Спирина Н.Д.
Спирина Наталия Дмитриевна (1911-2004) – деятель культуры, известный рериховед, поэт и прозаик, основатель Сибирского Рериховского Общества, инициатор создания Музея Н.К. Рериха (г. Новосибирск), Мемориального дома-музея Н.К. Рериха (с. Верхний Уймон, Республика Алтай).
Слово о книге Н.К. Рериха «Пути Благословения»
Драматургия Николая Рериха
Воспроизводится по изданию:
Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. ОТБЛЕСКИ: 1944 – 1993. Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2007.
Доклад, прочитанный на собрании «День Культуры»,
посвящённом дням рождения Н.К.Рериха и С.Н.Рериха
Мы ничего не знали бы об этом разделе многогранного творчества Николая Рериха, если бы журнал «Современная драматургия» № 1 за 1983 год не опубликовал его пьесу «Милосердие». Эта пьеса оказалась единственной, имеющейся у нас. По этому поводу Святослав Николаевич Рерих говорит: «Мой отец написал несколько пьес, но все они, за исключением пьесы ''Милосердие'', пропали, потому что большая часть архива была выслана из Финляндии в Лондон, но так и не дошла, дальнейшая судьба остальных пьес неизвестна».
Пьеса эта была написана в Сердоболе (теперь Сортавала), городке на берегу Ладожского озера, когда Николай Константинович по совету врачей переехал туда в 1916 году из Петербурга в связи с затяжной хронической пневмонией, требовавшей перемены климата. Пьеса была начата 1 ноября 1917 года, а 12 ноября была уже закончена.
Это произведение пронизано утверждением значения Знания в самом широком и высоком понимании его роли для судеб человечества; Знания, не ограниченного узкими рамками современной науки, включающего культуру, искусство и все духовные ценности. На это всеобъемлющее понятие Знания и ополчается в пьесе с чудовищной силой разгулявшаяся тьма невежества.
Написана эта пьеса под впечатлением ужасов Первой мировой войны 1914 года. Дух великого гуманиста гневно восставал против зверств и разрушений невосстановимых ценностей культуры и взывал к справедливому возмездию. Этот гневный протест сопровождался несломимой верой в грядущую новую эпоху справедливости и добра, в эпоху торжества Разума и Света.
Поражает провидческая сторона пьесы. Недаром Горький называл Николая Рериха величайшим интуитивистом современности. Кажется, что написана она не в 1917 году, а только что, сейчас, когда вскрываются все ужасы и преступления нашего страшного века, происходившие и происходящие по всему миру. Многие фразы в тексте напоминают сводки новостей текущего дня, в изобилии появляющиеся в газетах и звучащие в сообщениях радио и телевидения.
В пьесе отражено противостояние гармонического, созидательного начала и хаотического, разрушительного; знания и невежества, созидания и уничтожения. В ней старейшины хотят «Творить. Складывать. Узнавать». Это формула конструктивного начала, увеличение красоты и радости бытия. Люди стремятся к счастью, но оно утеряно, «ибо счастье в духе», как сказано в Учении Живой Этики. Достоевский пророчески предвидел прорыв хаотических сил в мире и выразил это бедствие в их формуле «Всё дозволено». Разрушителям, губителям знания и человеческих жизней и природы «всё можно», как сказано в пьесе; для них нет никаких нравственных преград.
Анархия в этом произведении противопоставляется духовной дисциплине, сознательному подчинению нравственным началам. Именно это признание законов этики и даёт духу возможность роста и совершенствования, в то время как ложно понятая анархическая «свобода» губительна для эволюции. Это положение и отражено в пьесе в виде ужасающих картин разрушения всего того, что было достигнуто в процессе длительного исторического пути человечества; и люди, предавшиеся хаосу, скатываются до самого дна разложения. «С высокой ступени сверглось человечество», – говорится в пьесе. Но это не фатально. От него зависит вернуться обратно и снова завоевать утерянные высоты. Жив дух человеческий, и вновь он воскресает и начинает строить светлый Храм будущего, Храм культуры духа и сердца.
Именно это понимание и предвидение происходивших тогда и несметно умножившихся варварских истреблений великих ценностей человеческого гения и вдохновило Рериха на создание Пакта по охране культурных ценностей, подписанного многими государствами, в том числе и нашим, в 1954 году. Красный Крест культуры, Знамя Мира должно было, по его идее, охранять все творческие достижения человечества.
Рерих был убеждён в существовании глубоких связей древних культур Индии и России, и в пьесе «Милосердие» замечается налёт индийского фольклора, а в конце приводится вольный перевод из Тагора «Где мудрость страха не знает». Имя главного героя пьесы, Гайятри, тоже индийское. Оно означает название священной «спасительной песни», в которой жрецы-брамины обращались к Савитару, олицетворению солнца. Есть также у Рериха стихотворение «Молитва Гайятри» и прозаическая миниатюра «Заповедь Гайятри».
В пьесе есть отрывки, написанные белым стихом; и вся её необычная ритмика передаёт настроение, вызванное происходящими в ней событиями.
Рериху хотелось, чтобы эта пьеса была положена на музыку, и он писал об этом художнику Александру Бенуа. Как и поэт Вячеслав Иванов, он считал, что только музыка даст драме «грандиозный стиль».
Но музыка не была написана, и, насколько нам известно, пьеса поставлена не была.
Пьесу свою, очень необычную по форме, Рерих назвал «наивным народным действом», а в письме к А.Бенуа – «мистерией».
В давние времена подобные театрализованные представления происходили прямо на площади, среди народа, где зрители были как бы и соучастниками спектакля. Такие пьесы-притчи носили вневременный, внеисторический характер, и в них затрагивались общечеловеческие проблемы, присущие всем народам мира. Такой подход, заостряя сущность проблемы, не привязывал её к определённому месту и времени.
