ruenfrde

«Грани Агни Йоги»: аспекты проблемы Добра и зла

Макаров В.В.

Тульский Рериховский исследовательский центр

 

«Грани Агни Йоги»: аспекты проблемы Добра и зла

 

С.Н. Рерих. Ты не должен видеть этого пламени. 1968 г.Пожалуй, нет другой такой проблемы, которая бы на протяжении всего существования человечества порождала столько споров, всевозмож­ных толкований, а зачастую и спекуляций.

Что такое Добро и что зло? Реальны ли они вообще? Насколько они объек­тивны? Ведь всё в жизни относительно. И что для одного хорошо, то для другого может быть плохо. Если всё же зло есть, то как оно появилось? Является ли зло не­обходимой частью мироздания и нашей жизни? Существуют ли границы между Добром и злом? Есть ли объективные критерии Добра и зла? И насколько выгодно и практично жить в Добре? В нашей повседневной жизни, да и в исторической ретроспективе мы сплошь и рядом видим, что богатство, успех, власть, слава и т.д., как правило, достигаются попранием морального закона и принципов Добра.

В поисках ответов на эти непростые вопросы обратимся к Записям Бориса Николаевича Абрамова, опубликованным под названием «Грани Агни Йоги». (Как известно, они органично входят в корпус Нового Учения, Уче­ния Жизни, включающего в себя письма Махатм, основные труды Е.П. Блаватской, Учение Живой Этики, философские письма и труды Е.И. и Н.К. Рерихов). Рассмот­рим несколько аспектов этой проблемы.

1. Космический аспект. Согласно Учению Жизни, в Космосе зла как созна­тельной, разрушительной, абсолютной Силы не существует. Космос представляет собой сложную многомерную одухотворённую систему, которая живёт и раз­вивается по вполне определённым разумным, безличным Космическим Законам. Всё сущее – от атома до звёзд и галактик – находится в непрерывном движении, гло­бальном развитии, получившем название космической эволюции. Движение это не хаотично, а имеет направленный, прогрессивный характер: от низшего к высше­му, от непроявленного к проявленному, от необходимости к свободе, от бессозна­тельного к самосознающему и т.д. Н.К. Рерих. Звезда утра. 1932 г.Этот беспредельный процесс глобальной косми­ческой эволюции устремлён к Гармонии, Красоте и Совершенству, что равнознач­но понятиям Блага и Добра. «Эволюция, – сказано в Живой Этике, – есть претворе­ние Добра» (Надземное, § 515).

 Таким образом, в Учении Живой Этики утверждается главный объективный критерий Добра и зла – все действия человека, согласующиеся с космической эволюцией и её законами, характеризуются как Добро, и соответственно всё, что препятствует это­му, является отсутствием Добра, или злом. Вопреки представлениям многих рели­гий, в Космосе сознательной единой Злой Силы нет. Существует лишь Хаос, пред­ставляющий собой несгармонизированное состояние материи, грубую необуздан­ную Стихию. Эта грозная инволюционная Сила всегда стремится поглотить и уничтожить достижения эволюции. Усилия всех Творческих Сил Космоса направ­лены на борьбу с Хаосом, на преодоление сопротивления материи различных по­рядков и несовершенства во всех видах, а также на развитие более совершенных ступеней Жизни. 

Вот как говорится об этом в Записях Бориса Николаевича Абрамова: «Нет добра или зла, но есть явления, содействующие эволюции, явления эволюционные и идущие против неё. Область последних и будет областью зла или царством тьмы. И то, что хорошо и благо на одной ступени эволюции, может быть злом на высшей ступени. Явление эволюционное, т.е. благое на данный момент, с течением времени перерастает своё значение и становится антитезой эволюции, вызывая тем самым новое явление эволюционного порядка...» («Грани Агни Йоги». 16.08.1960 г.).

2. Земной аспект. Рассмотрим теперь Н.К. Рерих. Армагеддон. 1936 г.проблему добра и зла в масштабе планеты Земля. В её Природе нет ни Добра, ни зла как таковых, взятых сами по себе. Однако, как пишет Елена Ивановна Рерих: «несомненно, в мире человече­ском зло существует, и оно зародилось с первым проблеском сознания. Несовершенство сознания [человека], при его свободной воле, породило все виды зла»1. Таким образом, сознательное зло, как и добро, на Земле возникает вместе с человеком. Именно человек, благодаря наличию разума и самосознания является единственным свободным деятелем на нашей планете. Ни растения, ни животные такой возможности не имеют. (И как бы нам ни были нам не приятны хищники, комары, кра­пива и т.п. – все они не являются носителями зла, так как действуют подчиняясь своей природе, а не свободной воле). Именно несовершенство сознания человека, его невежество и различные пороки приводят к всевозможным бедам, начиная с болезней, жестокости, войн и несправедливости и заканчивая глобальными проблемами современности (ис­тощение природных ресурсов планеты, распространение массовых заболеваний, масштабное изменение климата, углубление экологического кризиса, рост терро­ризма и т.д.). Все эти общемировые проблемы, согласно Учению Жизни, яв­ляются следствием духовного кризиса человечества.

