мира и остаются в нём.

Сознание имеет не земную (белково-нуклеиновую), а надземную (тонко-энергетическую) природу. Именно оно является неотъемлемой, подлинной собственностью человека во всех мирах, а высшая, творческая, духовная часть его – закладывает основу будущего бессмертия, т.е. непрерывности индивидуального самосознания в бесконечности времени и пространства15. Поэтому именно состояние нашего сознания должно быть предметом первой заботы в земной жизни. «Только когда сознание наше останется единой собственностью нашей, – утверждается в Живой Этике, – тогда мы чувствуем свободу восхождения» (Мир Огненный, ч. 2, § 177). Действительно, осознание правильного направления и цели жизни, как известно, уже половина победы, ибо освобождает от ненужных шатаний, разочарований, бесполезной траты сил и времени.

Идея развития, расширения и духовного преображения сознания формулируется в Учении как смысложизненная и составляющая самую суть эволюции человека. «…В очищении и расширении сознания и в принесении наших сил на Общее Благо заключается великое назначение Человека,подчеркивает Елена Ивановна Рерих. – Следуя этим путем, мы истинно достигаем в урочное время Венца Богочеловека»16.

В Учении Живой Этики утверждается Закон перевоплощения. Духо-монада с нарастающими вокруг неё энергиями сознания (в терминах Учения – это духовная индивидуальность) воплощается во многих земных личностях – в разных культурах и эпохах, в различных народностях, с разным социальным статусом и профессиональными занятиями. Для Учения характерно четкое различение понятий духовная индивидуальность (или просто индивидуальность) и личность и исследование их взаимодействия в процессе человеческой эволюции. Цель каждого воплощения – развитие той или иной грани сознания, накопление знаний, жизненного позитивного опыта, мудрости, развитие способностей сознания (памяти, воображения, воли и т.п.) и прежде всего его духовно-нравственных качеств (мужества, любви, доброжелательности, самоотверженности, героизма, устремлённости, трудолюбия, терпения, терпимости и т.д.).

Таким образом, человек имеет значительное прошлое существование, измеряемое миллионами лет, которое невозможно охватить обычным сознанием. Человек, словно айсберг, – его видимая текущая жизнь оказывается мало-малейшей частицей его “основания”. А то фундаментальное положение Учения, что человек – многомерное существо, выявляет еще одно измерение: его периодическое существование, постоянное взаимодействие и подверженность влияниям из Надземных Миров. Такая неограниченность человека ни временем, ни пространством не может быть до конца понята и познана нами в физическом мире, как невозможно по нескольким страницам конкретного произведения судить о многотомном собрании сочинений, часть которого вообще недоступна исследователю…

Подчеркнём, что такое представление о человеке совершенно изменяет подходы к его пониманию и в медицине, и в психологии, и в педагогике, и в других науках. Не случайно сейчас ведутся интересные исследования в этих областях и защищаются диссертации по разным направлениям, где разрабатываются многогранные следствия многомерной антропологии и строится новое научно-философское мировоззрение.

В системе Живой Этики человек – отнюдь не «табула раса» («чистая доска») и не только следствие генетического кода, как думают европейские учёные. Человек приходит в земной мир с «мешочком» прошлого за плечами, который у каждого из нас весьма различен и зависит прежде всего от наших собственных усилий по совершенствованию и развитию своего сознания. Человек рождается с уже вполне сложившимся характером. Он достаточно рано выражает свои склонности, симпатии и антипатии, задатки и даже способности, проявляет индивидуальную скорость освоения знаний и наработки навыков, обнаруживает свой уровень развития нравственных качеств и определённую степень зрелости в оформлении целевых и ценностных установок. В этой философской системе все таланты и способности человека – это не дар свыше, а закономерные следствия прошлых его трудов и усилий. «Каждый оценивает жемчужину своего сознания, ибо знает, что неповторяема её форма и заплачено за всё, что есть. И зависть нелепа, ибо заработана каждая способность трудом, опытом и страданиями в течение долгого ряда воплощений», - поясняется в «Гранях Агни Йоги» (1955 г. 573). «Нет достижений без трудов и усилий» (1954 г. 517).