В этой пьесе у её персонажей нет имён, кроме одного – мудреца и праведника Гайятри, спасшего народ и его духовное достояние от конечной гибели и раскрывающего закон неотвратимого возмездия за всё содеянное. Именно, как говорит Живая Этика, не угрозы, не наказания, но лишь следствия содеянного ожидают каждого по делам его.
Что же происходит в этом «наивном народном действе в семи картинах»? Вот краткий пересказ.
Картина первая
В высоком помещении за столом сидят старейшины народа. Снаружи к ним доносятся звуки битвы, рёв толпы, удары стенобитных орудий; в открытые пролёты видно полыхание пожара, дым, искры пламени. К старейшинам один за другим вбегают вестники и приносят вести, одна ужаснее другой.
Толпа восстала. Ею овладело безумие. Вождь пытался вступить с разъярёнными врагами в переговоры, но они не внимают. Они восстали против знания, ворвались в школы, разрушают их, убивают учителей, избивают учащихся. Они захватили женщин, волокут их, насилуют. Они рушат и грабят государственные учреждения, похищают золото и камни, разрывают изображения, разбивают лучшие статуи, сжигают книги, убивают священнослужителей и пляшут в храмах. Ринулись на земледельцев, стали их убивать, уничтожать скот, топить в реке зерно.
Старейшины удаляют вестников, собирают верный им народ во дворе своей крепости и начинают совещаться. Один за другим они говорят: «Если бы мы знали, что они хотят насадить новое знание. Но они хотят только разрушить. Они думают, что из разрушения само возникнет новое знание. Глупцы! Мнят, что толпа может творить знание. Они идут путём лжи. Им надо только разрушить. Они одержимы тёмными силами. Но они их не видят! Как могли народ обмануть! Неужели могут вести народ ко благу те, которые сами творили зло?»
– Или приходит последний час знания? – спрашивает один из старейшин.
– Для знания нет последнего часа, – отвечают ему. – Для народа должны мы знание сберечь!
Старейшины бессильны остановить гибель цивилизации. И как последнюю надежду на спасение они решают призвать Гайятри.
Кто такой Гайятри, говорящий о себе: «Я просто лесной»? Пророк, мудрец, праведник – Гайятри ушёл от людей. Он их знает. Он в тихой дубраве. Его глаз прояснел. Его воля чиста. Он защитит гибнущее знание, он откроет новые силы. Он придёт сам – так надеются старейшины. Трое из них решают идти за ним.
Надо спешить. Пришла весть, что на кораблях плывут новые враги, «чтобы стадо злодеев усилить». Трое старейшин спешно уходят. Раздаётся страшный грохот – рухнуло хранилище книг, свитки не успели спасти. «Рухнуло знание... – шепчут старейшины. – Рухнуло... Рухнуло... Погребено».
Картина вторая
«Дубрава тишайшая». Гайятри кормит птиц. Они сидят у него на плечах. Он гладит их, называя своими друзьями. Гайятри не знает ни скуки, ни страха. Он думает о людях и произносит возвышенную молитву.
Вот молитва моя!
Порази в корень нищету моего сердца.
Песня, которую должен я спеть,
ещё остаётся неспетой.
Ты призвал меня на праздник
этого мира, и тем благословенна жизнь моя.
Могу ли я принести Тебе
моё безмолвное поклонение?
Мою молитву без слов,
без песнопения?
Мою молитву, которую будешь знать
только Ты?
Я пополню сердце своё
Твоим молчанием и претерплю его.
Но придёт солнце и утро, и Твоё слово
вознесётся песнею над каждым
птичьим гнездом. И Твои напевы
расцветут во всех лесных чащах.
Приходят старейшины, сообщают ему о творимых ужасах, о гибели знания и людей, несущих знание.
Они умоляют Гайятри помочь гибнущим, найти на злодеев смертное слово, смертный глаз, просить у Неба заклятье победы.
Картина третья
Гайятри на вершине горы просит Небо дать врагов отразить, дать заклятье на злобу, на вражью силу, дать заговор на победу. Сгущаются тучи, сверкает молния без грома, и слышится Голос сверху. Он отказывается дать просимое и повелевает Гайятри: «Иди один, иди мирным, иди в белой одежде, иди без меча. Всё, сделанное тебе, на них обратится. Всё, желаемое тебе, да получат. Зло и добро. Хотящий зло да получит. Хотящий добро да примет. Воздастся каждому. Иди. Не медли. Я Свершу».
Картина четвёртая
Убежище старейшин. Там, в их крепости, укрылся претерпевший от преступников мирный народ. Люди обсуждают происходящее и исступлённо жаждут мстить. «Страна содрогнётся от мести», – говорят они и придумывают и перечисляют страшные казни для злодеев, такие, чтобы земля содрогнулась, почернели бы горы, на деревьях листья бы свернулись.
Картина пятая
Старейшины в башне заняты своим обычным трудом – творить, собирать, узнавать. Но враг ещё не побеждён, хоть и отступил от их убежища. Старейшины в тревоге – придёт ли Гайятри спасти народ, спасти знание?
Они вспоминают древние пророчества, в которых сказано: «И возникнет чудовище. И наполнит землю! И воздаст себе!» «Что это значит: ''и воздаст себе''?» – спрашивают они.
Появляется вооружённая женщина и сообщает о чуде: «Вдали уже бой разгорелся. Мы слышали рёв. Камнемёты гремели. Целые полчища выли. Кому-то грозили. И устремлялись куда-то... И вот замечаем. Идёт там один. Идёт мирным. Идёт в белой одежде. Идёт без меча. Без зла и угрозы.
Пустили враги в него стрелы, натёртые ядом. И стрелы обратились, их самих поразили. Другие метнули копья в него. И упали пронзёнными. Ядом плеснули – и попадали в корчах. ...Пустили жидкий огонь – и вспыхнули все. Полчища гибнут своею рукою... Рушат и жгут. Отравили озёра и реки. Бросили огненный дождь. Прокричали проклятья. Горят и тонут. В корчах чернеют. Режут и душат самих себя. ...Гибнут безумные. Силой врагов проходит он город. Прошёл селенья, врата и мосты. Гибнут безумцы. Он стоит. Велико его знанье. Он близко. Идите. Встречайте».