Для того, чтобы лучше понять, каким образом всё это многообразие зла стало возможно, необходимо глубже вникнуть в сущность человека. Она весьма сложна, но в нашем случае достаточно выделить её двойственность. В терминах Учения это «личность» – средоточие эгоизма, самости – и «индивидуальность» – средоточие Высшего, духовного Начала.

Вот что об этом сказано в «Гранях Агни Йоги»: «Личность – это внешний человек, его социальное положение, работа, семья, отношение с людьми и его психический мир, наполненный подробностями текущей жизни, его симпатии и антипатии… и внешний налет воспитания и образования – словом, в значительной мере все то, что обычные люди подразумевают под обычным человеком.  Индивидуальность – это скры­тый человек в человеке, это то, что облекается внешним человеком, его личностью, чтобы эта последняя могла выполнить поставленную перед ней задачу очередного воплощения. В ней заключены все высшие качества духа… Все выс­шие импульсы и устремления идут от неё. Она не умирает со смертью своих обо­лочек, но собирает через каждую всё, что могут они дать в каждом из соответст­вующих им миров... Обычно бывает и так, что нечто весьма тяжкое и неприятное для личности полезно и нужно для Индивидуальности. И тогда личность страдает. Многие страдания дают Высшей Триаде нужный Ей опыт и знания… Яркий личный мир человека и личное сознание затухают и видоизменяются при освобождении от физического тела. Личность умирает при каждом развоплощении. …Но с каждым новым воплощением Индивидуальность растет и накапливает столь нужные ей элементы непреходящего. (...) Когда было Сказано: “Царство Моё не от мира сего”, – име­лись в виду Бессмертная Индивидуальность и мир Её проявлений» («Грани Агни Йоги». 1965, § 384).

«Личность и индивидуальность различаются между собою как Свет или тьма, свобода или рабство, жизнь или смерть, конечность и Беспредельность. Жить для себя и собою – значит обречь себя смерти и уничтожению, ибо смертны все оболочки, в которых может уявляться жизнь личности. Жить вне себя, вне интересов своих, жить ради других, ради Общего Блага – значит бессмертие свое утвердить на Земле и в Мирах, накапливая тем самым и утверждая элементы непреходящего в микрокосме своем. (...) Предположим, что некто любил хорошо есть и пить, хорошо одеваться, любил комфорт и удобства лёгкой и беспечной жизни, что все интересы его были ограни­чены условиями земной жизни и заключались лишь в том, чтобы удовлетворять желания тела, что вся активность его сознания была сосредоточена в его низших оболочках. Чем может жить он и как, когда то, в чём он жил, перестанет его облекать. Не будет желудка, который можно наполнить яствами, не будет тела, ко­торое можно было холить, оберегать и облекать в модные костюмы, не будет ниче­го из того, чем он жил на земле. Он жил для себя и собою, но то, чем он жил и для чего, пере­станет существовать. Чем же жить и как? Он умер, но народ, которому он принадлежал, продолжает существовать, но он никогда не жил интересами своего народа, и потому сознание его не будет иметь части в жизни этого народа. И интересами всего человечества и идеями Общего Блага он тоже не жил никогда, так что и в этой области ему ничего не остается. Погрузив себя в личное и служа самости, он тем самым обрёк себя смерти… но бессмертна область жизни сверхличной. (…) Любовь к ближнему, к человечеству является принципом, утверждающим, прежде всего, жизнь и бессмертие духа… путём, выводящим сознание за пределы круга обречённости, очерченного личностью и самостью человека» («Грани Агни Йоги». 1961, § 489).

 Н.К. Рерих. Сострадание. 1936 г. 3. Кармический аспект. Очень часто под злом мы подразумеваем несправедливость. За­мечая многообразные проявления несправедливости (это и произвол государства и от­дельных людей, и неравенство в удаче и несчастьях), наблюдая, как страдают хоро­шие люди, нам бывает трудно понять, что в Космосе существует реальная Спра­ведливость. Но это так. Космос построен и развивается по строгим безличным зако­нам. Одним из главных является закон причин и следствий, называемый на Востоке законом Кармы.

Суть его проста и афористично выражена Апостолом Павлом: «Не обманы­вайтесь: Бог [т.е. Закон] поругаем не бывает, ибо что посеет человек, то и пожнёт». Каждому воздаётся по делам его: за добро – добром, за зло – злом. Или, как выра­жена эта же идея в Ветхом Завете: «Око за око, зуб за зуб». Конечно, по-человечески нам бы хотелось, чтобы меч Немезиды карал грешника прямо на на­ших глазах. Но механизм Кармы действует достаточно сложно и многопланово, ос­таваясь непреложным в своих результатах. Закону Кармы подчиняется и земное, и Надземное существование человека. Именно им объясняется и разрешается мно­гое, что нам кажется необъяснимо несправедливым.

