Юон К.Ф.
Юон Константин Федорович (1875-1958) – русский живописец, график, театральный художник и педагог, действительный член Академии художеств СССР, доктор искусствоведения.
Публикуется по изданию: Выставка произведений академика живописи Н.К. Рериха: Каталог / Редактор-составитель Прокофьева Н.Г. М.: Советский художник, 1958. Опубликована также: Журнал «Культура и жизнь» (Москва). 1958. Август. № 8. С. 61–64.
Предаставленный текст является вступительной статьей к Каталогу первой в СССР выставки картин Н.К. Рериха.
Николай Константинович Рерих – видный русский художник, начавший свой многолетний творческий путь в конце XIX века.
Стилистическое своеобразие его глубоко образного искусства, пронизанное античной мудростью, сообщило его имени мировую славу.
Яркое и мощное дарование художника-мыслителя соединялось в его лице с проникновенностью историка, ученого, археолога и страстного исследователя.
Однако изучение далекого прошлого своей Родины и труд археолога не были для него кабинетным занятием; они лишь способствовали непосредственному видению картин жизни древних людей и древней природы.
В 1897 году его первая крупная картина «Гонец» была приобретена П. М. Третьяковым и создала известность молодому художнику.
Увлечение археологией и раскопками древних курганов в Новгородской, Псковской, Тверской областях, а также изучение древних летописей и грамот в Публичной библиотеке Петербурга и поощрение художника со стороны ее руководителя В. В. Стасова помогли Н. К. Рериху окончательно утвердиться в избранном пути.
На выставках того времени стали появляться картины Рериха, рисующие жизнь древнейших славян: «Начало Руси. Славяне», «Сходятся старцы», «Заморские гости», «Идолы», «Город строят», «Строят ладьи» и др. Первобытной свежестью красок и богатырской силой веет от этих полотен.
Древний человек его картин – охотник, рыболов, строитель, воин – всегда крепок телом, закален в борьбе и труде, всегда тесно связан с величественными образами русской северной природы.
Рерих объездил все древние исторические центры русской народной культуры, где изучал многообразное богатство архитектурных форм и декоративного искусства.
Значительное место в его творчестве занимали работы для театра. В историю театрального искусства вошли его прославленные постановки «Снегурочка», «Князь Игорь», «Весна священная», «Пер Гюнт», «Овечий источник».
Рерих много путешествовал, объездил весь свет. Его искусство нашло большое признание в Скандинавских странах, в Англии и Америке.
Он неоднократно принимал участие в крупных археологических экспедициях на Восток. В странах Востока он нашел для себя тот материал, освоение которого позволило ему найти наиболее сильное образное воплощение волновавших его художественных замыслов. Монголия, Китай, Индия и Тибет с их древнейшими культурами стали для него обетованной землей, в которой он не раз возглавлял различные научные экспедиции путешественников. Прожив в Индии более двадцати лет, он постоянно поддерживает дружеские отношения с прогрессивными людьми этой страны, и в их числе с Джавахарлалом Неру и Рабиндранатом Тагором.
Знания ученого и глубокая интуиция большого художника лежали в основе замечательных картин, которые были созданы Рерихом в этот период.
Он показал в своем искусстве те монументальные и величественные силы природы, которые некогда порождали в народах религиозное и экстатическое состояние, которые рождали пророков и проповедников...
Архаика, наука и искусство были составными элементами этих произведений. Народные легенды и предания, связь мифологии с геологией, с сейсмическими и космическими силами природы глубоко волновали его художественное воображение. Эмоциональное искусство Рериха почти непередаваемо словами – оно для глаз и для души.
1958