ruenfrde

Свами Вивекананда. Четыре йоги и другие работы. PDF

Свами Вивекананда

(наст. имя Нарендранатх Датта; 1863-1902)

выдающийся духовный мыслитель-гуманист, подвижник, религиозный реформатор и общественный деятель Индии.

Ученик Рамакришны и основатель Ордена Рамакришны и Миссии Рамакришны.

 

Свами Вивекананда. 1891-1892 гг.Свами Вивекананда. Философия йоги. Перевод со 2-го калькуттского изд. Я.К. Попова. Магнитогорск: Амрита, 1992.

Сборник лекций Свами Вивекананды печатается по отдельным изданиям 1911 года в переводах Я.К. Попова.

Редакция сайта «Этика во мне» рекомендует изучать книги Свами Вивекананды вместе с книгами Е.П. Блаватской, Учением Живой Этики, трудами и письмами семьи Рерихов. В этих работах даются подробные разъяснения сущности и назначении йоги, искусства правильного ритмического дыхания с исчерпывающими предостережениями, о которых умалчивают многочисленные самоявленные "учителя".

 

Читать в формате PDF (26 Мб)

 

 

Письма Е.И. Рерих. 2.06.1934. Радовалась очень, что Вы оценили труды Вивекананды и Рамакришны. Книги эти были и есть наши самые большие друзья. К сожалению, оба эти великие духа уже ушли. Так, Вивекананда умер в 1901 году, Рамакришна еще раньше. …Если Вы читаете по-английски, то я с радостью переслала бы Вам имеющиеся у меня книги Вивекананды, хотя отдельных трудов, помимо лекций, у него не было. Он умер сравнительно молодым, на сороковом году, но выполнил огромную миссию. Он положил начало действительному ознакомлению и сближению Востока с Западом. Впервые ясно и сердечно изложены были перед Западом великие Основы индусского миросозерцания, Великие Основы Живой Этики. И может быть, именно ему больше удалось пробить сознание наших соотечественников, нежели Елене Петровне Блаватской.

 

Письма Е.И. Рерих. 30.06.1934. Лично я всегда советую, если есть возможность, читать восточную литературу, ибо в ней, конечно, когда она не искажена переводом, нет заблуждений или очень мало. Потому прекрасно было бы, если члены Общества ознакомились бы с Основами Учения Будды, Упанишад, Бхагавад Гиты, Конфуция, Лао Тзе и т.д. Конечно, огромное затруднение в том, что так мало переведено на русский язык. При правильном отношении знакомство с этими Учениями может даже укрепить на пути Учения [Живой Этики]. Также всегда буду рекомендовать читать книги Суоми Вивекананды и изречения Рамакришны и особенно люблю читать огромные четыре тома, посвященные описанию жизней Рамакришны и Суоми Вивекананды. Читая их, проникаешься всем очарованием тонкости чувств и мысли Востока. Вообще, очень много прекрасных восточных книжечек... Прекрасны также книги Сестры Ниведиты об Индии и о Суоми Вивекананде, который был ее учителем.

 

Письма Е.И. Рерих. 12.03.1935. Конечно, многие, даже члены наших групп, прочитав «Раджа Йогу» Свами Вивекананды, считают, что практикование Раджа Йоги вполне возможно. Но все они упускают из виду, что, выдавая способы раздражения центров посредством удержания дыхания, Свами Вивекананда, прежде всего, настаивал на полном очищении мышления и сердца, то есть, иначе говоря, на перерождении внутреннего человека, и только тогда допускал эти механические упражнения. Но кто из приступающих к таким, в конце концов, хатха-йогическим упражнениям задумался над этим основным условием? Раджа Йога без внутреннего перерождения немыслима. Кроме того, наука о дыхании, которой занимаются истинные раджа-йоги, имеет мало общего с Пранаямой. Хатха-йоги заняты контролем жизненного дыхания легких, тогда как древние раджа-йоги понимали его как дыхание ментальное, именно только овладение этим ментальным дыханием приводит к высшему ясновидению и восстановлению функции Третьего Глаза и к истинным достижениям раджа-йога.

 

Письма Е.И. Рерих. 5.09.1935. На мировой книжный рынок выброшены сейчас тысячи руководств, указывающих легкие способы, как механическим путем развить в себе скрытые низшие психические силы. Истинно, эти невежественные и безответственные писатели работают на стороне темных сил, которые ничего так не желают, как открыть некоторые центры у людей и тем получить доступ к ним и через них приобщиться к земной жизни для проведения своих темных планов. Ведь им так хочется удержать вокруг Земли отравленную низшими эманациями атмосферу, необходимую для их существования.

