Публикуется по изданию:
Тандон Р.Ч. Святослав Рерих и его искусство // «Будите в себе Прекрасное…»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1: 1938–1988. С. 349–356.
Tandon R.Ch. Svetoslav Roerich and His Art // Flamma. Liberty (Indiana, USA). 1938. № 3-4. – Перевод с англ. яз. К.А. Молчановой.
Р.Ч. Тандон
Святослав Рерих и его искусство
Святослав Рерих, несомненно, унаследовал богатый художественный талант. В то же время его собственные достижения так самобытны, что он полностью избегает участи обвинения в подражании. Факт этот сам по себе достоин внимания, поскольку, живя в тесном общении со своим знаменитым отцом, менее одарённая личность могла бы пошатнуться. У младшего Рериха под ногами твёрдая почва, которая вдобавок настолько плодородна, что может питать благородное растение. Этот факт засвидетельствован уже многими и ценными работами, в которых гений художника нашёл своё выражение.
Родившись в 1904 г. в России, в Санкт-Петербурге, Святослав Рерих получил своё начальное образование на родине, а также в Швеции. В 1918 г. [2] он уехал в Англию, где примерно в течение двух лет изучал искусство. Для дальнейшего приобретения знаний он отправился в 1920 г. в Соединенные Штаты, где жил, главным образом, в Нью-Йорке и Бостоне, занимаясь сначала в Колумбийском университете и затем в магистратуре в Архитектурной школе Гарвардского университета. Будучи студентом, он много путешествовал и по Европе, и по Америке и знакомился с различными направлениями художественной мысли в посещаемых им странах. На Востоке он побывал впервые в 1923 г. и время от времени возобновлял эти поездки, что благотворно повлияло на его творчество.
Как раз перед тем, как отправиться в Индию в 1923 г., он устроил выставку своих произведений в Соединенных Штатах [3]. В течение следующих двух лет, за время его отсутствия, состоялось ещё несколько выставок его картин в крупных городах Соединенных Штатов [4]. В 1926 г. он получил медаль на состоявшейся в Филадельфии выставке в честь 150-летия независимости США за композицию, вдохновлённую Востоком [5].
В дальнейшем его картины продолжали выставляться их владельцами, кроме того, его стали выделять среди живописцев благодаря особой манере в творчестве, и в частности, благодаря его портретной живописи.
В 1930 г. он произвёл сильное впечатление портретом своего отца, который экспонировался на Венецианской выставке [6]. Другой портрет профессора Рериха [7] был экспонирован в Нью-Йорке на выставке портретов художников в октябре 1932 г. и был удостоен высших похвал.
Портреты, написанные Святославом Рерихом с его великого отца, получили международное признание и находятся в известных музеях. Музей Рериха в Нью-Йорке, Музей мира, искусства, науки и труда имени короля Бельгии Альберта в Брюгге, Русский музей в Праге и Муниципальный музей в Аллахабаде обогащены этими портретами. В Индии Святослав Рерих впервые участвовал в выставке в 1936-37 гг. в Лакхнау, организованной правительством Объединенных провинций; там были показаны четыре крупных работы, а именно: «Пик Гепанг – страж Кулу» [8], «Ребати» [9], «Лохар. Кулу» [10] и «Гундла. Замок такуров. Лахул» [11] – произведения, темой которых является Индия и Западный Тибет. Эти картины были высоко оценены выдающимися художественными критиками и знатоками, и одна из них – «Гундла. Замок такуров. Лахул» – является частью постоянного зала Рериха, посвященного творчеству его отца, в Муниципальном музее Аллахабада. Далее, четырьмя своими новыми картинами («Осенние деревья» [12], «Мира» [13], «Лилии» [14] и «Галлардии» [15]) Святослав Рерих участвовал в выставке Индийского исторического конгресса [16] (1938) в Аллахабаде и получил высокую похвалу за свои выдающиеся работы.
В настоящее время картины Святослава Рериха украшают многие частные собрания, так же как и залы государственных музеев трёх континентов, наиболее известны среди них – музеи Нью-Йорка, Парижа, Праги, Брюгге, Риги, Аллахабада, Бенареса и Тривандрума. Более того, его картины воспроизводились в «Studio» (Лондон), в «Asia» (Нью-Йорк), в «Magazine of American Art» и в художественных изданиях Франции, Индии, Бельгии, Италии и некоторых других стран.