Старейшины понимают: «Зло замолчало. Он – Гайятри пришёл».
И опять они вспоминают древнее пророчество: «Выйдет чудовище... И пожрёт самоё себя». И верят, что настанет праздник знания для всех, будет радость, и «наша страна не погибнет». «От нас зависит приблизить праздник Духа».
Картина шестая
В подземелье сидят узники – побеждённые злодеи – и гадают, какое наказание им назначат. Страшатся казни. Через стену к ним появляется Гайятри. Преступники начинают умолять его помиловать их. «Только бы нас отпустили живыми, назначили на рудники, мы отработаем», – просят они. «И убежим – думаешь ты», – замечает Гайятри.
Все шепчут: «Он мысли знает... Осторожней». Гайятри говорит: «Как можно мыслить осторожней? Зло скроете в словах, но в мыслях не сокрыть зла».
Преступники умоляют помиловать их. Гайятри отвечает, что от казни здесь может освободить их, если они так хотят этого, но только здесь. «Людская казнь вас минет, так решено, если вы сами захотели. Теперь я покажу вам, что в жизнях будущих вас ожидает», – и показывает им ужасающие картины их неизбежной будущей судьбы, которую они создали себе сами и которую уже изменить нельзя.
Злодеи приходят в неописуемый ужас, воют.
Гайятри исчезает.
Картина седьмая
Начинается суд над преступниками. Выборные от цехов приходят к старейшинам и назначают казни, одна страшнее другой. Народ требует и ждёт возмездия. Но появляется Гайятри и отменяет все их приговоры. Он говорит: «Преступление противу знания самое тяжкое. После него молчит милосердие». И повелевает снять с преступников цепи и отпустить их на свободу. «Ваши казни ничтожны и кратки, – говорит он судьям. – Они уже сковали судьбу свою. И знают, что их ожидает».
Злодеи молят, чтобы их казнили. Они потеряли сон. Их жертвы к ним приходят по ночам. Им страшно, им нет покоя. Но приговор изменить нельзя. Народ покоряется решению Гайятри.
Гайятри обращается к народу: «А вы пойдёте мирно. Будете трудиться. Будете слагать свою судьбу». Он советует им иногда ненадолго отрешиться от земных забот, побыть в одиночестве, искать знания.
Пьеса заканчивается молитвой Гайятри.
Слушай, Слышащий. Молю.
Источник слов моих знаешь.
Где мудрость страха не знает.
Где мир не размельчён
ничтожными домашними стенами.
Где знание свободно.
Где слова исходят из правды.
Где вечно стремление к совершенству.
Где Ты приводишь разум
к священному единству –
В тех небесах свободы, Могущий,
дай проснуться моей Родине.
Эта пьеса очень многогранна, и невозможно в одном небольшом сообщении дать подробнейший искусствоведческий, литературный, театроведческий или иной её разбор. В данном случае хотелось бы отметить её этический аспект.
С этической стороны пьеса затрагивает понятие мщения. Нельзя понимать буквально, что преступления надо оставлять безнаказанными и преступников отпускать на свободу, зная, какое возмездие ожидает их в будущем. Преступления надо пресекать, бороться с ними, преступникам воздавать по делам их, но не мстить, так как чувство мести вредит самим мстителям. Потому в Священном Писании и указывается прощать врагов своих. В Библии Господь, Высший закон Вселенной, говорит: «Мне отмщение, и Аз воздам», то есть оставьте отмщение Мне, Я воздам. Это изречение Толстой взял эпиграфом к своему роману «Анна Каренина». Апостол призывает не мстить, но оставить место Божьему гневу, то есть закону космического воздаяния. В Живой Этике сказано, что человек, способный на месть, не может быть учеником. Там указывается остерегаться врагов, пресекать их действия, но злобы не иметь.
В одной притче о Будде рассказывается, как к нему пришёл его враг и стал поносить его. Будда спокойно выслушал поносителя и сказал: «Скажи, если ты приносишь кому-то подарок, а тот его не принимает, то к кому возвращается подарок?» Враг отвечал, что к дарителю. «Так и я не принимаю твоего дара, – сказал Будда, – и он возвращается назад к тебе».
Автор пьесы восстаёт против мести, ибо жестокость порождает жестокость, и противопоставляет мести понятие возмездия. Породители зла в конечном итоге сами обрекают себя на самоуничтожение; «посеявший ветер пожнёт бурю»; чудовище пожрёт само себя. Два вида возмездия ожидает его: историческое и кармическое. На протяжении истории человечества мы знаем много примеров, когда даже если вначале перевес был на стороне сил зла, агрессии, то впоследствии победа оставалась за правыми силами. И в борьбе, часто неравной, при понимании этого закона, сохранялся исторический оптимизм, и борцы продолжали борьбу до конечной победы.
Гайятри не дал совершиться вредной для самих пострадавших жестокой мести, но от законного возмездия никто освободить злоделателей бы не мог. И в этом должно было быть утешение для тех, кому было причинено горе и страдания. Будут ли злодеи казнены или в этом воплощении не получат воздаяния по земным законам, возмездия в будущем им не избежать.
Как я уже говорила, моё небольшое сообщение отнюдь не претендует на подробный анализ этого сложного творения. Мне просто хотелось ознакомить вас с ещё одной малоизвестной гранью удивительного творчества Николая Рериха и указать на этическое значение пьесы, необыкновенно созвучной нашему времени, точно специально написанной в наши дни.
Несмотря на все ужасы, происходящие в ней, она оптимистична; оптимистична тем, что если зло так карается, то и добро по закону кармы (закону причин и следствий) получает своё заслуженное воздаяние. «...Посев семян добра не сохнет, и во дни суждённые зёрна процветут»1, – говорит Живая Этика.