Также несомненно, что простое ритмическое дыхание само по себе очень полезно. Люди разучились не только пользоваться свежим воздухом, но именно правильно дышать, что является основою нашего здоровья. Но пранаяма Хатха Йоги не имеет ничего общего с таким ритмическим дыханием. Ведь пранаяма, которой занимаются хатха-йоги, имеет целью путем задерживания дыхания, вращения и других гимнастик раздражить и нагнести прилив крови к некоторым центрам и тем вызвать их усиленную деятельность. Но можно легко представить себе, какой вред получится, если человек начнет раздражать центры, находящиеся в органах, почему-либо ослабленных или даже больных. Конечно, он только усилит их болезненное состояние. Вот почему столько несчастных случаев среди занимающихся пранаямой с невежественными и безответственными учителями. Открытие центров может происходить без вреда лишь под руководством Великого Учителя, видящего истинное состояние нашего организма во всей сложности его и знающего, что и когда возможно применить или допустить.

 

Письма Е.И. Рерих. 7.01.1937 …Могу сказать про себя, что моими первыми земными учителями были книги Рамакришны, Суоми Вивекананды, «Бхагавад Гита», книги по Буддизму, «Лам-рин» Цзон-ка-пы и т.д.

 

Письма Е.И. Рерих. 2.08.1948. Не знаю более высокого выразителя Мудрости Востока, нежели Вивекананда. Он – носитель и прекрасных заветов своего Учителя Рамакришны.

Мудрость Востока, конечно, является основою истинного знания. Наши православные отцы слишком легко забыли, что Христос был от Востока. Но только в свете Мудрости Востока обретут они новое понимание Учения Христа и тогда очистят его от самовольных искажений, допущенных в период тяжкого невежества церковных пастырей.

 

Письма Е.И. Рерих. 13.11.1948. Очень трудный вопрос – это советовать людям книги. Сознание и накопления и образование настолько разнятся, что нужно применить все чувствознание, чтобы дать правильную книгу. Но такие книги, как все написанное о Рамакришне, и все книги, написанные Свами Вивеканандой, конечно, безусловно полезны.

 

Письма Е.И. Рерих. 27.12.1948. Великую помощь для заложения основ мышления и духовного продвижения окажет философия Востока. В этой связи я бы посоветовала Вам прочитать некоторые труды и Учения наших, можно сказать, современников Шри Рамакришны и его великого ученика Свами Вивекананды. Я не знаю лучшего толкователя Индуизма и Веданты, нежели Свами Вивекананда. «Провозвестие Рамакришны» и его жизнеописание, рассказанное его индийским учеником, биография Рамакришны Ромена Роллана – эти книги помогут Вам получить ясное представление о психологии Индии, о величии ее духовных достижений и мысли. Книги Свами Вивекананды о Веданте и различных йогах откроют Вам путь к достижению возвышенного Идеала и Вершины индийской космогонии.

 

Письма Е.И. Рерих. 19.11.1951. Расширяйте сознание лучшим усвоением Учения и чтением книг наших прекрасных писателей и ученых, но явите распознание страстным сердечным пониманием. ... Читайте философа Владимира Сергеевича Соловьева и прекрасного былого врача и педагога Николая Ивановича Пирогова, а также и нашего знаменитого физиолога Павлова. Ценны очень его обращения к молодежи. Такое чтение создаст новые вибрации в Вашем мозгу, и в сочетании с Учением Света могут создаться лучшие представления и усвоения в Вашем сознании. Также могу советовать всем читать книги Востока. Такие жемчужины, как «Провозвестие Рамакришны» и все книги Свами Вивекананды – его ученика, да и книги йога Рамачарака, весьма, весьма полезны для расширения сознания.

 

Письма Е.И. Рерих. 16.04.1954. Свами Вивекананда был воистину последним великим духовным вождем Индии. Вивекананда понимал Служение и никогда не думал о себе. Он понимал нужды времени и не стремился в отшельничество. Он старался всеми способами поднять и расширить сознание молодых людей и сделать из них истинных тружеников на духовной ниве Индии.

 

Письма Е.И. Рерих. 10.10.1954. Я не знаю другого такого блестящего ума и талантливого популяризатора Учений Востока, как Вивекананда. Ясно и просто излагал он великие Истины. Утвердитесь на изучении Учений Востока.

 

Письма Е.И. Рерих. 18.03.1955. …Приведите сравнение с утверждениями о [психической энергии] в древней восточной литературе и в таких прекрасных трудах, как книги Свами Вивекананды. Полезно ознакомиться с религиозно-философской мыслью Индии – я не знаю другого лучшего толкователя. Изложение его ясно и прекрасно и ново, ибо он проникал в самую сущность им излагаемого.

 

 

Начало страницы