Стоит упомянуть, что, будучи поглощённым своим живописным творчеством, он сохраняет большой интерес к многочисленным культурным организациям. Так он является директором Международного центра искусств в Нью-Йорке [17], вице-президентом Нью-Йоркского Музея Рериха [18] и Гималайского института научных исследований «Урусвати» (Наггар, Кулу, Индия), членом-основателем Русского музея в Праге [19] и вдохновителем Нью-Йоркского мира искусства. Он также президент Американской секции Французского общества «Lusace» [20] и почетный член «Flamma» (США) [21], пожизненный член Археологического института США [22], не считая ещё его тесной связи со многими культурными и научными учреждениями Европы и Америки.
Как уже отмечалось, портретная живопись явилась для него областью наиболее глубоких достижений. С самого начала своей творческой карьеры он уделял внимание этому жанру и, можно сказать, достиг в нём высшего совершенства. Среди ранних его работ выделяются такие этюды, как «Портрет в голубом» и «Портрет миссис К. Кэмпбел». Не менее выдающимся произведением является и «Портрет балерины Наташи Рамбовой» [23]. Во всех случаях художнику удалось раскрыть сокровенное естество своей модели: для фона использованы подходящие восточные мотивы. «Портрет в оранжевом и пурпурном» является другой ценной картиной из этой же серии.
Поездки в Тибет подарили художнику обширный материал для творчества, наиболее яркими произведениями являются «Жёлтый лама» и «Красный лама» [24]. На втором полотне изображен лама из Кейлонгского монастыря в Лахуле в обрядовой мантии на фоне тибетской фрески. Он держит в руках серебряный рог, как это бывает во время церемонии. Багряно-красный цвет его рясы красиво контрастирует с голубым и зеленым фоном, в целом картина является свидетельством технического мастерства автора.
Ещё более замечателен портрет ламы-отшельника Кармы Дордже [25], которого художник встретил в Гималаях. Эта картина, с залитым солнцем снежным фоном, выявляет удивительное постижение художником аскета. С завязанной в священный узел прядью волос, одухотворённым выражением лица, в грубой накидке, покрывающей весь торс, Карма Дордже поражает своей совершенной необычностью, и передача этого художником посредством линии и цвета выделяет эту работу среди его лучших произведений.
Жителей гималайских областей кисть Святослава Рериха с лёгкостью переносила на многие его полотна, и «Гур-прорицатель» [26], «Женщина из племени сарадж» [27], «Ребати», «Девочка Кулу» [28] и «Гадди» – только немногие среди удачных работ.
Но всё же вершина творчества Святослава Рериха – портреты его отца, которых им немало написано. Как уже упоминалось, эти портреты принесли ему огромную славу. Портрет в натуральную величину, написанный для Музея Рериха [29], показывает профессора в восточном облачении и исполнен в китайском стиле с большой тонкостью замысла и воплощения. Он охарактеризован известным художественным критиком У.Б. МакКормиком из «New York American» как «необычайное и волнующее произведение реализма».
Другой портрет профессора Рериха написан на фоне цепи Гималаев с высеченным в виде несущего священный огонь коня петроглифом, помещённым на переднем плане [30]. «Фрагмент портрета профессора Рериха» подчёркивает благородные черты модели с непревзойдённым мастерством. Художник выполнил и несколько карандашных эскизов своего отца, один из них [31] находится в Музее Бхарат Кала Бхаван при Бенаресском индуистском университете.
Хотя Святослав Рерих и является непревзойдённым портретистом, его творчество ни в коем случае не ограничивается этим жанром и его мастерство в рисунке и утончённое чувство цвета проявляются во множестве полотен. Выдающимися среди его пейзажей являются «Лахул» и «Сияние радуги» [32]. К совершенно иному жанру принадлежат его импрессионистические пейзажи, на полотне «Наггар. Кулу» запечатлено здание Гималайского института научных исследований «Урусвати» (ашрама Рериха) и «Храм Трипура Сундари» [33], священное место в Кулу.
