ruenfrde
Скрыть оглавление

Рудзитис Р.Я. Матерь Живой Этики. 1960

Рихард Яковлевич Рудзитис

Рихард Яковлевич Рудзитис(1898–1960) – поэт, писатель, переводчик, председатель Латвийского общества им. Н.К. Рериха с 1936 до 1940 гг., адресат почти 300 писем Е.И. и Н.К. Рерихов, автор трудов о творчестве Н.К. Рериха, статей и книг по Учению Живой Этики.

 

 

Матерь Живой Этики

Те, кто имел самое большое счастье, какое только может быть дано человеку, счастье прикасаться к замечательному Учению Огня, те, кто имел возможность следовать ему, — в этой жизни действительно являются теми, кого древние индусы называли двиджа — рождённые дважды.

Настоящее духовное рождение их началось с того момента, когда сердца воспламенились и преобразились, зажжённые от луча духа — Духовной Матери.

Матерь Агни Йоги, Тара, Урусвати — многие несравненные эпитеты посвящены тебе на страницах Живой Этики. Но для нас существует единственное, простое, сердечное звучание, которое сообщает так много дорогого для сердца человека:

— Елена Ивановна.

Воистину ты — «Улыбка солнца среди туч, что даёт сияние радуге».

Те, кому была дана возможность прикасаться к этому имени и личности, его носившей, и быть в продолжительном контакте с нею, те, кто имел счастье действовать с нею в тесном духовном сотрудничестве, кто получал бесценные советы и чувствовал всю нежность её материнского сердца, — с этим священным именем они связывают всё, что есть в мире Первозданно Прекрасного, Героически Возвышенного, Одухотворённого Мудростью и, кроме того, пронизанного обаянием высокой женственности.

Елена Ивановна — это имя звучит для нас как призыв к духовному подвигу жизни, как указ быть бдительным за качество и скорость совершенствования своей жизни, за горение и преданность своего сердца; за чистоту и бескорыстие каждого действия и мысли; за непрестанное улучшение всего нашего существа для нового в высшем понимании, когда всё личное постепенно исчезает в огнях Великого Служения.

Она — «горная птица», «во всех жизнях стремилась к высотам... от внутреннего искания прекрасных Гор. Сказывается... необычайная преданность Братству. Каждая гора напоминала и о высотах Наших. Каждые подвиги говорят уже о путях к Нам».

Елена Ивановна — как мало мы знаем о жизни этого её воплощения.

«Образ маленькой девочки, несущей тяжёлый том Библии, является в хоромах барства творцом нового мира. Маленькая девочка, узревшая Учителя Света под небом голубым, есть сокрушитель застенков мрака.

Когда дух девочки может ощущать Братьев человечества, тогда имя того духа светоносный меч. Когда дух может чуять с детства, что Братья человечества сущее перерождают, тогда дух несёт имя светоносное».

«Когда девушка вечерами и ночами стремится принести пользу миру, когда она мечтает о несказанном прекрасном и высоком, далеко ли это от жизни? Если эти мечты были прекрасны, не будет ли прекрасен и ответ на них?! (...)

Ты ужасалась перед дверью темницы, тебе казалось несбыточным, чтоб открылась железная дверь, но вот Даю тебе ключ. (...)

Разве далёк подвиг? (...)

Ты, смотрящая, тебе Даю, прибавь каплю Моего дела в питьё и обмакни хлеб в вино знания подвига, давая пищу приходящим»3

Елена Ивановна — высокоодарённая воспитанница музыкальных курсов, обладала огненной памятью... Она имела особую одарённость к музыке, созвучную с её музыкальной гармоничной натурой.

В ранней молодости она была в Риге, сопровождая Николая Константиновича в его путешествии по древнерусским городам. Она писала: «Также тронута была, что Вы прислали мне карточки именно с тем видом Риги, который мне так близок. Я часто бывала именно в этих местах, ибо ходила слушать упражнявшегося в храме прекрасного органиста. Тогда мне было не более двадцати трёх лет, и я полюбила Ригу с её историческими памятниками и её нравственно здоровый, чистый и трудолюбивый народ»4