Поэтому и получается, что дети растут в одной семье, воспитываются одними родителями и в рамках одной культуры, но уже с детства выявляют характерные, часто весьма различные особенности и индивидуальные черты.

Следует отметить различие в понимании Закона перевоплощения духовной индивидуальности человека в индуизме и Учении Живой Этики. Если в индуизме человек за свои грехи, пороки и преступления может в следующей жизни воплотиться в животном, т.е. в более низком природном царстве, то, согласно Учению, это невозможно: слишком велика разница между существами различных царств. Человек воплощается – в человеческих обличиях.

Обратите внимание на индуистское изображение, красиво иллюстрирующее идею перевоплощения духовной индивидуальности человека. Человек рождается, проходит естественные стадии своего земного развития – детство, юность, зрелость, старость и смерть физического тела; затем после надземного существования – новое воплощение со всеми повторяющимися стадиями земной жизни. Светящаяся нить, проходящая через сердце человека и связующая его земные жизни, – это и есть вечное и нерушимое духовное начало человека.

Хотя мы понимаем, что дух человека объединяет все земные и надземные существования человека, всё же остаётся вопрос: какой силою они связываются в единое ожерелье познания и развития? Конечно, силою Космического Закона. В Учении Живой Этики обосновывается Закон Кармы. Карма – понятие из восточной философии. Карма осмысляется в Учении как закон причинно-следственной связи. Его также называют законом воздаяния, справедливости и ответственности. 

Общеизвестно, что основа европейской науки – поиск и установление причинно-следственных связей. Ими держится здание науки. Однако современная наука признаёт наличие и действие причинно-следственных закономерностей только в материальном мире. Тогда как в различных мировых культурах этот закон распространяется также и на явления духовно-психического порядка. Наши мысли, побуждения, стремления являются причинами будущих событий и явлений, а их качество, направленность на добро, созидание или зло, разрушение обуславливают качество следствий. В культуре Древней Индии эта закономерность была сформулирована как Закон. В других культурах, например, в русской культуре она формулируется и бытует в устном народном творчестве. Вспомним русские пословицы:

Что посеешь – то и пожнёшь.

Как аукнется – так и откликнется.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

В системе Живой Этики наше рождение в определённой стране, семье и в данное время, обстоятельства нашей жизни, наши удачи и неудачи – всё это не случайность, но следствия прошлых причин, порождённых в предыдущих существованиях. Также и в текущем воплощении человек продолжает создавать новые причины, приводящие к очередному комплексу следствий, более или менее отдалённых по времени. Важно только, чтобы эти причины были лучшего качества.

При описании действия Закона кармы в Учении Живой Этики делается акцент на том, что мысль (ментально-психическая деятельность человека в целом) первична по отношению к поступку как её следствию. Поэтому если мы зададимся вопросом: можно ли обогнать карму или «очистить» её? – то положительный ответ будет связан с очищением, возвышением и одухотворением нашего сознания, т.е. наших мыслей, чувств, побуждений, желаний и т.п. Прошлых наших поступков и их будущих следствий не изменить. Но в настоящем человек способен сознательно заложить более светлые, добрые и высокие причины. А они, согласно Учению, не только породят соответствующие позитивные последствия, но могут улучшить качество тех следствий, которые были созданы ранее. Ибо всё заключено в сознании человека.

 

 

*     *     *

Урусвати знает радость о Вселенской Справедливости. Многоразличны наименования этого закона у всех народов. Каждый по-своему называл: Карма, Мойра, Фатум, Кисмет, – так люди понимали рок. Одни чуяли его радостно, другие мрачно, но никто не отрицал существование закона, который проявлялся во всём Космосе. Разумность такого двигателя указывает на стройность Мироздания.

…Закон Вселенской Справедливости прекрасен. Не будем останавливаться на указаниях о мщении, ибо закон не знает такого насилия. Наоборот, целесообразность истекает от кармы и сияет на весах равновесия.