Драматургия Рериха, его театр – это не только пьеса «Милосердие», но и театрально-декорационная живопись, создание декораций и эскизов костюмов для оперных, балетных и театральных постановок, сюжеты которых были особенно близки ему. Это сказочные темы Древней Руси: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Весна Священная». Исторические: «Князь Игорь», «Псковитянка». Символические: пьесы Метерлинка «Сестра Беатриса» и «Принцесса Мален», «Пер Гюнт» Ибсена, «Фуенте Овехуна» Лопе де Вега и другие.
Но эта тема требует отдельного доклада.
23 октября 1990 г.
1 Учение Живой Этики. Братство, § 190.
Н.К. Рерих о Культуре
Воспроизводится по изданию:
Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. ОТБЛЕСКИ: 1944 – 1993. Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2007.
Из радиопередачи (цикл «Беседы о Живой Этике»)
Лозунги не перестраивают жизнь, если они практически не осознаны и не влияют на людей и их судьбы. Рерих не произносил незначащих понятий; за каждым его словом стоит глубокий смысл. Если мы не примем эти положения конкретно, во всей их жизненности, они останутся красивыми лозунгами, и только.
«Культура есть почитание Света»1, – говорит Рерих. Что есть Свет? Прежде всего – антипод тьмы. Значит, почитая Свет, мы отходим, отделяемся от всего тёмного, злого, невежественного, разрушительного, что губит нашу жизнь и доводит человечество до края пропасти.
Все лучшие качества в человеке светоносны. Когда начнутся съёмки наших излучений (аур), станет наглядно видно, что несёт в себе каждый, к чему прилежит, чему служит. Совершенствуясь, он умножает свет в себе и распространяет его вокруг. Святые подвижники – краса и гордость планеты – были представителями Культуры в высочайшем смысле этого слова. Культура их духа так велика, так светоносна, что оставляет на века свет на тёмном пути человеческом для томимых духовной жаждою.
Ты – свет очей. Им без Тебя темно.
Не различить, что было и что будет,
Происходящее в туман погружено,
И ложно люди о явленьях судят.
Но Ты явил прозрение очам,
Чтобы во тьме не заблудиться нам.
Н.Д.Спирина. Капли
И совсем не случайно изображают этих Светоносцев в нимбах и сияниях. Культура есть почитание Света и возжжение этого Света. Мало только почитать Свет. Надо и самим стремиться стать, каждому в своей мере, носителями его, пособниками Культуры. К этому призывает Живая Этика и указывает прямые, практические пути этого эволюционного процесса.
Следующее положение – «Культура есть любовь к человеку» – даёт понять, что без любви к ближнему, без сочувствия к нему, без понимания его нужд и бед, без стремления помочь ему нет Культуры.
Далее: «Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты». Благоухание противостоит зловонию, которое происходит от разложения. Чувства могут быть благоуханны и зловонны. Мы применяем к нашим проявлениям определения цветовые и звуковые, но ароматический аспект Вселенной ещё мало осознан. Мы говорим о розовых мечтах или чёрных умыслах; о диссонансах или созвучиях в отношениях и так далее, но редко представляем себе их запах. Положение о Культуре как о благоухании расширяет наши восприятия и заставляет задуматься. Мы слышим запах цветов, но не обоняем наших мыслей, чувств, поступков и их взаимодействий. Ведь не случайны благовония в храмах, они способствуют возношению духа. Это знали с древнейших времён. Для того, кто сказал: «Добро есть благоухание, зло есть ядовитое зловоние», – это изречение отнюдь не было метафорой.
«Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений», – утверждает Рерих. Значит, всё лучшее, что достигнуто человечеством на протяжении его истории, содержится в понятии Культуры.
За Свет надо сражаться, Свет в нашей жизни надо отстаивать, и оружием в этой борьбе является Культура, как определяет её Рерих: «Культура есть оружие Света».
Культура и этика, Культура и нравственность едины. Экология, движение высоконравственное, возникла как ветвь на великом древе Культуры. Она не только формальный свод законов по охране природы, она включает в себя и любовь ко всем творениям Великой Матери, каждое из которых живёт своей, непредставимой нами жизнью, в каждом из которых пульсирует и бьётся единая жизнь.
«Невозможно было оторвать внимание от разложения клетки гранита, когда она достигает явления сравнения с клеткою беспозвоночных, почти тот же пульс»2, – рассказывается в книге «Агни Йога».
«Культура есть двигатель», – продолжает Рерих. Двигатель к подвигам, к созидательному, творческому труду, к добрым делам, к борьбе за достойную жизнь. Всё это входит в понятие Культуры.
И заканчивает эти утверждения Рерих словами «Культура есть Сердце», и пишет слово «Сердце» с заглавной буквы. Бессердечие – антипод Культуры. В Живой Этике сказано: «...Без сердца мы шелуха погибшая»3.
Любовь есть дыхание сердца;
Уйдёт она – сердце умрёт...
Что мёртвому камню Восход?
Ему и в Лучах не согреться...
Люби – и вся радость придёт!
Любовь есть Бессмертие сердца.
Н.Д.Спирина. Капли
В нашей стране возродилось светлое слово «милосердие». В сердце лежит основа любви. Какое благое созидание может быть без любви? Что хорошее создаёт бессердечие? Оно может только разрушать.
Потому Культура, которая основана на сердце, определяется Рерихом как спасение. В Живой Этике этому великому понятию сердца посвящена целая книга.
И заканчивает Рерих эти определения, как бы подводя им итог, словами: «Если соберём все определения Культуры, мы найдём синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты».
Рерих подчёркивает особое значение Культуры в эпоху кризисного состояния человечества. В эти эпохи крайнего нравственного разложения, человеческого разъединения, засилья механического, технократического мышления, Культура является единственной опорой, тем противовесом хаосу и разрушению, который позволяет удержать человечество в состоянии равновесия. Именно Культура – то объединяющее понятие, которое стоит поверх национальных, расовых, религиозных различий. Ведь «средоточие Культуры», «Держава Света», по словам Рериха, – сердце. И если интеллект разъединяет, то сердце объединяет человечество.