Её сподвижник так пишет о её духовном расцвете: «Из... отцовских шкафов, не по времени рано, уносятся философские сочинения, и среди шумного, казалось бы, развлекающего обихода самосоздаётся глубокое, словно бы давно уже законченное миросозерцание. Правда, справедливость, постоянный поиск истины и любовь к творящему труду — преображают всю жизнь вокруг молодого, сильного духа. И весь дом, и вся семья — всё строится по тем же благодатным началам. Все трудности и опасности переносятся под тем же несокрушимым водительством. Накопленное знание и стремление к совершенству дают непобедимое решение задач, ведущее всех окружающих по единому светлому пути. Болезненно ощущается всякое невежество, темнота и злоба. Где только возможно, происходят целения и физические, и духовные. Жизнь становится от раннего утра и до вечера истинно трудовою, — и всё на пользу человечества. Ведётся обширнейшая корреспонденция, пишутся книги, переводятся многотомные труды — и всё это в удивительной неутомимости духа. Даже наитруднейшие обстоятельства побеждаются истинною верою, которая уже делается прямым чувствознанием. А ведь для такого знания нужны были удивительные накоп­ления. Такую неустанно трудовую жизнь, в подвиге каждого дня, в доброжелательстве и строительстве, нужно иметь перед собою всей молодёжи. Когда известны все трудности, среди которых протекает такая вдохновенная работа, тогда молодёжи особенно ценно знать об этих неустанных продвижениях»5

Приведём ещё свидетельства сына Юрия о своей матери.

Её бабушка — монголка. Она была очень воинственной. Эта черта, очевидно, отразилась и в потомках. Недаром Елена Ивановна говорила, что её любимое слово — дух воинствующий.

Елена Ивановна проявляла замечательное мужество, страстно любила слово «подвиг». Можно восхищаться выдержкой, с которой она преодолевала препятствия в экспедиции. Человек с исключительным характером. Она была замечательным человеком. Никакие обстоятельства не сломили её. Больше всего она не любила, если кто-то проявлял малодушие. Недаром в Учении говорится о её огненном бесстрашии, перед которым склонялись даже полчища тьмы. Сказано: «Урусвати живёт приказом — подвиг и мужество»6

Елена Ивановна хотела все домашние заботы возложить на себя. Во время пребывания в Америке она сама готовила пищу. Но в последние годы всецело посвятила себя высокой миссии. Она не признавала людей, избегавших ежедневного физического труда и позволявших обслуживать себя там, где они и сами могли найти время и возможности для этого.

Елена Ивановна Рерих. <br>1930-е гг. Наггар, Индия.Известно, что Елена Ивановна вставала очень рано, до восхода солнца. Весь день работала в комнате на втором этаже, из окон которой открывался вид на сияющие вершины Гималаев. В Калимпонге в последние годы жизни она ложилась поздно вечером. Спала всего лишь 4 – 5 часов. Работала чрезвычайно много. Воистину каждое мгновение её жизни, каждый удар сердца были посвящены человечеству. Такой режим жизни был возможен лишь высоко в горах, в чистой пране Гималаев, и благодаря мощи сердечной энергии. О колоссальной трудоспособности свидетельствует то, что все свои рукописи она перепечатывала на машинке, исправляла и только после этого отдавала секретарю-машинистке. Ни болезни, ни давление высоких токов не могли помешать её работе. Как много ей было суждено познать нападений тёмных и предательств. Но всегда и везде она сохраняла героизм, гармонию, дисциплину духа и оптимизм. И других постоянно устремляла к светлой мелодии подвижничества. Недаром о ней сказано, что она дарит радость. Это большая благодать и искусство — быть светочем для других, воспринимая тепло и свет которого, даже думая о нём, человек забывает своё горе, становится лучше...

Елена Ивановна — несравненная спутница. Сотрудница, вдохновлявшая творца и вестника культуры Н.К. Рериха своей нежной чуткостью, мудростью, чувствознанием сердца и героизмом.

Часто их творчество было совместным, и в образах, воплощённых художником, увековечены искры её души.

Она — Матерь небывалого, всеохватного, преобразующего всю жизнь Учения, благовещающего новую Эпоху Света в сознании человечества. Она наставница и духовная Мать для многих последователей Живой Этики и ищущих, ни одного вопроса которых она не оставила без ответа, каждому она дарила приветливое слово помощи, окружала сердечной нежностью и лучами дружбы. И в дальнейшем, истинно, она будет путеводной звездой и маяком для жаждущих сердец многих поколений.

Её научная эрудиция необъятна, удивительна. Ей были присущи огненная острота мысли и одухотворённость тончайших чувств. Воистину за ней стоял сам Источник Света. И письма свои она писала как вдохновенный Иерархией поэт, с мастерством высокого стиля. С каким чутким пониманием она подходила к своим корреспондентам, стараясь в каждом разбудить всё, что есть в нём положительного, делясь сердечной щедростью. Недаром о ней сказано: «Нужно помнить, насколько каждое указание Урусвати правильно и каждое чувство имеет основание. (...) Нет ошибок в определении людей»7

«Одно не забудьте, что сердце Урусвати на высокой огненной ступени и чует очень чётко»8

Елена Ивановна — многие сияющие жизни хранятся в священной сокровищнице её Сердца. В голубовато мерцающих сумерках эпох человечества мы видим гигантски возносящихся подвижников и основателей могучих цивилизаций и водителей духовной культуры — и среди них сияет этот женственно-одухотворённый, мудрый, полный бесстрашия образ.

