15.12.2024. Хоровой триптих на стихи Н.К. Рериха.
В 2021 г. композитором Сергеем Левиным был создан хоровой триптих «Благословенному» на три стихотворения Н.К. Рериха.
Триптих был исполнен на конкурсе композиторов в рамках XI СТАМ-фестиваля в Московской консерватории и стал победителем – лауреатом I степени (2021 г.).
Рекомендуем прослушать все три произведения – они особенно выразительны в целостности.
«Николай Константинович Рерих — уникальная фигура в мировой культуре: художник, писатель, философ, ученый, археолог, общественный деятель. Хотя его имя чаще всего ассоциируется с живописным наследием, его творческий гений проявился в удивительном синтезе искусств. Рерих-художник и Рерих-поэт неразделимы: многие его картины рождались параллельно со стихами, образуя единое художественное высказывание. Всем известны его декорации к сочинениям Вагнера, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Стравинского. По словам Рериха, звук и свет нераздельно связаны между собой. Рерих искал звук в цвете. К своим поэтическим циклам и картинам он применял термин «сюита», сознательно подчеркивая в них музыкальность.
В 2021 г. отмечалось 100-летие издания поэтического сборника Н.К. Рериха «Цветы Мории». Этот сборник, созданный на стыке русской философской лирики и восточной мудрости, отразил важнейший этап духовного пути автора.
Гонорар, полученный за издание книги, был пожертвован в пользу голодающих в России. Сам автор подчёркивал, что сборник выпущен «для духовно голодных», т.е. людей, стремящихся обрести мудрость и крепость духа.
«Цветы Мории» складывались более 10 лет. Они написаны свободным стихом – верлибром. Большинству присуще совпадение заглавия и последнего слова, что помогает усилить и заострить содержащуюся в них мысль.
Три сюиты сборника (всего же в нем 4 части, последняя – поэма) представляют собой совокупность стихотворений, имеющих свой внутренний сюжет и образный мир, но связанных сходством структуры, ключевыми мотивами, образом лирического героя, путём его духовных исканий.
Всего на эти стихи было создано несколько сочинений: вокальный цикл соратника Н. Рериха, композитора Василия Завадского (1924 г.), кантата «Письмена» Геннадия Белова (1991 г.), кантата «Неизвестный певец» Георгия Фиртича (1993 г.), хоровой триптих «Благословенному» (2021 г.) Сергея Левина.
«Благословенному» – один из эпитетов, которым на востоке называют духовного учителя. Это вторая сюита сборника, в которой герой, осознавший свой путь, стремится к единению с Духовным учителем и претворению его заветов в жизни. Для своего сочинения из 21 стихотворения Рериха Сергей Левин выбрал 3 стихотворения, создав миницикл изображающий духовный путь героя.
1 часть. Свет — поиск Света, исходящего от Божественного Лика.
2 часть. Капли — Благодать, щедро дарованная Богом, расплескалась каплями на землю. Как донести и сохранить её в своем сердце.
3 часть. Пора — Призыв к действию. Всё полученное нами свыше даётся нам только затем, чтобы мы несли это в жизнь, в подвиг каждого дня.
По ссылке можно прочитать стихотворения: https://etikavomne.ru/trydu-rerihov/nk-rerih/work/cvetu-1921/blagoslovennomu
Послушать и увидеть композитора (он и выступает, и дирижирует): https://www.ganjingworld.com/ru-RU/video/1fgumcoc9355ZGhXIA07N7VFb1n41c?relatedID=1fg10p8j9e2gpVznLixT9Q8P912u1c
Жанровые истоки триптиха, его структура и методы развития материала отводят к русскому духовному концерту к.17-18 вв. Классический хоровой концерт — жанр многообразный. Его содержание часто связано с размышлениями о бренности человеческого существования, о Боге и человеке, претворенном сквозь призму личного видения художника. Композиция отличается большой сложностью: последовательностью нескольких относительно самостоятельных частей, контрастных по содержанию, характеру музыки, темпу. Жанровый признак концерта — принцип соревнования — осуществляется путем чередования-сопоставления хоровых тутти с сольными или ансамблевыми эпизодами.
Таким образом, в хоровом триптихе на стихи Н.А. Рериха композитор тонко воплощает идею духовного поиска и обретения смысла жизни, опираясь на религиозную символику разных культур, композиционные принципы русской духовной музыки и современный музыкальный язык.
"Благословенному" становится не просто музыкальным произведением, а настоящим философским размышлением о том, как найти свет и истину в жизни. Мы надеемся, что это не последнее сочинение на стихи Рериха. Будущие композиторы могут продолжать исследовать его поэзию и создавать новые музыкальные произведения, которые будут вдохновлять нас на духовные поиски и обогащать музыкальную культуру».