Я мыслю о немыслимом – о том,
Что люди прекратят вражду и ссоры
И будут над рекою строить дом
С окном на безмятежные просторы. (...)
Живи, обожествлённый Человек,
К величественной участи готовься!
О, будет век – я знаю, будет век! –
Когда твоих грехов не будет вовсе...
И.Северянин. Солнечный дикарь
Понятие Культуры включает и вмещение разнообразия её проявлений, как у сотрудников культурных организаций, так и в отдельных людях, народностях и странах.
Н.К.Рерих пишет в статье «Разнообразие»: «Широкообъятность понятия Культуры уже предполагает в самом себе необыкновенное разнообразие. (...) Будут единообразные сердечные устремления. Будет единоподобное ощущение достоинства человеческого, но внешние формы, конечно, будут разнообразны.
Научиться ценить разнообразие есть уже верный подступ к Культуре»4.
Что противостоит этому? Такие акультурные проявления, как ссоры, тирания, деспотизм, стремление заставить других мыслить по-своему, подавление творческий инициативы в угоду своим стандартам, канонам и вкусам; неуважение к верованиям и традициям своих близких. Всё это ведёт к разъединению со всеми вытекающими отсюда жестокими и разрушительными последствиями.
Но «стремление к высокому качеству, сердечная преданность ко всему эволюционно-строительному, творческий труд, преклонение перед Красотою и почитание Знания – вот что свяжет всех этих светлых путников духа. (...)
...Сердечная искренность является... одним из первых знамён Культуры»5, – пишет Рерих.
«Не мечтать во снах, но выявлять в жизни обязывает нас ответственность перед Культурою»6, – призывает нас Николай Константинович Рерих. И продолжает: «Пока Культура лишь роскошь, лишь пирог праздничный, она ещё не перестроит жизнь. (...)
Культура должна войти в ближайший, каждодневный обиход как хижины, так и дворца»7.
«Благородное стремление создаёт и неиссякаемость сил и растит тот светлый энтузиазм, о котором горят глаза и звучит сердце человеческое. Во имя бездонной Красоты сердца человеческого и сойдёмся и укрепимся в светлой победе Культуры»8.
Свет – один. Внесение Света рассеивает тьму.
2 декабря 1990 г.
1 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 63.
2 Агни Йога. 78.
3 Сердце. 389.
4 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. С. 44.
5 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. С. 44, 46.
6 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. С. 55.
7 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. С. 4.
8 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. С. 57.
Слово о книге Н.К. Рериха «Пути Благословения»
Воспроизводится по изданию:
Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. ОТБЛЕСКИ: 1944 – 1993. Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2007.
«Круглый стол» Сибирского Рериховского Общества
Это была первая книга Николая Рериха, которую я прочитала. До тех пор я знала его только как художника; эта книга приобщила меня к нему как к писателю, ознакомила с новой гранью его творческой деятельности. Сам Николай Константинович не делил своего творчества на разделы — художник, писатель, поэт, учёный, путешественник. Всё это было для него едино и неделимо. И, постигая одну из граней этого неделимого, мы начинали лучше понимать и другие аспекты его деятельности.
В этой книге — «Пути Благословения» — автор ведёт нас благими путями к свету и к той радости, которую никто и ничто не может у нас отнять.
Слова, призывы и утверждения Рериха в этой книге напоминают горные вершины его гималайского цикла картин. И то, и другое, по его выражению, «ступени ко храму».
Поражает красота названий книг Рериха: «Держава Света», «Твердыня Пламенная», «Священный Дозор», «Сердце Азии»... Какая чувствуется глубина и высота в этих наименованиях; и чем больше в них вдумываешься, тем больше они восхищают. Они — как ступени к вершинам духа, как вдохновенные призывы к Миру Света.
Открываешь книгу «Пути Благословения», и сразу поражают слова, запоминающиеся потом на всю жизнь: «''Истинно, истинно! Красота есть Бог! Искусство есть Бог. Знание есть Бог. Вся слава, всё великолепие, всё величие есть Бог. Истинно, истинно!'' — воскликнул индусский Святой, возвращаясь из состояния Самадхи», из состояния озарения, прозрения в Правду Мира.
Рерих говорит о том, что красота и мудрость — не роскошь, не привилегия, но они суждены всем нам, на всех путях нашей повседневной жизни. Лишь бы не забыть об этом за суматохой мелких дел. И книги Николая Рериха помогают не забыть. Он твёрдо утверждает, что на развалинах старого мира «уже возникает новая жизнь», что «новый мир идёт!» и камнями основания храмов нового мира будут красота и мудрость, искусство и знание.
Первая статья говорит об искусстве — подлинном и мнимом; о том, что «его убедительность кроется в путях его возникновения». Из рассудка ли, из надуманности и условности моды возникает оно или из сердца, из глубин духа? И только подлинное искусство сможет объединить людей.
В этой книге помещена поэма в прозе о красоте земли Русской и о любви к этой земле — «Неотпитая чаша». И именно теперь, когда Россия во мгле и требует утверждения своего будущего, необыкновенно значимо звучат в этой поэме слова великого патриота и провидца о нашей Родине: «...Пройдёт испытание. Всенародная, всетрудовая, крепкая делом Русь стряхнёт пыль и труху. Сумеет напиться живой воды. Наберётся сил. Найдёт клады подземные.
Точно неотпитая чаша стоит Русь».