«Боги приходят» [34] представляет собой процессию в Кулу на фоне цепи Гималаев и снегов с превосходным изображением одного из участников процессии слева на переднем плане. В «Садху» [35] и «Чаша Будды» [36] можно усмотреть некоторое влияние его отца, однако стоит отметить, насколько в то же время самобытны и оригинальны его произведения.
«Заклинатель змей» [37] – опять-таки поразительная картина. Заклинатель в развевающейся белой накидке стоит посреди горной дороги. Змеи, величественные создания, спешат к нему на зов. Сцена происходит на фоне Гималаев, тёмную скалу позади центральной фигуры венчает великолепное дерево.
Также должны быть упомянуты исполненные художником многие прекрасные декоративные панно. Мотивы большей частью восточные. Панно, показывающее двух ретивых коней с метками солнца и луны в верхних углах и фигурой тибетского воина справа на переднем плане – произведение искусства большого достоинства. На другом, не менее замечательном произведении, девочка манит красивую змею [38].
Таким образом, творчество Святослава Рериха очень разнообразно. Более же всего художник увлекается портретами из жизни. Его необычайное достижение – результат глубокого философского постижения жизни. «Человек, который хочет отображать жизнь, – говорит он, – должен знать её во всех многообразных проявлениях. Недостаточно научиться изображать внешние очертания вещей. Нужно проникать в самую суть их, иначе как же можно постичь это, если не увидишь и не изучишь все стороны действительности».
Знакомясь с произведениями Святослава Рериха, мы убеждаемся, что в каждом случае художник не просто останавливается на внешнем облике, а стремится к выражению внутренней жизни своей модели.
Интересы художника, действительно, очень широки и отвечают обширным требованиям культуры. С юных лет он занимается коллекционированием предметов искусства, и его собрания, особенно восточные, выделяются даже среди наилучших. Он собирает также устные традиции народного врачевания и старинные манускрипты и книги, относящиеся к далёким временам первопечатания. Занимается он и изучением индийского фольклора, ведёт научные исследования по биологии растений и фармакопее. Мы не должны забывать, что большие успехи достигнуты художником в совсем молодые годы. Он уже теперь обладает зоркостью проникновения в подлинную реальность вещей и явлений. Мы не обманемся в ожиданиях, если скажем, что последующие годы окажутся для Святослава Рериха ещё более плодотворными и его произведения откроют для нас путь к некоему жизненному синтезу, а впоследствии в качестве самостоятельного опыта будут причислены к культурным достижениям эпохи.
________________________________________
[1] Tandon R.C. Svetoslav Roerich and His Art // Flamma. Liberty (Indiana, USA). 1938. № 3-4. – Перевод с англ. яз. К.А. Молчановой.
[2] Так в тексте. В действительности – в 1919 г.
[3] Так в тексте. Весной 1923 г. С.Н. Рерих участвовал в Выставке картин русских художников в США, на которой был удостоен I премии.
[4] Так в тексте. Первая персональная выставка картин С.Н. Рериха «Забытая страна», организованная Международным центром искусств «Corona Mundi», состоялась в январе 1925 г. – марте 1926 г. в Нью-Йорке, Бостоне, Детройте, Оклахоме, Индианаполисе, Канзас-Сити, Чикаго.
[5] Речь идёт о Международной выставке в честь 150-летия независимости США (Sesqui-Centennial International Exposition), состоявшейся в Филадельфии 1 июня – 1 декабря 1926 г., на которой С.Н. Рерих удостоен Большой медали за пятичастную композицию фресок на восточные мотивы.
[6] На Международной художественной выставке в Венеции С.Н. Рерих получил Grand Prix за «Портрет профессора Николая Рериха» (1928). Холст, темпера. 120,5 х 77,5 см. Частное собрание (США).
[7] Речь идёт о «Портрете профессора Николая Рериха» (1928). Холст, темпера. 73,5 х 117 см. Государственный музей Востока (Москва).
[8] Вероятно, речь идёт о картине С.Н. Рериха «Гепан» (1934). Холст, темпера. 61 х 92 см. Музей имени Н.К. Рериха (Москва).
