ruenfrdeit

Конференция в Третьяковской галерее.

07.02.2024. Конференция в Третьяковской галерее.

25–26 января 2024 г. состоялась Международная научная конференция «Творческое наследие Николая Рериха. К 150-летию со дня рождения», приуроченная к выставке «Николай Рерих» в Третьяковской галерее (Крымский Вал, 10).

В фокусе внимания конференции – актуальные проблемы изучения наследия Н.К. Рериха. Её целью являлась консолидация усилий специалистов различного профиля в осмыслении роли Николая Рериха в искусстве ХХ века, обмен новой информацией и введение её в научный оборот.

В первый день конференции прозвучал доклад научного сотрудника Музея Б.Н. Абрамова Н.В. Башковой «Путь женщины в живописи Н.К. Рериха».

В живописи Н.К. Рериха представлена целая галерея женских образов. Не будучи индивидуализированными (что характерно для творчества мастера в целом), они выступают глубокими символами. Среди них присутствуют божественные и человеческие облики, исполненные одновременно утончённости и героизма. В докладе выделены основные мотивы, связанные с образами женщин, и даётся целостное понимание художником женского пути – жертвенного, но победного:

– напряжённое ожидание важной вести или знака;

– встреча высокого вестника, получение духовного знания;

– утверждение женщины как носительницы знания, свершение ею жизненного подвига;

– достойное возвеличивание женщины, венчающее её созидательный путь, равновеликий с мужским;

– выявление духовной ипостаси Женского Начала как высшего прообраза и примера.

В женских образах Рериха воплощены лучшие человеческие качества: любовь, сострадание, мудрость, отвага, готовность к подвигу. Женщина несет в мир знание, исполняет благую миссию очищения и спасения жизни.

 

Во второй день А.В. Макарова, сотрудница ТулРИЦ, выступила с докладом «Семантика цвета в литературных произведениях Н.К. Рериха».

 У Н.К. Рериха как художника, тяготеющего к символизму, цвет несет мощную семантическую нагрузку не только в живописных, но и в литературных произведениях. В докладе рассматриваются спектр, функции и значение цветов в его сказках, повести «Пламя», пьесе «Милосердие». Картины драмы обладают индивидуальной цветовой тональностью, точно обозначенной в ремарках. Противопоставление алого и голубого пламени становится ключевым для повести «Пламя» и находит соответствие в сказках «Девассари Абунту», «Границы царства», «Властитель ночи» и др. Белый цвет символизирует мудрость и чистоту в произведениях: «Сон», «Заповедь Гайятри» и др. Цветовые характеристики передают обстановку действия, душевное состояние, внешность героев и часто выступают как символические детали. Семантика последних корреспондирует с философскими образами Учения Живой Этики.

 

Скачать программу конференции.

По материалам сайта: https://www.tretyakovgallery.ru/events/o/mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferentsiya-tvorcheskoe-nasledie-nikolaya-rerikha-k-150-letiyu-so-dnya-r/

 

 

 

Начало страницы