Повесть «Пламя», помещённая в этой книге, отчасти автобиографична. В ней просматриваются некоторые детали из биографии Рериха, особенно в описании северного острова, где он жил с семьёй перед отъездом в Европу и Америку. В этой повести он рассказывает об алом пламени, которое вспыхивает в душе человека при столкновении его со злобой, подлостью, клеветой, непониманием. «...Бойтесь алого пламени, — призывает он. — Оно выедает все ценные условия восхождений и ясного сознания. Это пламя — пламя судороги, припадка, но жить и созидать среди этого пламени нельзя». И вот его герой начинает бороться за то, чтобы его пламя изменило цвет, стало голубым. «Хочу радоваться, — говорит он. — Мы окружены чудесами, но, слепые, не видим их. Мы напоены возможностями, но, тёмные, не знаем их. Придите. Берите. Стройте».
И кончается эта повесть дивными словами из «белой книги», как называет здесь автор Бхагавад-Гиту: «Знай, что то, которым проникнуто всё сущее, неразрушимо. Никто не может привести к уничтожению то Единое, незыблемое.
Преходящи лишь формы этого Воплощённого, который вечен, неразрушим и необъятен.
Поэтому сражайся. (...) Взирай лишь на дело, а не на плоды его. Да не будет побуждением твоим — плоды деятельности.
Отказываясь от привязанности, оставаясь одинаково уравновешенным в успехе и в неудаче, совершай деяния в слиянии с Божественным».
Искусство и знание. Значение этих великих, созидательных понятий утверждает Николай Рерих в статье «Адамант»; говорит «о вечном и обновлённом значении этих понятий». «Среди ужасов, среди борьбы, среди столкновений народных масс сейчас более всего на очереди вопрос знания, вопрос искусства», — эти слова Рерих написал как будто сейчас, а не в 1920 году. «Только на почве истинной красоты, на почве подлинного знания установятся отношения между народами. И настоящим проводником будет международный язык знания и красоты искусства». «Единственная опора жизни — искусство и знание. Именно в наши трудные дни, в наше тяжёлое время будем твёрдо помнить об этих светлых двигателях». «Искусство — сердце народа. Знание — мозг народа», — говорит он.
В статье «Одеяние духа» Николай Рерих говорит о человеческой ауре и о её цветовой гармонии с окружающей жизнью. «Человек носит вечное цветное одеяние духа. Человек помыслами сам окрашивает свою драгоценную одежду в избранные им самим цвета. Человек ищет соотношение себе в окружающей жизни. (...) Вашей лучшей аурой вы притянете себе лучшие излучения. (...) Всё должно быть жизненно. Всюду должно быть сцепление обоюдной помощи».
В статье «Действие» даётся чрезвычайно актуальное указание, как сократить «апофеоз суеты наших дней... этот пустой водоворот, эту бесполезную трату сил и возможностей». Оно дано в предании о том, как «однажды великий Акбар провёл черту и спросил своего мудреца Бирбала, чтобы тот сократил её, не урезывая и не касаясь концов её. Бирбал параллельно провёл более длинную линию, и тем самым линия Акбара была умалена. Мудрость заключается в проведении более длинной линии.
Когда видите апофеоз суеты наших дней, иногда чувствуете бессилие сократить этот пустой водоворот, эту бесполезную трату сил и возможностей. Только представляя более длинную черту истинного действия и деятельности, мы можем уменьшить ужас нашего времени — триумф суеты».
Именно к такой деятельности и призывает нас Живая Этика.
29 сентября 1991 г.
«Небесный камень»
Воспроизводится по изданию:
Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. - ОТБЛЕСКИ: 1944-1993. - Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2007.
Из радиопередачи "Николай Константинович Рерих"
В книге "Мир Огненный" говорится: "Люди, принявшие на себя Великое Служение, могут быть названы "Небесным камнем". В стремлении они преисполняются светом. Они прободают низшие слои и заключают в себе алмаз-адамант. Но не легко быть алмазом, и нужно утвердиться в свете, чтобы преодолеть тьму. Не знает покоя Великое Служение, на бессменном предстоянии укрепляется дух. Много земных малых правд нужно покрыть куполом великодушия. Нужно покрыться Светом, идущим от Иерархии"1.
Эти слова приходят на ум, когда мы говорим о Николае Константиновиче Рерихе. Достаточно ознакомиться с его биографией, чтобы понять, что вся его жизнь была этим Великим Служением, которое осуществлялось с поразительным постоянством и красотой. Именно, Служение никогда не прерывалось и проявлялось неслыханно красиво. И как уместно это сравнение с "небесным камнем", метеором, пронзающим мрак ночного неба с несломимой стремительностью и отдающим свой огонь земным, плотным слоям. Он падает на землю и несёт для неё заключённый в нём "алмаз-адамант".
"...У Гуру нет ни одной личной мысли, всё решительно направлено и отдано на служение общему благу"2. Так писала о нём Елена Ивановна Рерих.
Теперь уже общеизвестна исключительная многогранность его деятельности. И в какой бы сфере он ни проявлялся, в своём стремлении послужить общему благу он преисполнялся светом и наполнял им плоды своего труда. Мы знаем, какое благотворное действие производят его картины на тех, кто их воспринимает. Они не только возвышают дух и открывают глаз на красоты мироздания, но и несут в себе дар целительный. Его книги - это мощные призывы к свету, мудрые и вещие. Одни названия их говорят за себя: "Пути Благословения", "Твердыня Пламенная", "Держава Света", "Священный Дозор", "Сердце Азии". В них Николай Рерих касается самых основных граней жизни, высветляет их, даёт правильную точку зрения на всё происходящее в нашу сложнейшую эпоху. Нет той сферы, которой бы ни коснулась его возвышенная и возвышающая мысль. Его книги можно читать и перечитывать всю жизнь и находить всё новые и новые аспекты затрагиваемых вопросов. Его благородное мышление поднимает и нашу, во многом заземлённую, мысль. Нам открываются новые горизонты, мы начинаем смотреть на мир новыми глазами с оптимизмом, и радостью, и надеждой. Не утрачены Основы, на которых держится мир, и мы продолжаем жить уже в новом измерении, и в нас начинают проявляться доселе дремлющие потенциальные силы. Мы начинаем творить себя и жизнь свою заново.