«Грани Агни Йоги» раскрывают нам важный внутренний механизм действия Кармы: «Карма человека заключена в его ауре. Каждое движение сознания запе­чатлевается на ауре путём отложения в ней элементов, которые служат причинами будущих действий. Эти кристаллические образования магнитны. Совершающий зло человек прежде всего наносит вред себе, творя в своём микрокосме кристаллы зла, остающиеся в его ауре как причины, создающие его карму. (…) Каждый притя­гивает к себе или отталкивает от себя как людей, так и обстоятельства. Неудача как бы преследует некоторых людей, несущих причины её в своей ауре. И, наоборот, успех, удача, счастье сопровождают тех, чья аура обладает магнетичностью проти­воположного порядка. Любители зла и служители тёмных утешения себе не име­ют, ибо несут в себе карму осуждения. От судьбы, то есть от самого себя и ауры своей, не уйдёшь, ибо уйти некуда» («Грани Агни Йоги». 1962, § 59).

4. Эволюционный аспект. Хотя граница между добром и злом очень извилиста, «Грани Агни Йоги» утверждают вполне чёткие объективные их критерии: «Много хороших, но никчёмных людей коптят землю и небо. Не они соль земли. У Нас хорошесть человека расценивается иначе. Пусть будет он даже плох, но полезен для эволюции – вот Наш критерий хорошести. Плохость и хорошесть – относительны. И надо, чтобы дух восходил, независимо от того, плох человек или хорош. Восхождение может включать в себя: расширение сознания, приобретение опыта жизни, утверждение нужных качеств духа или свойств, или труд, полезный для Общего Блага» («Грани Агни Йоги». 8.05.1960 г.).

 Н.К. Рерих. Святые Борис и Глеб. 1942 г.   Существуют ли признаки признаки наличия Добра и зла в конкретном че­ловеке? В «Гранях Агни Йоги» выделены три таких признака: 1) цвет ауры челове­ка, 2) запах излучений и 3) светотень. Они образуют неотъемлемый паспорт че­ловека. «Где же критерий? Как отличить Свет от тьмы?» – спрашивается в «Гранях Агни Йоги» – «Только по светотени. (…) По степени тени устанавливается природа и количество Света. (…) Чем меньше тени, тем больше Света» («Грани Агни Йоги». 1963, § 295). «Цвет ауры характери­зует облик самого человека, точно так же и запах» (1962, § 264). «Деление людей на нечистых и чистых имеет под собою основание. Утончённое обоняние может чувствовать при­ближение добра или зла на большом расстоянии. (...) Энергии добра или зла, света или тьмы обладают своими ароматами. Добро благоухает… (...) Обжорство, пьянство, ку­рение – всё имеет свои специфические запахи. Аромат или зловоние человека – это его неотъемлемый паспорт, который остаётся при нём и после того, как паспорт земной становится совершенно не нужен» (1966, § 218).

«Грани Агни Йоги» утверждают, что человек является фабрикой Добра и зла: С.Н. Рерих. Розы сердца. 1923 г.«Каждая мысль человека, каждое его настроение и чувство тотчас же отража­ются на его излучениях. Излучения эти выражаются в свете, цветах или огнях, явно видимых для тонкого зрения. Упадок духа и омрачённое состояние понижают светимость, аура тускнеет и становится серой. Прилив мужества дает яркие, светлые вспышки или более или менее длительное горение. (...) Чистые, прекрасные мысли и чувства вызывают соответст­вующие окраски; тёмные, низкие вожделения, переживания и страсти – тёмные, дымные, мутные, безобразные формы низких огней. (...) Эти излучения вступают во взаимодействие с пространственным огнём, и получается фабрика добра или зла, светлых или тём­ных эманаций, которые усиливаются или ослабляются в зависимости от напряже­ния этого взаимодействия. Омрачителем или осветителем пространства может быть назван человек. (…) В  ауре своей несёт человек для окружающих здоро­вье, радость и свет или болезни, горе, страдания и тьму» (1965, § 423).

Какой же инструмент или орган сможет распознать по вышеназванным признакам, где Добро, а где зло? «Грани Агни Йоги» отвечают – это духовное сердце чело­века. «И судия – сердце, но сердце, очищенное в мере какой-то от тьмы. Мозг уже не поможет. Пути мозга столь же извилисты, как и его извилины. И потому путь мозга заменяется путем сердца, в котором может быть сор, но нет извилин. (…) Пото­му перенесение сознания в сердце, это средоточие человеческого микрокосма, бу­дет единственным решением жизни, ибо жизнь духа – в сердце» (1963, § 295).

Учение Живой Этики и «Грани Агни Йоги» убедительно показывают, что зло совершать не практично, не выгодно и особый акцент делают на рассмотрении ме­ханизмов и принципов утверждения Добра и Света как в человеке, так и в окру­жающей жизни.

 

2013 г.

 

_________________________________________

 

1 Письма Е.И. Рерих. Том 2. Минск, 1992. С. 266-267.

 

 

 

 

 

Начало страницы