Она — самоотверженная и обладающая сердечной мудростью жена, мать, ученица, друг, соратник, вдохновительница, передающая мысли сердца, очищающая и просвещающая, указующая огненный путь для людей, жаждущих истины.

Кто знает, может быть, она была той удивительной женщиной в Золотом веке Эллады, которая вдохновляла самых выдающихся мужей государства и культуры, философов на героическое строительство?

Не ты ли — Диатима, бессмертный мудрый образ Платона, воспетый немецкими романтиками как возвышенный символ всего женственно-прекрасного?

Ты пламенная подвижница духа, воистину сестра выдающимся женщинам в истории — кто знает, сколько сердец ты вдохновила на подвиг, скольким ищущим, колеблющимся от сомнения и невежества ты открыла окно к Утреннему Свету. Недаром о тебе сказано: ты «вывела многих из тьмы — и близких, и дальних, и друзей, и врагов»9

В наш переломный, решающий век с каким уважением и любовью Живая Этика упоминает Матерь Агни Йоги, отдавшую всю себя на испытание Космическим Огнём и трансмутацию ради ускорения развития человеческого сознания. Ты открыла Врата к Братству Будущего и открыла смысл совершенствования жизни.

Кажется непонятным и невозможным, что этой хрупкой, прекрасной, утончённой женщине, постоянно переносящей «священные боли», страдающей от холода и усталости как и все мы, в Сердце и Цент­рах которой мучительно отражается каждая боль мира и человечества, все токи и колебания и, более того, катастрофы и землетрясения, — именно ей была дана такая неземная способность участвовать в космических процессах, владеть огненными стихиями нашей планеты, превращать их в необходимые для эволюции сияющие гармонические энергии и помогать пламенному очищению нашей планеты и сознания человечества.

«Быть Матерью Агни Йоги совсем не легко»10. «Опыт Матери Агни Йоги отличается не яркостью, но измерением космическим. (...) Запишите Моё поручение Матери Агни Йоги как согласованность высшую на планете. Согласованность духа и материи — редчайшее космическое явление»11

«Как же мощно творит дух Агни Йога, центры которого зажжены сокровенным огнём! Так на пути к Миру Огненному можно проникнуть в мощную деятельность Агни Йога. Почтим Матерь Агни Йоги — Я сказал»12

В уважении и бесконечной благодарности, в детской любви к матери мы преклоняемся перед твоей священной памятью.

Каждая строка Учения, рождённая с великой болью сердца и радостью за судьбу эволюции человечества, утверждённая огненным подвигом твоей жизни, будет для нас лучом путеводного факела в этом сумрачном рассвете Сатья Юги.

Мы находимся во времени самой ожесточённой битвы Армагеддона. Истинно — светает. Истинно — близка Победа.

Пусть слышит сердце и торопится исполнить Приказ Владыки: «Истинно, тьма должна быть побеждена». «Наполняйте пространство мыслями победными». «Помогите, помогите строить Мою Страну, Новый Мир!»

«Пусть лучшие воины Грааля клянутся, что трепет святого горения подвигом и преданностью ни на мгновение не погаснет в их сердцах... Пусть они клянутся во имя своей Матери, что со всей вдохновенностью сердца поспешат строить державу Братства и Света на Земле и в первую очередь между собой и ближними.

Пусть они клянутся во имя своей Матери трижды повысить качество и мощь труда. Пусть каждой мыслью, словом, поступком они стремятся сеять вокруг себя только свет!..»

Есть чудесная древняя китайская легенда о семи бессмертных божественных братьях и восьмой бессмертной — простой преданной им девушке, при жизни принятой на небо, чтобы ежедневно собирать цветы Рая и развеивать их по Земле.

Не знаю почему, когда я думаю о Елене Ивановне, то всегда представляю эту хрупкую, нежную Деву Цветов.

Накопив излучения самых высших мыслей, она раздаёт человечеству дары своего божественного сердца. И ныне, взойдя на небо, она продолжает зажигать сознание людей, пламенно пробуждая их к высшему Озарению.

Рига, 1960 г.

  


1 Надземное. 43.

2 Иерархия. 24.

3 Листы Сада Мории. Зов. 28.04.1923.

4 Письма Елены Рерих. 1932-1955. Новосибирск, 1993. 24.01.1935.

5 Рерих Н.К. Нерушимое. Рига, 1991. С. 151 – 152.

6 Надземное. 98.

7 Мир Огненный. I. 166.

8 Мир Огненный. II. 215.

9 Надземное. 187.

10 Аум. 544.

11 Беспредельность. 106.

12 Мир Огненный. III. 128.

 

Публикуется по изданию: Журнал «Восход», № 2 (190), Февраль, 2010.

http://rossasia.sibro.ru/voshod/article/27679

 

 

Начало страницы