Опять снимем повязку с глаз Фемиды. Справедливость должна быть зрячей и дальнозоркой.

Надземное, 522.

*     *     *

 

Иногда можно представить самые сложные законы посредством простейших аппаратов. Закон кармы сложен, но возьмите катушку Румкорфа или другой цилиндр, обмотанный электрофорной проволокой, и вы получите наглядное изображение кармы. Нерушимо пробегает ток по спирали, но предохранительная обмотка подвергается всем наружным воздействиям, причем каждая нить касается предыдущего оборота, неся на себе последствия прошлого. Так каждый час меняет карму, ибо каждый час вызывает соответственное прошлое. Так можно касаться целой линии прошлых уявлений.

Но тоже наглядное изображение показывает, как неповреждено зерно духа, и, стремясь ввысь, оно удерживает оболочку, не боясь прошлого. Поистине, карма страшна только тем, кто утопает в бездействии, но мысль устремленная освобождается от тяжести прошлого и, как небесное тело, устремляется, не повторяя пути. Так, даже имея довольно тяжкую карму, можно явить полезное освобождение.

Иерархия, § 294.

*     *     *

 

…В каждой жизни человек может погасить ту часть старой кармы, которая настигнет его в данном воплощении, и, конечно, он тут же начнет новую карму, но при расширенном сознании он сможет быстрее изжить накопленную им карму, причем новая порождаемая им карма будет уже высшего качества. Кроме того, и старая карма уже не будет ему так страшна, ибо очищенное мышление, очищенная аура совершенно иначе реагирует на обратные удары. И таким образом человек может выйти из, казалось бы, заколдованного круга кармы; но, конечно, только кармы земной, приковывающей его к Земле, ибо карма не может прекратиться, покуда существует сознание, мысль. Карма, идущая в соответствии с Космическими Законами, будет беспредельно повышаться в своем качестве, вступая в новые круги и выходя из них, и так до беспредельности.

Письмо Е.И. Рерих от 05.05.1934.

*     *     *

 

Всё Бытие есть лишь нескончаемая цепь причин и следствий, причем последние в свою очередь становятся причинами последующих следствий, и так ad infinitum. Человек кончает свою карму на этой планете, чтобы продолжить ее в других мирах. Окончание одного цикла кармы наступает для человека, когда все элементы или энергии, входящие в его существо, достигли состояния совершенства, положенного для этой планеты.

Письмо Е.И. Рерих от 11.06.1935.

*     *     *

 

Но пока человечество не осознает своего места и назначения в Космосе, пока не будут приняты закон перевоплощения, закон кармы и усвоена обоюдная зависимость всего сущего и соответственная великая ответственность человека; пока не будут осознаны Миры Надземные и воспринята Иерархия Света; пока Мысль не получит признания как главный двигатель и духовный синтез не займет первенствующего значения в жизни государства, до тех пор не будут осуществлены мир, свобода и счастье человека и великое Служение Общему Благу останется в пределах отвлеченности.

Письмо Е.И. Рерих от 31.07.1937.

*     *     *

 

Н.К. Рерих. Красные кони (Кони счастья). 1925 г.…Без причины ничего не бывает, даже чудес. Всему предшествует что-то, и всё порождается чем-то. Следствие созвучно причине, и причина – следствию. Причина и следствие есть явление в целом: на одном полюсе его – причина, на другом – следствие. Жизнь человека – это постоянное пожинание прежних причин и постоянное создание новых. Человек все время пожинает и сеет, сеет и пожинает. Посев и жатва различаются в том, что кармически жатва неизбежна, но посев новых причин зависит от воли человека. Самый процесс посева тоже неизбежен, пока человек живет, но выбор зерен зависит от него самого. Вы мудро сейте, зная, как неизбежна жатва. (…) Конечно, понимание закона избавит человека от сознательного порождения тяжких причин, но только одно это обстоятельство всё же свободы не даст. Свобода внутри человека, свобода в духе, который над всем и над которым власти ничто не имеет, даже сны жизни земной, захватывающие его сознание, когда он живет на Земле. Но жизнь на Земле временна. Сила человека – в осознании временности жизни земной и вечности и нерушимости зерна духа в себе. В этом и ищите пути освобождения от власти кармы над сознанием.