Не знает покоя Великое Служение. Общественная деятельность Николая Рериха не может быть названа по существу иначе, в чём бы она ни выражалась. С самого её начала он открывал глаза соотечественников на великое значение древнерусского искусства - на иконы, фрески, зодчество. На насущную и неотложную необходимость сохранения памятников старины и невосполнимость утраты этих памятников. Он запечатлевал древние храмы и башни на своих полотнах, предприняв для этого паломничество по святым местам. И впоследствии часть этих уникальных сооружений сохранилась лишь на его картинах. Он прославлял русское оперное и балетное искусство за рубежом своими декорациями к постановкам Дягилева. Впервые в истории человечества он провозгласил на весь цивилизованный мир абсолютную необходимость спасения созданий человеческого гения во время войн и вооружённых конфликтов путём заключения конвенции по охране их и создал великий памятник культуры - Пакт и Знамя Мира. Он так поднял в своих провозглашениях значение Культуры, как это никто до него не делал. Его формулы определения культуры и искусства останутся на века. Пока человечество ещё только начинает до них дорастать. Гиганты идут впереди, люди за ними - постепенно, и едва поспевают. Но сами обстоятельства жизни планетной подталкивают нас поспешать, иначе многое, очень многое, будет безвозвратно потеряно. Нельзя отставать в тёмную ночь от несущего впереди факел зажжённый, иначе заплутаемся и свалимся в пропасть, а их на нашем пути немало. Вождь культуры - так именуют Рериха. Много уже было об этом сказано - остаётся напоминать, повторять, следовать.
Земные малые правды покрывал он куполом великодушия, вмещая наши недостатки и слабости, снисходя до них, говоря с нами по сознанию, находя самые простые и вразумительные слова, лишь бы достучаться до нас, до наших сердец. Откликнувшиеся на его призывы духовно богатеют ежечасно. Энтузиазм и вера в будущее, которое наступит непреложно, как восход солнца, помогают делать трудности преодолимыми и способствующими нашим достижениям; дают правильную оценку ценностям земным и надземным: тем, которые время обратит в прах, и тем, которые присущи всем мирам и сферам бытия, начиная с жизни каждого дня и кончая космическими проблемами. Николай Рерих - представитель синтетического мышления; этому строю мысли присущи необъятность, неограниченность ничем, выход в космическое пространство. Нет пределов, нет канонов, нет запретов на свободное, непредубеждённое мышление. И главное - нет страха. Страха нарушить нечто привычное, устоявшееся, положенное ещё нашими дедами и прадедами. Дедовский кафтан новому человеку не по плечу в его продвижении к новым рубежам, к безграничности. Ко всему этому ведёт нас Рерих в своих книгах, картинах, борьбе за ту Культуру, которая, по его утверждению, есть почитание Света.
24 октября 1993 г.
1 Мир Огненный. II. 201.
2 Письма Елены Рерих. Т. 1. Рига, 1940. 17.12.1930.
Гигант духа
Воспроизводится по изданию:
Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. - ОТБЛЕСКИ: 1944-1993. - Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2008.
Настала пора приближения Новой Эпохи, когда сознание людей необходимо насытить этим понятием, данным нам в великих символах, воплощённых в картинах Н.К.Рериха; через его искусство приобщить людей к великому понятию Шамбалы.
На Восходе, 2001, No 12
"Церковь Сергия". 1935 - 1936
Храм как молитва стоит на высоком холме среди снегов России. Он устремляется ввысь и доходит до дальних миров и общается с ними в победном слиянии Космической Любви, для которой не существует расстояний.
Перед Восходом, 1999, No 12
"Матерь Мира". 1924
Матерь Мира - это символ Мироздания. Мы видим и знаем только малую его часть, поэтому для нас оно в целом останется Тайной, которую мы до конца постигнуть не сможем. Думается, именно поэтому изображена Матерь Мира с полузакрытым Ликом, что придаёт картине особую торжественность и особую значимость. Мы начинаем понимать, как мало мы ещё знаем, как много нам предстоит узнать и как много ещё не раскрытых тайн в Космосе... И, по мере нашего совершенствования, нам постепенно будет открываться познание дальних миров.
Перед Восходом, 1999, No 12
"Часовня Сергия на перепутье". 1937
Солнце не стоит на месте - оно или восходит, или заходит. Но у нас оно восходит, потому что мы идём к новому, небывалому Будущему, к Эпохе Света, которую мы ждали тысячелетия.
На Восходе, 2000, No 7
"Добрые травы" ("Василиса"). 1941
На этой картине мы видим образ прекрасной женщины, собирающей добрые травы для близких и далёких; сердце женщины, сердце матери заботится о здоровье всех; и выражена эта забота в трудах Василисы Прекрасной и Премудрой, знающей, какие именно целебные травы людям потребны.
На Восходе, 2000, No 10
"Sancta Protectrix" ("Святая Покровительница"). 1933
Sancta Protectrix - Святая Покровительница и Охранительница мировых сокровищ Искусства, Красоты и Знания - символизирует космический материнский подвиг Женского Начала.
На Восходе, 2001, No 4
"Христос в пустыне". 1933
У Николая Рериха есть поразительная по своему откровению картина "Христос в пустыне". В глубоком мраке движется светоносная фигура Спасителя среди мрачных, холодных скал, проливая на них тёплый, розовый, живительный луч. В своих холодных глубинах оживают каменные души и взирают на Христа с немой надеждой. А впереди на чёрном каменном выступе гнездится череп с оскаленными в страшной злобе клыками и выпученными пустыми глазницами, чуя своё неминуемое поражение. Светоносная фигура тихо, но неуклонно движется на него, и в этом неотвратимом движении залог того, что смерть и зло будут побеждены. Не вынесет тьма розового света вселенской любви, она обречена. А над скалами и над обликом Великой Жертвы горит одиноко Звезда, предвестница утра. И где-то вдали небо начинает светлеть. День новый непреложно настаёт.