[9] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Ребати» (1934). Холст, темпера, масло. 77 х 108 см. Государственный музей Востока (Москва).
[10] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Лохар (Кузнец). Кулу» (1934). Местонахождение неизвестно.
[11] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Гундла. Замок такуров. Лахул» (1937). Холст, темпера. 61,3 х 101,5. Муниципальный музей Аллахабада.
[12] Возможно, речь идёт о картине С.Н. Рериха «Деревья осенью» (1937). Холст, темпера. 42,5 х 47 см. Карнатака Читракала Паришат (Бангалор).
[13] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Мира» (1938). Холст, темпера. 35,5 х 44 см. Карнатака Читракала Паришат (Бангалор).
[14] Возможно, речь идёт о картине С.Н. Рериха «Лилии» (1938). Холст, масло. 30,5 х 23 см. Карнатака Читракала Паришат (Бангалор).
[15] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Галлардии» (1938). Холст, темпера. 43,5 х 35,5 см. Местонахождение неизвестно.
[16] Индийский исторический конгресс (The Indian History Congress, All India Modern History Congress) проводит свои сессии с 1935 г.
[17] С 1923 г. С.Н. Рерих директор Международного центра искусств «Corona Mundi».
[18] С 1928 г. С.Н. Рерих вице-президент Музея Рериха в Нью-Йорке.
[19] С 1937 г. С.Н. Рерих член-учредитель Русского культурно-исторического Музея в пригороде Праги Збраславе.
[20] С [1928 г.] С.Н. Рерих президент Американского отделения Французского общества «Lusace» по изучению древней культуры славянского племени лужичан.
[21] С 1937 г. С.Н. Рерих почётный член корпорации «Flamma» (США).
[22] С 1929 г. С.Н. Рерих пожизненный член Археологического института США.
[23] Речь идёт о работе кисти С.Н. Рериха «Портрет Наташи Рамбовой» (1931). Холст, темпера. 137,5х 107 см.
[24] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Тибетский лама с рогом» (1933). Холст, темпера. 55,3 х 85,3 см. Музей имени Н.К. Рериха (Москва).
[25] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Карма Дордже» (1934). Холст, темпера. 121,5 х 91 см.
[26] Вероятно, речь идёт о картине С.Н. Рериха «Гур – прорицатель» (1936). Холст, темпера. 60,5х 92 см. Латвийский Национальный художественный музей (Рига).
[27] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Женщина из сарадж» (1934). Холст, темпера, масло. 74 х 106 см. Государственный музей Востока (Москва).
[28] Вероятно, речь идёт о картине С.Н. Рериха «Девочка из Кулу» (1934). Местонахождение неизвестно.
[29] Речь идёт о «Портрете Николая Рериха» (1933). Шелк, темпера. 205,5 x 148,6 см.
[30] Речь идёт о портрете «Профессор Николай Рерих» (1937). Холст, темпера. 133 х 118 см. Национальная галерея зарубежного искусства (София).
[31] Речь идёт об эскизе к «Портрету Н.К. Рериха» (1937). Бумага, карандаш. 27,7 х 18,1 см. Бенаресский индуистский университет.
[32] Вероятно, речь идёт о картине С.Н. Рериха «Радуга водопада» (1934). Холст, темпера. 48,5 х 43 см. Латвийский Национальный художественный музей (Рига).
[33] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Трипура Сундари» (1937). Холст, темпера. 60,7 х 91 см.
[34] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Боги приходят» (не позднее 1938 г.). Местонахождение неизвестно.
[35] Вероятно, речь идёт о картине С.Н. Рериха «Садху» (1934). Холст, темпера. 43 х 48,5 см. Латвийский Национальный художественный музей (Рига).
[36] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Чаша Будды» (1934). Холст, темпера. 60,5 х 92 см. Латвийский Национальный художественный музей (Рига).
[37] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «Заклинатель змей» (1937). Холст, темпера. 138 х 122,5 см.
[38] Речь идёт о картине С.Н. Рериха «В поисках мудрости» (1938). Холст, темпера. 176,5 х 87,4 см. Частное собрание.