Грани Агни Йоги. 1955 г. 260.

*     *     *

 

Бережность к своим действиям, то есть творящим следствия причинам, необходимо явить сознательную и целеустремленную, ибо всё даёт свой плод. Будущее творится волей свободной, которая тотчас же теряет эту свободу, как только причина создана и пущена в колесо исполнения. Создавать карму свою во власти человека, но уже не во власти его её уничтожить.

Грани Агни Йоги. 1965 г. 462.

*     *     *

 

Спокойно можно мыслить о будущем, ибо оно принадлежит нам. Будущее есть поле реализации желаний и устремлений настоящего. Потому рычаги будущего в наших руках. То, что хотим, о чем мечтаем, к чему устремляемся, будем иметь в будущем, если в настоящем озаботимся нужные зерна в пространстве и в ауре своей посеять. Потому даже малое начинание, то есть применение мысли в настоящем, свой росток даст в будущем по силе заложенной в зерне энергии. Сеятели…, заботливо, осмотрительно сейте, помня о будущих всходах, неизбежных и неотвратимых. И благо вам, если семена ваших желаний и устремлений благие и созвучные эволюции.

Грани Агни Йоги. 1954 г. 655.

*     *     *

 



 

1 Парабраман, Парабрахман (санскр.). Ведантический термин, означающий «сверх, за пределами Брахмы». Верховный и абсолютный Принцип, безличный и безымянный. В Ведах упоминается как «То». / Блаватская Е.П. Ключ к теософии. Словарь.

2 Мулапракрити (санскр.) Парабрахмическая основа – недифференцированная субстанция. Буквально – "корень Природы", Пракрити или Материи. / Блаватская Е.П. Теософский словарь.

3 Рерих Е.И. Письма Том VI (1938-1939 гг.). М.: МЦР, 2006. С 24. (№13. А.И. Клизовскому. 29.01.1938). Здесь и далее выделения – автора статьи.

4 Рерих Е.И. Письма Том III (1935 г.). М.: МЦР, 2001. С 36. (№9. М.Е. Тарасову. 16.01.1935). См. также: Учение Живой Этики. Надземное. § 868.

5 Рерих Е.И. Письма Том III (1935 г.). М.: МЦР, 2001. С 286. (№99. А.И. Клизовскому. 31.05.1935). См.: Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч.3. § 600.

6 Письма Махатм. Самара: Рериховский Центр духовной культуры г. Самары, РТО, 1993. С.35.

7 Учение Живой Этики. Мир Огненный, ч.3, § 67; Агни Йога, § 655; Надземное, § 185.

8 Рерих Е.И. Письма Том II (1934 г.). М.: МЦР, 2001. С 88. (№30. Г.Г. Шкляверу. 3.05.1934).

9 Учение Живой Этики. Мир Огненный, ч. 3, § 227. См. также: Беспредельность. § 751, 795.

10 Письма Елены Рерих, 1929-1938. В 2 т. Том 2. С. 161. Письмо от 24.05.1936.

11 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2-х томах. М.: Прогресс-Культура, 1992. Т. 2. С. 122.

12 Учение Живой Этики. Мир Огненный, ч. 1, § 597. См.: Беспредельность. § 155, 454.

13 Духовный Учитель – Учитель (Махатма) Мория, давший Учение Живой Этики. С Ним и Гималайским Братством Махатм сотрудничала семья Рерихов.

14 Письма Махатм. Самара: Рериховский Центр духовной культуры г. Самары, РТО, 1993. С. 289-290 (Письмо 69).

15 Древние мыслители имели в виду именно человеческое сознание, когда говорили: «Всё своё ношу с собой», «От себя не уйдёшь».

16 Рерих Е.И. Письма Том III (1935 г.). М.: МЦР, 2001. С 118. (№40. Ч.А. Скунмэкер. 7.03.1935).

 

     

 

Начало страницы