На Восходе, 2001, No 4
"София-Премудрость". 1932
На картине Н.К.Рериха "София-Премудрость" в огне явлена стремительно летящая над землёю на белом коне Всевышняя Премудрость, объединяющая и охраняющая всех людей доброй воли и их творческие достижения под Знаменем Мира, Знаменем грядущего синтеза.
На Восходе, 2001, No 4
"Чинтамани". 1935 - 1936
Великая эпоха приближается! Белый конь несёт полыхающий огнями Камень Счастья, суждённый всем народам Земли. Ожидания сбываются; легенды претворяются в жизнь. Наполнимся радостью ожидания Грядущего!
На Восходе, 2001, No 12
"Оттуда". 1936
Оттуда, из-за дальних великих священных гор, через гремящий поток идёт прекрасная женщина и благоговейно несёт в молитвенно сложенных руках весть о Священной стране, откуда она была послана благовестить о грядущей Эпохе спасения и возрождения нашей планеты.
На Восходе, 2002, No 1
"Знамя Грядущего".
Сюита "Майтрейя" ("Красный всадник"). 1925
Устремление в будущее - основная нота творчества Н.К.Рериха. "Нет прошлого, есть свет будущего - им идите" (Листы Сада М., Озарение, 1-IX-13). И об этом Свете благоговейно слушающим местным жителям вдохновенно повествует лама, устремляя их в грядущую Эпоху добра и света, к которой нужно подготовить людей, чтобы её достойно принять и претворить в жизнь.
На Восходе, 2002, No 2
"Ведущая". 1924
Та, которая ведёт,
Знает: Небо нас зовёт.
Путь один - вперёд и вверх.
Назначает человек
Сам себе свою судьбу;
И вступает он в борьбу
С ветхой личностью в себе,
Побеждая в той борьбе
Иллюзорный мир земной,
Мир никчёмный и пустой.
Н.Д.Спирина
Высоко в гору устремлённо поднимается женщина в белых одеждах. А за ней, держась за край её длинного одеяния, на коленях продвигается мужчина. Скалы своими вершинами тоже устремляются в небо, как бы молясь ему. Елена Ивановна Рерих писала: "...Женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. Помните картину Николая Константиновича "Та, которая ведёт" ("Ведущая"). Так женщина... должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги". Сама Елена Ивановна являлась высоким примером, конкретным воплощением этого предназначения женщины.
На Восходе, 2002, No 3
"Сострадание". 1935 - 1936
Идея сострадания может быть выражена в разных формах. Но как трогает то, что мы видим на картине Н.К.Рериха! Риши подставляет свою руку под стрелу, чтобы защитить лань, доверчиво ищущую у него спасения. Акт великого милосердия изображён в этом принятии чужой боли или даже смертельной опасности на себя. "Приняв на себя спокойно чужое страдание или тягость, на огнях своего сердца можно его нейтрализовать, и тогда помощь будет действительной и сильной. Как на картине Гуру: защищая, Риши принял удар и стрелы на себя, в свою руку, но зато и защитил преследуемую жертву. Это и есть истинная помощь - принять на себя удар, предназначенный тому, кому оказывается защита. Это и есть истинное сострадание" (Грани Агни Йоги, VIII, 530).
На Восходе, 2002, No 6
"Зороастр". 1931
У Николая Константиновича Рериха есть величественная и торжественная картина: на вершине высокой скалы Старец держит в руках пламенную чашу и изливает из неё огонь на землю. Лаконично и проникновенно передаёт на этом полотне художник значение великой миссии иранского Учителя и пророка древности Зороастра. И его ли одного? Не все ли великие духовные Учителя приносили во мрак человеческого существования свет огня Знания, Мудрости и Любви?! "Огонь пришёл Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся" (Евангелие от Луки, 12: 49,51). Огонь возгорался в сердцах и сознаниях людей, в свете его они начинали видеть путь свой и постигать своё назначение на земле.
Рукою щедрой Проливаешь Свет
Высоких несказуемых планет
На мрак земной - и будет побеждён,
И навсегда с Земли исчезнет он.
На Восходе, 2003, No 3
О картинах Н.К. Рериха
Воспроизводится по изданию:
Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. - ОТБЛЕСКИ: 1944-1993. - Новосибирск: Издательский центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2008.
Выступление на собрании, посвящённом 120-летию со дня рождения
Николая Константиновича Рериха и Дню Культуры
Гиганты духа и мысли будут всегда впереди своего времени. Они как бы приходят из будущего в настоящее, чтобы приблизить нас к этому будущему. Они не современны нам и часто бывают в начале их появления не понимаемы и не принимаемы нами. Их идеи и замыслы нам новы и непривычны; направление мысли их неожиданно. Но время идёт, люди возрастают в разуме и постепенно начинают втягиваться в орбиту прогрессивного движения, проложенного вождём возрождения. Его начинают воспринимать и следовать за ним передовые люди своего времени; за ними, с их помощью, подтягиваются и все те, которые в состоянии что-то понимать. И, под конец, наступает та эпоха, создать которую и было этому творцу будущего предназначено.
Сейчас наступает эпоха Рериха. Эпоха, неразрывно связанная с возникающей культурой духа. Это происходит на краю пропасти, перед лицом тотальной гибели цивилизации и угрозой полной духовной деградации и одичания. Такое экстремальное положение способствует пониманию его альтернативы, а именно принятию наследия и вмещению образа вождя Культуры, которую он провозгласил как почитание Света, а следовательно, и восхождение к Свету в отличие от падения в бездну тьмы. И тогда мы обретаем как бы наново того, кто родился 120 лет назад и ушёл с нашего плана бытия 47 лет назад.
Ушёл ли? Не совершается ли сейчас, в эти роковые мгновения нашей истории, его новый приход в свете нарастающего понимания того, что он создал и дал?
Этот новый приход, знаменующий новую эпоху духоразумения, мы отмечаем и приветствуем.
9 октября 1994 г.